Христос лоза истинная

По заказу одного из крупнейших меценатов Русской Православной Церкви, с которым работает мастерская, для часовни Св. апостола Андрея Первозванного создан образ Спаса. Ранее для этой часовни силами мастерской был написан иконостас. По замыслу заказчиков, новая икона должна была быть образом Спаса с двенадцатью апостолами. Однако после совместного духовного и творческого поиска выбор был сделан в пользу старинного греческого извода — Спаса Лоза Истинная.

Виноградная лоза — древний символ, широко распространённый у народов Средиземноморья, — занимает важное место и в христианской традиции. Ярчайший пример тому — фрагмент Евангелия от Иоанна: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.» (Иоанн 15:1-5). Лоза является не только символом духовного роста и плодов добродетели, она также связана с таинством Евхаристии (вино — кровь Христова). Кроме того, лоза воплощает мироздание, над которым властвует Спаситель, и напоминает о торжестве жизни над смертью.

Древнейшие изображения Христа с виноградной лозой встречаются на рельефах IV века, в иконографии же этот образ появляется с XV века. Икона, созданная в мастерской, опирается на ранний вариант извода. Она выполнена на золотом фоне, символизирующем Божественную благодать и свет истины, взращиваемой Христом-Виноградарем. От зелёного позема поднимается крепкий ствол лозы и живописно ветвится. На лозе видны и сухие сучья (на месте отсеченных Виноградарем ростков), и живые ветви с резными листьями и спелыми гроздьями. В центре композиции, на крестообразном пересечении крупных ветвей лозы, помещено поясное изображение Христа, творящего благословляющий жест обеими руками (что необычно для образа Спаса). Евангелие, изображённое в ветвях перед Христом, раскрыто на упомянутом выше отрывке. По сторонам от Иисуса, повторяя композицию Деисуса, помещены поясные изображения Богоматери и Иоанна Предтечи. Далее в том же ряду изображены братья Пётр и Андрей, первые ученики Спасителя, ниже — остальные апостолы из числа двенадцати. Каждый из апостолов держит Евангелие с красным обрезом или свиток — символы проповеди и Слова Божия. Икона гармонично сочетает в себе черты старинного извода и изящную, детальную проработку образа каждого из изображённых Святых.

Изображения иконы смотрите в конце страницы.

Икона правильно называется Христос Виноградная Лоза или Христос Лоза Истинная, или Христос Виноградарь, а не Вино Истины.

ЛОЗА ИСТИННАЯ, Христос Лоза Истинная, Христос Виноградная Лоза —одно из символических именований Христа, основанное на словах Евангелия (Иоан.15:1, 5), а также несколько иконографических композиций, связанных с этим именованием. В одной из них Христос в образе Пантократора окружен лозой, в ветвях которой изображаются апостолы и иногда Богородица и Иоанн Предтеча. В другом варианте из Гроба Господня или прободенного ребра Христа вырастает лоза, гроздь которой опускается в Его руки. Христос выдавливает из нее вино в потир.

Виноград — символ мудрости (in vino veritas). Гроздь винограда — атрибут божеств плодородия и сельского хозяйства. Виноград олицетворяет вино жизни и, следовательно, бессмертие. Наиболее часто он ассоциируется с Дионисом (Бахусом) и символизирует жертвоприношение, так как вино ассоциируется с кровью. Этот же мотив используется в христианской иконографии.

Именование Христа Лозой основано на евангельских словах: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь.» (Иоан.15:1), «Я есмь лоза, а вы ветви…» (Иоан.15:5). Иконография сложилась, скорее всего, в греческих монастырях и представляет Христа в образе Вседержителя, окруженного лозой, в ветвях которой изображаются апостолы (а иногда еще и Богородица и Иоанн Предтеча). Евангелие открыто на соответствующем отрывке (Иоан.15:1), в греческом варианте икона подписывается «Αμπελος», что, собственно и означает «виноградная лоза».

Крест процветший — это символическое изображение, а не историческое. Есть изображение, где лоза вырастает из ребра Христа и обвивает крест, а Христос отжимает гроздь в чашу, и написано «Пийте от нея вси…»

Виноградная Лоза — символ плодородия и жизни. Древа Жизни, а в некоторых традициях — Древо Познания. Иногда посвящается умирающим богам. Лоза с гроздьями винограда символизирует плодородие и страсть, дикая лоза — лживость и вероломство. В буддизме сплетенная лоза алчности и желания должна быть подрезана под самый корень. В христианстве Христос — истинная лоза, а последователи — ветви ее (Ев. от Иоанна, 15). Также она символизирует церковь и верующих. Изображенная как Древо Жизни с голубями, отдыхающими на его ветвях, виноградная лоза символизирует души, отдыхающие во Христе, и духовное плодородие. Лоза с колосьями хлеба символизирует евхаристию. В Египте виноградная лоза посвящена Озирису. В греко-римской традиции это дерево преимущественно считается символом Диониса (Бахуса), а также посвящено Аполлону. У евреев виноградная лоза символизирует народ Израиля как божьих избранников, а изображенная вместе с фиговым деревом — мир и изобилие. В шумеро-семитской мифологии посвящена Таммузу и Баалу и является атрибутом богини вина Гештинанны.

Виноградная лоза не упоминается в Писании до повествования о потопе, а после, особенно после выхода израильтян из Египта, очень часто употребляется как символический образ для описания их жизни и их отношения к своему Богу. Виноград возделывался в Палестине повсеместно и ему уделялось много внимания. Закон наряду с полями и другой собственностью дает подробные указания и насчет виноградников. Ухоженная виноградная лоза (виноградник) есть символ мира и благополучия. Господь Иисус Христос Себя назвал истинной виноградной Лозой, а Своих учеников — ее ветвями. Последний храм, отстроенный и украшенный Иродом, имел над входом огромное золотое изображение виноградной лозы.

От Иоанна 15
5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

От Иоанна 15
1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь.

Почему Христос называет Себя Лозой истинной? Разве обыкновенные лозы не истинные? 3десь прилагательное «истинный” (αληθινός) имеет, несомненно, значение: «принадлежащий к вышнему миру, но действующий в этом мире среди людей подобно подчиненной закону органической жизни лозе” (Гольцман). Господь этим хочет сказать, что Его отношение к людям всего лучше (истинная) сравнить с отношением ствола виноградной лозы к ее веткам.

Отец Мой — Виноградарь, т.е., как показывает употребленное здесь греческое слово (ο γεωργός), не простой работник, а Хозяин. Он насадил истинную виноградную Лозу — Христа, пославши Его в мир.

Ветви Лозы — Христа — это все верующие или обратившиеся в христианскую веру (Господь здесь взор Свой обращает на далекое будущее). Среди христиан будет немало таких, которые будут христианами только по имени, внутренне же будут далеки от Христа. Таких Бог отсекает от общения со Христом. Это отсечение сначала происходит невидимо, а потом совершится и на страшном последнем суде. Наоборот, ветви добрые Бог очищает, удаляя из них всё, что портит чистоту и вкус получаемого из лоз вина: это так называемые водянистые ветви. В отношении к истинным христианам, которые должны приносить только плоды добродетели, Бог действует так же. Он очищает, зачастую, путем тяжелых испытаний (1 Пет. 1:6, 7) их от всего, что мешает им идти по пути духовного самоусовершенствования.

Христос — истинная виноградная лоза

(Ин. 15:1-17)

Иоанна 15:1

Истинная. Гр. «алетсенос» — «подлинный». В Библии Израиль представленный виноградной лозой (Пс. 79:8-16. Ис. 5:1-7. 27:2, 3. Иер. 2:21. 12:1-10). Искусно сделанная из золота Лоза украшала вход в храм Ирода (см. Мишна Миддах 3, 8 в Талмуде изд. Санкина стр. 15), и изображение листьев лозы или кистей винограда свисали на углах и в архитектурном оформлении. Спасение Израиля зависело от его тесной связи и Истинной Лозой. Но Израиль проявил неверность к своим духовным преимуществам и отверг своего истинного Царя — Иисуса. Теперь Иисус представил Себя как истинную виноградную Лозу. Только через жизненную связь с Ним люди могут быть спасены.

Иоанна 15:2

Всякую у Меня ветвь. Ученики представлены как ветви лозы. Как жизнь ветвей и принесение плода зависит от связи с главным стволом Лозы, так и духовная жизнь христиан и принесение плода зависит от их связи со Христом.

Отсекает. Гр. «аиро» (см. ниже «очищает»).

Очищает. Гр. «катхаиро» — «очищать», в данном случае удаляя лишние прорастания. Характер очищается посредством испытаний и опытов жизни. Отец, как небесный виноградарь наблюдает за этим процессом. И хотя наказание вначале кажется печалью, но после, наученным через него доставляет мирный плод праведности (Евр. 12:11).

Чтобы более принесла плода. Без роста нет жизни. Жизнь требует постоянного развития. Совершенствование характера — суть работа всей жизни (см. НУХ 63-66, см. на Мф. 5:48).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *