Храм зосимы и савватия

Православный храм
Храм Преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове
Центральный вход и колокольня
55°49′06″ с. ш. 37°48′51″ в. д.HGЯOL
Страна Россия Россия
Город Москва
Конфессия Православие
Епархия Московская
Благочиние Воскресенское
Архитектурный стиль классицизм
Основатель Алексей Михайлович
Дата основания XVII век
Дата постройки 1842 год
Статус Объект культурного наследия № 7702297000№ 7702297000
Состояние действует
Сайт hramgolyanovo.ru
Храм Преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове на Викискладе

Храм Преподо́бных Зоси́мы и Савва́тия в Голья́нове
— православный храм Воскресенского благочиния Московской епархии.

Храм расположен в районе Гольяново, Восточного административного округа города Москвы (Байкальская улица, дом 37а). Главный престол освящён в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких; приделы в честь святых мучеников и Наталии, в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

История

Ранняя история

Первая деревянная церковь в селе Гольяново была построена в 60-х годах XVII столетия. В то время село являлось вотчиной царя Алексея Михайловича Романова.

Начиная с 1811 года Гольяново значится уже за князем И.Н. Трубецким, который владел также и окрестными селениями Абрамцево, Лукино, Суково и бывшим дворцовым приселком — Никольское. В 1842 году, вместо деревянной церкви, помещики Трубецкие построили новую кирпичную церковь в стиле ампир — позднего классицизма. Церковь состояла из двух частей — холодной части храма (четверик с престолом в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких), и зимнего придела — трапезная часть храма, с престолом в честь святых мучеников Адриана и Наталии. Там, где ныне находится алтарь «Живоносный Источник», струился живой ключ. В 1889 году здание храма было перестроено по проекту архитектора В. Ф. Баранова.

Советский период

В 30-х годах XX века храм был закрыт, а помещение отдано под макаронную фабрику. Новые владельцы разобрали у колокольни купол и начали её использовать вместо фабричной трубы. Шлак из печей не вывозили, а сваливали прямо на территории. Также в течение длительного времени одним из арендаторов храма была химическая лаборатория. В результате хранения и использования химикатов внутри здания не только не сохранилось штукатурки, но был поврежден и кирпич в нижней части стен. В итоге к 90-м годам XX века здание находилось в ужасном состоянии (, ). Отсутствовал купол, алтарная апсида была полуразрушена, в четверике вместо пола зиял кратер, колокольня была на грани обрушения (). С южной и восточной стороны храма лежали огромные горы мусора, по высоте превосходившие кровлю. Несмотря на все это здание храма по-прежнему оставалось в Гольянове единственной ценной постройкой первой четверти XIX века.

Возрождение храма

После 75 лет разрухи и осквернений церковь вернули Русской Православной Церкви. Храм вновь был открыт по благословению Святейшего Патриарха Пимена 31 марта 1990 года, при настоятеле протоиерее Владимире Тимакове. С этого времени начался долгий и трудоёмкий процесс восстановления храма.

Внутренняя часть храма была расписана в стиле фресок XVII века. Большую часть работы выполнили прославленные потомственные мастера — Брягины (Евдокия Трофимовна и ее дочь Татьяна Александровна Солоимская). Купол и четверик (главная и центральная часть храма) начал расписывать изограф Николай Владимирович Гусев, являющийся по общему признанию самых прославленных деятелей искусства, одним из ведущих специалистов в области древне-русской настенной живописи. После смерти Николая Гусева работу продолжала его дочь. В итоге к 2005 году все работы были завершены.

Духовенство

  • Почётный настоятель храма протоиерей Владимир Тимаков (род. 16.1.1929);
  • иерей Роман Богдасаров;
  • протоиерей Анатолий Стрельников — руководитель курсов «Введение в Православие»;
  • иерей Георгий Хозяшев — духовник молодёжного клуба «Адриан и Наталия»;
  • иерей Илия Воронков — осуществляет тюремное служение в СИЗО-7;
  • иерей Евгений Бадыло — руководитель воскресной школы храма;
  • диакон Андрей Молчанов — преподаватель воскресной школы;
  • диакон Виталий Отрошенко — ведущий молодёжного клуба «Адриан и Наталия»;
  • пономарь Николай Зинченко — сотрудник сектора по взаимоотношением с Росгвардией Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами.

Современное состояние

На сегодняшний день храм живёт полноценной жизнью, являясь единственным православным центром в районе. На территории храма разбит прекрасный цветник, в центре которого бьёт фонтан. Здесь же установлены замечательные скульптуры по мотивам сказок, памятник Святому благоверному царевичу Димитрию Угличскому, который был открыт 21 августа 2008 года в день престольного праздника. За храмом располагается просторное трехэтажное здание, в котором находятся воскресная школа (взрослая и детская), музей картин и скульптур, библиотека и конференц-зал.

Адрес, телефоны и схема проезда

Схема проезда

с сайта накарте.ру:

Примечание

:
Имеется баптистерий для крещения взрослых. Действует воскресная школа для детей и взрослых, благотворительная служба по оказанию помощи малоимущим. Формируется библиотека и церковный музей.
Расписание

Телефон

: 966-62-68

Адрес

: Байкальская ул., 35

Проезд

: авт. 68, 148, ост. «Аптека»

Ближайшее метро

  • Метро «Щелковская»

Духовенство:

Настоятель — прот. Владимир Тимаков, иерей Игорь Коньков, иерей Александр Елисеев.

Внимание!

Сведения о составе духовенства и расписании служб могут быть устаревшими. Если Вы располагаете дополнительными сведениями о составе духовенства храма, об изменениях в расписании служб, об истории храма, о предстоящих и прошедших событиях на приходе, о святынях и иконах храма, о вариантах проезда к храму, и пр. — сообщите их в разделе комментариев.

Фотографии

  • Goliyanovo, Moscow — Church 04.jpg

    Храм Зосимы и Савватия

  • Goliyanovo, Moscow — Church 07.jpg

    Храм Зосимы и Савватия

  • Goliyanovo, Moscow — Church 11.jpg

    Памятник царевичу Дмитрию

  • Church of Venerable Sosima and Savvatiy in Goliyanovo 30.jpg

    Храм Зосимы и Савватия

  • Church of Venerable Sosima and Savvatiy in Goliyanovo 44.jpg

    Храм Зосимы и Савватия

  • Church of Venerable Sosima and Savvatiy in Goliyanovo 47.jpg

    Зима на церковном дворе

Архитектура и интерьерыправить

В плане нижний этаж делится на две сводчатые палаты, сообщающиеся между собой широкой аркой С севера и запада имеются поздние двухэтажные кирпичные пристройки, в которых располагаются лестницы на второй этаж Первоначальные входы в церковь располагаются по центральной оси с западного фасада и со стороны алтаря Во втором этаже перекрытия плоские

Церковь очень испорчена пристройкою паперти — двухэтажною в русском стиле, ужасных аляповатых форм; пристройка нарушает всю композицию сооружения В нижнем храме два чудесных киота, раннего классицизма — между колонок среди пик овалы Икона 1796 года Феодосия Тотемского в одном медальоне Иконостас церкви очень любопытный — стиля faux-gothique В алтаре за иконостасом сохранились чугунные плиты пола Хороша здесь икона праздников, из мелких частей Паникадило с фигурами ангелов одно из лучших в Вологде
При подъеме в верхнюю церковь — на лестнице — виден прелестный деревянный, резной киот В куполе храма чудная орнаментация В иконостасе хорошей формы рококо, живопись достаточно приятная: по оливково-коричневому тону, с золотыми обрамлениями, положены амуры и венки»5

В 1781 году приход церкви насчитывал 35 дворов Количество прихожан, по данным на 1892 год, составляло 204 человек В 1873 году церковь Зосимы и Савватия была приписана к церкви Богородицы на Нижнем Долу

  • Набережная р Вологды Дом генерал-губернатора, церковь Зосимы и Савватия и Красный мост Гравюра 1855 г
  • Дом губернатора и церковь Зосимы и Савватия со стороны Плац-Парадной площади на фото 1887 г Виден западный портал до пристройки неорусской трапезной
  • Театр «Теремок» в здании Зосимо-Савватиевской церкви вид со стороны апсиды Фото 2009 г

В XX веке церковь Зосимы и Савватия подверглась коренным перестройкам В 1928—1929 годах храм был закрыт и переоборудован под клуб печатников и металлистов «Красный луч» Сломаны колокольня и глава В здании располагалась Вологодская филармония Позже церковь была реконструирована архитектором В С Баниге, при этом перестроена и лишена декора неорусская пристройка-паперть, сделано шатровое восьмигранное покрытие алтарной части С 1966 года в здании располагается Вологодский театр кукол «Теремок»

Примечания

Посвящениеправить

Савватий, постриженик Кирилло-Белозерского монастыря, — один из первых монахов-отшельников, поселившихся в 1429 году на Большом Соловецком острове вместе с тотемским монахом Германом Зосима — монах новгородского происхождения, после смерти Савватия в 1435 году присоединившийся к Герману, и основавший вместе в ним в 1436 году Соловецкий монастырь Житие Зосимы и Савватия было написано в 1503 году в Ферапонтовом монастыре митрополитом Спиридоном по заказу новгородского архиепископа Геннадия, а в 1547 году на московском соборе установлено общецерковное почитание святых Зосимы и Савватия В XVII веке святые обретают большую популярность на Севере, особенно усилившуюся после Соловецкого восстания 1657—1676 годов в среде старообрядцев1

Климент I — апостол от семидесяти, четвёртый епископ папа римский в конце I века Широко почитался в Киевской Руси как один из первых христианских проповедников в русских землях на территории современного Крыма, куда был сослан, и где принял мученическую смерть Святитель Руси Кирилл перенёс часть мощей Климента из Херсонеса в Рим, что, как считается, способствовало признанию идеи просвещения славян на родном языке Владимир Святославич, святитель Руси, в 988 или 989 году перенёс остававшиеся в Херсонесе мощи святого Климента в Киев, в Десятинную церковь, первый каменный храм Киевской Руси Сын Владимира Ярослав Мудрый был похоронен в херсонесской гробнице святого Климента, сохранившейся в Софийском соборе до сих пор В раннем средневековье мощи святого Климента были единственной и главной отечественной святыней

Отрывок, характеризующий Храм Преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове

Берг, зять Ростовых, был уже полковник с Владимиром и Анной на шее и занимал все то же покойное и приятное место помощника начальника штаба, помощника первого отделения начальника штаба второго корпуса. Он 1 сентября приехал из армии в Москву. Ему в Москве нечего было делать; но он заметил, что все из армии просились в Москву и что то там делали. Он счел тоже нужным отпроситься для домашних и семейных дел. Берг, в своих аккуратных дрожечках на паре сытых саврасеньких, точно таких, какие были у одного князя, подъехал к дому своего тестя. Он внимательно посмотрел во двор на подводы и, входя на крыльцо, вынул чистый носовой платок и завязал узел. Из передней Берг плывущим, нетерпеливым шагом вбежал в гостиную и обнял графа, поцеловал ручки у Наташи и Сони и поспешно спросил о здоровье мамаши. – Какое теперь здоровье? Ну, рассказывай же, – сказал граф, – что войска? Отступают или будет еще сраженье? – Один предвечный бог, папаша, – сказал Берг, – может решить судьбы отечества. Армия горит духом геройства, и теперь вожди, так сказать, собрались на совещание. Что будет, неизвестно. Но я вам скажу вообще, папаша, такого геройского духа, истинно древнего мужества российских войск, которое они – оно, – поправился он, – показали или выказали в этой битве 26 числа, нет никаких слов достойных, чтоб их описать… Я вам скажу, папаша (он ударил себя в грудь так же, как ударял себя один рассказывавший при нем генерал, хотя несколько поздно, потому что ударить себя в грудь надо было при слове «российское войско»), – я вам скажу откровенно, что мы, начальники, не только не должны были подгонять солдат или что нибудь такое, но мы насилу могли удерживать эти, эти… да, мужественные и древние подвиги, – сказал он скороговоркой. – Генерал Барклай до Толли жертвовал жизнью своей везде впереди войска, я вам скажу. Наш же корпус был поставлен на скате горы. Можете себе представить! – И тут Берг рассказал все, что он запомнил, из разных слышанных за это время рассказов. Наташа, не спуская взгляда, который смущал Берга, как будто отыскивая на его лице решения какого то вопроса, смотрела на него. – Такое геройство вообще, каковое выказали российские воины, нельзя представить и достойно восхвалить! – сказал Берг, оглядываясь на Наташу и как бы желая ее задобрить, улыбаясь ей в ответ на ее упорный взгляд… – «Россия не в Москве, она в сердцах се сынов!» Так, папаша? – сказал Берг. В это время из диванной, с усталым и недовольным видом, вышла графиня. Берг поспешно вскочил, поцеловал ручку графини, осведомился о ее здоровье и, выражая свое сочувствие покачиваньем головы, остановился подле нее. – Да, мамаша, я вам истинно скажу, тяжелые и грустные времена для всякого русского. Но зачем же так беспокоиться? Вы еще успеете уехать… – Я не понимаю, что делают люди, – сказала графиня, обращаясь к мужу, – мне сейчас сказали, что еще ничего не готово. Ведь надо же кому нибудь распорядиться. Вот и пожалеешь о Митеньке. Это конца не будет? Граф хотел что то сказать, но, видимо, воздержался. Он встал с своего стула и пошел к двери. Берг в это время, как бы для того, чтобы высморкаться, достал платок и, глядя на узелок, задумался, грустно и значительно покачивая головой. – А у меня к вам, папаша, большая просьба, – сказал он. – Гм?.. – сказал граф, останавливаясь. – Еду я сейчас мимо Юсупова дома, – смеясь, сказал Берг. – Управляющий мне знакомый, выбежал и просит, не купите ли что нибудь. Я зашел, знаете, из любопытства, и там одна шифоньерочка и туалет. Вы знаете, как Верушка этого желала и как мы спорили об этом. (Берг невольно перешел в тон радости о своей благоустроенности, когда он начал говорить про шифоньерку и туалет.) И такая прелесть! выдвигается и с аглицким секретом, знаете? А Верочке давно хотелось. Так мне хочется ей сюрприз сделать. Я видел у вас так много этих мужиков на дворе. Дайте мне одного, пожалуйста, я ему хорошенько заплачу и… Граф сморщился и заперхал. – У графини просите, а я не распоряжаюсь. – Ежели затруднительно, пожалуйста, не надо, – сказал Берг. – Мне для Верушки только очень бы хотелось. – Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту!.. – закричал старый граф. – Голова кругом идет. – И он вышел из комнаты. Графиня заплакала. – Да, да, маменька, очень тяжелые времена! – сказал Берг. Наташа вышла вместе с отцом и, как будто с трудом соображая что то, сначала пошла за ним, а потом побежала вниз. На крыльце стоял Петя, занимавшийся вооружением людей, которые ехали из Москвы. На дворе все так же стояли заложенные подводы. Две из них были развязаны, и на одну из них влезал офицер, поддерживаемый денщиком. – Ты знаешь за что? – спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала. – За то, что папенька хотел отдать все подводы под ранепых, – сказал Петя. – Мне Васильич сказал. По моему… – По моему, – вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, – по моему, это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие нибудь?.. – Горло ее задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно почтительно утешал ее. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери. – Это гадость! Это мерзость! – закричала она. – Это не может быть, чтобы вы приказали. Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на нее. Граф остановился у окна, прислушиваясь. – Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! – закричала она. – Они остаются!.. – Что с тобой? Кто они? Что тебе надо? – Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже… Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка… Маменька, ну что нам то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе… Маменька!.. Это не может быть!.. Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил свое лицо к окну.

Примечанияправить

  1. Минеева С В Ранние старообрядческие чудеса преп Зосимы и Савватия Соловецких // Древняя Русь Вопросы медиевистики — 2001 № 35 — С 55—61
  2. 12 Список с писцовой книги города Вологды, сделанный в 1629 году — Вологда: Типо-литография Шахова и Клыкова, 1904
  3. свящ А Лебедев Кирилло-Иоанно-Богословская церковь — Вологда, 1901 — 42 с
  4. Бочаров Г, Выголов В Вологда Кириллов Ферапонтово Белозерск — 3-е — М: Искусство, 1979 — 354 с
  5. 12 Лукомский Г К Вологда в её старине — репринт 1914 г — Пг: Сириус, 1914 — 365 с

«Узнаю свой район — познаю Москву».
Храм Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев в Гольяново.
Церковь Соловецких Чудотворцев Зосимы и Савватия — расположена в районе Гольяново, Восточного административного округа города Москвы по адресу: Байкальская улица, д. 37а.
Внешний вид:
Храм в стиле классицизма с трехъярусной колокольней.
Историческая справка:
История храма насчитывает уже около 352 лет.
Первая деревянная церковь в селе Гольяново, получившем название от рыбки «гольян», в изобилии водившейся в местных водоемах, была построена в 60-х годах XVII столетия. В то время село являлось вотчиной царя Алексея Михайловича Романова.
Через него проходила древняя Хомутовская дорога, идущая из Москвы к «великокняжеским бортням» на реке Клязьме. Близко к этому времени в Гольянове была построена деревянная церковь в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев (они были покровителями пчел и меда). Видимо, застройщиком ее являлся сам царь Алексей Михайлович.
С момента построения храма в честь Соловецких святых Зосимы и Савватия, к Гольянову уже нельзя было относится как к приселку, а только как к селу.
К 1816 году Гольяново стало центром имения Трубецких и официально получило статус села. В это же время вместо деревянной церкви препп. Зосимы и Савватия возводится церковь кирпичная, которая освящается в 1842 году. Помещики Трубецкие были не только основными вкладчиками, но и строителями храма.
В 30-х годах XX века в Гольянове был создан свиноводческий совхоз имени 10-летия Октября. Советские преобразования этого времени коснулись и церкви: храм был закрыт, а помещение отдано под макаронную фабрику, чтобы не ставить фабричной трубы, колокольню храма приспособили для вытяжки дыма, предварительно разобрав у нее купол. Шлак из печей в течение десятилетий не вывозился, а высыпался прямо на территории.
В 1960 году Гольяново вошло в состав Москвы, а к началу 70-х годов попало в зону массовой жилищной застройки. Здание храма до последнего момента остается в Гольянове единственной ценной постройкой первой четверти XIX в.
31 марта 1990 года, после 75 лет разрухи и осквернений, храм преподобных Зосимы и Савватия был возвращен Русской Православной Церкви. Здание стояло без купола, с порушенной алтарной абсидой, с кратером вместо пола в четверике, с обезглавленной колокольней.
На 31 марта 1990 г. (день принятия ключей) был назначен субботник. О субботнике население было заранее оповещено. В течение двух дней и трех ночей соорудили временный иконостас. Народная помощь не иссякала всю неделю, но и результаты налицо: не взирая на невыразимую, даже ужасающую разруху за одну неделю руины храма были приспособлены к Богослужению. 31 марта были приняты ключи, шестого же апреля вечером уже была отслужена первая Всенощная, под праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. На самый день праздника утром, по благословению Святейшего Патриарха Пимена, было совершено малое (священническое) освящение престола в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и совершена первая Божественная Литургия.
Внутреннее убранство храма:
Главный престол освящён в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких; приделы в честь святых мучеников Адриана и Наталии, в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
Роспись:
Роспись начата была с трапезной части. Чтобы расписать храм в стиле фресок XVII века, приглашены были прославленные потомственные мастера — Брягины (Евдокия Трофимовна, и дочь Брягиных — Татьяна Солоимская ). Успешно начатая роспись, после перерыва в работе, связанной с пристройкой и оформлением западной части храма (центрального входа).
Осенью 1992 года изограф Николай Владимирович Гусев начал роспись купола и всего четверика (главная и центральная часть храма).
Николай Владимирович Гусев, по общему признанию самых прославленных деятелей искусства, являлся одним из ведущих специалистов в области древне-русской настенной` живописи.
После смерти Гусева какое-то время храм продолжала расписывать его дочь, а трапезную часть храма семейство Брягиных. К 2005 году все работы были завершены
Описание объектов расположенных на территории храма:
На территории храма разбит прекрасный цветник, в центре которого бьёт фонтан. Здесь же установлены замечательные скульптуры по мотивам сказок, памятник Святому благоверному царевичу Димитрию Угличскому, который был открыт 21 августа 2008 года в день престольного праздника. За храмом располагается трехэтажное здание воскресной школы, в котором также находится музей картин и скульптур, библиотека и конференц-зал.
Интересный факт:
Храм является объектом культурного наследия РФ № 7702297000.
Памятник истории и культуры
ХРАМ СВВ ПРПП ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ В ГОЛЬЯНОВО
XIX в.
Архитекторы А.С. Кутепов, В.Ф. Баранов.
Охраняется государством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *