Храмы торжка

Один из символов Торжка — старинная деревянная Тихвинская церковь, или Старо-Вознесенская. Стоит она на высоком берегу реки Тверцы, в окружении деревянных домов, ближе к окраине города. В нынешний свой приезд в Торжок мне очень повезло: храм был открыт и матушка в нём разрешила не только сфотографировать его внутреннее убранство, но и рассказала немало интересного о нем.

Старо-Вознесенская (Тихвинская) деревянная церковь в Торжке

В прошлом в Торжке было немало деревянных церквей, но до нашего времени дошла лишь одна из них — Тихвинская. Впервые храм упоминается в 1653 году в клировой ведомости. В 1717 году деревянный Вознесенский храм, как он тогда назывался, был отстроен заново из сосны. Его высота составила 34 метра. Храм четырехъярусный, относится к типу «восьмерик на четверике», причем здесь присутствуют целых три постепенно убывающих яруса — «восьмерика». Центральная часть и трапезная храма срублены «в обло», алтарная – «в лапу». Впоследствии Вознесенский храм неоднократно переделывался и перестраивался.

В 1780-е годы под здание был подведен фундамент из белого старицкого камня, на одном из камней сохранилась выбитая надпись: 1782. В 1783 году тесовую кровлю заменили железной, в 1806 году к храму пристроили паперть, в 1828 году переделали главу.

К 1854 году деревянная Вознесенская церковь сильно обветшала, поэтому было принято решение построить на её месте новый каменный храм. По распоряжению архиепископа Тверского и Кашинского Филофея (Успенский, 1808-1882), старую деревянную церковь сохранили и перенесли к Старицкому тракту. Тем не менее, еще какое-то время она продолжала разрушаться. Лишь к 1883 году её отреставрировали, а 5 октября заново освятили во имя Тихвинской иконы Божьей Матери. Сохранилось также и другое её название: Старо-Вознесенская.

По мнению известного археолога А.Н.Кирпичникова, именно старый Вознесенский храм изображен на рисунке голландского географа Николааса Витсена (1641-1717). В 1664-1665 годах Витсен в составе свиты голландского посла Якоба Борейля совершил путешествие из Пскова в Москву, которое затем описал в сочинении «Путешествие в Московию». Впрочем, не все согласны с выводами ученого.

К сожалению, советское прошлое оставило на деревянной Тихвинской церкви неизгладимые следы. Тем не менее, община верующих при храме старается сделать всё возможное, чтобы сохранить и приукрасить его.

♦ По теме: Легко ли путешествовать по России?

Старинная церковь Тихвинской Божьей Матери на правом берегу Тверцы. С.М.Прокудин-Горский, лето 1910 года

Старая дверь с массивным замком претворяет вход в храм. На стенах трапезной развешаны детские рисунки. Теплая, домашняя атмосфера. Тихвинский храм в Торжке одновременно похож и непохож на деревянную Успенскую церковь в Кондопоге.

Внутреннее убранство Тихвинского храма

Богослужения в храме были прекращены в 1929 году. Однако уникальную деревянную постройку удалось сохранить. Одно время существовал проект её переноса в музей деревянного зодчества в Василёво под Торжком. В середине 1970 — начале 1980-х годов Тихвинскую церковь отреставрировали. Была возвращена первоначальная форма окон с наличниками, характерными для гражданской архитектуры Торжка конца XIX века, покрытие лемехом, с внешних стен удалена обшивка тесом.

Дверь

На старых досках, местами тронутых гнилью, сохранились остатки живописи начала XVIII — середины XIX веков, выполненной клеевыми красками, весьма редкой в этих краях.

Внутреннее убранство Старо-Вознесенской (Тихвинской) церкви

До революции Тихвинский храм был богато украшен. Архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий (Самбикин, 1839-1908) называл его «церковно-археологическим музеем» (Архиепископ Димитрий (Самбикин). «Монастыри и приходские церкви Торжка и их достопримечательности». — Тверь, 1903).

С. М. Прокудин-Горский. Иконостас церкви Тихвинской Божьей Матери. Лето 1910 года

В советские годы все церковное имущество было растащено, утрачен роскошный пятиярусный иконостас, от которого сохранился лишь некрашеный контур на стенах. Иконостас венчал большой крест с распятым на нем Иисусом Христом и предстоящими пред Ним Божией Матерью и святым Иоанном Предтечею. Среди икон было немало древних, в том числе, святых Жен-Мироносиц и преподобного Сергия Радонежского.

Внутреннее убранство Тихвинского храма

Следы утраченного иконостаса

Внутреннее убранство Старо-Вознесенской (Тихвинской) церкви

Внутреннее убранство Старо-Вознесенской (Тихвинской) церкви

Внутри церковь выглядит необычайно просторной и светлой благодаря отсутствию перекрытий. На верхних ярусах сохранилась старинная роспись в стиле народного лубка: Знамение Божией Матери на восточной стене, святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст по промежуточным сторонам света.

Свод Тихвинской церкви

Икона-небо «Троица Новозаветная», написанная темперой, в настоящее время хранится в фондах Всероссийского историко-этнографического музея (Торжок). В прошлом вниз спускалась кованая цепь с деревянным паникадилом в виде голубя с распростертыми крыльями, на спине и крыльях которого были укреплены подсвечники.

В наше время трапезной храма устроена небольшая выставка.

Трапезная Тихвинского храма

Здесь же можно почерпнуть немало информации о Тихвинском храме, других старинных храмах Торжка, увидеть старые фотографии и рисунки.

Фотографии и рисунки Торжка в прошлом

К сожалению, в наши дни Тихвинский храм находится в неважном состоянии. Недавняя реставрация 2000-2010-х годов во многом усугубила процесс разрушения храма: влага, скопившаяся под строительными лесами, стала причиной новой гнили, которая расползается по дереву. С горечью матушка показывала мне места, пораженные гниением.

Полусгнившее дерево с остатками росписей

Местами реставраторы заменили старое дерево на новое, пожертвовав остатками старинных росписей.

Полусгнившее дерево

Остатки росписей

Остатки росписей

В настоящее время община храма собирает деньги, чтобы поставить вокруг Тихвинской церкви забор и, по возможности, нанять сторожа. Дело в том, что местная молодежь нередко собирается у стен деревянного храма, курит и распивает спиртные напитки. Надо ли говорить, что в любой момент старое здание может вспыхнуть…

Координаты Тихвинской церкви в Торжке: 57°1’45″N 34°57’43″E

Адрес: г.Торжок, ул. Грузинская, 29

При написании статьи использованы материалы с сайта sobory.ru

© Сайт «История и путешествия», 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Словарь Брокгауза и Ефрона сообщает, что в конце XIX века жителей в Торжке 12743 (5817 мужчин и 6926 женщин). Церквей 28 каменных и 1 деревянная (XVII в.), из них одна единоверческая; раскольничья молельня.
Купила в Торжке путеводитель И.А. Бочкаревой «Монастыри и храмы»: «В начале ХХ века в Торжке было около сорока церквей (семь монастырских, тридцать приходских, три домовых)». К началу 1940 в городе не осталось ни одной действующей церкви, а девять церквей были уничтожены.

В путеводителе И.А. Бочкаревой опубликована схема города, на которой обозначены сохранившиеся храмы:

Я не искала дополнительной информации по храмам Торжка, потому что решила, что всё равно лучше чем в путеводителе Бочкаревой ничего не найду. Нам не удалось осмотреть все церкви, а для фотографий тех, которые мы видели, я использовала в качестве комментариев путеводитель И. А. Бочкаревой.
2



Памятник преподобному Ефрему Новоторжскому был установлен в прошлом году:

3


4
Колокольня 1620-го года
5
Свечная башня:
Надвратная церковь:
6
7
8
Пишут, что сейчас в Воскресенском монастыре располагается швейная фабрика «Милиана», в келейных корпусах – жилье.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи:
Сто лет назад (фотография Прокудина-Горского):
9
10
Старо-Вознесенскую (Тихвинскую) церковь мне очень хотелось увидеть. Видела в интернете фотографии неба («небо» — так говорят в Карелии, в путеводителе Бочкаревой небо названо «верхним ярусом») , понимала, что внутрь не попадем, но хотя бы обойти вокруг.
В путеводителе О. Д. Балдиной 1968 года об этой церкви сказано:
Не знаю, что именно имела в виду О. Д. Балдина, написав: «происхождение Вознесенской церкви остается до сих пор загадочным». Если говорить о внешнем виде, об архитектуре, то эта форма пришла в Великороссию с Украины и Галичины, откуда в XVII веке было много беженцев. Так же как из Карелии, с Украины и Галичины бежали из-за религиозных притеснений.
В «Истории русского искусства» 1910 года Грабарь пишет об украинском влиянии на церковную архитектуру вообще, а как это влияние сказалось на формах Тихвинской церкви в Торжке в частности.
Вот небольшой отрывок:
<…>
Далее о Весьегонском уезде Тверской губернии:
Сто лет назад:
11
Мимо Вознесенской церкви мы проезжали дважды, но не останавливались, чтобы сфотографировать.
12
13
В путеводителе О. Д. Балдиной 1968 года о Спасо-Преображенском соборе:
Сто лет назад:
14
Сто лет назад:
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Сейчас церковь снова действующая.
24
25
Руины Власьевского храма
———————————————————————
Все записи о поездке в Торжок 19-21 апреля 2016 года:
Лихославль
Знаменское-Раек
Пятница-Плот
Арпачево
Никольское (Черенчицы)
Василево. Музей деревянного зодчества
Усадьбы Василёво и Митино
Музей в Борисоглебском монастыре. «Да будет в моем отечестве вкус Палладиев»
Исторический музей
Музей Пушкина
«Без пояса, что без креста…»
Усадьба Грузины
Монастыри и храмы
Торжок
Золотное шитье
О пожарских котлетах и не только
Тверь

Святыни древнего Торжка

24 ноября 2015

Среди малых городов России много таких, которые сохранили «лица необщее выраженье» вопреки неумолимому давлению времени и буйствам истории, о которых можно сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Торжок, ныне небольшой городок Тверской губернии с пятидесятитысячным населением, – один из них. Расположенный на быстрой реке Тверце, разбросанный по холмам, он очень живописен.

Оказавшись здесь в любое время года, погружаешься в атмосферу русской жизни нескольких столетий назад, которую создают роскошные виды Тверцы, сохранившиеся до наших дней купеческие и дворянские дома, но главное – многочисленные православные храмы, перекликающиеся друг с другом с противоположных речных берегов. Их количество кажется невероятным для небольшого города, особенно после десятилетий большевистского гнета. Хотя и вышли они из-под этого гнета со многими потерями и слишком уж долго ждали восстановления былой красоты.

Между Новгородом и Москвой

Торжок, один из древнейших городов Центральной России, был основан новгородскими купцами в месте впадения в Тверцу ручья Здоровца. Город гораздо древнее Москвы: первое упоминание о нем в летописях относится к 1015 году, когда началась христианизация окраинных новгородских земель. Развиваясь как торговое поселение, он сменил несколько названий – Торг, Новый Торг, Торжец, Торжок. По одному из них местные жители до сих пор называют себя необычным для русского уха именем – новоторы.

Город, располагавшийся на пересечении сухопутных и водных путей, развивался очень активно. К XIII веку он был обнесен стеной, защищен земляным валом и рвами, превратившись в крепость. В 1238 году новоторы, возглавляемые посадником Иванкой, две недели сдерживали войска хана Батыя, обрушившего на город всю свою военную мощь. О подвиге Торжка академик В.Л. Янин писал: «Распятый и поруганный, так и не дождавшийся новгородской помощи, он сражался насмерть, заслонив Великий Новгород. Героической обороной Торжка Новгород был спасен от военного разорения, а вместе с ним и русская государственность».

До возникновения в середине XIII века Твери Торжок был единственным крупным городским центром Верхневолжья. Через него велось снабжение Северо-Западной Руси хлебом, и князья часто организовывали здесь торговые блокады Новгорода. Поэтому отечественные историки называют Торжок «ключом к упрочнению влияния в Новгороде». Исключительное стратегическое положение Торжка отчетливо осознал в 1215 году Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского, и даже попытался перенести в Торжок княжескую резиденцию из Новгорода.

О средневековом Торжке сохранились немногочисленные, но яркие летописные свидетельства как о крупном даже по общеевропейским масштабам городе. В 1215 году на новоторжский торг съехались 2000 купцов только из новгородских земель. В 1372 году в городе проживало не менее 5000 жителей. Летописец так характеризует Торжок XV века: «Град велик, бесчисленное множество людии в нем». Еще более яркую картину средневекового Торжка дают результаты археологических работ, получаемые ежегодно Новоторжской археологической экспедицией. На Нижнем городище обнаружены развалины каменных башен середины XIV века, что позволяет включить Торжок в немногочисленный список каменных крепостей средневековой Руси. В настоящее время город по количеству найденных археологами берестяных грамот занимает третье место после Новгорода и Старой Руссы, оставив позади Смоленск, Псков, Тверь.

Самый древний монастырь в России

Мало кто из наших современников знает, что именно в Торжке находится самый древний на территории нынешней России монастырь (Киево-Печерская лавра не в счет – она теперь стоит на территории иностранного государства). Монастырь в честь первых русских святых мучеников Бориса и Глеба, тысячелетие подвига которых Россия отметила в этом году, основал на высоком берегу реки Тверцы в 1038 году бывший конюший киевского князя Владимира Святославича боярин Ефрем. Он был венгром по национальности, родился во второй половине X века. Прибыл на Русь в конце X века с двумя братьями Моисеем и Георгием, был зачислен в боярское сословие и поступил на службу к сыну князя Владимира Борису, состоя при нем конюшим.

Когда княживший в Ростове Великом князь Борис был убит на реке Альте посланниками его коварного брата Святополка, Ефрема не было на месте его гибели, поэтому он и остался в живых. Однако брат Ефрема Георгий был убит вместе со святым Борисом: он пал рядом со своим господином, причем убийцы отрезали у него голову ради золотого украшения, которое когда-то подарил ему Борис.

Трагическая гибель святых князей Бориса и Глеба, а также собственного брата Георгия настолько потрясла Ефрема, что он удалился навсегда от светской жизни, пришел в северные пределы Руси и основал здесь странноприимный дом, а позднее монастырь. 12 лет он посвятил христианской миссионерской деятельности и «подвигу странноприимства», а впоследствии принял иночество. Именно тогда он добился у новгородского архиепископа разрешения на строительство в Новом Торжке каменного храма и монастыря, посвященных мученикам Борису и Глебу. Скончался преподобный 28 января 1053 года в глубокой старости и был погребен в основанном им соборе, в каменном гробе, по преданию, им самим высеченном. Найденную на месте расправы над князем Борисом отсеченную голову своего брата Георгия преподобный Ефрем хранил до самой своей кончины и завещал положить с собой в гроб.

Интересна судьба и второго его брата, Моисея, который был при князе Борисе во время убиения, спасся бегством от смерти, а после этого, как сообщает его житие, пострадал за свое целомудрие от одной развращенной польки. В итоге он стал иноком в Киево-Печерском монастыре и прославился в Русской Православной Церкви как святой Моисей Угрин (что по-русски означает – венгр).

Труды и дни Борисоглебской обители

Первый каменный Борисоглебский собор, построенный Ефремом Новоторжским, простоял около 700 лет, в 1577 году во время правления Ивана Грозного к нему были пристроены два придела. Он сильно пострадал в 1607 году при взятии Торжка поляками.

Сама Борисоглебская обитель многократно подвергалась разорению – русскими, татарами, литовцами. Но Борисоглебский собор, с мощами преподобного Ефрема и ученика его преподобного Аркадия, всегда оставался невредимым.

В 1785–1796 годах вместо старого был построен новый собор – по проекту знаменитого столичного архитектора Н.А. Львова, уроженца Торжка. 9 июня 1785 года в Торжке был грандиозный праздник – закладывали новый собор. Сама императрица Екатерина II серебряным молоточком и лопаточкой уложила первый камень. Об этом Львов сообщал в письме графу Л. Воронцову: «Изволила государыня закладывать соборную церковь». Большой и величественный собор оказался классически гармоничен в своей архитектуре, являясь одним из лучших образцов русского строгого классицизма.

В 1925 году Борисоглебский монастырь был распущен, а на его территории разместили тюрьму строгого режима, которая находилась там около 50 лет. После нее в монастыре был устроен лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а затем Всероссийский историко-этнографический музей, основанный академиком Дмитрием Лихачевым. В 1993 году монастырь был передан Русской Православной Церкви, но многие его постройки продолжали разрушаться и еще несколько лет назад находились в плачевном состоянии. Несмотря на то что в Торжке в ХХ веке сохранилось много православных храмов, до 1995 года единственным действующим храмом в городе оставался Михайло-Архангельский. С 1931 года и до закрытия в 1936-м здесь находились мощи преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских, изъятые советскими властями при закрытии храма (их дальнейшая судьба до сих пор неизвестна).

Наталья Осипова

Борисоглебский монастырь

Новоторжский Борисоглебский монастырь. Одна из главных архитектурных достопримечательностей Торжка. Это не просто архитектурный комплекс, а целая россыпь удивительных архитектурных шедевров, обладающих своей неповторимой историей. Новоторжский монастырь второй по древности на Руси. Свое начало он берет в далеком 1038 году.

Сейчас на территории находятся постройки XVII-XIX веков. Архитектором главного здания монастыря являлся сам Н.А.Львов, а первый кирпичик в фундамент нового храма заложила сама императрица Екатерина II. Поднимитесь на колокольню Надвратной церкви и полюбуйтесь неповторимой панорамой Торжка с самой высокой точки города

Благовещенская церковь

Уже подходя к монастырю вы наверняка заметили удивительно красивую белоснежную церковь. Это настоящая жемчужина Торжка – Благовещенская церковь, главный престол которой освящен в честь Благовещенья Пресвятой Богородицы. Правда в народе церковь именуют Михайло-Архангельской – по малому алтарю, который устроен на месте старой деревянной церкви Архистратига Божия Михаила. На возвышенном месте, наблюдаемая со всех концов города, как белоснежная лебедь, стоит сегодня эта чудесная церковь и безмолвно свидетельствует миру о вечной истине святого православия. Она существовала, как видно из сохранившихся документов, еще до литовского нападения 1609 г.

Ныне существующая церковь была построена в 1758 году с двумя престолами: в честь Благовещенья Пресвятой Богородицы и в честь рождества св. Иоанна Предтечи, с левым приделом в трапезе во имя св. Архангела Михаила. Эта церковь сохранила самое лучшее внутреннее убранство. Ведь во время страшных переворотов в церковной жизни XX века ее закрыли лишь на 10 лет. Почти весь период насаждения атеизма эта церковь принимала прихожан. Так что просто необходимо заглянуть в эту церковь прекрасную как снаружи, так и изнутри. А еще можно и нужно подняться по легендарной лесенке-здравнице и забыть обо всех болезнях.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери

Совсем недалеко от данных святынь, дальше по Старицкой улице находится Тихвинская (Старовознесенская) церковь. Это настоящий шедевр деревянного зодчества, небольшой кусочек древней и великой деревянной Руси. Многие слышали о деревянной церкви в Кижи. На слуху фраза «постройка без единого гвоздя». Но вот только не все знают, что практически полный аналог данной постройки, даже построенный без дополнительных перекрытий, имеется в Торжке. Тихвинская церковь это уникальная работа новоторжских зодчих, наполненная глубоким смыслом.

Впервые Старо-Вознесенская (другое ее название Тихвинская) церковь была упомянута в Писцовой книге Торжка в далеком 1625 году. Но в 1653 году первый храм обветшал и на его месте был возведен новый, который и является основой того здания, которое мы с вами можем увидеть сейчас. Постарайтесь не только полюбоваться ей снаружи, но и пройти внутрь. Церковь действующая, а прекрасная клеевая роспись на потолке не потеряла своей яркости за две сотни лет.

Спасо-Преображенский собор

Но давайте пройдемте дальше. Полюбуемся на реку Тверцу и увидим прекрасную постройку, которая привлекает внимание всех приезжающих в Торжок туристов. Храм, который новоторы называют «кусочком Исакия». Все это о Спасо-Преображенском соборном храме.

Первые упоминания о соборе относятся к 1163 году. Ну а строительство собора, который вы можете увидеть в Торжке сейчас относится к 1812 году. К проектированию данного храма приложил руку известнейший архитектор своего времени – Карл Росси. Спасо-Преображенский собор был таким большим и так богато украшен, что топить его в холодное время было накладно и даже опасно. Поэтому в 1842 году у южной стороны собора губернским архитектором Иваном Федоровичем Львовым была построена новая теплая церковь в честь Входа Господня в Иерусалим. Оба храма Спасо-Преображенский и Входоиерусалимский своеобразно контрастируют и дополняют друг друга. Их архитектурный облик отражает разные эпохи российской истории и культуры.

В стройных, изящных формах Спасо-Преображенского собора словно звучат звуки мазурки, легкая онегинская строфа и восторженность от победы над Наполеоном. Подтянутая и сдержанная Входоиерусалимская церковь – архитектурный символ Николаевской России. Это прекрасные элементы архитектурного ландшафта города. С мая 2018 года Спасо-Преображенский собор вновь открыл свои двери для прихожан.

Воскресенский женский монастырь

На другом берегу реки уже виднеются серые купола Воскресенского женского монастыря. Именно монахини данного монастыря никогда не забывали о золотошвейном искусстве, известном в нашем городе уже с XII века, и прославили его по всей Руси. Первое упоминание Воскресенского женского монастыря датируется 1584 годом, хотя его возникновение, скорее всего, следует относить к более раннему времени.

Первый каменный храм в Воскресенском монастыре был построен в 1702 г., при настоятельнице Софии. До нашего времени сохранились собор, построенный в 1796 году с двумя престолами: Воскресения Христова – это был главный холодный летний храм, находящийся на втором этаже. На первом этаже размещался храм Благовещения пресвятой Богородицы с приделами Казанской Божией матери и св. мучениц Софии и трёх её дочерей – Веры, Надежды и Любви. Это был теплый храм с печным отоплением. Службы в нем проводились даже в зимнее время. Также мы сейчас можем увидеть церковь-ротонду Усекновения главы Иоанна Предтечи. Создана она в 1840 году по проекту тверского архитектора Ивана Федоровича Львова, однофамильца известного новотора. Сохранились также корпус игуменских келий (1824 г.), корпус сестринских келий, фрагменты часовни Нерукотворного Спаса и стены XVIII-го века.

Церковь Пророка Илии

Ну а закончить данный маршрут можно в церкви Пророка Илии. Первое упоминание Ильинской церкви имеется в писцовой книге Торжка и значится 1625 годом. Согласно этим записям на месте нынешней каменной церкви некогда было две деревянных. Но в 1730-е гг. Торжок вновь был объят страшным пожаром и эти церкви сгорели. И на их месте, в 1738 году, был выстроен каменный храм.

Десятки древних икон украшали иконостас. Одна из них, относящаяся еще к XVII веку, сохранилась в церкви. Она изображает деяния пророка Илии. Одна из наиболее интересных икон церкви – икона Воскресения Христова (105×75 см), в середину которой вставлена другая икона – Сошествие Христа в ад (30×26 см), по ее сторонам рядами идут 24 клейма с изображениями страстей Господних. Но не только потрясающие иконы, но и чудесный вид с колокольни будет интересен каждому туристу.

Увидеть красоты города с двух берегов, познать духовную жизнь города и почувствовать настоящее умиротворение вы сможете благодаря этому маршруту.

Старовознесенская церковь в Торжке (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

На возвышенности правого берега реки Тверцы стоит памятник деревянного русского зодчества — и ныне действующая Старовознесенская церковь в Торжке, или Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери.

Первое упоминание об этой церкви в Торжке относится к 1653 году. Она строилась, как говорят, без единого гвоздя. Так как церковь была деревянная, было много перестроек и реконструкций, но по сохранившейся потолочной росписи 18 века можно судить о том, что нынешнее здание Старовознесенской церкви не моложе 18 века.

В честь Тихвинской иконы Божьей Матери церковь была освящена в 1883 году.

Старовознесенская церковь не парадная, без золоченных украшений и крестов, но она притягивает своей природной чистотой и качеством работы русских зодчих.

Внутри обязательно нужно обратить внимание на высокие расписные потолки и восьмиугольную нишу с изображением Троицы.

Службы проходят в Старовознесенской церкви в воскресные дни. Также есть сувенирная лавка с изделиями ручной работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *