Христианский идеал морали

П.С. Гуревич ВОЗРОЖДЕНЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА*

Возрождение (Ренессанс) — это переходный период от средневековой культуры к культуре Нового времени (Х1У-ХУ1 вв.). «Итогом прогрессирующего разрушения средневековой социальной структуры было возникновение индивида в современном смысле слова» (с. 122). Якоб Буркхардт (1818-1897) писал, что человек, познав самого себя, приобретает индивидуальность и создает свой внутренний мир. Кроме Я. Буркхардта, так считали философы Вильгельм Дильтей (1833-1911) и Эрнст Кассирер (18741945). Этот вывод оспаривал нидерландский историк и философ Йохан Хейзинга (1872-1945), который полагал, что установки современного человека, стремящегося к личным достижениям и развитию индивидуальности, в эпоху Возрождения находились только в зачаточном состоянии. Автор реферируемой статьи подчеркивает, что уже в раннем Ренессансе выдвигается на первый план «свободная человеческая индивидуальность», которая навсегда останется характерной для данной эпохи (с. 124).

В Ренессансной культуре происходило обожествление человека, его называли образом и подобием Бога. «Ренессансный стиль мышления предполагал прежде всего раскрытие небывалых творческих возможностей разума» (с. 127). Крупный деятель итальянского Возрождения Пико делла Мирандола (1462-1494) высказал догадку, что если человек сотворен по образу и подобию Бога, то он «может преобразовать себя, изменить и пересотворить» (с. 128).

П. С. Гуревич

В культуре Ренессанса люди оценивались как самое лучшее создание природы и божества. Самостоятельным идейным движением становится гуманизм, который «рассматривает человека как существо, достойное духовного и физически полноценного существования» (с. 132). Так, Эразм Роттердамский (1469-1536) рассматривал нравственное совершенствование человека как отправной пункт христианского благочестия.

Проблему человеческой природы исследовали Мишель Мон-тень (1533-1592) и (уже в начале Нового времени) Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Монтень считал, что в наших желаниях нет никакого постоянства, а согласно Бэкону природа в человеке часто бывает сокрыта, она «может долго не давать о себе знать и вновь ожить при случае или соблазне» (с. 136). Мыслители позднего Ренессанса размышляли относительно понимания человека как живого существа, возвышающегося над другими живыми существами. Они были уверены в том, что человеческая деятельность выделяет человека из природного царства. Центральный тезис выдвинутой Я. Буркхардтом концепции Возрождения — становление индивидуализма, раскрепощение и расцвет личности.

И.Г.

Вопрос № 167

Вопрос: Этический идеал стоиков – мудрец, достигший …

Ответы: ● апатии ○ счастья ○ свободы от судьбы ○ бессмертия

Решение: Этический идеал стоиков (Зенон из Китиона, Хрисипп, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) – мудрец, достигший апатии – бесстрастия, независимости от внешних обстоятельств. Совершенный человек, с точки зрения стоиков, действует в согласии с природными законами, то есть добровольно следует судьбе, и в его поступках важно не достижение внешней цели, часто не подвластное человеку, а только этический характер действия и отношения человека к миру. Стоики, таким образом, развили учение о внутренней духовной свободе личности как самоконтроле, смирении, подавлении эгоистических стремлений и страстей. Это учение оказало большое влияние на христианскую философию.

Вопрос № 168

Вопрос: Автором принципиально новой концепции государства в противоположность господствовавшей до этого теократической является …

Ответы: ● Никколо Макиавелли ○ Эразм Роттердамский ○ Томас Мор ○ Мишель Монтень

Решение: Никколо Макиавелли (1469-1527) в работе «Государь» исходит из того, что самый мощный стимул человеческих действий – интерес, более всего он виден в желании людей сохранить свою собственность. Сохранение лучше всего обеспечивается приобретением новой собственности. Но тогда происходит столкновение интересов различных людей и возникает государство для самозащиты людей друг от друга, а не как результат божественной воли, как это утверждалось в теократической концепции государства.

Вопрос № 169

Вопрос: Д. Юм считал недоказуемым существование …

Ответы: ● причинно-следственных связей ○ данных опыта ○ психических ассоциаций ○ веры

Решение: Д. Юм, английский философ, считал недоказуемым существование причинно-следственных связей в природе. Теория познания Д. Юма сложилась в результате переработки им субъективного идеализма Дж. Беркли в духе агностицизма и феноменализма. Поскольку Д. Юм считал проблему отношения бытия и духа теоретически неразрешимой, он заменил ее проблемой зависимости простых идей (чувственных образов памяти) от внешних впечатлений. По Д. Юму, то, что обычно считают следствием, не содержится в том, что считается причиной, логически из нее невыводимо. Психологический механизм, вызывающий убеждение людей в объективном существовании причинности, основан на восприятии регулярного появления и следования во времени события Б после пространственно смежного с ним явления А и составляет, таким образом, предмет «естественной веры».

Вопрос № 170

Вопрос: Основателем критического, или «трансцендентального», идеализма в немецкой классической философии является …

Ответы: ○ Ф. Шеллинг ○ Л. Фейербах ● И. Кант ○ Г. Гегель

Решение: Основателем критического, или «трансцендентального», идеализма в немецкой классической философии является И. Кант.

Вопрос № 171

Вопрос: Основу человеческой психики, по З. Фрейду, составляет…

Ответы: ○ «Я» ○ «Сверх-Я» ● «Оно» ○ «Другой»

Решение: Основу человеческой психики, по З. Фрейду (основателю психоаналитической философии), составляет «Оно» – уровень бессознательного, сфера биологических инстинктов и вытесненных психических импульсов, среди которых главное место занимает либидо – сексуальное влечение.

Вопрос № 172

Вопрос: Представителем западничества в русской философии является…

Ответы: ○ Г.В. Плеханов ○ К.Э. Циолковский ● А.И. Герцен ○ А.С. Хомяков

Решение: Представителем западничества в русской философии является А.И. Герцен. Западники делали акцент на творческом усвоении опыта Западной Европы, особенно в общественно-политической области. А.И. Герцен считал, что социальное развитие – это неподвластный никакому предопределению процесс, направляемый стремлением людей к самопознанию и сознательной деятельности во имя свободы (Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. М, 2001. С. 145).

Вопрос № 173

Вопрос: Философское учение, исходящее из признания равноправности и несводимости друг к другу двух основных начал универсума – материального и духовного, называется…

Ответы: ○ материализм ○ пантеизм ○ идеализм ● дуализм

Решение: Философское учение, исходящее из признания равноправности и несводимости друг к другу двух основных начал универсума – материального и духовного, называется «дуализм» (от лат. dualis – двойственный). Термин был введен в XVIII веке немецким физиологом Х. Вольфом и обозначал признание двух субстанций: материальной и духовной.

Вопрос № 174

Вопрос: Философская позиция, рассматривающая пространство и время как выражение отношений между материальными объектами, называется…

Ответы: ○ материалистической ● реляционной ○ идеалистической ○ субстанциональной

Решение: Философская позиция, которая рассматривает пространство и время как выражение отношений между материальными объектами, называется реляционной (relatio – отношение; Г. Лейбниц, А. Эйнштейн). С точки зрения этой теории, пространство и время существуют не самостоятельно, а в качестве особых отношений между явлениями и процессами. Теория относительности А. Эйнштейна доказывает, что в реальном физическом мире пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к другой.

Вопрос № 175

Вопрос: Содержанием психофизиологической проблемы являются отношения, возникающие между…

Ответы: ○ бытием и небытием ○ материей и сознанием ○ правым и левым полушарием головного мозга человека ● телом и душой

Решение: Содержанием психофизиологической проблемы являются отношения, возникающие между телом и душой. Психофизиологическая проблема впервые была поставлена Р. Декартом в XVII веке в форме концепции психофизического взаимодействия. Р. Декарт полагал, что психические явления и явления телесные принадлежат к принципиально различным сферам бытия: психические – к духовной субстанции, а телесные – к материальной. Указанные сферы не могут воздействовать друг на друга, поскольку обладают разными характеристиками: материальная – пространственной протяженностью, а духовная – внепространственна. Взаимодействуют они только в шишковидной железе головного мозга человека. Существуют и иные варианты решения психофизиологической проблемы.

Вопрос № 176

Вопрос: Согласно диалектическому материализму ощущения человека по отношению к познаваемым предметам и явлениям объективной реальности выступают как…

Ответы: ● субъективный образ объективного мира ○ иллюзия ○ копия, «слепок» вещей ○ иероглиф

Решение: Согласно диалектическому материализму ощущения человека по отношению к познаваемым предметам и явлениям объективной реальности выступают как субъективный образ объективного мира. Ощущения не тождественны объектам, поскольку они, возникая в коре головного мозга человека, производны от соответствующих физиологических, биохимических процессов. Однако ощущения, как результат вполне объективных взаимодействий, согласуются с вещью, соответствуют ей.

Вопрос № 177

Вопрос: В гносеологии понятие «истина» применимо к…

Ответы: ○ любому суждению, высказанному субъектом ● знанию, обусловленному свойствами объекта ○ любому виду знания ○ представлениям о ценностях и идеалах

Решение: В гносеологии понятие «истина» применимо к знанию, обусловленному свойствами объекта. Понятие «истина» относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Все проблемы философской теории познания так или иначе касаются либо средств достижения истины, либо форм существования истины, либо форм ее практической реализации. Проблема истины стоит в одном ряду с такими понятиями, как «добро», «смысл жизни», «любовь». Данная категория не была бы так теоретически, ценностно нагружена, если бы не имела отношения к объективным сторонам действительности и жизни человека.

Вопрос № 178

Вопрос: Процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей называется …

Ответы: ● социализация ○ социальная стратификация ○ маргинализация ○ социальная мобильность

Решение: Процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей называется социализацией.

Вопрос № 179

Вопрос: Особенностью совершенного человека, с точки зрения древневосточной культуры, является…

Ответы: ○ социально-практическая самореализация ○ гармоничное, всестороннее развитие личности ● самоуглубленность, отрешенность духа ○ эрудированность и экологическое сознание

Решение: Особенностью совершенного человека, с точки зрения древневосточной культуры, является самоуглубленность, отрешенность духа. Целью человеческого самосовершенствования в культуре Востока является достижение нирваны – состояния абсолютного покоя, обретаемого путем отрешения, «ухода» сознания от мира объектов в глубь себя.

Вопрос № 180

Вопрос: Полилинейность общественного прогресса отстаивал …

Ответы: ○ Дж. Вико ○ Гесиод ● Н.Я. Данилевский ○ А. Тюрго

Решение: В концепции локальных цивилизаций прогресс общества оказывается полилинейным, идущим в разных цивилизациях разными путями. Н.Я. Данилевский полагал, что в мире существуют автономные, независимые друг от друга локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою собственную историю.

Вопрос № 181

Вопрос: Предметом философии является(-ются)…

Ответы: ○ положения Священного писания ○ физическая реальность ● всеобщее в системе «мир – человек» ○ доводы разума, исходящие из интуиции

Решение: Предметом философии является всеобщее в системе «мир – человек». Эта система при первичном подразделении распадается на две относительно противоположные взаимосвязанные подсистемы – «мир» и «человек». Каждая из них распадается на уровни и взаимоотношения между ними (П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия: учебник. М., 2001. С. 50).

Вопрос № 182

Вопрос: Центральной проблемой немецкой классической философии является…

Ответы: ● проблема тождества субъекта и объекта ○ проблема первоначала ○ структура человеческой психики ○ вопрос об отношении человека и Бога

Решение: Центральной проблемой немецкой классической философии является проблема тождества субъекта и объекта, сознания и бытия. Унаследовав проблематику философии Нового времени, разделившей все сущее на субъект и объект, немецкая философия 2-й пол. XVIII – XIX вв. поставила перед собой задачу преодолеть границу между сознающим «Я» и «миром». Так, Кант утверждает существование до-опытных достоверных принципов мышления; И.Г. Фихте рассматривает волевой акт как преодоление отчуждения «Я» от «мира»; по Ф. Шеллингу, тождество субъекта и объекта достигается в творчестве, по Г. Гегелю – в самосознании и культуре.

Вопрос № 183

Вопрос: Принцип ________ утверждает всеобщую обусловленность и причинность явлений.

Ответы: ○ фатализма ○ индетерминизма ● детерминизма ○ телеологизма

Решение: Всеобщую обусловленность явлений утверждает принцип детерминизма (лат. determinatio – определять). Детерминизм – это учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира, в центре которого находится идея причинности, то есть такой связи явлений, в которой одно явление (причина) с необходимостью производит другое (следствие).

Вопрос № 184

Вопрос: Диалектика в своем развитии опирается в первую очередь на …

Ответы: ● естествознание ○ историю ○ философию ○ психологию

Решение: Диалектика в своем развитии опирается в первую очередь на достижения естествознания, потому что все процессы эволюции неживой и живой природы совершаются по законам диалектики, устанавливающим всеобщий характер связи явлений, направленность и источник их развития.

Вопрос № 185

Вопрос: Субъектом познания Л. Фейербах считал …

Ответы: ○ человека как родовое существо, все человечество ○ активно осуществляющего познавательную деятельность индивида ○ познающего человека ● человека, пассивно воспринимающего мир

Решение: Субъектом познания Л. Фейербах считал человека, пассивно воспринимающего мир.

Вопрос № 186

Вопрос: Проблема критериев научности знания наиболее четко сформулирована в ХХ веке в философии …

Ответы: ● неопозитивизма ○ неотомизма ○ экзистенциализма ○ постмодернизма

Решение: Проблема критериев научности знания сформулирована в ХХ веке в философии неопозитивизма. Неопозитивизм или логический позитивизм, является школой философии, которая включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающийся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии (гносеологии).

Вопрос № 187

Вопрос: Древнейшей формой постижения реальности человеком является…

Ответы: ○ философия ○ наука ○ искусство ● миф

Решение: Древнейшей формой постижения реальности человеком является миф. Миф представляет собой тот способ понимания и объяснения явлений природы и человека, который обусловлен особенностями мышления первобытного человека. Его специфика – в неразличении вещи и образа, тела и свойства. Сходство или последовательность событий миф интерпретирует как причинно-следственную связь. По форме миф представляет собой предание, символически выражающее некоторое событие как якобы имеющее место в природе или истории. И все-таки миф обладает познавательной силой, поскольку он представляет собой собрание готовых знаний, представлений, верований, и способов постижения мира. В мифах содержатся и практические рекомендации, являющиеся результатом обобщения опыта многих поколений. Миф многозначен, содержит бесконечную смысловую перспективу, создавая возможность использовать его в целях ориентации в меняющемся мире.

Вопрос № 188

Вопрос: Характерным отличием философского подхода к изучению человека от естественнонаучного является…

Ответы: ○ рассмотрение человека исключительно как духовного существа ○ рассмотрение человека как самостоятельной, независимой от общества сущности ○ осмысление человека как социального существа ● осмысление сущности человека в единстве его биологических, социальных и духовных проявлений

Решение: Характерным отличием философского подхода к изучению человека от естественнонаучного является осмысление сущности человека в единстве его биологических, социальных и духовных проявлений. Человек предстает в философии как сложное образование, детерминированное природными и социальными факторами, и как существо, относительно независимое от внешних условий, обладающее внутренним миром, духовностью.

Вопрос № 189

Вопрос: Детерминантами образа жизни человека являются …

Ответы: ● природная и социальная среда ○ индивидуальные особенности человека и его профессиональная деятельность ○ социальная среда и его профессиональная деятельность ○ природная среда и индивидуальные особенности человека

Решение: Детерминантами образа жизни человека из-за его биосоциальной сущности являются природная и социальная среда.

Вопрос № 190

Вопрос: Перед человеком возникает вопрос о смысле жизни, так как человек…

Ответы: ● смертен ○ верит в Бога ○ имеет свободное время ○ счастлив

Решение: Перед человеком возникает вопрос о смысле жизни, так как человек смертен. Осознание конечности существования заставляет человека критически относиться к собственной жизни и размышлять о ее безусловной ценности.

Вопрос № 191

Вопрос: Основные принципы бытия, определяющие устройство мира, изучает…

Ответы: ● онтология ○ гносеология ○ аксиология ○ логика

Решение: Основные принципы бытия, определяющие устройство мира, изучает онтология. Онтологию уже в древности считали важнейшей частью философии. Бытие было одной из главных тем философских размышлений античных мыслителей, хотя слово «онтология» вошло в философский язык лишь в XVII в. Категория бытия возникла как предельно обобщенная характеристика того, что присуще всему в мире.

Вопрос № 192

Вопрос: Смысл понятия «деизм» заключается в …

Ответы: ○ признании двух равноправных начал: духа и материи ○ отождествлении Бога и природы ● представлении о том, что дух творит материю и предшествует ей ○ признании первичности материи и производности от нее духа

Решение: Смысл понятия «деизм» заключается в представлении о том, что дух творит материю и предшествует ей. Деизм (от лат. Dues – бог) – признание Бога первопричиной развития природы, силой, давшей первотолчок мировому движению и больше не вмешивающейся в его ход. В философии Нового времени деизм стал формой дистанцирования от религии. Характерной особенностью деизма было сведение к минимуму функции Бога.

Вопрос № 193

Вопрос: Понятие «парадигма» в философию науки ввел …

Ответы: ○ И. Лакатос ● Т. Кун ○ К. Поппер ○ Р. Карнап

Решение: Т. Кун разработал антикумулятивистскую концепцию развития науки. Он называет исходную теоретическую систему, принятую в научном сообществе, парадигмой. В развитии науки, по Т. Куну, чередуются периоды «нормальной» науки и периоды научных революций.

Вопрос № 194

Вопрос: Центральным в философии Н. Бердяева является понятие …

Ответы: ○ «философия слова» ○ «философия разумного эгоизма» ● «философия свободы» ○ «философия всеединства»

Решение: Н. Бердяев сам себя называет «философом свободы». Свобода – это то, что, по его мнению, в конечном счёте, на онтологическом уровне определяет содержание «царства духа», смысл его противостояния «царству природы». Идея свободы пронизывает всё учение Н. Бердяева.

Вопрос № 195

Вопрос: Античным философом, поставившим первым онтологический вопрос «Что есть все?» считают …

Ответы: ○ Пифагора ○ Анаксимена ○ Ксенофана ● Фалеса

Решение: Фалес (640 – 546 до н.э.), считается родоначальником философии.

Вопрос № 196

Вопрос: Первое систематическое изложение учения о развитии принадлежит…

Ответы: ○ Марксу ● Гегелю ○ Сократу ○ Гераклиту

Решение: Первое систематическое изложение учения о развитии принадлежит Г. Гегелю – представителю немецкого классического идеализма (соч. «Феноменология духа»). Система Г. Гегеля была описанием развития Абсолютной идеи в ее самопознании. Особенностью гегелевского понимания развития была диалектика как принцип всякого движения.

Вопрос № 197

Вопрос: К законам диалектики, сформулированным Г. Гегелем, не относится закон …

Ответы: ○ закон отрицания отрицания ○ закон взаимопроникновения противоположностей ○ закон перехода количества в качество ● единства и борьбы противоположностей

Решение: Закон единства и борьбы противоположностей был сформулирован К. Марксом на основе идей Г. Гегеля. Он объясняет источник всякого развития – противоречия.

Вопрос № 198

Вопрос: Объектом познания, с точки зрения диалектического материализма, является(-ются)…

Ответы: ● фрагмент объективной или субъективной реальности, на которую направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта ○ «вещь-в-себе» ○ феномены сознания ○ «комплекс ощущений» субъекта познания

Решение: Объектом познания, с точки зрения диалектического материализма является фрагмент объективной или субъективной реальности, на который направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта. «Объект» и «объективная реальность» – несовпадающие понятия, поскольку в бесконечном, неисчерпаемом мире существует бесчисленное множество предметных систем, не ставших еще объектами внимания субъекта. Не может выступать объектом познания и то, что изначально признается непознаваемым, например, кантовская «вещь-в-себе».

Вопрос № 199

Вопрос: По Аристотелю, человек – это …

Ответы: ● политическое животное ○ ансамбль общественных отношений ○ двуногое и без перьев ○ великая тайна

Решение: По Аристотелю, человек – это политическое животное.

Вопрос № 200

Вопрос: Одним из признаков массовой культуры является …

Ответы: ● коммерческий характер ○ воплощение в физических объектах ○ ограниченность распространения ○ анонимность

Решение: Одним из признаков массовой культуры является коммерческий характер. Массовая культура – культура современного общества, рассчитанная на широкое распространение и массовое потребление. Ее продукты (фильмы, музыкальные произведения, печатные издания и т.д.) создаются с целью получения прибыли и часто сопровождаются рекламой.

Вопрос № 201

Вопрос: Разные этносы, вовлеченные в какой-либо общий социально-исторический процесс, называются …

Ответы: ○ субэтносом ○ племенем ● суперэтносом ○ классом

Решение: Разные этносы, вовлеченные в какой-либо общий социально-исторический процесс, образуют суперэтносы или метаэтнические общности (например, славянский суперэтнос, «христианский мир).

Вопрос № 202

Вопрос: Растущая взаимозависимость различных стран, регионов, экономическая и культурная интеграция человечества называется…

Ответы: ○ информатизация ○ идеологизация ● глобализация ○ технологизация

Решение: Глобализация – это процесс усиления интеграционных связей между народами и государствами на основе экономической, политической и культурной взаимозависимости. Особенностью глобализации является то, что она касается всех стран и народов и проявляется во всех сферах общественной жизни.

Вопрос № 203

Вопрос: Философским учением о ценностях является …

Ответы: ○ социобиология ○ эстетика ● аксиология ○ социальная философия

Решение: Аксиология – учение о ценностях и их природе.

Вопрос № 204

Вопрос: Функция философии, которая выражается в обобщении окружающей действительности, создании мыслительно-логической схемы, системы окружающего мира, называется …

Ответы: ○ воспитательно-гуманитарной ○ гносеологической ● мыслительно-теоретической ○ прогностической

Решение: Функция философии, которая выражается в обобщении окружающей действительности, создании мыслительно-логической схемы, системы окружающего мира, называется мыслительно-теоретической.

Вопрос № 205

Вопрос: Общей характеристикой научного и философского мировоззрения является…

Ответы: ● наука и философия относятся к истине как к высшей ценности ○ наука и философия доказывают или опровергают свои положения экспериментальным, опытным путем ○ наука и философия плюралистичны ○ наука и философия постигают мир в его универсальной целостности

Решение: Наука и философия относятся к истине как к высшей ценности. Только в науке и философии целью деятельности является истина сама по себе, во всех других видах человеческой деятельности истинное знание нужно человеку ради какой-либо иной цели.

Вопрос № 206

Вопрос: Философом, признающим число как первосущее, был…

Ответы: ○ Аристотель ○ Парменид ● Пифагор ○ Гераклит

Решение: Философом, признающим число как первосущее, был Пифагор. Он учил о бессмертии души (псюхе) и переселении души (метемпсихозе). Также говорил о родстве людей и всех иных живых существ, о необходимости очищения (катарсисе). Способом катарсиса, по Пифагору, является вегетарианство, а для души – приобщение к музыкально-числовой гармонии Космоса, где звучит музыка планет.

Вопрос № 207

Вопрос: Во взглядах на природу в эпоху Возрождения утверждается …

Ответы: ○ реализм ○ теоцентризм ○ космологизм ● пантеизм

Решение: Во взглядах на природу в эпоху Возрождения утверждается пантеизм. Для пантеизма характерно отождествление природы и Бога, при этом природа одухотворяется и наделяется божественными свойствами.

Вопрос № 208

Вопрос: Основоположником немецкой классической философии является…

Ответы: ○ Жан-Поль Сартр ● Иммануил Кант ○ Рене Декарт ○ Уилсон Эдвард

Решение: Основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант, совершивший «коперниканский переворот» в философии от метафизических абсолютных принципов бытия к познающему субъекту. Основные вопросы философии Канта – проблема знания и проблема свободы воли. Человек, по его мнению, двойственен: как разумное существо, он должен стремиться выполнять общие моральные законы, как чувственное – стремиться к личной цели и собственному счастью.

Вопрос № 209

Вопрос: К представителям постмодернистской философии относится …

Ответы: ○ Ж. Маритен ○ Э. Фромм ○ В. Дильтей ● Ж.Делез

Решение: Ж. Делез (1925-1995) – французский философ-постмодернист. Обосновал концепцию жизни-конструирования как дифференциации, которая ведёт к многообразию, дал развернутое формулирование того, что является становлением человека – последовательное прохождение стадий становления женщиной, животным, частичным объектом и т.д. В этих взглядах прослеживается восприятие иррационалистических идей Ф. Ницше.

Вопрос № 210

Вопрос: Философом начала XIX века, развившим традицию соотносительного определения бытия и небытия, заложенную Аристотелем, является …

Ответы: ○ Ш.Монтескье ○ Р.Декарт ● Г.Гегель ○ К.Маркс

Решение: Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1830) развил традицию соотносительного определения бытия и небытия. Он проанализировал понятие «начало» и показал, что любое начало есть единство бытия и ничто (из которого должно произойти нечто). В гегелевском понимание бытие есть чистая неопределенность и пустота. В нем нечего созерцать, его нельзя мыслить, «бытие, неопределенное непосредственное, есть на самом деле ничто, и не более и не менее, как ничто». Гегель диалектически осмыслил категории бытия и небытия в их взаимосвязях и взаимодействиях.

Вопрос № 211

Вопрос: Основоположником феноменологии является …

Ответы: ○ З. Фрейд ○ Г. Гегель ○ К. Маркс ● Э. Гуссерль

Решение: Основоположником феноменологии является Э. Гуссерль, провозгласивший лозунг «К самим вещам!», т.е. к изучению смыслов предметов и событий. «Феномен» – не предмет как таковой в единстве его сущности и явления и тем более не явление как обнаружение сущности, а смысл и значение предмета.

Вопрос № 212

Вопрос: Отрицанием в диалектике является…

Ответы: ○ отказ от преемственности в процессе развития ○ хаос и неустойчивость ○ абсолютизация момента преемственности в процессе развития ● переход системы из одного состояния в другое, сопровождающийся сохранением некоторых элементов старого состояния

Решение: Отрицанием в диалектике является переход системы из одного состояния в другое, сопровождающийся сохранением некоторых элементов старого состояния. Никакое развитие невозможно без перехода от одного качества к другому, а значит, без отрицания. Отрицание в диалектике рассматривается как конструктивный процесс, детерминированный главным образом внутренними факторами, внутренними противоречиями. Система в этом случае содержит в себе свое собственное отрицание, то есть самоотрицание.

Тест по обществознанию Мораль для 8 класса с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте 2 части. В части А — 4 задания, в части В — 1 задание.

1 вариант

Часть А

A1. В Нагорной проповеди провозгласил свои заповеди:

1) Моисей
2) Христос
3) Конфуций
4) Кант

А2. Что такое патриотизм?

1) правовая норма
2) мораль
3) национализм
4) любовь к Родине

А3. Верны ли суждения о нравственности: а) мораль — слово, часто употребляемое вместе с понятием нрав­ственности; б) нравственность — практические поступки людей?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А4. Верны ли суждения о добре: а) добрым быть труднее, чем злым; б) в жизни человек часто стоит перед выбором между добром и злом?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Часть B

В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «гуманизм». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1) человеколюбие
2) нравственность
3) аморальность
4) доброта
5) милосердие
6) сострадание

2 вариант

Часть А

A1. Христианский идеал морали призывает преодолевать вражду через:

1) применение силы
2) философский спор
3) милосердие
4) проповедь

А2. Каким словом, по мнению Конфуция, можно руководствоваться всю жизнь?

1) взаимность
2) принципиальность
3) правда
4) скромность

А3. Верны ли суждения о гражданственности: а) образ­цом гражданственности является патриотизм; б) граждан­ственность в современном мире не является необходимым качеством человека?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А4. Верны ли суждения о морали: а) мораль — это мысли, идеи о добрых поступках; б) мораль вырастает из практи­ческой нравственности?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Часть B

В1. Что из перечисленного характеризует главные моральные нормы?

1) почитание старших
2) преследование инакомыслящих
3) равнодушие
4) не посягать на чужое
5) гуманизм
6) стремление к богатству

Ответы на тест по обществознанию Мораль для 8 класса
1 вариант
А1-2
А2-4
А3-3
А4-3
В1-3
2 вариант
А1-3
А2-1
А3-1
А4-3
В1-235

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *