Христос и блудница

Идея «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа» появилась у Поленова в юности под влиянием творчества А. А. Иванова. Для воссоздания исторически достоверной обстановки Поленов в 1881–1882 совершил путешествие по Египту, Сирии, Палестине, Греции, а зимой 1883–1884 жил в Риме. Во время этих поездок он создал множество портретов, архитектурных и пейзажных этюдов. Первоначально в название картины была вынесена евангельская фраза: «Кто из вас без греха», но по настоянию цензуры название было изменено на «Христос и грешница». «Оно и не мое, и не соответствует евангельскому рассказу», — писал в одном из писем Поленов.

Впервые картина была показана на XV выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1887. Перед глазами зрителей предстала сцена, основной смысл которой заключался, по мысли художника, в несении людям идеи добра и прощения. «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень», — ответил Христос разгневанной толпе во главе с книжниками и фарисеями, ведущими охваченную страхом, изобличенную в прелюбодеянии женщину, на вопрос, как поступить с ней, подлежащей по закону Моисея избиению камнями. Согласно Евангелию, люди, «обличаемы совестью», разошлись.

Действие разворачивается на площадке перед величественным древним храмом. Слева от ступеней храма – Христос с учениками. Толпа занимает на полотне правую сторону. Драматургию сюжета составляет противостояние толпы и Христа. Самоуглубленный поленовский Христос выражает мироощущение живописца, в основе которого стремление к красоте и гармонии окружающего мира. Картина, не соответствовавшая канонам ни академической, ни религиозной живописи, вызвала горячие споры современников.

РЕКОМЕНДУЕМ

ВАСИЛИЙ ПОЛЕНОВ. «Христос и грешница». Библейский сюжет (студия «Неофит»)

Методические материалы на образовательном портале «Здравствуй, музей».

Некий царь великий имел град, высокий и крепкий, и жителей в нём, и был у него один любимый сын. Захотел царь женить своего сына, но оставил он красивейших и премудрых дочерей всех своих граждан. И сказал сыну:

— Иди, любезный мой сын, в мир и найди себе жену, какую захочешь, потому что не хочу принуждать тебя выбирать только из живущих здесь.

Отправился сын царский в страны иноплеменные, изучая варварские иноплеменные языки и нравы, прилежно ища себе жену. Там провёл он много лет, и избрал в невесты блудницу, нечистую, скверную, нагую, нищую и в коростах. Её умыл, накормил, очистил от скверны, одел в прекрасные одежды, показал всему миру и привёл в царство отца своего.

Отец обрадовался избранной невесте, облобызал и принял, радуясь. Показал её царице, посадил справа от себя и обещал всех её родных здесь принять, говоря:

— Это моя невестка, и всё племя её и род будут ей подобны.

Видевшие это граждане и советники царские были в недоумении, почему предпочёл он их дочерям, добрейшим и прекрасным, блудницу убогую и скверную. Однако если хотят приносить царю честь и поклонение, то и той, которая рядом с ним, поклоняются с невольной боязнью и трепетом.

Картина Василия Поленова «Христос и грешница»

Холст, масло. 325х611 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Факт первый. Вдохновительный

Согласно легенде, в юношеском возрасте Василий Поленов увидел картину Александра Иванова «Явление Христа народу», и она произвела на него такое впечатление, что студент академии художеств решил создать полотно на схожую тему. Его увлекали драматизм, историческая достоверность и масштабность задумки. Оставалось только подобрать необходимую главу из Евангелие. Вскоре Поленов ее нашел.

Факт второй. Библейский

Сюжетом этого полотна послужил известный евангельский эпизод о Христе и грешнице. Он рассказывает о том, как к Иисусу, проповедовавшему у храма, фарисеи привели блудницу. Они решили «поддеть» Иисуса, говорившего о смирении и любви к ближнему.

— Моисей в законе заповедовал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? – спросили они у Иисуса (что, конечно, было довольно дерзко с их стороны).

На это Иисус ответил:

— Кто из вас без греха, первый брось в нее камень.

Но таких, разумеется, не нашлось.

Факт третий. Производственный

Воплощение замысла далось непросто, и заняло больше пятнадцати лет. Первые этюды и эскизы к будущей картине были сделаны в 1872 и в 1876 годах во время поездок по Ближнему Востоку. Но Поленов не был доволен результатами. Работу он на время отложил. Возможно, она так и осталась бы незаконченной, если бы в 1881 году не случилось несчастье. Умирает его сестра Вера Дмитриева, с которой они очень дружили. Они взяла с Поленова обещание закончить работу над картиной. Поленов отказать сестре не мог, и вначале 80-х вновь приступил к работе над этим сюжетом.

Факт четвертый. Живописный

После смерти сестры Поленов совершает несколько путешествий в Египет, Палестину и Сирию для изучения быта, нравов и колорита местности. Историческая достоверность – один из главных столпов, на которых должно было держаться полотно. Недаром художник развернул действие на фоне повседневной жизни восточного города. Люди входят в храм, не обращая внимание на происходящее внизу лестницы, развешано белье, лежат корзины с товаром. Библейский сюжет становится лишь частью жизни палестинского города две тысячи лет назад.

Факт пятый. Этюдный

Всего при работе над этой темой Поленовым было сделано более 150 подготовительных рисунков, этюдов, эскизов и вариантов картины. Некоторые из них хранятся в Государственном русском музее. А в 1885 году Поленов исполнил угольный рисунок на холсте в размер картины. Его он оставил в таком виде и не стал записывать красками, потому что считал законченным.

Факт шестой. Итальянский

Масштаб картины был задуман эпический. И, разумеется, размеры холста были нужны соответствующие. Тут художник столкнулся с неожиданной проблемой: в то время в России не выпускали настолько больших холстов. Пришлось Поленову обращаться к импорту. Он поехал в солнечную Италию, где после долгих поисков смог заказать холст нужного размера и доставить его в нашу страну.

Факт седьмой. Критический

Поленов изобразил Христа максимально приближенным к жизни. Будто это не Бог, а человек, странник, мудрец, гуманист. Именно «нарочитая простота» изображения Иисуса не понравилась цензуре. Однако многие художники и писатели одобрительно отзывались о таком образе. Лишь Лев Толстой в свойственной ему яркой манере назвал поленовского Христа «полотером».

Факт восьмой. Императорский

Впервые картина была показана на XV выставке передвижников в феврале 1887 года. Картину очень долго не пропускала цензуры, придираясь к мелочам. Президент Академии Художеств великий князь Владимир тоже было недоволен. Сохранилось даже придание, что он, осмотрев картину, заявил, будто «Для народа она вредна». Споры закончились после того, как выставку посетил Александр III. Он отозвался о работе Поленова одобрительно и разрешил его демонстрацию. А позже – даже приобрел для своего музея.

Факт девятый. Именной

Интересная история названия картины. Сам Поленов говорил, что назвал работу «Кто из вас без греха?» — такова была основная, цементирующая идея картины. Но Поленова остановила цензура. Название это показалось чиновникам неподходящим для каталога выставки. В итоге сошлись на нейтральном — «Христос и грешница». Когда эта картину приобрел император Александр III для личного музея, то в нем она выставлялась под названием «Блудная жена». Несложно понять, что это заглавие противоречит первоначальному замыслу Поленова. В Русском музее сейчас картина имеет два названия – авторское и то, на котором настаивала цензура.

Факт десятый. Дубляжный

Кстати, в Иркутске хранится копия картины. Полотно Иркутского музея — уменьшенное повторение «Христоса и грешницы». Оно было создано в мастерской Поленова для участия в выставках по всей стране (в то время как оригинал хранился у императора). Копию Поленов делал не один. На картине он лишь прописал лица, а вот фигуры и пейзаж принадлежат кисти другого известного художника – Коровина.

Лайк если читаете! 💗 Продолжение истории «Грешница. Опустошённость». Ссылка на первую часть #грешница1 аз Утро. Меня будят лучи солнца за окном. Я открываю глаза и уже чувствую прилив энергии, чувств и теплоты. Я услышала топот детских ножек в соседней комнате. Они стремительно направлялись в сторону нашей с мужем спальни. — Тихо, мамочка спит. — Мамосяяя, мамосяя — игнорируя папу, сладкие пухленькие ножки продолжали бежать ко мне. В комнату забежали два маленьких чуда. Увидев, что я не сплю, они обрадовались и стали заползать ко мне в постель. — Доброе утро, любимая, — в комнату зашёл муж, — извини, не смог их удержать. — Доброе утро, мои родные — я стала целовать своих детей, а потом потянулась и к мужу. Утро добрым бывает, я в этом убедилась. Ведь вот она — Моя тихая гавань. Та,о которой я так мечтала. *** 6 ЛЕТ НАЗАД. Оставалась последняя неделя нашего пребывания в родном городе. А потом нас ждала чужая страна, чужой город, чужое всё. Я закончила университет. Решила все свои дела в городе и была готова к переменам в своей жизни, которые были мне так необходимы. Каждый свой день я уделяла друзьям и родным, стараясь заполнить себя ими, а их мной. Был один из таких дней. Я была в караоке с одногруппниками. И время было за полночь, но домой никто пока не собирался. Взглянув на телефон, я увидела 2 пропущенных звонка от незнакомого номера и решила перезвонить абоненту на следующий день, не желая отрываться от веселья. Но телефон снова зазвонил, и снова этот номер. — Алло? — Аврор. — Алло, я вас не слышу. Подождите секунду. Я вышла в тихое место. — Я слушаю. — Аврор — на другом конце трубки я услышала голос пьяного Симона. — Да? — Приезжай за мной — говорил он в полуживом состоянии. — Пусть друзья твои приезжают или на, худой конец, твоя будущая жена. — Умоляю. Мне плохо. — Что с тобой? — Приезжай. Сейчас пришлю тебе своё местонахождение — голос становился всё тише и тише. — С тобой всё нормально, Сим?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *