История Александро-Невской церкви, что служит главным украшением парка Алое поле в центре Челябинска, началась с часовни, которая была заложена мещанином Павлом Михайловичем Кутыревым — владельцем первой челябинской типографии. Часовню начали строить на тогдашней западной окраине города в 1881 году, через 20 лет после подписания манифеста об отмене крепостного права — центрального в контексте александровских «великих реформ». В год начала строительства часовни царь-освободитель, на которого было совершено в общей сложности семь покушений, погиб от рук террористов.
Заложенная в его честь часовня так и не была достроена, и 3 октября 1894 года Оренбургская духовная консистория обратилась к благочинному челябинских церквей протоиерею Митрофану Андреевичу Кремлеву с предписанием — выяснить у Кутырева, «не согласен ли он будет начатую им часовню обратить в церковь, если со стороны общества или кого-либо будут даны средства для приспособления этой часовни в храм». Но решение вопроса о строительстве церкви растянулось еще на несколько лет. Павел Кутырев обратился к горожанам с идеей провести сбор пожертвований, поскольку построить храм в одиночку ему было действительно не под силу. Согласно историческим данным, 14 февраля 1899 года мещанское общество Челябинска одобрило такой сбор. Но и после этого строительство не было возобновлено.
А в начале 1906 года архитектор Александр Померанцев, уже ставший к этому времени архитектором с мировой репутацией, получил заказ на разработку проекта храма в Челябинске.
К концу декабря того же года проект был завершен, и 30 января 1907 года техническая комиссия «рассмотрела представленный проект и нашла его составленным удовлетворительно».
Александр Никанорович Померанцев родился в 1848 году. В 1877 году окончил Петербургскую академию художеств, а в 1899 году был утвержден ректором этой академии. По его проектам построены ряд жилых и общественных зданий в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, ансамбль построек Московской окружной железной дороги, несколько церквей, в том числе храм Александра Невского на главной площади в Софии. Наиболее значительное творение Померанцева — здание Верхних торговых рядов (ныне ГУМ) на Красной площади в Москве, которое, помимо архитектурно-художественных достоинств, отличается и инженерными, а именно применением металлических и железобетонных конструкций в больших застекленных перекрытиях и внутренних переходах.
Чертеж архитектора А.Н. Померанцева
Но вернемся в Челябинск. Закладка храма по проекту Померанцева состоялась 22 июня 1907 года. Вопросами строительства ведало церковно-приходское попечительство, в которое вошли 36 прихожан. Первым его председателем стал мещанин Плышевский. В 1913 году Плышевского, после его кончины, сменил доктор медицины Попов, он же был регентом церковного хора. Комитет ведал сбором пожертвований. Известно, что крупные суммы были получены от императора Николая II (5000 рублей) и Челябинской городской думы (4809 рублей 52 копейки).
24 апреля 1909 года строительство посетил епископ Оренбургский и Тургайский Иоаким.
«Взобравшись по лесам на строящиеся стены, преосвященный внимательно осмотрел все части возникающего храма. Подробные объяснения ему давали члены строительного комитета, встретившие его при входе на постройку хлебом-солью. Во время осмотра владыкой постройки вдруг раздалось умилительное пение пасхального канона. Пели внизу, посреди голых стен, будущие прихожане будущего приходского храма. Впервые огласились стены возникающей святыни звуками торжественного гимна победы Христа над смертью и диаволом, теми звуками, которые в недалеком будущем ежегодно будут собирать весь народ в Божий храм для прославления воскресшего Господа. Внизу, среди лесов, на стенах и вокруг стен — везде собралось огромное множество народа. Владыка обратился к собранию с глубокопрочувствованным словом, в котором выразил радость свою тем, что в быстро увеличивающемся городе возникает новый, обширный храм, высказал свое одобрение плану, по которому строится церковь, пожелал комитету быстрых успехов и поющих наградил крестиками и книжками».
Крупные пожертвования позволили в 1910 году завершить основные работы по возведению церкви. Однако после этого начались финансовые трудности: комитет израсходовал все средства. 26 ноября 1910 года председатель комитета обратился в городскую думу: «Строительный комитет израсходовал все имевшиеся в распоряжении его средства, задолжав некоторым торговым фирмам и городскому общественному банку».
1913 год. Улица Скобелевская (ныне улица Коммуны). На заднем плане — храм Александра Невского
Доктор Попов предложил местным властям ассигновать дополнительные суммы на строительные работы и тем самым отметить предстоящий 50-летний юбилей отмены крепостного права: «Избранные представители челябинского городского населения… при обсуждении вопроса о способах увековечения пятидесятилетия великой крестьянской реформы не откажут строительному комитету в помощи продолжать постройку памятника царю, даровавшему свободу многомиллионному крестьянскому сословию».
Городская дума все-таки просьбу отклонила. Городскому самоуправлению необходимо было решать другие насущные проблемы.
Прихожанам и строительному комитету осталось надеяться только на себя. Сбор пожертвований продолжился. 19 февраля 1911 года в честь 50-летия крестьянской реформы состоялись крестный ход и поднятие первого колокола на колокольню строящейся церкви. Затем, 6 мая 1911 года, подняли еще один колокол, на маковках установили 13 крестов.
Участники денежного сбора для борьбы с пьянством, организованного Иоанно-Предтеченским обществом трезвости. У входа в храм Александра Невского. 1911–1915 гг.
К концу того же года церковь была готова к освящению, хотя и со временным главным иконостасом и бумажными иконами (одесского издательства Ефима Фесенко). По этому поводу 6 ноября 1911 года состоялось заседание строительного комитета, на котором приняли ряд важных решений.
«1. Для Александро-Невской церкви выделить самостоятельный приход, границей которого будет Азиатская улица (ныне улица Елькина).
2. Назначить в этот храм особый причт из священника и диакона на псаломщической вакансии. Священником просить назначить о. В. Милицина, а диаконом — псаломщика Христорождественского собора Селянкина.
3. Церковным старостой Александро-Невской церкви избрать Н. Г. Мартынова.
4. Освящение храма назначить на 4 декабря».
Четвертого декабря 1911 года епископ Челябинский Дионисий освятил новую церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского — покровителя императора Александра II. Таким образом храм стал памятником царю-освободителю. Корреспондент газеты «Голоса Приуралья» так описывал этот торжественный день: «Благодаря ярмарочному времени, было огромное стечение молящихся в церкви. Пел прекрасно организованный хор певчих под управлением Попова. Во время богослужения некоторыми священниками и преосвященным были сказаны проповеди о значении настоящего торжества. По окончании освящения все присутствующее в храме духовенство и некоторые граждане были приглашены церковным старостой откушать хлеба-соли».
Александровская площадь в дореволюционном Челябинске. Художник И. Вандышев. Ориентировочно 1948 год
Но на этом деятельность строительного комитета не завершилась: предстояло обустроить еще два алтарных придела. И вновь отсутствие финансов затормозило дело, а попытки собрать новые пожертвования по приходам Оренбургской епархии уже не возымели былого эффекта. Тем не менее 27 января 1913 года прихожане на своем собрании приняли решение об освящении правого придела.
Пока шли подготовительные работы, началась Первая мировая война, вовсе приостановившая храмовое строительство в Российской империи.
Лишь благодаря вмешательству епископа Дионисия прихожанам удалось довести задуманное до конца: «Обстоятельства, действительно, сложились так, что нельзя приостановить работы, ибо заключены были условия с подрядчиками работ ранее 19 июля — дня объявления войны», — обращал он внимание начальства в своем письме 31 октября 1914 года.
Значительные пожертвования были сделаны купцом, общественным деятелем и известным челябинским благотворителем Михаилом Петровичем Архиповым, проживавшим в границах прихода Александро-Невской церкви (его дом располагался на углу улиц Оренбургской и Скобелевской, ныне дом по улице Коммуны, 68). На его пожертвования был изготовлен иконостас для Николаевского придела, а также новый главный иконостас с иконами, приобретено паникадило и церковная утварь.
16 ноября 1914 года прошло обсуждение вопроса устройства главного иконостаса.
«На собрании прихожан Александро-Невской церкви рассматривался план иконостаса главного придела храма и решался вопрос о живописи. Судя по рисунку, иконостас обещает быть весьма изящным. Стиль — русский. Иконы по иконостасу расположены в три яруса по шести в каждом, кроме центральной части иконостаса, где имеется место еще для трех икон. Иконы нижнего яруса будут чеканной работы, а остальные — живописью с картин Васнецова и других известных художников. Общая стоимость икон (кроме иконостаса) определена в 1100 рублей. Запись для сооружения в иконостасе по одной иконе на свои личные средства сделаны: П. В. Ильиным, О. С. Меньшиковым, С. В. Гузняевым, А. К. Фрейманом и совместно сооружают: Т. М. Сергеев и священник К. Лукин. Кроме этого, одним прихожанином пожертвовано 15 рублей. Иконостас с иконами для правого придела во имя святого Николая Чудотворца пожертвован М. П. Архиповым и будет в скором времени установлен на место. Рисунок иконостаса также хорошо выдержан».
Фрагмент росписи храма Александра Невского. Фотография В. Хлобыстовой, 1985 год
Всего же на сооружение иконостаса с иконами, роспись стен, устройство электрического освещения в 1912–1915 годах было собрано 5270 рублей 39 копеек. Электрическое освещение было смонтировано в 1913 году. Работы над иконостасом и росписью центрального купола велись в 1914–1915 годах. Поликарп Сафронов из Верхнеуральска получил 3700 рублей за изготовление иконостаса, Василий Михайлович Ощепков из Шадринска — 676 рублей за «работу икон в иконостасе» и более 1000 рублей за роспись купольной части. Художники мастерской Василия Ощепкова выполнили росписи внутри Александро-Невской церкви как копии работ Виктора Васнецова из Владимирского храма Киева. Темы сюжетов — канонизированные русские святые: Александр Невский, митрополит Иона, Борис и Глеб, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Ощепков имел богатый опыт в этом деле. Он занимался росписью храмов, золочением глав, крестов в селах Шадринского, Челябинского и Ирбитского уездов. Находясь в постоянных разъездах и работая преимущественно по месту сооружения очередного иконостаса, он не имел собственного дома, а жил, как правило, при украшаемых церквах. Только в 1915 году наконец Ощепков объявил, что «имея превосходный подбор мастеров, заканчивает иконостас и настенные росписи в Крестовой церкви при Челябинском архиерейском доме, спешно ищет новой работы и живет в Челябинске в доме Батраковой рядом с Народным домом (ныне здание Молодежного театра) на Южной площади».
Всего на строительство церкви Александра Невского было потрачено 60 тыс. рублей. Тринадцатиглавое здание из красного кирпича (дюймового модуля) в обиходе получило название Красная церковь. Освящение правого придела во имя святителя Николая Чудотворца состоялось 29 марта 1915 года. Освящение нового главного иконостаса — 15 ноября 1915 года. Левый придел до революции освятить так и не успели…