Храмы древней Греции

Рубрика: Монастыри, храмы и церкви

Вот уже не одну тысячу лет архитектура Древней Греции является высоким образцом безукоризненных форм и стиля. Великие греческие архитекторы достигли в искусстве зодчества небывалых вершин. И, прежде всего, в возведении храмовых комплексов, которые занимали центральное место в древнегреческой архитектуре. Это были величественные сооружения, отличавшиеся особой чёткостью, безукоризненностью и простотой формы. Просторные прямоугольные залы, белоснежные колонны и монументальные статуи божеств внушительных размеров – вот основные черты храмовых сооружений Древней Греции, овеянных мифами и легендами.

Храм Парфенон

Так, известнейшим древнегреческим памятником архитектуры является храм Парфенон, ставший признанным международным символом Греции. Этот древнейший храмовый комплекс был возведён в Афинах, в 437 году до н. э., в честь Афины Парфенос – покровительницы этого города. Строительными работами руководили древнегреческие известные архитекторы Калликрат и Иктин.

Они построили Парфенон из мраморных блоков, в дорическом стиле, в виде периптера. Его фриз украшен барельефной лентой, а фронтоны – великолепными скульптурными композициями. В его центральном помещении, окружённом величественной колоннадой, ранее возвышалась статуя самой богини Афины, выполненная из слоновой кости и чистого золота знаменитым художником и архитектором Древней Греции Фидием. К сожалению, сама статуя не сохранилась.

Храм Ники Аптерос

А самой первой постройкой в знаменитом Акрополе, возвышающемся над греческой столицей, на самом видном его месте, был храмовый комплекс Ники Аптерос (бескрылой победы). Он был возведён ещё в 427 г. до н.э. из мраморных блоков, на небольшом выступе скалы, который специально укрепили подпорной стенкой. Здание Ники Аптерос небольшое – меньше 10 м в длину и менее 7 м в ширину, но очень изящное и красивое. И хотя за свою историю оно неоднократно подвергалось разрушениям, это один из немногих памятников ионийского ордера, сохранившихся до нашего времени.

Храм Зевса Олимпийского

А вот от некогда гигантского храмового комплекса Зевса в Олимпии, к сожалению, сегодня осталось всего лишь несколько колонн, но и они дают понять всё величие и мощь этого строения.

Его возведение началось ещё в VI веке до н.э.

Когда-то в центре этого величественного сооружения стояла статуя Зевса огромных размеров. Она была покрыта чистейшим золотом и дорогой слоновой костью. Это была точная копия Зевса Олимпийского мастера Фидия. Рядом с этим греческим богом была возведена статуя императора Адриана, а недалеко от здания – арка Адриана, игравшая роль ворот в новые кварталы города, выстроенные этим императором.

Храм Гефеста

А лучше всего до наших дней сохранился храм Гефеста, построенный в V веке до н. э. Сохранились не только его колонны и фронтоны, но даже большая часть крыши.

Этот национальный памятник Греции расположен буквально в 500 метрах от знаменитого Акрополя, в промышленном районе. Его месторасположение выбрано неслучайно, ведь Гефест является древнегреческим богом огня и металлообработки, а именно здесь были сосредоточены предприятия по обработке металла.

Храм Аполлона в Дельфах

Дельфы были особым местом для древних греков. Они были уверены, что этот город – центр Вселенной. Ведь, согласно древнегреческой легенде, именно сюда прилетели два орла, выпущенные Зевсом из разных концов света. И именно здесь расположен древнейший Дельфийский храмовый комплекс, созданный для предсказания судьбы.

С этими местами греки связывают много красивых легенд. Одна из них – о завоевании Дельф Аполлоном и превращении нимфы-прорицательницы по имени Дафна в лавровое дерево.

На протяжении столетий Дельфийский храмовый комплекс Аполлона играл очень важную роль в жизни древних греков. Фактически ни одно серьезное дело не начиналось без совета с местным оракулом.

К сожалению, сегодня мы лишь можем представить себе величие этого сооружения. От него осталось лишь каменное основание, ступени и несколько колонн.

Храм Посейдона на мысе Сунион

Отдельные колонны сохранились до наших дней и от храмового сооружения, построенного в 440 г. до н.э. в честь бога Посейдона. Он расположен в южной части греческого полуострова Аттика и с трёх сторон окружен морем. Такое месторасположение здания – у самого края Эгейского моря, выбрано не случайно, ведь в древнегреческой мифологии Посейдон считается повелителем морей.

С этим местом связана одна из самых печальных легенд Древней Греции: о царе Эгее, спрыгнувшем со скалы в тот самый момент, когда его сын возвращался с победой домой. Несчастный отец увидел на корабле своего сына Тесея чёрные паруса и бросился вниз, в то время как его сын, победив Минотавра, просто забыл поменять свой парус.

Храм Геры в Олимпии

Это один из древнейших дорийских храмов Греции. Считается, что начало его строительства относится к 600 г. до н. э. и он является подарком олимпийцам от жителей Элиды.

И хотя до наших дней сохранилось лишь его основание с массивным ортостатом и нижняя часть колонн, это место имеет особое значение для спортсменов всего мира. Ведь именно здесь берёт начало священный олимпийский огонь.

Известно, что Николаевский (Никольский, Николо-греческий) монастырь в Москве на посаде существовал еще в конце 14 века, еще до строительства Китай-городской стены. Точное время основания обители неизвестно, а первые документальные свидетельства о Никольском монастыре относятся к 1390 году, но уже тогда он называется ″Старым″. Существующая летопись указывает на связь монастыря с греками, и, возможно, он служил им пристанищем в Москве. Кроме того, Никольский монастырь служил местом заключения для провинившихся священников.

По результатам археологических раскопок было выяснено, что в старину Старый Николаевский монастырь стоял на правой стороне улицы, возле Богоявленского монастыря. Видимо, в то время, когда Иван Грозный даровал греческим монахам земли на левой стороне для устройства обители, они постепенно перебрались на новое место, а старую монастырскую территорию передали Казанскому подворью.

Когда – точно не установлено, но или в 1556, или в 1571 году Иван Грозный определил греческим афонским монахам Никольский монастырь. В то время в Москву прибыл Архимандрит Афонского Введенского Хиландарского монастыря Прохор, и царь к нему очень благоволил, пригласил приезжать и впредь, а также пожаловал земли на улице Никольской, находившиеся напротив монастырского подворья. На подаренных землях греки вскорости построили церковь Николая Чудотворца (Никола Большая Глава), а при царе Федоре Иоанновиче эта церковь и положила начало новому Никольскому монастырю. В 1603 году Борис Годунов пожаловал монастырю соседний двор с богатыми хоромами за вечный помин. Старый же Никольский монастырь, расположенный в Ветошном переулке, продолжал оставаться местом заключения опальных русских священнослужителей. Сюда прибыл митрополит Московский Филипп (Колычев), после того, как отказал царю в благословлении на служении в Успенском соборе. Также на территории монастыря находился Никольский крестец (место, где людей приводили к древней присяге – целованию креста) – один из трех в Москве.

Часовня Николая Чудотворца, построенная в монастыре в 1646 году, была почитаема среди жителей Москвы. В 1648 году с Афона в Москву привезли великую святыню – список с чудотворной Иверской иконы, которую поместили в Николаевский монастырь. В благодарность за это царь Алексей Михайлович разрешил грекам на Афонском подворье Никольского монастыря совершать службы на родном языке, а год спустя в монастыре оставили только греческих монахов. В то время особую благосклонность мужскому Никольскому монастырю выказывал патриарх Никон, который даже на своем столе предпочитал видеть греческие кушанья.

Спустя некоторое время Иверская икона была передана Валдайскому монастырю, а в Николаевском остался новый список. В мае 1669 года чудотворную икону перенесли в часовню, специально выстроенную у Неглинских ворот. В этот же день царь Алексей Михайлович пожаловал греческому архимандриту Дионисию грамоту на вечное владение Никольской обителью. С той поры монастырь стали называть Греческим. Рядом с Никольским греческим монастырем был выстроен Греческий гостиный двор, где останавливались приезжие греческие купцы. Монахи с Афона приезжали в Никольский монастырь и оставались здесь на 4-7 лет, а затем сменялись.

По приказу царя Алексея Михайловича греческому монастырю приписали Крестовоздвиженский монастырь и убогий дом на Божедомке, где монахи выстроили себе загородную резиденцию. Это привело к невиданному наплыву иноков-посетителей из других стран, и в 1694 году монахи подали Петру I прошение о запрещении приезжим останавливаться у них, т.к. средств на содержание гостей было недостаточно. Эта просьба разгневала царя, и он приказал отобрать у монахов Крестовоздвиженский монастырь, а затем и убогий дом. Но эпоха правления Петра I оставила не только отрицательный след в истории монастыря. Именно в это время рядом с Никольским монастырем поселился Дмитрий Кантемир, род которого восходил к самому Тамерлану (Тимуру). Это Кантемирам принадлежало имение Черная Грязь (Царицыно), которое выкупила у них царица Екатерина Великая. Никольский монастырь стал фамильной усыпальницей Кантемиров, поэтому они не только щедро одаривали обитель, но и принимали участие в ее обустройстве.

В 1727 году в монастыре был построен каменный храм во имя святого Николая Чудотворца, а в 1734-36 г.г. наследники Кантемира построили над ним верхнюю церковь во имя Иверской иконы (позже Успения). Вторая монастырская церковь была построена еще в 1644 году и освящена во имя святых Константина и Елены. В 1767 году Матвей Кантемир своими средствами обновил ее. Отдельно от церкви стояла колокольня.

В 1737 году в день Троицы разгорелся пожар, во время которого выгорела большая часть Москвы. Пожар нанес огромный вред и Греческому монастырю. После того как обитель была восстановлена, ее архитектурный ансамбль практически не изменялся вплоть до конца 19 века. В 18 веке окончательно определился статус обители. Монастырь был определен как необщежительный греческий монастырь 2-го класса (1764 г.). В 1766 году Николаевский монастырь вышел из подчинения Московской Синодальной Конторы, и перешел в распоряжение Священного Синода. В этом же году обитель произвели в разряд ставропигиальных. Теперь монахов из других российских монастырей в него помещать было запрещено. В 1775 году монастырь зачислили в епархиальное ведомство, но он все равно числился как приписной от Афонского Иверского монастыря.

К концу 18 века собор, построенный Кантемирами, обветшал, и в 1795 году обрушилась его верхняя часть. Греческие священники обратились к царю Павлу I с прошением о предоставлении средств на обновление храма. Царь выдал 15 000 рублей, и приблизительно такую же сумму составили добровольные пожертвования греков, проживавших в Москве. На собранные деньги собор был поновлен знаменитым архитектором Матвеем Казаковым.

Отечественная война 1812 года принесла Никольскому греческому монастырю разорение и упадок. Наполеоновские солдаты не только разграбили и осквернили обитель, но и издевались над иноками, оставшимися в стенах монастыря. После войны монастырь быстро восстановили.

К концу 19 века большинство монастырских построек обветшали и были снесены. Оставшиеся строения были реконструированы под руководством архитекторов Г.А. Кайзера и К.Ф. Буссе. В 1902 году по Красной линии улицы Никольской было выстроено огромное здание, которое одновременно являлось и часовней и колокольней. Венчалось оно небольшой главой с крестом и звоном. Сейчас от здания сохранилась лишь ротонда с расположенной под ней часовней.

В начале 1920-х годов Николаевский греческий монастырь закрыли, в 1935 году сломали главный монастырский собор. Сейчас на месте Никольского собора находится пустырь. Корпуса бывших келий уцелели – в них расположились различные мастерские, магазины, учреждения. Сохранившаяся часовня перешла к историко-архивному институту. В 2007 году было принято решение о возрождении Никольского монастыря.

Православие в Греции является господствующей религией, что официально закреплено в Конституции страны. Оно оказывает во многом определяющее влияние на все стороны жизни современных греков. И это неудивительно – ведь по последним данным официальной статистики, 97% жителей Греции принадлежат к Православной Церкви. Закон Божий включен в общеобразовательную школьную программу Греции как обязательный предмет, а в каждом из греческих университетов имеется факультет богословия.
Помимо сферы образования Церковь ведет активную социальную деятельность во всех областях жизни, сотрудничая при этом как с государством, так и с различными общественными структурами. Греческая Церковь является весомой экономической силой — ей принадлежит значительное число земельных участков, которые используются под строительство храмов, монастырей, больниц, домов престарелых и других социальных учреждений, либо сдаются в аренду для осуществления социально-полезной деятельности.
Но главная задача Греческой (как и любой Православной) Церкви – приобщение людей к подлинно христианской жизни. Такое приобщение происходит прежде всего в храмах. Найти православный храм в Греции не составит труда, где бы вы ни находились – в мегаполисе (например, в Афинах или Салониках), в небольшом городке или в деревне, на материке или на одном из многочисленных островов. Храмов в Греции множество – зачастую даже в маленьких городках один храм отделяет от другого одна-две улицы. Но даже огромное количество храмов зачастую не вмещает всех прихожан — ведь многие жители Греции регулярно посещают церковные службы.

Что же касается тех греков, кто не отличается особой религиозностью, то даже среди них многие не только крестятся, проходя мимо храма, но и считают своим долгом обязательно посещать храм по большим праздникам – таким, как Пасха, Рождество Христово (25 декабря) и Успение Пресвятой Богородицы (15 августа). Православные праздники – важная и неотъемлемая часть греческой культуры, многие из них являются также государственными праздниками Греции.
Помимо праздников, большинство греков придает немалое значение таким церковным таинствам, как Крещение и Венчание. Почти все греки, за очень редким исключением, крестят своих детей. При этом, в соответствии с древней православной традиции, в Греции можно крестить и с именами, которых нет в святцах. Так, например, многие греки носят имя Христос (с ударением на первый слог).

Еще более торжественно, чем крестины, празднуется венчание. Официально в Греции признаются две разновидности брака: церковный и гражданский, но фактически большая часть общества считает «настоящим» только церковный брак. Гражданское бракосочетание «по записи» многие греки, даже нерелигиозные, воспринимают как нечто «несерьезное», и к таким супругам зачастую относятся просто как к сожителям, которые в любой момент могут разойтись, (хотя юридически светский брак дает супругам те же права, что и церковный).
Греческие церковные традиции несколько отличаются от российских. В частности, Церковь в Греции (кроме монастырей Афона) пользуется новоюлианским календарем, согласно которому все праздники (за исключением Пасхи и связанных с ней праздников) отмечаются по новому стилю – так, Рождество греки празднуют 25 декабря. В храмах обычно имеются сидения-стасидии (с древности используемые в афонских монастырях), и в определенные моменты службы большинство прихожан сидит. Впрочем, если вы плохо себя почувствовали или просто устали – можно присесть и тогда, когда остальные стоят, это не вызовет нареканий.
Что касается одежды, в Греции не обязательно надевать платок при входе в храм. Греческие женщины обычно приходят на службу в юбке и блузке или пиджачке, закрывающем плечи, мужчины – в костюме или рубашке (безразлично, с длинными или короткими рукавами). Если у вас нет юбки – можно зайти в храм и в брюках, это не возбраняется. Главное – не приходить в слишком легкомысленном одеянии, вроде шорт или пляжной маечки: греки (даже нерелигиозные) обычно воспринимают подобное как неуважение к их религии и культуре.
Во время службы не принято ходить по храму, разговаривать (даже негромко), особенно во время причащения. Если вы хотите подать записку или поставить свечу – лучше сделать это до или после службы. Записки обычно бесплатные, их нужно просто опустить в специальный ящичек. Русского языка в греческих храмах обычно не понимают, но в крупных храмах зачастую понимают английский – поэтому записки лучше писать греческими или латинскими буквами.
Свечи в большинстве храмов люди берут, предварительно опустив в специальную прорезь посильное пожертвование – от нескольких центов до нескольких евро (сумму человек определяет сам). Иконы и раки с мощами святых часто бывают украшены цветами, но в Греции не принято обрывать эти цветы на «святыньки» и «сувениры», как нередко делают в России.
Вдоль загородных дорог Греции можно увидеть множество маленьких «домиков» самой разнообразной формы – иногда они напоминают крошечные храмики, а иногда это просто жестяная коробочка со стеклянной стенкой. Внутри такого домика обычно находятся икона и горящая лампада. Это так называемые проскинитарии. Их устанавливают в память о людях, разбившихся на дорогах, чтобы проезжающие мимо могли помолиться об упокоении их душ. Либо их ставят в опасных местах дороги, чтобы оградить водителей от несчастья и обратить их внимание на сложные участки пути.
Ольга Ракитянская-Балытникова. Специально для проекта «Греция от Greek.ru»

Фотографии Романа Симкина. Специально для проекта «Греция от Greek.ru»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *