Храмы Орловской области

Церковь Троицы Живоначальной поставлена в центре села Шахово на берегу реки Оки. Село известно с конца XVII века и по преданию получило свое название по имени князя Шахова. В конце XVIII века одним из его владельцев был князь Дмитрий Юрьевич Трубецкой.

Первоначальная деревянная церковь во имя Св. Николая Чудотворца стояла на сельском кладбище и к 40-м годам XIX века пришла в ветхость. Строительство нового каменного храма начато на новом месте в центре села на средства помещицы Марии Андреевны Мовчан. Он был окончен в 1845 году и имел три престола: главный — во имя Св. Троицы и придельные: правый — Св. Митрофана Воронежского, а левый — иконы Казанской Божией Матери, обновленный и заново освященный в 1886 году.

В 1900 году старанием церковного старосты купца М.А. Торопова храм был отремонтирован и 4 сентября того же года вновь освящен. Старая же деревянная Никольская церковь, стоявшая на кладбище, была закрыта в 1845 году, после того как был освящен новый каменный храм. Но по ходатайству прихожан, в основном крестьян деревни Голубицы, 14 сентября 1860 года церковь вновь открыли и при ней учредили отдельный приход, просуществовавший, правда, недолго. Позднее церковь была приписана к Троицкому храму с обращением ее в кладбищенскую бесприходную. Некоторое время она была даже закрыта «ввиду ея ветхости, внушавшей опасение». В 1882 году старостой М.А. Тороповым она была обновлена и даже обнесена каменной оградой. С 1886 года в селе существовала одноклассная церковно-приходская школа, содержавшаяся на средства М.А. Торопова.

В 30-е годы Троицкая церковь была закрыта, а древний Никольский храм разобран до основания.

В 1943 г. во время боев за село на колокольне Троицкой церкви занял огневую позицию немецкий пулеметчик-смертник, причинивший значительные потери наступавшим советским войскам. Из-за его уничтожения церкви были причинены значительные повреждения. Вновь церковь троицы была открыта 29 сентября 1944 года.

Сегодня церковь Троицы Живоначальной расположена в селе Шахово Кромского района Орловской области между городом Орлом и поселком Кромы в 3 км от федеральной трассы «Москва-Симферополь».

В 2006 году при поддержке благотворительного фонда «Глас» проводились ремонт и реставрация храма.

На территории бывшей Ямской слободы, на пересечении современных улиц Советской (бывшей Белевской) и Калинина (бывшей Троицкой) находится Свято-Троицкий храм (историческое название церковь Святой Живоначальной Троицы).

История его создания восходит к началу XVII века, когда в Большом остроге Мценской крепости возник Троицкий приход. Около 1625 года был выстроен вместительный деревянный храм с тремя престолами: Святой Живоначальной Троицы, Рождества Христова, Косьмы и Дамиана. 26 декабря 1676 года в храме возник пожар, в результате которого здание храма полностью сгорело. Через несколько лет на этом же месте деревянную церковь с теми же престолами отстроили заново.

Ко второй половине XVIII века деревянное здание храма изрядно обветшало, ввиду чего встал вопрос о строительстве нового, каменного. Каменный храм решили строить в другом месте, на территории Ямской слободы, которая занимала в то время обширную территорию от современного Новосильского переулка до улицы Колхозной, часть современной улицы Ленина также называлась Ямской. Есть предположения, что место это выбрано не случайно. Ямщики в те времена составляли особый, привилегированный разряд населения: они освобождались от податей, военной службы, получали большие угодья под покос и для прокорма лошадей. Поэтому правомерно предположить, что, решив построить в Ямской слободе каменную церковь, духовные и городские власти рассчитывали, что у храма найдется много жертвователей из числа относительно благополучных ямщиков.

Каменный Троицкий храм был заложен в 1770 году. В то время в городе не было ни одного каменного гражданского строения. В дошедших до нас источниках упоминаются лишь каменные церкви Введенская (Петропавловская), Вознесенская, Богоявленская (Кукшинская), Покровская и часовня Кирика и Улиты мужского Петропавловского монастыря, которые находились в Заречной части Мценска. Троицкий храм стал первым каменным строением в Новом посаде, образующем сегодня центральную часть города. Средства на постройку храма были пожертвованы Мценским купцом Алексеем Ивановичем Иноземцевым (по другим источникам — в 1774 году Филиппом Иноземцевым). Каменный храм строился в течение семи лет, и в 1777 году в нем начались первые богослужения.

В 1841 году по проекту петербургского архитектора Висконти на белокаменном цоколе из кирпича возвели невысокую церковную колокольню. Она имеет интересную круглую форму: нижний ярус расчленен десятью тосканскими полуколоннами. Колокольня снабжена круглыми винтовыми лестницами, стены звонницы разделены полуколоннами на восемь частей, в четырех из них про резаны высокие арки. Завершается колокольня куполом и высоким вытянутым шпилем, благодаря которому относительно низкая колокольня как бы устремляется ввысь, прекрасно гармонируя с главным куполом храма.

Во второй четверти этого же столетия по проекту Висконти перестроили трапезную часть храма, которая уменьшилась по высоте и расширилась до 20 метров. Благодаря реконструкции здание храма значительно изменилось, приняв в основании вид креста. Кроме главного холодного придела во имя Святой Живоначальной Троицы, в новой трапезной части храма разместились теплые приделы во имя Святителя Николая Чудотворца (правый), Святых безсребренников и Чудотворцев Косьмы и Дамиана (левый).

Основной четверик храма необычной формы: он разделен карнизом на два яруса, верхние окна круглые. Стены четверика со всех сторон завершаются фронтонами, над ними возвышается свод со световым барабаном, венчающимся луковичной головкой.

В середине XIX века при Троицком храме была каменная лавка и богадельня, открытая на средства купца О. И. Соплякова. В 1856 году в богадельне проживало на полном пансионе 12 женщин (по другим данным — 11).

В 1935 году храм закрьли. Можно сказать, что зданию храма, с одной стороны, повезло — оно благополучно пережило военные годы, не пополнило собой список взорванных церквей. С другой стороны, использование здания храма как складского помещения для тары, соли и удобрений нанесло колоссальный ущерб его каменной кладке: соль, пропитав собой насквозь стены, в настоящее время не дает возможности завершить реставрацию церкви, вновь нанесенная штукатурка практически сразу осыпается со стен.

В годы перестройки здание храма пустовало. Оставаясь незаконсервированным, оно служило местом сборищ бесчинствующих юнцов, которые распивали здесь спиртное, оставляли непристойные надписи на стенах храма. Построенные за эти годы вблизи церкви многоэтажные здания сильно исказили исторический фон данной части города, а в nодсобных помещениях, принадлежавших ранее храму, в настоящее время проживают люди, заселившие их в годы советской власти.

Троицкий храм вновь передан общине верующих в 1991 году. 4 июня 1993 года под Троицкую родительскую субботу возобновились Богослужения в четверике Святой Троицы. Трапезная часть храма была открыта на Вербное воскресенье 1996 года. В октябре 1997 года начались регулярные службы и в приделе святителя Николая Мирликийского.

Главный престол в честь Святой Троицы освящен архиерейским чином Архиепископом Орловским и Ливенским Паисием 6 июня 1999 года (в Неделю Всех Святых). Первый (правый) придел — Святителя Николая Мир-Ликийского полностью восстановлен, не освящен, регулярные богослужения совершаются с октября 1997 года. Второй (левый) придел — святых Безсребренников и Чудотворцев Космы и Дамиана не восстановлен, в приделе расположен свечной ящик, иконная лавка и ризница храма.

В настоящее время в храме продолжаются реставрационные работы. В 2008 году на храме были воздвигнуты новые позолоченные кресты, почти полностью завершен капитальный ремонт крыши, произведена замена окон трапезной части, первого яруса четверика и барабана. Начаты отделочные работы внутренней части храма гипсокартоном с подготовкой его под роспись. Планируется замена половой плитки. По благословению правящего архиерея в будущем году будут изменены фасады зданий и начнется строительство нового капитального забора.

С 1991 года настоятелем храма является протоиерей Владимир Герченов.

В 2008 году общине Свято-Троицкого храма исполнилось 15 лет. За эти годы ее состав сильно обновился. Сейчас в храме служат три священника и диакон (из общины этого храма вышло около десяти священнослужителей, самому младшему из них всего 20 лет). В штате храма около тридцати человек.

Основная часть современной церковной общины Троицкого храма — люди среднего возраста. Сейчас на богослужениях в храме стало бывать очень много молодых людей и детей, большая часть из которых являются воспитанниками приходской Воскресной школы.

Детская воскресная школа действует при храме с 1993 года. Занятия сначала проходили прямо в храме после службы, в 1997-1998 гг. на территории храма построено новое здание Воскресной школы. В 2002 году был разработан и прият Устав Воскресной школы, который определяет внутренний распорядок и работу школы по настоящий день. В нем определяются правила поведения, взаимоотношений учителей и воспитанников, внешнего вида воспитанников, посещения трапезы. Воскресная школа носит имя святого апостола Иоанна Богослова. Преподавание в четырех возрастных группах ведется по направлениям: Закон Божий, музыка и рукоделие (ручной труд, кружевоплетение, бисероплетение, вышивка, поварское дело, звонарское дело, краеведение, резьба по дереву и столярное мастерство). Занятия в воскресной школе проходят в воскресные дни после Литургии. Для обучения принимаются дети 4-17 лет.

В 2002 году при школе создано братство «Вера, Надежда, Любовь». Братство имеет свой Устав, форму, хоругвь, эмблему, песню. Во время каникул участники братства и воспитанники школы совершают различные поездки и пешие походы.

Для взрослых прихожан храма организованы еженедельные воскресные беседы со священником, на которых изучаются основы православной веры и разбираются практические вопросы духовной жизни.

На Рождество и Пасху в актовом зале Воскресной школы устраиваются праздничные концерты для родителей и всех прихожан. Уже второй год подряд в день рождения общины — в день Святой Троицы — на приходе проходит большой семейный праздник. После общей трапезы дети и родители с большим удовольствием участвуют в различных конкурсах, сами показывают небольшие спектакли, поют… В 2008 году на Троицу на семейном празднике выступал частый гость и друг общины гусляр Андрей Байкалец. Подобного рода творческие вечера в общине Троицкого храма проводятся регулярно. В разное время с концертами в общину храма приезжали православные барды А. Селиванов, В. Капорин, В. Бартенев, А. Галицкий, Е. Фокин, В. Егоров, Ф. Никольская, артист смоленского театра Е. Бездуганов и др.

18 апреля 2004 года, в день Антипасхи, в городском Дворце Культуры был проведен православный фестиваль «Воскресение», устроенный силами прихода Свято-Троицкого храма — грандиозное мероприятие, собравшее огромное количество православных людей не только нашей области (около 500 человек) и длившееся с тридцатиминутным перерывом шесть часов. К сожалению, фестиваль не стал ежегодным Пасхальным праздником во Мценске.

При храме действует небольшой издательский центр «Путь в Небо». Ежегодно он выпускает в тираж записи детских пасхальных и рождественских спектаклей, фильмы о приходских праздниках, паломнических поездках и походах братства, фильмы-концерты православных авторов и исполнителей. С 1997 года издается приходская газета. В этом году она преобразована в еженедельный приходской листок.

С 1993 года при храме действует библиотека. Ее фонд насчитывает уже более шести тысяч книг, повествующих о различных сторонах духовной жизни (аскетики, богословия, литургики, истории церкви), житиях святых; сформировано собрание проповедей и поучений известных священников и старцев, литературы по вопросам семейной жизни и воспитания детей, справочных и детских изданий, художественной литературы. Собрана значительная видео- и аудиотека (около 600 ед.). Ежедневно работает читальный зал.

На средства прихода действует безплатная столовая для бездомных людей.

Больше внимания община Свято-Троицкого храма в ближайшее время надеется уделять миссионерскому направлению — этим занимаются пока только священники храма. Они окормляют городской детский дом, колонию-поселение, участвуют в работе призывной комиссии и подразделения по делам несовершеннолетних.

Большое значение настоятелем храма уделяется работе с казачеством. Сам, являясь казаком, он постоянно расширяет связи в данном направлении. Храм окормляет Орловский отдельный казачий округ Международного Союза Общественных Объединений «Всевеликое Войско Донское», атаман которого, генерал-майор казачьих войск А. И. Елесин, является постоянным прихожанином церкви.

По материалам Мценского благочиния

Фото автора и С.Ю. Житенева

Орловщина — удивительные по красоте места! Здесь, среди просторов полей, сменяющихся то легкими березовыми рощицами, то густыми лесными чащами, расположился старинный русский город Болхов. Действительно, на Орловщине он — один из самых древних, первое упоминание относится к концу XII в.

Болхов привольно раскинулся на холмах — его небольшие улицы то взбираются вверх, то ве­село сбегают по склону. Определяет облик города и живописное, извилистое русло реки Нугрь. Здесь сохранилась дореволюционная жилая заст­ройка: небольшие дома с палисадниками, резными наличниками окон по-прежнему стоят вдоль улиц. Когда-то Болхов по праву считался жемчужиной Орловщины. Даже в те времена, когда каждый го­род изобиловал церквами, Болхов выделялся: к концу XIX в. здесь было около 30 храмов.

Центр города — Красная гора. Здесь во времена царя Иоанна Грозного для защиты от вражеских посягательств была возведена крепость-кремль, на территории которой были расположены храмы. Деревянная крепость не сох­ранилась, но вершину Красной горы и поныне вен­чает прекрасный ансамбль — величественный Спасо-Преображенский собор постройки XIX в., недавно восстановленный из руин, и удивитель­ный по изяществу силуэта Свято-Троицкий храм -замечательный памятник древнерусской архитек­туры. Древняя история Болхова теряется в глуби­не веков, документальных свидетельств о нем практически не осталось. Есть летописное свиде­тельство о разорении в XIII в. этих земель монголами. В XVI в. с появлением крепости Болхов, как и многие города Орловского края, стано­вится защитником Руси. Сильно пострадал он в Смутное время: одно из сражений у реки Каменка 30 апреля 1608 г. с армией самозванца было проиг­рано. А XVII в. прошел в борьбе с набегами то по­ляков, то крымских татар, продолжавших беспо­коить Русь.

Мирные времена настали для Болхова лишь в конце XVII — начале XVIII столетий. Тогда и начал он постепенно подниматься. В конце XVII в. Болхов даже хотели сделать центром самостоятельной епархии. В те времена город пользовался покрови­тельством царской семьи. Здесь, под Болховом, бы­ли вотчины бояр Милославских, из знатного рода которых происходила первая жена царя Алексея Михайловича Мария Ильинична. Боярин Иван Михайлович Милославский был воспитателем бу­дущего царя Федора Алексеевича. Тогда храмы и монастыри Болхова поддерживались вкладами царской семьи, пожертвованиями царевны Софьи, царя Федора Алексеевича, царей Иоанна V и Петра I. При царе Алексее Михайловиче через Болхов прошел первый почтовый тракт, соединив­ший Москву и Киев. Царь Петр I проездом в Киев побывал в Болхове, обратил внимание на кожевен­ное ремесло, которым славился город, и позже по­сылал сюда людей на обучение кожевенному делу.

В XVIII в. в городе разворачивается каменное строительство, возводятся новые храмы. В XIX столетии Болхов переживает свой расцвет. Ведет­ся обширная торговля с Москвой, Санкт-Петер­бургом и Киевом. Город производил и вывозил на продажу пеньку, конопляное масло, сало, мед, воск, соль, зерно. Большим спросом в России пользовалась продукция кожевенного производ­ства. Болховичи занимались также бондарным, ва­ляльным промыслами, обработкой известкового камня, резьбой по дереву и прасольством. Болхов был городом купеческим и патриархальный уклад купеческой жизни определял его дух, благочести­вые обычаи и традиции. Купцы были строителями и благотворителями болховских храмов

Спасо-Преображенский собор (современный вид)

В 1841 — 1844 гг. было возведено новое здание Спасо-Преображенского собора, главной святыни города. Первый каменный храм на месте деревян­ного построил воевода И.И. Ржевский еще в 1671 г. История сооружения нового каменного собора такова. В начале XIX в. старое здание собора об­ветшало, храм был тесен для разросшегося населе­ния города. Сначала его хотели просто расширить, но настоянием купца Ф.Г. Шестакова и на его средства решено было построить новый собор.

Болхов. Присутственные места

Шестаков не по­жалел сил на возведе­ние собора, но скончался,не дождавшись завершения постройки. Продолжили его дело другие болховские купцы. Собор вышел на славу: двухэтажный шестипрестольный храм, увенчанный пятиглавием, в стиле «тоновского классицизма», тор­жественный, выдержанный в пропорциях, стал дос­тойным украшением города.

Рядом с собором — Троицкий храм. Это один из старейших храмов и самый яркий архитектур­ный памятник Болхова. Он возведен из красного кирпича на месте деревянного храма в 1701 -1708 гг. Строителями его был старинный купечес­кий род Бобковых. «Див­ное узорочье» украшает барабаны пятиглавия, по стенам — пояс кокошни­ков с раковинами, богатый карниз, нарядные «кафли» — изразцы с раститель­ным орнаментом. Коло­кольня с богатым эклек­тичным декором была пристроена в конце XIX в. На Красной горе стоял также древний Николо-Космодамианский храм, а от него начиналась главная улица — Большая Ни­кольская, вдоль которой выстроились Успенский, Николо-Торговский, Вознесенский и Николо-Гон­чарский храмы. Эту величественную картину мы теперь можем видеть только на дореволюционных фотографиях.

Большая Никольская улица (фото начала XX в.)

Троицкая церковь (современный вид)

Из храмов, возвышавшихся вдоль Никольс­кой улицы, не осталось ни одного. Из 30 храмов, бывших в Болхове до революции, до наших дней сохранилась лишь треть, часть из них в плачев­ном состоянии…

Были в Болхове и два монастыря — мужской и женский. Мужской Троицкий Оптин монастырь, по преданию, основал в XV в. раскаявшийся раз­бойник Опта — тот же, что позже основал знаме­нитую Введенскую Оптину пустынь. Вкладчиками Троицкого Оптина монастыря были бояре Милославские, на его территории находился фамильный склеп рода Милославских, на их средства в начале XVIII в. в обители был возведен каменный Троиц­кий собор. В XIX столетии на территории монас­тыря было уже три каменных храма.

Еще с XVI в. упоминается в Болхове и женс­кий монастырь, на месте существующего поныне храма Рождества Христова. Но в екатерининскую эпоху обитель была упразднена. И вот в XIX сто­летии в Болхове вновь появляется женский монас­тырь. Его возникновение связано с именем дворян­ки Софии Иосифовны Трубицыной. Потеряв 21-лет­него сына, она поселилась в своем имении под Ту­лой, где собрала женскую общину. София Иосифов­на получила благословение на устроение обители, но долгое время сестры не могли подыскать подхо­дящее место. Вскоре после того, как во Введенском храме Болхова в 1851 г. промыслительно зажглась сама собой свеча перед иконой Всех Святых, СИ. Трубицына с сестрами перебрались в Болхов и по­селились при этом храме. Позже на окраине города нашлось место для монастыря. В память об этом важном для начала обители событии она была наз­вана Всехсвятской. В 1868 г. был возведен величе­ственный семиглавый храм в честь Всех Святых, освященный в 1870 г. Позже был построен пятигла­вый храм в честь Положения Честной Ризы Господ­ней, поскольку у основательницы монастыря Со­фии Трубицыной хранилась частица Ризы Господ­ней — святыня, доставшаяся ей еще при крещении от крестного, генерала Тараканова.

Троицкий Оптин монастырь (фото начала XX в.)

Святыни, храмы, обители Болхова в старину привлекали многих паломников. Можно сказать, что Болхов находился под особым покровитель­ством Царицы Небесной — город прославился Ее чудотворными иконами. Самой почитаемой святы­ней была явленная Тихви­нская икона Божией Мате­ри. Доподлинно время об­ретения этого образа неиз­вестно. По преданию, он явилась близ Троицкого Оптина монастыря, на трех соснах. Известен только сам день обретения иконы — 11/24 мая, память свя-щеномученика Мокия. На месте ее явления была построена часовня, а рядом забил целебный источник, названный Тихвинским.

Колокольня Троицкого Оптина монастыря (фото начала XX в.)

Первое письменное упоминание об иконе, сви­детельствующее о ее почитании, относится к 1706 г. Сохранилось также предание, что Богородица прошла у монастырской ограды, благословляя Свою обитель. Монастырь стал местом всероссийского паломничества к явленной иконе. После воз­ведения храма во имя Тих­винской иконы Божией Ма­тери в 1852 — 1856 гг., кото­рый стал главным в обите­ли, сам монастырь со вре­менем начали называть Тихвинским. После разоре­ния обители в 1929 г. чудот­ворная Тихвинская икона была отправлена в г. Орел, в краеведческий музей. В 1942 г. жителям было раз­решено привезти из Орла чудотворный образ. Его по­местили в Христорождественский храм, где образ пребывает и поныне. В го­ды войны с иконой совершались крестные ходы, по просьбам жителей ее приносили в дома, Божия Ма­терь не оставила город Своим предстательством.

Спасо-Преображенский храм в селе Спас-Чекряк (литография начала XX в.)

Особым почитанием пользовалась Иерусали­мская икона Божией Матери — точная мера с иконы Успенского собора Московского Кремля, писанная в Москве иконописцем-греком Егором Ивановым в 1755 г. и находившаяся в Николо-Гончарском храме. С конца 1860-х гг. храм даже именовали Иерусалимским — по почитаемому об­разу. Ныне икона находится в храме Рождества Христова. Здесь же, во Введенском храме, хра­нится чудотворный образ Божией Матери «Троеручица» из уничтоженного после революции Всехсвятского женского монастыря.

Прославилась и болховская икона Божией Ма­тери «Взыскание погибших». Крестьянин Обухов, бывавший в Болхове по делам, однажды в пути в лютый мороз был застигнут метелью. Он взмолил­ся Божией Матери, вспомнив Ее икону «Взыска­ние погибших», которую видел в Георгиевском хра­ме Болхова, и дал обет: если будет спасен, закажет список с иконы для своего храма в с. Бор Калужской губернии. Чудом он спасся и выполнил обет. По некото­рым свидетельствам образцом для иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», написанной по благословению преподобного Амв­росия Оптинского, послужила роспись Болховского Всехсвятского монастыря.

Не только монастыри и святыни города прив­лекали на Руси паломников. Вдохновляли сердце русского человека живые носители Христова ду­ха — подвижники, прославившиеся своими под­вигами. Такие светильники веры были и на Болховской земле.

Последние три года своей жизни в Троицком Оптином монастыре настоятельствовал замеча­тельный деятель Русской Православной Церкви, подвижник, молитвенник, миссионер, просвети­тель Алтая преподобный Макарий (Глухарев). За недолгое время пребывания в Болхове он преоб­разил духовную жизнь города, оставив неизгла­димый след в памяти благодарных болховчан. Приезжали к нему и из дальних мест. «Никогда еще богомольцы не стремились в таком множест­ве в Болховский монастырь, как это было при ар­химандрите Макарий… сюда привлекло многих желание видеть отца Макария, принять от него благословение, получить мудрый совет или утешение в скорби и осо­бенно послушать его проповедни­ческого слова…»1.

В Болховском монастыре архима­ндрит Макарии при­нял праведную кон­чину в 1847 г. И сра­зу началось его пос­мертное почитание в народе. В 2000 г. пре­подобный Макарий (Глухарев) был прос­лавлен в лике свя­тых.

Другой подвиж­ник, священноиспо-ведник Георгий Кос-сов, подвизался в конце XIX — начале XX столетия неподалеку от Болхова, в с. Спас-Чекряк. К нему народ шел со всей России. В 1884 г. он был назначен на беднейший приход Орловс­кой епархии — в Спасо-Преображенский храм с. Спас-Чекряк. Отец Георгий через некото­рое время отчаялся и отправился в Оптину пус­тынь к старцу Амвросию за благословением по­кинуть приход. Но вместо этого получил наказ ни в коем случая прихода не оставлять и строить ка­менный храм. Постоянные богослужения, под­вижническое служение молодого священника вскоре привлекли людей в Чекряк. Проявился ор­ганизаторский талант отца Георгия. Он не только построил каменный храм вместо прежнего, дере­вянного, но создал и окормлял не менее шести школ, больницу, странноприимный дом, приют для девочек-сирот.

Протоиерей Георгий Коссов(фото начала XX в.)

К отцу Егору — так его называли в народе — со всех концов России ехали за духовным наставлени­ем. После кончины старца Амвросия многие его ду­ховные чада, по благословению преподобного, ста­нут обращаться за советом к отцу Георгию. Высоко чтил подвижника св. прав. Иоанн Кронштадтский.

Осенью 1918 г. отец Георгий был арестован и некоторое время находился в уездной тюрьме. Позже последовал новый арест, губернская тюрьма. Здоровье отца Георгия было подорвано, но и тогда он продолжал принимать людей. В эти годы 10-летним мальчиком побывал в Спас-Чекря-ке будущий старец Псково-Печерского монастыря Иоанн (Крестьянкин), ему тогда даже довелось несколько дней пожить в доме отца Георгия. Эту встречу с батюшкой Георгием отец Иоанн помнил всю жизнь. Так промыслительно выстраивается духовное преемство: отец Георгий, принявший благословение преп. Амвросия Оптинского, неза­долго до кончины благословит будущего почитае­мого в народе старца Иоанна (Крестьянкина).

Скончался отец Георгий 26 августа (8 сентяб­ря) 1928 г. В 2000 г. протоиерей Георгий Коссов был причислен к лику святых. В декабре 2000 г. были обретены его святые мощи и поставлены для поклонения в Спасо-Преображенском соборе Болхова.

Ныне восстановлена традиция паломничества к Болховским святыням, город возрождается. Вос­становлен Спасо-Преображенский собор, в храм вернулась молитва, богослужение. Ведутся восста­новительные работы в Троицком и Георгиевском храмах, Оптином женском монастыре. Но многое утрачено безвозвратно. Большинство храмов были закрыты в 1930-е гг., а разрушены относительно не­давно — уже после Великой Отечественной войны. Сохранились уникальные фотографии — снимки города, сделанные немцами в оккупированном Бол­хове. В 1941 — 1943 гг. был даже издан набор отк­рыток «Болхов — город церквей». Некоторые хра­мы Болхова мы можем теперь увидеть только на этих немецких открытках. Тогда же, при немцах, были открыты храмы, вернулись многие святыни.

О судьбе храмов в советское время можно уз­нать теперь только из рассказов старожилов, доку­менты практически не сохранились. Многое об этом времени поведал старейший священник Санкт-Петербургской епархии, уроженец Болхова протоиерей Василий Ермаков: «Наступили страш­ные времена, времена уничтожения — и духовной жизни Болхова, и жизни внешней, храмовой. Я помню, как церковь Михаила Архангела, что на кладбище находится, встречала меня выбитыми окнами, заколоченными дверями, зеницами коло­кольни. Церковь Воскресения Словущего — это был красивый храм, стояла еще колокольня. Да­лее была церковь Иоанна Милостивого, также прекрасный храм, на берегу Нугря. Это мои впе­чатления довоенных детских школьных лет. Я еще помню красоту Болхова, закрытые, но не разру­шенные храмы, помню, как в войну потянулись люди к Богу. А сегодня мы видим полное разруше­ние, здесь прошла вся уничтожающая мощь той советской машины, которая стремилась истребить все святое. Я стал живым свидетелем уничтоже­ния культуры русского народа».

По благословению отца Василия действует в Петербурге паломнический центр «Болховская старина». Вновь можно поклониться болховским святыням, прийти к отцу Георгию Коссову — и на место его подвига в с. Спас-Чекряк, где сохранил­ся целебный источник, и к его мощам в Спасо-Пре­ображенском соборе, побывать в древнем Опти­ном монастыре.

Известна деревянная церковь еще в XVII веке. Каменная построена в 1749 году. После пожара 1848 года капитально перестраивалась (по сути велось новое строительство) по проекту архитектора Н.Т. Орлова. Руководил строительством до 1874 года церковный староста, купец I гильдии А.Н. Перелыгин. Но в 1863 году обрушился главный и боковые купола. Придельный храм освящен в 1874 году, а главный 22 года лежал в развалинах, и только в 1885 году началось его восстановление. Еще понадобилось 20 лет, прежде чем 1904 году были закончены все работы и церковь была освящена. За это время в ней был устроен мраморный иконостас, выполнена настенная роспись. Это была одна из самых величественных и вместительных церквей города Орла. В феврале 1918 года по приказу местных властей рабочие стали снимать двуглавых орлов с колокольни. По набату собрались толпы верующих, мастера были избиты. Вызванные милиция, кавалерия, красногвардейцы разогнали толпу, один человек был убит. Короткое время церковь была соборной у обновленцев. Закрыта в конце 30-х годов, взорвана в 1948 году. На ее месте в 1962 году был построен Центральный универмаг города Орла, который работает и сегодня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *