Христианские миссии

Давлетов отметил, что миссионерство и прозелитизм (стремление обратить других в собственную веру; работа, направленная на достижение этой цели) неизбежно приводят к сравнению религий, что может повлечь за собой социальное напряжение и разногласия. «Многие эксперты, когда приезжают в Узбекистан, говорят, что мы должны убрать этот запрет. Но это принципиальный вопрос для нас», — отметил министр.

Глава Минюста сообщил, что религиозная политика Узбекистана привержена международным стандартам и договорам, которые допускают некоторые ограничения в религиозных вопросах. «Религиозные права не являются абсолютными», — добавил Давлетов.

Ранее МИД Узбекистана сообщал, что делегация республики во главе с министром иностранных дел Абдулазизом Камиловым 24-27 июля посещает США с рабочим визитом, в рамках которого примет участие в министерской конференции по вопросам продвижения религиозных свобод.

В Узбекистане зарегистрировано свыше 2,2 тысячи религиозных организаций, из которых более 90% являются мусульманскими. Вместе с тем, в республике осуществляют свою деятельность 157 христианских организаций, восемь еврейских общин, шесть общин бахаи, одно общество кришнаитов, есть один буддийский храм. В Совете по делам конфессий комитета по делам религий при Кабмине республике представлены религиозные организации всех 16 конфессий, зарегистрированных в стране.

Список литературы диссертационного исследования доктор наук Митько Август Евгеньевич, 2019 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

I. Источники

1. Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви (документ утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви 6 октября 1995 г. (журнал № 4043)) // Официальный сайт Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви: . — Режим доступа: кйр://портал-миссия.рф/Ыog/2014/03/07/koncepciya-vozrozMeшya-missюnerskoj-deyatelnosti-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi/.

2. Концепция деятельности епархиального миссионерского отдела и взаимодействия с Синодальным миссионерским отделом (Документ подготовлен Синодальным миссионерским отделом, одобрен на заседании Высшего Церковного Совета 16 марта 2018 года и утвержден на заседании Священного Синода 14 мая (журнал № 29)) // Официальный сайт Русской Православной Церкви: . — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/5195630.html.

3. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви (принята Священным Синодом Русской Православной Церкви 27 марта 2007 г., журнал № 12) // Собрание документов Русской Православной Церкви. Деятельность Русской Православной Церкви. — М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. — Т. 2. Ч. 1. — С. 368-394.

4. О жизни и проблемах коренных малочисленных народов (заявление Архиерейского собора Русской Православной Церкви 2011 г.) // Собрание документов Русской Православной Церкви. Деятельность Русской Православной Церкви. — М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. — Т. 2. Ч. 1. — С. 406-410.

5. О необходимости введения на приходах оплачиваемых должностей миссионеров (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2011 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. 31) // Собрание документов Русской Православной Церкви. Деятельность Русской Православной Церкви. — М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. -Т. 2. Ч. 1. — С. 411.

6. О православной миссии в современном мире (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1994 г.) // Собрание документов Русской Православной Церкви. Деятельность Русской Православной Церкви. — М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. -Т. 2. Ч. 1. — С. 361-365.

7. О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1994 г.) // Собрание документов Русской Православной Церкви. Деятельность Русской Православной Церкви. — М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. — Т. 2. Ч. 1. — С. 365-368.

8. О различных направлениях миссионерской деятельности Церкви (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2013 г. «Постановления…» п.33) // Собрание документов Русской Православной Церкви. Деятельность Русской Православной Церкви. — М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. — Т. 2. Ч. 1. — С. 418.

9. О совершенствовании организации катехизического, миссионерского, молодежного и социального служения Церкви (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2013 г., «Постановления…» пп. 31,32) // Собрание документов Русской Православной Церкви. Деятельность Русской

Православной Церкви. — М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. — Т. 2. Ч. 1. — С. 193.

10. О современной внешней миссии Русской Православной Церкви (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 16 июля 2013 г., журнал № 80) // Собрание документов Русской Православной Церкви. Деятельность Русской Православной Церкви. — М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. — Т. 2. Ч. 1. — С. 418-427.

11. Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви (определение Священного Синода Русской Православной Церкви 27 декабря 2011 г., журнал № 152) // Собрание документов Русской Православной Церкви. Т.2, ч.1: Деятельность Русской Православной Церкви. — М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. — Т. 2. Ч. 1. — С. 411-417.

12. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию (документ, принятый на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, отражает и определяет основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию, а также к взаимодействию с инославными и межконфессиональными организациями) // Официальный сайт Русской Православной Церкви: . — Режим доступа: http://www.patriarchia.rU/db/text/418840.html?_ctxowner=8942/.

13. Положение о Высшем Церковном Совете Русской Православной Церкви (Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 марта 2011 года (журнал № 10)) // Официальный сайт Русской Православной Церкви: . — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1434885.html.

14. Положение о епархиальной миссионерской коллегии (утверждено Патриархом Московским и всея Руси 6 июня 2012 г.) // Собрание документов Русской Православной Церкви. Деятельность Русской Православной Церкви. —

М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. — Т. 2. Ч. 1. — С. 427-434.

15. Положение о порядке реализации программ по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 2 октября 2013 г., журнал № 102) // Собрание документов Русской Православной Церкви. Деятельность Русской Православной Церкви. — М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. — Т. 2. Ч. 1. — С. 235-242.

16. Положение о церковной аккредитации образовательных программ подготовки церковных специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности и выдаче образовательным организациям представления Русской Православной Церкви на право их реализации (Документ утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 19 июля 2014 года на основании постановления Высшего Церковного Совета от 17 июня 2014 года. Священный Синод в своем заседании 25 июля 2014 года одобрил решения Высшего Церковного Совета, принятые в первой половине 2014 года (журнал № 60) // Официальный сайт Русской Православной Церкви: . — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/3697422.html.

18. Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года (Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, состоявшимся 29

19. Правила организации подготовки специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности (приняты Священным Синодом Русской Православной Церкви 12 марта 2013 г., журнал № 26) // Собрание документов Русской Православной Церкви. Деятельность Русской Православной Церкви. — М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. — Т. 2. Ч. 1. — С. 445.

21. Распоряжение Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Гарант.ру информационно-правовой портал: — Режим доступа: http : //www. garant. ru/products/ipo/prime/doc/95535/.

22. Рекомендации к деятельности штатного помощника настоятеля по миссионерскому служению (утверждено Патриархом Московским и всея Руси 6 июня 2012 г.) // Собрание документов Русской Православной Церкви. Деятельность Русской Православной Церкви. — М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. — Т. 2. Ч. 1. — С. 439-444.

23. Рекомендации по организации пастырской, диаконической и миссионерской работы с глухими и слабослышашими (приняты Священным Синодом Русской Православной Церкви 24 декабря 2010 г., журнал № 136) // Собрание документов Русской Православной Церкви. Деятельность Русской Православной Церкви. — М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. — Т. 2. Ч. 1. — С. 394-395.

24. Устав Русской Православной Церкви (Устав Русской Православной Церкви принят на Архиерейском Соборе 2000 г. Определениями Архиерейских Соборов 2008 и 2011 гг. в текст Устава был внесен ряд поправок. Архиерейский Собор 2013 г. принял исправленную и дополненную редакцию Устава. На Архиерейских Соборах 2016 и 2017 гг. были приняты изменения и дополнения в Устав) // Официальный сайт Русской Православной Церкви: . — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/document/133114/.

27. Федеральный закон от 06.07.2016 N 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», статья 8. // Консультант

Плюс: . — Режим доступа:

http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_201078/.

28. Церковный образовательный стандарт по подготовке миссионеров (принят Священным Синодом Русской Православной Церкви 16 июля 2013 г., журнал № 74) // Собрание документов Русской Православной Церкви. Деятельность Русской Православной Церкви. — М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. — Т. 2. Ч. 1. — С. 445-464.

II. Монографии

3. Аврелий, Августин. Исповедь / Августин Аврелий. — М. : Азбука, 2014. -400 с.

5. Апресян, Р. Г. Идея морали / Р. Г. Апресян. — М. : ИФ РАН, 1995. — 353 с.

6. Аристотель. Метафизика. / Пер. А. В. Кубицкого. — М. , Л. : Соцэкгиз, 1934. — 348 с.

8. Арним, Г. История античной философии / Г. Арним — М. : ЛКИ, 2007. — 264 с.

10. Афанасьев, Н., протопр. Церковь Духа Святаго / Н. Афанасьев, протопр. -Париж, 1971. — 349 с.

11. Бальтазар, Г. У. фон. Теологика I. Истина мира / Г. У. фон Бальтазар. Пер. с нем. А. Лукьянов. — М. : ББИ, 2013. — 301 с.

12. Бальтазар, Г. У. фон. Теологика II. Истина Бога / Г. У. фон Бальтазар. Пер. с нем. А. Лукьянов. — М. : ББИ, 2018. — 430 с.

14. Барт, К. Введение в евангелическую теологию / К. Барт. Пер. с нем. Г. Вдовина. — М. : Центр «Нарния», 2006. — 192 с.

15. Бичурин, Н. Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии / Н. Я. Бичурин. — М. : Восточный дом, 2002. — 432 с.

16. Бобринский Б., протопр. Тайна Пресвятой Троицы: Курс догматического богословия / Б. Бобринский, протопр. — М. : ПСТГУ, 2015. — 320 с.

17. Богораз, В. Г. Чукчи / В. Г. Богораз. — Л. : Изд-во Института народов Севера ЦИК СССР, 1934.- 194 с.

19. Бороздин, А. К. Очерки русского религиозного разномыслия / А. К. Бороздин. — СПб. : Типо-литография «Энерпя», 1905. — 236 с.

20. Бочаров, В. А., Маркин, В. И. Основы логики: учебник / В. А. Бочаров, В. И. Маркин. — М. : ИД «Форум», 2017. — 334 с.

22. Бурдо, М., Филатов, С. Б. Атлас современной религиозной жизни России. / М. Бурдо, С. Б. Филатов. Т. 1. — М. , СПб. : Летний сад, 2005. — 621 с.

23. Бурлак, В. Н. Русская Америка / В. Н. Бурлак. — М. : Вече, 2009. — 384 с.

26. Вениамин (Милов), еп. Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви (Опыт раскрытия нравственной стороны православно-христианских догматов веры из начала любви) / Вениамин (Милов), еп. — Саратов : Изд-во Саратовской митрополии, 2011. — 439 с.

30. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. — М. : Прогресс, 1988. — 704 с.

31. Гарнак, А. Миссионерская проповедь и распространение христианства в первые три века / А. Гарнак. — СПб. : Пальмира, 2017. — 382 с.

32. Головко, Е. В. Алеутский язык. Языки мира. Палеоазиатские языки. / Е. В. Гарнак. — М. : «Индрик», 1996. — 231 с.

34. Громов, Г. Г. Методика этнографических экспедиций / Г. Г. Громов. — М. : МГУ, 1966. — 108 с.

35. Гусейнов, А. А. Обоснование морали как проблема. Мораль и рациональность / А. А. Гусейнов. — М. : ИФ РАН, 1995. — 197 с.

37. Гуссерль, Э. Картезианские медитации. / Э. Гуссерль. — Пер. с нем. В.И. Молчанова. — М. : Академический Проект, 2010. — 229 с.

44. Деяния Вселенских Соборов в 4 т. — СПб. : Воскресение, 1996. — 4 т.

46. Документы II Ватиканского собора. — М. : Паолине, 1998 г. — 589 с.

48. Дулевич, А. «Если мы умолкнем, то кто будет говорить?» Методическое пособие по ведению миссионерской деятельности, составленное по творениям священномученика Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского и Обоянского / А. Дулевич. — М. : Три сестры, 2019. — 60 с.

49. Дэвис, С. Т. Бог, разум и теистические доказательства / С. Т. Дэвис. — Пер. с англ. К.В. Карпова ; науч. ред. В.К. Шохин. — М. : Наука, 2016. — 277 с.

50. Евсевий Памфил. Церковная история. — М. : Амфора, 2007. — 491 с.

51. Ефимов, А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви / А. Б. Ефимов. — М. : ПСТГУ, 2007. — 688 с.

52. Зеньковский В. В., прот. Апологетика / В. В. Зеньковский, прот. — М. : Лепта Пресс, 2004. — 542 с.

54. Зеньковский, С. А. Русское старообрядчество / С. А. Зеньковский. — М. : Церковь, 1995. — 526 с.

55. Зиновьев, А. А. Основы логической теории научных знаний / А. А. Зиновьев. — М. : ЛЕНАНД, 2015. — 264 с.

56. Иванов, О. Е. Философская истина и догмат / О. Е. Иванов. — СПб. : Изд-во Института богословия и философии, 2012. — 596 с.

57. Иванов, П., свящ. История христианства в Китае / П. Иванов, свящ. — М.: ИВ РАН, 2005. — 224 с.

59. Ивин, А. А. Логика оценок и норм. Философские, методологические и прикладные аспекты / А. А. Ивин. — М. : Проспект, 2017. — 320 с.

60. Ивин, А. А. Философия науки: учебник для бакалавриата и магистратуры в 2 ч. ч. 1 / А. А. Ивин. — М. : Юрайт, 2017. — 329 с.

61. Ивин, А. А. Философия науки : учебник для бакалавриата и магистратуры в 2 ч. ч. 2 / А. А. Ивин. — М. : Юрайт, 2017. — 272 с.

63. Иларион (Алфеев), еп. Православное свидетельство в современном мире / Иларион (Алфеев), еп. — СПб. : Изд-во Олега Абышко, 2006. — 416 с.

65. Иларион (Троицкий), архиеп. Очерки из истории догмата о Церкви / Иларион (Троицкий), архиеп. — М. : Паломник, 1997. — 644 с.

71. История ЕХБ в СССР. — Москва : ВСЕХБ, 1989. — 624 с.

72. Кайпер, А. Христианское мировоззрение. Лекции по кальвинизму / А. Кайпер. — СПб. : Шандал, 2002. — 240 с.

73. Карпунин, В. А. Логика и богословие / В. А. Карпунин. — СПб. : «Библия для всех», 2002. — 409 с.

74. Карташев, А. В. Вселенские соборы / А. В. Карташев. — М. : Республика, 1993. — 542 с.

75. Карташев, А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т.1 / А. В. Карташев.

— Париж : YMKA PRESS, 1959. — 682 c.

76. Катасонов, В. Н. Введение в философскую феноменологию / В. Н. Катасонов. — М. : Изд-во ПСТГУ, 2012. — 52 с.

77. Катасонов, В. Н. О границах науки / В. Н. Катасонов. — М. : ОЦАД, 2017.

— 296 с.

81. Клеман, О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви / О. Клеман. — М. : «Путь», 1994. — 388с.

82. Козловски, П. Культура постмодерна / П. Козловски. — М. : Республика, 1997. — 240 с.

83. Колчерин, А., прот. Христианизация народов Поволжья. Н. И. Ильминский и православная миссия / А. Колчерин, прот. — М. : РИСИ, 2014. — 97 с.

84. Конь, Р. М. Введение в сектоведение / Р. М. Конь. — Нижний Новгород : Нижегородская Духовная Семинария, 2008. — 496 с.

86. Кочетков Г., свящ. Таинственное введение в православную катехетику: Пастырско-богословские принципы и рекомендации совершающим крещение и миропомазание и подготовку к ним / Г. Кочетков, свящ. — М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 1998. — 244 с.

87. Коэн, М., Нагель, Э. Введение в логику и научный метод / М. Коэн, Э. Нагель. — М. ; Челябинск: Социум, 2015. — 519 с.

89. Кураев А., диак. Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир? / А. Кураев, диак. — М. : Паломник ; Троицкое слово, 2003. — 350 с.

90. Кураев А., диак. Миссионерский кризис православия / А. Кураев, диак. — М. : Никея, 2010. — 304 с.

92. Кураев А., диак. Сатанизм для интеллигенции: в 2 т. / А. Кураев, диак. — М. : Отчий дом, 1997. — Т. 1-2.

95. Лонерган, Б. Метод в теологии / Б. Лонерган. — М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2010. — 400 с.

97. Лосский, В. Н. Боговидение / В. Н. Лосский. — М. : Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1995. — 125 с.

99. Леруа, Э. Догмат и критика. / Э. Леруа. — М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2016. — 336 с.

102. Макарий (Глухарев), архим. Слова / Макарий (Глухарев), архим. — СПб. : Новый город, 1995. — 48 с.

106. Мартинович, В. А. Сектантство: возникновение и миграция / В. А. Мартинович. — М. : Издательский дом «Познание», 2018. — 552 с.

107. Мейендорф И., протопр. Введение в святоотеческое богословие / И. Мейендорф, протопр. — М. : Медиал, 2018. — 352 с.

110. Миклухо-Маклай, Н. Н. Собрание сочинений: в 4 т. / Н. Н. Миклухо-Маклай. — М. ; Л.: Издат-во АН СССР, 1950-1954. — Т. 1-4.

114. Михайлов, П. Б. Категории богословской мысли / П. Б. Михайлов. — М. : ПСТГУ, 2015. — 384 с.

115. Моррис, Т. Наша идея Бога. Введение в философское богословие. / Т. Моррис. — М. : Издательство ББИ, 2011. — 201 с.

116. Моше бен Маймон. Книга заповедей. — Jerusalem : Shvut Ami, 2004. — 400 с.

118. Нестеров, С. В. Словом и житием наставляя: Жизнь и труды преподобного Макария Алтайского / С. В. Нестеров. — М. : ПСТГУ, 2005. — 544 с.

119. Николай (Касаткин), свт. Дневники: в 5 т. / Николай (Касаткин), свт. -СПб. : Гиперион, 2004. — Т. 1-5.

120. Никон, Патриарх. Труды / Никон, Патриарх. — М. : МГУ, 2004. — 1264 с.

121. Ньюбигин, Л. Раскрытие тайны. Введение в теологию миссии / Л. Ньюбигин. — Пер. с англ. А. Бакулов. — М. : Центр «Нарния», 2006. — 240 с.

127. Остапов, А., прот. Пастырская эстетика / А. Остапов, прот. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. — 80 с.

128. Отто, Р. Священное: Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным / Р. Отто. — СПб. : СПбГУ, 2008. — 269 с.

129. Павел VI, папа Римский. Evangelii Nuntiandi / папа Римский Павел VI. — М. : Издательство Францисканцев, 2002. — 50 с.

130. Писания мужей апостольских. — М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. — 672 с.

134. Помазанский, М., протопр. Православное догматическое богословие / М. Помазанский, протопр. — Новосибирск ; Рига, 1993. — 240 с.

135. Поснов, М. Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.) / М. Э. Поснов. — Киев : «Путь к истине», 1991. — 614 с.

136. Райт, К. Миссия Бога / К. Райт. — Черкассы : Коллоквиум, 2015. — 592 с.

137. Раши. Комментарий на Книгу Бытия / Раши. — пер. со ср.-век. иврита Н. Корякиной, М. Вогмана, Е. Малаховой. — М. : Олимп, 2010. — 700 с.

143. Скрынников, Р. Г. Сибирская экспедиция Ермака / Р. Г. Скрынников. -Новосибирск: Наука, 1986. — 290 с.

144. Скрынников, Р. Г. Ермак / Р. Г. Скрынников. — М. : Молодая Гвардия, 2008. — 256 с.

147. Смирнова, Е. Д. Логика и философия / Е.Д. Смирнова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1996. — 304 с.

150. Серафим (Роуз), иером. Православие и религия будущего / Серафим (Роуз), иером. — М., 2005. — 189 с.

152. Собрание документов Русской Православной Церкви. Деятельность Русской Православной Церкви. М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. — Т. 2. Ч. 1. — 656 с.

153. Собрание определений и постановлений Освященного Собора Православной Российской Церкви 1917-18 гг. — М., 1994.

154. Сократ Схоластик. Церковная история. — М. : Российская политическая энциклопедия, 1996. — 368 с.

155. Спасский, А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов / А. А. Спасский. — Сергиев Посад, 1914. — 650 с.

156. Стеняев, О., прот. Блуждания вне Церкви и их преодоления / прот. О. Стеняев. — СПб., 2009. — 320 с.

157. Стамп, Э. Аквинат / Э. Стамп. — Пер. с англ. Г. В. Вдовиной; науч. ред. К. В. Карпов. — М. : Языки славянской культуры, 2013. — 352 с.

161. Такер, Р. От Иерусалима до края Земли: Биографические истории о христианских миссионерах / Р. Такер. — СПб. : Мирт, 1998. — 528 с.

162. Тахиаос, А.—Э. Н. Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян / А.-Э. Н. Тахиаос. — Сергиев Посад : СТСЛ ; МДАиС, 2005. — 391 с.

163. Тора с комментариями Раши: в 5 т. / Пер. А. Фейгина. — М. : Книжники, 2012. — Т. 1-5.

165. Флоровский, Г. В., прот. Пути русского богословия / Г. В. Флоровский, прот. — М. : Институт русской цивилизации, 2009. — 848 с.

166. Каариайнен, К., Фурман, Д. Е. Религиозность в России в 90-е годы XX -начале XXI века / К. Каариайнен, Д. Е. Фурман. — М. : ИЕ РАН, 2006. — 92 с.

167. Филарет (Дроздов), митр. Слова и речи ч. 1 / Филарет (Дроздов), митр. -М. : Типография Готье, 1848 .- 320 с.

168. Фокин, А. Р. Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике / А. Р. Фокин. — М. : ОЦАД, 2014. — 782 с.

171. Хомяков, А. С. Полное собрание сочинений: в 8 т. / А. С. Хомяков — М. : Университетская типография, 1886-1900. — Т. 1-8.

172. Хоружий, С. С. После перерыва. Пути русской философии. / С. С. Хоружий. — СПб. : Алетейя, 1994. — 447 с.

174. Чернышев, В. М. Миссиология / В. М. Чернышев. — СПб. : Изд-во им. свт. Льва, Папы Римского, 2010. — 612 с.

175. Чурсанов, С. А. Богословские основания социальных наук / С. А. Чурсанов.

— М. : ПСТГУ, 2015. — 200 с.

176. Шеллер, М. Проблемы социологии знания / М. Шеллер. — М. : Институт общегуманитарных исследований, 2011. — 320 с.

177. Шемановский, И. С. Избранные труды / И. С. Шемановский. — Сост. Л. Ф. Липатова; авт. вступ. ст. Л. Ф. Липатова. — М. : Сов. спорт, 2005. — 299 с.

178. Шёнборн, К. Бог послал Сына Своего. Христология / К. Шёнборн. — М. : «Христианская Россия», 2003. — 414 с.

181. Шохин, В. К. Философская теология: канон и вариативность / В. К. Шохин.

— СПб. : Нестор-История, 2018. — 496 с.

182. Юм, Д. Сочинения: в 2 т. Т. 1 / Д. Юм. — М. : Мысль, 1996. — 733 с.

183. Якименко, Б. Г. Практическая миссиология / Б. Г. Якименко. — М: Школа великих книг, 2016. — 284 с.

184. Ямполъская, А. В. Феноменология в Германии и Франции: проблемы метода / А. В. Ямпольская. — М. : РГГУ, 2013. — 258 с.

III. Сборники.

2. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. — СПб.: Университетская книга, 1997. — 728 с.

3. Очерки миссиологии : сборник статей / сост. Г. М. Курц. — Центр «Нарния», 2002. — 104 с.

4. Методология науки : проблемы и история. — М. : ИФ РАН, 2003. — 342 с.

5. Методология науки: статус и программы / отв. ред. А. П. Огурцов, В.М. Розин. — М.: ИФ РАН, 2005. — 295 с.

7. Миссионерский пролог / ред.-сост. В. Ю. Никитина. — М. : Благовест, 2000. — 336 с.

9. Миссия Церкви и современное православное миссионерство: материалы Международной богословской конференции к 600-летию преставления свт. Стефана Пермского. — М. : Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 1997. — 225 с.

10. Научно-богословские труды по проблемам православной миссии. -Белгород : Миссионерский отдел Московского Патриархата, 1999. — 261 с.

11. Новое естественного богословие / под ред. У. Крейга, Дж. Морленда. — М.: ББИ, 2014. — 801 с.

12. Новые горизонты миссии: сборник статей / под ред. П. Пеннер, В. Убейволк, И. Русин и др. — Черкассы : Коллоквиум, 2015. — 440 с.

13. Православная миссия сегодня: сборник текстов по курсу «миссиология» для православных духовных школ и богословских учебных заведений / сост. прот. В. Федоров. — СПб. : Апостольский город, 1999. — 405 с.

15. Проблема демаркации науки и теологии: современный взгляд / отв. ред. И. Т. Касавин, В .П. Филатов, М. О. Шахов и др. — М. : ИФ РАН, 2008. — 279 с.

16. Сборник научно-богословских трудов преподавателей Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью). -Белгород : Издательство БПДС (с м/н), 2006. — 138 с.

IV. Справочная литература

1. Англо-русский теологический словарь / сост. С. А. Матвеев. — М. : Свет, 2016. — 400 с.

2. Вестминстерский словарь теологических терминов / сост. Д. К. Мак-Ким. -М.: Республика, 2004. — 503 с.

3. Логический словарь / под ред. А. А. Ивина, В. Н. Переверзева, В. В. Петрова. -М. : Мысль, 1994. — 268 с.

4. Настольная книга православного миссионера : словарь по миссиологии. -М. : Синодальный миссионерский отдел Русской Православной Церкви, 2014. -248 с.

5. Православная энциклопедия т. 3. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001 . — 752 с.

6. Электронная еврейская энциклопедия . — Режим доступа: https://www.eleven.co.il/

7. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. — М. : «Канон+» ; РООИ «Реабилитация», 2009. — 1248 с.

V. Статьи в сборниках и журналах

10. Беленчук, Л. Н. О просвещении народов России во второй половине XIX -начале XX в / Л. Н. Беленчук // Вестник ПСТГУ. — 2006. — Вып. 2. — С. 22-36.

11. Бердяев, Н. А. О фанатизме, ортодоксии и истине / Н. А. Бердяев // Человек. -1997. — № 9. — С. 67-69.

14. Вдовина, Г. В. Бернард Лонерган: метод в теологии и гуманитарные науки / Г.

B. Вдовина // Философский журнал. — 2013. — № 2 (11). — 5-18.

C. 188-224.

17. Гзгзян, Д. М. Православная миссия сегодня и завтра / Д. М. Гзгзян // Православная община. — 1997. — № 37 (№ 1). — С. 31-37.

19. Голубинский, Е. Е. О реформе в Русской церкви / Е. Е. Голубинский // Православная община. — 1991. — № 5. — С. 33-44.

21. Жмакин, В. Английская миссия за Байкалом / В. Жмакин // Христианское чтение. — 1881. — № 9-10. — С. 454-472.

28. Иннокентий (Попов-Вениаминов), свт. Наставления Высокопреосвященного Иннокентия, бывшего архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского

32. Конь, Р. М. Православная миссия среди сект. Ч. 1 / Р. М. Конь // Богословский вестник. — 2018. — № 29. Вып. 2. — С. 202-230.

33. Конь, Р. М. Православная миссия среди сект. Ч. 2 / Р. М. Конь // Богословский Вестник. — 2018. — № 30. Вып. 3. — С. 185-204.

36. Кочетков Г., свящ. Крещение Руси и развитие Русской миссии / Г. Кочетков, свящ. // Вестник РХД. — 1989. — № 156. — С. 5-44.

37. Кочетков Г., свящ. Опыт миссионерскообщинного прихода / Г. Кочетков, свящ. // Материалы Международной богословской конференции «Приход в

43. Лосский, В. Н. Соблазны церковного сознания / В. Н. Лосский // Богословие и боговидение. — М., 2000. С. 559-567.

44. Лосский, В. Н. О третьем свойстве Церкви / В. Н. Лосский // Журнал Московской Патриархии — 1954. — № 2. — С. 79-80.

52. Мартинович, В. А. Идентификация сектантства / В. А. Мартинович // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. — 2016. — Вып. 2 (64). — С. 75-89.

— 2000. — № 55. — С. 69-89.

— 2000. — № 56. — С. 73-99.

65. Овчинников, В. А. Общее и особенное в миссионерской деятельности христианских церквей в Х!Х — начале ХХ в. (на примере Алтайской миссии Русской Православной Церкви, католической миссии во Внутренней Монголии, миссии Центрального миссионерского общества англиканской церкви в Сьерра-Леоне / В. А. Овчинников // XX Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: материалы. — 2010. — Том II. — С. 45-47.

68. Польсков К., свящ. К вопросу о научном богословском методе / К. Польсков, свящ. // Вопросы философии. — 2010. — № 7 — С. 93-101.

69. Правила об устройстве миссий и о способе действий миссионеров и пастырей Церкви по отношению к раскольникам и сектантам // Церковные ведомости. -1888. — № 28. — С. 175-182.

72. Скворцов, В. М. Миссия православной церкви в 1908 г. / В. М. Скворцов // Миссионерское обозрение. — 1909. — № 1. — С. 158-168.

73. Скворцов, В. М. Православная миссия и сектантство в 1909 г. / В. М. Скворцов // Миссионерское обозрение. — 1910. — № 1. — С. 161-173.

74. Скворцов, В. М. Миссия в 1912 г. / В. М. Скворцов // Миссионерское обозрение. — 1913. — № 1. — С. 132-148.

Свято-Филаретовского православно-христианского института. — 2014. — Вып. 11 (лето). — С. 75-89.

77. Сергий (Тихомиров), еп. Миссионерские радости / Сергий (Тихомиров), еп // Христианское чтение. -1911. — № 2. — С. 196-121.

78. Секирин, А. А. Миссионерские съезды и миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в борьбе с расколом старообрядчества и сектантством во второй половине XIX века / А. А. Секирин // Христианское чтение. — 2017. — № 3. — С. 278-298.

79. Серапион (Митько), игум. Исследовательское поле актора миссии / Серапион (Митько), игум. // Культура и искусство. — 2019. — №5. — С. 1-7.

101. Сумароков, П. П. Миссионерство в Сибири / П. П. Сумароков // Христианское чтение. — 1883. — № 9-10. — С. 411-434.

102. Сумароков, П. П. Миссионерство в Сибири / П. П. Сумароков // Христианское чтение. — 1883. — № 11-12. — С. 561-593.

103. Сумароков, П. П. Миссионерство в Сибири / П. П. Сумароков // Христианское чтение. — 1884. — № 1-2. — С. 113-147.

104. Сумароков, П. П. Миссионерство в Сибири / П. П. Сумароков // Христианское чтение. — 1884. — № 9-10. — С. 327-347.

105. Сумароков, П. П. Миссионерство в Сибири / П. П. Сумароков // Христианское чтение. — 1884. — № 11-12. — С. 657-685

109. Устав Православного Миссионерского Общества: проект // Православная община. — 1993. — № 13-15 (№ 1-3). — С. 84-89.

— С. 180-216.

116. Фудель И., свящ. Ближайшие задачи приходской миссии / И. Фудель, свящ. // Миссионерское обозрение. — 1897. — Январь. Кн. 2. — С. 3-12.

— 1997. — № 6. — С. 35-52.

121. Шишова, М. И. Новые религиозные движения и православный путь преодоления их влияния. Опыт Русского христианского гуманитарного института и Православного института миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений /М. И. Шишова // Христианское чтение. — 1997. — № 14. — С. 137-142.

122. Шкаровский, М. В. Русская православная духовная миссия в Корее / М. В. Шкаровский // Христианское чтение. — 2010. — № 2. — С. 86-119.

127. Элбакян, Е. С. От миссии к миссионерству / Е. С. Элбакян // Религиоведение. — 2016 . — № 3. — С. 77-90.

VI. Литература на иностранных языках

а) Монографии

4. Allen, R. Missionary Methods: St. Paul’s or Ours? / R. Allen. — Grand Rapids : Eerdmans, 1962. — 191 р.

УДК 266.1

МИССИОНЕРСТВО И ПРОЗЕЛИТИЗМ MISSIONION AND PROSELITHISM

Игумен Серапион (А.Е. Митько) Hegumen Serapion (A.E. Mitko)

Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Россия, 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, строение 1

E-mail: serapion@list.ru

Аннотация. Важнейшим элементом миссиологических исследований является системно-категориальный анализ базовой терминологии. Особенности исторического генезиса основных понятий миссиологии актуализируются в современных дискуссиях, посвященных миссионерскому служению. Нормативные документы Русской Православной Церкви содержат развернутые определения миссиологической терминологии и определяют траектории дальнейших исследований. Задачей данного исследования является определение различий в содержании понятий «миссионерство» и «прозелитизм».

Ключевые слова: Православие, миссиология, миссия, миссионерство, священноапостоль-ство, прозелитизм, история понятий.

Keywords: Orthodox, missiology, mission, missionary, holy apostleship, proselytizing, story ideas.

Вопрос различения миссионерства и прозелитизма является одним из центральных для православной миссиологии. В его контексте происходит рассмотрение целого ряда актуальных экклезиологических проблем, таких как единство и границы Церкви, статус других христианских церквей и церковных сообществ, принципы построения межхристианских и межрелигиозных отношений.

В настоящее время данный вопрос приобретает особое практическое значение в связи с принятием поправок к федеральному закону № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», касающихся миссионерской деятельности . Изменение закона вызвало общественную дискуссию, основным мотивом которой стала критика принятых поправок. Наряду с критическим отношением к закону, участников дискуссии объединяет представление о миссионерстве как о чем-то самоочевидном и не нуждающемся в анализе и переосмыслении.

Русская Православная Церковь, осуществляя свое попечение о жизни российского общества, в силу своего пророческого призвания обращает внимание на некоторые значимые проблемы прежде, чем они оказываются в поле зрения общественности и законодателей. В своем докладе на Архиерейском Соборе 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обратив внимание на ряд неопределенностей в православном миссионерском служении, призвал к его переосмыслению . Эти положения доклада Святейшего Патриарха нашли отражение в Постановлении Собора . Во исполнение его решений епархии и синодальные учреждения Русской Православной Церкви объединяют свои труды по переосмыслению миссионерства. Необходимым эта-

пом этой деятельности является исследование различных аспектов миссионерского служения и сопутствующих ему форм деятельности.

Следует отметить, что основным пространством обсуждения проблем миссионерского служения в последние годы стал Интернет. Соответственно, проблемы миссии рассматриваются в контексте публицистического дискурса и лишены строгой научности. Ключевые понятия миссиологии лишены строгих коннотаций, каждый участник дискуссии исходит из собственного понимания миссии, часто нечеткого и неопределенного. При этом каждый предполагает, что оппоненты разделяют его представление об объеме и содержании миссиологических терминов. Вместе с тем анализ содержания дискуссий, посвященных миссиологической проблематике, однозначно указывает на отсутствие кон-венциональности даже в отношении самых ключевых понятий, в том числе таких как миссия, миссионерство и прозелитизм.

Поскольку данные термины закрепляются в языке русского православного богословия сравнительно поздно — в XVIII веке — основными источниками по данному вопросу являются не святоотеческие тексты, а соборные определения ХХ века и ряд общецерковных документов, посвященных нормативной регуляции миссионерского служения в Русской Православной Церкви. Привлечение источников других Поместных Православных Церквей также не представляется принципиально необходимым в силу существенного различия в терминологии. Например, в греческом богословии вместо слова «миссионерство» используется понятие «гбралоотоХгкр».

Широкое заимствование латинской терминологии является типичным явлением для русского богословия Нового Времени. Среди причин данного процесса следует отметить доминирование украинского епископата в России XVIII века, преподавание в семинариях на латинском языке, недостаточное развитие славяно-русской богословской терминологии. Массовые заимствования иностранной терминологии не являются специфическим явлением церковной жизни, речь идет об общем тренде, характерном для России, начиная с конца XVII века. Петровские преобразования приносят в жизнь российского общества новые явления, некоторым из которых не было наименований в родном языке.

Однако экспансия иностранной терминологии этим не ограничивается. Зачастую происходит переименование вещей и явлений, имеющих устойчивое терминологическое значение в славянском или русском языке. С одной стороны, этот процесс отражал культурные предпочтения властной и интеллектуальной элиты, отражая лингвистические последствия модернизации. С другой стороны, часто принудительное внедрение иностранной терминологии становилось активным инструментом модернизации.

Эти тенденции легко проследить на примере терминов «миссия» и «миссионерство». С одной стороны очевидно, что церковное служение, направленное на преодоление раскола, включающее элементы силового воздействия, не вполне укладывалось в понятие «священноапостольства». Соответственно, новое явление в церковной жизни требовало терминологического уточнения. С другой стороны, заимствование латинского термина повлекло неизбежное привнесение коннотаций, характерных для католического богословия и церковной практики. Новые термины не просто описывали изменения в церковной жизни, но и активно конструировали определенные тенденции развития миссии в соответствии с парадигмой западного богословия.

Результатом данного процесса стало установление терминологического различия между «миссионерством» с одной стороны и «апостольством» с другой. Каждое из этих понятий получают собственные объем и содержание, происходит формирование отдельных предметных областей. Однако соотношение объема и содержания данных понятий оставалось неопределенным и динамичным. Эта неопределенность и динамика остаются актуальными вплоть до настоящего времени.

Можно констатировать наличие общих тенденций в процессе различения «миссионерства» и «апостольства». Понятие «миссионерства» формируется путем редуцирования части содержания «апостольства» и его дополнения коннотациями, заимствованными из западного богословия. Эта тенденция выражается в расширении объема понятия «миссионерства» за счет сужения понятия «апостольства». Во многом это было обусловлено изначальным различием статуса данных понятий. «Апостольство» не только имеет библейское

происхождение, но и является одной из фундаментальных экклезиологических категорий Никео-Цареградского Символа Веры, характеризующих один из атрибутов Церкви. Привнесение нового содержания в такое понятие равносильно искажению православной веры. Включение антираскольных и антисектанских практик в православное понимание апостольства вело бы к существенному искажению православного вероучения в целом. Новый терминологический конструкт «миссионерство», обладающий значительно меньшим богословским статусом, был призван аккумулировать новые смыслы, несопоставимые с «апостольством». Легитимация нового термина осуществляется в качестве прикладного аналога «апостольства». В результате этого процесса практические смыслы «апостольства» элиминируются, а сам термин приобретает преимущественно теоретический статус, либо соотносится с внутренней жизнью Церкви.

Таким образом, аналитическое истолкование терминологических новаций в русском богословии обнаруживает девиантные тенденции в развитии некоторых понятий. Возникает парадоксальная ситуация, при которой становится возможным представление о Церкви, сознающей себя апостольской, но не миссионерской, и миссии, утратившей свое апостольское призвание.

Другой тенденцией становится институциализация новой терминологии на фоне деинституциализации базовой. Институт апостольства в чистом виде присутствует в истории Церкви I в. В дальнейшем апостольство остается принципом церковного бытия и особым призванием святых, однако формы бытования апостольства в жизни Церкви нельзя назвать вполне институциональными. Миссионерское служение в синодальный период активно институциализируется, что проявляется в организации миссий, введении штатных должностей епархиальных миссионеров и иных формах. При этом в миссионерском служении сочетаются как институциональные формы апостольского типа (миссия среди языческих народов), так и его новые формы (антираскольная и антисектантская деятельность). Именно в рамках последних форм служения возникает проблема прозелитизма и его соотношения с миссионерством.

Понятие прозелитизма соотносится с двумя различными сферами применения. С одной стороны, термин «прозелитизм» в его узком значении используется в исторической науке, прежде всего, для обозначения феномена широкого обращения в иудаизм язычников в эллинистический и римский период. Понятие прозелитизма имеет библейское происхождение и сохраняется в качестве богословско-правового термина на протяжении всей истории еврейского народа. Исторически можно выделить два типа прозелитизма: добровольное присоединение язычников к народу Израиля, осуществляемое с разной интенсивностью на протяжении всей его истории, и насильственное обращение в иудаизм, локально ограниченное хасмонейской эпохой, но имеющее продолжение в истории других религий.

Этим определяется изначальная внутренняя противоречивость понятия прозелитизма. В случае добровольного присоединения субъектом прозелитизма является сам обращающийся, в случае насильственного присоединения субъектом выступают лица и институции, осуществляющие обращение. Эта противоречивость является следствием процесса искажения смысла понятия в его истории, то есть свидетельством девиантного развития термина.

Прозелитизм второго типа в большинстве случаев получает негативную оценку как насильственная практика в вопросах веры, сопряженная с попранием человеческой свободы и несущая вред душе обращаемого. В силу этого прозелитизм получает негативную оценку в понимании современного общества. Восприятие прозелитизма первого типа в иудейской среде также не лишено определенной негативности, вызванной предполагаемым несовершенством мотива обращающегося. Таким образом, негативная оценка прозелитизма как явления связана с проблемой несовершенства свободы.

Что еще объединят два типа прозелитизма в контексте их негативной оценки? Как правило, ни одна из религий не оценивает свою миссионерскую деятельность как прозе-литическую. Понятие прозелитизма применяется при оценке деятельности других религиозных институций. Таким образом, прозелитизм как оценочное понятие с негативной кон-

нотацией применяется в отношении несовершенства мотивов или поступков другого и крайне редко в отношении себя.

Другая сфера применения термина прозелитизма в широком значении соотносится с апологетическим или дипломатическим дискурсом в сфере межконфессиональных или межрелигиозных отношений. В новейшей истории Русской Православной Церкви понятие прозелитизма в основном применялось в отношении процессов, связанных с возрождением УГКЦ на Западной Украине, миссионерской деятельности ряда протестантских и католических организаций, сект и новых религиозных движений. В данном контексте квалификация того или иного вида миссионерского служения как прозелитизма ведет к ее однозначно негативной оценке. В связи с этим проблема соотношения понятий миссионерства и прозелитизма приобретает важное теоретическое и практическое значение.

Каким образом сама Русская Православная Церковь определяет миссионерство и прозелитизм? В последние два десятилетия был принят ряд документов, так или иначе дающих определение миссионерства. Следует отметить, что в этих документах термины «миссионерство» и «миссия» в большинстве случаем синонимичны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 марта 2007 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви была принята «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» . В ней сформулированы общие принципы, цели и задачи миссионерского служения, определена миссионерская ответственность священнослужителей и мирян, описаны формы и методы современной миссионерской деятельности.

Преамбула Концепции начинается с определения: «Миссия (свидетельство) — проповедь для пробуждения веры — присуща самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви и заключается в провозглашении Благой вести всему миру: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15). Она направлена на спасение каждого человека» . Таким образом, несмотря на сложную историю термина, Русская Православная Церковь сохраняет изначальное понимание миссионерства как апостольства. Концепция особенно подчеркивает, что «Православная Церковь именуется Апостольской не только потому, что члены Церкви «утверждены на основании Апостолов» (Ефес. 2, 20), но и особенно потому, что через нее проповедь апостолов Иисуса Христа продолжается до сего дня. Она непрерывно растет как единосущная той Церкви, которая родилась в День Пятидесятницы, когда крестилось «душ около трех тысяч» (Деян. 2, 41)». Миссия рассматривается не как факультативная функция Церкви, а как сущностное качество и способ самораскрытия. Наиболее распространенные способы определения миссии сводятся к двум основным типам: этимологическому и сотериологическому.

В первом случае цель миссии часто определяется как проповедь Слова Божия и обращение в православную веру. «Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» 1995 года делает акцент на определении первого типа: «Миссия, или свидетельство, присуща природе Церкви и заключается в провозглашении Благой вести всему творению (Мк. 16,15)» . Документ «О современной внешней миссии Русской Православной Церкви» еще более последовательно следует этимологическому определению миссии: «Термин «миссия» происходит от латинского глагола шШеге в значении «посылать, отправлять» и означает «задачу, поручение». Первыми христианскими миссионерами были апостолы (букв. «посланники»), исполнявшие данную им Самим Господом и Спасителем Иисусом Христом заповедь: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). В Символе веры Церковь именуется Апостольской, что указывает не только на апостольское преемство веры и рукоположений, но и на призвание Церкви всегда проповедовать христианскую истину. Таким образом, миссия присуща самой природе Церкви: христианская Церковь есть Церковь миссионерская» . Отметим, что православные определения этимологического типа, содержащие понимание миссии как проповеди и обращения, рассматривают ее в неразрывной связи с апостольским основанием Церкви. Современные православные определения миссии характеризуются тенденцией к преодолению исторического разрыва между миссионерством и священноапо-стольством.

Во втором случае при определении цели миссии Церковь исходит, прежде всего, не из этимологии, а из сотериологии. Проповедь Слова Божия и обращение в православную веру рассматриваются как содержание миссии, тогда как ее конечная цель понимается в спасении человека. Даже эффективная проповедь и обращение сами по себе не тождественны спасению. Конечная цель миссии лежит в сфере сотериологии. Именно актуализация сотериологической направленности миссии на всех этапах ее осуществления определяет богословскую идентичность и практическую эффективность миссионерского служения. Этот подход в полной мере проявляется в «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви»: «Она (миссия — прим. авт.) направлена на спасение каждого человека» и «Концепции возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви»: «Миссия Церкви — спасение каждого человека» . Несомненно, что сотериологическое понимание целей миссии преемственно присутствует в основополагающих документах Русской Православной Церкви. Таким образом, православное понимание целей миссии не ограничивается проповедью и обращением, изначальной и конечной целью является спасение человека. Этимологические и сотериологи-ческие типы определений не противоречат друг другу, являясь составляющими единого миссиологического дискурса.

Наряду с определениями миссии и миссионерства в общецерковных документах присутствует описание феномена прозелитизма. Документ «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» , принятый Юбилейным архиерейским собором 2000 г., говорит о прозелитизме на ее канонической территории: «Русская Православная Церковь утверждает, что миссия традиционных конфессий возможна лишь в тех условиях, когда она осуществляется без прозелитизма и не за счет «переманивания» верующих, особенно с использованием материальных благ» . Тема прозелитизма получила активное развитие в общецерковных документах и выступлениях иерархов Русской Православной Церкви после событий, связанных с возрождением униатства на Украине и активной деятельностью протестантских и католических миссионеров на постсоветском пространстве. Данные явления оказались неразрывно связанными с систематическим проявлением физического и морального насилия. Прозелитическая деятельность иностранных миссионеров характеризовалась широким использованием манипулятивных технологий, направленных на управление мотивацией обращения. Данные технологии включали дезинформацию в отношении Православия, системы психологического контроля и материальное стимулирование обращаемых. Поскольку сами иностранные миссионеры никогда не называли свою деятельность прозелитической, у определенной части общества неприятие прозелитизма проявилось в переносе его негативных конотаций на понятие миссионерства. При анализе подобных явлений необходимо учитывать, что в общественном сознании присутствует представление о миссионерстве, по сути идентичное прозелитизму.

Православное понимание прозелитизма получило свое развитие в документе «О современной внешней миссии Русской Православной Церкви» 2013 г.: «В странах, где христианство является частью национальной культуры и сформировало идентичность народа, приходы Русской Православной Церкви не используют в деле свидетельства о Православии среди местных жителей такие методы, которые в современном контексте связываются с понятием прозелитизма. Подобные же требования наша Церковь предъявляет к инославным религиозным организациям на канонической территории Московского Патриархата. В то же время Церковь открыта для всех, кто ищет возможности воспринять в полноте Истину православной веры, а потому в тех государствах, где действует принцип свободы совести, переход в Православие отдельных людей, ранее придерживавшихся иных религиозных или нерелигиозных убеждений, является результатом их свободного личного выбора» . Наиболее полно это понимание представлено в примечаниях, являющихся частью текста документа: «Прозелитизм» в современном христианском контексте не является синонимом слова «миссия». Прозелитизм, в отличие от миссии, имеет негативный смысл, поскольку под ним понимаются целенаправленные усилия по обращению других христиан в свое исповедание с применением предосудительных методов. Среди них — экономическое и политическое влияние, использование бедственно-

го положения людей, в котором им предлагается медицинская и гуманитарная помощь, психологическое воздействие, а также пренебрежительное отношение к другим исповеданиям. Прозелитизмом также является организованная миссия среди людей, традиционно и культурно принадлежащих к местной христианской общине» . В данном тексте можно выделить несколько ключевых моментов.

Во-первых, утверждается нетождественность терминов миссии и прозелитизма в «современном христианском контексте». Здесь документ оставляет значительное пространство для исследования феноменов тождества миссии и прозелитизма вне христианского контекста. Различение миссии и прозелитизма осуществляется через противопоставление аксиологических статусов коннотаций. Невозможность негативной оценки является составляющей частью содержания термина «миссия». Православная миссия в своем подлинном значении не может оцениваться негативно. Если такое все же происходит, речь идет об искажении аутентичного содержания термина «миссия», в т. ч. путем внешнего привнесения негативной оценки, основанной на предвзятости оценивающего. С другой стороны, прозелитизм всегда оценивается негативно. Позитивная оценка прозелитизма возможно лишь в контексте мировосприятия, существенно отличающегося от христианского.

Во-вторых, указывается на различие миссии и прозелитизма в сфере целеполага-ния. Прозелитическая деятельность всегда направлена на обращение других христиан в свое исповедание. Таким образом, целью прозелитизма является не спасение человека и даже не проповедь Слова Божия во свидетельство, а именно его присоединение к конкретной конфессии, безотносительно к благу данного человека.

В-третьих, прозелитизм, в отличие от миссии, всегда использует предосудительные методы. Эти методы являются неприемлемыми как с морально-теологической, так и с этико-философской точек зрения. Морально-теологическая неприемлемость методов прозелитизма определяется их несоответствием главной цели евангельского благовествова-ния — спасению человека и его духу свободы во Христе. Таким образом, прозелитизм является девиантной формой миссионерства, лишенного апостольского духа и основания. С этико-философской точки зрения, прозелитическая деятельность не содержит в себе понимания блага человека как конечной цели, рассматривая его лишь как средство к получения благ для собственной конфессии. Кроме того, каждый из перечисленных в документе методов получает негативную оценку в рамках обоих подходов. Конечной целью миссионерства является спасение души адресата миссии. Целью прозелитизма является присоединение человека к определенной конфессии. Разумеется, что в рамках прозелитиче-ской деятельности в качестве конечной цели декларируется именно спасение души обращаемого, однако реальными целями остаются рост собственной конфессии, расширение ее влияния в обществе, совершенствование экономической составляющей.

Одной из особенностей понимания феномена прозелитизма в церковных документах является последовательное отнесение его негативных последствий к жертвам прозели-тической деятельности. Именно забота о душах людей является основным мотивом церковного попечения. Однако не меньший вред прозелитическая деятельность приносит ее организаторам и непосредственным участникам. Небрежение спасением ближнего несет вред собственному спасению. Ограничение свободы другого ведет к утрате собственной свободы. Прозелитическая деятельность ведет к деформированию мотивации ее организаторов и участников и формированию особого девиантного этоса лжемиссионера.

Являясь девиантной формой миссионерства, прозелитизм формируется на основе утраты апостольского духа и оснований христианской миссии. Использование миссионерской терминологии и внешняя схожесть приемов и средств деятельности создает возможность неразличения миссии и прозелитизма в обыденном сознании. Сложность исторического генезиса миссионерской терминологии способствует взаимной подмене содержания понятий «миссия» и «прозелитизм», что может создавать определенные трудности как в общественном восприятии, так и в развитии церковно-государственных отношений. Новые способы регуляции миссионерской деятельности направлены, прежде всего, на ограничение прозелитизма, однако отсутствие этого понятия в законодательстве ведет к определенным неясностям, в т. ч. в сфере правоприменения.

Список литературы References

2. Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви (документ утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви 6 октября 1995 г. (журнал № 4043)) // Официальный сайт Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви. Реж. дост.: http://портал-миссия.рф/mdex.php/item/kontseptsiya-vozrozhdeniya-missionerskoj -deyatelnosti-russkoj -pravoslavnoj -tserkvi

3. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви (принята Священным Синодом Русской Православной Церкви 27 марта 2007 г., журнал № 12) // Собрание документов Русской Православной Церкви. Т. 2, ч. 1: Деятельность Русской Православной Церкви. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. С. 368-394.

6. О православной миссии в современном мире (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1994 г.) // Собрание документов Русской Православной Церкви. Т. 2, ч. 1: Деятельность Русской Православной Церкви. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. С. 361-365.

7. О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1994 г.) // Собрание документов Русской Православной Церкви. Т. 2, ч. 1: Деятельность Русской Православной Церкви. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. С. 365-368.

8. Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви (определение Священного Синода Русской Православной Церкви 27 декабря 2011 г., журнал № 152) // Собрание документов Русской Православной Церкви. Т. 2, ч. 1 : Деятельность Русской Православной Церкви. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. С. 411-417.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. О различных направлениях миссионерской деятельности Церкви (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2013 г. «Постановления…» п. 33) // Собрание документов Русской Православной Церкви. Т. 2, ч. 1: Деятельность Русской Православной Церкви. -М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. С. 418.

10. О современной внешней миссии Русской Православной Церкви (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 16 июля 2013 г., журнал № 80) // Собрание документов Русской Православной Церкви. Т. 2, ч. 1: Деятельность Русской Православной Церкви. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. С. 418-427.

11. Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

2-3 февраля 2016 года (Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной

13. Федеральный закон от 06.07.2016 N 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», статья 8 // КонсультантПлюс. Реж. дост.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_201078/.

Для использования в других целях, см Миссия (значения) .

Часть серии по

христианство

Портал христианства

Христианская миссия является организованной попыткой распространить христианство новообращенных. Миссии включают отправку отдельных лиц и групп, называемых миссионерами , через границы, чаще всего географические, для проведения евангелизации или другой деятельности, например, в образовательной или больничной сфере. Иногда посылают людей, которых называют миссионерами . Когда отправляются группы, их часто называют миссионерскими командами, и они совершают командировки. Есть несколько разных видов миссионерских поездок: краткосрочные, долгосрочные, дружеские и те, которые просто помогают нуждающимся. Некоторые люди предпочитают посвятить всю свою жизнь миссии. Миссионеры имеют право проповедовать христианскую веру (а иногда и совершать таинства) и оказывать гуманитарную помощь. Христианские доктрины (такие как «Доктрина любви», исповедуемая многими миссиями) позволяют оказывать помощь, не требуя религиозного обращения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *