И хотя запятая

§ 87. В неразложимых сочетаниях, включающих в свой состав цельные по смыслу выражения, запятая не ставится.

1. В неразложимых сочетаниях с подчинительными союзами и союзными словами как ни в чем не бывало, сделать как следует, сделать как попало, сделать как надо, во что бы то ни стало, кто во что горазд, выполнить как должно, приходить когда вздумается, идти куда глаза глядят, говорить что на ум взбредет, заплатить бог знает сколько, кричать что есть мочи, самый что ни на есть, будь что будет, ночевать где придется, спасайся кто может, живите как знаете, рассказать все как есть, чудо как хороша, беда как плохо и др.: Он остался как ни в чем не бывало там, где стоял…; Мне надо сутки подряд спать, чтобы отоспаться как следует (Шол.); Качка там что ни на есть нудная (Ст.). Такие обороты эквивалентны членам предложения: Он выполнил работу как следует (т. е. хорошо); Просторечные слова стали употреблять где нужно и не нужно (т. е. везде); Столу накрытый в банкетной, был чудо как хорош (Акун.).


Если подобный оборот образует придаточную часть предложения, то он отделяется запятой: Как следует, так он и выполнил работу; Предлагается задание: расставить, где нужно, недостающие знаки препинания (там, где нужно).

2. В неразложимых сочетаниях с отрицательными и ограничительными частицами не только что, не то что, не то чтобы, не иначе как, только что не, только и… что, не так чтобы и др.: Я сам знаю, что из палки не только что птицу убить, да и выстрелить нельзя (Л. Т.); Недруг одна фраза мне не понравилась, даже не то чтобы не понравилась, просто приковала внимание (Зерн.); Он выражал свои мысли не иначе как высоким слогом; Он не то что не понял задачи, но просто не хотел ее решать; Только и разговоров было что о приезде писателя. Ср. при наличии придаточной части предложения: Только и делает, что ходит на рыбалку; Говорит не то, что думает.

3. В неразложимых сочетаниях с местоименными и наречными словами неизвестно кто, неизвестно что, неизвестно какой (чей, где, куда, откуда, когда, зачем), непонятно кто, непонятно что, непонятно какой, всё равно кто, всё равно что, всё равно какой, редко кто, редко что, редко какой, редко где, неведомо кто, неведомо что, неведомо какой, неведомо чей, невесть кто, невесть что, невесть какой, мало кто, мало что и др.: Приходят неизвестно какие личности; Возле дома росли неизвестно кем и когда посаженные цветы; Говорит непонятно что; На картине изображено неведомо что; Кузьма круто повернул лошадь и неизвестно зачем погнал ее назад домой (Бун.); Сестра была для меня всё равно что мать (Зерн.). Ср. при наличии придаточной части предложения: Неизвестно, какой сюрприз готовит нам погода завтра; Было непонятно, какой отряд расположился на берегу реки.

4. В неразложимых сочетаниях (не) больше чем, (не) меньше чем, (не) лучше чем, (не) хуже чем,раньше чем, позже чем и др., если они не заключают в себе сравнения: Он выполнил работу не больше чем за час (потратил времени меньше часа); Он собирается поступать в институт не раньше чем в будущем году (не раньше будущего года); Масленица прошла у меня хуже чем невесело (Ч.). Ср. при сравнении: Спортсмен выполнил упражнение не хуже, чем его соперник.



Урок русского языка в 11 классе СОШ№24 г. Уральска.

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Федулеева М.Н.

Тема урока: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синонимия союзных и бессоюзных предложений.

Тип урока – урок обобщения знаний учащихся.

Цель урока:

— повторить и обобщить знания учащихся о бессоюзном сложном предложении, систематизировать навыки правильной постановки знаков препинания в БСП, научить учащихся устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в БСП;

-развивать умения анализировать, сравнивать, сопоставлять учебный материал;

— воспитывать внимательное отношение к слову.

Формы организации работы детей: коллективная, самостоятельная, приемы исследовательской работы: наблюдение с использованием технических средств обучения и формулированием соответствующих выводов.

Оборудование: интерактивная доска, флипчарт, тестирующие устройства.

Ход урока.

I Организационный момент.

Постановка учебной задачи.

Мы заканчиваем изучение бессоюзных сложных предложений. Сегодня перед нами стоят задачи: повторить теорию бессоюзного сложного предложения и показать умения устанавливать смысловые отношения между частями БСП, правильно выбирать знаки препинания, определяя интонационные особенности этих предложений и учитывая смысловые отношения между частями БСП, использовать различные синтаксические конструкции для передачи одного и того же смысла. Все, необходимое для урока: учебники, справочники, таблицы, рабочие листы, тестирующие устройства – лежит на столе. Желаю вам плодотворной работы на уроке.

Начнем мы с орфоэпической разминки.

II Актуализация прежних знаний.

Задание 1. Орфоэпическая разминка.

Задание 2. Цифровой диктант.

Не записывая предложения, определите их вид. Поставьте № предложения напротив вида.

Простые 1, 4, 7

ССП 2, 8

СПП 5

БСП 3,6

1. Несмотря на теплые и даже жаркие дни, в августе уже заметны приметы осени.

2. Волнистые облака рассеялись, и стало жарко.

3. До войны в нашей деревне был такой обычай: косцы в луга носили завтрак.

4. Дрозд – ранняя птица, появляющаяся в конце марта.

5.Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места, когда садилось солнце.

6. Поле и луг мало-помалу исчезали во мгле ночи; звезды острым блеском отражались в реке.

7. Ветер дул с моря и обдавал город запахом водорослей.

8. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак, и от цветов пахло весной.

III Формирование умений и навыков.

1.Повторим теорию бессоюзного сложного предложения.

Задание 1. Расскажите о БСП по опорному конспекту.

Бессоюзные сложные предложения – это … предложения, в которых простые предложения связаны по …. и … (без … или ….).

Смысловые отношения в бессоюзных сложных отношениях зависят от … простых предложений в их составе и выражаются …(в устной речи), … (на письме).Например: Бессоюзные сложные предложения отличаются от союзных тем, что в них …

Задание 2. Проверьте себя! Допишите правила постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

3. Если содержание первого предложения противопоставляется содержанию другого предложения или указывает на время или условие того, о чем говорится во втором предложении, или второе предложение заключает в себе вывод, следствие того, о чем говорится в первом предложении, то ставится _______.

1 учащийся работает на доске.

Задание 3. Расставьте необходимые знаки препинания в предложения. Укажите смысловые отношения между частями БСП. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.

1. Невежды судят точно так в чем толку не поймут, то все у них пустяк.

(__________________________________).

2. Тише едеш… дальше будеш… . (__________________________________)

3. Источник ут…ляет жажду доброе слово ож…вляет сер…це.

(____________________________________).

4 Я посмотрел назад то был мой старый приятель и товарищ…..

(____________________________________).

5. Р…дел на небе мрак глубокий ложился день на темный дол взошла з…ря.

(_____________________________________).

6. Сокол не мог л..тать одно крыло было слома н,нно.

(______________________________________).

7. Зяблики прилетели лес ож…л. (______________________________________).

8.Будь вы порядочные господа вам же бы стыдно было.

(_______________________________________).

Индивидуальное задание. Синтаксический разбор предложения.

Красоту только тронь небрежной рукой — она исчезнет навеки.

Задание4. Схематический диктант.

Составьте схемы предложений.

1. У альпинистов есть золотое правило: нельзя терять высоту.

2. Жарко сверкало солнце, блестела радугой река, белели горы.

3. Вовремя не встанешь – весь год промаешься.

4. Деревья гибнут – лес не умирает.

5. Прислушиваюсь снова: звуки как будто падают с неба.

6. Ветер поднялся к ночи – будет буран.

7.Туман рассеялся – мы тронулись в путь.

8. И думал он: отсель грозить мы будем шведам.

Задание 5. Работа в группах.

Прочитайте предложения. Определите их вид. Укажите союзы. Замените сложные союзные предложения сложными бессоюзными. Изменилось ли при этом содержание предложения? Произошли ли изменения в интонации? Изменились ли знаки препинания? Какие предложения, на ваш взгляд, имеют большую выразительность?

1 группа.

1. Человек должен верить, что непонятное можно понять; иначе он не стал бы размышлять о нем. (И. Гете).

Великий человек является начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. (Г. Плеханов).

3. Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надо учиться своему природному. (Н. Карамзин).

2 группа.

1. Снова ударил гром, и с шумом и ветром начался ли

2. Дверь отворилась, и в ней показалась фигура, мне совершенно незнакомая.

3. Солнце жгло по-вчерашнему, и воздух был неподвижен и уныл.

3 группа.

1. Когда птицы приумолкли, то жди грома.

2.Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне, ожидается холодное лето

3. Ложь нельзя сказать просто, потому что она требует громких слов и многих украшений.

Задание 6. Тестирование с помощью устройств Activvot..

Обобщение.

Домашнее задание.

Творческая работа. Напишите сочинение-миниатюру «Портрет моего друга», используя различные синтаксические конструкции.

Приложение. Рабочий лист к уроку.

Фамилия, имя, класс___________________________________________

Дата_________________________________________________________

Тема______________________________________________________________

Задание 1.Цифровой диктант.

Не записывая предложения, определите их вид. Поставьте № предложения напротив вида.

Простые________________________

ССП____________________________

СПП____________________________

БСП____________________________

Повторим теорию бессоюзного сложного предложения.

Задание 2. Расскажите о БСП по опорному конспекту.

Бессоюзные сложные предложения – это … предложения, в которых простые предложения связаны по …. и …(без … или ….).

Бессоюзные сложные предложения отличаются от союзных тем, что в них

________________________________________________________________

Задание 3. Проверьте себя! Допишите правила постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

3. Если содержание первого предложения противопоставляется содержанию другого предложения или указывает на время или условие того, о чем говорится во втором предложении, или второе предложение заключает в себе вывод, следствие того, о чем говорится в первом предложении, то ставится _______.

Задание 4. Расставьте необходимые знаки препинания в предложения. Укажите смысловые отношения между частями БСП. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.

1. Невежды судят точно так в чем толку не поймут, то все у них пустяк.

(__________________________________).

2. Тише едеш… дальше будеш… . (__________________________________)

3. Источник ут…ляет жажду доброе слово ож…вляет сер…це.

(____________________________________).

4 Я посмотрел назад то был мой старый приятель и товарищ…..

(____________________________________).

5. Р…дел на небе мрак глубокий ложился день на темный дол взошла з…ря.

(_____________________________________).

6. Сокол не мог л..тать одно крыло было слома н,нно.

(______________________________________).

7. Зяблики прилетели лес ож…л. (______________________________________).

8.Будь вы порядочные господа вам же бы стыдно было.

(_______________________________________).

Задание 5. Схематический диктант.

Составьте схемы предложений.

1._____________________________________________

2._____________________________________________

3._____________________________________________

4._____________________________________________

5._____________________________________________

6._____________________________________________

7._____________________________________________

8._____________________________________________

Задание 6. Работа в группах.

Прочитайте предложения. Определите их вид. Укажите союзы. Замените сложные союзные предложения сложными бессоюзными. Изменилось ли при этом содержание предложения? Произошли ли изменения в интонации? Изменились ли знаки препинания? Какие предложения, на ваш взгляд, имеют большую выразительность?

1 группа.

1. Снова ударил гром, и с шумом и ветром начался ливень.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Дверь отворилась, и в ней показалась фигура, мне совершенно незнакомая.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Солнце жгло по-вчерашнему, и воздух был неподвижен и уныл.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Рефлексия.

Теория

Знание орфоэпии

Определение смысловых отношений в БСП.

Умения ставить знаки препинании.

Умение составлять схемы БСП.

уровень

!- успешно + -хорошо — недостаточно

Отобразите свое настроение по завершению урока смайлом.

Домашнее задание. Творческая работа. Напишите сочинение-миниатюру «Портрет моего друга», используя различные синтаксические конструкции.

Знаки препинания при междометиях

Междометия отделяются или выделяются запятыми, если произносятся без восклицательной интонации: «Ох, пошлите за доктором!», «Чу, сверчок за печкой затрещал…», «Чу, вздохнул кто-то». Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак (как в начале, так и в середине предложения): «Ага! Сам сознаешься, что ты глуп», «Эй! Садись ко мне, дружок».

Отделяются или выделяются запятыми некоторые междометные выражения: «Слава Богу, этого не случилось». «До сих пор, благодарение Богу, подбирались к другим городам».

Примечание. Частицы о, ну, ох, ах и др., употребляемые для усилительного оттенка, в отличие от междометий не отделяются запятыми.

· Частица «о» не отделяется запятой, если употребляется при восклицательном обращении и перед словами да и нет: «Как хорошо ты, о море ночное!».

· Частица «ах» не отделяется запятой, если употребляется перед личными местоимениями ты и вы, за которыми следует обращение: «Ах ты, шалун!», «Ах ты, мерзкое стекло!». Сравните: «Ах да, вспомнил наш вчерашний разговор…».

· Частица «ну» не отделяется запятой, если употребляется с усилительным значением: «Ну как не порадеть родному человечку!», «Ну и денек выдался!», «Ну что ж, пошли!».

Запятыми не выделяются междометия, стоящие перед словами «как», «какой» и в сочетании с ними выражающие высокую степень признака (в значении «очень, весьма, страшно», «замечательный, изумительный, ужасный»): «Подчас в каждом приятном слове её торчала ух какая булавка».

Обратите внимание

Междометие а отделяется запятой, оно выражает досаду, горечь, удивление, удовольствие, радость, ужас, боль и другие чувства: А, да что там говорить! А, так все-таки были бананы?
После частицы а, которая употребляется в начале предложения, запятая не ставится: А все-таки она вертится! А что я ему скажу? А знаешь, о чем я сейчас думаю?

Междометие ну выражает призыв, побуждение к осуществлению или прекращению каких-либо действий и получает самостоятельное интонационное оформление: Ну, тащися, сивка. Скорее пойдем, ну! Ну, за здоровье!
Частица ну обычно употребляется с усилительным значением и не получает интонационного выделения: Ну сколько можно повторять? Ну как, все в порядке? Ну и жара на улице!

Выражение «черт знает» запятыми не отделяется и не выделяется 1) в значении «неизвестно»; 2) о чем-либо очень плохом или наоборот хорошем: «Сегодня черт знает сколько выпил», «Врачи там написали обо мне черт знает что», «Черт знает до чего хороши эти цветы!».

Междометие виват (да здравствует) не отделяется запятой, если оно употребляется в сочетании с неодушевленным существительным: Виват Россия!

Перед под­чи­ни­тель­ным сою­зом «пока» ста­вит­ся запя­тая, если при­да­точ­ная часть нахо­дит­ся в сере­дине глав­но­го пред­ло­же­ния или после него. Сложный под­чи­ни­тель­ный союз «до тех пор, пока» обыч­но рас­чле­ня­ет­ся на две части.

Запятая перед «пока» не ставится

Слово «пока» может быть наре­чи­ем или части­цей. Если это наре­чие, то оно обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, пояс­ня­ет гла­гол, отве­ча­ет на обсто­я­тель­ствен­ный вопрос и явля­ет­ся вто­ро­сте­пен­ным чле­ном пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ством. Запятая перед сло­ва­ми этих частей речи не ста­вит­ся.

Солдаты пока оста­ва­лись на при­ста­ни (К. М. Станюкович. Севастопольский маль­чик).

Оставались (когда?) пока (наре­чие)

Моим пер­вым и пока что един­ствен­ным парт­не­ром был сын смот­ри­те­ля шко­лы (А. Маяков. Летопись межми­рья) (части­ца).

Надеюсь, тогда он смо­жет лока­ли­зо­вать опас­ность, кото­рую пока толь­ко чует (Т. Борщ).

Пунктуация в предложении с союзом «пока»

Подчинительный союз «пока» исполь­зу­ет­ся в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии с при­да­точ­ным вре­ме­ни. Если при­да­точ­ная часть начи­на­ет пред­ло­же­ние, то запя­тая ста­вит­ся после неё, напри­мер:

Пока закла­ды­ва­ли лоша­дей, Ибрагим вошёл в ямскую избу (А. С. Пушкин).

Придаточная часть вре­ме­ни может нахо­дить­ся в сере­дине глав­но­го пред­ло­же­ния, тогда запя­тая ста­вит­ся непо­сред­ствен­но перед под­чи­ни­тель­ным сою­зом и после при­да­точ­ной части, напри­мер:

Я удив­лял­ся пре­ле­сти неба на восто­ке, его чисто­му, сла­бо­му сия­нию, пока не сооб­ра­зил, что это зани­ма­ет­ся новая заря (К. Г. Паустовский).

И совсем ско­ро, пока вы буде­те читать эту кни­гу, вы тоже это пой­мё­те (Шеп Хайнен).

Придаточная часть завер­ша­ет пред­ло­же­ние, и запя­тую поста­вим перед под­чи­ни­тель­ным сою­зом.

Они тоже заплу­та­лись немнож­ко по вечер­ней зорь­ке, пока пету­ши­ное пение не выве­ло их пря­мо на Судовики (Л. М. Леонов).

Травы ска­ши­ва­ют рано утром, пока они ещё не уро­ни­ли росы, пока они ещё нежат­ся в её про­хла­де, под её дре­мот­ной слад­кой тяже­стью (В. А. Солоухин).

Подчинительный союз «до тех пор пока»

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии глав­ная часть соеди­ня­ет­ся с при­да­точ­ной с помо­щью под­чи­ни­тель­но­го слож­но­го сою­за «до тех пор пока».

Если при­да­точ­ная часть с сою­зом начи­на­ет пред­ло­же­ние, то запя­тая ста­вит­ся в кон­це её, что­бы отде­лить зави­си­мое пред­ло­же­ние от глав­но­го.

До тех пор пока я не узнаю этой тай­ны, я не успо­ко­юсь.

Этот союз чаще все­го делит­ся на две части, если нахо­дит­ся в сере­дине пред­ло­же­ния. Первая часть вхо­дит в состав глав­но­го пред­ло­же­ния, а вто­рая выпол­ня­ет роль сою­за. В таком слу­чае запя­тая ста­вит­ся толь­ко перед сло­вом «пока», напри­мер:

Он послу­шал­ся обо­их инстинк­тов: поко­рял­ся до тех пор, пока рука не кос­ну­лась его, а потом решил бороть­ся и схва­тил её зуба­ми (Джек Лондон. Белый Клык. Зов пред­ков).

Сам же мол­чал, мол­чал до тех пор, пока не нахо­дил опре­де­ле­ния сво­ей мыс­ли, корот­ко­го, мет­ко­го и исчер­пы­ва­ю­ще­го (П. Е. Фокин. Чехов без глян­ца).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *