Хвалитные псалмы

Пс.19:1. Начальнику хора. Псалом Давида.

«В конец, псалом Давиду». Некогда Сеннахирим, вторгнувшись с войском в Иудею, под предводительством Рапсака отправил многочисленное воинство обложить Иерусалим, и прислал к Езекии письмо, исполненное всякой хулы и злочестия. Блаженный Езекия, муж, украшенный всяким благочестием, получив сие письмо, и взяв себе в защитника Пророка Исаию, пришел в божественный храм, и раскрыв письмо, представил оное Богу, объявляя злочестие врагов, и умоляя Бога за присланную хулу показать Ассириянам собственную силу Свою. Сие-то предрекает за много родов блаженный Давид, просвещаемый Всесвятым Духом, и изрекает настоящий псалом, представляя, как народ молится вместе с царем, и умоляет, чтобы прошение его было принято Богом.

Пс.19:2. Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иаковлева.

Пс.19:3. Да пошлет тебе помощь из Святилища и с Сиона да подкрепит тебя.

«Услышит тя Господь в день печали: защитит тя имя Бога Иаковля».

«Послет ти помощь от святаго, и от Сиона заступит тя». поелику в божественный храм пришел чудный Езекия, держа в руках хульное письмо; то просит, чтобы принято было прошение его, и нашел он там для себя помощь. Святым Пророк назвал здесь храм.

Пс.19:4. Да воспомянет все жертвоприношения твои и всесожжение твое да соделает тучным.

«Помянет Господь всяку жертву твою, и всесожжение твое тучно буди». поелику Езекия и во время мира прилагал попечение о богослужении, то весьма кстати упоминает сие о нем, умоляя Бога всяческих воззреть на благочестие царя, воспомнить о многих всякаго рода жертвах, и снова даровать мир, чтобы многочисленнейшими жертвоприношениями мог он умилостивлять Бога. Ибо слова: «всесожжение твое тучно буди», Симмах перевел так: «и приношение твое соделает бо́льшим», то есть, даровав тебе безопасность в мире, подаст возможность умилостивлять Его многочисленнейшими жертвами.

Пс.19:5. Да даст тебе по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит.

«Даст ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит», то есть, просим правдиваго Судию о воздаянии, приличном чистоте души твоей.

Пс.19:6. Мы возрадуемся о спасении твоем и во имя Бога нашего поднимем знамя. Да исполнит Господь все прошения твои.

«Возрадуемся о спасении твоем, и во имя Господа Бога нашего возвеличимся. Исполнит Господь вся прошения сердца твоего». Ибо, когда получишь ты просимое, и мы будем участвовать в веселии, соделавшись славны и знамениты силою Божиею.

Пс.19:7. Ныне познал я, что Господь спасает помазанника Своего, отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей.

«Ныне познах, яко спасе Господь Христа Своего: услышит его с небесе святаго Своего», то есть, из самых событий дознали мы, что царь наш, возложив упование на Бога, улучит спасение, и принося моления в дольнем храме, приемлет помощь свыше. поелику Пророк сказал, что молится он долу, то показывает, что помощь посылается свыше.

«В силах спасение десницы Его», потому что всего могущественнее для спасения сила десницы Его, которую простирает притекающим к Нему. Слово же: «десница» Пророк и здесь опять употребил человекообразно, именуя так Божественную действенность.

Пс.19:8. Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся.

Пс.19:9. Они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо.

«Сии на колесницах, и сии на конех: мы же во имя Господа Бога нашего призовем».

«Тии спяти Быша и падоша: мы же востахом и исправихомся». Они, говорит Пророк, надеясь на коней и на колесницы, никакой не получили от того пользы, но, встретив невидимую себе преграду, пали; а мы, призвав в споборничество Бога, видимым образом улучили спасение, и, когда враги от страха пали, оказались как бы превзошедшими силою неприязненных нам.

Пс.19:10. Господи! спаси царя и услышь нас, когда будем взывать .

«Господи спаси царя, и услыши ны, в оньже аще день призовем Тя». Воспользовавшись таковым вспоможением, просим Тебя, Владыка, о том, чтобы и нам самим и царю нашему всегда пользоваться оным.

Диакон: Свят Господь бог наш.
Хор: Свят Господь Бог наш.
Диакон: Яко Свят Господь Бог наш.
Хор: Свят Господь Бог наш.
Диакон: Над всеми людьми Бог наш.
Хор: Свят Господь Бог наш.
Эксапостиларий.

Хвалитны псалмы

1: Всякое дыхание да хвалит Господа. /Хвалите Господа с небес, /хвалите Его в вышних. /Тебе подобает песнь Богу.
2: Хвалите Его вси ангели Его, /хвалите Его вся силы Его. /Тебе подобает песнь Богу.

На 6

1: Сотворити в них суд написан;/слава сия будет всем преподобным Его.
2: Хвалите Бога во святых Его, /хвалите Его во утверждении силы Его.

На 4

1: Хвалите Его на силах Его, /хвалите Его по множеству величествия Его.
2: Хвалите Его во глас трубнем, /хвалите Его во псалтири и гуслех.
1: Хвалите Его в тимпане и лице /хвалите Его во струнах и органе.
2: Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания. /Всякое дыхвние да хвалит Господа.

Стихи к воскресным стихирам

1: Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, /не забуди убогих Твоих до конца.
2: Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, /повем вся чудеса Твоя.

Слава: Стихира евангельская.

И ныне: Богородичен, глас 2

Преблагословенна еси, Богородице Дево, /Воплощшим бо ся из Тебе ад пленися, /Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, / смерть умертвися, и мы ожихом./Тем воспевающе вопием:/благословен Христос Бог, благоволивый тако, слава Тебе.
Иерей: Слава Тебе, показавшему нам свет.

1. БОЖЕ, МЫ ПОЕМ ТЕБЕ
Боже, мы поем Тебе,
Мощь Твою мы величаем;
Мы, народ Твой на земле,
Все Тебя здесь прославляем.
Дивен Ты во всех делах,
И велик Ты в небесах.
Тварь со всех концов земных,
Твой народ, Тобой хранимый,
Хоры ангелов святых,
Херувимы, серафимы,
Все поют со всех концов:
«Свят, свят, свят Бог Саваоф».
По всему лицу земли
Славу все Тебе возносим;
Жертву слабых уст прими,
Мы Тебе ее приносим.
Славим мы Тебя, Отца,
Вседержителя, Творца.
2. КОЛЬ СЛАВЕН
Коль славен наш Господь в Сионе,
Не может изъяснить язык.
Велик Он в небесах на троне,
В былинках на земле велик.
Везде Господь велик и славен,
В нощи, во дни сияньем равен.
Тебя твой Агнец златорунный
Всегда изображает нам;
Мы на псалтыри сладкострунной
Тебе приносим фимиам;
Прими от нас благодаренье,
Как благовонное куренье.
Ты солнцем смертных освещаешь,
Ты любишь, Боже, нас, как чад;
Ты нас трапезой насыщаешь
И воздвигаешь вышний град;
Ты смертных, Боже, посещаешь
И благодатию питаешь.
Господь, да во Твои селенья
Воспрянут наши голоса,
И наше пред Тобою пенье
Да будет чистым, как роса!
Тебе в сердцах алтарь поставим,
Тебе, Господь, поем и славим.
3. СЛАВЬТЕ БОГА, СЛАВЬТЕ В ПЕСНОПЕНЬЯХ
Славьте Бога! Славьте в песнопеньях.
Славьте, славьте жизнью всей своей.
В громких песнях, в радостных хваленьях
Средь мучений и среди скорбей!
Припев: Славьте вы Бога, славьте всей душой,
Нас Он спас Собой. Славьте вы Бога,
Слава вечная Ему!
Славьте Бога каждое мгновенье
В чувствах ваших, мыслях и делах
За Его, Творца, долготерпенье
К миру, гибнущему во грехах.
Славьте Бога, славьте всей душою
За Его великую любовь,
Что от смерти спас Он нас Собою,
На кресте пролив святую кровь.
Славьте Бога, славьте бесконечно;
Скоро Сам во славе Он придет.
И Своей любовью чудной, вечной
В дом Отца нас всех Он привлечет.
4. БОГУ ПОЙТЕ И ХВАЛУ НЕСИТЕ!
Богу пойте и хвалу несите!
Славь Его в восторге, человек!
От забот спасенные, скажите:
«Милость Божья пребывает ввек! » (2)
О, Израиль, ты в удел для Бога
Верою оправданный вовек,
О, скажи в смирении, в восторге:
«Милость Божья пребывает ввек! » (2)
Слуги Божьи, в белых облаченьях
Ради вас сошел Христос с небес;
Прославляйте Бога в песнопеньях:
«Милость Божья пребывает ввек! » (2)
Бойтесь Бога, Он един в вселенной,
Нет подобного Ему нигде;
Пойте, пусть бушует враг надменный:
«Милость Божья пребывает ввек! » (2)
5. БОГ НАШ — ЧУДНЫЙ ПРОМЫСЛИТЕЛЬ
Бог наш — чудный Промыслитель;
Всей вселенной Он Господь.
Чудных дел Он совершитель:
Все Ему да воспоет.
Ангелы и все святые
Да воспрянут все в хвале
За дела Его благие в небесах
И на земле!
Он — Творец всего, Зиждитель,
Что вверху и что внизу;
Он же — грешников Спаситель
Воспоем Ему хвалу!
Он, великий Господь славы,
Все создание живит;
И нам, людям грешным, слабым
Он любовь Свою дарит.
Будем же Его здесь волю
Свято в жизни исполнять,
Чтоб в небесном царстве долю
Наш Господь нам мог бы дать.
6. ТЕБЯ, ГОСПОДЬ, ТЕБЯ МЫ СЛАВИМ
Тебя, Господь, Тебя мы славим,
Тебе лишь одному хвалу поем.
В псалмах Тебя, Творца, прославим
И славословия Тебе несем.
О, Отче, лепет наш благослови
И жертву наших уст от нас прими.
Влеки нас к сыну, Боже вечный,
И привлечет Твой Сын нас всех к Тебе.
И Дух святой, Твой дар небесный,
Пусть верою вселится в сердце мне.
И благодатный мир с небес пошли, —
Прими хвалу со всех концов земли.
Вкусив Твое благословенье,
Поем мы от избытка чувств своих;
Прими от нас благодаренье
И нас храни в Твоих руках святых.
И научи, чтоб здесь в земной борьбе
Нам в духе, в истине служить Тебе.
Христу молитвы мы приносим,
Он — наш Ходатай пред лицом Творца;
И все, что чрез Него попросим,
За нас Он молит Своего Отца.
Тебе поем за дивную любовь
Хвалу отныне и вовек веков.
7. СЛАВЬТЕ БОГА ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ
Славьте Бога всей вселенной,
Небеса и шар земной!
Гимны славы неизменной
Пойте в глубине морской!
Да восхвалит Его море,
Да поют Ему уста!
Славьте Бога холмы, горы,
Ветры, буря и гроза!
Славьте Господа светила:
Он есть истина и свет,
И по слову Его силы
Царства мрака больше нет.
Славь любовь Его вовеки,
Богом избранный народ!
Да восхвалят Его реки,
В блеске звезд небесный свод!
И любовь, и мудрость Бога
Славят тварей всех уста,
Им хранимая природа
Славит все Его дела.
Да восхвалит Его ныне
Царь природы — человек,
Божьей милостью хранимый,
Да поет Ему вовек!
Да поет тебе с мольбою
Тварь во прахе и пыли;
Ты, спасенного Тобою,
Славой неба озари,
Чтобы с ангелами вечно
Прославлять Тебя, Творца,
В этой жизни быстротечной,
И в грядущей без конца.
8. ПОЮ ТВОРЦУ Я ПЕСНЬ ХВАЛЫ
Пою Творцу я песнь хвалы
За мудрость всех чудес,
И приношу Ему дары:
Честь, славу до небес.
Он слово силы лишь сказал, —
И тьму рассеял свет,
И к жизни целый мир восстал,
И мрака больше нет.
Небесный свод Он распростер
Над множеством миров.
И цепь высоких снежных гор
Поднял до облаков,
И солнцу лить свой яркий свет
Для жизни всей земли
Он повелел, о человек,
Природе ты внемли.
Я славлю мудрость Бога сил,
Кто чудно мир создал,
Вселенную всю утвердил
И всем закон свой дал.
Творец премудрый и благой
Явил нам мощь Свою.
И я за жизни дар святой
Ему хвалу пою.
9. О СЛАВЕ БОЖЬЕЙ
О славе Божьей свод небесный
Всей проповедует земле,
И о делах Его чудесных
/: Вещает твердь к Его хвале. : /
Несется голос сокровенный
От дней одних для дней других,
Нет языка во всей Вселенной,
/: Где не звучал бы голос их. : /
Их звук по всей земле проходит,
И солнце Он поставил в них,
И каждый день оно восходит
/: С чертогов неба, как жених. : /
Ничто не может быть укрыто
От теплоты Его лучей.
Закон Господень нам открытый,
/: Нас укрепляет в жизни сей. : /
Господне верно откровенье,
И умудряет всех простых,
И свято Божье повеленье,
/: И веселит сердца святых. : /
Мне воля Божья просвещает
Глаза средь полной темноты,
И страх Господень пребывает
/: Вовеки в свете чистоты. : /
10. ВСЕЛЕННАЯ И ТВЕРДЬ НЕБЕС
Вселенная и твердь небес,
И звезды в голубой дали
Так мощно возвещают весть.
О, человек, ты ей внемли!
И солнце, проходя свой круг,
Являет дело Божьих рук,
И мощь Творца в Его делах
Вещают весть во всех странах.
Когда спасает ночи тень,
Луна свой свет обильно льет;
И только лишь потухнет день —
Теряем ярким звездам счет;
Сиянье яркое планет,
И метеоров, и комет
В движеньи вечном без конца
Вещают славу дел Творца.
Беззвучно двигаются в путь,
Вращаясь вкруг своих осей,
Они все ж громко весть несут,
Их речь ясна для всех людей.
Смиренным всем они рекут:
«Творец создал, пустил нас в путь».
В согласьи дивном все идут,
Ликуя, честь Творцу несут.
Хвалу несем Творцу миров
Мы вместе со вселенной всей;
Себя мы посвящаем вновь
Ему служить остаток дней.
Прими, Творец, наш гимн хвалы:
Ты много нам явил любви;
Неизреченно добр Ты к нам,
Как добр отец к своим детям.
11. ГРОМКО БОГА ПРОСЛАВЛЯЙТЕ
Громко Бога прославляйте,
Дети Божьи на земле,
Стройным хором восклицайте
За любовь Его везде.
Припев: Аллилуйя, аллилуйя,
Слава вечная Отцу.
Громко Бога прославляйте
С песней чудной на устах,
Дел Его не забывайте,
Что явил в Своих сынах.
Громко Бога прославляйте
За любовь и благодать,
Его милость возвещайте,
Чтобы каждый мог познать.
12. ЧУДНЫЙ, ДИВНЫЙ, БОЖЕ ВЕЧНЫЙ
Чудный, дивный, Боже вечный,
Зрим Тебя мы, Бесконечный,
Среди гор и средь морей
Буйный ветер и дубрава
Полны творческого слова,
Полн весь мир любви Твоей.
Вся природа поклониться,
Богу вечному стремится,
И все помыслы, сердца
Шлют хвалу в небес просторы,
Гимну вторят птичек хоры,
Славя Бога и Творца.
13. БОГ НАШ МЕЖДУ НАМИ
Бог наш между нами. Богу поклонимся.
Пред Его лицом явимся.
Посреди нас Бог наш:
Все пред Ним смиримся
И с молитвой преклонимся;
Все Творца и Отца славить поспешите,
Гимн хвалы несите.
Бог наш между нами. Сонмы херувимов
Служат Богу беспрерывно:
Свят, свят, свят наш Боже,
Честь, благодаренье
Ангелы поют хваленье.
Боже наш, зри на нас, Славу, честь возносим,
Жертву уст приносим.
С радостью оставим суету мирскую,
Нашу похоть, волю злую.
Жизнь, душу и тело,
Волю, все движенья
Отдаем Тебе в служенье.
Ты один, Властелин,
Бог над всей Вселенной,
Вечный, неизменный.
В неприступном свете, Боже, обитаешь,
Ты мои стремленья знаешь;
Как цветок в сияньи
Солнечного света
Расцветет пышным цветом,
Дай и мне в полноте свет
Постичь небесный,
Дивный и чудесный.
14. НА ЮГ, НА ЗАПАД, НА ВОСТОК
На юг, на запад, на восток,
Повсюду и везде
Бог милостью Своей высок,
Христос живит везде.
Припев: Милостив Господь (2)
Как милостив наш Господь,
Повсюду и везде.
Мы все без света в мраке шли
Повсюду и везде,
Но в слове Божьем свет нашли,
Свет жизни во Христе.
Без пастыря блуждали мы
Повсюду и везде,
Но Он нас к стаду всех собрал,
Привлек на грудь к Себе.
15. ВЕЧНО СУЩИЙ БОГ СВЯТОЙ
Вечно сущий Бог святой,
Иисус Спаситель мой,
Милость, благодать Твоя
Укрепит в борьбе меня.
Вечно, неизменно Он
Мудр, и милосердьем полн;
Дивен, добр и справедлив,
Силен, свят и милостив.
Неизменный и святой,
Радуюсь я всей душой;
Ты — мой Бог, мой свет, скала,
Вся надежда на Тебя.
16. ГОСПОДИ, БОЖЕ, СКЛОНИ СВОИ ВЗОРЫ
Господи, Боже, склони Свои взоры
К нам, истомленным суровой борьбой;
Словом Твоим подвигаются горы,
Камни, как тающий воск пред Тобой.
Тьму отделил Ты от яркого света,
Создал Ты небо и небо небес,
Землю, что трепетом жизни согрета
Мир, преисполненный скрытых чудес.
Создал Ты рай, грех изгнал нас из рая,
Боже, опять нас к Себе возврати:
Мы истомились, во мраке блуждая;
Боже, мы грешны, прости нас, прости!
Имя Твое непонятно и чудно,
Боже наш, Отче наш, полный любви!
Боже, нам горько, нам страшно, нам трудно,
Сжалься, о сжалься, мы — дети твои!
17. КАЖДЫЙ ДЕНЬ И КАЖДЫЙ ЧАС
Каждый день и каждый час
Бог заботится о нас,
Щедрой шлет своей рукой
Хлеб насущный с неба Свой.
День минет, ночь настает, —
Бог нам добрый сон дает,
Сам не дремлет и не спит,
Всех детей Своих хранит.
Припев: Каждый день и каждый час (3)
Бог заботится о нас.
Нас в волнах земных скорбей
Он хранит рукой Своей.
Дабы не погибнуть нам,
Сам идет к нам по волнам.
И звучит в любви святой
Его голос дорогой:
«Не страшитесь же, друзья,
Но мужайтесь, — это Я».
Гром ли грянет в жизни сей,
Слезы хлынут из очей,
Он с любовью их отрет
И вновь радость в сердце льет.
Отошли ль мы от Христа,
Нас зовут Его уста.
Каждый день и каждый час
Бог заботится о нас.
18. В ЖИЗНИ И ВСЯКОМ ДЫХАНЬИ
В жизни и всяком дыханьи
Бог открывается нам,
/: В чудном, великом созданьи,
Сердцу является сам. : /
Видим ли стадо животных
В мирных зеленых лугах,
/: Птичек — певунь беззаботных,
В райских тенистых ветвях. : /
Реки, моря и все воды,
Высь голубая небес,
/: Синего купола своды —
Славят все силу чудес. : /
Нежные чувства Христовы
Так и сияют в цветах,
/: Божью любовь раскрывая
В ярких, живых лепестках. : /
Все это чудно вещает:
Бог лишь единый Творец,
/: Жизнью своей открывает
Тайну для наших сердец. : /
19. БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ. (1)
Бог есть любовь; лишь тот, кто Бога знает,
В чьем сердце дух Христов огнем горит,
Ко всем любовь тот искренно питает
И всех своей любовию дарит.
Бог есть любовь; сия любовь не судит,
Любовь готова все простить, покрыть,
И тот, кто Бога всей душою любит,
Тот также будет ближних всех любить.
Бог есть любовь; любовь всегда готова
Своим теплом весь мир согреть, обнять,
И изнемогшим здесь в борьбе суровой
Надежды луч и счастья всем подать.
Бог есть любовь; и искренно желая
Детьми живого Бога здесь пребыть,
Мы все должны, себя позабывая,
Христу подобно — всех людей любить.
20. МОЙ БОГ МНЕ ЖИЗНИ СИЛА
Мой Бог мне жизни сила,
Ему хвалу пою
Отныне до могилы,
Доколе я живу.
Он — вышний дар священный,
Дарованный Отцом,
Им свыше одаренный,
Я счастлив в мире сем.
Он — духом обитает
Во мне Своим Святым.
Меня Он одаряет
Блаженством неземным.
Меня Он исцеляет
От тяжких ран греха,
И кровью омывает,
Пролитой со креста.
Он — хлеб и вода жизни,
Мой свет средь темноты,
Мой путь к вратам отчизны,
Победа средь борьбы.
Мой Пастырь и Водитель,
Священник и Алтарь,
Господь мой и Спаситель,
Защитник мой и Царь.
Он — счастье и отрада,
Мой гимн и мой псалом,
Мой труд, моя награда,
Мое Он все во всем.
И что лишь пожелаю,
Я в нем одном найду,
Его я воспеваю,
Доколе я живу.
21. КОГДА Я УСТРЕМЛЯЮ ВЗОРЫ
Когда я устремляю взоры
На снеговые вечно горы,
Мне ясно в глубине сердечной:
Господь создал их силой вечной,
Чтоб я, взглянув на них, познал,
Как я ничтожен, как я мал. (2)
Когда смотрю на туч движенье,
На их полет и устремленье,
Мне тайный голос возвещает:
Господь чрез них мне открывает,
Чтоб к небесам от суеты,
Неслись все мысли и мечты. (2)
Когда я вижу вод теченье
И шум их бурного движенья,
Я слышу голос Божьей воли,
Чтоб я, живя в земной юдоли,
Пути к Нему лишь направлял
И на Него лишь уповал. (2)
Когда пред мною круг обширный
Красы природы чудной, мирной,
Тогда я постигаю снова
Всю силу творческого Слова
И вновь склоняюсь пред Тобой
С не умолкающей хвалой. (2)
22. ГОСПОДЬ МОЙ ДРУГ
Господь — мой Друг и я смиряюсь
В несчастьи, горе и нужде;
Его я силой укрепляюсь,
Как и Спаситель на кресте.
Греховный долг Он мой прощает,
Вину мою с меня снимает.
И неужели мне бояться,
Когда Господь всегда со мной?
Я за Него хочу держаться,
В тревоге Он мне даст покой.
Для всех Своих Он — щит надежный,
Убежище от бури грозной.
Здесь на земле удел наш труден,
Грех нас во всем поработил,
Но наш Господь так дивен, чуден,
Вину Он нашу с нас омыл.
Он уготовил мне обитель,
Он — мой Господь, Он — мой Спаситель.
23. БОГ — ОТЕЦ ЛЮБВЕОБИЛЬНЫЙ
Бог — Отец любвеобильный
Любит нежно Он меня.
И хранит рукою сильной,
Как Отец Свое дитя.
Водой жизни напояет
Из источников Он сам,
Путь к блаженству направляет,
Свет дает моим стезям.
Подкрепляет Своей силой,
Чтоб в борьбе я мог стоять,
Хоть пойду я той долиной,
Где лишь зло и смерть царят.
Мой Господь всегда со мною,
Он — защитник верный мой,
И ведет меня к покою,
В царство правды, в дом родной.
Отдаюсь Ему душою,
Буду с Ним лишь в мире жить,
Чтоб державною рукою
Мог меня Он сохранить.
24. ВСЕМ СЕРДЦЕМ И ДУШОЙ
Всем сердцем и душой
Благодарите Бога,
Он — наш Отец благой
Нас одаряет много.
Уж с детства Он от зла
С любовью охранял,
И дивно, без числа,
Он нас благословлял.
О, вечно добрый Бог,
В сей жизни скоротечной
Даруй, чтобы я мог
Иметь покой сердечный,
И благостью Твоей
Храни, не оставляй;
От всех земных скорбей
Нас, Боже, избавляй.
Достойно восхвалить
Отца и Сына вечно;
Кто может равным быть
Тому, Кто так сердечно
Питает к нам любовь;
Он нашу жизнь хранит,
Ему вовек веков
Хвала принадлежит.
25. ЗЕМЛЯ ТРЕПЕЩЕТ
Земля трепещет, по эфиру
Катится гром из края в край,
То Божий глас взывает к миру:
«Израиль, Мой народ, внимай!
Израиль, ты Мне строишь храмы,
И храмы золотом блестят,
И в них курятся фимиамы,
И день и ночь они горят. «
Припев: Мне нужно сердце чище злата,
И воля крепкая в труде,
Мне нужен брат, любящий брата,
Нужна Мне правда на земле.
К чему Мне ваших храмов своды?
Бездушный камень, прах земной!
Я создал землю, создал воды,
И небо очертил рукой.
К чему Мне злато? В глубь земную,
В утробу вековечных скал
Я влил, как воду дождевую,
Огнем расплавленный металл.
К чему куренья предо Мною?
Земля со всех своих концов
Кадит дыханьем под росою
Благоухающих цветов.
К чему огни? Не Я ль светила
Зажег над вашей головой?
Не Я ль, как искры из горнила,
Бросаю звезды в мрак ночной?
26. ВОСКЛИКНИТЕ ГОСПОДУ, ВСЯ ЗЕМЛЯ
Воскликните Господу, вся земля.
Служите Господу с веселием.
Идите пред лицо Его с восклицанием.
Познайте все, что наш Господь есть Бог, —
Что Он сотворил нас. Да, сотворил. И мы —
Его народ, овцы паствы Его.
Входите вы все во врата Его.
Со славословием в дворы Его.
С хвалою славьте все Его, славьте имя Его.
Ибо благ Господь — наш Творец и Бог.
Милость дивная Его ввек веков
И истина Его вовек, в род, и род, и род.
27. РАДОСТЬ И БЛАГОДАРЕНЬЕ
Радость и благодаренье
Да наполнят все сердца;
Бог своими называет
Нас с любовию Отца.
Припев: Радость, радость постоянно
Да наполнит все сердца.
Солнце радует нас непрестанно,
Будем радостны всегда.
Бог нас всех берет за руки,
Помогает нам в борьбе;
Милость каждый день даруя,
Привлекает всех к Себе.
Праведных Он охраняет
Сильной, мощною рукой,
Силы их Он подкрепляет
И дает душе покой.

Начинается 4-я и последняя часть утрени. Начинается она, как все службы и части их, псалмами. Естественно, что псалмы сюда взяты последние в Псалтири. Соответственно малой величине этой части утрени их требовалось здесь три (ср. часы и малое повечерие). Такими псалмами пришлись 148 «Хвалите Господа с небес», 149 «Воспойте Господеви песнь нову» и 150 «Хвалите Бога во святых Его». У всех этих псалмов одна общая тема — призыв к прославлению Бога, почему их группа называется в уставе «Хвалитны» (οί Αίνοι): первый псалом приглашает к этому всю тварь, начиная с Ангелов, второй — Израиля, третий — храм, небесный и земной. Уме­стность здесь этих псалмов очевидна: в сознании недостаточности и недостоинства своей хвалы Богу, когда она уже близится к концу, верующие передают ее более достойным (между прочим и «церкви преподобных») и неумолкаемым исполнителям. Это одни из самых радостных и восторженных псалмов, составляя этим противоположность спокойно-рассудительным и часто печальным начальным псалмам Псалтири, почему тоже идут к концу службы, когда все растущее молитвенное одушевление достигает высшей точки. За свой радостный тон хвалитные псалмы, одни из всех утренних, не отменяются и в Пасху.

История употребления
Псалмы 148—150 заключают псалтирную часть утренней синагогальной молитвы. Они входили в состав утрени, составляя конец ее, уже при прп. Иоанне Кассиане (V в.), притом одинаково на Востоке и Западе (Вступ. гл., 147). Они упоминаются на нынешнем месте утрени с нынешним именем изв. описанием синайского бдения VII в. (там же, 295); решительно все чины западного богослужения с древнейших времен начинают ими последнюю часть утрени, утреню в собственном смысле, называемую по ним Laudes (уже при прп. Венедикте — там же, 312—319); ими заключают утреню все восточные инославные чины: армянский, абиссинский, несторианский (там же, 299, 300, 303), иаковитский, при этом последний заключает ими и полунощницу.

Чин пения хвалитных псалмов
Чин пения хвалитных псалмов подробно изложен в Ирмологии и Псалтири следованной; в Типиконе же, в настоящем месте, кратко сказано: «на хвалитех Всякое дыхание на глас дне». Это, как видно из поименованного подробного чина пения этих псалмов, означает, что псалмы должны петься по-праздничному, т. е. начинаться не 1-м стихом 148 пс, как в будни, а этому стиху должен предпосылаться последний стих 150 пс. «Всякое дыхание да хвалит Господа», притом петься они должны на глас дня, а не простым, речитативным напевом, как в будни. Таким образом, в праздничном своем исполнении, хвалитные псалмы начинаются стихом, выражающим их тему (подобно тому как Непорочны на погребении начинаются словами «Непорочнии в путь», а в Великую субботу стихом: «Благословен еси, Господи»), и им же оканчиваются, благодаря чему вся их группа, составляющая как бы один гимн, концом своим возвращается к началу в знак бесконечности и непрерывности. Дальнейшее пение хвалитных псалмов в праздники и будни имеет то общее, что первые два стиха их имеют припев из Пс. 64,1: «Тебе подобает песнь Богу», аналогичный припеву к псалмам «Господи воззвах» — «Услыши мя, Господи» (и в противоположность более торжественному предначинательному псалму бдения, имеющему припев после каждого стиха). Этот припев при праздничном исполнении псалма поется по одному разу за каждым стихом; при будничном же, как бы в вознаграждение за отсутствие предначинательного стиха «Всякое дыхание», поется за первым стихом дважды (всего, значит, трижды): за 1-й половиной стиха «Хвалите Господа с небес», и снова за всем стихом, т. е. вполне по тому же чину, как стих: «Услыши мя, Господи» при «Господи воззвах» (см. выше, с. 542). Первые два стиха хвалитных псалмов недаром отмечаются особым припевом: они здесь наиболее целесообразны, так как, приглашая к прославлению Бога самих Ангелов, выражают этим сильнее всего недостаток всей нашей доселешней хвалы, подобно тому как 1 и 2 ст. 140 пс, сопровождаемые припевом, говорят о недостаточности нашей вечерней жертвы. Дальнейшие стихи псалмов поются без припевов попеременно обоими ликами, и в Ирмологии дано распределение стихов для такого пения; распределение это совпадает с библейским делением псалмов на стихи, только ввиду длины последнего — 14 — стиха 148 пс, половина 13 ст. присоединена к 12, а конец 13 ст. с 14 разбит на 2 части, но число стихов в псалме осталось то же (14, по 7 для каждого лика); из 149 пс. без припевов поются 8 стихов (по 4 каждому лику); с последнего же стиха этого псалма: «Сотворити в них суд» к стихам хвалитных псалмов, которых остается 1 в 149 пс и 6 в 150, присоединяются хвалитные стихиры, причем пред каждой из стихир поется стих псалма, но последние два стиха 150 пс. поются за один, чтобы число припевов вышло четное, и по краткости последнего стиха.Хвалитными псалмами с их стихирами, таким образом, в бдение вводится опять, а в утреню впервые, стихирный напев гласа, после господства в службе сначала тропарно-седального, а затем канонного. Этим бдение в музыкальном отношении возвращается к своему началу (стихиры на Господи воззвах, стиховны и литийные), образуя священный круг бесконечности. Перебрав множество различных напевов того же гласа (стихирный, тропарный, седальный, антифонный, напев прокимна, канонный, кондакарный, светильный), бдение опять вступает в первый напев из этого длинного ряда, простейший из всех, и этою своею простотою, строгою и величественною, наиболее, может быть, отвечающий христианскому вкусу молящихся. Это возвращение к стихирному напеву вызывается еще и естественным понижением молитвенного восторга после того подъема его, какого этот восторг достиг в каноне («Приидите, руками восплещим», «слово отрыгну»). Это понижение идет далее, чрез тихий напев великого славословия, в спокойную молитву двух ектений и, наконец, в простое чтение 1 часа.

История употребления
По Студийско-Алексиевскому (а может быть, и по древнему Иерусалимскому) уставу хвалитные псалмы имели припевы после каждого стиха, именно следующие (в скобках варианты со Студ. уст. Часослова СПб. Софийск. б. № 1052 XIII в.): 148 пс. включительно до 6 ст.: «Тебе подобает песнь Боже», с 7 (8) ст.: «Дадите славу Богу», 12 (136): «Тому (Тебе) подобает «; 149 пс. с 1 ст.: «Слава Тебе, Святый Отче», с 6 (7): «Пощади ны, Господи (Пощади ны)»; 150 пс. с 1 ст.: «Сыне Божий помилуй нас», на 3 (и 4): «Слава подавъшюму (показавшему) свет», с 4 (5): «Тебе слава подобает Господи». Старообр. «Часовник» не указывает никаких припевов к хвалитным псалмам. По римскому чину пс. 148—150 имеют пред собою антифон «Аллилуиа» (1 раз) и после себя «Слава Отцу. Аллилуиа 3», между же собою не отделяются, в противоположность другим псалмам, «Слава Отцу»; по мозарабскому чину они имеют пред собою: «Lauda, Хвалите Господа с небес, Аллилуиа 2. Хвалите Его в вышних. Аллилуиа 2» и славословие тоже в конце лишь 3-го псалма.

Хвалитные стихиры
Стихиры на хвалитех (εις τους αίνους) не необходимы при хвалитных псалмах, а составляют вообще принадлежность утрени полупраздничного типа, появляясь иногда у шестеричных святых (см., например, 6 и 24 сентября, 1 ноября, но 3 октября, 16, 18, 19 января) и отсутствуя в пред- и попразднства и субботы, за некоторыми исключениями; впрочем, хвалитные стихиры допускаются и на будничной утрене, если их нужно сюда перенести с Господи воззвах по недостатку там места (см. Тип., понедельник 1-й Великого поста, утреня). Обычное нормальное количество стихир на хвалитех — 4;так всегда, даже в великие праздники — Пасху, Рождество Христово (в субботу ваий — 6 по особым соображениям), исключая воскресенья, когда их 8 по особым обстоятельствам (см. ниже). Так мало назначено их (можно сказать — минимальное количество для антифонного пения: по 2 каждому лику), может быть, ввиду усталости к концу службы.

История
Хвалитные стихиры под именем «тропарей» упоминаются изв. описанием синайской утрени VII в. (Вступ. гл., 295) и в Ипотипосисе некоторых редакций. В Студийском уставе нормальным количеством хвалитных стихир считалось, по-видимому, 6, но Иерус. с древнейших ркп. — 4.

Воскресные хвалитные стихиры
Хвалитные стихиры воскресной утрени выделяются из ряда других своим количеством: их бывает 8, вдвое более, чем для самых великих праздников: 4 называемых прямо «воскресными» и 4 «восточны» (ср. с. 545). Припевами для них служат 6 стихов хвалитных псалмов, начиная с 9-го, последнего, стиха 149 пс, и, кроме того, два псалмических стиха, специально подобранные к событию воскресения и названные в Тип. (гл. 3, 4 и др.) «воскресными припевами» — те же, что служат припевами к седальнам: «Воскресни, Господи…» и «Исповемся Тебе, Господи» (Пс. 9: 33, 2). Имея для себя специально-праздничные стихи, последние стихиры являются собственно уже не хвалитными, а стиховными, почему для пения их лики соединяются; это схождение делается еще на последним стихе хвалитных псалмов (на «Всякое дыхание»), чтобы стиховных стихир получилось три. По содержанию хвалитные стихиры, особенно восточны, несколько длиннее и сложнее стихир на Господи воззвах и стиховных; они нередко обращаются с упреком к иудеям, хотевшим скрыть воскресение Христово.

В отличие от стихир на Господи воззвах и стиховных, хвалитны, как стихиры заключительные и самые торжественные, имеют свой специально воскресный славник, заимствующий содержание свое из воскресного утреннего Евангелия и потому называемый «евангельскою» или «утреннею стихирою»; как и ексапостилариев, посему евангельских стихир 11. Гласы взяты для 1—8 стихир 1—8, для 9 — 5,10 — 6 и 11 — 8, т. е. для последних стихир последние гласы, исключая 7-й, как тяжелый (ср. гласы для дней Светлой седмицы, где также опускается этот глас). Евангельские стихиры в воскресенья с особыми памятями заменяются другими и переносятся на конец утрени.

Также в отличие от стихир на Господи воззвах и стиховных хвалитные воскресные стихиры имеют и Богородичен воскресного содержания, но общий для всех гласов «Преблагословена еси». Он исчисляет все плоды воскресения (в трех однородных парах), прославляя их косвенную Виновницу. Для Богородична выбран 2-й глас, как глас самый радостный в стихирном напеве (им поются стихиры на Господи воззвах на Рождество Христово и Крещение; ср. параллельный ему 6 гл. для «Воскресение Христово»). Ввиду большого значения этого Богородична он не отменяется в воскресенье и при совпадении последнего с двунадесятым Богородичным праздником (служит еще Богородичном 2 гл. по 2 кафизме).

Отступления от указанного порядка в пении хвалитных стихир делаются для великих, полиелейных и шестеричных святых (см. Тип., гл. 3,4 и 5), для пред- и попразднства, случающихся в воскресенье (см. 7 и 9 сентября), для Недель св. отец и триодных (см. 11 октября и Четыредесятницу).

История
Воскресные стихиры, именно 4 первые из них, даются известным иерусалимским «Последованием» IX—XII в. и, несомненно, имеются в виду Ипотипосисом некоторых редакций, предписывающим их удвоять, Евергетидским уставом, тоже предписывающим удвоять и указывающим количество их — 4. Студийско-Алексиевский устав, имевший кроме хвалитных стихир на каждой праздничной и воскресной утрени отдельно (после ектений) и стиховны, указывает 3 воскресных хвалитных, помещая 4-ю, очевидно, на стиховне (в триодные недели она удвоялась). По старообр. уст. стихи — с 1 ст. 150 пс. и «Всякое дыхание» — отдельный стих. Евангельские стихиры принадлежат, как показывает и нынешнее надписание их, императору Льву VI Мудрому (886—911) и назначаются упомянутым иерусалимским последованием для пения тотчас после Евангелия на Славу и ныне. Они, может быть, — остаток древнего обычая петь Евангелие, сохранившегося доныне в Римской Церкви (например, в Неделю ваий на процессии поется Мф. 21 и Ин. 12; ср. нашу стихиру в Нед. ваий «Прежде шести дней Пасхи»). По песненному последованию на евангельской стихире происходил вход с Евангелием (Вступ. гл., 347). — Песнь «Преблагословена еси» в уставе Великой Константинопольской церкви IX в. и по Синайскому Канонарю (IX—X в.) служит входным тропарем на литургии 3-го дня Пасхи. Она на нынешнем месте воскресной утрени в Евергетидском уставе и в песненном последовании при Симеоне Солунском (Вступ. гл., 347). Но по Студийско-Алексиевскому уставу здесь Богородичен настоящего гласа. В старопеч. и устарообр.: «благословен Бог (ср. ниже: «Сый благословен Бог», «Слава Тебе Боже, упование наше») изволивый тако», без «Слава Тебе».

Страница сгенерирована за 0.06 секунд !

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *