Храмовое зодчество

Византийское влияние в архитектуре

С принятием христианства на Руси началось каменное строительство храмовых сооружений.

Замечание 1

Храмы строились по византийским образцам: крестово-купольный тип, при котором прямоугольное помещение в основе делилось посередине столбами (от четырех и больше). Внутренне пространство, таким образом, оказывалось разделенным на девять частей, центром храма являлся купол. У восточной стены к храму примыкали три апсиды, по форме граненые или полукруглые, центральная апсида соответствовала алтарю.

Настенная роспись и иконопись также пришла на Русь из Византии. Но подобно храмовому строительству, эти виды искусства довольно скоро стали видоизменяться, являя собой особый, Древнерусский тип зодчества.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Киевская храмовая архитектура

Первый каменный храм появился в Киеве сразу после крещения князя Владимира, его постройка началась в $989$ году, это была Десятинная церковь, которая до наших дней не сохранилась. Эта церковь стала наравне с княжеским двором архитектурным центром города. Десятинная церковь строилась по образцу Фаросской церкви Святой Богородицы Большого дворца в Константинополе. Храмы в Киеве строились из плинфы.

Определение 1

Плинфа – тонкий плоский обожженный кирпич, светло-желтого цвета.

Мстислав Удалой развернул активное каменное строительство в Чернигове дабы затмить Киев. Центром дворцового комплекса стал Спасо-Преображенский собор, для своего времени просто огромный. Возводили храм византийские архитекторы. Храм был построен пятикупольный, с тремя апсидами, по форме крестово-купольный. Интерьер церкви также задумывался пышный – с фресками, мраморными колоннами, мозаикой. По задумке Мстислава в этом храме должен был проводить богослужения митрополит.

В это же время, а точнее – в $1037$ году, Ярослав Владимирович заложил постройку уникального для своего времени храма – Софии Киевской.

Замечание 2

Храм насчитывает $13$ куполов, пять апсид, пять нефов. В настоящее время он выглядит совершенно иначе, нежели при постройке.

Монументальное строение затмило черниговский храм. Вообще Ярослав стремился скопировать Константинополь: построил свои Золотые ворота и храм Святой Софии, это способствовало как духовному обогащению, так и укреплению Киева как политического центра. В период феодальной раздробленности, а в особенности после разрушения города монголами в $1240$ Киев пришел в упадок. Храмовое строительство южных городов развивалось по примеру киевских традиций.

Новгородская храмовая архитектура

Отличительные черты новгородских храмов:

  • На раннем этапе монументальность
  • Простота в украшении
  • Кубическая форма
  • $5$ или $1$ купол

В Новгороде был также по примеру Киева выстроен храм Софии, сыном Ярослава Мудрого Владимиром. Строительство закончилось в $1050$ году.

Замечание 3

Однако новгородский храм отличается от киевского лаконичностью и строгостью как снаружи, так и внутри – не было ни мрамора, ни мозаик.

Материал также был другой – известняк, которым Новгородская земля была богата. Собор Софии имеет пять куполов и $5$ нефов. Ранние храмы Новгорода монументальны и сложны по конструкции.

В период Новгородской республики появилось огромное количество храмов, они строились уже небольшими, но с сохранением черт новгородской школы. К концу $XII$ века относятся церковь Петра и Павла на Синичьей горе, церковь Спаса на Нередице. Храмы этого периода были однокупольные, кубической формы, четырехстолпный и с тремя апсидами. Расцвет Новгородской архитектуры пришелся на $XIV$ век.

Владимиро-Суздальские храмы

Особенности северо-восточных храмов:

  • Белокаменные
  • Сочетали византийские и южнорусские традиции с элементами западноевропейской архитектуры
  • Богатая белокаменная резьба

Андрей Боголюбский выстроил Успенский Собор во Владимире, также при нем построен шедевр древнерусской архитектуры – церковь Покрова на Нерли. Наибольшего расцвета архитектура Северо-Востока Руси достигла при Всеволоде Большое Гнездо – он расширил Успенский собор, выстроил Дмитриевский собор, с богатейшей белокаменной резьбой.

Москва. 27 октября. INTERFAX.RU — Новый храм равноапостольных Кирилла и Мефодия при МГУ, который построят на проспекте Вернадского, будет рассчитан на тысячу человек. Это будет здание с габаритами по периметру 53,7 на 40 метров и высотой 46 метров, сообщило финансово-хозяйственное управление РПЦ.

Проект уже готов и ждет согласования в патриархии и Москомархитектуре. Его обсудили на селекторном совещании, которое провел советник патриарха по вопросам строительства, депутат Госдумы Владимир Ресин.

Сейчас на месте нового храма находится временная церковь.

Проект представляет собой многоглавый храм с шатровой колокольней. Два подземных этажа здания вместят приходские помещения и духовный центр МГУ.

Цокольный этаж и парадные лестницы будут облицованы гранитом, стены выложат полнотелым облицовочным кирпичом и декоративными элементми из фибробетона, а фасад украсят мозаичными панно. Элементы куполов, шатров и кресты будут выполнены из листов нитрита титана под золото.

До сих пор у МГУ была только церковь Святой Татьяны на Большой Никитской, вновь открытая 26 лет назад.

Древнерусское храмовое зодчество это архитектура, занимающаяся постройкой религиозных сооружений Древней Руси в IX-XIII вв.

Нам очень мало известно о зодчестве на Руси до Х века, поскольку оно было деревянным и до нас не дошли его примеры. Однако, традиции деревянного строительства сохранялись и передавались, таким образом повлияв уже на каменную архитектуру.

С принятием на Руси христианства в 988 г. начинается период каменных строений, при возведении которых зодчие опирались на опыт и традиции византийской архитектуры.

Развитие храмового зодчества в X-XI веках

Замечание 1

Первым каменным зданием на Руси считается Десятинная церковь, которая была построена сразу после принятия на Руси христианства, в 989-966 гг. Такое название она получила от того, что на ее содержание шла десятая часть доходов князя.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Церковь представляла собой крестово-купольный храм с тремя нефами, тремя апсидами и тремя парами столбов. Отметим, что в ней был княжеский балкон (хоры). Здание было построено из плоских кирпичей византийского типа (плинфы). Вокруг церкви, по всей видимости, было возведено несколько кирпичных зданий, относящихся ко дворцу. Однако, до нас Десятинная церковь не дошла, так как была разрушена в 1240 г. во время монголо-татарского нашествия. Позже, в XVII и XIX веках ее реконструировали, однако, и эти постройки не сохранились.

Зато другой пример древнерусского каменного зодчества дошел до нас почти целиком – это Спасский собор в Чернигове, который строился во времена Мстислава, сына Ярослава Мудрого, около 1030-х гг. По плану своему, он близок к Десятинной церкви, но с некоторыми изменениями.

Спустя некоторое время, был возведен знаменитый Софийский собор в Киеве. Его построили византийские мастера (возможно, с привлечением и русских) в 1030-1040-х гг. Церковь в плане представляет собой стандартную для того времени крестово-купольную систему; галереи в здании двухэтажные, имеются обширные хоры. Композиция у этого храма пирамидальная, что придает ему цельность и строгость. Фасады декорированы меандрами и крестами, выложенными их кирпича. Собор дошел до наших дней, претерпев некоторые изменения: сейчас он имеет стиль украинского барокко, а в интерьере сохранил значительную часть убранства.

Замечание 2

Это был не единственный Софийский собор на Руси. Храмы с таким названием существовали также в других городах, в частности, в Новгороде и Полоцке. Считается, что и новгородский, и полоцкий были построены одной артелью мастеров из Киева, поскольку здания по своей композиции схожи между собой.

Новгородская София дошла до нашего времени, хоть и в перестроенном виде, а вот от полоцкой остались лишь части стен, которые оказались встроены в новое более позднее здание. В плане они повторяют пятинефный киевский храм, но не совсем; например, в Киеве – две галереи и 13 глав (куполов), в Новгороде только один ряд галерей и 5 глав, а в Полоцке 7 глав и совсем нет галереи, и пр.

Со второй половины XI в. по начало XII в. в Киеве и прилегающих к нему областях были построены следующие храмы:

  • церковь Ирины и Георгия;
  • собор Дмитриевского монастыря;
  • собор Выдубицкого монастыря;
  • Успенский собор Печерского монастыря;
  • Вышгородская церковь Бориса и Глеба и др.

Развитие храмового зодчества в XI-XII веках: формирование архитектурных школ

К концу XI в. крупные строительные артели существовали только в Киеве и Переяславле. Ни одно здание архитектуры Переяславля того периода до нас не сохранилось, но на основании археологических раскопок, можем судить, что в XI в. там было возведено не менее девяти монументальных сооружений. Стиль строительства здесь был отличный от киевских мастеров, на основании чего можно сделать заключение, что здесь сложилась своя школа. По типам церкви обычно были двухстолпные или бесстолпные, а в Киеве обычно были трехнефные шестистолпные храмы, но по убранству и отделке храмов Переяславль был равен Киеву. В городе существовала собственная стеклоделательная мастерская, в которой создавали смальту для мозаик.

Михайловская церковь — главный храм Переяславля – была сооружена в 1089-1090 гг. Храм был достаточно большой, с пятью нефами, широкими проемами и аркадами и большой восточной апсидой. Интерьер был великолепный, с мозаичными полами и фресковой росписью. Здание до наших дней не дошло. Остальные переяславские храмы были намного скромнее.

Деятельный князь Владимир Мономах использовал силы киевской и переяславской артелей для возведения в таких крупных городах как Суздаль, Владимир, Смоленск, новых соборов. Зодчие построили в этих городах по одному зданию, после чего строительство прекратилось. Однако, в условиях быстрого роста феодальных центров, в них начали появляться свои строительные артели. Основными были школы в следующих центрах:

  • Новгород;
  • Галич;
  • Владимир;
  • Суздаль;
  • Полоцк.

В XII в. условия развития русского зодчества меняются под влиянием внутренней и внешней политической обстановки. Ранее храмы строились только по заказу церкви или князя, и только со второй половины XII в. этим стали заниматься и бояре, и различные корпорации. Таким образом, здания строились по заказу светских или духовных властей. Однако, не в каждой земле были свои зодчие – в таком случае приглашали мастеров из дружественных земель. Итак, архитектурные связи оказывались зависимыми от политики князя: чем лучше отношения – тем меньше расхождений между архитектурой этих земель, однако, когда связи разрывались, это отражалось и на архитектуре. При этом, в течение XII в. многие русские княжества продолжали подражать киевским архитектурным особенностям.

Однако, при этом, складываются и новые формы в архитектуре – начинают появляться очень простые сооружения, с ровным фасадом и одной главой. Крестовокупольная система осталась, но популярность набирали трехнефные храмы без аркад и с хорами только с западной стороны.

Примерами новой архитектуры являются церковь Спаса на Берестове (между 1113 и 1125 гг.), собор Федоровского монастыря (с 1129 г.), собор Елецкого монастыря, Борисоглебская церковь в Чернигове. В Пскове появляются церковь Дмитрия Солунского, Троицкий собор, Спасский собор Мирожского монастыря.

Особое внимание следует уделить зодчеству Северо-Восточной Руси. Андрей Боголюбский переносит столицу из Суздаля во Владимир и начинает активную строительную деятельность. Самым известным собором является белокаменный Успенский собор, построенный во Владимире в 1158-1160 г. Он имеет пять глав, три апсиды, шесть столпов, внешне украшен лиственными капителями и рельефами. Интересно, что он послужил образцом для многих последующих соборов, в том числе и для московского Успенского собора.

В Боголюбове князем Андреем был создан архитектурный ансамбль, состоящий их собора Рождества Богородицы и дворца. Также, недалеко от Боголюбова была возведена церковь Покрова-на-Нерли (1150-1160-е гг.). Этот храм небольшой, с одной главой, из белого камня, имеющий резьбу и рельефы с внешней стороны. В 1190-х гг. во Владимире был построен дворцовый храм – Дмитриевский собор. Он отличается от многих соборов своей богатой скульптурной резьбой.

Такова была архитектура Древней Руси – как мы видим, мастерство строителей достигло достаточно большого уровня. Под влиянием византийских традиций и традиций деревянного русского зодчества в разных городах сложились архитектурные артели, который выработали свой стиль. В XIII в. вследствие монголо-татарского нашествия многие постройки были разрушены, а традиции зодчества забыты на время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *