2.1. Понятие и классификация ценностей
Культура, как и общество, покоится на системе ценностей. Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, любовь, дружба и т. п. Также они представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей. Отступление от ценностей является порицаемым.
Именно ценности отделяют человеческую жизнь от биологического существования, а сознание своего отличия от окружающего мира реализуется в ценностях в виде целей и идеалов этой жизни. Не сознание, как мы привыкли думать, а именно ценности определяют в конечном счете собственно человеческий смысл жизни, становясь ядром и внутренней основой культуры человека и общества.
Ценности существуют и функционируют объективно в практике реальных социокультурных отношений и субъективно осознаются и переживаются в качестве ценностных категорий, норм, целей и идеалов, которые, в свою очередь, через сознание и духовно-эмоциональное состояние людей и социальных общностей оказывают обратное воздействие на всю индивидуальную и общественную жизнь.
Именно отношением духовно-ценностного уровня к обществу, природе, другим людям, к самому себе и определяется специфика культуры, очерчивается ее собственное поле действия и сфера влияния.
Что бы ни понимать под культурой, ценности как исходные начала любого из ее видов и уровней неизбежно определяют саму культурную специфику, становясь ядром и внутренней основой культуры народа и общества. Еще на рубеже XIX и XX столетий было замечено, что «культура не есть осуществление новой жизни, нового бытия, она есть «осуществление новых ценностей» , и поэтому «именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры» . Поскольку культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей в людских делах и отношениях, то неразвитость ценностного сознания и является одним из главных признаков кризиса культуры человека и общества. Только культура сохраняет единство нации, государства, общества в целом, так как она определяется степенью осуществления ценностей и реализации ценностных отношений во всех сферах человеческой жизнедеятельности, и потому культура каждого народа, каждой нации первична по отношению к ее экономике, политике, праву и морали.
Философское учение о ценностях называется аксиологией (от греч. axios – ценность и logos – учение). Аксиология – учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах.
В аксиологии сформировалось несколько типов теорий ценностей. Стоит выделить две из них.
Аксиологический трансцендентализм (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Здесь ценности – не объективная реальность, а идеальное бытие. Они рассматриваются как независимые от человеческих желаний. К ним относятся такие ценности, как добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей. Ценность, таким образом, это не реальность, а идеал, носителем которого является «сознание вообще», т.е. трансцендентальный (потусторонний, запредельный) субъект. Кроме того, ценности рассматриваются в этой концепции как нормы, которые не зависят от человека и образуют общую основу конкретных ценностей и культуры.
Социологическая концепция ценностей. Ее основателем является немецкий социолог М.Вебер, который ввел проблему ценностей в социологию. С его точки зрения, ценность — это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. В этой связи он особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества.
Б.С. Ерасов предлагает такую классификацию ценностей :
Среди ценностей человеческого бытия и культуры, при всем их разнообразии, чаще всего выделяют несколько высших, центральных: Вера (или Бог), Добро, Красота и Истина (иногда еще – Любовь и Свобода). Действительно, в духовной жизни людей достаточно отчетливо проявлены религиозная, нравственная, эстетическая (художественная), а также познавательная составляющие.
2.2. Религиозные ценности и их особенности
Ценностно-нормативный уровень религии представляет собой сложную совокупность верований, символов, ценностей, моральных заповедей, которые содержатся в священных текстах и писаниях. Религиозные ценности занимают совершенно особое место в иерархии человеческих целей и ценностей, поскольку они определяют смысл и значение предельных состояний человеческого бытия, о которых говорилось ранее. Наряду с этим они включают в свое содержание моральные ценности и установки, как правило, аккумулирующие в себе выработанные веками нормы и правила человеческого общежития. Содержат они и гуманистическую ориентацию, призывающую к социальной справедливости и любви к ближнему, взаимной терпимости и уважению. Поэтому вполне естественно, что религиозные идеи и ценности способствуют социальной интеграции и стабильности общества.
Любая религиозная система подразумевает наличие Бога – некоей абсолютной истины, творца всего сущего; всеведущего высшего разума, управляющего миром; всеобщего мирового начала . Бог является главной религиозной ценностью и главной целью. От Бога исходят указание человеку стратегии поведения и контроль над ее исполнением и волеизъявление, которому человек должен покориться, а в случае непокорности будет наказан. Соответственно, обязанностями верующего является исполнение воли Бога, соответствие Божественным законам.
Содержание фигуры Бога является проекцией всех лучших человеческих качеств, и развитие личности во взаимодействии человека с Богом происходит по механизму проективной идентификации (то есть чем выше уровень духовного развития личности, тем ближе ее качества к божественным, и, следовательно, тем ближе сама личность к Богу).
Все многообразие религиозных ценностей – в сущности своей есть то, что открыто человеку в качестве исходных посылок для приближения к Богу, следования воле Божьей и исполнения замысла Творца. Бог выступает как абсолют, а мораль — как одно из средств обретения человеком этого абсолюта. Богом заповедованы и санкционированы основные нравственные ценности и требования. Соответственно все, что приближает к Богу, возвышает человека. Высшие ценности – это ценности, посредством которых человек приобщается к Богу, низшие – такие, которые отвращают человека от Бога.
Религиозные ценности можно условно разделить на две группы: источники религиозной морали и собственно нормы религиозной морали и нравственности. К первой группе относятся Бог, закон Божий, церковь, Священные Писания и т.д. Также сюда можно отнести веру, свободу и прочее, т.к. они предполагают исполнение морально-нравственных обязанностей: следование долгу, ответственность и т.д. Религиозная мораль – это совокупность нравственных понятий, принципов, этических норм, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. По сути, она представляет собой регламентированные в писаниях парадигмы сознания, правила и образцы поведения, приближающие человека к Абсолюту.
Воплощаясь в жизнь, принципы религиозной морали становятся нормами поведения и восприятия мира. Так, известный психоаналитик Отто фон Кернберг выделяет следующие продукты ценностей зрелой религиозности:
— Строгий запрет убийства, продолжающий и опирающийся на запрет отцеубийства и детоубийства;
— Запрет инцеста в самом широком смысле. Он включает регулирование сексуальных отношений, охраняющее любовь и супружеские пары;
— Уважение к правам других людей и терпимое отношение к неминуемым проявлениям примитивной агрессии, зависти, жадности и корыстолюбия;
— Способность не стать рабом своих чувств;
— Терпимость, доверие и надежда на «лучшее» и «хорошее», не закрывая при этом глаза на «злое», не отрицая его;
— Доверие к высшей моральной власти или высшему моральному принципу, соответствующему общему идеалу человечества;
— Работа и творчество (креативность) как вклад в создание «доброго» и «хорошего»;
— Развитие стремления вновь исправить нарушенное или разрушенное, стремление к реанимации;
— Борьба против разрушения.
Сделаем попытку выделить особенности религиозной системы ценностей:
-
Всеобъемлемость. Религиозная система ценностей, наряду с ориентацией на высшие духовные материи, включает также и регуляцию «мирской» жизни.
-
Универсальность. Религия создает ценности, общеобязательные для всех людей независимо от их социального положения, материального достатка и прочих мирских характеристик. Кроме того, религиозные предписания распространяются на все сферы человеческой жизни.
-
Статус аксиом. Религиозные ценности не требуют доказательств, так как имеют Божественное происхождение.
-
Наличие конечной цели. Конечной целью в религиозной системе ценностей является Бог. Следовательно, выполнение правил религиозной морали осуществляется не ради самого выполнения, а ради удовлетворения Бога и, в конечном счете, приобщения к Нему.
-
Выход за рамки материальных нужд. Религия наделяет жизнь духовным смыслом, дарует высокое предназначение, утверждает стремление к вечному.
-
Градация ценностей. Религия устанавливает градацию ценностей, придает им святость и безусловность, что затем ведет к тому, что религия упорядочивает ценности по «вертикали» — от земных и обыденных до божественных и небесных.
-
Тенденция к консервации ценностей и культурных традиций. Поскольку ценности, данные Богом, абсолютны и идеальны, то, следовательно, они не должны подвергаться изменениям.
-
Ответственность перед Богом. В отличие от других систем ценностей, в которых предполагается ответственность только перед собой и социумом, религиозная система оперирует понятием «грех» (грех рассматривается как нарушение предписываемых норм) и подразумевает наказание «свыше».
-
Возможность искупления греха раскаянием. Человек, нарушивший религиозную норму, имеет возможность реабилитироваться.
2.3. Влияние религиозных ценностей на общество
Роль религиозных ценностей в наше время часто недооценивается, поскольку влияние религии на общество и культуру, по крайней мере, явное, по сравнению с минувшими временами значительно ослабло. Однако отголоски этого влияния в значительной степени, хотя и часто в скрытом виде, остаются и по сей день.
Одно из важнейших достижений религии – создание нерушимой, основанной на гуманистических принципах морально-ценностной базы, непререкаемой в силу своего Божественного происхождения. Эта ценностная база лишена двойственности, относительности, т. к. исходит из абсолютного источника. Действительно, иные, относительные системы ценностей имеют общий существенный недостаток: поскольку они были сформированы человеком, то человек может считать себя вправе их разрушить. Религиозные же ценности устанавливают догмы «сверху», поэтому человеку разрушить их не под силу.
Появление религиозных ценностей оказало существенное влияние на отделение духовной сущности человека от телесной, зарождение в нем способности к альтруизму, стремлению жить не для себя, а для Бога и людей. То есть именно религия делает из человека-эгоиста человека-альтруиста – человека не берущего, а отдающего. Кроме того, религиозные ценности способны наделить человеческое существование совершенно новым, высшим смыслом. Они одухотворяют общество, выводят его на новый уровень взаимодействия, новую идейную платформу.
В конечном счете, именно появление религиозной системы ценностей сделало человека человеком культурным, нравственным.
Таким образом, все моральные нормы, правила хорошего тона, поведения в обществе, отношения к людям имеют корни в религиозных принципах гуманности, любви к ближнему. Отсюда же исходят понимание ценности общества, семьи, человеческой жизни.
Социальная роль религии в современном мире также достаточно велика. Самим обществом она определяется в следующих положениях:
— удерживает от дурных поступков и позволяет стать высоконравственным человеком;
— утешает в беде и помогает пережить ее (поскольку ценности, данные религией – Бог и служение Ему, вечность души – стоят выше, нежели утраченные);
— дает ответы на самые трудные вопросы миропонимания;
— сохраняет национальные традиции и культуру;
— обеспечивает духовно-нравственное возрождение общества (путем культивирования системы ценностей).
Значимость религиозных ценностей в жизни человека и общества в настоящее время признается также существенной частью неверующих.
Большинство верующих высказывается за активное привлечение религиозных организаций к решению широкого круга социальных проблем, в частности:
— духовно-нравственное воспитание;
— деятельность в сфере милосердия и благотворительности;
— разрешение межнациональных разногласий;
— нейтрализация агрессивных настроений;
— сохранение и развитие культуры.
Суммируя вышесказанное, мы приходим к выводу, что религиозные ценности – это особая система ценностей, отличающаяся устойчивостью, всеобъемлемостью, универсальностью и непререкаемостью. Ценностные принципы религии лежат в корне всех долговечных систем ценностей, формирующих отношение человека к миру, устанавливающих в обществе определенные моральные нормы, законы, идеалы. Благодаря религиозным ценностям происходит становление личности как полноценного члена социума.
Становится очевидно, что мощнейший потенциал религиозных ценностей в наши дни реализуется далеко не полностью. Причина этого, вероятно, в том, что религиозные основы современных ценностей часто не принимаются во внимание, а иногда даже позиционируются как «пережиток», от которого нужно избавляться. На самом деле религия способна на большее и достойна большего, нежели ей отводится.
В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия общечеловеческих ценностей, кратко охарактеризованы такие категории общечеловеческих ценностей, как жизнь, свобода, счастье.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, общечеловеческие ценности, интериоризация общечеловеческих ценностей.
Key words: values, value orientations, common to all mankind values, interiorisation of common to all mankind values.
Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества. Каждая историческая конкретная общественная форма может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии социально признанного (данным обществом и социальной группой), на основе которых развертываются более конкретные и специализированные системы контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей. Усвоение этой системы отдельной личностью составляет необходимую основу социализации личности и поддержания нормативного порядка в обществе.
Значимость их не ограничивается временными рамками существования породившей их социальной общности. Так, эстетические ценности античности сохранили свое значение и после гибели цивилизации; известна длительность воздействия гуманистических и демократических идеалов европейского Просвещения, истоки которых берут начало в античной и эллинистической культурах. Этот процесс носит поступательный характер и историческую преемственность в развитии ценностных систем. В процессе этого развития складывается система общечеловеческих ценностей, которая становится приоритетной в современную эпоху. Следовательно, каждая культура вырабатывает свои ценности (в том числе и универсальные), создающие общий контекст данной культуры и влияющие на формирование характера.
Общечеловеческие ценности выступают как общечеловеческий идеал, как выработанное сознанием общественным, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Общечеловеческие ценности называют также «вечными» ценностями (истина, красота, справедливость), и конкретно историческими (равенство, демократия).
В последнее время в науке особое значение придается общечеловеческим ценностям. Так, американские исследователи Ф. Клокхон и Ф. Стродбек определили общечеловеческие ценностные ориентации как сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общечеловеческих проблем. Их взгляд основан на том, что люди во всех культурах призваны решать одни и те же общие человеческие проблемы .
В работах Н. Д. Никандрова анализируется набор общечеловеческих ценностей, содержащихся в официальных государственных документах (Конституция, Всеобщая декларация прав человека), религиозных источниках (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран), учебных пособиях, во взглядах российских и зарубежных ученых и специалистов.
По мнению Н. Д. Никандрова, цели воспитания вторичны по отношению к ценностям или даже третичны. «Ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, менталитете народа и (или) провозглашено как норма. Меняются ценности — меняются нормы — меняются цели воспитания» . Прослеживая генезис развития общечеловеческих ценностей, автор подводит читателя к истокам их зарождения, отмечает, что многие, государством провозглашаемые добродетели, имеют очень древнюю историю, отчасти они отражены в трактатах великих философов античности и религиозных книгах. Так, шесть из десяти заповедей, которые, по преданию, Бог передал людям через пророка Моисея, содержат общечеловеческие ценности: «чти отца твоего и мать твою; не убий; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не пожелай добра ближнего твоего».
Что же можно считать общечеловеческими ценностями? Анализ научной литературы показал, что определений достаточно много.
По нашему мнению, общечеловеческие ценности — это ценностная значимость предметов, явлений, идей для мирового общества. К общечеловеческим ценностям относятся социально-политические и нравственные принципы, разделяемые большинством населения мирового сообщества; общечеловеческие идеалы, общенародные цели и основные средства их достижения; природные ценности и ценности, которые по своей сути и значимости имеют глобальный характер: проблемы сохранения мира, разоружения, международного экономического порядка и др.
На наш взгляд, это комплекс понятий, входящих в систему философского учения о человеке (жизнь, здоровье, права и свободы, моральные ценности, удовлетворение потребности в знаниях, культурно-историческое наследие и др.) и составляющих важнейший предмет изучения аксиологии.
Общечеловеческие ценности отличаются тем, что выражают общие интересы человеческого рода, свободные от национальных, политических, религиозных и иных пристрастий, и в этом качестве выступают императивом развития человеческой цивилизации. Общечеловеческие ценности — это предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей. По итогам кросс-культурного исследования, проведенного С. С. Шварцем, им было выявлено 66 ценностей в 20 культурах и с помощью статистики он назвал 110 наиболее универсальных. Среди них — самостоятельность, разнообразие жизни, гедонизм, достижение, власть, безопасность и др. .
Другие исследователи называют следующие значимые для большинства людей наборы ценностных ориентаций: личность, индивидуализм, взаимозависимость, возраст, пол, семья, качество отношений, значение авторитета, ролевого поведения, мобильность, общество, особенности взаимодействия, человеческая природа, отношение человека к природе, пути ее познания и др. .
К общечеловеческим ценностям, признанным мировым сообществом, относятся жизнь, свобода, счастье, а также высшие проявления природы человека, раскрывающиеся в его общении с себе подобными и с трансцендентным миром. В числе общечеловеческих ценностей также находятся мир, жизнь человечества, представления о справедливости, свободе, правах и обязанностях людей, дружбе и любви, родственные связи, ценности самосохранения, ценности самоутверждения и др.
Основополагающей категорией общечеловеческих ценностей является жизнь. Современная философия рассматривает жизнь как процесс человеческого бытия, как абсолютное, бесконечное начало мира, обладающее, в отличие от материи и сознания, активным, движущимся началом. Познание этого активного, движущегося начала, возможно, благодаря интуиции, посредством переживания. Жизнь — самое дорогая ценность для человека, основа его существования, его бытия в мире.
Свобода — еще одна важная ценность человеческого бытия. Свобода — это способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать зависимость от природных и социальных сил, сохранять возможности для своего самоопределения, выбора своих действий и поступков. Свобода выступает одной из универсальных ценностей человеческого бытия. Вопрос о свободе — один из важнейших в определении человеком своих позиций, ориентиров своей жизни и деятельности. Именно свобода обосновывает возможности развития человека как рода и как индивида.
Важнейшими в системе общечеловеческих ценностей являются ориентация на дружбу, справедливость, добро, красоту, истину.
Вопрос о приоритетных для кыргызстанцев ценностях неоднократно обсуждался на всех уровнях — в средствах массовой информации, на научных сессиях, был предметом психолого-педагогических исследований, изучался на междисциплинарном уровне. В качестве приоритетных кыргызских ценностей наиболее часто выделяется свобода, жизнь, труд, доброта, мир, культура, патриотизм, интернационализм, верность Родине, большая часть которых, как мы видим, близка к общечеловеческим ценностям.
Подробно исследована в кыргызской науке такая общечеловеческая ценность, как счастье. Этой проблеме уделила внимание в своей кандидатской диссертации Ж. А. Кедейбаева . Автор рассматривает основой счастья потребности, интересы, которые способствуют формированию высших духовных, социально-нравственных качеств субъекта. Осознанные личностью высшие социальные потребности в форме нравственного сознания регулируют поведение индивида и задают ему ценностный смысл. Счастье в основном связано с духовно-эмоциональной стороной жизни человека. По словам исследователя, «в субъективном плане счастье можно охарактеризовать как эмоционально-оценочное отношение личности к своей деятельности. Чувство счастья является отражением бытия человека и определенного состояния психики. … счастье — это элемент бытия, который способствует гармоническому развитию личности».Ж. А. Кедейбаева раскрывает в работе категорию счастье, его структуру. Она выделяет такие элементы в его структуре, как: спокойная жизнь, удовлетворение потребностей, благодарность, радость, оценка жизни, явления, оказывающие воспитательное воздействие на человека, его духовное состояние. Все эти элементы диалектически связаны друг с другом и отражают счастье как эмоционально-чувственную форму идеала, функционирующую в цивилизационном пространстве и социальном времени.
Учитывая мировой опыт, можно констатировать тот факт, что в контексте формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций, общечеловеческие ценности имеют исключительно важное значение. Ориентация на них является важной составляющей ценностно-ориентированной деятельности социальных институтов.
Попрание общечеловеческих ценностей рассматривается как преступление против человечности. Без этих ценностей не только не может состояться личность, но и невозможна нормальная жизнь общества в целом.
Заключая статью, следует сказать, что в данных условиях очень важным направлением ценностно-ориентировочной деятельности молодых поколений является формирование ориентаций на общечеловеческие ценности, проповедующие идеалы Добра, Красоты, Истины. Под сформированностью ценностных ориентаций на общечеловеческие ценности понимается адекватное к ним отношение, учет их общественной и личностной значимости, наличие знаний о них, степень их интериоризации и экстериоризации, то есть способности руководствоваться ими в процессе жизнедеятельности.
Литература:
- Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. — М., 1999.
- Караковский В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. — М.: Педагогика, 1992. — 129 с.
- Караковский В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: Педагогика, 1993. – 80 с.
- Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. –1998. — № 4. — С. 3–8.
- Ценностные ориентации в американском социальном сознании и реалии межкультурного взаимодействия // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. — 1996. — № 2.
- Кедейбаева Ж. А. Счастье — нравственная ценность: Автореф. дис. канд. философ. наук. — Б., 2006. — 20 с.
М. Ю. Загирняк
ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТИ У Г. РИККЕРТА И ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ С. И. ГЕССЕНА
Исследован историко-философский контекст формирования понятий «предание» и «цель-задание» в философии С. И. Гессена. Выявлено значение понятия ценности и иерархии ценностей у Г. Риккерта в определении понятий «предания» и «цели-задания» и главного принципа их взаимодействия.
Ключевые слова: интерпретация, неокантианство, аксиология, ценность, история.
Key words: interpretation, neo-Kantianism, axiology, value, history.
Сергей Иосифович Гессен, крупный представитель неокантианства в философии русского зарубежья, вошел в историю отечественной культуры как педагог и философ. Он известен своими историко-философскими исследованиями (в том числе посвященными этическим взглядам Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и В. С. Соловьева), а также общетеоретическими работами по философии права. Объединяет эти исследования понятийный аппарат, особое значение для понимания которого имеют такие идеи, как предание и цель-задание.
В данной статье раскрывается историко-философский контекст, определявший значение указанных понятий в системе Гессена. На базе их сравнения с понятием ценности Г. Риккерта делается вывод, что понятия предание и цель-задание, а также принципы их взаимодействия были сформированы Гессеном под влиянием учения Риккерта о ценностях и их иерархии. Изучение историко-философского контекста формирования этих понятий открывает возможность лучше понять содержание основополагающих принципов в философии Гессена. Кроме того, уточняется значение философии Гессена, оригинальность его взглядов и их место в развитии философской мысли.
Гессен считал Риккерта своим наставником1, и эти заявления не были пустой формальностью: он открыто признавал, что основывает собственную концепцию на теории ценностей своего учителя2 и принципе, согласно которому ценности объективны и всеобщи, универсальны, использовал аксиологическую модель Риккерта для обоснования культурно-исторического процесса. Ценность здесь служит главным критерием для постижения истории. История человечества осознается лишь потому, что в ней запечатлено ценностное начало. Вот почему для осмысления важнейших принципов философско-исторических взглядов Гессена важно понять, как он интерпретирует теорию ценностей Риккерта.
Ценность в философской концепции Риккерта — центральное понятие, особая часть мира; ценности определяют цели и задачи, которым должны служить воля и деятельность. Для соединения ценностей с действительностью ученый вводит категории оценки3 и блага4: оценку производит субъект, и он оценивает благо. Оценка может рассматривать развитие феноменов культуры с точки зрения ценностей. Они не могут быть положительными или отрицательными, а обладают только значением. Все это подводит нас к выводу, согласно которому культура находится в развитии, постоянно актуализирующем и интерпретирующем новое содержание. Но по той же причине понятие, которое позволяет характеризовать культуру в перспективе человеческой истории, не может быть ограничено исторической ситуацией. Все разнообразие культуры до соотнесения с ценностями представляет собой необозримое многообразие прошлого. В историю входит только то, что связано с воплощением ценностей.
Так как история бесконечно множит факты, то ценности становятся фильтром для выяснения значимости тех или иных событий в прошлом и таким образом способствуют формированию иерархии данных фактов. Ценности всегда связаны с определенным взглядом на прошлое и будущее, поскольку они могут быть выявлены только в результате анализа благ и оценок. Однако анализ ценностей с помощью оценки претворения ценностей в благах не становится абсолютным; последнее основание ценности остается непознанным. Это значит, что философия с помощью истории может вычленить ценности, но не узнать их первопричину.
Риккерт приходит к двойственному пониманию ценности: с одной стороны, она ограничена прошлым и будущим и, следовательно, связана с исторической традицией, с другой стороны, вневременна и формальна по отношению к историческому материалу. Разъясняет это противоречие Риккерт в статье «О системе ценностей».
1 Интересно то обстоятельство, что в течение всей жизни Гессен по возможности старался поддерживать связь с Риккертом и считал его не только учителем, но и другом .
2 См. его замечания в «Основах педагогики» .
3 Оценка — это психологический субъективный акт, выражающий отношение субъекта к ценности. Риккерт характеризует оценку в следующем пассаже: «Мы должны поэтому особенно резко различать понятие ценности и понятие психического акта оценивающего субъекта…» .
4 «Все, что составляет действительность какой-нибудь картины, — полотно, краски, лак — не относится к ценностям, с ними связанным. Поэтому мы будем называть также с ценностью связанные реальные и действительные объекты «благами»» .
Он определяет иерархию ценностей как тенденцию, отличающую собою всякое осмысленное, направленное на осуществление ценностей отношение . Свершение предполагает открытие содержания, которое структурируется и упорядочивается с помощью ценности. И данное содержание может состоять из бесконечного числа конечных частей, которые потенциально могут быть актуализированы. Риккерт полагает, что познание имеет целью достижение полноты, всеохватности, открытия всего содержания. Это позволяет установить с помощью применения тенденции свершения принцип постоянного расширения сферы конечных частей в бесконечном . Тогда возможно несколько видов осуществления ценностей в благах:
1) бесконечная целостность, когда тенденция свершения направляется на необозримое целое материала, и бесконечность предполагает вечную незавершенность;
2) совершенная частичность, когда тенденция к свершению ограничивается созданием формы для охвата определенной конечной части содержания;
3) совершенная целостность, которая представляет собой синтез двух первых видов ценности и последнюю цель в осуществлении ценностей.
Если сопоставить виды осуществления ценностей с течением времени, то блага бесконечной целостности относятся к будущему — это ступени в процессе прогрессирующего развития, и поэтому они называются благами будущего. Совершенная частичность достигается в настоящем, и блага осмысляются как итог развития и являются благами настоящего. Совершенная целостность может быть достигнута только в вечности, поэтому блага данной сферы — это блага вечности. Таким образом, настоящее осмысливается как возможность реализации совершенной частичности, ступень в понимании ценностей, а культурные ценности — это ценности совершенной частичности. При этом содержание настоящего, понятое с помощью формы — ценности, осознается с точки зрения всей человеческой истории — как процесс осуществления в благах ценностей. Ценность в принципе непознаваема в целостности, она бесконечна, поэтому воплощение ценности в благах действительность представляет собой постоянный процесс расширения и углубления понимания ценности.
Ценность как понятие философской концепции Риккерта послужила той категорией, с помощью которой Гессен обосновал возможность истории. Он интерпретировал теорию ценностей посредством взаимосвязанных понятий цель-задание и предание. Существуют вневременные цели, которые позволяют воспринимать множество общественных практик как последовательность развития человеческого общежития по направлению к идеалу и которые «во-первых. ценны сами по себе, а не только как средства достижения других целей, и, во-вторых, тем, что они неисчерпаемы, и в этом смысле бесконечны» . Такие цели Гессен называет целями-заданиями. Предание же — исторические данные, которые сохранились в памяти потому, что являются ценными по сравнению с множеством событий, произошедших за время жизни человечества, выделяются из событийности запечатлением вех движения к идеалу.
Развитие человечества понимается Гессеном как процесс взаимодействия предания и цели-задания. Будущее осмысливается как цель-задание, поскольку позволяет определить перспективы развития человечества. Настоящее же представляет собой континуальность, основанную на взаимодействии предания и цели-задания: стоит измениться второму, как изменится и первое.
Предание Гессена можно считать развитием и углублением такого понятия Риккерта, как благо, потому что оно — проявление ценности в действительности, и именно благодаря благам осуществляется осмысление ценности. Гессен универсализует понятие блага, распространяющееся на отдельный предмет культуры: предание охватывает все многообразие прошлого, запечатленного в благах. Данное понятие приводит к тому, что исследования культуры обязательно должны быть подкреплены знанием традиции. Совершенствование воплощения цели-задания требует знания традиции определенной культуры, поэтому определение целей развития культуры во всех областях может происходить на основе уникального, конкретного индивидуализированного прошлого, запечатленного в предании.
Развитие культуры представляет собой уникальный и неповторимый процесс, поскольку культура имеет определенную традицию. Таким образом, развитие культуры человечества возможно осмыслить только благодаря истории5. Гессен, как и Риккерт, отмечает ее ключевую роль в этом. Смысл бытия по данной концепции — в нескончаемости процесса совершенствования на пути к воплощению цели-задания. Если предположить, что оно будет воплощено в целостности, то, таким образом, прекратит свое существование как перспектива будущего, и, следовательно, исчезнет предание как комплекс благ, в которых запечатлено становление цели-задания. Принцип полноты, заданный Риккертом при определении иерархии ценностей, положен Гессеном в основу диалектического взаимодействия предания и цели-задания — главных характеристик исторической динамики.
Совершенная целостность осуществима только в перспективе вечности, тогда как человеческая культура представляет собой процесс развития, т. е. заключена во времени. Целое — это трансцендентная данность, необходимая для того, чтобы обосновать принципиальную неисчерпаемость цели-задания, и, значит, для всего процесса развития культуры. Гессен берет от Риккерта неисчерпаемость познания ценности и преобразует его как важнейшую характерную черту цели-задания. Оно неисчерпаемо — подразумевает непрекращающийся процесс развития, и следовательно, обосновывает стремление к совершенствованию в настоящем. Бесконечность цели-задания позволяет позиционировать его вне времени, вне становления, вознесенным над всеми целями-данностями, актуальными для определенной исторической ситуации, в качестве вечного идеала, содержание которого никогда полностью не будет раскрыто.
Таким образом, аксиология Риккерта играет ключевую роль в формировании специального понятийного аппарата, который Гессен применяет для собственной философии в целом. Предание и цель-задание являются системообразующими понятиями, благодаря которым Гессен развивает и усложняет категорию ценности, сохраняя при этом существенные признаки, характерные для ценности в концепции Риккерта. Подтверждает сказанное и то обстоятельство, что Гессен использует главный принцип иерар-хизации ценностей Риккерта (стремление к полноте) для обоснования взаимодействия предания и цели-задания, фундирования динамики исто-
5 «И самая культура измеряется длительностью истории: данное общество тем культурнее, чем древнее и богаче его история, т. е. чем больше ценностей накопило оно на пути к вечным заданиям культуры» .
рического процесса с помощью связи двух понятий. Это значит, что в аксиологии Риккерта Гессен находит решение для обоснования роли культуры в развитии истории.
Список литературы
1. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
2. Гессен С. И. Мое жизнеописание // Гессен С. И. Избранные сочинения. М., 1999. С. 723-782.
3. Гессен С. И. Правовое государство и социализм // Гессен С. И. Избранные сочинения. М., 1999. С. 147— 542.
4. Риккерт Г. О понятии философии // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С. 15—42.
5. Риккерт Г. О системе ценностей // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С. 363 — 391.
Об авторе
Загирняк Михаил Юрьевич — ассист. кафедры философии исторического факультета Балтийского федерального университета им. И. Канта, mikhail.zagirnyak@gmail.com