Храмы и церкви кирова

Адрес: г.Киров, ул. Свободы, 54-в

В ряду памятников вятского зодчества конца ХVII – начала ХVIII столетий храм Иоанна Предтечи занимает особое место. Уникально его объёмно — пространственное построение – в виде двусветного восьмерика от земли. Такая композиция, получившая широкое распространение в деревянном зодчестве средневековой Руси, редко воспроизводилась в камне. Предтеченская церковь, несомненно, повторила свой деревянный прототип – храм Покрова. Древняя Покровская церковь в черте Хлынова по построении на её месте в 1709 году каменного храма, была перенесена на окраину посада, где «новоселебные» жители во главе с посадским человеком Григорием Глухих решили образовать новый приход. 17 июня 1711 года старый деревянный сруб занял новое место и в том же году был переосвящён во имя Иоанна Предтечи.

В 1714 году священник Лука и церковный староста Григорий Глухих с прихожанами выразили желание возвести холодную церковь в камне. Храмозданная грамота на построение тёплого придела Грузинской иконы Божией Матери с колокольней была дана епископом Алексием 10 ноября 1723 года. Окончание строительных работ по сооружению трапезной и колокольни можно отнести к 20-м – 30-м годам ХVIII столетия. Квадратное основание колокольни несло столп восьмигранной башни с ярусом звона в завершении и глухим барабанчиком с высоким шпилем.

Декоративное убранство холодной церкви выдержано в традициях «узорочья», характерного для первого этапа развития каменного зодчества в местном крае. Любовь вятских зодчих к пышности декоративных форм проявилась здесь в полную силу. Богатый кирпичный орнамент, включающий наборы бусин, кокошники, жгуты, розетки, динамичные завитки над оконными проёмами, ряды ширинок, покрывает фасады, образуя причудливые гармонии. Витые колонки с чисто местной интерпретацией коринфских капителей, украшающие алтарь, прихотливые изломы полуглавий и щипцов в завершении фасадов вплелись в затейливую канву узорчатых деталей.

Утраченные части памятника восстановлены в 1990-х годах (ведущий архитектор проекта реставрации И. Г. Носков).

Церковь является одним из редчайших памятников вятской архитектуры конца ХУП-ХУШ веков. Уникально объемно-пространственное решение собственно храма – восьмерик «от земли». Этот прием был присущ исключительно деревянному зодчеству, и в этом плане церковь является единственным памятником каменной церковной архитектуры не только в городе Кирове, но и в области.

Современное использование: по первоначальному назначению.

Православная Вятка

Что вы знаете о православных святынях Вятки? В Вятской губернии было множество православных церквей и соборов. В результате большевистских гонений многие уничтожили. Однако в Кирове сохранились и сегодня действуют многие старинные храмы. Посмотрим на них?

(Фото: Алекс Просвирнин)

Многие знают, что Вятка с давних времён являлась центром религиозной жизни всего Вятско-Камского региона. К 1917 году только в городе было 28 православных церквей и соборов. А по всей Вятской губернии действовали 43 городских храма, монастырских — 28 и в сельской местности — 825.

В результате большевистской политики в XX веке было уничтожено множество религиозных сооружений (Кафедральный, Александро-Невский, Покровский, Воскресенский соборы и другие). Однако в городе сохранились и сегодня действуют многие старинные храмы. Пройдём по ним.

СВЯТО-СЕРАФИМОВСКИЙ СОБОР

(Фото: Елена Чудиновских)

Этот нарядный собор построили на пожертвования горожан. На протяжении более ста лет он практически не прекращал принимать прихожан. По сей день Свято-Серафимовская церковь считается духовным центром Кирова и одним из его символов.

Собор построили по проекту вятского архитектора Ивана Чарушина. Здание получилось удивительно живописным, оно передаёт национальный характер церкви. Многих удивляет чёрный цвет кровли. Дело в том, что в старину крышу и купола русских церквей сооружали исключительно из дерева, которое со временем темнело и приобретало чёрный цвет. Отсылку к этой традиции сохранил Иван Чарушин. В 1907 году епископ Вятский и Слободской Филарет освятил храм во имя Святого Серафима Саровского.

В годы гонений Серафимовская церковь уцелела, так как её признали пригодной для школы, однако богатый иконостас утрачен безвозвратно. В 1940 году церковь закрыли и разместили здесь музей атеизма. В нём сохранились иконы и другие святыни из разорённых церквей Вятской губернии. Однако во время Великой Отечественной войны храм вернули верующим. Долгие годы он оставался единственным действовавшим на территории Кирова.

Позднее церковь реконструировали, за счёт сноса близлежащих домов увеличили прихрамовую территорию и обнесли её каменной оградой. В 1990 году кафедру архиерея перенесли в Успенский собор.

Адрес: Киров, ул. Урицкого, 25.

УСПЕНСКИЙ ТРИФОНОВ МОНАСТЫРЬ

(Фото: Алекс Просвирнин)

Это один из главных символов Вятки, долгое время был её духовным и просветительским центром.

Монастырь основал инок Трифон в 1580 году на месте старого городского кладбища с двумя ветхими церквями. Жалованную грамоту на это дал ему царь Иван Грозный.

В монастыре построили четыре храма. Монахи вели активную миссионерскую, экономическую и просветительскую деятельность. Они даже выступили основателями и строителями новых вятских монастырей. Собранная Трифоном коллекция из 150 книг легла в основу богатой монастырской библиотеки, позднее здесь был организован музей церковных древностей.

Первое каменное здание ансамбля — Успенский собор — было заложено в 1684 году, вскоре сюда перенесли мощи преподобного Трифона, а над его могилой установили раку. Сегодня Успенский собор Трифонова монастыря — древнейший из сохранившихся вятских каменных храмов.

Позднее неподалёку от Успенского собора возвели Никольский надвратный храм, каменные колокольню, церковь Александрийских Чудотворцев Афанасия и Кирилла, настоятельские палаты, Благовещенский храм и братский корпус. Так сформировался монастырский комплекс.

При Петре I Трифонов монастырь содержал духовную школу, солдат-инвалидов и даже преступников, присылавшихся на покаяние.

В XIX веке стало развиваться почитание преподобного Трифона благодаря проводимым крестным ходам. Всё больше паломников, желая поклониться мощам святого, приезжали в Вятку.

После октябрьской революции Успенский собор использовали как книгохранилище, остальные здания отвели под общежитие, столовую, прачечную. Часть монастырских сооружений была утрачена. В 1980 году началась реконструкция монастыря. Сегодня это сердце Вятки, наполненное светом и духовной силой.

Адрес: Киров, ул. Горбачёва, 4.

СКУЛЬПТУРНО-АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ, ПОСВЯЩЁННЫЙ ПРЕПОДОБНОМУ ТРИФОНУ ВЯТСКОМУ

(Фото: Алекс Просвирнин)

Трифон Вятский (в миру Трофим Подвизаев) — местночтимый святой Вятской земли и Пермского края, архимандрит, основатель и настоятель Вятского Успенского Трифонова монастыря. Постриг в монахи Григория Отрепьева, который впоследствии выдавал себя за царевича Дмитрия и взошёл на русский престол под именем Дмитрия I.

Архитектурный ансамбль, посвященный Трифону Вятскому, находится в сквере напротив гостиницы «Центральная», на вершине холма. На этом месте до середины 1930-х годов стояла Покровская церковь. После её уничтожения большевиками здесь был разбит сквер.

В 2010 году Владыка Вятский и Слободской Митрополит Хрисанф выступил с инициативой установки на этом месте памятника преподобному Трифону Вятскому в знак благодарности за его колоссальный вклад в духовное развитие Вятского края. Проект был благотворительным, деньги собирали всем миром.

Авторами скульптуры Трифона Вятского стали Владимир Бондарев и Клара Коциенко. Скульптурный комплекс состоит из бронзовой фигуры Трифона Вятского в монашеском одеянии с моделью Успенского собора в руке и Стены Памяти Вятки – композиции в виде трёхчастного иконостаса, на котором изображены восемь соборов, которые находились на территории Вятки.

Адрес: Киров, на пересечении улиц Ленина и Московской.

СПАССКИЙ СОБОР

(Фото: Алекс Просвирнин)

Ещё один удивительный древний храм Вятки. Его возвели в XVIII веке. С этим собором связан один из самых чтимых образов Вятской земли — Спаса Нерукотворного.

На месте собора в XVII веке стояла деревянная Троицкая церковь. Над входом висела икона Спаса Нерукотворного, которая, по воспоминаниям очевидцев, творила разнообразные чудеса и исцеляла людей. Так, 12 июля 1645 года житель города Пётр Палкин, будучи слепым три года, пришёл сюда и стал молиться перед иконой Спасителя. Внезапно он прозрел. Весть об этом чуде облетела город. К иконе стали приходить люди с просьбами о помощи, и многие получали исцеление.

Молва об этом достигла Москвы. Царь Алексей Михайлович Романов, посоветовавшись с патриархом Иосифом, решил перенести в Москву святыню, чтобы она стала достоянием всего православного мира. Встреча в столице состоялась в 1647 году. Приложившись к иконе, Алексей Михайлович с приближёнными внёс её в Кремль через Фроловские ворота. В память об этом событии Фроловскую башню Кремля стали называть Спасской. После этого, к слову, вятская икона около 300 лет находилась в Новоспасском монастыре Москвы, после октябрьской революции исчезла.

В Вятке на месте обветшавшей Троицкой церкви в 1767 году построили каменный Спасский собор. Он поражал граждан своими масштабами: высота колокольни достигла 53 метров, в храме было два этажа и шесть престолов.

После октябрьской революции храм закрыли и устроили в здании общежитие. Уничтожили колокольню и купол. После возвращения собора церкви началась его реконструкция. Восстановлены колокольня и шпиль с крестом.

Адрес: Киров, ул. Казанская, 50.

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Фото: sobory.ru)

Он был основан в 1624 году при помощи и покровительстве царя Михаила Федоровича Романова. Тот подарил монастырю икону преподобного Михаила Малеина, которая считалась древнейшей в обители.

Монастырь строили на протяжении нескольких веков, он несколько раз горел и и существовал исключительно на пожертвования прихожан.

На рубеже XVII – XVIII столетий на месте старой деревянной церкви была построена каменная Спасо-Преображенская церковь в стиле русского «узорочья». Позднее появились новые постройки, в том числе колокольня с двенадцатью колоколами. Среди них — особо древний, с изображением Распятия, отлитый в 1627 году. При монастыре действовали живописная, позолотная и рукодельная мастерские.

Монастырь закрыли в годы большевистских гонений, внутреннее пространство храмов перестроили и приспособили под жилые помещения. По рассказам жильцов, они нередко находили церковную утварь и даже вход в подземелье. Как утверждала тогда молва, между женским и мужским монастырями Вятки существовал тайный подземный ход.

В 1900-е годы территорию монастыря вернули церкви. Здесь возобновлены богослужения, отреставрирована часть территории и храмовых комплексов. В обители находятся мощи священноисповедника Виктора, епископа Вятского и Глазовского.

Адрес: Киров, Динамовский проезд, 6.

РАЗДЕРИХИНСКАЯ ЧАСОВНЯ

(Фото: Алекс Просвирнин)

Сегодня это один из символов древней вятской истории.

Часовню Михаила Архангела построили в память о сражении вятчан с устюжанами на краю Раздерихинского оврага, которое произошло в XV веке. Вятчане, ожидая нападения татар, в темноте приняли за них отряд устюжан. «Своя своих не познаша и побиша». Оплакав убитых, решили проводить на этом месте праздник Свистунью (Свистопляску) и поставили здесь часовню. Есть версия, что устюжане тоже шли биться с вятчанами, но были разбиты.

Тем не менее панихида в часовне в четвёртую субботу после Пасхи была неотъемлемым элементом Свистуньи. Во время праздника разыгрывались шуточные битвы между командами, иногда заканчивавшиеся тяжёлыми травмами и побоями. Торговцы продавали сладости и игрушки, дымковские мастера выставляли глиняные свистульки и шары. Последнюю Свистопляску в Вятке справили в 1920-х годах.

Со временем деревянная Раздерихинская часовня обветшала. В 1875 году на её месте соорудили каменную по проекту архитектора Николая Андреевского. В 1925 году её разрушили. Восстановили в 1999-м.

В 2010 году в часовне совершили молебен по погибшим в битве XV века в присутствии почётных гостей из Великого Устюга. Затем кировчане устюжане по очереди испили воды из общего чана и обнялись в знак примирения.

Адрес: ул. Казанская, напротив дома 63.

ХРАМ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Третий по древности действующий православный храм в Кирове. Один из редчайших памятников вятского зодчества начала XVIII века.

Храм построили в 1723 году, он имеет уникальное решение – восьмерик «от земли». Этот приём был присущ исключительно деревянному зодчеству, и в этом плане церковь является единственным памятником каменной церковной архитектуры не только в Кирове, но и в области.

Более того, храм построили в то время, когда Пётр I запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга.

В иконостасе церкви стояла древняя Грузинская икона Божьей Матери. В XIX веке здание перестроили по проекту вятского архитектора Ивана Чарушина, который увеличил высоту главного нефа, что позволило установить дополнительное верхнее освещение. Рядом с храмом была построена каменная церковно-приходская школа.

После октябрьской революции храм закрыли, в разные годы в здании располагались архив, планетарий и общество охраны памятников истории и культуры.

Сегодня храм отреставрирован и является действующим. Была воссоздана в своих исторических границах обширная кованая ограда с каменными рельефными столбами. В 1993 году храму передали старинную икону преподобного Трифона Вятского, которую на берегу реки Вятки нашли во время земляных работ. Теперь образ препободного Трифона почитают здесь как храмовую святыню.

Адрес: Киров, ул. Свободы, 54.

ЦАРЁВО-КОНСТАНТИНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Ещё один из старейших храмов Вятки. Построен на месте сгоревшей деревянной церкви в XVII веке. Новый храм освятили в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы, уцелевшей в пожаре.

Храм в разное время посещали писатели Михаил Салтыков-Щедрин и Александр Герцен, архитектор Александр Витберг. Будучи гимназистами, сюда приходили историк А. Спицын, невропатолог Владимир Бехтерев, учёный-селекционер Николай Рудницкий, хирург Александр Бакулев. Здесь были крещены Алексей Деньшин, возродивший дымковский промысел, и дети фотографа Сергея Лобовикова, дом которого стоял по соседству. Церковь часто посещали вятские губернаторы, проживавшие в квартале от неё в доме на Спасской улице.

В годы советской власти храм практически полностью был разрушен, в 2000-е годы передан церкви. Сейчас действующий. В храме совершаются богослужения на языке жестов — для людей с дефектами речи и слуха.

Адрес: Киров, ул. Свободы, 70а.

← Вернуться

ул. Набережная Грина, 7 а

Феодоровская церковь. 2015 г.

Феодоровская церковь занимает особое место в истории Вятки. Это был последний храм, построенный в дореволюционном городе. Его строительство тесно связано с масштабными торжествами, которые происходили в 1913 г. по всей России в честь 300-летия семьи Романовых, поэтому церковь также называли «Романовской».

История храма началась с анонимного письма, в котором неустановленное лицо сообщало епископу Вятскому и Слободскому Никандру о желании жителей северной части Вятки построить храм. Газета «Вятская речь» в день закладки нового храма сообщала о том, что «преосвященный Никандр по приезде на Вятскую кафедру обратил серьезное внимание на отсутствие приходских храмов в северной и южной частях города Вятки. Городская дума по ходатайству вятского архиерея уступила места в северной и южной частях города под постройку храмов, и первой началась постройка в южной части города. Преосв. Никандр внес первую лепту на это святое дело, выделив из своих личных средств тысячу рублей».

Феодоровская церковь. Начало XX в.

После этого в 1914 г. был создан комитет по постройке храма, в него вошли П. Н. Шкляев (председатель), О. А. Танаевский (товарищ председателя), члены комитета И. А. Чарушин, А. А. Истомин, А. В. Румянцев, П. А. Шильников, Ф. А. Ездаков, В. М. Хлебников и др. «Вятские епархиальные ведомости» 18 июня 1915 г. писали, что «новый храм строится в память 300-летия дома Романовых. Место для него выбрано весьма удачно. Расположенный на весьма высоком берегу р. Вятки (близ арестантских рот), он будет виден на десяток вёрст кругом. В то же время он удовлетворит давно назревшую потребность в храме на северной окраине г. Вятки, доселе храма лишённой». В 1915 г. нижний храм был освящен в честь всероссийской святыни – Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы Российского государства и Царского Дома Романовых. Верхний этаж – во имя Святителя Николая. Приход церкви насчитывал в то время 30 человек в возрасте от 40 до 60 лет.

Архитектором храма был выбран И. А. Чарушин. Если в проекте Серафимовской церкви автор черпал вдохновение в облике храмов Москвы ХVII в., то во внешнем виде Феодоровской церкви заметно влияние новгородской и псковской храмовой архитектуры. Можно перечислить лишь некоторые характерные детали: строгий облик здания – скупость в декоре, щипцовые фронтоны, псковская звонница – вместо колокольни. Интересно, что Чарушин и на этот раз не отказался от многоглавия, только декоративные маковки получили иную форму – не луковиц (как в облике Серафимовской церкви), а «языков пламени». Небольшой по объему храм смотрится высоким, устремлённым в небо.

Феодоровская церковь. 1958 г.

В 1929 г. храм был закрыт, приняли решение переоборудовать его под клуб текстильщиков, а в 1930 г. и вовсе под общежитие Стройуча. Интересно, что последним проектом занимался все тот же архитектор И. А. Чарушин. Существует версия, что таким образом он хотел спасти храм от разрушения. На нижнем этаже было спроектировано 6 жилых помещений, 2 кладовые, умывальная комната и т. д.; на верхнем этаже – 5 жилых помещений, «красный уголок», две кладовые, кубовая, умывальная и сторожевая комнаты. Так, на долгие годы церковь была вынуждена «забыть» о своём предназначении.

В годы Великой Отечественной войны в здании церкви располагался сборный пункт, она стала военным объектом и была обнесена колючей проволокой. Фактически в этот период из бывшей Феодоровской церкви кировские солдаты уходили прямо на фронт. Бывший следователь военной прокуратуры Тамара Сергеевна Наумова в интервью историку М. С. Соловьевой так вспоминала это время: «В Кирове формировались полки из команд, которые прибывали из Борового, Вишкиля, Слободского и т. д. Зимой из них формировали знаменитые лыжные батальоны. Команды прибывали в церковь, где их обмундировывали, снаряжали, и рота готовилась к отправке. Маршевые роты следовали на Киров-Котласский, строились на плацу и отправлялись на фронт… Мне, как следователю военной прокуратуры, не раз приходилось бывать в данной церкви (были случаи членовредительства). Так как она была военным объектом, её обнесли колючей проволокой, поставили часовых. На первом этаже церкви было высокое жилое помещение, по периметру которого в 4 яруса располагались нары. Был глубокий подвал, где размещались военные склады (обмундирование, снаряжение, продовольствие). Церковь – это распределительная рота 34-й стрелковой дивизии, через которую прошли 252353 человека. Сплошным потоком шло на фронт новое пополнение, которое как кровь вливалось в ослабленные части действующей армии».

План переоборудования Феодоровской церкви И. А. Чарушиным под общежитие Стройуча

В 1946 г. здание вновь возвращено Русской православной церкви, в нем возобновились богослужения. Послевоенный год был очень голодным, очевидцы вспоминали огромное количество гробов, умерших ежечасно привозили отпевать в церковь. В начале 1960-х гг. в городе ожидали приезд Н. С. Хрущева, одновременно в СССР шел новый виток антирелигиозной кампании. В 1958 – 1961 гг. в Кировской области были закрыты двадцать церквей. Хрущев в итоге в Киров так и не приехал, но в результате излишнего «рвения» городских властей в октябре 1962 г. храм снова закрыли и обрекли на гибель. Проживавшие в соседних домах кировчане вспоминали, что ни первым, ни вторым взрывом разрушить церковь не удалось. Позднее всё-таки смогли взорвать колокольню, далее за дело принялись танки: они тянули за тросы, привязанные к выступающим частям сооружения, и в итоге развалили храм. В таком полуразрушенном виде здание церкви простояло некоторое время, пока его постепенно не разобрали. Обломками камней храма замостили проезжую часть улицы Розы Люксембург.

В 1974 г. городские власти попытались возвести на этом святом месте памятник в честь 600-летия г. Кирова, в основании храма была заложена т. н. капсула времени. В нее поместили около 30 экспонатов, в основном продукты предприятий Кировской области: куклы, гармошки, шины, шубы и т. д. Также в капсуле оказались бюсты Ленина и Кирова, первым же номером шло послание будущему поколению от пионеров прошлого. Что пожелали эти дети 1970-х своим потомкам, по сей день остается загадкой. После закладки капсулы в этом месте набережной более 30 лет был пустырь.

Разрушение Феодоровской церкви. 1962 г.

В 2002 г. администрация города разрешила Вятской епархии начать работы по восстановлению Феодоровской церкви. На стадии проектирования выяснилось, что набережная не выдержит тяжелое каменное здание – начнутся оползни. Было решено отказаться от первоначального замысла восстановить церковь по проекту Чарушина. В 2006 г. Вятская епархия предложила возвести на этом месте небольшой деревянный храм – копию Владимирской церкви в резиденции президента РФ на Валдае, что и было сделано. 25 августа 2007 г. новый Феодоровский храм был освящен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *