И живые позавидуют мертвым

Открыв «Остров сокровищ» в переводе Николая Чуковского, читаем: «Через час я подогрею ваш старый блокгауз, как бочку рома. Смейтесь, разрази вас гром, смейтесь! Через час вы будете смеяться по-иному. А те из вас, кто останется в живых, позавидуют мертвым!» Последняя фраза запомнилась по советским экранизациям романа, а было их целых четыре, включая мультфильм с Джигарханяном — Сильвером.

Однако у Стивенсона нет ни слова «живые», ни слова «позавидуют». У него сказано лишь: «Тем, кто умрет, еще повезет» («Them that die’ll be the lucky ones»).

Зато у наших писателей этот оборот встречался задолго до Стивенсона. В повести Карамзина «Марфа-Посадница» (1803) Марфа предупреждает новгородцев перед битвой с московским войском: «Если возвратитесь побежденные, <…> тогда живые позавидуют мертвым!» Позже, в «Истории государства Российского», Карамзин напишет о нашествии Батыя: «Живые завидовали тогда спокойствию мертвых».

Летом 1812 года, во время нашествия семидесяти языков, ржевский помещик Петр Демьянов пророчествовал: «Скоро приидет бо час, егда живые позавидуют мертвым» (согласно «Письмам русского офицера» Федора Глинки).

В «Святочных рассказах» Николая Полевого (1826) речь прямо идет о светопреставлении: «Будет <…> время, когда живые позавидуют мертвым».

Стало быть, изречение взято из Библии? В Библии буквально этих слов нет, хотя есть нечто очень близкое: «В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них» (Апокалипсис, 9:6); «И ублажил я мертвых <…> более живых» (Екклесиаст, 4:4).

Но, кроме библейских пророчеств, у этого оборота мог быть еще один источник — «Иудейская война» Иосифа Флавия. Сочинение Флавия об осаде и разрушении Иерусалима римлянами было излюбленным чтением в Древней Руси. О «леворадикальной», как сказали бы мы, группировке зелотов здесь говорилось: «Зелоты <…> одинаково лишали погребения как убитых на дорогах, так и замученных в городе <…>. Кто похоронил одного из своих близких, тот был наравне с перебежчиками наказан смертью <…>. От живых их гнев переходил на убитых, а от мертвых опять на живых. Уцелевшие считали блаженными изведенных раньше». В раннем английском издании «Иудейской войны» (1767 год) переведено: «Это заставляло живых завидовать мертвым».

По-настоящему популярным на Западе это изречение стало с появлением ядерного оружия. В 1960 году вышел в свет трактат американского футуролога Германа Кана «О термоядерной войне». Вторая глава книги называлась: «БУДУТ ЛИ ВЫЖИВШИЕ ЗАВИДОВАТЬ МЕРТВЫМ?» Вопрос этот рассматривался обстоятельно, с таблицами и диаграммами, а ответ давался, в общем-то, отрицательный: окончательной катастрофы не произойдет, процент погибших от прямых и отдаленных последствий войны будет гораздо меньше, чем думают. Кан, вероятно, хотел дать отпор «пораженческим» настроениям в западных обществах («лучше быть красным, чем мертвым»).

Гораздо дальше шел председатель Мао. На съезде китайской компартии в мае 1958 года он выразил готовность пожертвовать двумя третями человечества, чтобы оставшиеся жили при коммунизме.

Кубинский кризис, поставивший мир на грань ядерной войны, случился осенью 1962 года. А летом следующего года Хрущев, уже окончательно рассорившийся с Мао, заявил: «Когда говорят, что народ, совершивший революцию, должен начать войну, <…> чтобы <…> на развалинах мира создать более процветающее общество, — это невозможно понять, товарищи! <…> Произойдет такое заражение земной атмосферы, что неизвестно, в каком состоянии будут оставшиеся в живых люди — не будут ли они завидовать мертвым?» (речь в Москве 19 июля 1963 года).

Хрущев, стало быть, не запугивал американцев, а возражал китайцам. Это заявление было встречено в Америке с пониманием. После убийства Джона Кеннеди его вдова Жаклин писала Хрущеву: «Он не раз цитировал в своих речах Ваши слова: «В будущей войне оставшиеся в живых будут завидовать мертвым»».

На Западе этот оборот еще и теперь нередко считают цитатой из Никиты Сергеевича.

У нас же решительно преобладает мнение об авторстве одноглазого Сильвера.

Вот такой разнобой.

О книге

Юрий Даниилович Гончаров широко известен повестями и рассказами о Великой Отечественной войне. «Повесть о ровеснике», «Дезертир», «Неудача», «Трое с винтовкой», «Сто холодных ночей», «Нужный человек», «В сорок первом» и другие произведения писателя заняли прочное место в нашей советской литературе о войне. В них запечатлена историческая память народа о беспримерном мужестве и великом подвиге.

Повесть «Последняя жатва» написана Ю.Гончаровым с нравственной позиции сегодняшнего дня и является своеобразным призывом к совести потомков – в заботах мирного времени не забывать о том, какой ценой была добыта наша Победа.

«… Василий Федорович доехал до края пахоты, посмотрел на отвесный срез почвы: глубоко ли берут плуги. Он невольно залюбовался жирной, густой чернотой земли, под верхней сухой коркой сохранившей рассыпчатую рыхлость. Земля всегда была интересна, притягательна для Василия Федоровича, даже как-то вкусна ему, его глазам и чувствам. Совсем по-крестьянски, как делали его отец и дед, а до них, наверно, незнаемые им предки, Василий Федорович любил брать комья и разминать в ладонях, чувствовать совсем живое их тепло, улавливать пахучее их дыхание, снова и снова, как всю свою жизнь, восторженно и преклоненно думать – какое это богатство, вот эта простая, нехитрая с виду земля, как выше оно всех придуманных людьми сокровищ, потому что оно истинное, безусловное и ничем не заменимое: лишь пока она есть, земля, пока она жива, родит и кормит, живет и будет жить и сам человек…»

Читайте онлайн полную версию книги «Последняя жатва» автора Юрия Гончарова на сайте электронной библиотеки MyBook.ru. Скачивайте приложения для iOS или Android и читайте «Последняя жатва» где угодно даже без интернета.

Подробная информация

Дата написания: 1975

Год издания: 2010

Жанры

  • Советская литература

«Да начнётся жатва!» Сюжетный трейлер Far Cry 5«Да начнётся жатва!» Сюжетный трейлер Far Cry 5

В сюжетном трейлере Far Cry 5 мы можем лицезреть Отца Иосифа — как обычно, сверкающего голым торсом и зомбирующего жителей монтанской глубинки стандартными сектантскими сказочками про Конец Света. Доля истины в его словах есть, ведь он как раз-таки и устроил локальный апокалипсис в тихом живописном захолустье, при помощи своих отпрысков, ораторского искусства и пары ящиков оружия. Секта «Врата Эдема» не выбирает средств в служении Богу — причиняет добро направо и налево, и «спасает» души самыми жестокими способами, не спрашивая мнения владельцев душ. Культисты отбирают земли, промышляют похищениями, пытают и вешают всех несогласных. Жители Хоупа в панике и страхе, но, благодаря протагонисту, они обретают волю к борьбе. Нужно восстановить справедливость во что бы то ни стало, и стереть с лица земли приверженцев мерзкого культа. Сколько это может продолжаться? Кто, если не мы?

«Да начнётся жатва!» Сюжетный трейлер Far Cry 5«Да начнётся жатва!» Сюжетный трейлер Far Cry 5

«Да начнётся жатва!» Сюжетный трейлер Far Cry 5«Да начнётся жатва!» Сюжетный трейлер Far Cry 5

Иоанн Богослов — один из 12-ти апостолов, вероятный автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трёх посланий, вошедших в Новый Завет.

Память апостола Иоанна совершается в Православной церкви (по юлианскому календарю): 8 мая, 30 июня (Собор Двенадцати апостолов), 26 сентября (преставление), в Католической церкви и других западных церквах — 27 декабря.

…стрелка достигнет нулевой отметки и наступит Апокалипсис…

…он начнётся с явления, которое достойно научно-фантастического романа… Вознесение… Если мир появился с большим хлопком, то он может исчезнуть беззвучно… единственным признаком будет то, что все христиане на Земле исчезнут… в мгновение ока окажутся на небе… Фундаменталисты, которые верят в скором наступлении Конца Света, называют это — Вознесением…( Хотя слово «Вознесение» в Библии не встречается, но многие верующие предерживаются именно этому развитию событий Конца…)

…оставленным на Земле миллиардам неверующих предстоит увидеть…Конец Света…

В течении Семи лет катастрофы будут сотрясать планету… землетрясения снизу… огонь с небес…

Эти события, верующие описывают несколькими словами: «живые будут завидовать мёртвым…»

…и эти кошмарные бедствия символизируют четыре ужасные фигуры… они появятся сразу… Четыре всадника Апокалипсиса…

Появление этих четырёх всадников и будет началом Конца… Хаос и разрушение семи лет бедствий…и более половины населения Земли умрёт за этот семилетний период…

Эти четыре всадника прокладывают дорогу самой мрачной среди них фигуре… Библия называет его — «зверем» , верующие называют его — Антихристом. Он приведёт человечество к последней битве — Армагедону…, Антихрист появится как дьявол, скрытый под маской, как говорят верующие. Он станет самой популярной личностью когда либо известной миру, иными словами — суперзвездой. Он будет править миром и вызовет такие страдания, какие небыли известны до этого. Его личность потом станет известна, но будет уже слишком поздно…

«…и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами… на рогах у него было десять деодим, и на рогах у него имена богохульные…» — Откровения Иоанна Богослова (глава13 стих 1)

…после вознесения, которое займёт долю секунды и семилетних бедствий, человечество окажется бессильным перед лицом Антихриста…начнётся мировое владычество зверя » …и дана была ему власть над всяким коленом и народом, языком и племенем, и поклонятся ему все живущие на Земле…» — Откровения Иоанна Богослова(глава14 стих 7.8)

Когда уже кажется что победа на стороне Антихриста… небеса раскрываются и силы самого Господа Бога спускаются с небес… это будет последнее столкновение между Христом и Антихристом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *