Хвала господу в молитве

Молитва прославления

Небесный Отец, Всеблагой и Милосердный! Хочу прославить Тебя за Твою любовь, Твое человеколюбие,Святость,милость,долготерпение,за Твою верность,за Твои суды,справедливые и истинные,за то,что Ты имеешь бездну мудрости и ведения!(Рим.11:33). Благодарю Тебя за то ,что ты не таков,как люди или Ангелы-Ты превыше всех! Благодарю Тебя за то ,что Ты не ограничен во времени и пространстве и можешь одновременно присутствовать со всеми! Мне это не понятно, тем не менее я благодарен(-на) Тебе за то ,что Ты знаешь даже количество волос на моей голове и без Твоей воли ничего не происходит в этом мире!

Благодарю за то ,что Ты отдал Сына Своего Единородного во искупление моих грехов,благодарю за посланный Тобою Святой Дух,за служение добрых Ангелов. Благодарю Тебя за Твое вечное Слово,Которое Ты привознес даже выше Своего имени!(Пс. 137:2).

Слава Тебе,дорогой Искупитель,Иисус Христос,за каждую каплю Твоей Святой Крови,пролитой за меня! Слава Тебе за Воскресение из мертвых, за Твою победу над грехом,злом и смертью! Слава Тебе за Твое служение ходатайства перед престолом Отца Небесного! Прославляю Тебя, милостивый Бог, Спаситель мой за прощение моих грехов,за освобождение меня от них,за всякую благость по отношению ко мне, за всякое благополучие,всякое устройство, за благодать на благодать, за вечное спасение! Аллилуя! Будь превознесен Отец,и Сын, и Святой Дух! (Желательно поблагодарить за все, что вы имеете в своей жизни дополнительно) Аминь!

МОЛИТВЫ – СЛАВЛЕНИЯ. Славянские изначальные молитвы

Роде Всевышний, Ты, что соединяешь корень и крону, ведешь нас Явой по стезе Прави, воодушевляешь мудростью прадедов наших, что сияют звездами в Ирии. Приди и будь с нами, Святым Духом Света Твоего, явись как Отец Сварог и Лада Матушка, приди в Ликах Богов Родных, потому что мы слышим в себе призыв Предков Светлых и собрались здесь во имя Твое. Слава Роду!

Роде Всевышний, Ты держишь в себе все сущее и несущее, все видимое и невидимое, Ты – Правда и Добро, Любовь и Справедливость. Велика милость твоя, ты праведников вознаграждаешь, Ты заблудших милуешь и спасаешь, жизнью нашей опекаясь через Богов Родных! Это Ты велел нам законы Прави через жизнь Явную познать, испытания преодолевая, душу благородным трудом освещать! Родных любить, по правде жить, путь свой честью засевать, чтобы Слава прорастала!

Молитвы-обращения Ладе Богородице

Матушка Лада, славим Твою любовь Всеобъемлющую! Творишь Ты лад во Всемирье, в Семьях Небесных и Земных, приходишь к нам Богинями Родными – Живой-Живицей, Макошей-Матушкой и Славой Светлой, через них познаем мы суть Твою Святую и Правду Предвечную, Любовью и Согласием Ты наполняешь души наши, славим Тебя Великая Мати, как и Предки славили, прими благодарность нашу за рождение мира и утверждения мира Явного в красоте твоей! Слава Ладе и всем Родным Богам!

Лада Матушка! Обращаюсь к тебе как дочь твоя. Прошу тебя, наполни меня любовью, нежностью, осознанием, мудростью. Помоги мне созреть духовно, физически, душевно! Лада Матушка, наведи Лад в роду моем. Призываю тепло твое, мудрость твою женскую, Лад твой и любовь Твою. Войди всем твоим теплом, нежностью, любовью в душу мою.

Я люблю этот мир! Я благодарна Великой Богине Ладе за то, что я – Женщина, источник любви и женственности. Я творю свой мир в радости и счастье. Я – земная Лада, дочь небесной матери. Я свечусь любовью этого мира, я дарю счастье и радость мужчинам. Во мне раскрывается потоком любовь и творение божественной Лады.

Я – дочь и проявление Великой Матушки Лады и все её качества присущи мне. Я есть Богиня. Я освещаю эту землю и дарю любовь, которая возвращается ко мне приумноженной.

Лада Матушка! Я дочь твоя, я проявление твое. Я посвящаю себя полностью тебе. Я хочу, чтобы ты проявляла себя через меня. Пусть твои глаза станут моими глазами, твое тело моим телом, твои эмоции моими эмоциями. Твои руки моими руками. Освети через меня пространство и подари Свет и Любовь каждому, кто соприкоснется со мной. Я прошу тебя, Великая Лада, проявись через меня на земле, пусть твоя любовь засияет, пусть дела твои будут наполнены радостью и любовью и счастьем. Мои цели – твои цели. Да будет так, ибо так есть и будет!

В ночи Велес идет по Сварге, по молоку Небесному, идет к своему чертогу. А на Заре возвращается к воротам. Там мы Ждем его, чтобы начать песни и славить Велеса от века и до века. И славить его Храмину, которая блестит многими Огнями, И становится вся жертвенницей чистой. Это Велес научил Праотцев наших орати землю, засевать Целины и жать снопы колосистые на стружденных полях, и ставить сноп при огнище в доме, и почитать Его, как Отца Божьего, Слава Велесу!

День Велеса – 6 декабря. Сейчас в современном мире остались отголоски древних традиций – Дед Мороз приходит в дом поздравлять детей и родителей с Новым годом. Раньше приглашали Волхва в красной одежде, он поздравлял ребенка и благословлял дом и семью.

Хорошо дома иметь тулуп меховой – символ богатства. Например, на венчании всегда невесту сажают на тулуп, чтобы богатой была. Десятую часть доходов нужно отдавать на содержание храмов славянских, волхвов, жрецов. Ибо эти деньги не человеку принадлежат, а миру, Богам, они так сложили, что есть возможность заниматься торговлей. Утром, перед праздником, когда еще на небе звёзды, берут крупную купюру, кладут в углу комнаты на алтаре под рушник, а затем через 7 дней тратят. Над купюрой 3 раза проговаривают Славбу Велесу: «Бог Богат, богатство в Боге, как много звезд на небе, как много рыбы в воде, так много богатства во мне. Велес-Отче, к роду приди, ходи-похаживай, а мне, Внучке Даждьбожьей/Внуку, богатство подавай. Слава Велесу! Слава Всевышнему!». Дома на алтаре хорошо хранить колоски налитые – символ достатка и плодородия.

Вездесущий Отче наш Стрибог! Стал я к исполнению замысла своего, дела светлого, чтобы род мой в силе приумножить. Силой своей великой надели меня, чтобы путь к победе очистить мог, чтобы просторы земли родной покорились мне, чтобы разметал препятствия лихие и вражеские. Пусть сила моя поражает врагов, как стрелы Твои, и буду лишь победы знать я. Слава Тебе, Боже Полуночи, Полудня, Востока и Запада, слава сыновьям Твоим – ветрам-Стрибожичам! Слава яри Твоей, что Вселенную наполняет! Пребудь, Боже, со мной в небе и на земле, на чужбине и на Родной Земле, потому что есмь я с Тобой в исполнении завещаний Вышнего! Слава Стрибогу!

Перуне, Отче наш! Гремят во Сварге Синей твой Меч и Щит. Мы, верные дети Твои, слышим Силу Твою несказанную, Силу Праведную, Родом данную, в Коле Жизни Ты лад оберегаешь, род Русичей и нас православных всегда защищаешь. Защити души наши Святыми Перуницами, а тела наши – Огненными Громницами, пусть они нас не трогают, а врагов отгоняют. Горит в душах наших Огонь Сварожий, Огонь Веры Праведной, Святой Божий. Посему с Тобой мы всегда едины, в Триглаве Великом объединены, прибудь к нам на призыв наш! Слава Перуну!

Отче Великий Перуне! Обращаюсь к тебе как сын Твой, проявление Твое на земле. Прошу Тебя, проявись через меня, о Великий Перуне, я посвящаю себя полностью Тебе. Пусть Твои глаза станут моими глазами, Твое тело, моим телом, Твой Дух – моим Духом. Твои руки, моими руками, мои цели – Твоими целями. Пусть все Твои качества станут присущими мне. Пусть Сила твоя станет моей Силой и будет проявлена через меня как высшее Твое проявление на Земле нашей. Веди меня, твори меня, проявляйся через меня. Да будет так, ибо так есть и будет! Слава Тебе, Великий Перуне! (Перуница на себя). Читать утром и вечером. Можно чаще и по зову души.

Макоша, в Славе Великой приходишь к нам из Ирия, творя достаток детям своим. Твои руки склоняются к нам плодовитыми ветвями, и улыбку Твою видим в тепле осеннем. Богатыми урожаями одариваешь нас и мы чтим и кланяемся Земле святой – Макоше – кормилице нашей. С любовью славим Тебя как дети верные Твои.

Свет Белый, Свет Родитель, Свентовит Победитель! Славу Тебе речем, ибо ты есть Бог Прави и Яви. Песни тебе поем и требы жжем, ибо ты есть Святость Великая. Ты есть Мир видимый и бытие Яви, береги нас в мире Нави, ибо мир через Тебя мы видим, Правой наполняясь. От того Хвалу тебе Великую поем и славы слагаем, возле огня танцуя, тебя призываем. Приди-приди, Светлый, приди-приди, Ясный, Боже наш Великий Свентовите Красный. Ты нам Солнце, Землю, и Звезды держишь, Правь утверждая. И от того мир крепок, мы тебе в том поможем силой огней наших! Слава Свентовиту!

Дана-Девица, Святая водица. Течешь Ты молочными реками, дождями плодовитыми, Землю насыщаешь, Солнце радуешь, из-за туч холодных лучи выпускаешь. Травушка-муравушка растет высокая, пшеница-яровица растет богатая. Славу Тебе всем Родом поем, каравай хлеба в святую реку пускаем. Прими ее, Дана, в неделеньку рано от люда Православного, из мира Живо-Явленого. Водица Твоя святая, Дана молодая, водица Твоя счастливая, Дева наша красивая. Бурли дождями богатыми и ручьями журчатыми. Пусть дитя сие имеет добро всякое, а к добру еще и красивую долю, Благослови Дана, прояви нам свою волю. Слава Матушке Дане!

Дану и Водана призываю я прийти и прибыть, святой сурицей угоститься, огнем освятиться! Это вы жизнь на Земле-Макоше породили, в воде святой Свет Рода Живой забурлил! Пусть Дана-Матушка, станет в обороне рода Славянского, пусть Водан-Отец, очистит души силой своей! Даруйте силу слабым, храбрость остановившимся, Вы бо есть наши родичи великие, во Сварге сущие! Освятите, Матушка и Отче, землю родную, на все стороны мира, дабы находился род мой в единстве с Богами!

Слава Богине нашей – Рожанице рода Православного! Матушка Лада, супруга Сварога, славим любовь Твою всерождающую, славим нежность твою животворную! Матушка наша Небесная, Ты Мать Богов наших могучих, а Русичи верные дети твои. Славим дочь Твою, Лелю прекрасную, Деву нашу красную. Рожаницам пожертвования несем, чтобы любовь их к нам пылала, чтобы опекали Они Род наш земной. Из Ирия смотрят на нас Боги наши Славные, так будем же достойны любви их! Слава Родным Богам!

Для всех мужчин. Отче Свароже! Я – сын Твой, обращаюсь к Тебе! Проявись через меня ликом своим, мудростью, Огнем Духа. Я есть проявление Твое на Земле: пусть Твои руки станут моими руками, Твои глаза моими глазами, Твоя мудрость – моей мудростью, Твой Ум – моим умом, Твои цели – моими целями. Проявись через меня на Земле, пусть дела Твои будут наполнены радостью и счастьем. Пусть будет так!

Свароже, Отче наш, огнем ясным очисти тела и души людей Православных, которые нуждаются в том. Пусть сгорят в огне святом болезни все и сольются к огню земному, а к нам придет сила чистая и праведная. Просим Отца Небесного, наполнить Солнцем целительным и силой Трисветлой души родноверов православных. Пусть ум их будет светлым и чистым, как солнечные лучи Твои. А тела сильными и здоровыми, как Матушка-Земля. Пусть дети растут на радость родителям своим, наследуя подвиги богатырей Рода Православного! Слава Родным Богам!

Мы Сварогу славу поем, Дажбогу, который же суть в небе пречистом, Перуну и Стрибогу, которые громами и молниями повелевают, а Стрибог ветры ярить на землю будет, и тому Ладобогу, который правит лад семье и блага всякие. И Купалбогу, который до мытищь будет править всяким омовением. И Ярбогу, который правит весенним цветением, и Русалиями, Водяными и Лесовиками, и Домовыми, и Сварог ими всеми правит! Его дыхание то жизнь наша! Слава Сварогу и всем Богам Родным!

Даждьбоже наш Светлый! Удерживаешь в бездне Землю нашу, творя жизнь и красоту великую, давая тепло и пищу детям своим. Проявляется к нам любовь Твоя, святостью и мудростью Веры нашей. Ласку твою внемля, славу Тебе творим, от земли и до Ирия. Пусть летит она птицей ясной, извещая всем Предкам Русским, что чтим и поклоняемся Солнцу Всевышнему, Отцу кровному – Даждьбогу нашему. Слава Даждьбогу!

Пусть слава раздается Богини Леле, Она бо есть сердец наших радость великая! Видим лик Девы небесной во Сварге Синей, проявляется любовь ее к Внукам Дажбожих, Наполняя души наши жизнью! Ибо ведаем испокон веков, что нет жизни без Любви, что она есть источник счастья извечного и вдохновение в подвигах наших. Зовем тя, Богиня Леля, чтобы засияли души Славян даром твоим – Великой любовью! Пусть каждая душа пару свою найдет и со счастьем во все дни прибывает! Мы же будем славить тебя во все дни, яко есть ты Всесветлая Рожаница роду Славянскому! Слава Леле!

Боже Ярило, Солнце наше ясное, ты по небу на коне белом скачешь, весну на землю рода Православного приносишь. Нет просветления ни в небе, ни в душе моей без жизньдающего луча твоего. Яви лик свой в Небе Синем, а дух твой пусть в душе моей затрепещет. Ты бо, Боже наш, Отец храбрый и победоносный, ты есть витязь могучий, который из юноши мужа сотворяет. Молю тебя Отче, отгони басуров от семьи моей, освети дом и благослови родичей! Пусть в единстве нахожусь, Яриле, с Предками и Богами, Тобой вдохновленный по пути своему ступаю, смело и победно! Слава Яриле!

Великий и могучий Сивояр, Боже мира белого, податель благ и богатств в родах наших. Пусть урожай рода моего будет обильным, потому что труд наш праведный. Пусть скотина не хворает и приплод дает, пусть всякие дела честные прибыли увеличивают, ибо есть мы Внуки Даждьбожьи и в мире по правде живем. Тебя славлю, Сивояр, от кола и до кола, чтобы дом семьи моей был полный богатств, светел любовью, радостен детскими голосами. И во всякий день, во всяком деле с Тобой буду, Отче Сивояр, яко есть Ты Родитель сильный и благодарный! Слава Сивояру!

Призываем Огеня, дабы породниться с ним, с тем кто дарует нам процветание, с тем, кого мы зовем на славлении Огня! Пусть Огень покроет пеплом кривдника и злодея, мы же по чести и совести добываем богатства свои! Боже наш, Ты зришь самого Рода Всевышнего и Ты видишь меня вот здесь. Сохрани народы Арийские в достатке, а враги пусть останутся ни с чем, Ты бо есть могучий Бог Огень! Ты едино обладатель земли нашей, Ты наш верховода и князь, могучий и огнелучистый Боже! Славим Огеня, Его нерушимые законы удерживают лад между Родом Небесным и земным. Мудрецы улыбаются тебе Огень, Слава и сила Руси!

Слава Рарогу, который огонь веры в душах разжигает! Зовем тебя, небесный сокол, чтобы сошел ты со Сварги Синей и осенил светом своим родичей моих. Сила твоя величественно непостижима, в тебе свет Прави, Яви и Нави сущее, ибо ты есть победоносный Дух Веры-Веды Православной! Вижу, как в сиянии твоему семья моя приумножается, приходят к нам люди праведные и честные, богатые и мудрые, сильные и храбрые! Вижу, как тянутся родичи мои к Огнищу Родовому, Богов славят на Капищах Православных! Вижу коло весьма великое, что руки ко Сварге подняли, Богов Прави славя! И как вижу, так и есть, от ныне и навсегда, от века и до века! Слава Рарогу!

Заря наша ясная, Ушас, Богиня Утренняя! Ты жданная и желанная светлость душ наших, все тя встречаем рассветами нашими, туманными и росистыми. Приди, Богиня, к детям своим, в нас Твоя кровь и душа! Солнце-Дажбог идет за тобой, Дидо наш златоусый. Ты пробуждаешь Макошь, Матушку-Землю. Руки твои белые, словно лели наших русых лад, глаза твои синие, словно щит Отца Сварога! Славим Тебя в колядах наших, для Тебя славления наши раздаются, Русь славит Тебя, Ушас. Будь же с нами, яко источник Правды нашей, чести нашей и Победы извечной!

Славление Макоши и Корове-Зимун

Славу ныне речем Богиням нашим – Макоше и Корове Зимун, которые землю в покое держат и богатства даруют. Видим, что наполнена земля зерном и ягодами, Она кормилица всечасная и оберег роду Славян. Посему зовем Макошь-Мать, которая является источником для пожертвований, прийти и присоединиться к Славлению, ибо без нее, подательницы благ, нет никакого обрядодеяния! Зовем Мать-Зимун, землю-землицу, святую Покровицу, которая Вселенную породила, жизнь нам даровала и в земле святой прибывает! Матушки наши светлые, благословите людей благих, даруйте добро добрым, будьте справедливыми со злодеями! Мы видим красоту вашу сияющую и богатства несметные, и душа наша радуется таким родичам! Будьте славными в роде Русском, находясь своей силой на земле нашей! Слава Земле-Матери!

Молитва Воодушевления

Р оде Всебоже! Ты Святость священнее всех святостей!

Породитель наивысший и Дух Света Предвечный, движением мысли своей в Дыве ты миры многие порождаешь, посему Ты есть во всем и все есть в Тебе, Светом Безграничным Ты души все наполняешь, Поконом Святым на жизнь вечную благословляешь, счастливы те, кто мудрость Твою наивысшую ведают! Родителей Небесных, Богов Родных и Предков светлых держатся, Святость Прави на Земле утверждая, во Сваргу Пречистую идут! Силами твоими наполненные, святостью твоей защищённые, живем для Тебя, предназначение свое верно исполняя. Так как Ты есть радость наивысшая и счастье безграничное! Течет к нам любовь Твоя, дарами духовными и телесными, и благодатью всякой, ибо в единстве Огнища Родового пребываем, деяниями чистыми души свои освящаем, Мир Добра и Любви сотворяем! Слава Роду Вседержителю!

В стает солнышко Красное, Дажбоже наш, Мир светом озаряется, радостью полнится! Душа моя благодати хочет, ибо есть я Вну(чка)к

Дажбож(ья)ый. Смотрю на небо и несказанной утехой трепещет сердце, ведь то сам Дидо наш в жилище мое входит. Приветствую тебя, Солнышко!

Благослови Дух, Душу и тело мое, чтобы в здоровье и благодати пребывать. Без Тебя же нет и дыхания, нет и движения всякого на Земле – Макоши! Благослови меня, Боже, на день ясный, чтобы свершились все благие начинания мои, а Кривда чтобы канула в Яму! Слава Дажбогу!

Р од Всевышний! Великий Боже наш! Ты – единый и многопроявный, Ты – наш Свет и справедливость, Ты есть кладезь Жизни Вечной, Родник Любви безбрежной, Той, что исцеляет Душу и Тело. Славим Тебя, Боже Прави, Яви и Нави. И каждый день трудимся над Душами своими, чтобы быть Мудрыми и Сильными, крепкой опорой Светой Руси и защитниками Рода своего прадавнего, так как Ты даешь нам воодушевление и Радость, даруешь Отвагу и Стойкость, даешь нам Знания и учишь Терпению, чтобы мы счестью прошли Путь жизни нашей, вдохновенно выполняя Священную Волю Твою. Слава Тебе, Род Всевышний! Слава всем Родным Богам в тебе сущим!

Молитва перед началом всякого дела Сварогу

С вароже, Дидо Рода Небесного, Ты творец мира Явного, — солнца, звезд и Земли-Матушки. В Тебе сила творения великая сущая, коя в хозяевах рода нашего проявляется, Ты есть начало всяким деяниям благим, что в сердцах рождаются, в уме созревают и в Яви плоды свои приносят. Разве могу я начать без благословения Твоего? Молвлю к Отцу Небесному, пусть благословит дело мое правое, пусть воодушевит Светом своим, чтобы сотворил я на добро и радость Свету Белому, роду Православному, и родичам моим. Слава Сварогу!

Молитва по окончании дела Велесу

Т ы венец делу всему и жизням земным, Велесе, Боже наш! Пусть наполнится сердце мое радостью от сотворенного, Ибо деяния мои с сердцем чистым и помыслами светлыми. Пусть проявятся дела мои плодами благостными и славой роду моему! Благослови, Велесе, пусть будет так!

Молитвы-Славы перед употреблением пищи

Силой РОДных Богов и трудом человеческим пища прибывает, тела и души Дажбожьих Внуков благословляет, стремлением святости освящая. На добро и счастье Детям Сварожьим, пищу имея, требу даем, Роду Великому славу творим! Слава Родным Богам!

Слава Родным Богам, за пищу нашу насущную, коя нам на радость и детям нашим на жизнь достойную. Просим Богов Родных пищу освятить, и угостить Предков наших, чтобы воцарился мир и согласие между Родом Небесным и родом земным. Слава Родным Богам!

Славим Богов Родных, за пищу ежедневную, ч то даруют нам создавать труды вдохновенные, просим пищу сию освятить Светом Изначальным наполнить на добро и счастье нам и Предков светлых угостить! Слава Родным Богам!

О Прародитель, проявляющийся в образе Свентовита, Сварога, Перуна и Даждьбога, Макоши, Лады, Слава Тебе! Благослови сию пищу, чтоб пошла она нам на пользу. Аум (Ом) ⚡ – Перуницу на еду.

Славься Пращур-Род, Род Небесный, благодарим Тя за трапезу нашу, за хлеб-соль, что даруешь Ты нам для питания телес наших, для питания Души нашей, для питания Духа нашего, да будет крепка Совесть наша и да будут все деяния наши, да во Славу всех Предков наших и во Славу Рода Небесного. Так бысть, тако еси, тако буди!

Слава Роду Всевышнему и всем Богам за ту еду, которую дают нам. Просим Богов Родных нашу пищу отведать и Силой своей осветить и наших Предков ею угостить. Чтобы был мир и единство между Родом небесным и Родом Земным. Слава Роду Всевышнему!

Отче Свароже! Всевышний ДаждьБоже!

Богородица Лада! Макошь-Отрада!

Благодарствуем Предкам за Трапезу эту!

Любовью своей наполняем и Светом!

Все телеса мы свои напитаем.

Всей Силою Бога благословляем!

Вариант 1. Р оде Всевышний! Славят Тебя дети кровные Твои. Яко ночь на Землю ступает, Велес по Земле святой похаживает. И души наши в

Правь через Навь идут, через сон глубокий пращуров зовут. Посему Велеса-Отца, который принес отрочат Предку земному нашему, просим души наши от Нави беречь, и в мир Яви, яко Дажбог, утром здоровым и крепким прийти. Слава Родным Богам!

Вариант 2. О тце Роде! Прославляют Тебя дети твои кровные. Как ночь на Землю ступает, Велес по Земле светой прохаживает. И Души наши в Правь через Навь направляются, через сон глубокий пращуров зовут. Славим Отца-Велеса, который принес отрочат Предку нашему Земному, просим Души наши от Нави беречь и в мир Яви, яко Дажбог, утром здоровым и крепким прийти и силы новые Роду православному принести. Слава Родным Богам!

Молитва родителей за детей

Р од Всевышний, через Отца Сварога и Ладу Матушку, Ты бытие Всемирья рождаешь, в Богах Родных проявляешься и в творении всяком. Ныне святым Духом Твоим наполняемся и все силы твои праведные закликаем! Пусть прийдут Боги Родные и через проявления свои телесные освятят души детей рода нашего, что в Радение Сварожье становятся с Ведающими, Спасами и Богами Родными соединяясь! Слава Родным Богам!

Р оде Всевышний! Зову Свет твой оживляющий! Силу Отца Сварога и Лады-Матушки и всех Богов Светлых, придите и благословите! Дана-Водица, живая криница, принеси нам здоровье и очисти тела, освети нам помыслы, как утренний луч луга и леса родные освещает. Жизнь в тебе народилась, обнови же и обогати жизнь в телах и душах наших. Пусть сила будет в роде на

Взгляд на 150 псалом
Несколько недель назад я посетил богослужение в другом штате. Читая бюллетень и просматривая порядок служения, я был удивлен, увидев раздел богослужения под названием «Х/П». Зная, что старею и не понимаю многих современных нововведений, я все-таки был удивлен и озадачен данным заголовком. Я думал, что хорошо разбираюсь в литургике и знаю кое-что о традиционных богослужебных формах. Поэтому я с удивлением спросил себя «Что же такое Х/П.?» Я мобилизовал все свои усилия в поиске разнообразных латинских фраз, но было очевидно, что ни одна из них не поможет мне с объяснением. Дойдя, наконец то, в богослужении до «Х/П», я понял что это аббревиатура для выражения «Хвала и Поклонение». По всей видимости, многие из вас знали уже об этом. Но я был удивлен. Я еще не слышал об этой аббревиатуре и полностью не понимал эту фразу. Но это напомнило мне, что во многих церквях, которые я посещал, вступительная часть богослужения целиком состоит из так называемых песен прославления, а сам раздел часто представлен под названием «Служение поклонения».
Использование такой терминологии беспокоит меня. Мне как проповеднику хочется думать, что моя проповедь также часть поклонения. Для меня тягостно представить, что поклонение закончено, когда община завершает пение, и я начинаю проповедовать. Эта новая формулировка натолкнула меня на дальнейшее размышление о современном понимании богослужения, а в более узком рассмотрении, что мы подразумеваем под термином «Прославление».
Употребление песен прославления широко распространено и очень популярно в наше время. Изначально, впервые услышав об их использовании, я подумал, что должно быть, все эти песни являются библейскими псалмами. Ведь на иврите собрание 150 псалмов названо «Книга хвалы». Но вскоре я понял, что песни прославления и псалмы – это не одно и тоже. Обсуждая вопрос о поклонении, люди часто цитируют150 псалом, рассматривая его как «высшую инстанцию» для оправдания любого действия, представленного как прославление Бога. Ведь, кажется, что в данном псалме содержится все разнообразие актов прославления. И ведь не даром там есть фраза «Хвалите Его в танцах» (в русском синодальном переводе «с ликами» – примечание переводчика). Дает ли нам 150 псалом в таком случае своеобразный карт-бланш для нашей литургики? Чему же, действительно, учит этот псалом касательно прославления?
Как Господь желает, что бы мы прославляли Его? Каков характер нашего прославления? Какой должен быть характер нашего поклонения? И что наиболее важно, чему само Святое Писание учит нас о прославлении? Мы как представители Реформатской церкви всегда настаивали на обязательном поклонении Богу так, как Он этого хочет. Поэтому единственный путь, который мы можем выбрать для ответа на эти вопросы, – исследование Его Слова. Особо акцентируя внимание на этом очень важном, часто цитируемом 150 псалме – кульминационном псалме книги псалмов.
150 псалом о поклонении
150 псалом, вне всяких сомнений, направлен на прославление Бога. Его частый рефрен «Славьте Господа» появляется 13 раз. А его призыв к поклонению – подходящая кульминация Книги Хвалы. Некоторые исследователи Псалтири отмечают то, с какой тщательностью эта книга в целом была составлена. В первой части Псалтири содержится много псалмов Плача. Большинство из них отражают бремя человеческого бытия и печаль, легко проникающую в нашу жизнь. Но, направляясь к концу книги псалмов, мы слышим все возрастающий хор псалмов хвалы, наслаждения и радости, достигающих своего апогея в 150 псалме – квинтэссенции Хвалы. По предположению исследователей, Псалтирь, вероятно, была составлена с целью отразить всю многогранность жизни верующего в его движении от страданий к славе. Поэтому 150 псалом – это кульминация славы, упования и хвалы, принадлежащая нам как народу Божьему. Поэтому нам полезно, рассматривая этот псалом как ключевой, задать себе вопрос: «Что здесь говорится о прославлении Бога?», «Как он направляет нас в хвале?». Могу предположить, что данный псалом нужно понимать в его контексте направления хвалы. Так как здесь содержатся «Где?», «Почему?», «Как?» и «Кто» Хвалы. Как будто псалмопевец выполнял работу хорошего журналиста.

«Где» прославления
Где нам нужно прославлять Господа? Псалмопевец наставляет нас во второй части первого стиха «Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его».
Прежде всего, провозглашается, что мы должны прославлять Бога в Его храме в его святом месте. Таким образом, мы должны прославлять Его, сосредоточив свое внимание на общинный характер нашего поклонения. Мы должны быть поклоняющимися людьми. Мы должны быть людьми, собранными воедино прославлять Бога и поклоняться Ему.
Это учение Нового Завета. В послании Евреям 10:25 сказано: «И не оставляйте собрания вашего как есть у некоторых из вас обычай». Очень легко думать, что мы можем поклоняться и прославлять Бога в любом месте, делая из этого вывод о неважности общины как Его народа. Ведь мы можем, в таком случае, оставаться у себя дома и поклоняться в уединении. Но псалмопевец делает ударение на центральность именно общинного поклонения. Общинное богослужение просто необходимо. Оно чрезвычайно важно для Божьего народа. Мы должны прийти вместе. Нам необходимо сосредоточиться на Боге.
У вас могут быть друзья, говорящие о возможности поклонения Богу во время игры в гольф. Я думаю, что это хорошая идея, если бы она была осуществима. В Вестминстерской Богословской Семинарии достаточно игроков в гольф и я надеюсь, что они способны поклоняться Богу в игровое время. Но я слышал, что на поле для гольфа головы людей забиты совершенно другим. Иногда во время игры мы сталкиваемся с препятствиями и помехами. По собственному опыту знаю об искушении думать не о Господе, а о чем-то другом. Поэтому Бог, осознавая наши немощи, прекрасно зная, как легко мы отвлекаемся, зная, что некоторые из нас игроки в гольф, говорит нам о необходимости собираться, вместе прославляя Его в святилище, поклоняясь вместе с Его людьми.
Псалом также провозглашает: «хвалите Его на тверди силы Его». Я думаю, что эта фраза призывает нас прославить Господа во всем Его творении. Прославляйте Его, где бы вы ни были. Прославляйте Его во все времена, в любом месте, даже во время игры в гольф. В первом стихе псалмопевец говорит не только о нашем собранном, богоцентричном поклонении как общины, но и обо всех аспектах нашей жизни. Мы должны прославлять Господа всегда. Вся наша жизнь должна, насколько это возможно с нашей стороны, преизобиловать хвалою. Нам не следует быть просто «Воскресными христианами», ограниченными только утренним и вечерним богослужениями. Но хвала должна характеризовать нас в любом жизненном моменте, где бы мы ни находились. Это высказывание отлично согласуется с классическим взглядом Реформатской церкви на поклонение. Вся наша жизнь – это жизнь для Бога во всех проявлениях, в школе, на работе, дома. Они не находятся вне Господа. Это не те аспекты, в которых мы не служим Господу. Но все грани нашей жизни — это территория прославления Бога. Так где же мы прославляем Бога? Мы прославляем Его повсюду. Мы славословим Его со сфокусированным посвящением, собираясь вместе как его народ.
«Почему» прославления
Почему мы прославляем Господа? Второй стих нам говорит об этом. Мы славим Бога за Его деяния и личность. Прославляем Господни «могущественные свершения» и «превознесенное величие».
Мы славословим Его за то, что Он соделал. Размышляя о Господе, вознося голоса наши в хвале, нам необходимо осознавать, что наши песни должны быть преисполнены признанием Божьих деяний. Бог – наш Творец. Бог – наш Судья. Бог – наш Хранитель. Бог – наш Искупитель. Нужно размышлять о том, что Бог уже совершил в прошлом, совершает в настоящем и будет совершать для нас в будущем. Нам следует прославлять Господа за все Его чудные деяния.
Более того, мне кажется, что данный псалом вдохновляет нас признать в своем прославлении Его личность и атрибуты. Мы славим Его за «превознесенное величие». Используя язык человеческих взаимоотношений, можно сказать, что нам нравится, когда люди признательны нам за нашу работу. Думаю, родителям нравится, когда дети благодарят их время от времени. Мы рады когда, сделав что-то особенное для друга, получаем в ответ признание и благодарность. Это важно. Но в человеческих взаимоотношениях время от времени наступают моменты, когда мы желаем, чтобы нас любили просто за то, кто мы есть.
Господь показывает нам, что такое же отношение должно характеризовать наши взаимоотношения с Ним. Нам следует любить Его такого, каков Он есть. Мы должны любить Бога за Его превознесенное величие – ради Его Самого. Иногда сделать это весьма тяжело. Ведь нам намного удобней думать о том, что Господь сделал для нас и благодарить Его именно за это. Но нам необходимо благодарить Бога за Его личность, величие, благость, любовь, верность. Поэтому нам следует размышлять не только об Его деяниях, но и о Нем самом – таком, каков Он есть. «Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо» (Пс.144:3).
«Как» прославления
Мы подошли к рассмотрению самой большой части 150 псалма, призывающей прославлять Бога во всем музыкальном разнообразии, «Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных». Подозреваю, что если бы вас попросили составить список того, как нам следует славить Господа, вы бы написали больше о песне и молитве. Тогда почему псалмопевец говорит в этом отрывке не о словах прославления, а в большей степени о звуках хвалы, возносимых Господу? Почему он акцентирует внимание на этих музыкальных инструментах – струнных, ударных и духовых – практически полный спектр орудий древнего Израиля? Почему он хочет, чтобы мы сосредоточили наше внимание на звуки хвалы, издаваемые этими инструментами?
Нам не следует рассматривать данные орудия как чистую абстракцию, как инструменты, без какой-либо подоплеки, истории или характера. И, конечно, мы не должны понимать псалом следующим образом: «Если мы действительно желаем истинного прославления Бога, тогда у нас обязательно должны быть трубы, тимпаны и кимвалы». Могу предположить, что благочестивый израильтянин, услышав этот псалом, сразу бы представил множество событий, во время проведения которых использовались эти музыкальные орудия. Данные инструменты были тесно взаимосвязаны с важными церемониями израильского богослужения и общественно-политической жизни. Когда народ Божий читал или пел этот псалом, мысленно он возвращался к тем славным деяниям.

Подумайте о трубах. Трубы звучали на разнообразных торжественных религиозных церемониях – жертвоприношения в Храме, День Искупления, великий победоносный момент переноса Ковчега Завета в Иерусалим (Числа 10:10, Левит 25:9, 2 Царств 6:15). Призыв псалмопевца прославить Господа должен был напомнить людям о могучих деяниях Божьих и Его величии. Они помнили, что трубы использовались для призыва на совместные богослужебные и общественные собрания (Числа 10:4). Они напоминали Божьему народу о призыве к битве Господней против Его врагов для защиты Израиля. Напоминали о помазании на царство их царей (Иисус Навин 6, Книга судей 7). Этот инструмент, как мы видим, обращал их взоры к разнообразным событиям, на которых Израиль прославлял своего Бога. Прославьте Его в храме Его. Прославьте Его под небесами Его во всех делах своих.
Подумайте о псалтири и гуслях. Эти инструменты ликования (Бытие 31:27) использовались для игры при посвящении Храма и посвящении восстановленных стен Иерусалима. Иногда сопровождали проведение жертвоприношений и пророчеств. Использовались при праздновании победы в битвах (2 Пар. 5:12, Неемия 12:27, 1 Царств 10:5, 1 Пар. 25:1-6, 2 Пар. 29:25, 20:28). И снова мы видим все богатство исторического контекста этих музыкальных орудий. Они производили не только звуки прославления Господа. Это были звуки, тесно взаимосвязанные с религиозной, национальной и военной историей Божьего народа. Все что Израиль совершал в служении Господу, проявлялось в их прославлении.
«Хвалите Его с тимпаном и ликами». Здесь снова упоминаются инструменты, особенно используемые для выражения радости. В Святом Писании танец часто противопоставляется трауру. В книге Екклесиаста написано «Время плакать и время танцевать» (в русском синодальном переводе «время плакать» – прим. переводчика). Тимпаны и танцы выражают времена счастья, празднеств и величие триумфа (Псалом 29:11, Иеремия 31:4, 13). В Израиле тимпаны и танцы использовались в праздновании военных побед. Поэтому мы видим, как Мариам танцует. Как она ведет жен израилевых в танце, играя на тимпане, празднуя гибель фараона в Красном море и спасение своего народа (Исход 15:20). Мы находим частые упоминания о танцующих женщинах во время празднования побед Саула и Давида над врагами Бога (1 Царств 18:6, 21:11, 29:5). Во время праздника сбора урожая также присутствовал танец (Книга судей 21:21). В Святом Писании нет ссылок использования танца в Богослужении Израиля, кроме одной – трагическое событие поклонения и танца золотому тельцу (Исход 32:19). Но в самом богослужении Яхве мы не найдем упоминаний о танце как его неотъемлемой части.
Есть только одно возможное исключение из правил. Во 2 Книге Царств 6:14 говорится, что «Давид скакал из всей силы пред Господом» во время перенесения Ковчега Завета в Иерусалим. И вы, конечно, помните, что его жена, дочь Саула, обвинила его за этот танец и получила Божье проклятие за свою критику.
Это событие весьма интересно. Оно описывает нам обнаженного Давида, танцующего пред Ковчегом. В таком случае возникает закономерный вопрос. Может ли быть единственно приемлемым литургическим танцем, упоминающимся в Библии, именно танец в голом виде? Конечно, этот вывод может привести нас еще к большим проблемам, чем те, что у нас есть в нашем исследовании поклонения в целом. Так что же в действительности там происходило? На мой взгляд, когда Писание говорит, что Давид был наг, оно не имеет в виду физическое обнажение. Подразумевается, что он отложил в сторону свои царские облачения и регалии. Он снял с себя царские ризы, обычно одеваемые царями для торжественных событий. Давид уничижил себя пред народом и Господом. То, что он отказался в этот момент от знаков отличия своего положения, и есть его нагота (надеюсь, мое толкование не слишком викторианское, благоразумное прочтение текста, но наиболее вероятное, так как нагота не была частым событием в Израиле). Жена критиковала Давида именно за снятие царских облачений. За его кротость и смирение пред Богом и людьми. Давид не вписывался в ее картину понимания образа царя и воина, когда он присоединился к танцующим пред Ковчегом женщинам, сняв с себя все знаки отличия. Но он воздал подобающую хвалу Богу в этом празднестве великой победы завоевания Иерусалима, дарованной Господом Своему народу. Давид не желал славы для себя. Он радовался в смирении во время этого триумфального события в жизни Израиля. Поэтому танец Давида был проявлением празднования победы, которую его Бог, Великий Господь дал Своему народу.
Струны и органы, упомянутые в 150 псалме, – также музыкальные орудия ликования. Кимвалы больше ассоциируются с переносом Ковчега и храмовыми жертвоприношениями (2 Царств 6:5, 2Пар. 29:25). Поэтому мы можем увидеть, что данные музыкальные инструменты не только производят звуки прославления Господа, но и целую историю взаимоотношений между Богом и Его народом в хвале.
Величайшее описание использования музыкальных инструментов в истории Израиля происходит именно в момент перенесения Ковчега Завета в Иерусалим. И это важно отметить. 1 Паралипоменон 13:8 представляет собой ключ для понимания. Мы читаем: «Давид же и все Израильтяне играли пред Богом из всей силы, с пением, на цитрах и псалтирях, и тимпанах, и кимвалах и трубах». Обратите внимание на фразу «Из всей силы». Как мы должны славить Господа? Мы должны славить Бога из всей силы. Это основное учение данного отрывка. Это великое послание Святого Писания. Наше прославление Бога не может быть поверхностным и случайным. Оно должно быть от всего сердца.
Мне нравится приходить в церковь и петь. Это одно из немногих мест, где мне разрешено это делать! Поэтому меня всегда беспокоило наличие людей, не желающих петь на богослужении. Конечно, могут быть веские причины для выборочного пения. Иногда я прекращаю петь в некоторых церквях, и тогда мои дети спрашивают меня «Что неправильно в богословии этой песни?» Поэтому есть время, когда мы не поем. Но мы призваны воспевать хвалу от всего сердца. Господь желает видеть энтузиазм в нашем поклонении Ему. И этот энтузиазм не заключается в громкости производимого нами звука. Это не самое главное в нашем прославлении.
Иногда, возвратившись домой после богослужения, я спрашиваю детей о содержании песни, которая мне понравилась больше всего. Они научились быть готовыми отвечать на такие вопросы. Но вы знаете, это хорошая проверка для каждого из нас. Помним ли мы то, о чем пели две минуты спустя? Позволяем ли мы восхитительным благословениям хвалы наполнить наши сердца, наш разум, акцентируя внимание на содержании песни?
В наше время звучат голоса, выступающие против большого количества слов в нашем прославлении. Есть даже шутка об этом. «Современная церковь поет четыре слова и три ноты на протяжении двух часов». Но Бог даровал нам изобилие слов для прославления.
Слова, которые дороги нам. Слова, которые нам следует любить. Слова, которые связывают нас со всей историей его великого искупительного служения. Поэтому, когда мы читаем эти слова о музыкальных инструментах истории Израиля, мы понимаем две важные истины. 1) Мы должны прославлять Господа во время богослужения. 2) Мы должны прославлять Господа во всех аспектах нашей повседневной жизни.
Совершенно очевидно, что мы не в состоянии одновременно управлять автомобилем и прославлять Господа «из всей силы», как во время богослужения. Но мы желаем позволить нашим сердцам соединиться с Богом. Вот почему Библия подчеркивает важность знания Святого Писания. Вот почему важно запоминать его до тех пор, пока слова не заполнят наше сердце и разум. Вот почему так восхитительно петь именно библейские псалмы. Когда слово Самого Бога насаждается в сердце и разуме. Когда мы действительно знаем псалмы, тогда наша хвала Богу возносится легко и естественно. Так как же нам прославлять Господа? Нам нужно прославлять Господа «из всей силы», сосредотачиваясь только на Нем.
«Кто» прославления
Кто должен прославлять Бога? Псалом завершается последним аккордом «Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуйя». Все мы, получившие жизнь от Бога, сотворенные Им и дышащие благодаря дыханию, данному нам Самим Господом, созданные по Его образу и подобию для общения с Ним, да прославим Его. Нам было вверено необычайно важное задание, дана великая заповедь – прославлять Господа! Да не посмеем пренебрегать ею и относиться как к чему-то незначительному. Но все мы, имеющие дыхание жизни, особенно те, кто искуплен Иисусом Христом, кто был воссоздан, заново рожден Духом Божьим, испытавшие спасительную работу Иисуса Христа в своих сердцах, должны участвовать в деле прославления. Наши жизни должны быть наполнены хвалою. Прославляя Его всей силою своею, собранные воедино и служа Господу в огромном пространстве мира, которое Он нам дал. Будем хранить себя от тривиального отношения к прославлению Бога. Ведь прославление не ограничивается лишь частью жизни и богослужения под аббревиатурой «Х/П». Мы должны увидеть мир, созданный Богом во всей его многогранности, понимая, что можем поклоняться Ему везде.
Я надеюсь, вы увидели, как наполнен хвалою 150 псалом, каким образом научает и направляет нашу хвалу. Да прославят Господа всей силою своею все творения Его!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *