Храмы Севастополя

опубликовано: март 2016

Содержание

Православные храмы Севастополя

Храмы Севастополя, посвященные святому князю Владимиру. Несомненным является факт того, что Владимирские соборы на Херсонесе и Центральном холме (Усыпальница адмиралов)– красивейшие храмы Севастополя, определяющие его архитектурный облик. Оба они родились в начале девятнадцатого века из одной идеи – воздать должное памяти князя Владимира, связанного с ним крещения Руси и прихода в русскую культуру православия. Мнения о месте постройки разделились. Одни считали, что храм Владимира должен стоять там, где и произошло достопамятное крещение князя – в древнем Херсонесе.

Вид на Владимирский собор со стороны главной улицы городища Херсонеса Таврического

Другие утверждали, что православным приходом должна обогатиться центральная часть города, где церквей на тот момент было не так и много.

Владимирский собор на Центральном холме в Севастополе – усыпальница адмиралов

Херсонесский храм появился в 1876 году, храм-усыпальница адмиралов немного раньше – в 1854 году. Подробнее с историей этих величественных храмов Севастополя вы сможете ознакомиться в отдельной статье на сайте.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы построен в 1905 году по проекту Валентина Августовича Фельдмана. Этот красивейший собор – гордость и архитектурное лицо города. Сейчас Покровским собором можно полюбоваться на Большой морской улице. в отдельной статье на сайте.

Храм Святых апостолов Петра и Павла. На том месте, где в наши дни можно увидеть красивый Петропавловский собор, стоял один из старейших храмов Севастополя. Эта деревянная церковь была заложена в 1792 году на Центральном холме и освящена во имя святых апостолов Петра и Павла. В 1837 году сильная буря разрушила здание церкви, поэтому оно было разобрано, а на его месте выстроили в 1840-1844 годах новый каменный храм по проекту морского инженера В.А. Рулена. Обыденная для Древней Греции, уникальная для православной Руси архитектура нового храма бросала вызов существующим канонам. Церковь святых Петра и Павла напоминала афинский Парфенон, с его портиками и дорического ордена колоннами.

Храм Святых апостолов Петра и Павла в Севастополе

Длительная осада Севастополя в Крымскую войну привела к частичному разрушению храма-гордости города, восстановить здание церкви в былом великолепии удалось лишь в 1889 году. В советскую эпоху в бывшей церкви располагался театр и Дом культуры, поэтому те последствия обстрелов, которые принесла зданию Великая Отечественная война, исчезли во время реконструкции.

Памятник Кириллу и Мефодию у
Петропавловского собора в Севастополе
Севастополь, главный вход в Храм Святых
апостолов Петра и Павла. Мозаика с изображением святых

В наше время Петропавловский собор снова принимает прихожан. Расположен он недалеко от моря на улице Луначарского, рядом можно увидеть памятник святителям Кириллу и Мефодию.

Церковь Святого архистратига Михаила в наши дни стала одним из корпусов музея Черноморского флота. А начиналось всё с гарнизонной церкви. Напоминанием о том времени являются памятные таблички на стенах здания, где перечислены соединения городского гарнизона. В 1848 году храм Святого архистратига Михаила открылся как временная адмиралтейская церковь, ведь ещё не был построен Никольский собор, а старый был уже разобран.

Звонница церкви Михаила Архистратига,
вид со двора музея Черноморского флота
Фасад церкви Михаила Архистратига
в Севастополе

Здание не раз перестраивалась, в частности после повреждения, нанесенного артиллерийским обстрелом в Крымскую войну, но в общих чертах сохранила свой первоначальный вид. Переданная после Великой Отечественной войны на баланс музея Черноморского флота, церковь была объявлена памятником архитектуры. Музей и храм находятся на улице Ленина напротив знаменитого памятника Екатерине II.

Кстати, Свято-Никольский собор таки был достроен, хотя также пострадал во время обороны Севастополя. Освящен был в 1857 году. Сильно пострадавший от местных властей в тридцатые годы прошлого века и во время войны, собор был перестроен в Дом офицеров флота.

Всехсвятская церковь расположена на месте старого городского кладбища. Этот один из старейших храмов Севастополя построен в 1822 году на средства вице-адмирала Ф.Т. Быченского, прах которого позже упокоился в этой церкви. Это обычная крестово-купольная церковь с куполом над серединой креста. С восточной части – полукруглая апсида, с западной — вход под фронтоном, над которым высится колокольня. С южной и северной сторон под фронтонами расположены пилястры и колонны. Интересно, что церковь Всех Святых больше пострадала в Крымскую войну, когда была разграблена союзниками, чем после революции. Всехсвятская церковь, видимо из уважения к её возрасту, была объявлена памятником архитектуры. В наше время храм реконструирован, верующие приходят к неугасимому огню, привезенному из храма Гроба Господня в Иерусалиме. Найти Всехсвятскую церковь можно на улице Пожарова недалеко от Херсонеса.

Судьба церкви Святого Митрофания Воронежского, как и многих других православных храмов Севастополя, тесно связана с морем и Черноморским флотом. Старый деревянный храм святого Владимира уже не удовлетворял членов корабельных команд, поэтому он был разобран и вместо него родился новый храм оригинальной формы. За счет длинных скатов кровли создавалось впечатление, что видишь перевернутый корабль. Построена церковь в 1858 году Морским ведомством. В 1912 году при храме возведена часовня в честь трехсотлетнего юбилея правящего императорского дома. В войну храм Святого Митрофания Воронежского был почти полностью разрушен, осталась лишь часовня. В наше время однокупольную церковь реконструировали. Найти храм можно на Корабельной стороне в районе Ластовой площади.

Храм-часовня на Сапун-горе в честь Георгия Победоносца посвящена памяти павших в Великую Отечественную войну воинов. Этот относительно молодой храм построен в 1995 году на овеянной славой Сапун-горе рядом с многочисленными памятниками и диорамой, посвященной штурму горы в 1944 году. Храм представляет собой конус с фигурой ангела с крестом на верхушке. Проект храма подготовил архитектор Г.С. Григорьянц.

Свято-Никольский храм на Братском кладбище – ещё один храм Севастополя, посвященный памяти погибших в бою воинов. В отличие от предыдущего памятника, Свято-Никольский храм посвящен воинам, павшим в Крымскую войну. Сразу после окончания этой знаковой для города войны было решено открыть мемориал в честь её жертв. Архитектор Штакеншнейдер решил выполнить постройку в виде пирамиды – уникальное архитектурное решение для православного храма. Известный зодчий А.А. Авдеев усовершенствовал существующий проект, удлинив конструкцию за счет звонницы под самой крышей, если так можно сказать про пирамиду. Именно Авдеев считается творцом этого архитектурного шедевра, за что он был удостоен звания академика Императорской академии художеств. Строился Свято-Никольский храм с 1857 по 1870 годы. Двадцатисемиметровая пирамида увенчана семиметровым крестом. На стенах пирамиды, облицованных мраморными плитами, перечислены все войсковые соединения, участвовавшие в беспримерной обороне Севастополя и число погибших. Внутри храма можно увидеть доски, на которых золотыми буквами начертаны имена 943 офицеров, павших в Крымскую войну.

В Великую Отечественную войну пострадал не только Свято-Никольский храм, но и Братское кладбище вокруг него. В Советское время проводились частичные реконструкции, приводилось в порядок кладбище. В 1989 году богослужения возобновились. Ныне это один из самых популярных храмов Севастополя, ведь в его стенах хранятся частички мощей Николая Мирликийского, Сергия Радонежского, Святителя Луки, епископа Симферопольского и Крымского.

Небольшой храм Святой Великомучиницы Татьяны построен при Севастопольском приборостроительном институте. Найти его можно на улице Вакуленчука в студенческом городке.

Храм Святого Филиппа Митрополита Московского находится недалеко от берега Казачьей бухты на Казачьей же улице. Этот относительно молодой храм построен в 2000 году. До этого в микрорайоне Казачья бухта не было своего прихода. Освящен храм в честь митрополита Филиппа, осмелившегося противостоять жестокости Ивана Грозного и, в конце концов, принявшего мученическую смерть.

Храм во имя Святителя Феодосия Черниговского в первую очередь видит каждый, кто приезжает в Севастополь через железнодорожный вокзал. В 2004 году этот храм был восстановлен рядом с тем местом, где стоял его предшественник, увидевший свет в 1902 году. После войны полуразрушенный храм использовался в мирских целях.

Церковь Романа Исповедника – один из самых молодых храмов Севастополя. Небольшой храм в честь святого Романа (Медведя) был открыт в 2011 году. Найти эту церковь можно на улице генерала Жидилова недалеко от памятника воинам Селенгинского редута.

Православные храмы окрестностей Севастополя

Храм Двенадцати апостолов в Балаклаве был построен в 1794 году, хотя после Крымской войны в его кладке нашли камень с надписью 1357 года. Если при постройке этот камень не был взят от другого здания, и если правы те, кто считают, что генуэзский храм построен на основании старого византийского, то перед нами – старейший храм Севастополя, и даже больше – Крымского полуострова.

Крым – Севастополь – Балаклава.
Храм 12 апостолов
Храм окружён стеной с оградой

Храм Двенадцати апостолов в Балаклаве сильно пострадал в Крымскую войну, до которой был в ведении флотского священника. После восстановления церкви в 1875 году она стала обычной епархиальной приходской. Как и многие другие храмы Севастополя, этот в советскую эпоху также использовался в мирских целях. Прихожанам девяностых годов прошлого века он достался в полуразрушенном состоянии. Но в наше время храм восстановлен и используется как подворье Инкерманским Свято-Климентовским монастырем. Архитектура храма Двенадцати апостолов классическая крестово-купольная. Однако его оформление уникально для существующей архитектуры крымских храмов. Западный вход украшает портик с колоннами дорического ордена под фронтоном, южный и северный – только фронтоны.

Портик храма 12 апостолов
в Балаклаве
Улица Калича в Балаклаве проходит вдоль
ограды храма 12 апостолов

Найти этот древний храм можно на улице Калича в Балаклаве.

Между мысом Фиолент и Балаклавой, на южной окраине Севастополя есть село Флотское. В этом селе есть две достопримечательности – Караньское плато (старое название Флотского – Карань) и храм во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены. Церковь построена в 1775 году православными греками, хотя есть сведения, что на этом месте стоял позднесредневековый храм пятнадцатого столетия. После того, как греки были выселены с Крымского полуострова в результате присоединения последнего к Российской империи, храм Константина и Елены стоял заброшенным до сороковых годов следующего столетия, когда он был реконструирован и открыт для прихожан. В Крымскую войну церковь разграбили, но местное население вновь восстановило храм. После революции церковь была закрыта и отдана мирским организациям. Ныне это приходской храм и подворье Свято-Георгиевского монастыря из соседней Балаклавы. Храм Константина и Елены представляет собой небольшую базилику с двускатной крышей и портиком перед входом с четырьмя колонами.

В селе Орлиное тоже есть свой православный приход – храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Ранее община Орлиного ютилась в арендованном помещении больницы, в 2006 году прихожане обрели полноценный храм.

На Ласпинском перевале, возле скалы Николая Гарина-Михайловского, есть смотровая площадка, на которой всегда людно. Тут же расположена часовня Рождества Христова, построенная архитектором Г.С. Григорьянцем в 2003 году. Проезжающие по трассе Севастополь-Ялта часто останавливаются в этом месте, для того, чтобы зайти в часовню и поставить свечку. Найти её не сложно. Часовня Рождества Христова расположена в сотне метров от крытого участка трассы.

Монастыри Севастополя

На окраинах Севастополя находятся два известнейших крымских монастыря, пользующихся горячей любовью туристов, посещающих полуостров. Инкерманский Свято-Климентьевский мужской монастырь в первую очередь известен как пещерная обитель. Когда был основан монастырь – доподлинно не известно. Некоторые исследователи относят это событие к византийскому периоду, некоторые – к генуэзскому. Как бы то ни было, сколько бы времени ни прошло, а монастырь стоит, как стоит и скала, в которой он вырублен. Реконструированы старые монастырские здания, построены новые, количество посетителей из года в год растет.

Окрестности Севастополя, храм Святого Великомученика Пантелеймона
в Инкерманском пещерном монастыре

можно прочитать в отдельной статье на сайте.

Второй, не менее известный, но более древний монастырь находится немного восточнее оконечности мыса Фиолент. Его легендарное основание относят к 891 году. Многое пережил Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь за годы своего существования – и расцвет, и фактическое уничтожение. Но теперь он ожил и предстал перед посетителями во всём великолепии. После застойной советской эпохи реконструируются храмы и жилые постройки обители, облагораживается территория монастыря и окрестности. От обители ведёт знаменитая лестница прямо к морю, где у берега Яшмового пляжа, прямо из пучины вырастает Георгиевская скала с венчающим её крестом.

Окрестности Севастополя, храм святого Георгия в одноимённом монастыре на мысе Фиолент

Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь и его история подробно описаны в соответствующей статье на сайте.

Свято-Преображенский скит. В Балаклавском районе, в лесах юго-восточнее Терновки расположено воистину святое место Крыма, монастырь с большой историей, который часто называют Спасо-Преображенский скитом. Он стоит на месте разрушенного средневекового греческого монастыря, который прекратил своё существование после завоевания Крымского полуострова турками-османами. С воцарением православия в Крыму обитель возродилась, был построен храм святого Феодора рядом с одноименным целебным источником. В 1925 году монастырь был ликвидирован советской властью. Административно скит издавна относился к Инкерманскому монастырю, который и ныне помог в возрождении поруганной святыни. Добираться до Свято-Преображенского скита лучше из Терновки, сначала пройдя два километра на восток по трассе, а потом от креста повернуть на юг и по грунтовке пройти ещё два километра через лес.

Говоря о монастырях Севастополя, нужно обязательно упомянуть об уже не существующей обители, остатки которой находятся на территории Музея Херсонеса. Основан монастырь был в 1853 году. Тогда же построили церковь во имя княгини Ольги, разрушенную во время Крымской войны. В 1861 году открылся новый храм Семи Херсонских епископов-мучеников. Тогда же Синод даровал киновии статус первоклассной. Монастырь находился на государственном обеспечении и процветал. Строились новые келейные и храмы. Однако после гражданской войны Херсонесский первоклассный монастырь был закрыт, все, что от него осталось, отныне влилось в состав Херсонесского Музея наряду с Владимирским собором. В бывшей трапезной ныне располагается античный отдел музея, в доме настоятеля – экспозиция средневекового периода.

Храмы Севастополя других конфессий

Мечеть Акъяр-Джами была возведена в 1912 году после восьми лет строительства по ходатайству мусульманской общины города. После революции храм проработал до 1938 года, а в войну был полуразрушен в результате авиационного налета. В 1948 году самый большой мусульманский храм Севастополя реконструировали, чтобы впоследствии отдать в распоряжение архива Черноморского флота. Для того, чтобы ничто не напоминало о прошлом храма, был снесён чудом уцелевший в войну минарет, уничтожена внутренняя отделка храма. Мечеть Акъяр-Джами превратилась в рядовое безликое советское учреждение. В 1994 году архив был выселен из храма, и началась реконструкция святыни. Был восстановлен минарет, ныне хорошо видный издалека, ведь его высота – сорок метров. Мечеть Акъяр-Джами находится на улице Кулакова в двухстах метрах от Комсомольского парка.

Единственный караимский храм Севастополя был расположен на Большой морской улице. Однако он уже не используется как культовое сооружение с того момента, как его закрыли в 1931 году. Красивая кенасса строилась долго – с 1896 по 1908 год на деньги караимской общины. Но ныне существенно перестроенное после войны здание разделено между множеством частных организаций.

Севастополь, наверное, самый православный город Крымского полуострова. Храмов других конфессий в колыбели Черноморского флота не так уж и много. Однако город и его окрестности содержат наибольшее количество церквей и монастырей по сравнению с другими населенными пунктами Крыма.

Храмы – украшение любого города. Большинство религиозных конфессий во все времена строили величественные и красивые здания. Есть такие и в Севастополе. Многие здания не щадило время и войны, но их заботливо восстанавливали или перестраивали. У каждого – своя, особенная история.

Храм Всех Святых

Церковь Всех Святых на старом севастопольском кладбище на улице Пожарова – не только самый старый храм в Севастополе, но и самое старое здание города. Церковь возведена из крымбальского камня еще задолго до первой обороны города – в 1822 году, а через три года отпразднует свое двухсотлетие.

Первая церковь в этом месте была заложена в 1792 году. Известно, что она была деревянной, крошечной и больше походила на часовню, нежели на храм. В начале 19 века она начала разваливаться, поэтому было принято решение возвести капитальное строение. Средства на строительство выделил контр-адмирал Филипп Быченский – старший флотский начальник в Севастополе.

Имя архитектора неизвестно, но стиль у храма по-своему уникальный, в нем смешение нескольких стилей. Фасад приземистый, с пилястрами и колоннами, несущими классический треугольный фронтон. Двухъярусная звонница имеет восьмигранную, овальную форму и увенчана остроконечным готическим шпилем. Кладбище не действует уже более 50-ти лет, посаженные у могил и на главной аллее деревья сильно разрослись, поэтому увидеть полностью церковь не удается ни с одной точки – что-нибудь обязательно да закрывает обзор.

Во время Крымской войны турецкие солдаты устроили в церкви конюшню. Расквартированные рядом французы никак на это не реагировали. Вся церковная утварь была растащена. Впоследствии храм был восстановлен. Удивительно, что во время Второй мировой он совершенно не пострадал, а в советский безбожный период оставался единственным действующим в городе. В 1955 году его даже отремонтировали.

В 1990-1995 годах производилась реставрация церкви, были полностью заменены купола, проведен внутренний ремонт. В 2013 году началась реставрация внутреннего убранства – икон и росписи. Работы продолжались в 2014 и 2015 годах.

Владимирский кафедральный собор в Херсонесе

Так уж случилось, что к этому величественному собору на протяжении полутора сотен лет приковано внимание первых лиц государства. А началось все с легенды, вернее, научной гипотезы.

В 1827 году на территории херсонесского городища начались археологические раскопки, были найдены руины многих зданий, в том числе и древних христианских храмов. Среди них была одна церковь в форме креста. В начале 1830-х, точная дата неизвестна, историки Фредерик Дюбуа де Монпере и Николай Мурзакевич предположили, что великий князь киевский Владимир Святославович принял крещение именно в этой базилике. Причем как тогда, так и сегодня не было никаких исторических свидетельств, что князь киевский крестился именно на территории Корсуни.

Но история историей, а для власть предержащих важнее свои права на территорию каким-то образом узаконить. Вооруженный захват Крыма в 1782-1783 годах, который российские историки и пропагандисты и тогда, и сейчас называют «присоединением», просто требовал такой сакральной легенды. Отметим, что слова «легенда» и «научная гипотеза» сегодня не используются категорически. Президент России Владимир Путин так и говорит: «Именно здесь, в Крыму, в древнем Херсонесе, или, как его называли русские летописцы – Корсунь, принял крещение князь Владимир, а затем крестил всю Русь».

Торжественная закладка собора была произведена 23 августа 1861 года в присутствии Александра II и Марии Александровны. Автором проекта Владимирского собора в Херсонесе был академик архитектуры Давид Гримм. Строительство велось более тридцати лет. Торжественное освящение главного престола собора совершено 17 октября 1891 года, а окончательное оформление интерьера храма было завершено только в 1894 году.

На переднем плане беседка на месте якобы крещения князя Владимира

Во время Второй мировой во Владимирский собор попал снаряд, частично разрушив здание, а при отступлении немцы взорвали храм. Уцелело около двух его третей. Восстановление собора началось уже в независимой Украине в конце 1990-х под патронатом президента Леонида Кучмы. Освящение главного алтаря воссозданного собора состоялось 3 апреля 2004 года, за неделю до Пасхи.

Владимирский собор (усыпальница адмиралов)

Так уж получилось, что в Севастополе два Владимирских собора: вышеупомянутый кафедральный в Херсонесе и собор Святого Равноапостольного князя Владимира на Центральной горке – его обычно называют Владимирский собор (усыпальница адмиралов).

В некотором роде – это один и тот же собор. Первоначально прошение императору Александру I о создании памятника князю Владимиру на территории Херсонеса подал командующий Черноморского флота адмирал А.С. Грейг. Результатом через несколько лет был проект собора авторства архитектора К.А. Тона. Но в 1842 году уже другой командующий флотом – адмирал Михаил Лазарев – ходатайствовал о постройке храма не в Херсонесе, а в центре города. В 1851 году Лазарев умер и его решили похоронить в склепе на месте будущего строительства собора.

К началу Крымской войны успели сделать только фундамент. А во время боевых действий в склепе будущего храма были захоронены погибшие на бастионах Севастополя адмиралы Владимир Корнилов, Владимир Истомин и Павел Нахимов.

Строительство было закончено только в 1888 году. Собор построен из инкерманского камня, наружные колонны сделаны из диорита, для облицовки внутренних колонн использован каррарский мрамор. Снаружи в стены северного и южного фасада вмонтированы четыре мемориальные плиты с именами погребенных адмиралов.

В 1931 году, когда большевики передали здание Осоавиахиму, склеп был вскрыт, а останки адмиралов уничтожены. Храм серьезно пострадал во время Второй мировой. В 1991 году склеп был обследован специальной комиссией, и были обнаружены лишь обломки костей среди мусора, которые были торжественно перезахоронены в 1992 году.

Петропавловский собор

Здесь же, на Центральной горке, находится Петропавловский собор. Или Собор святых апостолов Петра и Павла – и так, и так правильно. На его месте в 1792 году была построена одна из первых церквей в Севастополе – Петропавловская. Она была деревянной и во время бури в 1837 году была разрушена бурей. Вскоре началось проектирование собора на ее месте, строительство началось в 1840-м и продолжалось четыре года. Петропавловский собор построен из сарматского известняка, его окружает колоннада из 44 колонн. Во внешнем стиле угадываются древние черты Парфенона в Афинах. Фасады – с треугольными фронтонами с крестами. На заднем фасаде на барельефе изображено Всевидящее око – масонский символ. Почему он попал на христианский храм, неизвестно.

Во время Крымской войны собор сильно пострадал, восстанавливался до 1888 года на средства купцов Максимова и Кундишева-Володина. Через 14 лет после Октябрьского переворота, в 1931 году, собор был закрыт, а его здание использовалось городским архивом. Во время Второй мировой строение пострадало. После войны в нем располагался театр им. Луначарского, а с 1950 года – городской Дом культуры. В 2006 году здание передали церковной общине, но собору требуется очень серьезный ремонт, как снаружи, так и внутри.

Церковь святого Архистратига Михаила

Если спуститься от Владимирского собора (усыпальницы адмиралов) по лестнице на улицу Ленина, то рядом с музеем Черноморского флота можно увидеть небольшую, но очень красивую церковь святого Архистратига Михаила. Деревья закрывают здание, но если подойти поближе, можно рассмотреть все элементы убранства. Еще церковь называют Михайловским собором.

Храм прямоугольный, а его портал состоит из ниш, перекрытых обрамленными резьбой арками, опирающимися на колонны с византийскими капителями. Построен в 1848 году архитектором Фандервейде. Во время Крымской войны в церковь попал снаряд, зданию был нанесен большой ущерб. Восстановление в 1857 году финансировал почетный гражданин города Иван Красильников. Но работы по восстановлению продолжались до начала 1870-х годов уже на средства военного ведомства. С 1889 года церковь становится полковым храмом 50-го пехотного Белостокского полка. К 50-й годовщине обороны города, в 1905 году, на фасаде были установлены 24 мемориальные доски с названиями частей, которые принимали участие в обороне Севастополя.

Власть советов, разумеется, церковь закрыла, в здании был открыт читальный зал имени французского коммуниста Андре Марти, с 1931-го года действовал Дом санитарного просвещения, с 1968-го – музей флота. С обретением Украиной независимости храм был передан в аренду Черноморскому флоту России. 21 ноября 2002 состоялось первое богослужение. В 2013 году установлен купол.

Караимская кенасса

Далеко не все севастопольцы знают, что здание школы бокса «Спартак» на улице Большой Морской – это бывшая караимская кенасса. Но если присмотреться, архитектура храма в нем просматривается.

Не все знают также, кто такие крымские караимы. Это – немногочисленная тюркская народность. На основе антропологии, лингвистики и других данных большинство ученых считает их потомками хазар. Есть материалы и о генетической связи караимов с дохазарским населением Крыма, например, с сарматами. В прошлом караимы жили в основном в горном районе полуострова с центром в крепости Джуфт-Кале (ныне Чуфут-Кале). В 14 веке часть караимов попала в Литву (Тракай и другие поселения), а затем в Украину – в Луцк, Галич и в Польшу. Крымские караимы – один из самых малочисленных народов на планете. Во всем мире насчитывается порядка двух тысяч крымских караимов.

В конце 19 века в Крыму проживало 13 тысяч караимов. Севастопольская караимская община составляла в 1897 году 446 человек.

Вопрос о строительстве новой караимской синагоги (кенассы – авт.) в Севастополе был поднят еще в 1879 году. Исполняющий должность Главного командира Черноморского флота и портов доложил в Санкт-Петербург о предполагаемой постройке синагоги на Центральном городском холме на месте, принадлежащем караимскому обществу. Когда же выяснилось, что возведение синагоги намечено на одной улице с храмом св. Владимира, в 65 саженях от него, да еще на городском холме, Святейший Правительствующий Синод признал это «противным закону». Он сослался на ст. 258 п. 2 строительного устава, согласно которому расстояние между двумя конфессиональными зданиями должно составлять не менее 100 саженей. В строительстве было отказано.

В 1884 году караимское общество приобрело место на улице Большой Морской для строительства кенассы. Проект здания утвердили в 1896 году, но из-за отсутствия средств строительство затянулось. Кенасса была построена городским архитектором Александром Вейзеном из крымбальского камня. Богослужения начались в 1908 году.

Новая кенасса была рассчитана на 400 человек. По свидетельству очевидцев, здание было «весьма изящной архитектуры в стиле ренессанс». В здании было электричество, из заграницы привезены и установлены люстры.

После Октябрьского переворота все изменилось. В процессе активной антирелигиозной работы со стороны органов власти в конце 1920-х годов верующие все же были вынуждены отказаться от аренды здания кенассы. Постановлением КрымЦИКа от 5 февраля 1931 года караимская религиозная община прекратила свою деятельность, а здание было переоборудовано под клуб для караимов и крымчаков.

В феврале 1931 года кенассу закрыли, а затем в ней разместился спортивный зал общества «Спартак». Во время войны здание сильно пострадало: были разрушены крыша и торцовый фасад. В 1953 году было восстановлено с перепланировкой под спортивные помещения. На фото выше – сохранившийся фонтан для омовений напротив главного входа. Сейчас фонтан не работает.

На днях в Севастополе состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Вопросы сохранения культурного наследия караимов». «По данным последней переписи населения, в Крыму проживает 535 караимов, в том числе 35 человек живет в Севастополе. Наша задача – пробудить в людях сопричастность к своей национальности и желание сохранить культуру предков. Задачи сохранения культурного наследия стоят перед всеми народами. С 2016 года мы занимаемся оцифровкой старинных документов и памятников. Мы решили сделать модели каждого памятника караимского кладбища, и на сегодняшний день обработаны данные уже двухсот памятников», – рассказал председатель Севастопольского караимского общества «Фидан» Евгений Баккал.

На здание кенассы караимы ни при Украине, ни при России не претендовали.

Евген Жук, блогер из Севастополя (имя и фамилия автора изменены в целях безопасности)

Мнения, высказанные в рубрике «Блоги», передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию редакции

Руины древних храмов, пещерные монастыри в долинах рек и на обрывах скал, старейшие действующие церкви, мощи великих святых притягивают сюда паломников со всего света. Полуостров Крым — хранитель уникальных христианских святынь разных эпох. «Фома» выбрал несколько самых интересных мест Крыма.

Древнейший храм Крыма

Фото Vahe Martirosyan/Wikimedia Commons/CC BY-SA 2.0

Один из древнейших городов мира — Керчь: известно, что его территория была заселена еще в доисторические времена. Среди главных достопримечательностей Керчи — многочисленные раскопки античных городов и курганов, старинные крепости. Именно здесь находится самый древний в Крыму и один из древнейших на всей территории СНГ храмов.

Храм святого Иоанна Предтечи, построенный, по разным предположениям ученых, между VIII и XI веками, — единственная из византийских церквей Северного Причерноморья, которая уцелела в ходе множества исторических катаклизмов. За время своего существования храм и побывал важнейшим христианским центром, и был переоборудован в мечеть, и неоднократно доходил до полуразрушенного состояния с выбитыми окнами и травой на крыше.

В начале 30-х годов XX века церковь закрыли «из-за отсутствия прихода», затем в ней разместили музей античного искусства, и только в 1990 году храм был передан Православной Церкви.

Сегодня церковь святого Иоанна Предтечи — действующий храм, состоящий из древней части и постройки XIX века, благодаря своей уникальной и многовековой истории овеянный множеством преданий и легенд.

Храм в 400-х метрах над уровнем моря

Фото Alex Malev/Flickr/CC BY-SA 2.0

Храм Вознесения Христова в Форосе уникален по своему расположению — он возведен на отвес­ной скале и обращен алтарем не на восток, а в сторону моря — особенность, присущая только южнобережным храмам. Со стороны моря церковь ярко выделяется на фоне скал и служит маяком для морских путешественников.

Удивительна и история храма. Он был построен в память о чудесном спасении Александра III и его семьи. 17 октября 1888 года поезд, в котором ехала императорская семья, сошел с рельсов, но Александру удалось удержать обваливавшуюся крышу вагона так, что все успели выбраться.

В 30-е годы XX века церковь была разграб­лена, а во время Великой Отечественной войны служила убежищем для пограничников и находилась под обстрелом фашистов. После войны в храме был ресторан: его закрыли в 1960-е годы после того, как шах Ирана, путешествовавший по Крыму в сопровождении Н. С. Хрущева, отказался войти в него, посчитав это кощунством. После этого церковь использовалась как склад до тех пор, пока там не произошел пожар. Храм забросили окончательно и вернули Православной Церкви только в 1990 году, а в 2004 году он был полностью восстановлен и открыт для посещения.

Место почитания самого известного крымского святого

Фото NoPlayerUfa/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-3.0

История собора Святой Троицы в Симферо­поле уникальна: в советские годы он был одним из немногих действующих храмов на всем Крымском полуострове, стал кафедральным собором Симферополя и получил широкую известность благодаря служившему здесь в последние 15 лет своей жизни святителю Луке (Войно-Ясенецкому).

Улица, на которой находится собор, до 1946 года именовалась Греческой, так как здесь жило много греков. И именно потому, что большинство прихожан храма были подданными Греции, собор, который в 1933 году уже было начали перестраивать под детский интернат, все же не был упразднен. Однако за спасение храма отдали жизнь два его служителя: в 1937 и 1938 годах были расстреляны епископ Симферопольский и Крымский Порфирий (Гулевич) и протоиерей Николай Мезенцев. Недавно священномученики были причислены к лику местночтимых святых.

В 70-летнем возрасте архиепископ Лука — великий диагност, врач-хирург и профессор медицины, за свои ученые труды удостоенный Сталинской премии, но за свою веру подвергшийся одиннадцати годам тюрем и ссылок, — стал архиепископом Симферопольским и Крымским. До конца жизни он отдавал все силы пастырскому служению и в то же время не оставлял медицинскую практику.

Мощи священноисповедника Луки покоятся в Свято-Троицком соборе, в народе известном как храм святителя Луки. Недавно при соборе был учрежден женский монастырь, а сестры обители открыли рядом с храмом музей святителя Луки.

Крымское чудо света

Фото eltpics/Flickr/CC BY-NC 2.0

Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае летом ежедневно посещают сотни паломников и туристов, однако мало кто знает, что в окрестностях города находятся еще 11 средневековых пещерных монастырей и храмов, окруженных первозданной природой, расположенных на обрывах скал или в долинах рек, рядом с руинами замков и крепостных стен.

Среди них монастыри Челтер-Коба, Челтер-Мармара, Шулдан, комплекс пещерных монастырей на горе Мангуп, комплекс из трех храмов в пещерном городе Эски-Кермен, остатки храмов на горе Тепе-Кермен и в пещерном городе Бакла и другие.

Одно из поистине уникальных святых мест под Бахчисараем — скит святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне. Обитель, основанную приблизительно в VIII веке, почитали все: известно, например, что многие татары получали исцеление от местного святого источника и затем принимали святое крещение. Однако было время, когда христиане были вынуждены покидать Крым, а в монастыре оставался всего один насельник.

В XIX веке в скиту снова появились монахи, и к началу XX века монастырь был хорошо известен как крымскому народу, так и русским богомольцам. Однако в 1932 году советская власть постановила ликвидировать церковь и монастырское подворье. Церковное имущество было передано в соседний хутор «под культурные нужды», а судьба выселенных монахов осталась неизвестной. Тем не менее в скальной церкви святой Софии на территории монастыря местные христиане продолжали тайно совершать богослужения.

В 2005 году к руинам скита приходит иеромонах Дорофей из Бахчисарайского Успенского монастыря, и приблизительно в 350 метрах от них начинает благоустраивать обитель. Теперь вместе с игуменом Дорофеем здесь живут десять монахов и до двадцати трудников в летнее время. А приезжающие паломники могут посетить здесь как действующий скит, так и его историческое место.

Любимые места царской семьи

Фото Кирилла Новотарского

Имение в Ливадии — Ливадийский дворец, большой живописный парк — более 50 лет являлось летней резиденцией трех семей российских царей: почти каждое лето сюда приезжал Александр II, здесь окончил свой жизненный путь Александр III, здесь принял присягу на верность Российскому престолу Николай II.

Принятие присяги происходило в храме Крестовоздвиженской церкви, которая была построена рядом с имением еще при Александре II и существует до сих пор. В этом храме совершал панихиды по почившему императору Александру III святой праведный Иоанн Кронштадтский, а будущая императрица Александра Федоровна приняла православную веру. Поэтому небесными покровителями этого храма считаются девять святых: святой праведный Иоанн, царственные страстотерпцы Николай II, Александра Феодоровна, великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия, цесаревич Алексей и преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна.

При Николае II на месте старого дворца был возведен новый — больший по размеру. Царская семья часто проводила здесь время. Весной, как и в Ялте, в Ливадийском имении проходил знаменитый «Праздник Белого цветка».

Царская семья в Ливадии. 1911

Николай II любил прогуливаться по тропинке, которая вела от дворца вдоль моря, и распорядился сделать тропу длиннее — так появилась Царская тропа, любимое место пеших и конных прогулок всей императорской семьи. В советское время тропу переименовали в «солнечную», однако это место известно своей тенистостью и прохладой.

Во время прогулок по Царской тропе открываются удивительные морские пейзажи, а в окрестностях тропы располагаются храм Покрова Пресвятой Богородицы, возведенный при содействии великого князя Константина Николаевича, и построенный в 2006 году на месте древнего монастыря храм Архистратига Михаила.

Место проповеди Андрея Первозванного и крещения князя Владимира

Фото Alex Malev/Flickr/CC BY-SA 2.0

На окраине Севастополя располагаются руины древнегреческого города-государства Херсонес. Сегодня он входит в число самых значительных древних памятников мира и стоит в одном ряду с египетскими пирамидами, римским Колизеем и другими чудесами света.

Херсонес был основан в V веке до нашей эры. Первые последователи христианства появляются здесь уже в I веке. По преданию, через Херсонес проходил путь апостола Андрея Первозванного в Скифию, к месту его служения. В начале IV века для утверждения христианства сюда были направлены семь епископов-миссионеров: пятеро из них были зверски убиты местными язычниками. В память о семи Херсонесских мучениках здесь воздвигнут храм.

Уже к концу века Херсонес становится христианским центром Крыма, и вскоре входит в состав Византийской империи. И именно здесь в 988 году, согласно «Повести временных лет», в храме «посреди града, где собираются корсунцы на торг», совершается одно из ключевых событий в истории — князь Владимир принимает Святое Крещение. Сейчас на предполагаемом месте его крещения возвышается Владимирский кафедральный собор.

На протяжении двух тысяч лет своего существования Херсонесу приходилось вести непрерывные войны, и уже в XVI веке на месте некогда богатого и славного гречес­кого города оставались лишь развалины.

Сегодня Херсонес — это национальный музей-заповедник и самое крупное место археологических работ на побережье Черного моря. Здесь можно увидеть руины антич­ного театра, множества храмов, башен и стен, а также всевозможные предметы, которыми пользовались жители Херсонеса. Кстати, наиболее ценные из них находятся в Эрмитаже (Санкт-Петербург) и в Государственном Историческом музее и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва).

Покровский собор

Покровский собор в Севастополе является главным православным храмом города. Собор был построен в 1905 году по проекту архитектора Фельдмана из инкерманского и крымбальского камня. В архитектурном отношении Покровский собор в Севастополе представляет собой пятикупольный бесстолпный храм базиликального типа. Покровский собор

Владимирский собор

Владимирский собор в Севастополе расположен на центральном городском холме. В 1842 году по инициативе командующего Черноморским Флотом адмирала Лазарева было принято решение о строительстве храма в центре Севастополя. В 1881 году было завершено строительство нижней церкви, а в 1888 году — верхней. Владимирский собор

Владимирский собор в Херсонесе

Второй Владимирский собор в Севастополе расположен на территории заповедника Херсонеса Таврического. Строительство здания было завершено в 1876 году. Его высота составила 36 метров. Владимирский собор стал одним из самых крупных в стране и был способен вместить одновременно до тысячи верующих. Владимирский собор в Херсонесе

Петропавловский собор в Севастополе расположен на городском холме. На этом месте стояла деревянная церковь Петра и Павла — один из первых храмов Севастополя. На месте обветшавшего храма в 1844 году был построен каменный Петропавловский собор. Инициатива установки храма принадлежала адмиралу Лазареву. Петропавловский собор

Церковь Святого Николая

Церковь Святого Николая в Севастополе расположена на Северной стороне города, на территории Братского кладбища. Она была возведена по приказу императора Александра II и является памятником воинам, погибшим в ходе Крымской войны. Храм в форме египетской пирамиды построен с 1857 по 1870 годы по проекту архитектора Авдеева. Церковь Святого Николая

Церковь Архистратига Михаила

Церковь Архистратига Михаила находится на улице Ленина рядом с музеем Черноморского флота. С 4 июля 1848 года до конца 1849 года одна из часовен Адмиралтейского собора была перестроена в придельную церковь Архистратига Михаила. В ходе Первой обороны здание сильно пострадало, но к 1870 году было восстановлено. Церковь Архистратига Михаила

Храм Семи священномучеников

Храм Семи священномучеников в Севастополе расположен на территории заповедника Херсонеса Таврического. Каменная церковь, построенная в 1881 году по проекту К. Вяткина, стала первым строением Владимирского монастыря. В 1923 году храм был закрыт. 7 июня 2012 года восстановленный храм был освящен. Храм Семи священномучеников

Георгиевский монастырь

Георгиевский монастырь находится между мысом Фиолент и Мраморной балкой, на скалистом обрыве у моря. Монастырь был основан в 891 году греческими мореплавателями. Основой монастыря стала пещерная церковь, существовавшая в этом месте с первого века нашей эры. Возрождение Георгиевского монастыря началось в 1991 году. Георгиевский монастырь

Церковь Всех Святых

Церковь Всех Святых находится на старом городском кладбище. Здание храма является одной из древнейших построек Севастополя. Всехсвятская церковь была сооружена в 1822 году на средства вице-адмирала Филиппа Тимофеевича Быченского. В архитектурном отношении это однокупольное строение в стиле классицизма. Церковь Всех Святых

Церковь Луки

Церковь Луки в Севастополе находится на территории Первой городской больницы имени Пирогова. Храм был построен в 2012 году всего за четыре месяца, на средства двух городских предпринимателей. Архиепископ Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, — с 1946 по 1961 года — архиепископ Симферопольский и Крымский. Церковь Луки

Часовня Александра Невского

Часовня Александра Невского находится в сквере имени Бузина, рядом со зданием УМВД. Идею о возведении часовни, возникшую у бывшего начальника милиции города Олега Козюры, поддержал нынешний начальник УМВД Украины в Севастополе Александр Гончаров. Архитектурный проект разработал Гай Григорьянц. Часовня Александра Невского

Часовня Михаила Архангела

Часовня Михаила Архангела расположена на территории музейного историко-мемориального комплекса Героическим защитникам Севастополя «35-я Береговая батарея» и является его органичной частью. В 2009 году тут были найдены тела шести моряков, погибших одними из последних при обороне Севастополя в 1942 году. Часовня Михаила Архангела

Храм Святителя Филиппа

Храм Святителя Филиппа в Севастополе находится в Казачьей бухте, рядом с территорией жилого микрорайона воинской части. Строительство началось в 2000 году. Храм Святителя Филиппа Митрополита Московского занимает верхнюю часть основного здания, храм Священномученика Климента Папы Римского — его нижнюю часть. Храм Святителя Филиппа

Храм Святителя Николая Чудотворца

Храм Святителя Николая Чудотворца находится в Камышовой бухте, на углу проспекта Героев Сталинграда и улицы Бориса Михайлова. Закладка храма состоялась 25 декабря 2003 года. В построенном на пожертвования здании воскресной школы проводятся занятия, открыта библиотека. Работают студии прикладного искусства и музыки. Храм Святителя Николая

Часовня Феодосия Черниговского

Часовня Феодосия Черниговского в Севастополе находится на берегу Южной бухты, рядом с железнодорожным вокзалом. Однокупольный, бесстолпный, базиликальный храм Феодосия Черниговского был построен по проекту военного инженера Чистякова в 1902 году. В 2004 году рядом с бывшим храмом началось сооружение часовни. Часовня Феодосия Черниговского

Часовня Святителя Николая Чудотворца

Часовня Святителя Николая Чудотворца в Севастополе находится на старом городском кладбище, рядом с церковью Всех Святых. Часовня была построена в 1910 году, а спустя ровно сто лет капитально отреставрирована силами приходской общины Всехсвятского храма и в настоящее время часовня является действующей. Часовня Николая Чудотворца

Часовня-памятник в честь Александра Невского

Часовня-памятник в честь Александра Невского расположена в Парке Победы. Инициаторами ее установки стали ветераны военной контрразведки. Она была построена по проекту архитектора Бориса Матвеева в 2014 году, менее чем за месяц. Закладка первого камня состоялась 25 мая, а 22 июня новая часовня была торжественно открыта. Часовня-памятник

Севастополь — информация для туристов из России на www.sevgid.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *