Христиане Китая

Рады приветствовать вас, уважаемые читатели – искатели знаний и истины!

Сегодня мы предлагаем вам переместиться на чудесный остров в Тихом океане и поговорить о его духовной стороне. Итак, тема нашей беседы – религии Тайваня. Какие конфессии сплелись там воедино, какая считается самой многочисленной, какие черты имеет каждая из них – ответы на все эти вопросы вы найдете в материале ниже.

Приглашаем вас снова в совместное виртуальное путешествие по духовным местам!

Этническое и религиозное многообразие
Буддизм
Другие конфессии
Заключение

Этническое и религиозное многообразие

Остров Тайвань расположился в Тихом океане. С востоком материковой части Китая их разделяют сто пятьдесят километров водной глади, которую так и назвали – Тайваньский пролив.

Местная культура и, в частности, религия складывалась благодаря тем историческим событиям, которые происходили с островом на протяжении веков. Такими страницами в истории объясняется религиозное разнообразие, которое имеет место быть в Тайване.

Здесь, на сравнительно небольшой территории площадью 36 тысяч квадратных километров, можно встретить представителей всех мировых и других, более малочисленных религий: буддистов, даосов, христиан, мусульман, приверженцев конфуцианства и локальных верований.

Монахи в Тайване

Всего в Тайване насчитывается порядка 23 миллионов жителей. Из них абсолютное большинство – около 90% – относит себя к адептам китайской традиции, которая одновременно вбирает в себя буддийские, даосские и конфуцианские черты в той или иной степени.

Если говорить о конкретных, несмешанных верах в чистом виде, соотношение религий по количеству приверженцев распределилось следующим образом:

При этом учение Конфуция на Тайване чаще всего рассматривается не как религиозное, а как философское направление. Зачастую в одном и том же храме могут встречаться последователи Будды, Конфуция и Лао Цзы.

Возвращаясь к истории, хочется сказать, что китайцы высадились на тайваньских берегах еще в эпоху Минской династии, которая правила с середины XIV по середину XVII столетий. Позже остров для себя открыли европейские колонизаторы – выходцы из Испании и Голландии. Они назвали остров Формоза, что значит «прекрасный остров».

Отношения Тайваня с Китайской Народной Республикой в современных реалиях имеют неоднозначный характер: КНР считает Тайвань своей частью, в то время как сам Тайвань вместе с другими прилегающими островами провозгласил себя самостоятельной Китайской Республикой, которую признали некоторые государства мира.

Большинство современных тайванцев – потомки китайцев, прибывших сюда с материка в разные периоды истории. Именно поэтому даже китайское население нельзя назвать однородным.

Их можно условно разделить на две группы. Одна часть из них поселилась на острове еще до прошлого столетия, в основном это были выходцы из регионов Фуцзянь и Гуандун, располагающихся ближе всего к проливу. Чаще всего они разговаривают на амойском диалекте.

Другая часть облюбовала остров после 1949 года. Среди них насчитывается большое количество ханьцев – коренных китайцев, которые бежали от режима Мао Цзэдуна. Это выходцы из разных материковых провинций, и, чтобы всем стало проще, было решено разговаривать на мандаринском диалекте, который и стал официальным языком Тайваня.

В промежутке между этими событиями, с наступлением прошлого века, Тайвань стал лакомым кусочком для японцев, экспансия которых продолжилась вплоть до окончания Второй мировой войны. Старшее поколение тайванцев, жившее в те времена, владеет также японским языком и частично переняло религиозные традиции японцев.

Коренные жители

В последнее время на остров прибывают тайские, филиппинские и малазийские мигранты, которых насчитывается около семидесяти тысяч. Они в основном заняты в строительстве, промышленности. Но вместе с дополнительной рабочей силой на Тайвань пришли представители других конфессий в их лице.

Кроме того, на острове сейчас насчитывается около четырехсот тысяч человек, относящихся к коренным островным племенам. Они говорят на языках, относящихся к языковой группе, распространенной в Малайзии, Индонезии и в южной части Китая, а также исповедуют

В начале ноября 2001 года произошло знаковое событие не только для острова, но и для всего религиозного сообщества – недалеко от столичного Тайбэя был открыт Музей мировых религий. Он строился на протяжении десять лет, и потому его открытия очень ждали местные жители.

В музее представлены постоянные и временные выставки. Они показывают историю религиозного развития островитян, роль десяти религий в древнем и современном мире, связь со знаковыми событиями в жизни, например, со свадьбой, появлением ребенка, смертью, а также с сезонными праздниками. Не обошлось в устройстве музея и без молельных залов.

Музей мировых религий, Тайвань

Буддизм

Основная религия острова, как мы уже узнали, – буддизм. В чистом виде она встречается гораздо реже, чем в сочетании с конфуцианской и даосской традицией.

Характерная черта тайваньских буддистов – они придерживаются принципов вегетарианства.

Учение Будды пришло еще в Минскую эпоху через фуцзянских и гуандунских переселенцев. После того, как колонизаторы из Голландии были выдворены, появился первый тайваньский храм буддизма. Постепенно из близлежащих материковых провинций стали прибывать представители монашества, появлялось все больше святынь и школ.

Особенно популярной буддистская традиция становилась на острове в XVII столетии за счет все прибывавших с материка китайцев. Она стала здесь именоваться как «чай-хао», что значит «народная буддистская вера». Также она распространилась благодаря авторитету политических и социальных деятелей острова, которые были буддистами.

Храм Луньшань, Тайбей

Только позднее, в XIX столетии, возник храмовый буддизм, когда определенные направления сосредотачивались вокруг храмов. Когда в начале прошлого века пришли японцы-оккупанты, существовало три крупных храма: южный – Кайюань, центральный – Фаюнь, северный – на холме Юэмэй. В период японской экспансии буддисты разделились на два лагеря: те, которые могли заводить семью (в основном японцы), и сторонники вегетарианства и целибата.

Вторая волна наплыва буддистов, в том числе духовников, из материкового Китая произошла начиная с 1919 года, когда к власти пришла партия гоминьдан. Она создала ассоциацию буддистов, и по факту государство контролировало деятельность всех монастырей. В середине века этот контроль переметнулся и на тайваньские святилища, и лишь спустя десять лет они добились самостоятельности.

На сегодняшний день здесь работают представительства всех ассоциаций буддизма, крупных учебных заведений. Всего насчитывается порядка девяти тысяч представителей монашества.

Современный буддизм представлен четырьмя школами, вернее сказать, монастырями в разных частях острова. Их также называют «4 небесных царя» буддийской мысли Тайваня. Вот эти монастыри:

  • серверный – храм Барабана Дхармы;
  • восточный – фонд, основанный монахиней Цы Цзи;
  • южный – Фо Гуан Шань;
  • западный – Чжун Тай Шань.

Все эти святилища относятся к китайскому направлению чань, которое в Японии и на Западе сейчас известно как дзен. Эти школы имеют представительства во многих странах мира. Кроме того, сторонники буддизма с острова ведут активную деятельность по возрождению былой мощи учения Будды в Поднебесной.

Храм Хайшань, Тайвань

Также на Тайване набирает обороты ваджраянское направление, которое в основном выражено тибетским буддизмом. В последнее время остров часто посещают ламы из Тибета, в их числе – действующий Далай-лама Четырнадцатый, который был здесь трижды.

С каждым годом буддийская философия укрепляется на тайваньских территориях все больше. Это можно понять, лишь посмотрев статистику: если еще в 80-х годах было всего восемьсот тысяч приверженцев, то сейчас их почти пять миллионов, а количество храмов выросло с одной до четырех тысяч.

Другие конфессии

Остальные конфессии находятся в меньшинстве, однако для формирования общей картины нельзя о них не рассказать.

  • Даосизм

Так же, как и буддизм, даосизм прибыл из Поднебесной – со своей родины – в XVII столетии. Во время власти японцев он стал угасать, но тайванцы стали проповедовать его втайне. Сегодня даосские скульптуры, в том числе изваяния основоположника учения Лао Цзы, можно увидеть по соседству с буддистскими и конфуцианскими.

Даосский Храм Chi Nan, Тайвань

  • Конфуцианство

Несмотря на то, что наследие Конфуция часто принято считать скорее морально-этическим догматом, нежели религиозным, на Тайване нередко можно увидеть конфуцианские храмы. Первый из них начал строиться в 1879 году в Тайбэе, а закончилось строительство три года спустя возведением ворот и зала для поклонения предкам.

Храм Тайбей Конфуциус

  • Христианство

Христианская вера в виде католичества была привезена выходцами из Испании. Они провели на острове всего шестнадцать лет, но за это время успели крестить порядка четырех тысяч островитян. Когда в 1662 году военачальник из Поднебесной Чжен Чэн заставил их уехать, католицизм находился в упадке на протяжении двух веков.

Однако во второй половине XIX столетия с филиппинских островов приплыли европейские миссионеры и построили в Гаосюне Церковь Святой Розы, которая относится к католичеству и функционирует даже в наши дни. Значительно выросло количество приверженцев католицизма в прошлом веке, когда Китай отправил правительство в изгнание.

Вход в Крестовоздвиженский храм, Тайвань

Сегодня насчитывается свыше шестисот тысяч католиков, три с половиной тысячи храмов и столько же церковных служителей, две трети из которых – местные жители, а не приезжие. Кроме того, среди христиан встречаются и сторонники других направлений, например, Свидетели Иеговы, Церковь Истинного Иисуса и другие малочисленные церкви.

  • Ислам

Тайвань познакомился с исламом тоже в XVII столетии, в основном благодаря переселенцам из китайской провинции Фуцзянь. С тех пор к тайванским мусульманам добавились мигранты из Индонезии, Таиланда, Мьянмы, а также женщины, которые принимают исламскую веру, выходя замуж за мусульман.

Тэйбеская Соборная мечеть

Сейчас их насчитывается больше пятидесяти тысяч. Всего на данный момент на острове возведено шесть мечетей, крупнейшая из них – Тайбэйская Соборная мечеть.

На работодателей, которые заставляют своих работников, исповедующих ислам, контактировать со свининой, могут наложить серьезные штрафы.

Тайвань, хоть и занимает относительно небольшой участок суши посреди Тихого океана, является домом для приверженцев многих конфессий: буддийской, конфуцианской, даосской, христианской, исламской, а также местных верований. Самой многочисленной из них считается учение Будды, причем в связке с даосизмом и конфуцианством. Таким образом, в Тайване, так же, как и в Китае, откуда родом большинство островитян, эти три традиции считаются основополагающими.

Благодарим вас за внимание, дорогие читатели! Если вы желаете быть узнавать о появлении новых статей первыми, подписывайтесь на рассылку по электронной почте и присоединяйтесь к нам.

Желаем вам света, добра, и вновь увидимся скоро на страницах нашего блога!

Опубликовано 09.03.2017

Как сегодня развивается христианство в Китае? Что вы знаете о текущем положении дел христиан в Китае — подвергается ли церковь и отдельные люди гонениям и преследованиям? Китай известен большинству людей. Кунг-фу, китайские иероглифы и каллиграфия, китайская еда — всё это составляющие культуры, известной по всему миру.

Однако далеко не у всех есть правильное представление о жизни христиан в Китае. СМИ отражают вопрос преследования христиан довольно однобоко: храбрые верующие борются с враждебным правительством. Эти истории могут быть захватывающими и вдохновляющими, особенно если заканчиваются примерами героической верности Богу. Но такие истории не отражают, что по-настоящему значит быть христианином в Китае.

Христианство в Китае в 21 веке

Китай, официально и неофициально, предоставляет большую религиозную свободу, чем многие страны мира. По всей стране в католических соборах и протестантских церквях, санкционированных государством, открыто проводятся церковные службы. Самое большое издательство Библии находится именно в Китае! Издательство Amity Press в Нанкине выпустило более 100 миллионов Библий. Китайские христиане часто носят крестики, открыто носят Библии и делятся верой в Иисуса Христа со своими друзьями и коллегами.

Конечно встречаются и случаи гонений. Среди нас самое жестокое гонение было не со стороны правительства, а со стороны парня, который в гневе убил свою бывшую девушку за то, что она начала новую, чистую жизнь христианки. За последние 20 лет наша церковь в Китае не встречала какой-то сильной оппозиции со стороны властей, поскольку мы не активны политически и не выступаем с антиправительственными заявлениями. Мы молимся за мир в Китае и стремимся к исполнению повеления Бога подчиняться властям, Им утверждённым, а не протестовать против них.

В то же время, в Китае есть и свои ограничения христианства. Например, запрещается открыто делиться Благой Вестью. Только две церкви в Китае (протестантская и католическая) имеют законный статус. Христианские организации, которые к ним не относятся, считаются в китайском обществе «подпольными» церквями. Но в большинстве случаев местные власти не вмешиваются в их деятельность, если только они не приносят неприятности или не собираются большими группами.

Когда мне задают вопрос: «Трудно ли быть христианином в Китае?» — я говорю о следующих испытаниях:

Стремительное развитие экономики в Китае имеет большой недостаток — культуру потребительства. Многих молодых людей Китая захватило идолопоклонство «хочу новую машину, новый дом, новый гаджет», и у христиан есть постоянная борьба, как не присоединиться к этому общему поклонению вещам.

Из-за политики «одного ребёнка» (которую сейчас значительно ослабили) многие христиане в Китае — единственные дети в семье. Их семьи ожидают финансовой поддержки и зачастую в ней сильно нуждаются. Стоимость проживания в больших городах зашкаливает, и многие христиане в Китае хотят обязательно приобрести жильё, прежде чем жениться. Некоторые переживают, что никогда не смогут позволить себе собственное жильё или не женятся/не выйдут замуж до 40 лет! Родители давят на христиан, чтобы те женились до 30 лет, но не многие действительно отвечают существующим общественным требованиям в плане финансов. При этом христианин в Китае не будет уделять карьере слишком много времени.

Порнография распространена очень широко. В больших городах случайные связи — нормальное явление. Число разводов растёт, а традиционные моральные устои замещаются современным принятием сексуальных отношений до брака. Если добавить к этому давление в финансовом плане, браки в молодом возрасте становятся чем-то очень редким. Такая ситуация несёт в себе искушения и много опасностей.

Есть ли плюсы христианства в Китае?

Большинство христиан в Китае — первое поколение верующих в своих семьях. Для многих жителей Китая христианство по-прежнему остаётся чем-то неизвестным, они относятся к нему хоть и не всегда серьёзно, но положительно. У китайских христиан очень большой потенциал численного роста. В стране сотни крупных городов, нуждающихся в церквях, а это — большой фронт для обращения людей.

Китайцы известны тем, какой упор они делают на отношения. Их репутация в этом вопросе настолько сильная, что на Западе даже используется слово guanxi («гуаньси» — китайский термин, в русском языке толкуемый как «связи», «кумовство», «круговая порука», «блат»; в оригинале не несёт в себе отрицательной окраски и обозначает помощь, поддержку, услугу), когда речь идёт о взаимоотношениях китайцев. Здесь Церковь предоставляет естественные условия для укрепления взаимоотношений. Малые группы, которыми встречаются христиане в Китае, способствуют строительству этой близости. Существует стереотип, что китайские христиане никогда не ездят поодиночке, и хоть это и стереотип, но доля правды в нём всё-таки есть! У христиан в Китае есть надёжный опыт строительства настоящей церковной семьи.

В китайском языке есть идиома, описывающая большое скопление людей — «ren shan ren hai». Если переводить её дословно, то получится: «люди горы люди море». Естественно, очень легко затеряться в толпе, когда ты живёшь в самом густонаселённом государстве на планете. Христиан отличает основание — спасение во Христе — с Ним можно не бояться утонуть в «море людей».

Христианство в Китае отличается от христианства в других местах планеты, но при этом оно точно такое же. Иисус сделал всех нас членами одной семьи. Уделите минутку молитве за наших братьев и сестёр в Китае.

Перевод Дарья Вандакурова

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме
Другие темы
Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!

Пройти тест

Библейский курс для начинающих

Чему учит Новый Завет, кому он адресован и в чем заключается учение Иисуса Христа? За что умер Иисус на кресте и как это касается вас лично? Зачем нужна церковь? Что такое спасение и как его обрести? Все ли религии ведут к Богу и где найти истину? Напишите нам письмо, в котором укажите, что хотите пройти библейские курсы для начинающих.

Курсы для начинающих

Смотрите также: Свобода религии в Китае Несторианская стела является Тан китайской Стелы возведена в 781 г. н.э. , что документы 150 лет истории раннего христианства в Китае. Он включает тексты как на китайском, так и на сирийском языках .

Христианство по странам

Портал христианства

Христианство в Китае появилось в 7 веке, во время правления династии Тан , но не пустило корни до тех пор, пока не было повторно введено в 16 веке миссионерами-иезуитами . Сегодня в его состав входят католики , протестанты , евангелисты и небольшое количество православных христиан . Хотя его история в Китае не такая древняя, как даосизм , буддизм махаяны или конфуцианство , христианство различными путями присутствует в Китае, по крайней мере, с VII века и приобрело значительное влияние за последние 200 лет. Число китайских христиан значительно увеличилось после ослабления ограничений на религиозную деятельность во время экономических реформ в конце 1970-х годов; До 1949 года христиан было четыре миллиона (три миллиона католиков и один миллион протестантов). Точные данные о китайских христианах труднодоступны. В 2018 году правительство заявило, что в Китае более 44 миллионов христиан. С другой стороны, по оценкам некоторых международных христианских организаций, существуют еще десятки миллионов человек, которые предпочитают не называть себя таковыми публично, но эти оценки обычно противоречивы и даже подозреваются в преднамеренной инфляции. Отправление вероисповедания по-прежнему жестко контролируется властями. Китайский в возраст старше 18 лет имеют право вступать только официально санкционированные христианские группы , зарегистрированные с утвержденным правительством Китая Отечественной Католической Церковью и Китаем Христианского Советом и протестантские Три самостоятельной церковью . С другой стороны, многие христиане практикуют в неформальных сетях и незарегистрированных общинах, которые часто называют домашними церквями или подпольными церквями , распространение которых началось в 1950-х годах, когда многие китайские протестанты и католики начали отвергать контролируемые государством структуры, якобы представляющие их. Считается, что члены таких групп представляют «молчаливое большинство» китайских христиан и представляют множество разнообразных богословских традиций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *