И а Крылова

Не помню, кто первым, пленившись звучанием переводных стихов, восторженно назвал их фактом русской поэзии. Теперь это выражение по вине наших замечательных переводчиков потеряло свежесть, и мы уже не замечаем в нем метафору. Великолепный перевод Бунина «Песни о Гайавате» не спутаешь с созданиями русского национального духа. «Фауст» в переводе Пастернака не отнесешь к русской литературе. Но есть такие переводы, которые никак не назовешь по-иному, как фактом русской поэзии в буквальном значении этих слов.
Среди двадцати девяти басен Крылова, написанных на сюжеты Лафонтена, «Волк и Ягненок» самая близкая к тексту французского автора. Степень этой близости показалась В. А. Жуковскому столь высокой, что в положительном отзыве на издание первых крыловских басен он счел за лучшее ни словом не обмолвиться о лучшей из них. На поверхности умолчание Жуковского может представиться резонным, ведь пафос отзыва заключался в том, что «Крылов точно заслуживает имя стихотворца оригинального». А между тем вот текст и подстрочный перевод одноименной басня Лафонтена:
La raison du plus fort est toujours la meilleure:
Nous l’allons montrer tout à l’heure.
Un Agneau se désaltérait
Dans le courant d’une onde pure.
Un Loup survient à jeun qui cherchait aventure,
Et que la faim en ces lieux attirait.
Qui te rend si hardi de troubler mon breuvage ?
Dit cet animal plein de rage :
Tu seras châtié de ta témérité.
— Sire, répond l’Agneau, que votre Majesté
Ne se mette pas en colère;
Mais plutôt qu’elle considère
Que je me vas désaltérant
Dans le courant,
Plus de vingt pas au-dessous d’Elle,
Et que par conséquent, en aucune façon,
Je ne puis troubler sa boisson.
— Tu la troubles, reprit cette bête cruelle,
Et je sais que de moi tu médis l’an passé.
— Comment l’aurais-je fait si je n’étais pas né?
Reprit l’Agneau, je tette encor ma mère.
— Si ce n’est toi, c’est donc ton frère.
— Je n’en ai point.
— C’est donc quelqu’un des tiens:
Car vous ne m’épargnez guère,
Vous, vos bergers, et vos chiens.
On me l’a dit : il faut que je me venge.
Là-dessus, au fond des forêts
Le Loup l’emporte, et puis le mange,
Sans autre forme de procès.
«Доводы самого сильного всегда самые лучшие. Мы это сейчас же по­кажем. Ягненок утолял жажду в чистоструйном потоке. Подходит к младому волк, ищущий приключений, которого в эти места занес голод. «И что ты так осмелел, что мутишь мне питье?—говорит этот зверь, полный гнева.— Ты будешь наказан за дерзость».— «Господин,— отвечает Ягненок,— пусть Ваше Величество не гневается. Но пусть лучше учтет, что я утоляю жажду в потоке больше, чем за двадцать шагов ниже Его и вследствие этого ни­как я не могу мутить Его питье».— «Ты его мутишь,— перебивает жесто­кий зверь,— а в прошлом году, я знаю, ты обо мне злословил».— «Как мог я это делать, если (я тогда) еще и не родился? — отвечает Ягненок.— Я еще сосу свою мать».— «Если это не ты, так твой брат».— «У меня нет (никаких) братьев».— «Так это кто-то из ваших: ведь вы мне покоя не даете никакого, вы, ваши пастухи, ваши собаки. Мне сказали: нужно, чтобы я отомстил за себя». И вот туда в чащу лесов Волк тащит его, и потом ест без всяких прочих церемоний».
Удивительна не родственность сюжетов французской и русской басен. Нет. Еще Вальтер Скотт заметил, что сравнение сюжетов «значительно умали­ло бы ваши представления о человеческой изобретательности». Тем более если сравнивать сюжеты басенные, в большинстве своем кочующие по на­циональным литературам разных народов. Сюжет «Волка и Ягненка» пе­решел к Лафонтену тоже по «наследству» от Эзопа и Федра. Жуковского насторожило, видимо, совпадение Крылова с Лафонтеном даже в маловаж­ных для развития сюжета деталях: и в той, и в другой басне расстояние между Волком и Ягненком измеряется в шагах; и там, и здесь в прениях сторон фигурируют братья, пастухи, собаки; в обоих случаях Волк вершит судьбу Ягненка в лесу, а не тут же, не у ручья, что, несомненно, правдо­подобнее. В первоисточнике, у Эзопа, Волк прямо на берегу
Взял — и съел Ягненка.
По стопам Эзопа следует Федр:
И тут, схвативши, растерзал Ягненка он.
В басне, написанной К. А. Тредиаковским на тот же сюжет, Волк произнес приговор —
И так, за горло взяв, тотчас Ягненка смял,
И столь зарезал вдруг, что тот ни проблеял.
Своей басней Крылов не потрафил не только Жуковскому. Лишь напе­чатал он «Волка и Ягненка» — как за перо взялся Державин и набросал «Ягненка и Волка», где уже название басни с перестановкой ее персонажей залпом грохочет о свободе, о неукротимом духе автора. Величайший мастер описаний, Державин дал волю своей пышной кисти. У него не просто Ягненок, а «маленький, пушистый, тучненький и весь, весь беленький»; у него не ручей или «чистоструйный поток», а «речка, текущая жемчугом, зелененьким лужком иль золотым песком». И так во всю басню. Десятки находок и новых излучин в протоптанном с древности сюжете. Но спор Державин проиграл Крылову, проиграл безнадежно.
Судя по всему, Крылов, тогда только-только ступивший на стезю баснописца, не чаял соперничать с Лафонтеном. Лафонтен для него бог или равен божеству. Он везде и во всем. И в крыловских надписях на книгах:
Пусть дружество у нас в сердцах тогда увянет,
Когда бог ясных дней светить наш мир престанет
Или Фонтеновы затмит кто красоты.
Однако вот что сказал Пушкин: «Конечно, ни один француз не осмелится кого бы то ни было поставить выше Лафонтена, но мы, кажется, можем предпочесть ему Крылова».
Сравнивая французскую и русскую басни, легко заметить, что у Лафон­тена «зверь, полный гнева», изъясняется уж больно галантно для момента и места. Он скорее возник не среди гущи народной жизни, а сбежал со двора короля Артура. Да и судит лафонтеновский Волк, опираясь на ко­декс рыцарской чести («Мне сказали: нужно, чтобы я отомстил за себя»). Крылов, заимствуя сюжет, прежде всего направляет его из русла классицистской в русло реалистической поэтики. Так происходит освоение общего, ставшего ничейным, сюжета. Предстояло решить еще одну задачу: облечь сюжет в национальную форму. Почва для того оказалась подготовленной. В народе давно ходили десятки пословиц о волках и овцах. Одна из них гласит:
Баране, не мути воду волкови.
Кто скажет, знал или не знал Крылов эту пословицу? Но несомненно, что он жил в том мире, где носился ее дух, воплотившийся в басне. Чуть ли не каждый стих «Волка и Ягненка» стал крылатым речением, как и стихи многих других басен Крылова. Так что порой кажется, что не Кры­лов вышел из пословицы, а пословица из Крылова.
Сам Крылов отнес басню «Волк и Ягненок» к числу «переводов или под­ражаний». Воля автора священна. Не нам нарушать ее. Не нарушил ее и Белинский, когда написал, что у Крылова «русские басни, а не перево­ды, не подражания. Это не значит, чтоб он никогда не переводил, например, из Лафонтена, и не подражал ему; это значит только, что он и в переводах, и в подражаниях не мог и не умел не быть оригинальным и русским в высшей степени. Такая уж у него русская натура!».

Биография

Иван Андреевич Крылов родился в феврале 1769 года в Москве, в семье бедного армейского офицера. Проявив героизм и мужество во время усмирения пугачёвского бунта, Андрей Крылов не получил никаких наград и чинов. После выхода в отставку он поступил на гражданскую службу и переехал с женой и двумя сыновьями в Тверь. Должность председателя магистрата не приносила ощутимого дохода, семья жила в бедности. Умер Крылов-старший в 1778 году в чине капитана. Жизнь вдовы и детей (старшему сыну Ивану выполнилось лишь 9 лет) стала ещё бедней.

Иван Крылов

Иван Андреевич Крылов не имел возможности получить хорошее образование. От отца он перенял большую любовь к чтению, получив в наследство лишь огромный сундук с книгами. Состоятельные соседи Крыловых позволили Ивану присутствовать при уроках французского языка, которые давались их детям. Таким образом Иван Крылов сносно выучил французский.

Будущий баснописец очень рано приступил к работе и познал тяжесть жизни в нищете. После смерти отца Ивана взяли подканцеляристом в губернский магистрат Твери, где раньше работал Крылов-старший. Копеечное содержание позволяло разве что не умереть с голоду. Через 5 лет мать Ивана Крылова, прихватив детей, отправилась в Санкт-Петербург хлопотать о пенсии и обустройстве старшего сына на работу. Так Иван Крылов получил новую должность, устроившись приказным служителем в казённую палату.

Иван Крылов в молодости

Молодой Крылов, не получив никакого системного образования, настойчиво занимался самообразованием. Он много читал, самостоятельно научился играть на разных инструментах. В 15-летнем возрасте Иван даже написал небольшую комическую оперу, сочинив для неё куплеты и назвав «Кофейница». Это был его первый, пусть неудачный, но всё же дебют в литературе. Язык написания был очень богат, чему Крылов обязан своей любви толкаться среди простого народа на ярмарках и разных простонародных увеселениях. «Благодаря» бедности, Иван Андреевич отлично был знаком с бытом и нравами простых людей, что в будущем ему очень пригодилось.

Творчество

Переезд Ивана Андреевича Крылова в Санкт-Петербург совпал с появлением в городе общедоступного театра. Молодой человек, тянувшийся к искусству, сразу же побывал в открывшемся театре. Там он познакомился с некоторыми артистами и с этих пор жил интересами этого храма искусства. Серьёзно заниматься карьерой на новой казённой службе Крылову не хотелось, все его интересы были направлены совсем в другую сторону. Поэтому 18-летний юноша ушел в отставку и занялся литературной деятельностью.

Баснописец Иван Крылов

Поначалу она была неудачной. Иван Крылов написал трагедию «Филомела», подражая классикам. Здесь были некоторые проблески таланта и свободомыслия начинающего автора, но в плане литературном «Филомела» была очень посредственным произведением. Но останавливаться молодой литератор не собирался.

За трагедией последовали несколько комедий. «Бешеная семья», «Проказники», «Сочинитель в прихожей» и другие тоже не поразили читателей и критиков дарованием. Но рост мастерства в сравнении с «Филомелой» всё же был заметен.

Первые басни Ивана Андреевича Крылова были напечатаны без подписи. Они появились в журнале «Утренние часы» в 1788 году. Три произведения, называвшиеся «Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Новопожалованный осёл», были почти не замечены читателями и не получили одобрения критиков. В них было много сарказма, едкости, но не мастерства.

В 1789 году Иван Крылов вместе с Рахманиным начинает издавать журнал «Почта духов». Он стремится возродить ту сильную сатиру, которую раньше демонстрировали новиковские журналы. Но издание не пользуется успехом и в том же году прекращает свой выход. Но это не останавливает Крылова. Через 3 года он создаёт с группой единомышленников другой журнал, назвав его «Зритель». Ещё через год появляется журнал «Санкт-Петербургский Меркурий». В этих изданиях печатались некоторые прозаические произведения Крылова, наиболее яркие из которых повесть «Каиб» и довольно смелая для своего времени статья «Похвальная речь моему дедушке», обличающая помещичье самодурство.

Журнал Ивана Крылова «Почта духов»

Доподлинно неизвестно, что стало причиной временного отхода Ивана Крылова от литературной деятельности, и почему он покинул Санкт-Петербург. Возможно, начались некие притеснения со стороны властей, а может литературная неудача толкнула писателя уехать из города, но до 1806 года Крылов почти забросил писательство. В 1806 году Крылов возвращается к активной литературной деятельности.

Он пишет довольно талантливые переводы лафонтеновских басен «Дуб и трость», «Разборчивая невеста» и «Старик и трое молодых». Переводы с лестной рекомендацией Ивана Дмитриева печатает столичный журнал «Московский зритель». В том же 1806 году Иван Крылов вернулся в Санкт-Петербург и поставил комедию «Модная лавка». В следующем году ещё одну – «Урок дочкам». Общество, в связи с наполеоновскими войнами переживавшее подъём патриотических чувств, с большим воодушевлением встречает постановки. Ведь в них высмеивается французомания.

В 1809 году начинается настоящий творческий взлёт Ивана Крылова. Первое издание его басен, состоящее из 23 произведений (среди которых всем известное «Слон и Моська»), пользуется огромной популярностью. С этих пор Крылов становится известным баснописцем, чьих новых произведений с нетерпением ждёт публика. Иван Андреевич возвращается к государственной службе. Сначала он поступает на заметную должность в Монетный департамент, а через 2 года – в Императорскую публичную библиотеку, где работал с 1812-го по 1841-ый годы.

В этот период изменился Крылов и внутренне. Теперь он благодушен и сдержан. Не любит ссориться, очень спокоен, ироничен и всё больше ленив. С 1836 года Иван Крылов уже ничего не пишет. В 1838-ом литературная общественность торжественно чествует 50-летие творческой деятельности баснописца. Умер писатель в ноябре 1844 года.

Иван Крылов, Александр Пушкин, Василий Жуковский и Николай Гнедич

Из-под пера Ивана Андреевича Крылова вышло больше 200 басен. В одних он обличал русскую действительность, в других – людские пороки, третьи – просто стихотворные анекдоты. Множество метких крыловских выражений со временем вошли в разговорную речь и обогатили русский язык. Его басни очень народны и общепонятны. Они ориентированы на всех, а не только на высокообразованную интеллигенцию. При жизни автора разошлось почти 80 тысяч экземпляров изданных сборников басен. На то время – небывалое явление. Популярность Ивана Андреевича Крылова можно сравнить с прижизненной популярностью Пушкина и Гоголя.

Личная жизнь

О рассеянности, небрежной неряшливости и невероятном аппетите Ивана Крылова ходили легенды и слагались анекдоты. Вполне в его духе было положить в карман сюртука ночной чепчик вместо платка, вытянуть его во время пребывания в обществе и высморкаться. Иван Андреевич абсолютно равнодушно относился к своему внешнему виду. Казалось бы, такой человек никак не мог пользоваться вниманием у дам. Тем не менее сохранились сведения его современников, утверждавших, что личная жизнь Ивана Крылова хотя и не была бурной, но уж точно не отсутствовала.

Иван Крылов

В 22 года он полюбил дочь священника из Брянского уезда Анну. Девушка ответила ему взаимностью. Но когда молодые люди решили жениться, родные Анны воспротивились этому браку. Они были в дальнем родстве с Лермонтовым и, к тому же, состоятельны. Поэтому выдать замуж дочь за бедного рифмоплёта они отказались. Но Анна так тосковала, что родители наконец согласились выдать её замуж за Ивана Крылова, о чём телеграфировали ему в Санкт-Петербург. Но Крылов ответил, что у него нет денег, чтобы приехать в Брянск, и попросил привезти Анну к нему. Родные девушки были оскорблены ответом, и брак не состоялся.

Иван Крылов и императрица Мария Федоровна

Современники Ивана Крылова писали, что к неряшливому и сумасбродному баснописцу были неравнодушны именитые дамы. Якобы его любила балерина, бывшая содержанкой великого князя Константина Павловича. Но баснописец отшутился, что к браку непригоден. Говорят, что обаятельному толстяку очень симпатизировала сама императрица Мария Фёдоровна. И это несмотря на то, что Иван Андреевич осмелился появиться перед ней в дырявом сапоге, из которого торчал палец, да ещё и чихнуть, когда целовал руку императрице.

Памятник Ивану Крылову

Иван Крылов так никогда и не женился. Официально у него нет детей. Но современники баснописца утверждали, что у Ивана Андреевича всё же наличествовала гражданская жена. Это была его домработница Феня. Жениться на ней Крылов не мог, так как общество бы его осудило. Тем не менее Феня родила девочку Сашу, которую считают внебрачной дочерью Крылова. О том, что это может быть правдой, говорит факт, что после смерти Фени Саша осталась жить у Крылова. А после её замужества Крылов с удовольствием нянчил её детей и переписал всё свое имущество на имя мужа Александры. Во время кончины Ивана Крылова у его постели находились Саша, её муж и двое детей.

Басни

  • Стрекоза и Муравей
  • Лебедь, Рак и Щука
  • Ворона и Лисица
  • Волк и Ягнёнок
  • Мартышка и Очки
  • Квартет
  • Свинья под Дубом
  • Демьянова уха
  • Листы и корни
  • Разборчивая невеста

Крылов Иван Андреевич (1769 — 1844) — русский поэт, писатель, переводчик. Крылов самый знаменитый русский баснописец. Перу Ивана Андреевича Крылова принадлежат такие известные басни как Ворона и Лисица, Мартышка и Очки, Стрекоза и Муравей, Слон и Моська, Квартет, Лебедь, Щука и Рак, Демьянова уха, и многие другие басни.

Рейтинг самых читаемых басен Крылова Ивана Андреевича

1. Ворона и Лисица

2. Мартышка и Очки

3. Лебедь, Щука и Рак

4. Стрекоза и Муравей

5. Слон и Моська

6. Кот и Повар

7. Квартет

8. Два Голубя

9. Волк и Ягненок

10. Мышь и Крыса

11. Музыканты

12. Две Бочки

13. Ларчик

14. Разборчивая Невеста

15. Воспитание Льва

16. Ворона и Курица

17. Скворец

18. Дуб и Трость

19. Демьянова уха

20. Котел и Горшок

Басни. Книга первая
Басни. Книга вторая
Басни. Книга третья
Басни. Книга четвертая
Басни. Книга пятая
Басни. Книга шестая
Басни. Книга седьмая
Басни. Книга восьмая
Басни. Книга девятая
Басни, не вошедшие в девять книг
Басни, приписываемые Крылову

Басни. Книга первая

1. Ворона и Лисица

2. Дуб и Трость

3. Музыканты

4. Ворона и Курица

5. Ларчик

6. Лягушка и Вол

7. Разборчивая Невеста

8. Парнас

9. Оракул

10. Роща и Огонь

11. Чиж и еж

12. Волк и Ягненок

13. Обезьяны

14. Синица

15. Осел (Когда вселенную Юпитер населял…)

16. Мартышка и Очки

17. Два Голубя

18. Червонец

19. Троеженец

20. Безбожник

21. Орел и Куры

Басни. Книга вторая

1. Лягушки, просящие Царя

2. Лев и Барс

3. Вельможа и Философ

4. Мор зверей

5. Собачья дружба

6. Раздел

7. Бочка

8. Волк на псарне

9. Ручей

10. Лисица и Сурок

11. Прохожие и Собаки

12. Стрекоза и Муравей

13. Лжец

14. Орел и Пчела

15. Заяц на ловле

16. Щука и Кот

17. Волк и Кукушка

18. Петух и Жемчужное зерно

19. Крестьянин и Работник

20. Обоз

21. Вороненок

22. Слон на воеводстве

23. Осел и Соловей

Басни. Книга третья

1. Откупщик и Сапожник

2. Крестьянин в беде

3. Хозяин и Мыши

4. Слон и Моська

5. Волк и Волчонок

6. Обезьяна

7. Мешок

8. Кот и Повар

9. Лев и Комар

10. Огородник и Философ

11. Крестьянин и Лисица (Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть…)

12. Воспитание Льва

13. Старик и трое Молодых

14. Дерево

15. Гуси

16. Свинья

17. Муха и Дорожные

18. Орел и Паук

19. Лань и Дервиш

20. Собака

21. Орел и Крот

Басни. Книга четвертая

1. Квартет

2. Листы и Корни

3. Волк и Лисица

4. Бумажный Змей

5. Лебедь, Щука и Рак

6. Скворец

7. Пруд и Река

8. Тришкин кафтан

9. Механик

10. Пожар и Алмаз

11. Пустынник и Медведь

12. Цветы

13. Крестьянин и Змея (Змея к Крестьянину пришла проситься в дом…)

14. Крестьянин и Разбойник

15. Любопытный

16. Лев на ловле

17. Крестьяне и Река

18. Добрая Лисица

19. Мирская сходка

Басни. Книга пятая

1. Демьянова уха

2. Мышь и Крыса

3. Чиж и Голубь

4. Водолазы

5. Госпожа и две Служанки

6. Камень и Червяк

7. Медведь у Пчел

8. Зеркало и Обезьяна

9. Комар и Пастух

10. Крестьянин и Смерть

11. Рыцарь

12. Тень и Человек

13. Крестьянин и Топор

14. Лев и Волк

15. Собака, Человек, Кошка и Сокол

16. Подагра и Паук

17. Лев и Лисица

18. Хмель

19. Слон в случае

20. Туча

21. Клеветник и Змея

22. Фортуна и Нищий

23. Лягушка и Юпитер

24. Лиса-строитель

25. Напраслина

26. Фортуна в гостях

Басни. Книга шестая

1. Волк и Пастухи

2. Кукушка и Горлинка

3. Гребень

4. Скупой и Курица

5. Две Бочки

6. Алкид

7. Апеллес и Осленок

8. Охотник

9. Мальчик и Змея

10. Пловец и Море

11. Осел и Мужик

12. Волк и Журавль

13. Пчела и Мухи

14. Муравей

15. Пастух и Море

16. Крестьянин и Змея (К Крестьянину вползла Змея…)

17. Лисица и Виноград

18. Овцы и Собаки

19. Медведь в сетях

20. Колос

21. Мальчик и Червяк

22. Похороны

23. Трудолюбивый Медведь

24. Сочинитель и разбойник

25. Ягненок

Басни. Книга седьмая

1. Совет Мышей

2. Мельник

3. Булыжник и Алмаз

4. Мот и Ласточка

5. Плотичка

6. Крестьянин и Змея (Когда почтен быть хочешь у людей…)

7. Свинья под Дубом

8. Паук и Пчела

9. Лисица и Осел

10. Муха и Пчела

11. Змея и Овца

12. Котел и Горшок

13. Дикие Козы

14. Соловьи

15. Голик

16. Крестьянин и Овца

17. Скупой

18. Богач и поэт

19. Волк и Мышонок

20. Два Мужика

21. Котенок и Скворец

22. Две Собаки

23. Кошка и Соловей

24. Рыбья пляска

25. Прихожанин

26. Ворона

27. Пестрые Овцы

Басни. Книга восьмая

1. Лев состаревшийся

2. Лев, Серна и Лиса

3. Крестьянин и лошадь

4. Белка (У Льва служила Белка…)

5. Щука

6. Кукушка и Орел

7. Бритва

8. Сокол и Червяк

9. Бедный Богач

10. Булат

11. Купец

12. Пушки и Паруса

13. Осел (Был у Крестьянина Осел…)

14. Мирон

15. Крестьянин и Лисица (Лиса Крестьянину однажды говорила…)

16. Собака и Лошадь

17. Филин и Осел

18. Змея

19. Волк и Кот

20. Лещи

21. Водопад и Ручей

22. Лев

23. Три мужика

Басни. Книга девятая

1. Пастух

2. Белка (В деревне, в праздник, под окном…)

3. Мыши

4. Лиса

5. Волки и Овцы

6. Крестьянин и Собака

7. Два Мальчика

8. Разбойник и Извозчик

9. Лев и Мышь

10. Кукушка и Петух

11. Вельможа

Басни, не вошедшие в девять книг

1. Стыдливый Игрок

2. Судьба Игроков

3. Павлин и Соловей

4. Лев и Человек

5. Пир

6. Подсвечник и Огарок

7. Два извозчика

8. Паук и Гром

9. Осел и Заяц

10. Комар и Волк

Басни, приписываемые Крылову

1. Олень и Заяц

2. Новопожалованный Осел

3. Картина

4. Родины

5. Червонец и Полушка

6. Обед у Медведя

7. Конь

Биография Крылова Ивана Андреевича

Крылов Иван Андреевич (1769 — 1844) — русский баснописец, поэт, писатель, драматург, переводчик.

Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) 1769 (по другим сведениям в 1766 или 1768) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. Детские годы прошли на Урале. В 1775 отец выходит в отставку, и семья поселяется в Твери.

Учился молодой Крылов мало и бессистемно. Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, он стал одним из самых просвещенных людей своего времени. Ему шел десятый год, когда умер отец, Андрей Прохорович, бывший в тот момент мелким чиновником в Твери. Андрей Крылов «наукам не учился», но очень любил читать и привил свою любовь сыну. Он сам выучил мальчика чтению и письму и оставил ему в наследство сундук книг.

Дальнейшее образование Крылов получил благодаря покровительству писателя Николая Александровича Львова, прочитавшего стихи юного поэта. В юности много жил в доме у Львова, учился вместе с его детьми, и просто слушал разговоры литераторов и художников, приходивших в гости. Недостатки отрывочного образования сказывались впоследствии — так, Крылов всегда был слаб в орфографии, но известно, что с годами приобрел достаточно прочные знания и широкий кругозор, научился играть на скрипке и говорить по-итальянски.

После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Был записан на службу в нижний земский суд, хотя, очевидно, это была простая формальность — в присутствие Крылов не ходил или почти не ходил и денег не получал.

В четырнадцатилетнем возрасте попал в Петербург, куда мать отправилась хлопотать о пенсии. Затем перевелся на службу в Петербургскую казенную палату.

В 14 лет (1784 год) написал оперу «Кофейница», отнес ее к книгопродавцу Брейткопфу, который дал за нее автору на 60 рублей книг (Расина, Мольера и Буало), но оперу так и не напечатал. «Кофейница» увидела свет только в 1868.

Однако дела служебные его не слишком интересовали. На первом месте среди увлечений Крылова были литературные занятия и посещение театра. Эти пристрастия не изменились и после того, как в семнадцать лет он лишился матери, и на его руках остался младший брат, Лев, о котором он всю жизнь заботился, как отец о сыне (тот в письмах и называл его обыкновенно «тятенькой»). В 80-е годы много писал для театра. К тому же Петербург открывал перед ним возможность заниматься литературным трудом.

С конца 80-х основная деятельность разворачивалась в сфере журналистики. Имя молодого драматурга вскоре приобретает известность в театральных и литературных кругах. В 1789 Крылов начал издавать сатирический журнал «Почта духов», продолжавший традиции русской сатирической журналистики. Из-за своего радикального направления журнал смог просуществовать только восемь месяцев, но Крылов не оставил намерения возобновить его. Издание было прекращено, так как у журнала оказалось всего восемьдесят подписчиков.

В 1790 году вышел в отставку, решив полностью посвятить себя литературной деятельности. Он стал владельцем типографии и в январе 1792 года вместе со своим другом литератором Клушиным начал издавать журнал «Зритель», пользовавшийся уже большей популярностью. Наибольший успех «Зрителю» принесли произведения самого Крылова. Число подписчиков росло. В 1793 году журнал был переименован в «Санкт-Петербургский Меркурий».

В конце 1793 года издание «Санкт-Петербургского Меркурия» прекратилось, и Крылов на несколько лет уехал из Петербурга. Некоторые отрывочные сведения позволяют предположить, что он некоторое время жил в Москве, где много и азартно играл в карты. Очевидно, он странствовал по провинции, жил в поместьях своих друзей.

Известно, что в 1805 году Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И. И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста». Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 году он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии.

В 1807 году выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене. Это – «Модная лавка», «Урок дочкам» и «Илья Богатырь». Пьесы неоднократно ставились на сцене, причем «Модную лавку» играли даже при дворе.

Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями.

В 1808 году им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая «Слон и моська».

В 1809 году был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он до последних дней — последнее прижизненное издание басен друзья и знакомые писателя получили в 1844 году вместе с извещением о смерти их автора.

Работа в новом жанре резко изменила литературную репутацию Крылова. Если первая половина его жизни прошла практически в безвестности, была полна материальными проблемами и лишениями, то в зрелости он был окружен почестями и всеобщим уважением. Издания его книг расходились огромными для того времени тиражами.

В 1810 (по другим сведениям — в 1812) назначается помощником библиотекаря в Императорскую Публичную Библиотеку (ныне ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина), ему назначается пенсия в 1500 рублей в год, которая в 1820, «во уважение отличных дарований в российской словесности», удваивается, а в 1834 увеличивается вчетверо, он возвышается в чинах и в должности, став с 1816 библиотекарем. В одном из зданий библиотеки (Садовая улица, 20) в 1816 — 1841 Крылов снимал квартиру. При выходе в отставку в 1841 ему, «не в пример другим», назначается в пенсию полное его содержание по библиотеке (11700 рублей ассигнациями). С 1811 член «Беседы любителей русского слова», с 1816 — Вольного общества любителей российской словесности, с 1817 — Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.

Крылов стал классиком при жизни. Уже в 1835 году В. Г. Белинский в своей статье «Литературные мечтания» нашел в русской литературе всего лишь четырех классиков и поставил Крылова в один ряд с Державиным, Пушкиным и Грибоедовым.

Параллельно с народным признанием шло и признание официальное. С 1810 года Крылов был сначала помощником библиотекаря, а затем библиотекарем в Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Одновременно с этим получал неоднократно увеличивавшуюся пенсию.

16 декабря 1811 Крылов был избран членом Российской Академии, а 14 января 1823 получил от нее Большую золотую медаль за литературные заслуги (золотую медаль получил в 1818). С 1829 почетный член Петербургского университета. В 1841, при преобразовании Российской Академии в Отделение русского языка и словесности Академии Наук, первым был утвержден ординарным академиком (по преданию, император Николай согласился на преобразование с условием, «чтобы Крылов был первым академиком»»). 2 февраля 1838 в Петербурге торжественно праздновался 50-летний юбилей его литературной деятельности.

Уже празднование пятидесятилетнего юбилея творческой деятельности баснописца в 1838 году превратилось в поистине всенародное торжество. За прошедшие с тех пор почти два столетия не было ни одного поколения в России, которое не воспитывалось бы на баснях Крылова.

Скончался Крылов 21 ноября (по старому стилю — 9 ноября) 1844. Похоронен в Некрополе мастеров искусств (памятник был поставлен в 1855, скульптор П.К. Клодт). 12 мая 1855 памятник Крылову (скульптор П.К. Клодт; персонажи басен Крылова — по рисунку А.А. Агина) был открыт в Летнем саду. О его удивительном аппетите, неряшестве, лени, любви к пожарам, поразительной силе воли и остроумии сохранилось множество анекдотов.

Основные произведения Крылова Ивана Андреевича:

Проза:

  • Сатирические «пись­ма» , составившие журн. «Почта ду­хов» (1789).

Сатирические повести:

  • «Ночи» (незаконч.) (1792)

  • «Каиб» (1792).

Сатирико-публицистические эссе и памфлеты («Речь, говоренная повесою в собрании дураков», «Рассуждение о дружестве», «Похвальная речь в память моему дедушке», все – 1792, «Похвальная речь науке убивать время», 1793).

Комические оперы:

  • «Кофейница» (1783, опубл. 1869)

  • «Бешеная семья» (1793)

  • «Илья-богатырь» (1807)

Комедии:

Басни:

  • «Дуб и Трость» (1806, нов. ред. 1825)

  • «Разборчивая невеста» (1806)

  • «Ворона и Лисица», «Ларчик», «Лягушка и Вол», «Пустынник и Медведь», «Волк и Ягненок», «Стрекоза и Муравей», «Слон на воеводстве», «Слон и Моська», «Муха и дорожные», «Лисица и Виноград» (все – 1808)

  • «Петух и Жемчуж­ное зерно» (1809)

  • «Осел и Соловей», «Крестьянин в беде», «Гуси», «Квартет», «Листы и Корни» (все – 1811) «Лжец», «Во­рона и Курица», «Волк на псарне», «Обоз» (все – 1812)

  • «Кот и повар», «Щука и Кот», «Демьянова уха» (все – 1813)

  • «Прохожие и Собаки», «Мартышка и Очки», «Собачья дружба», «Крестьянин и Работник», «Тришкин кафтан» (все – 1815)

  • «Крестьяне и Ре­ка», «Лебедь, Щука и Рак», «Зеркало и Обезьяна» (все – 1816)

  • «Крестьянин и Овца» (1823)

  • «Кошка и Соловей», «Рыбья пляс­ка» (обе – 1824)

  • «Свинья под Дубом» (1825)

  • «Пестрые овцы» (1823, опубл. 1867)

  • «Волк и Кот» (1830)

  • «Кукушка и Петух» (1834, опубл. 1841)

Оды, послания, переложения псалмов, эпиграммы. Театральные рецензии.

С 1809 по 1843 создал около 200 басен. Все творчество Крылова-баснописца органически связано с художественным миром русских пословиц, сказок, поговорок; оно и само внесло в сокровищницу национального языка немало крылатых выражений. Язык басен Крылова стал примером для А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя и других писателей. Его басни переведены более чем на 50 языков мира.

Иван Андреевич Крылов родился 2 (13) февраля 1769 г. в Москве в семье отставного армейского офицера. Это – самая распространенная дата его рождения. Иногда исследователи называют другие даты, ведь биографические сведения о нем очень скупы.

Известно, что молодой Крылов получил скудное домашнее образование, учился мало и бессистемно, но обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, он стал одним из самых просвещенных людей своего времени. Самостоятельно изучил французский и итальянский языки. После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Мать не сумела добиться пенсии после смерти мужа, и в 1782 г. было решено ехать в Петербург хлопотать о пенсии. В столице также не удалось ничего добиться, но для Крылова нашлось место канцеляриста в Казенной палате. К тому же Петербург открывал перед ним возможность заниматься литературным трудом. Литературные занятия и театр увлекли молодого Крылова. В 1786-88 гг. Крылов написал трагедии «Клеопатра» и «Филомела», а также комедии «Бешеная семья» и «Проказники». Имя молодого драматурга вскоре приобретает известность в театральных и литературных кругах. В 1789 г. Крылов начал издавать сатирический журнал «Почта духов», продолжавший традиции русской сатирической журналистики. Из-за своего радикального направления журнал смог просуществовать только восемь месяцев. В 1792 г. он создал новый сатирический журнал «Зритель», сразу ставший популярным из-за злободневности своей тематики.

В начале 1800-х гг. Крылов отошел от журналистской деятельности, скитался по провинции: побывал в Тамбове, Саратове, Нижнем Новгороде, на Украине. Он не переставал сочинять, но его произведения лишь изредка появлялись в печати.

В 1806 г. Крылов возвращается в Петербург, где устанавливает новые литературные связи, пишет комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам». В 1809 г. вышла первая книга басен Крылова, в которых он выступал не только как моралист, но обличитель «сильных» мира сего, угнетающих и терзающих народ. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство писателя. Среди самых известных басен Крылова: «Лебедь, рак и щука», «Слон и моська», «Овцы и собаки», «Обоз», «Стрекоза и муравей» и многие другие.

В 1812 г. он становится библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет. Крылов оказался не только хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но он много работал по составлению библиографических указателей и славянорусского словаря.

Великий баснописец скончался в Петербурге 9 (21) ноября 1844 г. в возрасте 75 лет. Умер, как писал академик Лобанов, «с истинным христианским чувством, произнеся слабым голосом: «Господи, прости мне прегрешения мои»». Похороны И. А. Крылова по торжественности и огромному количеству народа историк Пыляев приравнивает к похоронам Ломоносова. После отпевания в Исаакиевском соборе гроб с телом Крылова был на руках перенесен студентами университета на Тихвинское кладбище в Александро-Невскую лавру (Некрополь мастеров искусств).

Краткая биографическая хроника

2 (13) февраля 1769 – И. А. Крылов родился в Москве в семье бедного армейского офицера, переведенного вскоре в Оренбург, где семья и проживала пока мальчику на исполнилось 8 лет.

1779 – смерть отца.

1783 – переезд с матерью в Петербург, служба писцом в казенной палате.

1805 – знакомство с писателем Дмитриевым, который одобрил три басни Лафонтена, переведенные Крыловым.

1809 – отдельным изданием выходят 23 переведенные им басни.

1812 – служба в Публичной библиотеке, публикация басен о войне 1812 года – «Волк на псарне» и «Ворона и курица».

1838 – первым из русских писателей удостаивается торжественного чествования 50-летия своей писательской деятельности. По приказу императора выбита специальная медаль в его часть.

9(22) ноября 1844 – И. А. Крылов скончался и с большими почестями погребен в Александро-Невской лавре.

В 1855 г. в Летнем саду был открыт памятник работы знаменитого скульптора П. Клодта – первый в имперском Петербурге памятник писателю, настолько неоспоримы были заслуги Ивана Андреевича перед русской словесностью. Его называли «Дедушкой Крыловым» и в XIX веке, называют так и сейчас.

И сегодня даже самый необразованный человек, поднапрягшись, вспомнит пару расхожих цитат из крыловских басен. Как писал один из критиков, «по степени народной любви Иван Андреевич тяжело пыхтит в затылок Александру Сергеевичу». Перечитаем и мы нестареющие басни «дедушки Крылова».

Читайте в Публичке!

Интересные факты из жизни И. А. Крылова

Безобразие
Иван Андреевич Крылов слушал оперу, а его соседом оказался какой-то меломан, забывший, что в театре он не один (притопывал в такт музыке, подпевал певцам одним словом, мешал слушать).
– Безобразие! – сказал довольно громко Крылов.
– Это относится ко мне? – оживился сосед.
– Ну как вы могли такое подумать, – ответил ему Крылов. – Это относится к тому господину на сцене, который мешает мне слушать вас.

Лягушки заквакали
На набережной Фонтанки Крылова догнали три студента. Один из них нараспев произнес:
– Туча идет.
Очевидно, он намекал на тучную фигуру незнакомого им старика.
– И лягушки заквакали, – в тон озорнику ответил Крылов.

Черный шар
П. А. Катенин – поэт, драматург и критик в литературном споре крайне нелестно отзывался о И. А. Крылове.
– У вас к нему, должно быть, личная вражда? — спросили его.
– Вовсе нет, – последовал ответ. – Я сужу о нем только с литературной точки зрения. Спор продолжился, и разгоряченный Катенин привел еще один довод:
– К тому же он плохой человек. При избрании меня в академию один из всех положил черный шар.

Мне все равно
В договоре о съемке квартиры Крылова заставили подписать обещание, что в случае пожара по его вине он обязан заплатить владельцу 60 000 рублей. Крылов подписал к указанной сумме еще два нуля и подписался со словами: «Мне все равно. Ни той, ни другой суммы у меня нет».

Рассеянность Крылова
Будучи старым холостяком И. А. Крылов мало следил за своим туалетом. Когда он приехал во дворец для представления императрице Марии Федоровне, А. Н. Оленин, который должен был представить его Государыне, решил осмотреть одежду Крылова, чтобы убедиться в ее исправности и опрятности. Крылов выразил свое неудовольствие, заявив, что на нем новый мундир. Оленин удивился: «Да что же это за пуговицы на нем?»
Крылов немного смутился: «Ох! Они ж еще в бумажках! А мне и невдомек их распустить!»

Крылов в гостях
Как-то приехал он в гости к одному своему знакомому. Слуга сказал ему, что барин спит. Крылов прошел в гостиную, улегся там, на диван и тоже заснул. Хозяин проснулся, зашел в гостиную и увидел на диване незнакомого спящего человека. Естественно хозяин немного удивился. Еще более его удивил вопрос проснувшегося Крылова: «Что Вам угодно?» Но он быстро пришел в себя: «Позвольте лучше мне задать этот вопрос. Здесь моя квартира».
Крылов удивился: «Как? Ведь здесь живет N?» Хозяин возразил: «Нет! Теперь я живу здесь. N жил до меня. А как Вас величать?»
Крылов ответил. Хозяин очень обрадовался, что у него в доме находится такая знаменитость, и просил у него чести остаться и отобедать с ним. Но Крылов отказался: «Мне и так теперь совестно смотреть на Вас».

Цитаты из басен Ивана Крылова

– Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!

– В ком совесть есть и есть закон,
Тот не украдет, не обманет,
В какой бы нужде ни был он,
А вору дай хоть миллион —
Он воровать не перестанет.

– Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все учёные труды
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

– Какой порядок не затей,
Но если он в руках бессовестных людей,
Они всегда найдут уловку,
Чтоб сделать там, где им захочется, сноровку.

– Невежды судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.

– Хотя услуга нам при нужде дорога,
Но за неё не всяк умеет взяться:
Не дай Бог с дураком связаться!
Услужливый дурак опаснее врага.

– Быть сильным хорошо,
Быть умным лучше вдвое.

– Если голова пуста,
То голове ума не придадут места.

– И счастье многие находят,
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят.

– Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет.

– Орлам случается и ниже кур спускаться,
Но курам никогда до облак не подняться!

У сильного всегда бессильный виноват.

– Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

Материал подготовлен В. Ильиной, библиографом ИБО

Басни Крылова читать мы любим с самого детства. В памяти хранятся крыловские образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях, мы обращаемся к ним и каждый раз не перестаем удивляться проницательности Крылова.

Бывает, вспомнится Моська, которая лает на Слона, чтобы произвести впечатление храброй и бесстрашной или неожиданно перед глазами всплывает Обезьяна, которая насмехалась сама над собой, не узнав отражение в Зеркале. Смех, да и только! А уж как часто происходят встречи, которые невольно сравниваются с Мартышкой, что по собственной невежести, не зная ценности Очков, разбила их о камень. Маленькие басни Крылова короткие по размеру, но не по значению, ведь крыловское слово – острое, а морали басен давно превратились в крылатые выражения. Басни Крылова сопровождают нас по жизни, сроднились с нами и в любой период найдут в нас понимание и помогут заново осознать ценности.

Басни Крылова читать

Название басни Рейтинг
Бумажный змей 22781
Волк и журавль 25734
Волк и кот 19448
Волк и Ягненок 298543
Волк на псарне 210852
Ворона и лисица 529258
Две Бочки 75822
Две собаки 29426
Демьянова уха 96610
Зеркало и обезьяна 119657
Квартет 351613
Кот и повар 76137
Котенок и Скворец 16549
Кошка и соловей 42087
Кукушка и петух 82261
Ларчик 98018
Лебедь, щука и рак 465998
Лев и Барс 29426
Лисица и виноград 104070
Листы и корни 26741
Мартышка и очки 401061
Обоз 33050
Осёл и соловей 256122
Петух и Жемчужное зерно 77713
Свинья под дубом 307027
Скворец 44777
Слон и Моська 329332
Слон на воеводстве 34449
Стрекоза и муравей 554028
Тришкин кафтан 17604
Трудолюбивый медведь 22050
Чиж и голубь 65287

Крылов – известнейший писатель. Из всех детских стихов и басен – произведения Крылова всегда самые-самые лучшие, они врезаются в память и всплывают в течение жизни при встрече с людскими пороками. Часто говорят, что, мол, Крылов писал не для детей, но разве смысл его басен не понятен детям? Обычно ясно написана мораль, поэтому басни Крылова читать с пользой сможет даже самый маленький ребенок.

На нашем сайте мы размещаем самые лучшие произведения автора в оригинальном изложении, а также отдельно выделяем мораль для удобства и лучшего запоминания порой философских мыслей. Как ребенок, так и взрослый найдет много смысла в этих маленьких жизненных историях, в которых животные символизируют людей, их пороки и нелепое поведение. Басни Крылова онлайн замечательны тем, что в них представлен не только текст, но и примечательная картинка, удобная навигация, познавательные факты и рассуждения. После прочтения автор наверняка станет вашим любимым, а его жизненные очерки в виде юмористических басен запомнятся на долгие годы.

Баснописец вел абсолютно открытую жизнь, много общался, печатал книги одну за другой и нисколько не чурался своей тучности и лености. Курьезы, происходившие с Крыловым, выражались им в поучительных сценках, простота которых обманчива. Он был не баснописцем, он был мыслителем-философом, способным с детской ненавязчивостью и легкостью комично описывать недостатки людей в доступной только ему потрясающей форме. Не нужно искать в баснях Крылова только сатиру, на этом их ценность не заканчивается. Содержание и смысл скорее философские, чем юмористические. Кроме людских пороков, подаются в легкой форме истины бытия, основы поведения и отношений между людьми. Каждая басня – это сочетание мудрости, морали и юмора.

Басни Крылова читать начинайте ребенку с малых лет. Они покажут ему, чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие осуждают, а за какое могут поощрять. Законы жизни по Крылову естественны и мудры, он презирает искусственность и корысть. Мораль, очищенная от любых примесей и веяний, понятна и лаконична, содержит в себе разделение между верным и неверным. Замечательная манера письма привела к тому, что каждая мораль стала народной пословицей или веселым афоризмом. Произведения написаны таким языком, что хотя и выглядят как литературные формы, но на самом деле несут в себе интонации и насмешки, присущие только великому народному уму. Маленькие басни Крылова изменили общий взгляд на этот жанр. Новаторство проявилось в реалистичности, философской нотке и житейской мудрости. Басни стали маленькими романами, иногда драмами, в которых проявилась веками накопленная мудрость и лукавство ума. Замечательно, что при всем этом автор не превратил басню в сатирическое стихотворение, а сумел сохранить глубокую содержательную часть, состоящую из небольшого рассказа и морали.

Басня Крылова проникла в суть вещей, характеров персонажей и стала практически недостижимым другими авторами жанром. Несмотря на сатиру, баснописец любил жизнь во всех ее проявлениях, только очень бы хотел, чтобы простые и естественные истины наконец сменили низкие страсти. Жанр басни под его пером стал настолько высоким и отточенным, что, перечитав басни других авторов, вы поймете – другого такого нет, и вряд ли будет.

В разделе басен Крылова онлайн мы предлагаем вам познакомиться с народной мудростью. Короткие философские произведения не оставят равнодушными ни детей, ни взрослых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *