Христианство и патриотизм

Армия была важнейшим инструментом складывания русского государства, а флот очень часто служил орудием международной политики. Со времени Петра I сложилась своеобразная роль офи­церства в жизни общества. Офицеры не только защищали Отечество, но строили города и заводы, были изобрета­телями, открывали новые земли, управляли губерниями, служили дипломатами и одно время командовали Право­славной церковью. Первым обер-прокурором Святейшего Синода был полковник И. В. Болтин (1721—1726).

Важным обстоятельством, оказавшим влияние на фор­мирование военно-профессионального патриотизма, явился также русский национальный характер. Названные причины обусловили своеобразные черты русского военно-профессионального патриотизма и до 1917 года и после него. Вот они:

Беспредельная преданность Отечеству и готовность со­знательно отдать за него жизнь.

Непререкаемый авторитет воинской присяги и ее ис­полнение в любых условиях.

Высокие понятия воинской чести и воинского долга как у офицеров, так и у солдат и матросов.

Стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу как норма поведения.

Преданность полку, кораблю, его знамени, его тради­циям.

Уважение и соблюдение воинских ритуалов, наград и чести мундира.

Героическое поведение в плену.

Готовность прийти на помощь народам, оказавшимся в беде.

Личный пример офицера своим подчиненным.

Мастерское владение своей профессией от полководца до рядового.

А. В. Суворов дал неприятелям более шести­десяти боев и сражений и ни одного не проиграл. Военная история показывает, что такого набора черт не имеет никакая другая армия мира.

Значение военно-профессионального патриотизма ве­лико, хотя он явление нематериальное: ни взвесить, ни измерить, ни просчитать. Но в критические моменты имен­но он каждый раз перетягивал чашу весов борющихся сто­рон в пользу России.

Для ясности два примера.

Один пример хрестоматийный — 28 героев панфилов­цев. Вдумаемся: всего 28 человек, в том числе один офи­цер. Вооружение — бутылки с «горючкой», гранаты, не­сколько противотанковых ружей. Справа и слева — нико­го. Могли разбежаться и ищи ветра в поле. Могли сдаться и никто бы не узнал. Могли лечь на дно окопа и будь что будет. Но ни того, ни другого, ни третьего не случилось. Отбили две танковые атаки: одну — 20 танков, другую — 30. Половину сожгли! По всем мыслимым и немыслимым расчетам они должны были проиграть, ведь почти по два танка на брата. Но ведь не проиграли. Выиграли! Сегодня многие не верят и спрашивают: почему?

Ответ в трех сло­вах — присяга, долг, патриотизм:

присяга — клятва Родине;

долг — обязанность перед Родиной;

патриотизм — любовь к Родине.

Если это есть у военных людей, они непобедимы. Под­виг двадцати восьми героев повергает ниц тех, кто хотел бы видеть на войне только кровь, муки и ошибки — на­стоящие и мнимые — и не замечать воли, таланта, уме­ния и презрения к смерти во имя Отечества.

3. ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Для выполнения задач в условиях армии военнослужащие должны получить за время службы и такое воспитание, которое имеет особую, воинскую направленность. Вот это специфическое, связанное с формированием у личного состава Вооруженных Сил необходимых воинских качеств, и определяет сущность воинского воспитания, его место в общей системе подготовки вооруженных защитников Родины.

Воинское воспитание представляет собой целенаправленную деятельность командиров и штабов по формированию у воинов духовных качеств, отражающих специфический характер нашей армии, ее задачи и предназначение. В единстве со всеми направлениями воспитания воинское воспитание развивает и формирует у воина качества, необходимые ему для защиты Отечества. В процессе воинского воспитания формируются такие качества, которые необходимы воинам всегда, но особенно при выполнении задач в боевых условиях. Это — стойкость, мужество, отвага.

Содержание воинского воспитания в самом конкретном плане определяется военной присягой, в которой в концентрированном виде сформулированы требования к вооруженному защитнику Родины, и воинскими уставами, регламентирующими повседневную жизнь, функционирование армии и флота в ходе войны. О значении воинских уставов свидетельствует то, что они рассматриваются и утверждаются на самом высоком государственном уровне.

Основными компонентами содержания воинского воспитания являются:

— воспитание у военнослужащих глубокого понимания исторического предназначения Вооруженных Сил, особенностей их строительства, функционирования и своего места в выполнении стоящих перед ними задач, особенно по поддержанию постоянной высокой боевой готовности;

— формирование у личного состава непоколебимой верности военной присяге и уставам, неуклонного следования их требованиям как в мирное время, так и в условиях войны;

— развитие постоянного стремления к овладению военным делом, своей воинской профессией, к отличному освоению военной техники, оружия и способов их применения;

— выработка у военнослужащих высокой дисциплинированности, беспрекословного повиновения, упрочения воинского товарищества;

— формирование морально-боевых качеств, которые особенно необходимы военнослужащим в бою, — стойкости, мужества, отваги, способности переносить самые суровые испытания для достижения победы над врагом;

— воспитание личного состава в духе гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, своей части, стремления развивать и обогащать их боевые традиции.

Работа по воинскому воспитанию личного состава Вооруженных Сил должна вестись дифференцированно, где главная роль должна принадлежать воинской дисциплине. Единоначалие в армии и на флоте, его последовательное осуществление в многогранной деятельности военных кадров неотрывны от процесса воспитания военнослужащих в духе высокой дисциплинированности. Место и значение этого процесса в содержании воинского воспитания определяются прежде всего тем, что речь идет о привитии военнослужащему одного из важнейших качеств, без которого немыслимы личность воина, специфическая деятельность армии и флота.

В процессе нравственного воспитания у воинов формируется понятие дисциплинированности как воинского долга. Правовое воспитание развивает у них уважение к законам, на которых зиждется правопорядок в армии и на флоте. Воинское воспитание как бы раскрывает суть слагаемых воинской дисциплины, нацеливает личный состав на точное и неукоснительное соблюдение военной присяги и воинских уставов, в единстве с обучением обеспечивает проведение в жизнь их конкретных требований. Этот единый процесс призван способствовать утверждению и поддержанию уставного порядка.

Особое значение придается личной примерности офицеров в сочетании с их умением квалифицированно решать задачи неуклонного укрепления дисциплины во вверенных им частях и подразделениях.

4. БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ

В содержании воинского воспитания важное место занимает пропаганда боевых традиций. Освоение этих высоких духовных ценностей, во-первых, обеспечивает преемственность в работе по формированию у личного состава высоких морально-боевых качеств защитников Родины, что способствует глубокому осознанию им своих служебных обязанностей. Во-вторых, это могучее средство воздействия на умы и сердца воинов активно способствует восприятию ими героических дел, свершенных советскими людьми в боях за Родину, за дело своих предков, как примеров для повседневного подражания. Боевые традиции, в-третьих, рассматриваются как конкретный итог и, следовательно, в известном смысле средоточие опыта воспитания воинов в духе верности своей Родине, военной присяге, высокой дисциплинированности, готовности к героическим подвигам. Именно поэтому во всем процессе воинского воспитания боевым традициям уделяется неослабное внимание. Используются различные формы пропаганды и агитации.

Таким образом, воинское воспитание–целенаправленный процесс формирования морально боевых качеств у вооруженных защитников государства Российского. В единстве с нравственным, правовым, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием воинское воспитание служит необходимым условием развития личности воина, укрепления морального духа, повышения боевой мощи Вооруженных Сил России, успешного выполнения ими своих задач как в мирное время, так и в условиях войны, если она будет развязана.

Боевые традиции армии и флота — это исторически сложившиеся обычаи и моральные правили, ставшие нормой поведения воинов в бою и в мирное время, активно побуждают их образцово выполнять свой воинский долг, честно и добросовестно служить своему народу, своей Родине.

Войсковая практика свидетельствует, что боевые традиции повсеместно взяты на вооружение как испытанное и эффективное средство воспитания мужественных, стойких и умелых защитников Родины. Всюду, где служит российский воин, рядом с ним несут бессменную вахту боевые традиции.

Основными боевыми традициями Вооруженных Сил являются:

— беззаветная преданность и горячая любовь к Родине, постоянная готовность защищать ее до последней капли крови;

— непримиримость к врагам Родины, высокая бдительность;

— верность воинскому долгу, военной присяге, самоотверженность и массовый героизм в бою;

— любовь к родной армии и флоту, к своей части, верность Боевому Знамени, Флагу корабля;

УДК 322.22

ПАТРИОТИЗМ: РЕЛИГИОЗНЫЕ И ГРАЖДАНСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Павлов Д. А.

ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», г. Тюмень, Российская Федерация.

Аннотация: в данной статье рассмотрены некоторые вопросы взаимодействия государственной и духовной власти, особенности исторического развития Российского государства, его противостояние иностранным захватчикам, борьба за духовный и политический суверенитет.

Автором приводится сравнительный исторический анализ различных этапов существования религии и государства, особенности их взаимодействия и их влияние на развитие патриотизма и патриотического воспитания в России. Ключевые слова: Патриотизм, патриотическое воспитание, государство, гражданственность, религия, вера, история России.

Патриотизм, являясь сложной категорией, имеет под собой различные основания — политическое, социальное, культурное, педагогическое религиозное, по -разному трактующие данное понятие, например, по педагогическому основанию патриотическое воспитание — особая форма просветительской деятельности, предусматривающая активизацию морально — нравственных и гражданско — правовых императивов, направленных на созидательную и протекционистскую деятельность человека относительно своей Родины, государства.

Лихачев Д. С. считал патриотизм ключевой составляющей русской, общенациональной идеей, обладавшей главенствующей ролью в отечественной истории, в становлении Российского государства, не безосновательно полагая, что без знания своей культуры и истории, не могут развиваться ни личность, ни народ, ни государство.

Первый этап развития патриотических идей, начался с X века, когда идеи патриотизма оформляются в художественных образах, широко распространенных как в устном народном творчестве, так и в древнерусской литературе. По мнению Арефьева А. В. «В основе этико — педагогической концепции «Повести временных лет» Нестора лежит борьба Добра и Зла. Добро отожествлялось с патриотизмом, стремлением к процветанию родной страны. Носителями Добра выступали Владимир Святославович, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Мстислав Великий. Согласно Д. С. Лихачеву, идеальный образ князя являлся воплощением любви к Отечеству» . Данная традиция формирования образа «доброго царя», защитника отечества берет свое начало с момента крещения Руси князем Владимиром I, с этого же момента начинается сближение религиозной и светской власти: «Всех почитайте,

братство любите, Бога бойтесь, царя чтите», возвышение личности правителя укреплялось посредствам концентрации военной и политической мощи в его руках, также как и благодаря освящению верховной власти в религиозном плане: «Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду», а также защитой и личным покровительством Бога: «Не прикасайтесь к помазанным Моим… не делайте зла». Таким образом, как видно из приведенных цитат на начальном этапе государственного строительства, и утверждения верховной власти, взаимодействие церкви и государства было глубоким и носило взаимовыгодный характер. Благодаря совместным усилиям, предпринятым духовной и светской властью, племенные объединения славян превращаются в единое государство, занимающее видное место на международной арене того времени. Осознание своего единства, подкрепленного общностью культуры и религии стало мощным толчком к развитию патриотизма.

Второй этап развития патриотических идей связан с борьбой за конфессиональный суверенитет, противодействию политическому влиянию Византии, и борьба с рыцарскими орденами, носителями идей западноевропейского христианства.

Русская православная церковь, находясь в Константинопольском патриархате, непрерывно вела борьбу за независимость, постепенно отстаивая свой суверенитет. Первым митрополитом славянского происхождения на Руси стал митрополит Илларион в XI веке, полное освобождение в религиозном плане от Константинопольского диктата происходит в 1589 году, с избранием первого русского патриарха — Иова (Ивана), таким образом, несмотря на декламируемое единство

———

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

The Journal of scientific articles «Health and Education Millennium», 2017. Vol. 19. No 1

———

всего Христианского (православного) мира, государственный суверенитет и защита интересов своей страны возобладала в духовной среде русского общества того времени. Подобное отношение к сложившемуся мироустройству подкреплялось словами апостола Павла: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» .

Обоснование самостоятельного бытия Русской православной церкви от Константинопольского патриархата происходило постепенно, развиваясь в мирном русле, в то же время шла ожесточенная борьба с западноевропейским рыцарством, переключившим свое внимание от ближневосточного региона на Русь. Российское государство середины XIII века, буквально стояло на грани катастрофы, вероломное вторжение татаро — монгольского войска и установление определенной формы политической зависимости усугублялось постоянной экспансией рыцарских духовных орденов, видевших своей задачей покорение «диких славянских» народов, и обращение их в «истинную веру». Сохранение национального государства, своей самобытной культуры, единства народа стало основным мотивом действия правителей России. За свои заслуги перед Отечеством и православной верой князья Александр Невский и Дмитрий Донской были канонизированы русской православной церковью, и стали святыми покровителями Российского государства.

Единство церкви и государства обусловило победу в борьбе за единство и независимость государства. Помощь оказанная духовенством светской власти сплотила народ, заставив действовать на благо Родины призрев свои личные интересы и даже на какой то момент отодвинув междоусобные распри.

Дальнейшее развитие государства и централизованной власти, прошедших сквозь «горнило Смуты», неизбежно сталкивало с его с окрепшей и самостоятельной церковью, борьба интересов стала следующим важным моментом развития взаимоотношений между церковью и государством.

Ситуация связанная с борьбой за первенство, обострившаяся в середине XVII века, и точно выраженная словами патриарха Никона: «Священство выше Царства, ибо Священство от Бога, а царство же от Священства», привела к разрыву отношений между царем и патриархом, закончившись заточением последнего в монастыре. Окончательное решение спора, чья власть в стране главнее, произошло в эпоху Петра I, законодательно утвердившего Синод — орган, надзирающий за деятельностью церкви, возглавляемый светским лицом — оберпрокурором синода.

Несмотря на подчинение церкви государству, в российском обществе продолжает развиваться идея служению Родине, выраженная в девизе «За Веру, Царя и Отечество», наглядно демонстрирующая важность нравственных основ и духовного начала в деле защиты

государства. Начиная с эпохи Петра Великого, служение своему отечеству становится нормативом духовной и светской жизни, равнозначным для всех категорий граждан, начиная от дворян заканчивая крепостными крестьянами.

Разграничивая права и обязанности церкви и государства, Соловьев В. С. давал высокую оценку деятельности церкви в области воспитания российского общества: «Итак, нормальное отношение между Церковью и государством состоит в том, что государство признает за вселенскою Церковью принадлежащий ей высший духовный авторитет, обозначающий общее направление доброй воли человечества и окончательную цель ее исторического действия, а церковь предоставляет государству всю полноту власти для соглашения законных мирских интересов с этою высшею волей и для сообразования политических отношений и дел с требованиями этой окончательной цели, так чтобы у церкви не было никакой принудительной власти, а принудительная власть государства не имела никакого соприкосновения с областью религии» , таким образом, слова философа подтверждают евангельское «отдайте Кесарю — кесарево, Богу — богово», ограничивая тем самым вмешательство церкви в государственные дела.

Необходимо понимать, что российский патриотизм, воспитанный в духе православной веры, является противоположным понятиям «шовинизм» и «национализм». Бердяев Н. А. в своей статье отмечал: «Именно Евангелие открыло людям, что нельзя строить своего отношения к Богу без отношения к человеку. Если фарисеи ставили субботу выше человека и были обличаемы Христом, то и всякий человек, который поставил отвлеченную идею выше человека, исповедует религию субботы, отвергнутую Христом. При этом все равно, будет ли это идея церковной ортодоксии, государственности и национализма или идея революции и социализма» . В данной трактовке патриотизм является составным элементом вселенской любви Бога к человеку, и не может являться предметом политической интриги. Однако отечественный философ Ильин И. А., отождествляет понятия «патриотизм» и «национализм» акцентируя внимание на том, что государство, как и народ, утратившие / отказавшиеся от национальной идеи со временем разлагаются, стоит отметить, что подобное отношение автора было вызвано победой большевизма, и пропагандируемой большевиками идеи «мировой революции».

Революция и последовавшие после нее гонения на Веру, создали в представлении людей, образ мученичества священнослужителей, что способствовало преображению церкви и сплочению истинно верующих людей. Начало Советского периода в истории России напрямую связан с идеями «мировой революции», уничтожению национальных государств, путем объедине-

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

~ 239 ~

The Journal of scientific articles «Health and Education Millennium», 2017. Vol. 19. No 9

ния их в одно государство под диктатурой пролетариата. Популярные на тот период времени идеи космополитизма, и обесценивание идей патриотизма провоцировали ситуацию культурного раскола общества, аналогичную расколу XVII века, что в условиях обострения международной обстановки явилось бы концом России как единого государства. Изоляция Советского Союза и отказ мирового сообщества от мировой пролетарской революции, явились отрезвляющим эффектом, активизировавшим деятельность по пропаганде советского патриотизма, который, не смотря на вербальные формулировки в своем содержании, близко примыкал к православной традиции патриотического воспитания.

На сегодняшний день патриотизм и патриотическое воспитание приобретает формальные черты, утрачивая духовную составляющую. Любовь к Родине и готовность к ее защите продолжают оставаться определяющими морально — нравственными ориентирами развития личности, однако испытывая при этом серьезную конкуренцию со стремлением человека к личному материальному благополучию, и индивидуальным интересам. По этому поводу высказался протоиерей Дмитрий Полохов: «По нашему убеждению, единственным средством в противостоянии этой угрозе может стать обращение к опыту и традициям патриотического воспитания, которые мы видим в истории нашей страны и истории Православной Церкви. Для православного христианина патриотизм есть не просто гражданская добродетель, но и явление религиозного характера» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сотрудничество государства с представителями мировых религий, по вопросам нравственного воспитания, является залогом гармоничного развития российского общества, и мерой противодействия росту экстремистских настроений, религиозной и этнической розни.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Арефьев, А. В. Идеи патриотизма в России: исторический аспект // А. В. Арефьев с. — 9.

1-е послание Петра, 2:17 // издательство московской патриархии русской православной церкви. — Москва. -2013. — с. — 1209.

Притча 8: 15 // Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М.: Издательство московской патриархии. — Москва. — 2010 с. — 601.

4. Псалтирь 104: 15 // Псалтирь. — М.: благовест, 2015. — с. — 208.

Соловьев, В. С. Соч. в 2-х томах, т. 1, АКАДЕМИЯ НАУК СССР институт философии издательство «МЫСЛЬ» Москва — 1988 ст. — 532 — 533

7. Евангелие От Матфея 22: 15-21 // издательство московской патриархии русской православной церкви. -Москва. — 2013. — 1039.

8. Бердяев, Н. А. О фанатизме, ортодоксии и истине Собрание статей Русские записки №1. Париж-Шанхай, 1937

9. Протоиерей Дмитрий Полохов, Взгляд Православной Церкви на патриотизм и патриотическое воспитание : / материалы областной научно-практической конференции «Патриотическое воспитание в Саратовской области» ст. 191.

PATRIOTISM, RELIGIOUS AND CIVIC ASPECTS OF HISTORICAL ANALYSIS

Pavlov D.A.

Tyumen industrial University, Tyumen, Russian Federation.

state, its opposition to foreign invaders, the struggle for spiritual and political sovereignty.

Key words: Patriotism, Patriotic education, the state, citizenship, religion, faith, history of Russia.

Arefiev, A. V. the Idea of patriotism in Russia: historical aspect // A. V. Arefiev, S. — 9.

1st Epistle of Peter 2:17 // publishing house of Moscow Patriarchate of the Russian Orthodox Church. — Moscow. -2013. — p — 1209.

Psalm 104: 15 // Psalm. — M.: Blagovest, 2015. — p — 208.

The gospel Matthew 22: 15-21 // publishing house of Moscow Patriarchate of the Russian Orthodox Church. — Moscow. — 2013. — 1039.

Berdyaev, N. A. About fanaticism, Orthodoxy and truth, a Collection of articles Russian notes No. 1. Paris-Shanghai, 1937

Статья «о гипнотизации патриотизма», о «представителях правительственного патриотизма» («не их Паскали, Руссо, Дидро, Вольтеры»), вызвавшая ожесточенную полемику. Толстой приводил доводы, что «от патриотизма и войн происходит зло», что «для избавления себя от этих зол люди не должны участвовать в правительствах» (Т. 67, с. 256). Толстой начал статью с объяснения причин ее появления: «Франко-русские празднества, происходившие в октябре прошлого года во Франции, вызвали во мне, вероятно так же, как и во многих людях, сначала чувство комизма, потом недоумения, потом негодования, которые я и хотел выразить в короткой журнальной статье; но, вдумываясь все более и более в главные причины этого странного явления, я пришел к тем соображениям, которые и предлагаю теперь читателям».
Толстой настойчиво говорит, что вражда между народами вызывается их правительствами, играющими на «патриотических» чувствах. В таком «патриотизме» не только нет братской любви, которую исповедовал и завещал Христос, но нет любви к своему народу и своему отечеству. Он утверждал, что патриотизм «требует от людей прямо противоположного тому, что составляет идеал нашей религии и нравственности, не признания равенства и братства всех людей, а признания одного государства и народности преобладающими над всеми остальными».
Толстой высказал в статье убеждение в том, что правительства намеренно вызывают враждебные чувства людей «во имя» патриотизма, делая вид, что примиряют народы: «Вроде того, как цыган, который, насыпав своей лошади перца под хвост, нахлестав ее в стойле, выводит ее, повиснув на поводу, и притворяется, что он насилу может удержать разгорячившуюся лошадь». Так правительство держит в повиновении свой народ, поэтому – «патриотизм есть рабство».
Вновь, как и в недавно завершенном трактате «Царство Божие внутри вас», Толстой говорит о силе общественного мнения, уповая теперь уже на новое общественное мнение, на убеждения и поступки людей, и от перемен в общественном мнении ждет появления новых форм жизни. Об этом В. Стасов писал Н. Н. Страхову: «На днях читал «Patriotisme” того же «Льва”. Это одного калибра (особливо с X главы) с XII главой его «Царства Божия”, т. е. гениально и поразительно до невозможности!.. Ведь я считаю «Царство Божие” и «Patriotisme” первыми книгами всего XIX века, наравне с Герценом!»*.
Толстой утверждает, что власть правительств держится лишь на том, что называется «общественным мнением», а его свойство – постоянное и неудержимое движение. И Толстой завершает статью выражением уверенности, что люди все больше верят в солидарность и братство народов, и поэтому «переход людей от прежнего, отжитого общественного мнения к новому неизбежно должен совершиться». И далее как заклинание звучит: «Только бы люди понимали ту страшную власть, которая дана им в слове, выражающем истину» (Т. 39, с. 79).
Поводом для статьи послужила квазипатриотическая шумиха в связи с заключением франко-русского союза 1893 г. (торжества по случаю прибытия в начале октября 1893 г. русской эскадры в Тулон). В «Новостях» (2 ноября 1893 г.) была помещена статья В. И. Модестова «Что случилось?», в которой он радовался сближению России и Франции: «Жизнь вне Европы для нас, ставших европейскою державою, теперь не только невозможна, но и немыслима». А. С. Суворин и редактор черносотенной газеты «Свет» В. В. Комаров во время празднеств в Париже по случаю посещения русской эскадрой Тулона выступали там как «делегаты русской печати». Там же был и редактор «Недели» П. Гайдебуров, которого Меньшиков и Лесков отговаривали ехать: «И Гайдебуров Павел себе чести сбавил». В «Вестнике Европы» (Иностранное обозрение, ноябрь 1893 г.) в заметке о «русских журналистах в Париже» ядовито высмеивались Суворин и Комаров, представлявшие «русскую прессу» во Франции.
После прочтения в газете «Русские ведомости» (1893, № 291, 22 октября) корреспонденции «Русская эскадра в Тулоне», Толстой, возмущенный «океаном глупости», правительственной шумихой в связи с заключением франко-русского военного союза, написал резко обличительную «статью-протест против франко-русских празднеств».
С язвительной иронией воспроизводит Толстой во второй главе статьи изысканные меню обедов, устроенных по поводу встреч французских и русских военных моряков, названия разных напитков («количество это так огромно, что едва ли все пьяницы России и Франции могли бы выпить столько в такое короткое время»), фальшивые слова о «мире» и «любви» друг к другу: «Что еще можно прибавить к этому?! особенно под звуки торжественной музыки, играющей одновременно два гимна: один – прославляющий царя и просящий у Бога для него всяких благ, другой – проклинающий всех царей и обещающий им всем погибель» (Т. 39, с. 32). «Епископ в Тулоне, при спуске броненосца «Жоригибери”, молился Богу мира, давая чувствовать при этом, однако, что если что, то он может обратиться и к Богу войны» (Там же, с. 33).
В статье он приводит текст открытого письма московских студентов-юристов к французским студентам.
Поскольку в России по цензурным соображениям опубликовать статью было невозможно, Толстой хотел издать ее в английских газетах, затем в Германии. Но Лесков отговорил Толстого, приведя дипломатические соображения, и статья была послана одновременно и в английские, и в немецкие газеты.
Французский перевод Жюля Легра опубликован в мае 1894 г. («Journal des Débats»), английский В. Г. Черткова – в июне («Daily Chronicle»), немецкий В. Е. Генкеля – в августе (изд. Г. Мюллера) того же года.
По-русски впервые была опубликована в изд. М. К. Элпидина в Женеве в 1895 г. Распространялась в России в гектографических изданиях; особенно – в Польше (см.: Отклик М. Здзеховского). Вызвала огромную полемику в русской и иностранной печати.
Впервые в России статья в числе других запрещенных статей Толстого («Не убий», «Письмо к фельдфебелю», «Письмо к либералам») появилась лишь в 1906 г. в издании Н. Е. Фельтена, за что тот был привлечен к судебной ответственности (см. раздел о публикациях Толстого 1906 г.).
ПСС, т. 39.
* Русская литература. – 1960. – № 4. – С. 182.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *