Храмы Тульской области

В конце 1771 года на фоне эпидемии чумы Сенатом был издан указ, предписывавший хоронить умерших на обособленных территориях за пределами городов.
Под Богородицком после вступления в силу новых правил было основано Успенское кладбище. Сейчас это кладбище окружено со всех сторон разросшимся городом, однако на момент образования оно находилось на значительном удалении от жилой застройки. При созданном кладбище выстроили деревянную церковь. По некоторым данным, освящена она была во имя Святой Троицы. Если это и так, то наследницей приходской Троицкой церкви Стрелецкой слободы, закрытой из-за ветхости несколькими годами ранее, она по-видимому не стала. Кладбище у Стрелецкой слободы было свое, а статусом приходской в 1770-е годы обладала стоявшая на нем Ильинская церковь, оказавшаяся единственной на левобережном Богородицке до строительства усадебной Казанской.
В 1826 году здание на Успенском кладбище сгорело. В 1827 здесь возвели небольшую кирпичную церковь, на верхнем ярусе которой устроили колокольню. В 1831 г. рядом с ней открылся кирпичный храм Успения Богородицы, сооруженный на средства богородицкого купечества во главе с уже отличившимся при постройке Троицкого собора Н.К. Селичевым.

Старообрядчество известно в Туле с 18-го века в связи с офици­альной регистрацией так называемых «записных раскольников». Они составляли не очень большую часть от общего числа горожан, но среди них были известные оружейники, выборные старосты, купцы и промышленники. Тесные отношения со старообрядческими династиями поддерживали Демидовы.
Часовня (моленная; старообрядцев, приемлющих священство была устроена в 1814 году в двухэтажном доме 1760 года постройки на улице Георгиевской после ее приобретения тульским купцом Денисом Иосифовны Сушкиным (совр. адр. ул. Братьев Жабровых д.1). Внешне здание сохраняло вид двухэтажного каменного дома, а внутри были оборудованы летняя Покровская и зимняя Никольская церкви. Помимо моленной приход имел участок земли со служебными строениями, а также кладбище в конце Георгиевской улицы близ Московско-Курской железнодорожной станции.
В середине ХIХ века местный старообрядческий священник Павел Смирнов и часть прихожан отказались их признать законность восстановленной в Белой Кринице иерархии и учреждение московской старообрядческой архиепископии – образовалась община беглопоповцев. После пожара в моленной в 30-е гг. ХХ в. обе общины каждая со своим священником проводили богослужения в церкви, возведенной беглопоповцами по Демидовской ул.37. Долгое время в Туле сохранялся моленная во имя Благовещения Пресвятой Богородицы на ул. Володарского, построенная в 1914 году в древнерусском стиле.
В 1938 году храм на Демидовской был закрыт, а последний старо­обрядческий священник г. Тулы о. Илларион Чандылов был переведен в г. Верею Московской области, где служил до своей смерти в 1954 году.
В 1952 году старообрядцы г. Тулы направили в Московскую старо­обрядческую архиепископию на Рогожское кладбище прошение от 80 дворов за 34 подписями и адресами о разрешении старообря­дческому священнику из ближайшего к Туле прихода в дер. Глазово под Серпуховом исполнять в Туле индивидуальные требы без общественных богослужений и без отрыва от богослужений в своем приходе. Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР это прошение отклонил.
В 80-е годы было получено разрежение на совершение треб в Туле настоятелю старообрядческого храма г. Калуга о. Валерию Осташенко. После кончины о. Валерия жизнь в общине мало-помалу стала угасать.
После долгого перерыва старообрядческая община в Туле возобновила свою деятельность в 1998 году. В октябре 2004 года решением Тульской городской Думы в собственность тульской общины был передан храм свт. Иоанна Златоуста.
Единоверческая церковь во имя святителя Иоанна Златоуста была заложена в 1903 году. Храм начал действовать в 1913 году, хотя притвор и колокольни остались недостроенными из-за отсутствия средств и начавшейся первой мировой войны. Звонница была устроена во дворе церкви прямо на земле. В годы Советской власти храм лишился своего пятиглавия, использовался под склады и мастерские. На момент передачи его старообрядческой общине 29 октября 2004 года здание находилось в ведении управлении учреждения культуры «Тульский муниципальный театр русской драмы «У Толстовской заставы».
После многочисленных ходатайств о возвращении молитвенного помещения тульским старообрядцам была передана церковь свт. Иоанна Златоуста. В прошлом великолепный краснокирпичный храм перешел в руки общины в аварийном состоянии: из-за плохой кровли разрушались стены, падали кирпичи. Однако внутри здания удалось отремонтировать пригодное для молитвы помещение и возобновить богослужения. В 2007 году храм был освящен и вскоре обрел своего настоятеля: на служение сюда был направлен иерей Алексей Лосев.
До революции в Тульской губернии старообрядцы, приемлющие белокриницкую иерархию имели приходы в г. Белеве, г. Одоеве и в селе Селино Каширского уезда и ряде других мест. В настоящее время прихо­жане тульского храма проживают в окрестных городах Щекине, Новомосковске, поселке Узловая Тульской области.
Сегодня тульская община насчитывает около 50 человек. В 2004 году общине был передан полуразрушенный храм свт. Иоанна Златоуста.На полномасштабную реставрацию храма не хватает денежных средств. Во время урагана осенью 2008 года сорвало часть крыши. В 2011 году община снова столкнулась с проблемой ремонта кровли. Возможное обрушение свода в алтарной части поставило храм под угрозу закрытия.
Тульская старообрядческая община и настоятель храма свт. Иоанна Златоуста иерей Алексей Лосев обращаются за помощью ко всем православным христианам. Даже самые скромные пожертвования могут стать неоценимо важными для сохранения храма.

Реквизиты общины:

Религиозная организация «Православная Старообрядческая община» г. Тулы расчетный счет получателя: 40703810843100001056 ИНН/КПП: 7107061947/710501001 банк получателя: ПАО АКБ «АВАНГАРД» корреспондентский счет банка (к/с): №30101810000000000201 БИК Банка: 044525201

Я несколько лет довольно активно катаюсь по заброшенным усадьбам и храмам, в основном это Тульская область, но ради интересных мест я забираюсь и дальше, а также никогда не упускаю возможность, оказавшись даже за территорией России, найти какую-то заброшку и там. Со временем мое увлечение даже превратилось в отдельный дзен-канал «Региональная заброшкофилия». И вот, когда количество таких объектов перевалило за первую сотню, я решил представить #мойтоп семи заброшенных храмов с красивыми росписями.

7-е место: Пирогово, Щекинский район, Тульская область

Село Пирогово Щекинского района находится примерно в 65 км от Тулы. Когда-то здесь находилось имение, принадлежащее Толстым, но сейчас это просто небольшая деревня.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которая нас и интересует, видна издалека, внутри росписей сохранилась не очень много в основном на барабане и на высоте, недоступной с земли.

Координаты храма в Пирогово: 53.768979, 37.644300

6-е место: Каменка, Щекинский район, Тульская область

Примерно в 20 км от Крапивны Щекинского района Тульской находится поселок Каменка, где в конце 18 века располагалась усадьба майорши Соковниной В.П.

Несмотря на кажущуюся близость, путь в Каменку может занять довольно длительное время из-за плохих дорог, поэтому лучше туда выбираться в хорошую погоду и на полном приводе. Деревня показалось мне полностью заброшенный, сам храм располагает на высоком холме и найти его без координат тоже та еще задача.

Внутри храма сохранилось несколько интересных росписей, но чтобы их нормально разглядеть советую взять с собой фонарь или вспышку.

Координаты храма в Каменке: 53.958850, 37.012692

5-е место: Денисово, Ясногорский район, Тульская область

Село Денисово находится в 55 км от Тулы и в примерно в 10 км от Ясногорска. Дата основания этого поселения неизвестна. Кирпичный храм Покрова Пресвятой Богородицы появилась значительно позже. Постройка церкви началась в 1907 году, но работы велись медленно из-за нехватки кирпича. Местным пришлось даже уговаривать американского фермера Трусевича открыть для этих целей кирпичное производство.

Внутри довольно много сохранившихся фрагментов росписи, но чтобы это все увидеть, придется немного испачкаться, внутрь храма можно попасть на четвереньках только через небольшую дыру в двери.

Координаты храма в Денисово: 54.460245, 37.856858

4-е место: Красное, Плавский район, Тульская область

В селе Красном Плавского района Тульской области находится очень необычная двухэтажная заброшенная церковь в честь Богоявления Господня. И она стоит того, чтобы проехать все эти километры по размытым осенним дорогам.

Храм был построен в 1728 году на средства местного помещика Долгорукова. Интересно то, что храм был построен в 2 этажа, причем первоначально его цокольная часть предназначалась для хранения вещей местных помещиков. В начале 19-го века, когда Красным владел поручик Испеньев, в нижней части здания устроили отдельную церковь во имя Николая Чудотворца. Также первоначально здесь не было колокольни, ее также пристроили чуть позже основного объема храма и трапезной. Храм довольно часто переделывался и достраивался в течение всего срока своего существования.

Внутри сохранилось много росписей, но интересен он еще и тем, что мне впервые попался двухэтажный храм.

Координаты храма в селе Красное: 53.792573, 37.263616

3-е место: Лужны, Чернский район, Тульская область

Село Лужны располагается в 17 км от Черни и является одним из самых старых поселений Чернского района Тульской области. Забавно, но о том, что в данном селе находится старых храм я узнал от своей мамы, которая проводила в детстве свои каникулы в этой местности, но я и не мог представить какая красота скрывается внутри. Даже не смотря на огромную дыру в своде, там сохранились прекрасные старые росписи.

Координаты храма в селе Лужны: 53.341208, 37.027634

2-е место: Ивровка, Киреевский район, Тульская область

Деревня Ивровка Киреевского района Тульской области расположена примерно в 45 км от областного центра.

В далеком 2014 году я увидел в интернете фотографии удивительных росписей этого храма и в тот же отправился туда, это был первых заброшенный храм, который я посетил с фотоаппаратом и который стал фундаментом моего блога в ЖЖ. Позже я еще раз приезжал туда с коллегами блогерами, храм был все также хорош, как и в мой первый приезд.

Координаты храма в Ивровке: 54.151475, 37.962143

1-е место: Черный Верх, Арсеньевский район, Тульская область

Село Черный Верх находится в 10 км от поселка Арсеньево и примерно в 110 км от Тулы. Точное время образования Черного Верха неизвестно, но данное имя уже употребляется в писцовых книгах первой четверти 17-го века.

Храм во имя Троицы Живоначальной построен в Черном Верхе в середине 19-го века почти полностью на личные средства архиепископ Могилёвский и Витебский Евсевия (в миру Ефим Поликарпович Орлинский), о котором известно, что он был уроженцем здешних мест, а его отец был дьяконом в местном храме.

Росписи внутри храма действительно поражают, со стороны даже сложно догадаться, что внутри может скрываться подобная красота, с учетом того, что здание храма не закрыто от осадков и частично обрушено.

Координаты храма в селе Черный Верх: 53.665938, 36.705415

или на Enjourney.
Дружим со мной в социалочках: Instagram, Facebook, Вконтакте, Twitter.



Tags: #заброшки, #мойтоп, развалины, разрушенное здание, храм, церковь

Богоявленский теплый собор. Внутри того же Кремля, к северо-востоку от Успенского собора, ближе к реке находится новый теплый Богоявленский собор. Теплый придел под соборною колокольнею во имя св. Тихона Амафунтского, существующий с 1778 г., издавна оказывался очень тесным для собрания духовенства от городских церквей и для помещения народа особенно в дни архиерейских служений, которые поэтому в зимнее время совершаемы были в других городских церквах, не всегда с надлежащим удобством. По этой причине, вскоре по учреждении епархии в г. Туле, граждане увидели нужду в постройке нового, более поместительного, теплого собора. Патриотические события 1812 г. были наиболее сильным побуждением к осуществлению этого желания.

Предположено было построить собор во имя св. Александра Невского, тезоименитого Благословенному Александру, освободившему Россию и целую Европу от общего поработителя. Но предположение это по разным обстоятельствам осуществилось только в 1855 г., когда произведена была закладка собора, причем настоящий храм заложен был во имя Богоявления Господня, а его придельные алтари во имя св. Николая и Александра Невского. В течение семи лет в 1855–1862 гг. собор был окончательно построен; заведывание хозяйственною частью при постройке собора предоставлено было соборному ц. старосте Вуколу Зотовичу Кузовлеву. Средства для построения собора слагались главным образом из добровольных пожертвований граждан города Тулы всех сословий и состояний. На постройку собора употреблено более 103-х тыс. рублей. На содержание собора получается из казны 350 р. и % по билетам 741 р. Причт соборный состоит из протоиерея, ключаря, двух священников, протодиакона, 2-х иподиаконов и 2-х псаломщиков.

В пользу причта получаются: казенное жалованье в количестве 2801 р., арендных денег за церковную землю 1235 р. и с билетов 701 р. Церковной земли состоит: усад. 11 мест – 467 1/2 с., полевой 25 д. 1337 с., луговой 83 д. 1666 с.; итого удобной 109 д. 605 с.; неудобной: под речкою Рогожней 1692 с. и под постоянным разливом реки Упы 63 д. 510 с.
П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г., стр. 10

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *