Христос истинный бог наш

Заключительные молитвы

В заключение молитвы Розария творится следующий Антифон:

Под Твою защиту прибегаем, Святая Богородица!
Не презри молений наших в скорбях наших,
но от всех опасностей избавляй нас всегда,
Дева преславная и благословенная!
Владычица наша, Защитница наша, Заступница наша!
С Сыном Твоим примири нас.
Сыну Твоему поручи нас.
Сыну Твоему отдай нас.

Либо Литания Пресвятой Богородице (перевод с латыни):

Kyrie eleison! (Господи, помилуй!)
Christe eleison! (Христе, помилуй!)
Kyrie eleison! (Господи, помилуй!)

Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, пощади нас, Господи.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, услышь нас, Господи!
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, смилуйся над нами.

V. Моли о нас, Святая Богородица.
R. Да исполнения удостоимся Христовых обещаний!

Помолимся!
Благоволи нам, рабам Твоим, просим, Господи Боже,
здоровью духа и тела радоваться непрестанно,
и Преславной Блаженной Марии Приснодевы предстательством
от печали в настоящем избавиться
и вечной исполниться радости.
Через Христа, Господа нашего. Аминь.

К литании прибавляется Молитва св. Иосифу:

Мы прибегаем к Тебе, блаженный Иосиф, в наших скорбях, и, воззвав о помощи к Твоей Пресвятой Обрученной, уповаем так­же и на Твоё покровительство. Ради любви, соединившей тебя с Пречистой Девой Богородицей, и ради твоей отеческой лю­бви к Младенцу Иисусу, умоляем тебя, милостиво воззри на наследие, которое Иисус Христос приобрёл ценой Своей Крови, и помоги нам, могущественный Покровитель, в нуждах наших. Мудрый Хранитель Святого Семейства, защити избранный на­род Христовый; любящий Отец, предохрани нас от всяких опасностей, заблуждений и падений в борьбе, которую мы ве­дём против сил тьмы. И подобно тому, как ты некогда спас Младенца Иисуса от смертельной опасности, так и теперь охра­няй святую Церковь от козней вражеских и от всяких бедствий. Простри над каждым из нас твой надёжный покров, чтобы мы по твоему примеру и с твоею помощью могли вести благочестивую жизнь, мирно закончить её и достичь вечного бла­женства в небе. Аминь.

Источник молитвы св. Иосифу: сайт СВЯТОЙ ПИО ИЗ ПЕТРЕЛЬЧИНЫ

Можно также завершить Розарий гимном «Славься, Царица» (Salve Regina):

Славься, Царица, Матерь милосердия,
жизнь, отрада и надежда наша, славься!
К Тебе взываем в изгнании, чада Евы,
к Тебе воздыхаем, стеная и плача в этой слёзной юдоли.
О Заступница наша! К нам устреми Твоего милосердия взоры,
и Иисуса, благословенный плод чрева Твоего, яви нам после сего изгнания.
О кротость, о милость и отрада, Дева Мария!

После всего призови своего Ангела-Хранителя, своего святого Покровителя, своих излюбленных Святых, а также помолись за души чистилища:

Вечный покой дай им, Господи, и свет вечный да светит им! (3 раза)
Да покоятся в мире! Аминь.

Во имя Отца и Сына +и Святого Духа! Аминь.

Отпуст — слова священника, завершающие службу, благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения. Все отпусты напечатаны в Служебнике. Слова отпуста нам хорошо знакомы: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери*, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас яко благ и человеколю6ец». Это так называемый малый отпуст. Он произносится на повечерии, полунощнице, часах и малой вечерне. Вседневная и великая вечерня, утреня и литургия завершаются великим отпустом, который отличается от малого большей подробностью. На нем после знака * вспоминаются св. апостолы (святых славных и всехвальных апостол), тема дня седмицы (напр., в среду и пятницу произносится «силою честнаго и животворящего Креста», местночтимые и храмовые святые, святой дня и пр.

Существуют еще праздничные отпусты, в начале которых делается указание на празднуемое событие. Эти отпусты произносятся только на Господские праздники. Например, в праздник Рождества Христова отпуст начинается так: «Иже в вертепе родивыйся и во яслех возлегий нашего ради спасения Христос истинный Бог наш…», в праздник Святой Троицы — «Иже в виде огненных язык с небесе ниспославый Пресвятаго Духа на святыя своя ученики и Апостолы Христос, истинный Бог наш…». К праздничным отпустам относится отпуст воскресенья «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш…», вводная фраза которого содержит указание на вспоминаемое в этот день Воскресение Христово.

Особые отпусты, по структуре напоминающие праздничные, имеют и службы Страстной Сeдмицы. Например, утреня Великой Пятницы, на которой читается 12 Страстных Евангелий (она называется «Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа» и служится, обычно, в Великий Четверг вечером) имеет отпуст «Иже оплевания и биения, заушения и крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос, Истинный Бог наш…».

Литургика. Богослужебный Устав и гимнография. Учебное пособие для студентов ФДО. (Конспект курса). Составитель: преподаватель кафедры теологии ФДО ПСТГУ Е.Н. Никулина. — Москва, 2005.

Окончание молитв

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова родшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Достойно есть – следует, должно. Яко воистинну – поистине, по справедливости (яко – как). Блажити – восхвалять. Присноблаженную – всегда блаженную (присно – всегда). Пренепорочную – самую непорочную, вполне безгрешную. Честнейшую Херувим – достойную большей чести, чем Херувимы. Славнейшую без сравнения Серафим – заслуживающую несравненно большего прославления, чем Серафимы. Без истления – без нарушения чистоты. Сущую – действительную.

Херувимы (по–древнееврейски это слово означает «излияние мудрости») и Серафимы («пламенеющие») – высшие Ангелы, ближайшие к Богу.

+ Вторая половина молитвы – «Честнейшую Херувим…» (она до сих пор и самостоятельно употребляется в богослужении) – сложена в VIII веке святым Космой, епископом Маиумским… По преданию, песнь эта была сложена им в Великую Пятницу, день, особо скорбный для Божией Матери. Пресвятая Богродица после этого явилась преподобному и с радостным лицом сказала: «Приятны Мне песни твои, но эта приятнее всех других; приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я так близко не бываю к ним, как когда поют они эту новую песнь твою». Слова Честнейшую Херувим восходят к похвальному слову Богоматери Ефрема Сирина: «Честнейшая Херувимов, несравненная пред всеми небесными воинствами…»

В Х веке эта избранная Богоматерью песнь получила еще более чудесное начало.

В одном из монастырей Святой Горы Афон послушник молился в своей келье. В дверь постучали, вошел незнакомый, прекрасным видом инок и присоединился к песнопению. Когда афонский послушник собрался начать величание Богоматери «Честнейшую Херувим…», гость остановил его и пропел иное, неизвестное начало: «Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего», и уже к этим, неизвестным дотоле, словам прибавил окончание: «Честнейшую Херувим».

Умилился афонский инок и дивным словам, и звуками ангельского голоса, и стал просить незнакомца–инока, чтобы он написал ему начало заветной песни. Но в келье не оказалось ни пергамента (на котором писали до изобретения бумаги), ни чернил. Тогда гость попросил принести каменную плиту и концом пальца написал на плите пропетые им слова. Подавая плиту изумленному иноку, он сказал: «Отныне всегда так пойте и вы, и все православные христиане» — и стал невидим. Тогда инок понял, что его посетил Ангел Божий.

С тех пор осталась в Церкви эта удивительная молитва, в которой к вдохновенному творению человеческому присоединилась песнь ангельская: с 980 года песнопение по соборному определению Церкви стало петься в новой, полной редакции.

Примечание. От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9–й песни Пасхального канона:

Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся!

Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе; Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего.

Это замечание относится и к молитвам на сон грядущим.

Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды)

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас, Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *