Христианизация древней Руси

Введение христианства на Руси, как государственной религии, было начато киевским князем Владимиром Святославичем в конце X века, но по традиции — вслед за летописной хронологией — это событие принято относить именно к 988 году…

«В 988 году Владимир принял христианство. Обстоятельства, предшествовавшие этому событию и сопровождающие его, рассказываются с баснословными чертами, которые вполне свойственны устным преданиям, записанным уже довольно долгое время спустя после означенного события.

Достоверно только то, что Владимир крестился и в то же время вступил в брак с греческой царевною Анною, сестрою императоров: Василия и Константина. Крещение его, по всем вероятиям, происходило в Корсуне или Херсонесе, греческом городе на юго-западном берегу Крыма; и оттуда Владимир привёл в Киев первых духовных и необходимые принадлежности для христианского богослужения. В Киеве он крестил своих сыновей и народ.

Жители без явного противодействия крестились в Днепре отчасти потому, что в самом Киеве уже значительно распространено было христианство и христиане не составляли там незначительного меньшинства, а более всего оттого, что у русских язычников не было жреческого сословия, которое бы разъяснило народу преступность такого переворота с языческой точки зрения и возбуждало бы толпу к сопротивлению.

Самое древнее русско-славянское язычество не имело определённого характера, общего для всех в смысле положительной религии, и состояло из множества суеверий и представлений, которые при невежестве и впоследствии легко уживались с наружным принятием христианства.

Большинство вступало в новую веру и совершало обряд крещения, не понимая, что делает (это продолжается и в XXI веке и не только в области христианства — Прим. И.Л. Викентьева). Борьба язычества с христианством выражалась пассивно: продолжительным соблюдением языческих приёмов жизни и сохранением языческих суеверий; такая борьба происходила многие века после Владимира, но она не мешала русскому народу принять крещение, в котором сначала он не видел ничего противного, потому что не понимал его смысла. Только постепенно и для немногих открывался действительно свет нового учения.

Владимир деятельно занимался распространением веры, крестил народ по землям, подвластным ему, строил церкви, назначал духовных. В самом Киеве он построил церковь св. Василия и церковь Богородицы, так называемую «Десятинную», названную так оттого, что князь назначил на содержание этой церкви и духовенства её десятую часть княжеских доходов.

Для прочного укрепления новопринятой веры Владимир вознамерился распространить книжное просвещение и с этой целью в Киеве и других городах приказал набирать у значительных домохозяев детей и отдавать их в обучение грамоте. Таким образом на Руси, в каких-нибудь лет двадцать, возросло поколение людей, по уровню своих понятий и по кругозору своих сведений далеко шагнувших вперёд от того состояния, в каком находились их родители; эти люди стали не только основателями христианского общества на Руси, но также проводниками переходившей вместе с религией образованности, борцами за начала государственные и гражданские.

Одна уже эта черта показывает во Владимире истинно великого человека: он вполне понял самый верный путь к прочному водворению начала новой жизни, которые хотел привить своему полудикому народу, и проводил своё намерение, несмотря на встречаемые затруднения. Летописец говорит, что матери, отпуская детей в школы, плакали о них как о мёртвых.

Владимир после крещения является чрезвычайно благодушным. Проникнутый духом христианской любви, он не хотел даже казнить злодеев, и хотя сначала согласился, было, на увещевания корсунских духовных, находившихся около него в Киеве, но потом с совета бояр и городских старцев установил наказывать преступников только денежною пенею — вирою, по старым обычаям, рассуждая при этом, что такого рода наказание будет способствовать умножению средств для содержания войска.

Сохраняя племенную славянскую весёлость, Владимир примирял ее с требованиями христианского благочестия. Он любил пиры и празднества, но пировал не с одними своими боярами, а хотел делиться своими утехами со всем народом — и со старыми, и с малыми; он отправлял пиршества преимущественно в большие церковные праздники или по случаю освящения церквей (что в то время было памятным событием). Он созывал народ отовсюду, кормил, поил всех пришедших, раздавал неимущим потребное и, даже заботясь о тех, которые почему-нибудь сами не в состоянии были явиться на княжий двор, приказывал развозить по городу пищу и питьё. Но такое мирное препровождение времени не мешало ему, однако, воевать против врагов».

Костомаров Н.И., Русская история в жизнеописаниях её важнейших деятелей, Том I, CПб, «Лениздат», 2007 г., с. 8-9.

История, 6 класс

Урок 21. Общественный строй и церковная организация на Руси. Повседневная жизнь населения

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Получат сведения о важной части русского средневековья – религиозно — церковной жизни, о главных догматах и нравственно — этических нормах христианства, о периоде становления церковной организации на Руси, узнают о становлении традиций русского монашества и духовенства, о взаимоотношениях государства и церкви.
  2. Познакомятся на примере «Русской Правды» с усложнением структуры общества и отношений между социальными группами.

Тезаурус

Догмат – утверждённое церковью положение вероучения, обязательное и неизменяемое.

Монашество – также и́ночество, буквально «уединённое, одинокое жительство», особая группа людей, живущих в монастырях совместно или по отдельности по строго определённой системе правил и ограничений с целью духовного и нравственного совершенствования.

Икона – в христианстве священное изображение лиц или событий библейской, или церковной истории.

Ересь – сознательное изменение религиозного учения, предлагающее иной подход к одному или нескольким его положениям.

Смерды – категория населения по Русской Правде, свободные земледельцы.

Автономия – самоуправление, независимость в управлении, в отношении к Церкви используется также термин автокефалия.

Устав – свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере (монастырский, военный, судебный).

Натуральное хозяйство – тип экономики, когда все необходимое производится в рамках одного домохозяйства и нет необходимости внутреннего торгового обмена.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня мы продолжим разговор об общественно-политическом строе Руси и остановимся на таком важном аспекте жизни средневековых людей как религия. Всё средневековье строится на вере в бессмертие души, существование высшей божественной силы, которая управляет земной жизнью людей. Она рождает стремление получить поддержку и помощь высших сил, которую обеспечивает церковная организация и духовенство. Для средневекового человека мир невидимый – такой же реальный, как и видимый окружающий его мир, религиозные обряды такая же часть повседневной жизни, как хозяйственная деятельность, а духовное сословие такая же полноправная часть общества, как дружина, боярство, крестьянство и купечество. Давайте рассмотрим подробнее, что представляла собой церковная жизнь Руси и как христианство повлияло на нравственную, общественную, культурную, сословно-правовую и повседневную жизнь людей на Руси.

В древнерусском государстве после принятия христианства церковь стала играть значительную роль и рано получила фактическую автономию. Уже при Ярославе Мудром митрополитом был утверждён русский ставленник князя Илларион. После отделения Рима в 1054 г. Русь сохранила византийские принципы, принятые при крещении, что повлияло на её культуру, искусство, повседневную жизнь. Стремление русской церкви к самостоятельности поддерживалась князьями, и в свою очередь, Православная церковь Руси стала поддержкой государственной власти. Отличия православия от католицизма заложили основы культурного своеобразия Руси по отношению к Западной Европе.

Особенностью феодального устройства было владение землёй на условиях службы или ренты: земля давалась за военную службу (боярам и дружине) или за повинности (смердам, простым земледельцам). Постепенно возникли зависимые и полузависимые категории населения. Большую роль в раннем средневековом обществе на Руси имела община. Князь долго оставался первым среди равных со своими дружинниками — боярами, а вече дополняло баланс политических сил.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Какие черты свойственны западноевропейскому средневековому городу, а какие – древнерусскому городу? Распределите характеристики по соответствующим группам.

Варианты ответов:

1. Камень – основной строительный материал.

2. Наличие больших дворов, садов, огородов.

3. Преобладание одноэтажных построек.

4. Наличие домов в несколько этажей.

5. Использование дерева в качестве основного строительного материала.

6. Узкие улицы.

7. Наличие стен, окружающих город и ограничивающих его территорию.

8. Отсутствие тротуаров и мощёных улиц.

Правильный ответ:

Западноевропейский город

Древнерусский город

1. Камень – основной строительный материал.

4. Наличие домов в несколько этажей.

6. Узкие улицы.

7. Наличие стен, окружающих город и ограничивающих его территорию.

2. Наличие больших дворов, садов, огородов.

3. Преобладание одноэтажных построек.

5. Использование дерева в качестве основного строительного материала.

8. Отсутствие тротуаров и мощёных улиц.

Задание 2. Установите соответствие между терминами, понятиями и их определениями.

Варианты ответов:

А) Посад

1) Центральная укреплённая часть города

Б) Детинец

2) Район города, где проживали ремесленники одной специальности

В) Слобода

3) Отдельные части крупного поселения, города

Г) Конец

4) Торгово-ремесленная часть города вне городской стены

Правильный ответ:

А) Посад

4) Торгово-ремесленная часть города вне городской стены

Б) Детинец

1) Центральная укреплённая часть города

В) Слобода

2) Район города, где проживали ремесленники одной специальности

Г) Конец

3) Отдельные части крупного поселения, города

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАНА

Альметьевский государственный нефтяной институт

Кафедра гуманитарного образования

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу «Отечественная история»

На тему: «Процесс христианизации Руси, его последствия»

Выполнил студент: Морзалева Т.А.

№ зачетной книжки 6772в-19

Преподаватель:______________________

_____________________________________

Дата выполнения работы

» 27 » декабря 2007 год.

Альметьевск 2007 год.

План.

1. Введение

2. Язычество в древней Руси

3. Христианство до официального принятия.

4. Князь Владимир. Крещение Руси.

5. Последствия принятия Русью Христианства.

6. Список используемой литературы.

ВВЕДЕНИЕ.

В период княжения Владимира Святославича (980-1015), внука Княгини Ольги, молодое государство в своем развитии сделало заметный первый шаг в политической и культурной жизни Руси — принятие христианства. Христианство — одно из трех мировых религий, наряду с буддизмом и исламом. Имеет три основные ветви: католицизм, православие и протестантизм. Общий признак, объединяющий христианское верование и секты – вера в Иисуса как богочеловека, спасителя мира, воплощение второго лица триединого Божества. Необходимость новой религии определялась социально – политическим развитием страны. С ликвидацией автономии славянских союзов племенных княжеств. Складывалась структура единого государства с единой династией во главе, с единым господствующим слоем. В этих условиях оказались непригодными для центральной власти старые центры союзов племенных княжеств, создавались новые в которых и располагались князья- родственники киевского правления.

Но, будучи распространено по всей Руси, языческое мировоззрение наших предков, в то же время, воспринимало посторонние религиозные влияния. Если славяне легко примешивали к своим старым суевериям суеверия диких финнов и попадали под влияние финских шаманов — «волхвов» и «кудесников», — то тем должна была влиять христианская вера на тех из славян, которые могли ее узнать. Торговые отношения с Грецией облегчали для Руси знакомство с христианской верой. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян, ходившие в Царьград, прежде славян стали там обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая его славянам. В княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь святого Ильи, так как, по словам летописца, много было в Киеве варягов-христиан. В дружине самого князя Игоря было очень много христиан. Жена князя св. Ольга также была христианкою. Словом, христианская вера стала хорошо знакома киевлянам еще при первых варяжских князьях.

ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ.

До принятия христианства древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов. Языческие верования наших предков вообще малоизвестны. Язычество не было религией в современном понимании. Это была довольно хаотичная совокупность различных верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объединение людей разных племен, в чем так нуждались восточные славяне в X-XII в., не могло быть осуществлено язычеством. Между тем стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселенных лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы, заставляла людей искать объединения.

Как и все арийцы, русские славяне поклонялись силам видимой природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в личные божества. Первое место среди них занимало божество солнца — Дажьбог или Даждь бог, Хорс, Велес или Волос. Другим божеством был Перун, в котором олицетворялась гроза со страшным громом и смертоносною молниею. Ветер имел свое божество – Стрибога. Небо, в котором пребывал Дажьбог, звалось Сварогом и считалось отцом солнца. Божество земли носило имя Мать-Земля сырая. Внешний культ у славя также не был развит: не было ни храмов, ни особого сословия жрецов. Местами языческого культа на Руси были святилища (капища), где происходили моления и жертвоприношения. Они представляли собой округлые или сложные по очертаниям, как розетки, земляные и деревянные сооружения на возвышенных местах или насыпях, окруженные валами или рвами. В центре капища находилось каменное или деревянное антропоморфное изображение бога, вокруг него жгли жертвенные костры. Такие святилища изучены на Волхве под Новгородом и в других местах. Киевское капище на древнейшей территории города было сложено из камня и четырьмя выступами ориентированно по сторонам света. В жертву богам приносили плоды земли, животных и птиц, были известны и человеческие жертвоприношения. Летописец рассказывает, как при Владимире языческая толпа киевлян однажды (983) убила двух варягов-христиан, отца и сына, за отказ отца добровольно отдать своего сына на жертву богам».

Среди язычников было не мало тех, которые симпатизировали «византийскому» православию. Я имею ввиду дружинную прослойку, заинтересованную в усилении княжеской власти. Профессиональным воинам, безусловно, пришелся по душе суровый «византизм», провозглашавший долгожданную максиму: «Один Бог на небе – один Базилев-с на земле!». История показывает – именно дружинники и их государи стояли в авангарде христианизации Руси. И было бы наивным думать, что симпатии к христианству возникли у них вдруг. Нет, они зародились еще в недрах язычества. Само славяно-русское язычество было разным. Оно как бы разделялось на две ветви. Представители обоих верили в одних и тех же богов, но по-разному. Одни выдвигали на первое место бога Велеса, покровительствовавшего жрецам, сказителям и торговцам. Другие больше почитали громовержца Перуна – покровителя воинов и их вождей.

И язычество, и христианство в равной мере были основаны на вере в сверхъестественные силы, управляющие миром. По мнению академика Б. А. Рыбакова, христианство отличалось от язычества не своей религиозной сущностью, а только той классовой идеологией, которая наслоилась за тысячу лет на примитивные верования, уходящие корнями в такую же первобытность, как и верования других славян и их соседей.

ХРИСТИАНСТВО ДО ОФИЦИАЛЬНОГО ПРИНЯТИЯ.

Существует придание о том, что в 60 – е годы IX века приняли христианство в Константинополе киевские князья Аскольд и Диор. Однако свидетельства об этом весьма ненадёжны, и с большой долей вероятность можно предположить, что первой русской христианкой на княжеском троне была княжна Ольга. Приняла она христианство уже в зрелом возрасте, каковому событию предшествовала сложная дипломатическая игра с византийским императором Константином Багрянородным. Как бы ни старались церковные и близкие к ним историки изобразить княгиню Ольгу благочестивой и убеждённой поборницей христианской веры, эпопея её обращения выглядит как откровенный торг из-за вполне земных благ и интересов.

В то время в Киеве была уже церковь святого Ильи христианского двойника языческого бога Перуна. Христианская литература, написанная на Старославянском языке, проникла на Русь из соседней Болгарии, Киевские князья сознательно медлили с принятием христианства, так как при тогдашних богословско-юридических воззрения византийцев принятие крещения из их рук означало переход новообращенного народа в зависимость от Византии. Этим во многом историки объясняют и то, что Владимир вторгся в эти годы в Византийские владения в Крыму, взял Херсонес и начал диктовать свои условия византийским императорам. В этих условиях ни о какой зависимости Руси от Византии не могло быть и речи, и вопрос о крещении и принятии христианства не мог и быть оговорен каким бы то ни было условием, этот процесс мог быть только добровольным.

ПРИЧИНЫ ПРИНЯТИЯ НА РУСИ ХРИСТИАНСТВА.

Принятие на Руси христианства как государственной религии определялось рядом причин. Возникновение в VIII-IX вв. кассового раннефеодального строя явилось результатом связанных друг с другом процессов. Создание древнерусского государства с центром в Киеве и формирование местных княжений требовало изменений в религии. Русь в IX- X вв. традиционно была связана с Константинополем- Царьградом и со славянами в Центральной Европе и на Балканском полуострове, также находившемся в тесном общении с Византией. На Руси нужна была религия, с помощью которой могла быть создана великая держава. Византия была могучей, внутренне стабильной державой. Кроме того, в Византии существовала теория единства церковной и светской власти, при подчинении церькви главе государства. Это совпадало с восточнославянской традицией, когда великий князь выступал главой религиозного культа.

Таким образом, к концу 80-х гг. X в. на Руси сложились социально-экономические и политические предпосылки для перехода к новой религии. Окончательно этот вопрос решило влияние западных и южных славян, уже принявших христианство, и Византии.

КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КНЯЗЬ ВЛАДИМИР.

Владимир мог бы креститься и в собственной столице своей, где уже давно находились церкви и священники христианские; но князь хотел блеска и величия при сем важном действии: одни цари греческие и патриарх казались ему достойными сообщить целому его народу уставы нового богослужения. Гордость могущества и славы не позволяла также Владимиру унизиться, в рассуждении греков, искренним признанием своих языческих заблуждений и смиренно просить крещения: он вздумал, так сказать, завоевать веру христианскую и принять ее святыню рукою победителя.

Первоначально князь Владимир принадлежал к числу твердых язычников Перунова. Он взошел на киевский великокняжеский престол в ожесточенной борьбе со своим братом Ярополком, женатым на гречанке и пытавшимся утвердить православие. При этом Владимир опирался на отряды варягов, которые, в массе своей, были убежденными язычниками. Однако, захватив власть в Киеве, Владимир поспешил избавиться от них, как от излишне радикального элемента. Варяги были отосланы в Византию. Совершенно очевидно, что отказаться от своей вооруженной опоры Владимир мог только в том случае, если бы он заручился поддержкой влиятельных сил в киевской общине. Что же это были за силы? Сторонники «византизма»? Но ведь Владимир как раз и победил их предводителя Ярополка. Может быть язычник Владимир столковался со своими единоверцами из Велесова толка? Маловероятно. Ведь утвердившись на престоле, князь провел религиозную реформу, в ходе которой Перун был демонстративно поставлен во главе киевского пантеона из шести богов, а Велес – так же демонстративно выведен из состава божественного «синклита». Остается только предположить, что Владимир вступил в тактический союз с «арианской» общиной Киева, которая была заинтересована в устранении православных конкурентов.
Но чем дольше правил Владимир, тем больше он разочаровывался в язычестве как таковом. В конце концов, князь сделал выбор в пользу «византийского» православия. В 988 г. Владимир крестился сам, окрестил своих детей, бояр, дружину и под страхом наказания заставил креститься киевлян и всех русских вообще. При этом он предпринял все усилия для того, чтобы не остаться в изоляции. Ведь против него могли бы объединится самые разные силы. Владимир сделал хитрый и неожиданный маневр – он объединил все религиозные общины Киева против своей же «партии» — язычников Перунова толка. Точнее против ее остатков, ведь многие дружинники следовали за князем, одобряя его выбор новой веры. Вспомним то место в «Повести временных лет», где рассказывается о свержении языческих кумиров. Летописец не называет по имени ни одного из низвергнутых богов, за исключением Перуна. Идол этого божества подвергли особому поруганию. Его привязали к хвосту коня и поволокли к реке, причем 12 мужей колотили идол жезлами. Летописец повествует: «Когда влекли Перуна… оплакивали его неверные, так как не приняли они еще святого крещения». Складывается впечатление, что серьезные основания для горести были только у «перунистов». И второй «момент». Из скандинавской «Саги об Олафе Трюгвассоне» мы узнаем, что решение о крещении Руси было принято на народном собрании. Здесь, конечно же, имеется ввиду киевское вече. Выражаясь по-современному, Крещение Руси было «демократическим волеизъявлением масс». И вряд ли это волеизъявление было бы возможно без одобрения нескольких религиозных партий. Более того, вече никогда не согласилось бы с выбором Владимира, не будь на его стороне волхвы, особо почитавшие Велеса. Новейшие реконструкции показывают, что жрецы руководили ходом вечевых собраний. Позже их функции перешли к православным священникам.
Волхвы были готовы формально одобрить христианский выбор Владимира – лишь бы избавиться от язычников Перунова толка. Очевидно, они выдвинули единственное условие – сохранении религиозной свободы. Так бывает. Единомышленник часто считает другого единомышленника своим первейшим врагом – дело обычное. И та легкость, с которой Владимир крестил Киев, была обусловлена соглашением трех религиозных партий – православных, «ариан» и язычников Велесова толка. Красно Солнышко сумел осуществить то, чего не смог достичь его брат Ярополк, ограничивший свободу маневра поддержкой всего лишь одной партии.
А вот в Новгороде события развивались гораздо трагичнее. Иоакимовская летопись рассказывает, что там было поднято мощное антихристианское восстание, руководимое волхвом Соловьем. Оно было решительно подавлено Добрыней – дядей Владимира. Киевские же волхвы были настроены благодушны. Они считали торжествующее христианство временным явлением. А зря, очень скоро христианское государство поставит их вне закона. Волхвы кинутся «в народ» – поднимать антихристианские восстания, которые советская историография гордо назовет «антифеодальными». Но время язычества прошло безвозвратно. Чуть больше повезло «арианам». Владимир не стал их запрещать, хотя первенство отдавал, вне всякого сомнения, именно православным. Он укреплял княжескую власть, но соблюдал определенный религиозный «плюрализм». Лишь при Ярославе, сыне Владимира, произойдет переосвящение «арианской» Десятинной церкви. Что ни говори, но «византист» Владимир был очень хорошим учеником своих цареградских «наставников». Он умело сочетал пыл религиозного реформатора с холодным расчетом политика. Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени.

Хотя о том, как крестился князь Владимир и как он крестил свой народ, Руси существовало много преданий. Не помня точных обстоятельств дала, они рассказывали, что князь крестился в Киеве; другие указывали место его крещения в городе Васильеве; третьи говорили , что принял крещение в Крыму, в греческом городе Корсуне , после того, как взял этот город у греков.

ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИНЯТИЯ РУСЬЮ ХРИСТИАНСТВА.

Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение. Оно способствовало скорейшему отмиранию пережитков родового строя. В первую очередь это касалось брачного права. К примеру, у князя Владимира было пять законных жен, а сколько ещё наложниц. Христианская церковь с самого начала способствовало ликвидации старых брачных форм. В том, что в XI в. моногамный брак получил на Руси окончательное признание, была немалая заслуга христианской церкви.

В Византии церковь являлась крупным феодальным учреждением и земледельцем. С принятием христианства эти же методы были привнесены и в Киевскую Русь. Прогрессивная сторона деятельности христианской церкви заключается в ее стремлении ликвидировать элементы рабского труда, который сохранялся в некоторых районах Древней Руси. Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей; церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, чеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.

Крещение Руси не следует представлять себе простую перемену верований.

Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений. Оно оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т.д. Из Византии Киевская Русь Заимствовала первые опыты чеканки монет. Из Греции пришла на Русь иерархия. в Киеве стал жить русский митрополит, поставляемый Константинопольским патриархом; в других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы. В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивались монастыри; причты церквей и братия монастырей подчинялись своему епископу, а через него митрополиту, Таким образом, власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны. Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение. Тотчас по крещении на Руси возникают школы с учителями священниками и появляются книжники- любители просвещения, собиравшие и переписывающие книги. Как ни слабо оно было на первых порах, оно все же оказывало могучее влияние на познавших его людей. Первоначально славянская азбука была представлена двумя алфавитами: глаголицей и кириллицей. Оба эти алфавита были известны на Руси с начала Х в. Письменность в Древней Руси развивалась на основе кириллицы, буквы из которой вошли в современный русский алфавит. Потребность в церковных книгах на славянском языке резко увеличилась, так как христианство проникло не только в город, но и в сельскую местность. Заметное влияние крещения проявилось и в художественной области. Образцом архитектурного искусства до сих пор является построенный в 1050 г. Софийский собор в Новгороде. Из Византии в Киев проникла и живопись на досках.

Принятие христианства имело большое историческое значение. С принятием христианства знать получила мощное идеологическое оружие, с помощью которого стала интенсивно насаждать в стране отношения господства и подчинения. Крещение Руси привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными государствами. Христианство, принятое в византийском, после 1054 г. Православном варианте, способствовало сакрализации власти князя.

Таким образом, на Руси вместе с новым вероучением появились новые власти, новое просвещение, новые законы и суды, новые землевладельцы и новые землевладельческие обычаи. Так как Русь приняла веру из Византии, то все новое, что прошло вместе с верою, имело византийский характер и служило проводником византийского влияния на Русь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *