Христианские мистики

Христианский мистицизм — практика в христианстве, направленная на единение с Богом, осознанное познание Бога. Основным инструмент на пути к Божественному является глубокая молитва, связанная с образами Иисуса Христа и Святого Духа.

Христианский мистицизм неотделим от Христа — только при его посредничестве можно восстановить прерванную связь между человеком и Богом. При этом для постижения истины нужно, наряду со следованием мистическим практикам, очищаться, творить дела любви во славу Христа.

Ключевыми составляющими христианской мистики являются личность, свобода и любовь. Именно личная составляющая отличает христианскую мистику от внехристианской, так как первая подразумевает не только отрешённость, но и воплощённость, конкретность.

Среди известных христианских мистиков нужно отметить Псевдо-Дионисия Ареопагита, Св. Максима Исповедника, Св. Фому Аквината, Якоба Бёме, Ангелуса Силезиуса, Майстера Экхарта, Иоганна Таулера, Валентина Вайгеля.

История христианского мистицизма началась с возникновения христианства. Это подтверждается в ряде цитат из Библии, например, «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1-е Иоанна 3:2).

Способы, с помощью которых христианские мистики приближались к Богу, весьма разнообразны и подкреплены, как правило, сложной системой интеллектуальных обоснований, основанной на христианском учении. Это также отличает их от внехристианских мистиков, у которых во главе угла стоит практика, а не теоретические изыскания. Христианская мистика большое внимание уделяет трактовке библейских текстов, поиску в них аллегорического смысла. Каждое течение христианских мистиков выделяло в Библии ключевые фрагменты, на основе которых строило своё постижение божественного. Например, в отшельнической традиции кармелитов таким фрагментом являлись 3–4 стихи первой книги Царств.

Мистики христиане для постижения Бога двигались различными путями, например, учились думать как Христос.

Важнейшим понятием христианского мистицизма является «обожение» — «теозис». Это преображение человека, когда он приближается к Богу через жизнь в гармоничном общении с Ним, Церковью, человечеством и всеми творением, включая себя.

Есть различные трактовки этапов приближения к Богу в христианском мистицизме, например, очистительный, аскетический и озарительный, объединительный, дающий возможность лицезреть Бога лицом к лицу. Другая распространённая трактовка шагов мистического пути — очищение (соответствует телу), просвещение (относится к разуму) и единение (категория духа).

Очищение подразумевает исполнение требований, касающихся телесного аспекта жизни («умерщвлении духом дел плотских»): соблюдение постов, воздержания, молитв в строго определённое время и в необходимых позах (например, на коленях). К этой же категории относятся акты милосердия — помощь голодным, предоставление ночлега и т.д. В процессе очищения христианин должен избавиться от пагубных привычек, страстей и др. Этот путь связан с понятием аскезы, что первоначально трактовалось в том плане, что мистик является «духовным атлетом», соблюдающим самодисциплину и смирение.

Просвещение — это проникновение ума как в суть Священного Писания, так и постижение истины, скрытой в самой природе. Это позволяет лицезреть Бога в различных стихийных проявлениях. Как говорится, «неверующий смотрит вокруг и нигде не видит Бога, а мистик смотри вокруг и видит только Бога».

Единение, которое также называют контепляцией, заключается в познании сердцем божественной любви: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём».

Важную роль в христианском мистицизме играет религиозная община, без связи с которой даже отшельники не могут идти по пути познания Бога. Групповые поклонения, обряды — как например — Евхаристия, открытие своей души перед исповедником — всё это проявления общинной основы в христианском мистицизме.

Несмотря на множество направлений мистицизма и известных мистиков, которые добились больших успехов на своём пути, положение практикующих мистические учения со стороны официальной Церкви было далеко не однозначным. Любой мистик, который переживал божественное откровение, рисковал быть обвинённым в ереси, если его духовный опыт не сочетался с церковной доктриной. Именно поэтому он должен был смягчать и затаивать свои духовные открытия, что в целом тормозило развитие христианского мистицизма.

В настоящее время христианский мистицизм претерпел серьёзные изменения. С одной стороны, вероятно, сохранились различные мистические традиции, которые практикуются в закрытых сообществах, а с другой — элементы мистицизма особенно католического, были переняты учением нью-эйдж, хотя и серьёзно переработаны им (например, отрицается догма о постижении Божественного только через Иисуса Христа, который рассматривается только как один из просветлённых мастеров). Прогнозы дальнейшей судьбы христианского мистицизма тесно связаны с будущим, которое уготовано самой христианской вере — будет это трансформация и новое развитие или закостенение и упадок.

См. раздел МИСТИКА

  • Вы – свет мира. Мистицизм в Православии
  • Путь разума в поисках истины. Мистицизм
  • Справочник по ересям, сектам и расколам. Мистицизм
  • Исламская (суфийская) мистика с точки зрения православного духовного опыта С.А. Сергеев
  • Мистика Церкви и мистика западных верований муч. Михаил Новоселов
  • Святой Григорий Палама и православная мистика прот. Иоанн Мейендорф
  • Апология мистики по творениям преп. Симеона Нового Богослова прот. Павел Аникиев

***

Ми́стика христиа́нская (от греч. μυστικός (мистикос) – таинственный, мистический) — 1) опыт непосредственного переживания человеком (группой лиц, общиной, собранием) духовно-благодатного соединения с Богом; 2) богословское выражение, обозначающее мистическую сторону жизни и деятельности Церкви.

Человеческая душа стремится не только к знанию о Боге, но и к живому соединению с Ним. Такое соединение есть цель всего бытия человека, поскольку Бог есть Всесовершенное Существо и соединение с Ним есть источник духовного блаженства.

Воплощение Сына Божьего открывает человеку возможность соединения с Богом, сообщает человеку усыновление Богу, то есть единение подобное единению Сына с Отцом (Иоан. 17:21-23).

Все Священное Писание говорит о возможности соединения с Богом, указывает на такое соединение как на цель духовной жизни: «Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор. 6:17). «Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим» (Иоан. 14:23). «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» (Иоан. 15:4).

Воплощение Сына Божия есть тайна, превосходящая человеческое разумение, ибо действующий в Воплощении есть Сам Бог: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим. 3:16). Такими же таинственными являются Божественные действия в человеческой душе, ведущие к ее соединению с Богом.

Эти действия называются Божественной благодатью, поскольку являют собой неизреченный дар благого Бога людям. Эти действия производятся Святым Духом и через них человек таинственно приобщается Божественной Жизни. Благодать Святого Духа подается в церковных таинствах, помогая христианину в его духовном подвиге, преображая и обновляя его естество, созидая в человеческой душе Царство Божие.

Опыт действия Божественной благодати и есть христианский мистический опыт, меры которого отличаются в зависимости от меры подвига христиан. Высшие меры этого опыта заключают созерцание Нетварного Божественного света и особые благодатные дары, явно свидетельствующие об обожении христианина – прозорливость, чудотворения и др. Не каждый христианин может достигнуть подобных высот, но каждому доступно ощущение действия благодати в опыте Богообщения. По слову св. Симеона Нового Богослова Христианин есть тот, кто опытно познал благодать Божества, кто умным чувством души своей ощутил, что Бог совершает в нем волю Свою чрез Иисуса Христа, кто подлинно приобщился жизни в Боге.

Основания христианской мистики можно заключить в следующие положения.

  1. Краеугольный Камень христианской мистики есть Господь Иисус Христос, соединивший в Себе Божественное и человеческое естество, приобщающий нас своему Божественному естеству через веру в Него и подвижническую жизнь по Его заповедям.
  2. Христианский мистический опыт есть исключительно дар Божий, ибо Его Источником является Сам Бог.
  3. Христианский мистический опыт немыслим вне духовного подвига борьбы со страстями, которого Бог требует от человека, поскольку Он желает обитать в лишь очищенном от греха человеческом сердце.
  4. В своих высших состояниях христианский мистический опыт обнаруживается в теснейшем соединении Бога и человека, проявляющемся в бесстрастии и святости.

Если же мистический опыт не имеет своим основанием веру в Иисуса Христа и подвиг, то он есть ложный путь, не ведущий к святости и спасению человека.

***

См. ОБОЖЕНИЕ, НЕТВАРНЫЙ СВЕТ, БОЖЕСТВЕННЫЕ ЭНЕРГИИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *