Христианский мистицизм — практика в христианстве, направленная на единение с Богом, осознанное познание Бога. Основным инструмент на пути к Божественному является глубокая молитва, связанная с образами Иисуса Христа и Святого Духа.
Христианский мистицизм неотделим от Христа — только при его посредничестве можно восстановить прерванную связь между человеком и Богом. При этом для постижения истины нужно, наряду со следованием мистическим практикам, очищаться, творить дела любви во славу Христа.
Ключевыми составляющими христианской мистики являются личность, свобода и любовь. Именно личная составляющая отличает христианскую мистику от внехристианской, так как первая подразумевает не только отрешённость, но и воплощённость, конкретность.
Среди известных христианских мистиков нужно отметить Псевдо-Дионисия Ареопагита, Св. Максима Исповедника, Св. Фому Аквината, Якоба Бёме, Ангелуса Силезиуса, Майстера Экхарта, Иоганна Таулера, Валентина Вайгеля.
История христианского мистицизма началась с возникновения христианства. Это подтверждается в ряде цитат из Библии, например, «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1-е Иоанна 3:2).
Способы, с помощью которых христианские мистики приближались к Богу, весьма разнообразны и подкреплены, как правило, сложной системой интеллектуальных обоснований, основанной на христианском учении. Это также отличает их от внехристианских мистиков, у которых во главе угла стоит практика, а не теоретические изыскания. Христианская мистика большое внимание уделяет трактовке библейских текстов, поиску в них аллегорического смысла. Каждое течение христианских мистиков выделяло в Библии ключевые фрагменты, на основе которых строило своё постижение божественного. Например, в отшельнической традиции кармелитов таким фрагментом являлись 3–4 стихи первой книги Царств.
Мистики христиане для постижения Бога двигались различными путями, например, учились думать как Христос.
Важнейшим понятием христианского мистицизма является «обожение» — «теозис». Это преображение человека, когда он приближается к Богу через жизнь в гармоничном общении с Ним, Церковью, человечеством и всеми творением, включая себя.
Есть различные трактовки этапов приближения к Богу в христианском мистицизме, например, очистительный, аскетический и озарительный, объединительный, дающий возможность лицезреть Бога лицом к лицу. Другая распространённая трактовка шагов мистического пути — очищение (соответствует телу), просвещение (относится к разуму) и единение (категория духа).
Очищение подразумевает исполнение требований, касающихся телесного аспекта жизни («умерщвлении духом дел плотских»): соблюдение постов, воздержания, молитв в строго определённое время и в необходимых позах (например, на коленях). К этой же категории относятся акты милосердия — помощь голодным, предоставление ночлега и т.д. В процессе очищения христианин должен избавиться от пагубных привычек, страстей и др. Этот путь связан с понятием аскезы, что первоначально трактовалось в том плане, что мистик является «духовным атлетом», соблюдающим самодисциплину и смирение.
Просвещение — это проникновение ума как в суть Священного Писания, так и постижение истины, скрытой в самой природе. Это позволяет лицезреть Бога в различных стихийных проявлениях. Как говорится, «неверующий смотрит вокруг и нигде не видит Бога, а мистик смотри вокруг и видит только Бога».
Единение, которое также называют контепляцией, заключается в познании сердцем божественной любви: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём».
Важную роль в христианском мистицизме играет религиозная община, без связи с которой даже отшельники не могут идти по пути познания Бога. Групповые поклонения, обряды — как например — Евхаристия, открытие своей души перед исповедником — всё это проявления общинной основы в христианском мистицизме.
Несмотря на множество направлений мистицизма и известных мистиков, которые добились больших успехов на своём пути, положение практикующих мистические учения со стороны официальной Церкви было далеко не однозначным. Любой мистик, который переживал божественное откровение, рисковал быть обвинённым в ереси, если его духовный опыт не сочетался с церковной доктриной. Именно поэтому он должен был смягчать и затаивать свои духовные открытия, что в целом тормозило развитие христианского мистицизма.
В настоящее время христианский мистицизм претерпел серьёзные изменения. С одной стороны, вероятно, сохранились различные мистические традиции, которые практикуются в закрытых сообществах, а с другой — элементы мистицизма особенно католического, были переняты учением нью-эйдж, хотя и серьёзно переработаны им (например, отрицается догма о постижении Божественного только через Иисуса Христа, который рассматривается только как один из просветлённых мастеров). Прогнозы дальнейшей судьбы христианского мистицизма тесно связаны с будущим, которое уготовано самой христианской вере — будет это трансформация и новое развитие или закостенение и упадок.
См. раздел МИСТИКА
- Вы – свет мира. Мистицизм в Православии
- Путь разума в поисках истины. Мистицизм
- Справочник по ересям, сектам и расколам. Мистицизм
- Исламская (суфийская) мистика с точки зрения православного духовного опыта С.А. Сергеев
- Мистика Церкви и мистика западных верований муч. Михаил Новоселов
- Святой Григорий Палама и православная мистика прот. Иоанн Мейендорф
- Апология мистики по творениям преп. Симеона Нового Богослова прот. Павел Аникиев
***
Ми́стика христиа́нская (от греч. μυστικός (мистикос) – таинственный, мистический) — 1) опыт непосредственного переживания человеком (группой лиц, общиной, собранием) духовно-благодатного соединения с Богом; 2) богословское выражение, обозначающее мистическую сторону жизни и деятельности Церкви.
Человеческая душа стремится не только к знанию о Боге, но и к живому соединению с Ним. Такое соединение есть цель всего бытия человека, поскольку Бог есть Всесовершенное Существо и соединение с Ним есть источник духовного блаженства.
Воплощение Сына Божьего открывает человеку возможность соединения с Богом, сообщает человеку усыновление Богу, то есть единение подобное единению Сына с Отцом (Иоан. 17:21-23).
Все Священное Писание говорит о возможности соединения с Богом, указывает на такое соединение как на цель духовной жизни: «Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор. 6:17). «Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим» (Иоан. 14:23). «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» (Иоан. 15:4).
Воплощение Сына Божия есть тайна, превосходящая человеческое разумение, ибо действующий в Воплощении есть Сам Бог: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим. 3:16). Такими же таинственными являются Божественные действия в человеческой душе, ведущие к ее соединению с Богом.
Эти действия называются Божественной благодатью, поскольку являют собой неизреченный дар благого Бога людям. Эти действия производятся Святым Духом и через них человек таинственно приобщается Божественной Жизни. Благодать Святого Духа подается в церковных таинствах, помогая христианину в его духовном подвиге, преображая и обновляя его естество, созидая в человеческой душе Царство Божие.
Опыт действия Божественной благодати и есть христианский мистический опыт, меры которого отличаются в зависимости от меры подвига христиан. Высшие меры этого опыта заключают созерцание Нетварного Божественного света и особые благодатные дары, явно свидетельствующие об обожении христианина – прозорливость, чудотворения и др. Не каждый христианин может достигнуть подобных высот, но каждому доступно ощущение действия благодати в опыте Богообщения. По слову св. Симеона Нового Богослова Христианин есть тот, кто опытно познал благодать Божества, кто умным чувством души своей ощутил, что Бог совершает в нем волю Свою чрез Иисуса Христа, кто подлинно приобщился жизни в Боге.
Основания христианской мистики можно заключить в следующие положения.
- Краеугольный Камень христианской мистики есть Господь Иисус Христос, соединивший в Себе Божественное и человеческое естество, приобщающий нас своему Божественному естеству через веру в Него и подвижническую жизнь по Его заповедям.
- Христианский мистический опыт есть исключительно дар Божий, ибо Его Источником является Сам Бог.
- Христианский мистический опыт немыслим вне духовного подвига борьбы со страстями, которого Бог требует от человека, поскольку Он желает обитать в лишь очищенном от греха человеческом сердце.
- В своих высших состояниях христианский мистический опыт обнаруживается в теснейшем соединении Бога и человека, проявляющемся в бесстрастии и святости.
Если же мистический опыт не имеет своим основанием веру в Иисуса Христа и подвиг, то он есть ложный путь, не ведущий к святости и спасению человека.
***
См. ОБОЖЕНИЕ, НЕТВАРНЫЙ СВЕТ, БОЖЕСТВЕННЫЕ ЭНЕРГИИ