Христианская теология

4 декабря 2019 года в актовом зале Сретенской духовной семинарии в Москве прошла презентация обновленного научно-богословского портала Богослов.ru.

На мероприятии присутствовали ректор семинарии архиепископ Верейский Амвросий, заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, епископ Переславский и Угличский Феоктист, ректор Российского православного университета, наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря г. Москвы игумен Петр (Еремеев), первый проректор Сретенской семинарии, заведующий кафедрой богословия Московской духовной академии, главный редактор портала Богослов.ru протоиерей Павел Великанов, директор культурного центра «Покровские ворота» Жан-Франсуа Тири, председатель попечительского совета радио «Вера» Павел Ульянов и другие гости.

Богослов.ru — крупнейший интернет-портал Русской Православной Церкви, публикующий материалы на тему православного богословия, церковной истории, философии и гуманитарных наук. После годового перерыва обновленный сайт возобновляет работу. Портал входил в 30 самых читаемых религиозных ресурсов Рунета, а по статистике Яндекса занимал 50-е место среди наиболее цитируемых ресурсов раздела «Общество».

Презентацию открыл архиепископ Верейский Амвросий. В своем слове к собравшимся архиерей, в частности, отметил: «Сегодня вечером у нас особое событие. Второе дыхание и новую жизнь получает портал Богослов.ru, и мне приятно, что на московской площадке происходит второе открытие этого уникального для нашей богословской жизни, жизни духовных учебных заведений и вообще богословской мысли не только в Русской Православной Церкви проекта».

Протоиерей Павел Великанов рассказал об истории проекта, поблагодарил людей, принявших активное участие в возобновлении деятельности портала, а также ознакомил собравшихся с изменениями в работе ресурса:

«Прежде всего мне хотелось бы поблагодарить Преосвященного епископа Сергиево-Посадского Парамона, который, в бытность наместником Донского монастыря, проявил деятельную заинтересованность в возобновлении портала и обеспечил финансирование работ. Эту добрую инициативу затем поддержал уже новый наместник монастыря епископ Бронницкий Фома. Низкий поклон владыкам за помощь, а также всем, кто принял участие в ресурсном обеспечении воссоздания портала. Мне очень приятно, что мы возобновляем деятельность нашего портала.

У нас не так много хороших специалистов по разным направлениям церковных наук: один в Москве, другой в Хабаровске, третий еще где-то, может быть, вообще в другой стране. С помощью интернета, с помощью специализированных площадок можно было бы их объединить.

Появился Богослов.ru, десять лет он развивался. Какие-то проекты в рамках портала естественным образом отпадали или, наоборот, развивались. Например, неожиданно оказался востребованным и очень живучим проект киностудии «Богослов». В прошлом году, к сожалению, по ряду причин портал прекратил свое существование. Сегодня я рад представить его вам в новом виде».

Богослов.ru — родившаяся в стенах Московской духовной академии и признанная отечественным и зарубежным научным сообществом экспертная площадка в области богословия как науки. Портал ставит перед собой несколько задач: формирование и поддержку отечественной научной богословской среды; мониторинг новейших изданий монографий и научных статей в России и за рубежом; формирование культуры научного диспута в богословской среде.

Одной из приоритетных задач портала является популяризация богословия как одного из направлений гуманитарных наук. Другими направлениями работы станут представление богословия Русской Церкви за пределами русскоязычной аудитории, а также информационно-справочное сопровождение исследовательской деятельности в богословии и смежных науках для российских богословов, студентов и научных работников.

Портал Богослов.ru будет стремиться поддерживать молодых специалистов в области богословия. Для этого будут организовываться конкурсы и выделяться средства для поддержки молодых исследователей и их богословских проектов.

За год многое изменилось на портале. Новый дизайн с оптимизированной структурой, разделами и цветовой дифференциацией по типу материалов позволит более комфортно и быстро ориентироваться на сайте. С обновлением дизайна не пропали старые материалы, они сохранены в архиве. Функционал личного кабинета расширен, а алгоритм комментирования материалов переработан и улучшен.

К важным особенностям ресурса можно отнести равноудаленность от всех официальных и иных научных и учебных организаций и внебюджетную модель финансирования, включая краудфандинг.

Богослов.ru построен на принципах неидеологичности, академичности, дружелюбия и уважения к другим точкам зрения. Протоиерей Павел Великанов рассказал про возможность дискуссии на портале и свободу высказывания разных точек зрения: «Уважение к иным точкам зрения — то, в чем заключается одна из наших задач. Научить наше церковное сообщество не просто называть все, что происходит вокруг, черным и белым, — если не «наши», тогда «враги», а учиться прислушиваться к другим мнениям. Дискуссия, которая была у нас по поводу документа о подготовке верных к таинству Евхаристии, показала, что мы можем не только декларировать те или иные подходы, но и прислушиваться друг к другу и вносить определенные коррективы в официальные документы церковной власти, которые обсуждаются на портале».

Разнообразность и полнота материалов достигается благодаря отслеживанию публикаций в 83 российских журналах, а также в 31 журнале на английском языке, шести журналах на греческом языке, шести журналах на французском языке, двух журналах на немецком языке и одном журнале на итальянском языке. На портале также представлены книги 111 отечественных и зарубежных издательств.

На то, что материалы портала Богослов.ru также доступны для людей без богословского образования, обратил внимание В.Р. Легойда: «Жизнь все время нас ставит в такие ситуации, когда мы должны уметь ответить на богословские вопросы не только для самих себя, но и для тех, кто в богословии не разбирается. Насколько мы сейчас готовы к этому? В этом смысле я очень рассчитываю и на ваш портал, ведь это действительно важно».

Помимо текстовых материалов, на сайте представлены образовательные аудиоподкасты для студентов семинарий и богословских факультетов высших учебных заведений, авторские подкасты преподавателей и профессоров Московской духовной академии и Сретенской семинарии, аудиокниги по богословию. Возобновлено производство аудио- и видеоконтента, планируются прямые трансляции научных мероприятий из МДА и Сретенской семинарии в рамках сетевого взаимодействия, в видеоподкастах будут представлены обзоры книжных новинок.

В планах команды портала Богослов.ru — возобновление работы иноязычных версий — английской, новогреческой, испанской, немецкой, сербской, воссоздание иностранных редакций в Великобритании, Германии, Италии, Франции и США, девиртуализация сообщества и создание клуба «Друзья Богослова», а также проведение ежегодных конференций.

В ходе презентации состоялось выступление епископа Зеленоградского Саввы, который был в числе организаторов проекта в 2007 году. Профессор Московской духовной академии Олег Давыдов обратился к собравшимся с сообщением, посвященным современному богословию и его роли в жизни человека.

Председатель Учебного комитета протоиерей Максим Козлов подвел итоги презентации и рассказал про значение сайта в своей жизни: «Я вспоминаю 2007 год. Богослов стал одним из знаков того времени — как уникальная площадка, где стало вдруг возможным вести с одной стороны очень серьезные, а с другой стороны, формальные дискуссии. Всегда его с радостью читал. Это был один из сайтов, которые я открывал каждый день, которые я открывал всегда, и надеюсь, что он сейчас таким опять станет. Я желаю Богослову соединить академическую свободу, которая несомненно нужна богословскому порталу, с церковным послушанием. Я думаю, что если это произойдет, то Богослов займет свое заслуженное место».

Доступ к порталу Богослов.ru открыт с 2 декабря.

Сретенский монастырь/Патриархия.ru

Глава юридической службы организации «Апология протеста» Алексей Глухов отметил в телеграм-канале «Штаб правовой помощи. Коронавирус», что юристы поддерживают стремление властей снизить риски распространения коронавируса, но «ни инфраструктура, ни доходы россиян не позволяют им в полном объеме соблюдать карантинные меры».

За время действия новых штрафов (ст. 6.3 и 20.6.1 КоАП РФ) полицейские составили уже несколько сотен протоколов за нарушение карантина, добавил Глухов. Штрафы чрезмерно высокие, реальные доходы россиян падают, и люди вынуждены нарушать карантин, чтобы выжить.

«Мы уверены, что полиция и суды должны быть ориентированы на профилактику и предупреждение, а не на карательную функцию. Они также обязаны учитывать индивидуальные обстоятельства и входить в положение граждан», — пишет глава юридической службы.

Кто может обратиться за помощью

Любой житель России, на которого планируют или уже составили протокол по статье 6.3, 20.6.1 и 19.4 КоАП в связи с отступлением от региональных запретов. Юристы также готовы защищать малый и средний бизнес, на которые сейчас накладывают штрафы и чью деятельность приостанавливают.

Как связаться с юристами

издание Московской Патриархии, выходящее с 1960 г. К 2003 г. вышло 39 сборников (37 номерных и 2 специальных, посвященных юбилеям ЛДА и МДА). Периодичность выпусков — примерно 1 сборник в год (промежуток между выходом № 3 и 4 — более 4 лет; в 1986 вышло 3 сб.).

Задача издания, заявленная в 1-м сборнике,- публиковать труды рус. правосл. богословов; «раскрывать для религиозного сознания духовные сокровища Православия… способствовать расширению богословского кругозора питомцев… духовных школ и духовенства Русской Православной Церкви… содействовать богословскому творчеству в Русской Церкви».

Обложка первого сборника «Богословских трудов»
Обложка первого сборника «Богословских трудов»

С окт. 1967 г. редколлегию издания возглавляли: архиеп. Минский и Белорусский Антоний (Мельников) (1967-1986), митр. Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) (1987-1994), Председатель Издательского совета МП еп. Бронницкий Тихон (Емельянов) (1995-2000). На заседании Свящ. Синода 26 дек. 2001 г. председателем редколлегии «Б. т.» был назначен Председатель Богословской комиссии РПЦ митр. Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) с учетом того, «что в настоящее время развитие научно-богословских исследований в… Церкви все более координируется Синодальной Богословской комиссией» (ЖМП. 2002. № 1. С. 17). 12 марта 2002 г. постановлением Свящ. Синода состав редколлегии «Б. т.» увеличился до 30 чел. (ЖМП. 2002. № 4. С. 11-13).

В «Б. т.» опубликовано свыше 500 статей 197 авторов. В течение долгих лет «Б. т.» были единственным научным церковным изданием, отсюда тематическое разнообразие его материалов: вопросы догматического и нравственного богословия, патрологии, церковной истории, литургики, церковного искусства и проблемы, связанные с жизнью правосл. Церкви. Наибольшее количество статей опубликовано по истории РПЦ (54), литургике (44), агиографии (31), а также творения отцов Церкви (30). Четко выраженной рубрикации сборники не имеют, за исключением рубрик «Библиография» и «Публикации» («Наше наследие», «Святоотеческое наследие»). Вместе с тем почти половина сборников «Б. т.» (17 выпусков) частично или полностью посвящена определенной теме. Так, № 4-7, 10-11 содержат материалы богословских собеседований между представителями РПЦ и Евангелическо-Лютеранскими Церквами Германии и Финляндии; тематика № 21 — таинство св. Евхаристии; ряд номеров посвящен выдающимся церковным деятелям: богословам В. Н. Лосскому (№ 8) и Н. Д. Успенскому (№ 13), митр. Ленинградскому и Новгородскому Никодиму (Ротову) (№ 20), Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (№ 34); др. номера приурочены к юбилеям важнейших церковных событий: 1000-летию Крещения Руси (№ 28-29), 650-летию основания Троице-Сергиевой лавры (№ 29), 300-летию МДА и 175-летию ЛДА, 150-летию Русской духовной миссии в Иерусалиме (№ 35-36).

Работы по Свящ. Писанию и библеистике, публиковавшиеся с 1-го выпуска, подразделяются на 2 направления. В одних статьях авторы органично сочетают академическое богословие с духовным назиданием, имеющим целью показать связь между св. Евангелием и совр. жизнью христианина: митр. Антоний (Мельников) «Из Евангельской истории» (№ 6), еп. Шлиссельбургский Григорий (Лебедев), ст. к-рого «Евангельские образы» представляет собой дневник размышлений над Евангелиями от Марка (№ 16, 17) и от Луки (№ 21). В др. работах авторы выступают преимущественно как исследователи текста. Таковы публикации в № 14 секретаря Патриаршей и Синодальной библейской комиссии К. И. Логачёва: «Критические издания текстов Священного Писания как представители рукописного материала», «К вопросу об улучшении русского перевода Нового Завета» (предложены уточненные переводы ряда слов НЗ), «Актуальные проблемы русского перевода Священного Писания» (совместно с прот. Владимиром Сорокиным; резюмирует основные выводы, сделанные Русской библейской комиссией 1915-1927 гг.), ст. еп. Василия (Богдашевского) «Критические этюды по Новому Завету» (№ 31), обзорная статья прот. Александра Меня «К истории русской православной библеистики» (№ 28) и др.

Экзегетические исследования, представленные в «Б. т.», касаются в основном новозаветных текстов и посвящены как книгам в целом (свящ. Василий Строганов «»Мехи новые» Четвертого Евангелия», сб. МДА), так и их отдельным главам и стихам. К этой же тематике относятся историко-экзегетический очерк прот. М. Сперанского «Святой апостол и евангелист Матфей» (№ 3) и ст. М. С. Иванова «Вера: уверенность, доверие, верность» (сб. МДА), посвященная сопоставлению значений слова «вера» в древнеевр. и греч. языках.

Большое место среди материалов «Б. т.» занимают публикации святоотеческих творений: святителей Афанасия I Великого («Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти», № 11), Григория Паламы («Письмо своей Церкви», сб. МДА), блж. Августина («Об обучении оглашаемых», № 15; «Исповедь», № 19; «О Троице» (кн. 1), № 29); священномучеников Ипполита Римского («Апостольское предание», № 5), Киприана Карфагенского («Письма», № 26), Мефодия Патарского (6 сочинений, № 2-3); преподобных Романа Сладкопевца («О десяти девах (кондак)», № 4) и Аммона (Аммонаса) («Семь посланий», «Наставления», «Фрагменты», № 33), а также Тертуллиана («Апология», № 25; «О покаянии», № 26) и Минуция Феликса («Октавий», № 22). Рус. святоотеческая лит-ра представлена «Толкованием второго псалма» митр. Московского свт. Филарета (Дроздова) (сб. ЛДА) и рядом изданных впервые работ свт. Игнатия (Брянчанинова): «Слово о человеке» (№ 29), «Слово о Ангелах» (№ 30) и др. Сопровождающие публикации святоотеческих трудов предисловия и послесловия часто представляют собой патрологические исследования, напр. статья прот. Петра Бубуруза о сщмч. Ипполите Римском и его «Апостольском предании» (№ 5, 13), цикл статей архиеп. Михаила (Чуба) о сщмч. Мефодии («Святой священномученик Мефодий и его богословие», № 10, 11; «К вопросу об источниках богословия св. священномученика Мефодия», № 13; «Предание Церкви в богословии св. Мефодия» и «Греческая философия и литература в творениях св. Мефодия», № 14), статья А. И. Сидорова о личности и творениях св. Аммона (№ 33) и др.

Из самостоятельных патрологических сочинений, опубликованных в «Б. т.», наибольший интерес представляют работы И. В. Попова «Святой Иларий, епископ Пиктавийский» (№ 4-7), «Святой Амфилохий, епископ Иконийский» (№ 9; статья Скурата о самом Попове представлена в № 30). Ряд статей о творчестве свт. Феофана Затворника опубликованы архим. Георгием (Тертышниковым): «Богословское наследие епископа Феофана Затворника» (№ 16), «Душепопечительная и литературная деятельность святителя Феофана (Говорова) в период затвора в Вышенской пустыни» (№ 31), «Божественная благодать и свобода человека (по творениям святителя Феофана Затворника)» (№ 32). Автореферат магист. дис. игум. Марка (Лозинского) «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова)» опубликован в № 6.

В области догматического богословия наиболее значительные публикации связаны с именем В. Н. Лосского: ставшие классическими работы «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» и «Догматическое богословие» (№ 8); ряд глав из кн. «Видение Бога» (№ 8, 18, 24, 25), представляющей святоотеческий опыт богопознания; 3 статьи из посмертно изданного сб. «По образу и подобию Божию»: «Апофаза и троическое богословие», «Богословие образа» и «Богословское понятие человеческой личности» (№ 14), а также эсхатологический этюд «Господство и царство» (№ 8), статьи «Догмат о непорочном зачатии» (№ 14), «Апофатическое богословие в учении святого Дионисия Ареопагита» (№ 26) и «Августин учитель» (№ 26). О самом В. Н Лосском и его богословии писали архиеп. Василий (Кривошеин) и диак. Александр Мумриков (№ 26), прот. Иоанн Мейендорф и Ведерников (№ 8); статья Н. Д. Медведева «Антропологический этюд» (№ 16) представляет собой одну из глав его дис. «Гносеология по богословию В. Н. Лосского».

Статьи на догматические темы принадлежат также прот. Л. Воронову («Вопрос о «Филиокве» с точки зрения русских богословов», сб. ЛДА), А. И. Георгиевскому («Догмат о Воскресении в эпоху Вселенских Соборов», № 25), Скурату («Догматические темы в русской церковной литературе XI-XVII веков», № 29), Никитину («Пасхальный догмат в русском богословии», № 30), иером. Павлу (Черёмухину) («Константинопольский Собор 1157 года и Николай, епископ Мефонский», № 1; статья посвящена истории опровержения ереси Сотириха Пантевгена, неправильно толковавшего слова литургии: «Ты бо еси Приносяй и Приносимый…»), архиеп. Михаилу (Чубу) («Христологические проблемы в западном богословии», № 4), Сарычеву («Святоотеческое учение о богопознании», № 3, «О почитании Божией Матери», № 11), архиеп. Василию (Кривошеину) («Символические тексты в Православной Церкви» (доклад Комиссии РПЦ по разработке тем буд. Всеправославного Предсобора о возможности и целесообразности составления нового единого правосл. исповедания веры), № 4), прот. В. Сорокину («Догмат Римско-католической Церкви о взятии Божией Матери в небесную славу с православной точки зрения», № 10).

К публикациям по проблемам сотериологии и правильному пониманию догмата искупления относятся статья прот. Петра Гнедича «Догмат Искупления в русской богословской науке последнего пятидесятилетия (первая половина XX столетия)» (№ 37), представляющая собой заключительную главу магист. диссертации; магист. дис. архиеп. Михаила (Мудьюгина) «Основы православного учения о личном спасении по Священному Писанию и святоотеческим высказываниям (основы православной субъективной сотериологии)» (№ 7, 10); труд еп. Гурия (Степанова) «Богозданный человек: Опыт православной теодицеи жизни» (№ 12); статьи П. А. Черёмухина «Учение о Домостроительстве спасения в византийском богословии» (№ 3), архим. Августина (Никитина) «Православное учение о примирении между Богом и человеком» (№ 18), Скурата о сотериологии сщмч. Иринея Лионского (№ 6) и Афанасия Великого (№ 7, 11).

Вопросам правосл. экклезиологии на страницах «Б. т.» посвящены: студенческое соч. «Экклезиологические материалы» свящ. Павла Флоренского (№ 12), где рассмотрены основные свойства Церкви и даны ее различные определения (догматико-метафизическое, символическое, аллегорическое и этимологическое); ст. архиеп. Михаила (Мудьюгина) «Церковь и Евхаристия в православном сопоставлении» (№ 25); автореферат магист. дис. митр. Владимира (Сабодана) «Экклезиология в русском богословии в связи с экуменическим движением» (№ 21). Отдельные аспекты экклезиологии рассмотрены в работах прот. Владислава Цыпина («К вопросу о границах Церкви», сб. МДА), М. С. Иванова («О времени основания Церкви», № 37) и С. С. Хоружего («Алексей Хомяков: учение о соборности и Церкви», № 37).

История богословской мысли в России в XIX — нач. XX в. представлена в обзоре Н. Н. Лисового (№ 37), где рассмотрены состояние догматического и сравнительного богословий, литургики и церковной археологии, и в статье митр. Питирима (Нечаева) «Основные проблемы современного богословского исследования в их развитии с конца XIX века» (№ 5).

Участие РПЦ в 70-х гг. XX в. в миротворческой деятельности вызвало появление в «Б. т.» большого числа работ по иринологии — богословскому учению о мире (состоянии без войны) и об ответственности христиан за мир. Авторами этих статей были как представители РПЦ, так и нем. и фин. участники соответствующих богословских собеседований. Др. тема, нашедшая отражение на страницах «Б. т.» и также бывшая предметом межхрист. собеседований,- проблемы экуменизма.

Нравственное богословие представлено циклом статей Скурата («Заповеди блаженства — лествица духовного совершенствования», № 30; «Обличение пороков в русской церковной литературе XI-XVII веков», № 32; «Христианское учение о молитве и ее значение в деле духовно-нравственного совершенствования», № 33), работой прот. Александра Ветелева «Царство Божие» (№ 14). К области аскетического богословия относится отрывок из большого труда еп. Варнавы (Беляева) «Опыт православной аскетики» (№ 32).

Работы по апологетике в «Б. т.» практически отсутствуют, поскольку в годы гос. атеизма невозможно было публиковать статьи в защиту веры, исключением является написанная в 1887 г. магист. дис. еп. Михаила (Грибановского) «Истина бытия Божия (опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью)» (№ 30).

Ряд статей по истории духовного образования и становлению рус. богословской мысли опубликован в номерах «Б. т.», посвященных 175-летию ЛДА и 300-летию МДА, а также в др. сборниках, напр. статья архим. Иоанна (Экономцева) «Московская Духовная Академия в период пребывания в Троице-Сергиевой Лавре» (№ 31).

К наиболее значительным публикациям в области гомилетики относятся избранные лекции митр. Антония (Вадковского) «Святоотеческие творения как пособие проповедникам. История проповедничества» (сб. ЛДА), работа А. Гребенетского «Слова и поучения в Великих Четиих-Минеях митрополита Макария» (№ 31), ст. Скурата «Внутреннее устроение христианина в искусстве церковного слова Древней Руси» (№ 31). Иногда публиковались и материалы духовно-назидательного характера, напр. беседы прот. Николая (впосл. митр. Григорий (Чуков) (сб. ЛДА) и проповеди свящ. П. Флоренского (№ 23).

В публикациях по церковному праву выделяется ряд работ выдающегося рус. канониста С. В. Троицкого: «Кто включил папистическую схолию в православную Кормчую» и «Св. Мефодий как славянский законодатель» (№ 2), «Святой Мефодий или Болгарский князь Борис составил Закон судный людем?» (№ 4), «Афон и международное право» (№ 33). Статья о самом Троицком архиеп. Иринея (Середнего) помещена в № 12. Среди др. работ по церковному праву — статьи Скурата «Единство Святой Церкви и Поместные Православные Церкви» (№ 24), в к-рой рассматриваются церковно-канонические вопросы автокефалии, прот. В. Цыпина «Проблемы канонического устроения Церкви» (№ 33), В. И. Талызина о каноническом статусе церковного Предания (№ 4).

Календарным проблемам посвящены 2 статьи Огицкого (№ 4, 7) и статья прот. Л. Воронова (№ 7); дискуссия на эту тему отражена в материалах Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. (№ 34).

Особый вклад в публикации по литургике был сделан Успенским, поместившим на страницах «Б. т.» историко-литургические очерки по основным богослужебным последованиям: «Православная вечерня» (№ 1), «Чин всенощного бдения на православном Востоке и в Русской Церкви» (№ 18-19), «Византийская Литургия» (№ 21-24, 26), «Литургия Преждеосвященных Даров» (№ 15) и др. В цикле статей мон. Игнатии (Петровской) исследуется гимнографическое творчество преподобных Космы Маиумского (№ 22), Иоанна Дамаскина (№ 23), инокини Кассии (№ 24), свт. Андрея Критского (№ 25), а также древнерус. песнописцев (№ 28). Прот. Л. Воронов публикацией в № 6 представляет 23-ю главу 1-й книги сб. «Testamentum Domini nostri Jesu Christi» (Завещание Господа нашего Иисуса Христа) — одного из древнейших памятников древнехрист. письменности, в основе своей восходящего ко II в., к-рый содержит чинопоследование сир. литургии.

Важной частью материалов по истории Церкви в «Б. т.» являются публикации источников и церковно-исторических памятников: нового перевода «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (№ 23-26); «Слова о Законе и Благодати» митр. Илариона (№ 28); поэмы Арсения Элассонского, посвященной учреждению на Руси Патриаршества (№ 4); «Бесед о суеверии» Юрия Крижанича (№ 27); соч. «Память и похвала князю русскому Владимиру мниха Иакова» (№ 29); документов Русской библейской комиссии за 1915-1921 гг. по научному изданию слав. Библии (№ 13-14); материалов Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. (ст. «Общая картина отношений русской высшей церковной власти к имябожникам в связи с вероучением об имени Божием» по докладам, подготовленным сщмч. Василием (Зеленцовым, с 1925 г. еп. Прилукским), для Подотдела об афонском движении, связанном с почитанием имени Божия,-№ 33; материалов Отдела о богослужении, проповедничестве и храме (проблемы церковного пения и музыки, иконописания и церковного искусства, богослужебного языка, календаря, Типикона, прославления и почитания святых) — № 34) и др.

Среди наиболее важных общих исследований по истории Церкви выделяются: «Очерки из истории Церкви» свящ. Сергия Мансурова (№ 6-7), в к-рых сделана попытка синтезировать весь богословский и церковно-исторический материал в плане единого Предания Церкви; статья митр. Кирилла (Гундяева) «К вопросу происхождения диаконата» (№ 13). Анализу с т. зр. исторической критики документов I Вселенского Собора и списков его участников, не сохранившихся в подлинниках, посвящена работа прот. Л. Воронова (№ 11). В церковно-историческом исследовании архиеп. Лоллия (Юрьевского) «Александрия и Египет» (№ 18, 21, 24, 25) разбираются древние свидетельства о порядке избрания и рукоположении епископов в Александрийской Церкви. Истории взаимоотношений Рима и Византии в кон. V — нач. VI в. посвящена работа прот. В. Борового «Collectio Avellana как исторический источник» (№ 1), начальному этапу церковного разрыва между Римом и К-полем — статья Огицкого «Профессор Франциск Дворник о Патриархе Фотии I» (№ 26). Возникновение исихазма исследовал прот. Игорь (ныне архим. Иоанн) Экономцев в работе «Исихазм и восточноевропейское Возрождение» (№ 29).

Многообразие работ по истории РПЦ на страницах «Б. т.» было обусловлено подготовкой к празднованию в 1988 г. 1000-летия Крещения Руси. Особенно много статей по этой теме опубликовано в сб. № 28, бо́льшая часть к-рого состоит из материалов посвященной юбилею Международной церковно-исторической конференции (Киев, 21-28 июля 1986). Тематика статей этого сборника включает предысторию Крещения Руси от проповеди ап. Андрея Первозванного в Ср. Приднепровье до распространения христианства в Киевской Руси св. равноап. кнг. Ольгой (митр. Филарет (Вахромеев)), проблему места и времени крещения кн. Владимира (митр. Филарет (Вахромеев) и прот. Лев Лебедев), историю становления Русской Церкви от возникновения в IX в. христ. общины в Киеве до провозглашения автокефалии (1448) и учреждения Патриаршества (1589) (прот. Иоанн Белевцев), влияние Церкви на характер и направленность внешней политики древнерус. гос-ва (свящ. Игорь Экономцев), участие Церкви в освобождении Руси от монголо-татар. ига (архим. Макарий (Веретенников)), а также балканских народов от ига Османской империи (Скурат), историю миссионерской деятельности РПЦ (игум. Иннокентий (Павлов)) и др. вопросы.

По истории зап. Церквей писали архиеп. Михаил (Мудьюгин) («Реформация XVI в. как церковно-историческое явление», № 6), прот. Л. Воронов («Вопрос об англиканском священстве в свете русской православной богословской науки», № 3), прот. Андрей Сергеенко («Очерки из истории старокатолического движения», № 1).

Большая часть статей по церковной археологии касается исследований на Св. земле: таковы работы архим. Антонина (Капустина) «Древняя христианская могила в Палестине», архим. Августина (Никитина) «Русская библейская археология в Палестине», диак. Александра Мусина «Археология древнерусского паломничества в Святую Землю в XII-XV веках» (все в № 35). Вопросы церковной археологии рассмотрены также в статьях митр. Антония (Мельникова) «О христианстве в Помпеях и Геркулануме» (№ 10), архим. Макария (Веретенникова) «Берестяные грамоты как источник русской церковной истории» (№ 24), прот. Владимира Мошина «Новгородские листки — остаток кодекса царя Самуила и их экфонетическая нотация» (№ 26) и архим. Августина (Никитина) «Русский археологический институт в Константинополе» (№ 27). Ряд статей посвящен жизни и деятельности выдающихся церковных археографов: еп. Порфирия (Успенского) (№ 26, 35), архим. Антонина (Капустина) (№ 26, 27, 35, 36), Н. П. Кондакова (№ 28).

Значительное место «Б. т.» уделяет наследию свящ. П. Флоренского, на страницах сборников были опубликованы: «Иконостас» (№ 9), цикл работ по философии культа под общим названием «Из богословского наследия» («Страх Божий», «Культ, религия и культура», «Культ и философия», «Таинства и обряды», «Дедукция семи таинств», «Освящение реальности», «Свидетели», «Словесное служение. Молитва», «Философия культа» — № 17), статьи «Макрокосм и микрокосм» (№ 24), «Эмпирея и Эмпирия» (№ 27). Публикации о самом о. Павле и его творчестве принадлежат игум. Андронику (Трубачёву) (№ 23, 28, сб. МДА),иерею Иоанну Свиридову (сб. МДА). О творчестве др. рус. религ. философов на страницах «Б. т.» писали диак. А. Мумриков («Воскрешение чаемое или восхищаемое? (О религиозных воззрениях Н. Ф. Фёдорова)», № 24), С. С. Хоружий (о Вл. С. Соловьёве, № 33; о А. С. Хомякове, № 37). Проблематика влияния античной философии на святоотеческую мысль представлена в статьях М. А. Старокадомского («Неоплатонизм и христианство», № 12) и свящ. Георгия Зяблицева («Плотин и святоотеческая литература», № 31; «Платон и святоотеческое богословие», № 32).

Статьи по иконописанию посвящены преимущественно рус. традиции: «Из истории новгородской иконографии» митр. Антония (Мельникова) (№ 27), «Куликовская битва и сказания об иконах Пресвятой Богородицы» Ю. К. Бегунова (№ 31). Предметом отдельных публикаций стали жизнь и творчество прп. Андрея Рублёва: архиеп. Сергий (Голубцов) «Воплощение богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублёва» (№ 22), прот. Л. Воронов «Андрей Рублёв — великий художник древней Руси» (№ 14), архим. Аристарх (Станкевич) «Троице-Сергиева Лавра и русская культура» (№ 29). Внимание исследователей Е. Н. Мещерской («Нерукотворенный образ Иисуса Христа в восточнохристианской апокрифической литературе», № 35), О. Г. Ульянова «»Филоксения Авраама»: библейская святыня и догматический образ», там же) привлекает лит. и историко-археологическая основа отдельных иконографических сюжетов.

В 1986-1993 гг. была предпринята попытка публикации на страницах «Б. т.» статей словарно-энциклопедического характера: под рубрикой «Материалы к Богословско-церковному словарю» в № 27-31 помещены 64 статьи, в большей части к-рых (46) содержатся биографии выдающихся церковных деятелей. Однако в последующих номерах этот жанр был оставлен, чтобы вновь возродиться в реализуемом проекте «Православная энциклопедия».

«Б. т.» способствуют консолидации творчески активных сил РПЦ в новейший период ее истории и стимулируют развитие богословских наук в России.

Е. С. ПолищукВопрос: Что такое практическое богословие?
Ответ: Практическое богословие, как следует из названия, – это изучение богословия таким образом, чтобы оно было полезным, применимым и актуальным в повседневных вопросах. Одна семинария в описании своей программы по практическому богословию указывает, что она «посвящена практическому применению богословских идей» и «включает в себя разделы пастырского богословия, гомилетики и христианского образования». Другая семинария видит цель практического богословия в подготовке студентов к преобразованию полученных знаний в эффективное служение. Это включает как личную, так и семейную жизнь, а также административное и образовательное служение в церкви. Они заявляют, что задачей практического богословия является подготовка эффективных проповедников Священного Писания, содействующих духовному росту верующих, будучи лидерами-служителями.
Кто-то считает практическое богословие просто более техническим названием доктрины христианской жизни. Ударение делается на том, как учение Писания должно влиять на нашу повседневную жизнь в современном мире. Суть практической теологии заключается не просто в том, чтобы созерцать или понимать теологические доктрины, а переходить к их применению в практической христианской жизни, способствуя тому, чтобы мир ставал таким, каким Бог его задумал.
Задача программ по практическому богословию заключается в том, чтобы будущие христианские лидеры были оснащены не только богословскими знаниями, но и необходимыми профессиональными навыками для эффективного служения. Часто эти программы включают проповедь, христианское образование, консультирование и клинические курсы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *