Христианская нравственность

1. Понятие морали и основные концепции ее происхождения

2. Сущность христианской концепции происхождения морали

3. Особенности христианской морали

Литература

Понятие морали и основные концепции ее происхождения

Мораль — понятие историческое. Она относится к числу тех общечеловеческих духовных ценностей, которые определяют содержание социального бытия с самого начала возникновения человеческой цивилизации и останутся важнейшим ее атрибутом, пока существуют человек и общество. Являясь одной из самых древних форм общественного сознания, мораль формировалась по мере выделения человека из животного мира в ходе становления общественных отношений, образования социальных коллективов и общностей.

Вопросы происхождения морали рассматриваются по-разному в различных этических системах. Существует целый ряд концепций происхождения и сущности морали. Это:

натуралистические концепции;

антропологические;

креационистские.

Натуралистические (эволюционистские) концепции — выводят мораль из природного фактора, ее содержание определяют достижением нравственной цели по отношению к природе, внешнему миру. Мораль рассматривается как простое продолжение и усложнение групповых инстинктов животных как способа выживания вида в борьбе за существование. В поведении человека нет ничего такого, что не встречалось бы у животных.

Антропологические концепции происхождения морали выводят нравственность из «природы человека» как естественного существа, его потребностей интересов, «неизменной» биолого-психологической сущности индивида.

В рамках этого направления существовали многие этические школы. Так, гедонизм (от греческого — удовольствие, наслаждение) выводил мораль из эмпирических ощущений удовольствия или неудовольствия. Человека надо научить понимать различия между ними и находить полноту бытия в стремлении к удовольствиям. Главной ценностью для человека является хорошее настроение, а чтобы оно не превращалось в плохое, не надо обременять себя излишними проблемами — имуществом и другими заботами.

В рамках данного направления в этических учениях можно рассматривать и концепцию утилитаризма. Ее основным понятием является польза индивида (выгода, личный интерес, корысть и т.д.). Источником нравственности является «природа человека», а содержание морального выбора оценивается путем арифметического подсчета выгод и потерь по результатам поступка.

Креационистские теории (креация — творение) представляют различного вида религиозные системы морали. Источником нравственности в рамках этих концепций является Бог. Мораль — это божий дар, который, подобно удару молнии, отсек человека от мира животных. Поскольку авторитет Бога священен и непререкаем, моральные заповеди его столь же сакральны, абсолютны и не требуют обоснования. Эти заповеди ассоциируются с именами Моисея, Иисуса Христа, Будды и Мухаммеда. Следование им, соблюдение их приближает человека к нравственному идеалу.

Христианство предложило программу нравственного совершенствования через постижение идеи Бога, помогая тем самым морали регулировать отношения между людьми в социально неоднородном обществе. Христианство через тексты Библии предложило свой механизм регуляции поведения, понятный широким массам. Христианство провозгласило идею нравственного равенства; уделило большое внимание отдельному человеку, его душе, заложив основы гуманизма; призвало человека приподняться над повседневностью своего существования и обратить свои помыслы к духовному совершенствованию;

предложило человечеству моральный идеал очень высокого порядка в образе Иисуса Христа; сформулировало простейшие нравственные правила (десять заповедей).

Христианская концепция происхождения морали утверждает, что мораль дана нам как бы непосредственно, она не требует размышлений, специальных решений, она как будто известна с самого начала, почти от рождения; она дремлет в человеке и пробуждается в нужный момент. Говоря языком религии, «мораль — от Бога»1.

Сущность христианской концепции происхождения морали

В I в. н.э. в восточной части Римской империи начало распространяться христианство. Христианство является движением угнетенных слоев Римской империи лишь при возникновении в самый начальный период его истории. Со временем оно теряет оппозиционный характер, становиться легальной, а затем и официальной религией государства. Постепенно выхолащивается демократически-уравнительная сущность христианских общин, они структурируются по подобию официального общества: в них выделяется религиозная верхушка, которая противостоит основной массе верующих, угнетая их экономически и духовно. Получилась как бы ирония истории: возникшая как альтернатива классовой структуре христианская церковь усилила ее, сама превратилась в новую, более изощренную форму классового угнетения. Соответственно меняется содержание христианской религии; она становится идеологией эксплуататорских классов. Эксплуататорская сущность христианского мировоззрения выражается, прежде всего в том, что оно общественный протест подменят моральным возмущением, реальную борьбу за социальное освобождение — обещанием справедливости в потустороннем мире.

На этическом уровне это отразилось в том, что а) было выхолощено плебейское конкретно-историческое содержание христианской морали и усилена ее теоцентрическая направленность; б) мораль, сведенная к безжизненным абстракциям, была выставлена в качестве высшей и самодостаточной основы человеческого счастья. Моральная доктрина Библии, сохраняя следы противоречивости породивших ее социальных сил, все же в целом, в своей концептуальной основе является отражением интересов господствующих эксплуататорских классов.

Христианство, бесспорно, представляет одно из самых величественных явлений в истории человечества. Религиозная мораль представляет собой совокупность нравственных понятий, принципов, этических норм, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Утверждая, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, проповедники всех религий провозглашают тем самым вечность и неизменность своих моральных установлений, их вневременной характер.

Раннее христианство выдвинуло на первый план общечеловеческие заповеди милосердия, любви и свободы, и, благодаря христианству, эти заповеди стали известны многим народам Азии и Европы (а впоследствии и других континентов). Как заметил Бердяев, «до Христа мир не знал вселенской религии; все религии были национальными и ограниченными»2. Христианство, по словам Владимира Соловьева, «поставило перед человеком его абсолютный идеал, дало ему окончательную задачу для его собственной работы».

В христианстве — крупнейшей мировой религии проблемам этики придается первостепенное значение, а мораль имеет религиозные истоки. Основатель этой религии — Иисус Христос является создателем новой морали, которую можно определить как этику любви.

Суть его учения сводится к следующему: несчастья человека начались с того момента, когда он отошел от Бога и возомнил, что сам может решать, что есть добро и бороться со злом, насилием и обманом. Подобное самомнение лишь умножает зло в мире и подводит человечество к роковой черте. Спасение состоит в осознании ложности разделения людей на добрых и злых и необходимости борьбы со злом с помощью добра.

Все люди — дети Бога, в каждом и них его искра. Поэтому их отношения должны быть такими же, как между детьми в одной семье и строиться на любви. Любовь изначальна и самодостаточна. В то же время смысл любви более глубок, он не ограничивается земной жизнью, а предполагает устремление к Богу. Земная жизнь несовершенна, поэтому сердце не должно принадлежать миру и его ценностям. Истинно моральными являются ценности, устремляющие человека к божественной духовности. Высшая духовная бескорыстность выступает символом божественной любви. Мир земной отмечен печатью смерти, божественный же — вечен. Чем меньше человек стремится иметь, тем больше он будет иметь на небе.

Идеал Христа — этика любви. Последнее его наставление ближайшим своим ученикам перед своей смертью — любить друг друга. Любовь смиренна и насыщена высшим гуманизмом — «возлюби врага своего». Гордыня — первый грех человека. Любовь деятельна. Оценивать нравственность человека нужно по делам, а не по словам. Любовь бескорыстна, когда направлена на тех, от которых мы не можем получить выгоды. Это обездоленные, униженные, оскорбленные, гонимые. Любовь понимается как духовное единение людей.

Первая, высшая и, в сущности, единственная заповедь этики Христа есть заповедь любви к богу. Она выше любви к человеку, выше всяких земных привязанностей и целей. Любовь к богу требует себе всего человека целиком, все его мысли и дела.

Любовь к ближнему является как бы конкретизацией любви к богу. Любить ближних надо именно потому, что они богоподобны. Служа ближним мы служим богу. Любовь к ближнему во всех ее проявлениях есть не что иное, как любовь к богу. Любовь к ближнему оказывается смирением перед социальной несправедливостью: призванная прорвать отчужденные формы связей между людьми, она становится их изощренной апологией.

Таким образом, если говорить об общих нормативных принципах христианской этики, то они фактически сводятся к одной единственной заповеди любви к богу. Следование этой заповеди составляет содержание добродетельной жизни. Но что означает любовь к богу, если свести ее к какой-то совокупности реальных действий. В своем эмпирическом содержании любовь к богу и любовь к ближним означает отказ от поисков человеческого счастья, земную аскезу. Этическая причастность к миру оборачивается отрицанием мира, доходящим до бегства от него, самоуничтожения человеком своей земной сути. «Формула единения с миром в любви и ухода от мира в аскезе» рассмотренная в ее историческом содержании, не только фиксирует разрыв между моральным началом и всей многообразной практически-целесообразной, предметно-определенной деятельностью человека, но одновременно санкционирует, оправдывает на свой лад аморальность социально-природного бытия. Отсюда проистекает и следующий ключевой для христианской морали вывод о том, что осуществление нравственного предназначения человека — его единение с богом — возможно только в потустороннем мире и только по милости бога. Соглашаясь с мнением, что «схождение бога к человеку есть одновременно требование восхождения человека к богу», следует все же сделать одно добавление. Тот факт, что разрыв между богом и человеком преодолевается со стороны бога, является вместе с тем констатацией того, что это превышает силы и возможности человека3.

Моральная концепция христианства как бы замкнута на идею бога. Бог — единственная творческая сила; он создал мир и является его животворной сущностью. Весь мир развивается из него, он же остается его непосредственным управителем. Бог является одновременно и высшей целью мира, и задает ему смысл. Все, что ни создает бог, он создает для себя «ибо все из него, им и к нему». Бог как абсолютное (и только он) заключает в себе причину, норму и цель своей деятельности. Все остальные создания лишены автономности, они существуют благодаря богу и для бога. Человек не составляет исключения.

Человек, однако, не просто одно из творений бога, наряду с бесчисленным количеством других, он существо привилегированное, обладающее относительной властью над миром, ибо он подобен богу. Его богоподобие выражается в том, что человек создан свободным и высшая цель — служить богу выступает для него как долженствование, решаемая им самим задача. В той мере, в какой человек наделен способностью не грешить, возможностью свободным актом подчинить себя богу, он уподобляется богу как абсолютной личности.

Человек подобен богу, но не одинаков с ним, ибо принадлежит миру. Человек двойственен. В своем реальном существовании он не таков, каким должен быть по назначению. Преодоление этой двойственности, следование своей «подлинной» сущности и составляет содержание моральных усилий человека. Таково христианское обоснование морали.

Человек безнадежно греховен. Христианство недвусмысленно утверждает, что греховность человека непреодолима его собственными силами. Это якобы достигается с помощью божественной благодати, прямого и непосредственного участия бога.

Образ Иисуса Христа, который является богом и одновременно человеком — это наглядный образец моральности в христианском понимании, моральный идеал. Следование богу выступает как следование Христу. С точки зрения христианкой логики, как грехом Адама в мир вошел грех, так благодатью Христа в мир вошла благодать4.

Происхождение морали в кратком виде сформулировано в Пятикнижии Моисея, в частности в Торе, в Книге Бытие после описания каждого из актов сотворения мира до создания человека повторяются (пять раз) слова: «И увидел Бог, что это хорошо».

Нужно отметить, что появление человека не сопровождалось отдельной оценкой, и лишь в конце творения как бы подведен общий итог: «И увидел Бог всё, что Он сделал, и вот это очень хорошо» Не означает ли это, что все земные творения изначально и сами по себе признавались «хорошими», а человек создан неизвестно каким, и может быть оценен только вместе с остальной природой? Во всяком случае, если Создатель давал результатам своих действий некую оценку, то, стало быть, способность отличать хорошее от плохого принадлежала изначально Ему, а не человеку. Люди же приобрели это качество только в результате грехопадения, когда вкусили от «древа познания добра и зла»: «Змей сказал женщине: «…Бог знает, что в день, когда от него поедите, ваши глаза откроются, и станете, как Бог, знающими добро и зло». И сказал Бог: «Стал теперь человек как один из Нас в познании добра и зла»5.

Таким образом, утверждается божественное происхождение морали. Бог является источником, основанием морали.

Особенности христианской морали

Христианские богословы считают библейские заповеди богооткровенными по происхождению и общечеловеческими по их нравственному значению, так как бог один. Христианская мораль находит свое выражение в своеобразных представлениях и понятиях о нравственном и безнравственном, в совокупности определенных моральных норм (например, заповедях), в специфических религиозно-нравственных чувствах (христианская любовь, совесть и т.п.) и некоторых волевых качествах верующего человека (терпение, покорность и пр.), а также в системах нравственного богословия или теологической этики. Все вместе перечисленные элементы составляют христианское нравственное сознание.

Главной особенностью христианской (как и вообще всякой религиозной) морали является то, что ее основные положения ставятся в обязательную связь с догматами вероучения. Так как «богооткровенные» догматы христианского вероучения считаются неизменными, основные нормы христианской морали, в их отвлеченном содержании, также отличаются относительной устойчивостью, сохраняют свою силу в каждом новом поколении верующих людей. В этом заключается консервативность религиозной морали.

Другой особенностью христианской морали, вытекающей из ее связи с догматами вероучения, является то, что в ней есть такие нравственные наставления, которые невозможно найти в системах нерелигиозной морали. Таково, например, христианское учение о страдании-благе, о всепрощении, любви к врагам, непротивлении злу и другие положения, находящиеся в противоречии с насущными интересами реальной жизни людей.

Христианская мораль включает в себя некоторую совокупность норм (правил), призванных регулировать взаимоотношения между людьми в семье, в общине верующих, в обществе. Таковы известные ветхозаветные заповеди, евангельские «заповеди блаженства» и другие новозаветные нравственные наставления. В своей совокупности они составляют то, что можно назвать официальным, одобренным церковью кодексом христианской морали.

В христианском мире происхождение базовых моральных норм описывают в форме передачи Моисею самим Богом десяти заповедей. Моральные нормы христианина не исчерпываются заповедями Моисея, но дополняются осознанием необходимости и возможности духовного перерождения, о чем говорил Иисус Христос в Нагорной проповеди в учении о блаженствах.

Создавая свой моральный кодекс, христианство включило в себя и некоторые простые общечеловеческие нормы нравственности. Простейшие общие требования к поведению личности в коллективе, которые получили отражение в ветхозаветном десятисловии, были выработаны коллективным опытом задолго до внесения их в тексты древнееврейской Торы. Такие обычаи, как запрещение убийства сородича или соплеменника, запрещение браков внутри племени, возникли еще в недрах родоплеменного строя.

Первые четыре заповеди десятисловия сами по себе не имеют к морали непосредственного отношения. В них зафиксированы вероучительно-обрядовые предписания древнееврейской религии, а не нравственные нормы. Истинная нравственность — это человечность. Интересы коллективной человеческой жизни требуют дружбы, взаимопомощи людей.

Непосредственное отношение к нравственности имеют остальные шесть заповедей ветхозаветного декалога. В них нашли отражение некоторые элементарные правила человеческого общежития: требование почтительного отношения к родителям, запрещение убийства, разврата, воровства, клеветы, зависти. Общими, принимаемыми явным большинством являются заповеди — они же моральные нормы — «не убивай», «не кради», «не прелюбодействуй», «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего», «почитай отца твоего и мать твою», «не желай дома ближнего твоего <… > ничего, что у ближнего твоего».

Несмотря на то, что далеко не все люди верят в Бога и, следовательно, не верят в божественное происхождение моральных заповедей христианства, подавляющее большинство населения современных западной и восточнославянской цивилизаций принимают общие базовые моральные нормы в редакции, так или иначе близкой к десяти заповедям. Общими для всех — верующих и неверующих, богатых и бедных, молодых и старых, мужчин и женщин, представителей различных национальностей и разного образовательного уровня — являются не все десять заповедей, а лишь их часть, поскольку другая часть, как говорилось выше относится к чисто религиозным постулатам.

Христиане считают свою религию воплощением истинного человеколюбия и гуманности. Христианские проповедники особенно подчеркивают гуманный смысл евангельского призыва: «возлюби ближнего своего, как самого себя».

Через устную и печатную проповедь, через эмоционально насыщенную обрядность, приуроченную к важнейшим событиям жизни верующего, кодекс христианской морали верующего оказывает воздействие на нравственное сознание человека, а через последнее — на его практическую мораль. Это кодекс дает верующему идеал праведной с точки зрения христианства жизни, который накладывает отпечаток на все поведение человека, его привычки, быт.

В основании всякого кодекса морали лежит определенный исходный принцип, общий критерий нравственной оценки поступков людей. Христианство имеет свой критерий различения добра и зла, нравственного и безнравственного в поведении. Христианство выдвигает свой критерий — интерес спасения личной бессмертной души для вечной блаженной жизни с Богом. Христианские богословы говорят, что Бог вложил в души людей некий всеобщий, неизменный абсолютный «нравственный закон». Христианин «чувствует присутствие божественного нравственного закона», ему достаточно прислушаться к голосу божества в своей душе, чтобы быть нравственным.

Литература

1. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. — М.: Норма, 1995. — 132с.

2. Бердяев Н. Философия свободы. В книге: Н.А. Бердяев «Сочинения». М., «Раритет», 1994. — 420с.

3. Гусейнов А.А. Введение в этику. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 208 с.

4. Гусейнов А.А. Иррайтц П. Краткая история этики. — М.: Мысль, 1987. — 589с.

5. Гусейнов А.А. Апресян Р.Г. Этика. Учебник. — М.: Гардарики, 1999. — 472с.

6. Зеленкова И.А., Беляева Е.В. Этика.: Учебное пособие и практикум.: Мн.: НТООО «Тетрасистелк», 1997. — 320с.

7. Маркович А. На пути к абсолютной морали // Журнал Вестник. 2003. № 13.

8. Малышевский А.Ф., Карпунин В.А., Пигров К.С., Введение в философию. М., Просвещение, 1995. — 256с.

9. Словарь по этике/ Под ред.А. А. Гусейнова и И.С. Кона. — М.: Политиздат, 1989. — 447с.

1 Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. — М.: Норма, 1995. С. 43.

2Бердяев Н. Философия свободы. В книге: Н.А.Бердяев «Сочинения». М., «Раритет», 1994. С.10.

3 Гусейнов А.А. Введение в этику. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. С. 80.

4 Гусейнов А.А. Введение в этику. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. С. 78.

5 Маркович А. На пути к абсолютной морали // Журнал Вестник . 2003. № 13. С. 32.

Духовная сфера жизни общества

I вариант

1. Нормы, регулирующие отношения с точки зрения добра и зла, называются

а) правом б) моралью в) традицией г) этикетом

2. Деятельность, результатом которой является создание качественно новых материальных и духовных ценностей, называется

а) общением б) пониманием в) творчеством г) познанием

3. Самопознание направлено на

а) выявление сущности своего «я»

б) отражение объективной действительности

в) формирование знаний об окружающем мире

г) анализ поведения других людей

4. Научными знаниями являются

а) сведения о расписании движения поездов

б) законы генетики

в) правила дорожного движения

г) закон о собственности на землю и закон об образовании

5. Науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации включает в себя

а) общественное сознание

б) духовная сфера жизни общества

в) система права

г) общественная идеология

6. Нормы, отличающиеся от правовых тем, что несут оценочную нагрузку

а) религиозные б) моральные в) технические г) нормы этикета

7. Совокупность взглядов человека на мир, который его окружает

а) убеждение б) мировоззрение в) философия г) сознание

8. Основной способ понимания мира на ранней стадии общественного развития

а) мифология б) религия в) философия г) наука

9. Когда сформировалась «массовая культура»?

а) в период Античности

б) в эпоху Просвещения

в) в период массового производства и потребления

г) после I Мировой войны

10. Что означало слово «культура» в латинском языке?

а) «художественное творчество»

б) «нравственность»

в) «возделывание, культивирование почвы»

г) «образование»

11. Верно утверждение (-я)

А – образование развивается как часть национальной культуры

Б – в развитии образования проявляется тенденция к интернационализации

1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

12. Специфическим свойством религии является

А – связь с миром переживаний человека

Б – вера в сверхъестественное

1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

13. Цель науки

А – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений

Б – отражение действительности в форме теоретических знаний

1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

14. Установите соответствия

А – наука

Б – искусство

1) создание художественного образа

2) выдвижение гипотез

3) экспериментальная проверка

4) формирование чувства прекрасного

15. Художественное творчество, проявляющееся в архитектуре, живописи, литературе, музыке, танцах, постановках кино и театра – это ….

Духовная сфера жизни общества

II вариант

1. Правила и нормы, сложившиеся в обществе и обеспеченные силой общественного мнения называются

а) правом

б) моралью

в) религиозными запретами и предписаниями

г) корпоративными уставами

2. Для процесса самопознания не характерно

а) формирование взглядов об обществе и государстве

б) осмысление своих интересов и потребностей

в) оценивание своих возможностей

г) формирование суждений о своей внешности

3. Творчество проявляется в

а) неукоснительном следовании инструкции

б) соблюдении обычаев

в) создании нового направления в живописи

г) участии в ритуальных действиях

4. В процессе научного познания обязательно происходит

а) теоретическое обобщение

б) создание художественного образа

в) создание материальных ценностей

г) отрицание предыдущих достижений

5. Воспроизведение и преобразование действительности в художественных образах лежит в основе

а) искусства б) науки в) производства г) образования

6. Наука, исследующая нормы морали

а) социология б) философия в) этика г) эстетика

7. Знания, условия получение которого не осознаются

а) фантазия б) интуиция в) воображение г) вымысел

8. Одно из названий «массовой культуры»

а) кич б) сюрреализм в) постмодерн г) модерн

9. Основной институт образовательной системы

а) детские дошкольные учреждения

б) школа

в) средние специальные учебные заведения

г) ВУЗы

10. Жанр архитектуры

а) бытовой б) исторический в) анималистический г) садово-парковая

11. К духовной сфере жизни общества относится

А – наука и научные учреждения

Б – нации и национальные отношения

1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

12. Самообразованием можно заниматься для

А – заочного приобретения образования

Б – повышения индивидуального уровня культуры

1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

13. Система образования состоит из

А – образовательных программ и стандартов

Б – сети образовательных учреждений

1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

14. Соотнесите виды деятельности и формы познания

А – рациональное познание

Б – чувственное познание

1) суждение

2) восприятие

3) ощущение

4) умозаключение

15. … — теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его сущностные стороны в абстрактно-логической форме.

Духовная сфера жизни общества

III вариант

1. Нормы морали и права

а) тесно связаны между собой, хотя сферы их действия в обществе не совпадают

б) действуют одинаково, регулируя одни и те же группы общественных отношений

в) не имеют никакой связи друг с другом, их сферы действия автономны

г) регулируют противоположные друг другу, взаимоисключающие общественные отношения

2. Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»?

а) самообразование б) самовыражение в) самопознание г) самолюбие

3. Элементами духовной сферы жизни общества являются

а) отношения людей по поводу власти

б) распределение продуктов производственной деятельности

в) религия и религиозные отношения

г) нации и межнациональные отношения

4. К нормами морали относится

а) свобода слова

б) право на судебную защиту

в) уважение старших со стороны младших

г) право на неприкосновенность жилища

5. Обычаи и традиции

а) закрепляют привычные образцы поведения, становятся органичной частью жизни людей

б) обеспечиваются силой государственного принуждения

в) вводятся постановлением правительства

г) закрепляют представление о прекрасном и безобразном в поведении людей, на производстве и в быту

6. Познавательная деятельность в отличие от трудовой

а) предполагает наличие цели

б) направлена на постижение истины

в) требует специальной подготовки

г) носит полезный характер

7. Отражение и преобразование действительности в художественных образах лежит в основе

а) искусства б) науки в) производства г) образования

8. Чем обеспечивается соблюдение моральных норм?

а) силой государства

б) силой общественных слоев

в) общественным сознанием

г) правилами этикета

9. Какие нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном в художественном творчестве

а) эстетические б) этические в) нравственные г) правовые

10. К функциям искусства не относится

а) общественно-преобразующая

б) утешительно-компенсаторная

в) теоретическое осмысление мира

г) гедонистическая

11. Верно утверждение (-я)

А – у этого человека нет абсолютно никаких способностей

Б – этот человек не смог развить свои способности

1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

12. Источником объективных знаний является

А – только разум

Б – только чувства

1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

13. Международные образовательные программы, в которых участвует Россия

А – обмен учащимися

Б – обмен преподавательскими кадрами

1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

14. Что из ниже перечисленного характерно исключительно для элитарной культуры

1) выражение изысканных вкусов привилегированной части общества

2) коммерческая направленность

3) сложность и противоречивость

4) общедоступность

5) расчет на узкий круг знатоков

6) анонимность

15. Средства систематического распространения информации (через печать, радио, телевидение, кино, компьютерные сети, звукозапись, видеозапись) называются …

Духовная сфера жизни общества

IVвариант

1. Проведение серии выставок молодых художников и архитекторов представляется важным событием в сфере

а) политической

б) экономической

в) социальной

г) духовно-нравственной

2. Действие норм морали обеспечивается

а) применением предусмотренных государством санкций к нарушителям

б) силой общественного мнения, сложившимися представлениями о добре и зле

в) религиозными запретами и предписаниями, угрозой отлучения от церкви

г) только внутренним законом – совестью, нравственными принципами личности

3. Процесс, связанный с получением человеком знаний о своих возможностях, качествах называется

а) самореализацией б) самовыражением

в) самодеятельностью г) самопознанием

4. Формирование чувства прекрасного является целью

а) экономической деятельности

б) художественного творчества

в) политической деятельности

г) материального производства

5. Непосредственная цель научного познания — это

а) теоретическое осмысление действительности

б) выработка нравственных норм

в) создание материальных ценностей

г) развитие интеллектуальных способностей человека

6. Формирование способности каждого человека к творчеству, его восприимчивости к лучшим художественным произведениям — это одна из задач

а) элитарной культуры б) поп-культуры

в) массовой культуры г) духовной культуры

7. Мораль – это представление о том, что такое … в поступках людей и человеческом обществе

а) добро и зло б) сила и разум в) закон и порядок г) борьба и уступки

8. Жанр живописи

а) жилая б) садово-парковая в) промышленная г) бытовой

9. Функцией науки не является

а) познавательно-объяснительная

б) предвосхищающая

в) воспитательная

г) внушающая

10. Характеристикой мировоззрения не является

а) истинность

б) системность

в) соответствие общепринятым нормам

г) эффективность для решения жизненных проблем

11. Верно утверждение (-я)

А – материальные условия жизни общества оказывают влияние на нормы поведения человека

Б – культура общества не зависит от социально-экономических условий его жизни

1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

12. Истинным является всякое знание

А – разделяемое большинством людей

Б – подтвержденное практикой

1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

13. Функция искусства

А – внушающая

Б – познавательная

1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

14. Установите соответствие

А – приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателей

Б – претворение в жизнь значимых для человека целей, планов, идей и проектов

В – познание личностью самой себя, своих возможностей

божественную истину нельзя вывести, она открывается в блеске молнии, она целостно дана в откровении» . Свободная творящая воля как Абсолют возможна не как безликая абстракция, а как лик, сверхмировая личность, как абсолютное Добро и Любовь, любящая сверхличность. Иными словами, это Бог-Творец, Бог-Отец.

Абсолютная свобода тождественна Богу, который и есть бытие. Сотворенный мир обладает бытием, которым его наделяет Бог. Поэтому свобода предшествует бытию сотворенного мира, но не бытию Бога. А бытие Божье в сотворенном Им мире недоказуемо из него самого, иначе как на основании аксиологического тезиса: «Если нет Бога, то нет свободы».

Проведенное рассуждение не является доказательством существования Бога. Однако оно убеждает нас в том, что, если мы выбираем свободу (а коль можем выбирать,

значит, обладаем свободой), то мы тем самым принимаем идею Бога.

Литература

2. Янков М. Материя и информация. — София: Наука и изкуство, 1976. Русский перевод: М.: Прогресс, 1979.-С. 97-110.

3. Дрознин М. Библейский код: Тайнопись будущего. — М.: Варгиус, 2000.

4. Мелхиседек Друнвало. Древняя Тайна Цветка Жизни. Т. 1. — Киев: София, 2000. — С. 32.

6. Кант И. Соч. в 6 т. Т. 6. — М.: Мысль, 1966. — С. 237-238.

7. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл Творчества. — М.: Правда, 1989. — С. 19.

8. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. -М.: Республика, 1994. — С. 97, 196.

9. Бердяев Н.А. Цит. соч. — С. 19.

ХРИСТИАНСКАЯ МОРАЛЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

Т.В. КАРПОВСКАЯ, ст. преподаватель кафедры философии

Христианство — одна из мировых религий. Статус мировой религии оно получило не только потому, что имеет своих последователей почти во всех странах мира. Широкому распространению христианства способствовал прежде всего его отказ от этнических и социальных ограничений, а также идеи всеобщей справедливости, равенства и спасения, которые провозгласило новое учение.

Христианство возникло в I в. в одной из многочисленных иудейских сект, в секте ессеев. Относительно быстрое распространение христианства было обусловлено также рядом социально-исторических факторов. Именно в середине I в. уже начали проявляться признаки разложения могучей Римской империи. В обществе ощущается ду-

ховный кризис. Суеверия и шарлатанство, скептицизм, разочарование в религиозных и философских идеалах подрывали общественную нравственность. Одни искали выход в чувственных наслаждениях, другие- в смаковании насилия и чужих страданий, третьи старались найти выход в самосозерцании и отрешении от мира. Характеризуя сложившуюся атмосферу в римском обществе, Энгельс писал: «…во всех классах должно было быть известное количество людей, которые, отчаявшись в материальном освобождении, искали взамен него освобождения духовного, освобождения в сознании, которое спасло бы их от полного отчаяния. Этого утешения не могла дать ни стоическая философия, ни школа Эпикура, во-первых, потому что это были философские системы,

рассчитанные, следовательно, не на рядовое сознание, а затем, во-вторых, потому что образ жизни их приверженцев вызывал недоверие к учению этих школ. Для того, чтобы дать утешение, нужно было дать не утраченную философию, а утраченную религию. Утешение должно было выступить в религиозной форме, как и все то, что должно было захватить массы» .

В качестве такой религии как раз и выступило христианство. Возникнув как религия рабов и угнетенных масс, оно даровало людям надежду на утешение, на избавление от непосильного гнета и страданий, на воздаяние по заслугам в ином мире. Соответственно, христианство проповедовало такую мораль, которая отвечала интересам именно этих слоев населения:

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами божьими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить на Меня» .

Христианская мораль основывается на представлении, что Бог, единый в трех лицах, является единственным творцом мира и основным источником моральных норм. Сотворив мир в соответствии со своей свободной волей, Бог есть Благо, Бытие и моральный Абсолют.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создав человека по своему образу и подобию, Бог также наделил его свободной волей. Но человек не сумел распорядиться свободной волей и впал в грех, за что и был изгнан из Рая. Свою греховность человек

передает по наследству своим потомкам, потому все человечество погрязло в грехе.

Иисус Христос своими заповедями показывает людям путь к спасению. Возвестив приближение Царства Небесного (Евангелие в переводе с греческого означает благую, радостную весть), Христос призывает к покаянию. Осознав свою греховность и раскаявшись, человек делает первый шаг по пути спасения. Весть о приближении Царства Небесного вселяет в людей ужас и надежду, так как Царство Небесное — это одновременно и конец мира, страшный суд для грешников, царство духа, возможность вечной жизни и воссоединения с Богом для праведников. Иисус Христос дает людям возможность сойти с пути греха, выбирать между добром и злом, ибо этот выбор — выбор между смертью и вечной жизнью. Путь спасения — это путь служения моральному закону, смысл которого и раскрывают заповеди Христа.

Нравственное учение христианства идет по пути переосмысления и углубления ветхозаветной морали. Отвергая обвинения в нарушении нравственного закона, Христос говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, Не нарушить Я пришел, но исполнить» .

Тем не менее заповеди Иисуса Христа отвергают буквальное следование нормам ветхозаветной морали. Христос делает акцент не на букве закона, а на его духе, наполняя его новым смыслом. Заповедь «не убий» трансформируется в заповедь «не гневайся несправедливо на брата своего, ибо это подлежит осуждению». Гнев не является убийством, но несправедливый гнев подлежит осуждению в такой же мере, как и убийство. Заповедь «не преступай клятвы, но исполняй перед Господом клятвы твои» превращается в заповедь «не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий, ни Землею, потому что она подножие ног Его…». Заповедь «кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную» ужесточается до осуждения развода вообще: «кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбо-

дёйствовать, а кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». Заповедь «око за око, зуб за зуб» превращается в заповедь «не противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему левую». Заповедь «люби ближнего своего и ненавидь врага твоего» также приобретает новый смысл: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» .

Любовь к Богу, любовь к людям — основная христианская добродетель. Задолго до Канта Иисус Христос провозглашает «золотое правило нравственности»: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» . Любовь не только к близким, но и к врагам, к тем, кто ненавидит вас — вот путь, идя по которому можно приблизиться к Богу. «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» . Благодаря любви к врагам человек приобретает нравственное совершенство, поднимается на новую нравственную высоту и тем самым приближается к Богу. Конечно, человек не может достичь совершенства божественной любви, не может уподобиться Богу, но он должен стремиться к этому идеалу.

Всей своей жизнью Иисус Христос являет собой пример христианской любви, покорности и смирения воле Бога. Даже в приближении страшной смерти — распятия на кресте — он следует путем, предначертанным свыше: «не Моя воля, но Твоя да будет» . Человек должен безоговорочно принимать волю Бога, не подменять его собой, не пытаться принять собственное решение. Смирение, покорность есть умение без жалоб и упреков принимать любые жизненные ситуации, даже если они кажутся незаслуженными и несправедливыми, рассматривая их как испытание свыше. Но по настоящему смиренным может быть только глубоко верующий человек. Свою судьбу, тело и душу он отдает в руки Бога и тем самым опирается на его мощь и силу. Неверующий же сам пытается решить свои проблемы, поскольку

сомневается в Боге и не надеется на его помощь. , ,

Признаком настоящей веры является надежда. Надежда есть убежденность в том, что Бог никогда не оставит человека, он всегда в его сердце. Напротив, уныние есть сомнение в Боге, недоверие к его доброте, могуществу и справедливости и потому является одним из смертных грехов.

Еще один важнейший момент в учении Иисуса Христа- это провозглашение равенства всех людей и осуждение их стремления к богатству. Это положение в христианстве выражено предельно четко: «трудно богатому войти в Царство Небесное», «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» . Осуждая стремление людей к богатству и роскоши, Христос призывает их собирать сокровища не на земле, а на небе, искать «прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» . Правда, в более позднее время христианство уже не осуждает богатства, а наоборот, закрепляет и освещает и частную собственность, и имущественное расслоение, на что указывают многие исследователи христианской религии .

Подводя некоторый итог сказанному выше, мы можем выделить следующие особенности христианской морали:

• Признание изначальной порочности природы человека, его склонности к злу и греху.

• Признание Бога единственным источником нравственных норм и правил поведения. Заповеди Бога носят абсолютный характер и не требуют обоснования.

• Полный отказ человека от своей воли и безоговорочное подчинение воле Бога. Принятие любой несправедливости и унижения как ниспосланных свыше.

• Наличие в христианской морали двух различных тенденций — пессимистической и оптимистической. Пессимизм связан прежде всего с верой в конец света и страшный суд, а оптимизм — с верой в установление Царства Небесного.

• Аскетизм ранней христианской морали, достаточно быстро сменившийся признанием социального неравенства и частной собственности.

• Исторический характер христианской морали, как и любой морали вообще, изменение ее норм под влиянием социально-экономического положения общества.

В то же время следует отметить, что христианская религия оказывала и оказывает огромное влияние на духовный мир человека. В России после революции 1917 г. утвердилось атеистическое мировоззрение. Но в борьбе с религией и церковью было упущено главное — воспитание нравственности. В обществе сложилось представление, что если Бога нет, то все позволено. То же самое мы видим в нашем обществе и сейчас: бездуховность, вседозволенность, размытость моральных норм и правил стали уже привычным состоянием. В этих условиях не

стоит отвергать помощь религии в воспитании нравственности, тем более что многие моральные заповеди христианства звучат сегодня так же актуально, как и две тысячи лет назад.

Литература

1. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 19.-С.313.

2. От Матфея святое благовествование. Новый Завет.-Минск: Изд. Пикорп, 1994. Гл.5:2-11.

3. Там же, гл. 5:17.

4. Там же, гл.5:22,24,28, 32, 34, 39,44.

5. Там же, гл.7:12

6. Там же, гл.5:46.

7. От Луки святое благовествование. Новый Завет. -Минск: Изд. Пикорп, 1994. Гл. 22:4.

8. От Матфея святое благовествование. Новый Завет. Минск: Изд.. Пикорп, 1994. Гл. 19:23-24.

9. Там же, Гл. 6:33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Кропоткин П.А. Этика. — М.: Изд. полит, лит., 1991.-С. 110.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Р.В. КОРОТКЕВИЧ, к.истор.н., доцент кафедры философии

Вот уже полстолетия в мировой политологии лидирующие позиции занимают концепции модернизации. Они основываются на признании неравномерности общественного развития, необходимости преобразования (модернизации) отсталых стран в индустриальные (постиндустриальные). Таким образом, термин «модернизация» означает одновременно и стадию общественных преобразований, и процесс перехода к современным обществам.

Теории модернизации, возникшие в 50 — 60-е годы XX в., рассматривали развитие общества как универсальный процесс, имеющий одни и те же закономерности и этапы для всех стран и народов. Неся в себе нормативность, заданность перехода к «модерну», они определяли критерии современного общества, цели и содержание необхо-

димых преобразований. К таким универсальным требованиям относились:

• в сфере экономики — товарно-денежные регуляторы производства, увеличение затрат на образование, рост роли науки;

• в социальной сфере — формирование открытой социальной структуры с неограниченной мобильностью населения;

• в области политики — установление демократии с плюралистической организацией власти, консенсусная технология реализации управленческих решений;

• в духовной области — размывание традиций, дифференциация культурных систем, распространение ценностей индивидуализма.

В практической реализации западной модели модернизации особый интерес представляет опыт Германии. Милитариза-

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *