Христиане марониты

С туристической точки зрения Ливан весьма перспективная страна, обладающая фантастически интересной и очень древней историей, большим количеством культурных, природных и религиозных достопримечательностей вкупе с неплохой инфраструктурой. В этом смогли убедиться участники ознакомительной поездки, организованной для российских и украинских журналистов и туроператоров Министерством туризма Ливана.

Приехать в Ливан нужно хотя бы для того, чтобы увидеть Баальбек. Я была в иорданском Джераше, гуляла по римскому Форуму, но развалины города, жители которого некогда поклонялись грозному божеству Баалу (отсюда и название), потрясли меня гораздо сильнее.

Для нас история Баальбека начинается в 332 году до нашей эры, когда его захватил неугомонный Александр Македонский. Однако город наверняка гораздо старше, так как здешние места издревле были плотно заселены. Если верить мифологии, то день его рождения теряется в допотопных, в смысле до всемирного потопа, временах. Многочисленные войны и смертоносные землетрясения изрядно Баальбек потрепали, но и сегодня он все еще выглядит величественно. Доподлинно известно, кстати, что какое-то количество камня на постройку первого храма царь Соломон брал именно отсюда. Древесину, а именно ливанский кедр, завозили в Иерусалим тоже из Ливана.

Сначала город сам бросает на тебя любопытные взгляды из-за высокого забора, затем, все еще уклоняясь от встречи, заставляет смотреть под ноги, когда приходится преодолевать хаос стройки, которая когда-нибудь облагородит подступы к нему, потом подводит к крутой высокоступенчатой лестнице, ведущей еще не в город, а только в его «прихожую» в виде шестиугольного двора.



И только потом распахивается перед тобой во всей красе.

Из всего грандиозного храмового ансамбля, поражавшего когда-то воображение современников, в более-менее первоначальном виде до нас дошел лишь так называемый храм Бахуса.

А вот от самого величественного из всех храмов, построенных когда-то римлянами, осталось всего лишь шесть колонн, но зато каких! Их высота – 22 метра! Диаметр – больше 2 метров! Посвящен храм был верховному божеству – Юпитеру.


Французский писатель Барре как-то справедливо заметил: «Если шесть колонн Баальбека упадут, мир утратит часть своего великолепия». При сравнении с ливанским храмом Юпитера афинский Парфенон выглядит просто смешным карликом.

Баальбек хранит много тайн и неразрешимых загадок. Вот лишь одна из них – зачем храм Юпитера воздвигли на террасе, которая мало того, что гораздо старше самого храма, но и состоит из каменных блоков, каждый весом более 300 тонн. И зачем в одну из ее стен встроены три самых больших в мире обработанных монолита. Им даже имя дали – Трилитон.

Длина каждого 29 м, высота 4 м и толщина тоже почти 4 м. Вес – больше 800 тонн. И этакие тяжеленные каменюки так точно соединили друг с другом, что между ними и сейчас, после стольких катаклизмов, почти невозможно просунуть даже иголку. Совершенно непонятно как их доставили из каменоломни, которая находится от места строительства на расстоянии около километра. Там до сих пор лежит просто чудовищный мега-монолит, который по неизвестной нам причине не успели, не смогли или не захотели дотащить к месту стройки. Он, его называют Южный, весит вообще 1000 тонн! Некоторые наиболее романтично настроенные исследователи полагают, что Баальбек – это заброшенный космодром пришельцев.

Или – что за странная стена, совершенно непонятного назначения «мегазабор», примыкает к храму Юпитера, никак не соприкасаясь с ним.

На территории Ливана находится и один из древнейших на земле городов – финикийский Библос. К тому же, это единственное на нашей планете поселение, которое никогда не покидали люди. Он так стар, что даже слово «библия» происходит от его имени. Немых свидетелей пролетевших над городом эпох и культур можно увидеть в археологическом парке, что рядом с небольшим, но помнящим еще крестоносцев портом.

За приблизительно 7 тыс. лет своего существования (впрочем, точный возраст города не установлен) он принадлежал Вавилонскому и Ассирийскому царствам, персам и римлянам, византийцам и мамлюкам, крестоносцам и арабам, туркам. Сегодня он вновь арабский, и носит имя Джбейл.

В Библосе хорошо бы задержаться до захода Солнца. Закаты здесь фантастические! Интересно, тысячелетия назад они были так же прекрасны?

Отсюда до столицы Ливана – Бейрута, меньше 40 км. Ливан – страна вообще небольшая. Вдоль Средиземного моря она протянулась на 210 км. Ширина же не превышает 100 км.

Бейрут – город-феникс. Впервые он упоминается в XV веке до нашей эры как финикийский Барут. За эти тысячелетия чего уж только с ним не происходило! А он все стоит и радует и удивляет гостей неожиданным сочетанием восточного колорита и европейской респектабельности.

Удивительно, но город, переживший так много, умудрился сохранить искреннюю жизнерадостность. Особенно это чувствуется на любимой ливанцами набережной Корниш. Она всегда, круглосуточно, полна гуляющих людей – кто-то просто сидит на скамейке с друзьями и болтает ни о чем, кто-то отдыхает в одном из многочисленных кафе, выстроившихся вдоль моря, кто-то совершает обязательную вечернюю или утреннюю пробежку. Здесь запросто может остановиться проезжающий шумный свадебный кортеж, и жених с невестой вовлекут всех, кто рядом, в танцевальный круговорот. Есть и те, кто в одиночестве тихо наслаждается дивным видом на местную достопримечательность – Голубиные скалы.

В Бейруте часто соседствуют мусульманская мечеть и христианская церковь (среди горожан 70% исповедуют ислам, 30% – христианство). Голос сзывающего на молитву муэдзина и гул колоколов, звонящих с той же целью, звучат одновременно, в унисон друг другу. И никто никому не мешает. Такую перекличку мне довелось услышать рядом с площадью, носящей очень парижское имя – площадь Звезды.

В Бейруте есть магазины всех ведущих мировых марок, а отельная база очень разнообразна, как говорится – на любой вкус и кошелек. Часть нашей группы разместили в отеле Movenpick Hotel & Resort Beirut 5*. Он стоит на самом берегу моря и поэтому имеет собственный пляж и марину для яхт, а также несколько бассейнов, обширный спа-салон и пять ресторанов.

Под боком у Бейрута, всего в 18 км от него, есть место, которое иначе как чудесным сном и не назовешь. Две отдельные, но близко расположенные карстовые известняковые пещеры в 1836 году обнаружил некий Уильям Томпсон, охотившийся в этих горах. Общая длина Джейта Гротто почти 9 км. Но это только разведанная часть, ливанские спелеологи продолжают активные исследования. Путешествие по нижней пещере возможно только на лодке, так как по дну ее течет полноводная подземная река. А вот верхнюю, сухую, оборудовали мостками с перилами и установили искусную подсветку, чтобы туристы могли безопасно для себя и пещеры любоваться окружающей красотой. Полюбуйтесь и вы. И помните, Джейта Гротто вошли в число 28 финалистов международного конкурса «7 новых чудес природы».

Еще одно чудо, на этот раз чудо святости, поджидало нас в горном монастыре в Анайе. Здесь покоится Святой Шарбель, к которому страждущие люди едут со всего мира.

Родившийся в бедной христианской семье Юсеф Маруф, едва достигнув 23-летнего возраста, ушел в эту обитель, посвященную Святому Марону. Маруф, взявший в монашестве имя антиохийского мученика II века Шарбеля, принадлежал к очень древней маронитской католической церкви, имеющей статус патриархата. Отец Шарбель еще при жизни заслужил славу святого, так как соблюдал очень строгую монашескую аскезу и никогда никому не отказывал в помощи. Умер он в 1898 году, в возрасте 70 лет. Его с почестями похоронили на монастырском кладбище, а через несколько месяцев над могилой появилось яркое свечение. Мощи святого источали, да и сейчас, спустя более 100 лет, источают сукровицу.

Мироточащие останки поместили специальную гробницу. Они привлекают в монастырь множество паломников. Случаи исцеления нередки. Те, кому Святой Шарбель помог, оставляют здесь ненужные уже им костыли, протезы, ортопедическую обувь.

Каждому, входящему в монастырские ворота, вручают абсолютно бесплатно пакетик с крохотной бутылочкой. В ней – масло с добавлением нескольких капель пота и крови Святого Шарбеля.

Рассказанное мною – лишь малая часть того, чем можно восхищаться в Ливане. Я не была во втором по значению городе страны – Триполи (не путать со столицей Ливии). А значит не бродила по его колоритным базарам, заставляющим вспомнить о сокровищах Али Бабы. Только издалека видела знаменитые ливанские кедры. Проехала на автобусе по сельскохозяйственной долине Бекаа, где стоит город Баальбек, и очень хочу попасть в долину Кадиша. ЮНЕСКО внесла ее в свой список мирового наследия за неповторимую красоту и древнейшие христианские монастыри, из-за обилия которых ее называют еще и Святой долиной. В стороне остался Тир, неоднократно упоминаемый в Библии. А знаете ли вы, что нынешняя благополучная Европа получила свое имя в честь дочери царя Тира Агенора – красавицы Европы? В Ливан обязательно нужно вернуться.


Сирийская маронитская церковь Антиохии

Автокресло от патриаршества в Bkerké , Ливан

Классификация

Восточно-католический

Ориентация

Сирийский

Писание

Пешитта

Теология

Католическое богословие

Политика

Епископальный

Управление

Священный Синод Маронитской Церкви

Папа

Фрэнсис

Голова

Патриарх
Бехара Бутрос ар-Рахи

Первый автокефальный
Патриарх

Святой Иоанн Марон

Область, край

Ливан (примерно треть), Сирия , Израиль , Кипр , Иордания и диаспора

Язык

Арабский ( ливанский арабский · кипрский маронитский арабский ); Литургические: арабский , арамейский ( сирийский )

Литургия

Западно-сирийский обряд

Штаб-квартира

Бкерке , Ливан

Основатель

Марон ; Джон Марон

Происхождение

410 г. н.э.
Монастырь Святого Марона , Финикия , Римская империя

Члены

3 498 707

Официальный сайт

Логотип

Часть серии по

Маронитская церковь

Патриархат

  • Патриарх Бехара Бутрос ар-Рахи

Религиозные ордена и общества

  • Орден Антонина Маронита
  • Ливанский Орден Маронитов
  • Мариамитский маронитский орден

Сообщества Языки

Исторические, богословские и литургические:

  • арамейский
    • Сирийский

Народный

  • французский язык
  • английский
  • арабский
  • португальский
  • испанский язык

История Связанная политика

Портал католицизма

Портал христианства

Часть серии по

Церквей SUI Iuris
о Католической Церкви

Латинский крест и византийский патриархальный крест

Отдельные церкви сгруппированы по обряду.

Александрийский обряд

  • Коптский
  • Эфиопский
  • Эритрейский

Армянский обряд

  • Армянский

Византийский обряд

  • албанский
  • Белорусский
  • болгарский
  • Хорватский и сербский
  • Греческий
  • Венгерский
  • Итало-албанский
  • македонский
  • Мелкит
  • румынский
  • русский
  • Русинский
  • словацкий
  • украинец

Восточно-сирийский обряд

  • Халдейский
  • Сыро-Малабар

Латинские литургические обряды

  • латинский

Западно-сирийский обряд

  • Маронит
  • Сирийский
  • Сиро-Маланкара

Портал католицизма портал христианства

Маронитская церковь является восточной католической Sui IURIS особой церкви в полном общении с Папой и всемирной католическая церковью , с самоуправлением в соответствии с Кодексом канонов Восточных Церквей . С 2011 года его возглавляет Патриарх Бехара Бутрос ар-Рахи , который находится в Бкерке к северо-востоку от Бейрута , Ливан . Официально известная как Сирийская маронитская церковь Антиохии , она является частью сирийского христианства по литургии и наследию.

Основание Маронитской церкви можно разделить на три периода: с 4 по 7 века. Конгрегация движение, с Санкт — Марун от гор Тавр в качестве вдохновляющего лидера и покровителя , отметил первый период. Второй начался с основания монастыря Святого Маруна на Оронте , построенного после Халкидонского Собора для защиты учений Собора. Согласно древним записям, этот монастырь был описан как «величайший монастырь» в районе Секунда Сирии , с более чем 300 скитами вокруг него. После 518 года монастырь де-факто управлял многими приходами в Прима-Сирии , Коул-Сирии и Финикии . Третий период был, когда Sede Vacante следовал за исламским завоеванием региона, и епископы монастыря Святого Маруна избрали Иоанна Марона Патриархом около 685 года нашей эры, согласно маронитской традиции. Греческая православная церковь Антиохии восстановила свое патриаршество в 751 году нашей эры. Другие исторически важные центры включают Кфархай , Яноух , Майфук и долину Кадиша .

Несмотря на сокращение численности сегодня, марониты остаются одной из основных этнорелигиозных групп в Ливане , с меньшими меньшинствами маронитов в Сирии , Кипре , Израиле и Иордании . Эмиграция с 19 века означает, что около двух третей из трех миллионов ее членов находятся за пределами «Антиохийского хребта», где они являются частью всемирной ливанской диаспоры .

Сирийская церковь представляет собой монофизитское «крыло» Ассирийской церкви Востока, известна под именем Яковитской. Яковитами назывались сирийские и египетские монофизиты — сторонники учения Варсумы (Бар-Саумы) Эдесского, Петра Фуллона (Сукновала или Гнафевса, учдхфеис’а) и Севира Антиохийских, которым благоволили императоры Зенон и Анастасий. Но при Юстине I (518—527), враждебно настроенном к монофизитству, осталось всего два-три епископа-монофизита. Преемник Юстина I — Юстиниан (527—565), покровительствуя православным, запретил моно- физитские хиротонии, надеясь обречь своих противников на «беспо- повство» (по меткому выражению В. В. Болотова), по императрица Феодора была сторонницей монофизитства. Когда в 542—543 гг. в Константинополь прибыл глава одного из влиятельных арабских кланов аль-Харис ибн Джабала, именно она склонила императора согласиться послать в Сирию нескольких епископов (монофи- зитов). Изгнанный с александрийской кафедры монофизитский патриарх Феодосии поставил в епископы Востры Феодора, получившего право церковной юрисдикции над Палестиной и Аравией, а Иакова Барадея — в епископы Эдессы, с правом юрисдикции над Сирией и Малой Азией, от имени которого, вероятно, и происходит название Сиро-яковитской церкви.

Став епископом, Иаков Барадей (греч. Варабаю*;, прозвище свое он получил от «бардата» — грубой шерстяной попоны, нищенского рубища, которые имел обыкновение носить; известен также под именем Занзал, от греч. тстссУтСаЛа — «лохмотья»), развил бурную деятельность и, обходя пешком епархию, в течение 40 лет неустанно заботился о сплочении паствы. Благодаря его стараниям возник новый штат монофизитских клириков: 2 патриарха, 27 епископов, согни священников и тысячи диаконов и чтецов. В силу целого ряда причин: социально-экономических, культурных, политических и прочих — монофизитский сепаратизм оказался характерен для беднейших слоев общества, в основном крестьянства внутренних диоцезов, мало подверженных «эллинизации»; население крупных городов с меньшей охотой шло на конфликт с Константинополем.

В раннехристианский период классическим языком Сирии и Месопотамии стал эдесский диалект арамейского языка, который играл интегрирующую роль наряду с сирийским национализмом. Империя ромеев для сирийцев была врагом со времен Помпея, сделавшего Сирию римской провинцией в 64 г. до н.э. после победы над селевкидом Антиохом VIII. Православие, навязываемое имперской властью, столь неохотно принималось восточными провинциями именно по политическим мотивам. Но были и православные сирийцы — мел(ь)киты (от сир. «малкайя» — имперский), которые принимали догматику всех вселенских соборов. Персидское (613—616 гг.) и — после падения Персии и объединения ее с Сирией в 637 г. под властью мусульман — арабское завоевания нс пресекли развитие Сирийской церкви, наоборот, многие чиновники, врачи, учителя при Омейядах были яковитами. Халиф Валид (нач. VIII в.) разрешил яковигскому патриарху жить в Антиохии. В период своего расцвета церковь насчитывала 20 митрополичьих кафедр и 103 епархии и распространялась вплоть до Восточного Афганистана.

Позднее (при Аббасидах) яковиты стали подвергаться гонениям наряду с остальными христианскими деноминациями, арабы мстили им за свои поражения. В X в. византийский император Никифор Фока старался восстановить всех восточных христиан против арабов, однако яковитский патриарх Иоанн Саригха отказался от диалога с константинопольским патриархом Поли- евктом, предпочтя мусульманское иго греческому. Крестоносцы не допускали яковитов как еретиков ко Гробу Господню. Тюркская экспансия вынудила их искать защиты у Рима. Папа Григорий IX (1227—1241) предложил им унию, но она была отвергнута. В 1247 г. вновь был поставлен вопрос об унии, и патриарх Игнатий согласился было на примат папы Римского, но папа Иннокентий IV (1243—1254) не принял условий сирийской стороны (о льготном налогообложении, принятии в общение без миропомазания и пр.). Следующую (тоже неудачную) попытку объединения с Римом предпримет яковитский патриарх Игнатий VI в 1444 г., когда будет издан специальный декрет, провозгласивший союз католиков и яковитов, несмотря на христологические (о количестве природ и воль во Христе) и тринитарные (о Filioque) разногласия.

Нашествие Тамерлана в конце XIV в. вынудило яковитов спасаться бегством. К этому же времени относятся схизматические движения внутри Яковитской церкви, которые приводили к возведению одновременно нескольких претендентов на патриарший престол. С 1166 по 1924 г. официальной резиденцией считался монастырь св. Анании Дер эз-Запфараи близ Мардипа. Один из патриархов («законный») в период схизмы 1291/1364—1495 гг. находился там, другой, избираемый епископами Киликии (совр. центр. Турция) — в Сисе, третий — «патриарх сирийцев» — в монастыре Бар-Саумы (расцвет этого монастыря приходится на 1034—1293 гг.), четвертый — патриарх Тур-Абдина — в монастыре св. Иакова в Салахе.

Второй по значимости фигурой после патриарха у яковитов становится с IX в. мафриан («плодоносный»), в обязанности которого входят епископские хиротонии и интронизация вновь избранного «патриарха Антиохийского» (хотя в Антиохию его нс пускали ортодоксы-халкидониты), поскольку обычно патриарх избирается епископами по жребию. Одним из выдающихся церковных писателей был мафриан Григорий Вар-Гебреус (ум. 1286) — полиглот, комментатор Библии, автор ценнейших «Хроник» (Всемирной истории), трудов по истории и каноническому нраву Яковитской церкви.

К концу XVI в. численность яковитов составляла не более 50 тыс. человек. В 1583 г. папа Григорий XIII послал к ним с целью заключения унии католического епископа Сидонского Леонарда Авеля. Однако эта попытка не увенчалась успехом — яковиты отказались аиафематствовать Диоскора, которого они по сей день почитают святым наряду с Петром Фуллоиом, Севиром Антиохийским, Иаковом Одесским, Иаковом Барадеем и пр. Первые удачные случаи унии с католицизмом относятся к XVII в., но датой возникновения современной Сиро-католической церкви принято считать 1781 г., а признания ее турецкими властями — 1830 г.

В середине XIX в. число всех яковитов не достигало и 180 тыс. человек, большая часть из них проживала в Сирии и Месопотамии, на горе Джебель-Тур-Абдин и в Индии. Число епархий сократилось до 23. Рассеянию общины способствовала Первая мировая война — турецкие власти преследовали яковитов наравне с несторианами-сирийцами. В 1950—1960 гг. многие эмигрировали из Сирии и Ирака в Ливан, а также в Европу и Америку. Патриаршая кафедра в 1924 г. была перенесена из Мардина в Сирию (г. Хомс), а в 1959 г. — в Дамаск. Нынешний предстоятель Яковитской церкви — Сирийский православный патриарх Антиохии и всего Востока Игнатий Закка I Ивас был избран в 1980 г. С 1939 г. функционирует Сирийская православная семинария св. Ефрема (Ливан). В 1962 г. была открыта еще одна — в монастыре св. Гавриила. Сегодня в мире насчитывается около 950 тыс. яковитов, половина из которых проживает в Сирии, а остальные — на территории Ливана, Ирака, Иордании, Турции. Есть отдельные епискоиии в США и Бразилии.

К особенностям культа яковитов относятся: крещение «триединым обливанием», приготовление просфор из квасного теста с добавлением масла и соли, одноперстное крестное знамение, отсутствие тайной исповеди, использование древней литургии св. Иакова Иерусалимского (а также, видимо, ее позднейшего варианта — так называемого «западно-сирийского» или «антиохийского», всего же имеется 16 сирийских анафор — разновидностей литургии), служащейся как на арабском, так и на старосирийском языках. Чинопоследование схоже с православным. С IV в. каноническим текстом Священного Писания является его перевод на эдесский диалект сирийского языка — Пешито. Сейчас все большее распространение получает разговорный сирийский язык. Сами яковиты часто именуют себя православными, а также «отличающими» (греч. 6i»Koiv6pevoL) учение Кирилла Александрийского от томоса паны Льва Великого (440—461). По догматике они — умеренные монофизиты-севириане; анафематствуют Евтихия, но отвергают Халкидон, отождествляют понятия «природа» и «лицо», уча о едином Лице Христа, происшедшем из двух Лиц. Церковным календарем является юлианский.

Религия в Ливане (оценка на 2018 г.)

Мусульмане-сунниты (30,6%) Мусульмане-шииты (30,5%) Христиане (католики-марониты — самая многочисленная христианская группа) (33,7%) Друзы (5,2%)

Религия в Ливане (2012)

Сунниты (27%) Шииты (27%) Марониты-католики (21%) Греко-католический (5%) Греческий православный (8%) Другой христианин (6,5%) Друзы (5,6%)

Ливан — восточно-средиземноморская страна, состоящая в основном из мусульман и христиан . Основными двумя религиями являются ислам с 61,1% граждан ( сунниты и шииты ) и христианство с 33,7% граждан ( маронитская церковь , православная церковь , мелькитская греко-католическая церковь , протестантизм , Армянская апостольская церковь ). Друзы около 5,2% граждан. В стране самое религиозно разнообразное общество из всех государств Ближнего Востока, состоящее из 18 признанных религиозных сект. Но за пределами Ливана ливанцы (включая диаспору) в основном христиане. Также подсчитано, что большая часть его населения — беженцы (1,5 миллиона из чуть более 6 миллионов в 2017 году), что влияет на статистику. Беженцы, в основном сирийцы или палестинцы, являются преимущественно суннитами, но также включают христиан и шиитов.

Таким образом, Ливан отличается от других стран Ближнего Востока, где мусульмане составляют подавляющее большинство, и больше напоминает Боснию и Герцеговину и Албанию , как в Юго-Восточной Европе , так и разнообразным составом мусульман и христиан, каждая из которых составляет примерно половину населения страны. Когда-то христиане составляли большинство в Ливане и до сих пор составляют большинство в диаспоре почти 14 миллионов ливанцев, живущих за пределами Ливана. Президент страны — традиционно христианин-маронит, премьер-министр — мусульманин-суннит, а спикер парламента — мусульманин-шиит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *