Иакова 1

I. ПРИВЕТСТВИЕ (1,1)

Автор представляется как Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа. Автор, как мы полагаем, был сводным братом Господа, следовательно, в его жизни произошли замечательные изменения. Одно время он не верил в Господа Иисуса (Ин. 7,5). Он, возможно, разделял представления о том, что Иисус не в своем уме (Мк. 3,21). Но наш Господь терпеливо сеял семя слова. Хотя Его и недооценивали, Он учил великим принципам Царства Божьего. И семя пустило корни в жизни Иакова.

Произошло могущественное преобразование. Скептик стал рабом. И он не стыдился говорить об этом!

Называя себя рабом Бога и Господа Иисуса Христа, Иаков правильно помещает Бога и Господа Иисуса на один уровень как равных. Он чтит Сына так же, как и Отца (Ин. 5,23). Иаков знал, что «никто не может служить двум господам» (Мф. 6,24). И все же говорил о себе как о рабе Бога и Господа Иисуса. Здесь нет никакого противоречия, потому что Бог Отец и Бог Сын равны.

Послание адресовано двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, буквально: рассеянным за границей (греч. диаспора). Эти люди были иудеями, принадлежавшими к двенадцати коленам Израилевым. За грех Израиля они были изгнаны со своей родной земли и рассеяны по странам Средиземноморья. Первое рассеяние произошло в 721 г. до н.э., когда десять колен были уведены в плен ассирийцами. Некоторые из них, но не все, возвратились на родную землю в дни Ездры и Неемии. В день Пятидесятницы набожные иудеи приходили в Иерусалим со всех стран тогдашнего мира (Деян. 2,4). Они могли по праву называться иудеями в рассеянии. Но было и более

позднее рассеяние христиан иудеев. В Деяниях 8,1 читаем, что первые христиане (главным образом иудеи по происхождению) были рассеяны повсюду за пределами Иудеи и Самарии из-за преследований Савла. Это рассеяние еще раз упомянуто в том месте, где мы читаем о верующих, ушедших в Финикию, Кипр и Антиохию. Поэтому Иаков писал для иудеев, рассеянных в любой период этого смутного времени.

Так как все истинно верующие – странники и пришельцы в этом мире (Флп. 3,20; 1 Пет. 2,11), мы можем применять это письмо к себе, даже если оно не написано непосредственно для нас.

Более трудный вопрос: обращается ли Иаков к иудеям не христианам, к иудеям, уверовавшим в Христа, или к тем и другим? Прежде всего, автор пишет истинно рожденным свыше верующим (1,18). Тем не менее возникает впечатление, что в одних местах он обращается к открыто исповедующим христианство, а в иных – к совершенно неверующим. Это одно из доказательств самой ранней датировки письма: между иудеями христианами и неверующими иудеями еще не пролегла непреодолимая пропасть.

II. ИСПЫТАНИЯ И ИСКУШЕНИЯ (1,2-17)

1,2 В этом разделе Иаков пишет об искушении. Он использует слово в двух различных смыслах. В стихах 2-12 искушения – это то, что можно назвать святыми испытаниями или сложными ситуациями, в которые нас ставит Бог, проверяя истинность нашей веры и сходство со Христом. В стихах 13-17, напротив, речь идет о нечестивых искушениях, исходящих изнутри и ведущих к греху. Христианская жизнь полна проблем. Они приходят непрошено и неожиданно. Иногда поодиночке, а иногда собираются все вместе. Они неизбежны. Иаков не говорит: «если впадаете в различные искушения», но: «когда». Мы никогда не сможем избежать их. Вопрос в том, что мы собираемся делать с ними?

Есть несколько возможных подходов к этим жизненным испытаниям и искушениям. Мы можем восстать против них (Евр. 12,5), бросив им вызов, хвастаясь, что будем собственными силами бороться до победы. Либо, напротив, мы можем пасть духом или сдаться под их давлением (Евр. 12,5).

Это не что иное, как фатализм. Он порождает неуверенность в том, что Господь заботится о нас. И тогда мы ропщем и жалуемся на наши напасти.

Именно об этом Павел предупреждает нас в 1 Коринфянам 10,10. Другой выбор – мы можем жалеть себя, думая только о себе и стараясь добиться сочувствия от других. Но здесь имеется в виду, что нас преследуют жизненные трудности и неурядицы (Евр. 12,11).

В ответ на них мы можем сказать: «Бог разрешил этому испытанию свалиться на меня. Оно ниспослано мне с хорошим намерением. Я не знаю, какую цель преследует Бог в данном случае, но попытаюсь выяснить. Я хочу, чтобы Божьи цели осуществились в моей жизни». Именно такую позицию Иаков и защищает: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения». Не протестуйте! Мужайтесь! Радуйтесь! Эти проблемы – не враги, желающие вас уничтожить. Они – друзья, пришедшие помочь вам развить христианский характер.

Каждому из Своих детей Бог пытается придать подобие Христа. Этот процесс обязательно влечет за собой страдание, разочарование и недоумение. Плод Духа нельзя получить в обстановке непрерывного благополучия; должен быть дождь и темные тучи. Испытания никогда не радуют; они кажутся очень трудными и неприятными. Но тем, кто научился у них, они впоследствии доставляют мирный плод праведности (Евр. 12,11). Как часто мы слышим, что христианин, испытавший какое-то большое потрясение, говорит: «Это было нелегко, но я ни на что не променяю полученный опыт».

1,3 Иаков говорит об испытании вашей веры. Он сравнивает веру с драгоценным металлом, который Бог испытывает на пробу для установления его подлинности. Этот металл подвергается огню преследований, болезням, страданиям и горю. Без проблем мы никогда не станем выносливы. Даже люди мира понимают, что трудности укрепляют характер. Чарльз Кеттеринг, известный промышленник, однажды сказал: «Проблемы – цена прогресса. Не несите мне ничего, кроме проблем. Хорошие новости расслабляют меня».

1,4 «Терпение же должно иметь совершенное действие», – говорит Иаков. Когда приходят проблемы, мы впадаем в отчаяние и готовы любыми средствами поскорее от них избавиться. Вместо того чтобы спросить у Господа, какую цель Он преследует в данном случае, мы, к примеру, мчимся к доктору и глотаем большие дозы лекарств, чтобы ослабить воздействие испытания. Поступая таким образом, мы фактически срываем программу Бога в нашей жизни. И в результате нам в будущем, возможно, придется подвергнуться более длительному испытанию, чтобы Его особая цель осуществилась в нас. Мы не должны препятствовать развитию выносливости в своей жизни. Сотрудничая с Богом, мы станем зрелыми, полноценными христианами, без всякого недостатка в благодати Духа.

Проходя через испытания, мы никогда не должны впадать в подавленность или отчаяние. Для нашего Отца нет слишком больших проблем. В жизни есть и неустранимые проблемы. Мы должны учиться принимать их как Его благое даяние. Павел три раза молил Господа удалить от него физическую немощь. Господь не удалил ее, но дал Павлу милость переносить ее (2 Кор. 12,8-10).

Сталкиваясь с жизненными испытаниями, которые Бог явно не собирается удалять, мы должны покориться Его воле. Талантливая слепая восьмилетняя девочка сочинила такой гимн:

O, как счастлива моя душа,
Хотя я и не могу видеть;
Я решила, что в этом мире
Буду удовлетворенной.
Я наслаждаюсь многими благословениями,
Которых другие люди лишены.
Я не могу и не буду плакать и вздыхать
Из-за того, что я слепая.

(Фанни Кросби)

Умиротворенность приходит через покорность воле Божьей.

Некоторые проблемы устраняются из жизни, когда мы извлекаем из них уроки. Как только кричный Мастер видит Свое отражение в литом металле, Он выключает высокую температуру. Многим из нас недостает мудрости рассматривать жизненные неприятности с точки зрения Бога. У нас вдруг появляется близорукость, причиняющая нам сиюминутное неудобство. Мы забываем, что далеко идущие намерения Бога состоят в том, чтобы дать нам в тесноте простор (Пс. 4,2).

1,5 Мы не должны встречать жизненные проблемы с позиции собственной мудрости. Если в период испытаний мы ощущаем недостаток духовного понимания, то должны идти к Богу и сообщать Ему все о наших затруднениях и невежестве. Всякий, кто таким образом учится находить в испытаниях Божьи цели, будет щедро вознагражден. Ему не стоит переживать, что Бог будет ругать его; Он доволен, когда мы учимся и слушаемся. Всем нам не хватает мудрости. Библия не дает определенных ответов на все неисчислимые вопросы, возникающие в жизни. Она не решает проблем, хотя в ней так много сказано; но Слово Божье представляет нам общие принципы.

Мы должны применять эти принципы к проблемам, возникающим изо дня в день. Именно поэтому мы нуждаемся в мудрости. Духовная мудрость – практическое применение учения нашего Господа к ежедневным ситуациям.

1,6-8 Мы должны приблизиться к Богу с верою, ни мало не сомневаясь. Нам следует верить, что Он любит нас, заботится о нас и с Ним нет ничего невозможного. Если мы сомневаемся в Его благости и силе, то не получим никакой устойчивости во время испытаний. Какое-то время мы сможем оставаться спокойными, полагаясь на Его обещания, но в следующий момент нам покажется, что Бог забыл о милости. Мы будем подобны волне морской, поднимаемой на большие высоты, а затем падающей вниз, – озабоченные и развеваемые. Вера, мечущаяся между оптимизмом и пессимизмом, не прославляет Бога. Он не может ниспослать Божественное понимание таким нерешительным, непостоянным людям (ст. 7-8). Согласно стихам 5-8, источник мудрости – Бог; мудрость получают в молитве; она доступна каждому; она дается просто и без упреков; главное условие ее получения – просить с верою, ни мало не сомневаясь.

1,9 На первый взгляд, стихи 9-11 посвящены абсолютно новой теме или, по крайней мере, служат некоей вставкой. Иаков, однако, продолжает рассматривать святые испытания на определенных примерах. Любой человек, бедный или богатый, может получать неизгладимую духовную пользу от бедствий и жизненных кризисов.

Например, когда брат униженный неудовлетворен и обескуражен, он всегда может возрадоваться тому, что он – наследник Божий и сонаследник с Иисусом Христом. Он может находить утешение в истине о том, что все принадлежит ему, он принадлежит Христу и Христос – Богу. Брат униженный, как может показаться, совсем не контролирует унижающие его обстоятельства. Нет никаких причин полагать, что он ленив или небрежен. Но Бог счел нужным поместить его среди людей с низким уровнем доходов, и потому он там пребывает. Возможно, если бы он был богат, то никогда бы не принял Христа. Теперь же, когда он пребывает во Христе, он благословен всеми духовными благословениями в небесах. Что ему следует делать? Должен ли он бунтовать против своего положения? Должен ли он ожесточиться и завидовать? Нет, он должен принять от Бога обстоятельства, над которыми не имеет никакой власти, и радоваться своим духовным благословениям.

Слишком много христиан идут по жизни, протестуя против своего пола, возраста, роста и даже против собственной жизни. Девушки, которым нравится бейсбол, хотят быть юношами. Молодые люди хотят быть старше, а старики – моложе. Низкорослые люди завидуют высоким, а высокие не хотят быть слишком заметными. Некоторые даже говорят: «Как бы я хотел умереть!» Все это нелепо! Христианское отношение предполагает принимать от Бога все то, что мы не можем изменить. Это – Богом определенная нам судьба, и мы должны максимально использовать ее для славы Его и благословения других. Нам следует вместе с апостолом Павлом сказать: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь» (1 Кор. 15,10). Когда мы забудем о наших физических изъянах и растворимся в служении другим, мы начнем понимать, что духовные люди любят нас за то, что мы собой представляем, а не, к примеру, за нашу внешность.

1,10-11 Далее Иаков обращается к богатому. Однако довольно странно, что он не говорит: «Пусть богатый хвалится богатством своим». Он говорит, что богатый может хвалиться унижением своим. Он согласен с Иеремией: Да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь (9,23-24).

В действительности богатый может найти реальную причину хвалиться, если лишится своей материальной собственности. Возможно, деловые неудачи приведут его к Господу. А если он уже христианин, то мог бы с радостью принять расхищение своего имения, зная, что имеет в небесах лучшее и непреходящее имущество (Евр. 10,34). Земные богатства пройдут, как цвет на траве (Ис. 40,6-7). Если человек обладает только материальным богатством, то все его планы закончатся в могиле. Иаков останавливается на увядании травы как на иллюстрации быстротечной жизни богатого человека и ограниченной ценности его богатства. Он увянет в путях своих. Суть в том, что ни солнце, ни опаляющий ветер не могут повредить духовные ценности. Любое испытание, отвращающее нас от привязанности к преходящим вещам и укрепляющее наше стремление к вещам небесным, и есть скрытое благословение. Таким образом, та же благодать, которая возвеличивает униженного, унижает богатого. Обе – повод для радости.

1,12 В заключение обсуждения святых испытаний Иаков объявляет благословение человеку, переносящему трудности. Человек, выдержавший искушение, быв испытан, получит венец жизни. Венец здесь – не царская корона, а венец победителя, которым будет награжден всякий перед судилищем Христовым. Мы вовсе не считаем, что вечная жизнь – награда за длительные испытания, но те, кто мужественно их вынес, удостоятся этой жизни и будут наслаждаться более глубоким ощущением вечной жизни в небесах. Все чаши в небесах будут наполнены, но чаши эти будут разного объема – то есть люди будут в разной мере наслаждаться небесами. Вероятно, это и подразумевается под выражением «венец жизни»; оно относится к более полному наслаждению небесной красотой.

Теперь давайте соотнесем эти стихи о святых испытаниях с практикой нашей жизни. Как мы реагируем на различные жизненные испытания? Мы горько жалуемся на неудачи или радуемся и благодарим Господа за них? Мы привлекаем внимание к нашим испытаниям или переносим их спокойно?

Мы живем будущим, ожидая улучшения обстоятельств, или настоящим, желая видеть руку Божью во всем, что происходит с нами? Мы жалеем сами себя и ищем сочувствия или полностью отдаемся служению другим?

1,13 Теперь речь идет о нечестивых искушениях (ст. 13-17). Так же, как святые испытания предназначены для проявления лучшего, что есть в нас, так и нечестивые искушения предназначены для того, чтобы обнаружить в нас самое плохое. Нужно четко уяснить следующее: когда нас одолевает соблазн греха, искушение исходит не от Бога. Бог проверяет или испытывает, насколько сильна вера людей, но никогда не соблазняет человека на совершение какого-либо зла. Он Сам не искушается злом и никого не искушает на грех.

1,14 Человек всегда готов переложить ответственность за свои грехи на кого-то. Если он не может обвинить Бога, то использует подход современной психологии, говоря, что грех – это болезнь. Таким образом он надеется избежать суда. Но грех – не болезнь; это – моральное поражение, за которое человек несет ответственность. Некоторые даже пытаются переложить вину за грех на неодушевленные предметы. Но материальные вещи сами по себе не греховны. Грех от них не исходит. Иаков прослеживает льва к логову, говоря: «Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью». Грех находится внутри нас, исходя из нашей ветхой, злой, падшей, необновленной натуры. Иисус сказал: «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15,19).

Слово, которое Иаков использует в стихе 14 – похоть, может относиться к любым желаниям, добрым или злым. (Греческое слово epithumia – всего лишь усиленная форма слова «желание». В английском переводе оно первоначально также подразумевало «сильное желание», но постепенно приобрело присущее ему сейчас значение сексуального желания.) Само слово нейтрально в смысле нравственности. Но, за немногими исключениями, в НЗ оно используется для описания злых похотей, в том числе и здесь. Похоть сравнивается с коварной женщиной, выставляющей напоказ свои прелести и соблазняющей свои жертвы. Каждый из нас искушается. Наши мерзкие похоти и нечистые вожделения постоянно склоняют нас к греху. Можно ли считать нас беспомощными жертвами, когда мы увлекаемся и обольщаемся собственной похотью? Нет, мы можем отбросить все мысли о грехе и сконцентрироваться на чистом и святом (Флп. 4,8). Также в момент неистового искушения мы можем обратиться к Господу, помня, что «имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник, и безопасен» (Притч. 18,11).

1,15 Если это так, то почему мы грешим? Вот ответ: похоть же, зачавши, рождает грех. Вместо того чтобы отбросить греховную мысль, мы поощряем, лелеем ее, наслаждаемся ею. Эта уступка подобна сексуальной связи. Похоть зачинает, и рождается отвратительный младенец по имени ГРЕХ. Говоря иными словами, если мы думаем о запрещенном поступке достаточно долго, мы в конечном счете совершим его. Весь процесс обдумывания похоти и совершения греха ярко иллюстрирует случившееся с Давидом и Вирсавией (2 Цар. 11,1-27).

А сделанный грех рождает смерть, говорит Иаков. Грех не остается без последствий; он не бесплоден, он производит себе подобное. Утверждение о том, что грех рождает смерть, можно понять двояко. Прежде всего грех Адама принес физическую смерть ему и всему его потомству (Быт. 2,17). Но грех также ведет к вечной духовной смерти – окончательному отделению человека от Бога и благословения (Рим. 6,23). Есть смысл и в том, что грех кончается смертью для верующего. Например, в 1 Тимофею 5,6 мы читаем, что верующая вдова, живущая в сластолюбии, умерла заживо. Это означает, что она прожигает впустую свою жизнь и совершенно неспособна выполнять ту цель, для которой Бог спас ее. Быть вне общения с Богом означает для христианина умереть заживо.

1,16-17 Людям, впадающим в грех, присуще обвинять Бога, а не себя. Они говорят своему Создателю: «Почему Ты создал меня таким?» Но это самообман. От Бога исходят только хорошие дары. В действительности Он – источник всякого даяния доброго и всякого дара совершенного.

Иаков описывает Бога как Отца светов. В Библии слово «Отец» иногда имеет значение Создатель или Источник (см. Иов. 38,28). Поэтому Бог – Создатель или Источник светов. Но что подразумевается под светами? Конечно, они включают небесные тела – солнце, луну и звезды (Быт. 1,14-18; Пс. 135,7). Но Бог – также Источник всякого духовного света, поэтому мы должны думать о Нем как об Источнике всех форм света во вселенной. У Которого нет изменения и ни тени перемены. Бог отличается от небесных тел, созданных Им. Они подвержены постоянным изменениям. Он – никогда. Возможно, Иаков думает не только об ослабевающем сиянии солнца и звезд, но также об их изменяющемся положении относительно Земли, поскольку наша планета вращается.

Солнцу, луне и звездам присуща изменчивость. Выражение «тень перемены» может означать тень, вызванную вращением. Оно может относиться и к тени на земле в результате вращения Земли вокруг солнца. Оно же может относиться к затмениям. Например, солнечное затмение случается, когда тень луны падает на землю.

С Богом все обстоит иначе; в Нем нет никакого изменения или тени, вызванной переменой. И Его дары столь же совершенны, как Он Сам. Поэтому немыслимо, чтобы Он когда-либо соблазнил человека на грех. Искушение исходит от собственной злой природы человека.

Давайте проверим нашу веру на примере нечестивых искушений. Позволяем ли мы злым мыслям задерживаться в наших умах или быстро отбрасываем их? Согрешая, говорим ли мы, что ничего не можем с этим поделать? Обвиняем ли мы Бога, когда соблазняемся на грех?

III. СЛОВО БОЖЬЕ (1,18-27)

Иаков говорил о Боге как об Отце светов. Теперь он напоминает нам, что Он также наш Отец и отвел нам особую роль среди Своих многочисленных созданий. Мы можем выполнять эту роль, повинуясь слову истины (ст. 19-27).

1,18 Этот стих подчеркивает роль Слова Божьего в рождении свыше, ибо мы воспринимаем его Духом Святым. Нам сказано, что «восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий». Слово «восхотев» говорит о том, что побудило Его спасти нас. Ни одно из присущих нам качеств не обязывало Его делать это. Он поступил так по собственной доброй воле. Его любовь мы ничем не заслужили, не купили и получили без усилий с нашей стороны. Он полюбил нас абсолютно добровольно. Любовь эта вызывает преклонение! Слова «родил Он нас» описывают факт второго рождения. Через духовное рождение мы становимся Его детьми, и эти отношения никогда не изменятся, ибо рождение не может повториться. «Словом истины»: Библия – инструмент рождения свыше. В каждом подлинном случае обращения присутствует Священное Писание либо в устной, либо в письменной форме. Без Библии мы не знали бы пути к спасению. Фактически мы даже не знали бы, что спасение доступно!

Чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий. В связи со словом «начаток» четко выступают три мысли. Во-первых, начатком жатвы был первый сноп созревших зерновых. Христиане, которым писал Иаков, относились к первым верующим в христианском рассеянии. Все верующие – некоторый начаток Его созданий, но в Послании Иаков прежде всего имел в виду христиан из иудеев. Во-вторых, начаток приносился в дар Богу как благодарность за Его щедрость и как признание того, что все приходит от Него и принадлежит Ему. Таким образом, все верующие должны представить свои тела Богу в жертву живую (Рим. 12,1-2). В-третьих, начаток был залогом щедрого урожая в будущем.

Иаков уподобил своих читателей первым снопам в жатве Христовой. В последующие столетия за ними будут следовать другие, но первые останутся образцом святых, представляющих плоды нового творения. В конечном счете Господь населит всю землю другими, подобными им, созданиями (Рим. 8,19-23). Богатая жатва наступит, когда Господь Иисус возвратится, чтобы царствовать на земле. Тем временем они должны так же повиноваться Христу, как весь мир будет повиноваться Ему в Тысячелетнем Царстве. И хотя этот стих относится прежде всего к христианам первого века, он, тем не менее, применим к каждому, кто славит имя Христа.

1,19 Остальная часть этой главы дает практические наставления о том, как мы можем быть начатком Его созданий. Она формулирует практическую праведность, присущую рожденным свыше через Слово истины. Мы знаем, что рождены посредством Слова, чтобы явить истину Божью. Итак, давайте теперь рассмотрим наши обязанности.

Мы должны быть скоры на слышание. Это необычная заповедь, содержащая в себе долю юмора. Она подобна высказыванию: «Торопись услышать!» Она означает, что мы должны быть готовы слышать Слово Божье, а также все Божественные советы и замечания. Мы должны быть водимы Духом Святым. Также нам следует быть медленными на слова. Просто удивительно, сколько раз Иаков говорит о нашей речи! Он призывает нас соблюдать осторожность в разговоре. Да и сама природа учит нас этому. Давным-давно Эпиктет заметил: «Природа дала человеку один язык, но два уха, чтобы слушать вдвое больше, чем говорить самому». Соломон с радостью согласился бы с Иаковом. Он однажды сказал: «Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда» (Притч. 13,3); и: «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен» (Притч. 10,19). Заядлые болтуны в конечном счете грешат.

1,19б-20 Нам следует быть медленными на гнев. Вспыльчивый человек не творит правды, которой Бог ожидает от Своих детей. Вспыльчивые люди создают неправильное впечатление о христианстве. Следующие слова все еще истинны: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» (Притч. 16,32).

1,21 Другой способ стать начатком Его созданий – отложить всякую нечистоту и остаток злобы. Эти недостатки сродни поврежденной одежде, которую нужно отложить раз и навсегда. Нечистота включает всевозможные осквернения: духовные, умственные или физические. Словосочетание «остаток злобы» может относиться к тем формам злобы, которые остались в нас от дней неверия. Оно может подразумевать грехи, оставшиеся в нашей жизни и затрагивающие жизнь других, либо избыточное зло – тогда Иаков описывает не столько избыток злобы, сколько крайне злую природу этого чувства. Основное значение ясно. Для того чтобы принять истину Слова Божьего, мы должны быть нравственно чисты.

Другое условие принятия Божественной истины – кротость. Можно читать Библию и при этом не позволять ей говорить с нами. Мы можем изучать ее чисто теоретически, при этом не находясь под ее воздействием. Наши гордость, ожесточенность и грех делают нас невосприимчивыми и безразличными. Только с покорным, смиренным духом можно ожидать максимальной пользы от Священного Писания. «Направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим» (Пс. 24,9). «А вот, на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66,2).

Иаков говорит о Священном Писании как о насаждаемом слове, могущем спасти ваши души. Он имеет в виду, что Слово становится священным залогом в жизни христианина, рожденного свыше. В одном из английских переводов читаем «врожденное слово.» Это Слово способно спасти ваши души. Библия – инструмент, используемый Богом при рождении свыше. Он использует ее для спасения души не только от наказания за грех, но и от его власти. Он использует ее, чтобы спасти нас не только от вечного проклятия, но и от поражения в жизни. Несомненно, Иаков говорит в стихе 21 о настоящем, продолжающемся аспекте спасения.

1,22 Недостаточно получить насаждаемое слово – нужно повиноваться ему. Нет никакой пользы, если человек имеет Библию или даже читает ее, как литературное произведение. У него должно быть глубокое желание слышать Бога, обращающегося к нему, и готовность делать все, что Он говорит. Мы должны претворить Библию в действие. Слово должно стать плотью в нашей жизни. Ни в коем случае нельзя приниматься за чтение Священного Писания, не позволив ему изменять нашу жизнь к лучшему. Демонстрировать большую любовь к Слову Божьему или даже изображать из себя знатока Библии – форма самообмана, если возрастающее познание Слова не влечет за собой все большего уподобления Господу Иисусу. Интеллектуальное знание Библии, лишенное повиновения ей, может оказаться западней вместо благословения. Непрерывно изучая то, что следует делать, и не делая этого, мы придем к угнетенности, разочарованию и бездушию. «Восприятие без выражения ведет к депрессии». Также увеличивается наша ответственность перед Богом. Идеальное сочетание предполагает чтение Слова и безоговорочное повиновение ему.

1,23-24 Кто слушает слово, но не изменяет свое поведение, подобен человеку, который каждое утро бросает мимолетный взгляд в зеркало, а затем полностью забывает виденное. Он не получает никакой пользы от зеркала или от того, что смотрит в него. Конечно, есть в нашей внешности то, что нельзя изменить. Но, по меньшей мере, мы должны иметь скромный вид! И когда зеркало говорит: «Умойся», или «Побрейся», или «Причешись», или «Почисти одежду», мы должны, по крайней мере, делать то, что нам сказано. Иначе зеркало не принесет нам никакой практической пользы.

Проще всего читать Библию от случая к случаю или следуя чувству долга, но не позволять прочитанному воздействовать на нас. Мы видим, какими должны быть, но быстро забываем это и живем, как будто уже совершенны. Такая самоудовлетворенность препятствует духовному росту.

1,25 Человек, вникающий в Слово Божье и постоянно применяющий его на практике, – полная противоположность выше описанному. Вдумчивое размышление над Словом приносит ему практическую пользу. Для него Библия – совершенный закон свободы. Предписания ее необременительны. Они повелевают ему исполнять то, что его новое естество как раз и любит исполнять. В повиновении он находит истинную свободу от человеческих традиций и плотских рассуждений. Истина делает его свободным. Такой человек извлекает пользу из Библии. Он не забывает прочитанного. Более того, он стремится применять прочитанное в ежедневной практике. Его простое, искреннее повиновение приносит бесчисленные благословения его душе. Он блажен будет в своем действовании.

1,26-27 Здесь противопоставляются пустое благочестие и чистое и непорочное благочестие. Благочестие означает здесь видимый образ жизни, который основывается на вере. Оно относится к проявлениям, скорее направленным наружу, а не во внутренний дух. Это не вера в доктрины, а вера, которая находит выражение во внешнем поклонении и служении.

Если кто думает, что он благочестив, а не может обуздать свой язык, у того пустое благочестие. Он может соблюдать все религиозные обряды и казаться очень набожным. Но он обманывает сам себя. Богу не угодны ритуалы; Его интересует жизнь, в которой присутствует практическое благочестие.

Необузданный язык – только один из примеров бесполезного благочестия. Любой поступок, противоречащий христианской вере, ничего не стоит. Здесь уместно привести историю бакалейщика, набожность которого явно была надувательством. Он жил в квартире над своим магазинчиком. Каждое утро он кричал вниз своему помощнику:
– Джон!
– Да, сэр.
– Ты разбавил молоко водой?
– Да, сэр.
– Ты положил краситель в масло?
– Да, сэр.
– Ты положил цикорий в кофе?
– Да, сэр.
– Очень хорошо. Поднимись наверх на утреннюю молитву!

Иаков говорит, что такая набожность пустая.

Бог ищет практическое благочестие, заключающееся в сострадании к другим и в чистоте собственной жизни. Иаков приводит в пример человека с чистым и непорочным благочестием, который посещает нуждающихся сирот и вдов и хранит себя неоскверненным от мира.

Другими словами, практическим результатом возрождения будут «деяния милосердия и отделение от мира». Гай Кинг описывает эти достоинства, как практическую любовь и практическую святость.

Мы должны испытать нашу собственную веру, ответив на следующие вопросы: читаю ли я Библию со смиренным желанием того, чтобы Бог назидал меня, учил и изменял? Стремлюсь ли я обуздывать свой язык?

Оправдываю ли я свой характер или хочу одержать над ним победу? Как я реагирую, когда кто-либо начинает рассказывать пошлый анекдот? Проявляется ли моя вера в добрых делах тем, кто не может вознаградить меня за них?

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

1 Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа,— двенадцати племенам, рассеянным по миру. Приветствую! 2 Братья, когда сталкиваетесь с различными испытаниями, относитесь к этому с радостью, 3 зная, что ваша испытанная вера производит стойкость. 4 Стойкость же пусть проявится в полной мере, чтобы вы были совершенны и здравы во всех отношениях и ни в чём не имели недостатка. 5 Если кому-то из вас недостаёт мудрости, пусть просит у Бога, который даёт всем щедро и без упрёка, и ему будет дано. 6 Но пусть просит с верой, нисколько не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, которую ветер гонит и бросает в разные стороны. 7 Пусть такой человек не думает, что получит что-нибудь от Иеговы. 8 Он человек нерешительный, нетвёрдый во всех своих путях. 9 Пусть незнатный брат ликует о своём возвышении, 10 а богатый — о своём унижении, потому что богатый исчезнет, как полевой цветок. 11 Ведь когда восходит солнце, принося с собой палящий зной, и иссушает растение, его цветок опадает и его внешняя красота гибнет. То же будет и с богатым: он увянет на своих путях. 12 Счастлив человек, который стойко переносит испытание, потому что, обретя одобрение, он получит венец жизни, который Иегова обещал любящим его. 13 В испытании пусть никто не говорит: «Меня испытывает Бог», потому что Бога невозможно испытать злом и он сам никого не испытывает злом. 14 Но каждый испытывается, увлекаясь и соблазняясь собственным желанием. 15 Затем желание, зачав, рождает грех, а совершённый грех рождает смерть. 16 Не заблуждайтесь, мои дорогие братья. 17 Все добрые и совершенные дары — свыше, потому что исходят от Отца небесных светил, который не изменяется, как изменяется тень. 18 Пожелав, он родил нас словом истины, чтобы мы были одними из первых плодов, избранных из его созданий. 19 Знайте, мои дорогие братья, что всякий человек должен быть скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, 20 потому что гнев человека не ведёт к Божьей праведности. 21 Итак, очиститесь от всей грязи и избавьтесь от того, что излишне,— зла, и с кротостью примите прививаемое слово, которое может спасти ваши души. 22 Будьте же исполнителями слова, а не только слушателями, которые обманывают самих себя ложными рассуждениями. 23 Если кто-то слышит слово и не исполняет, то он подобен человеку, который рассматривает в зеркале природные черты своего лица: 24 он смотрит на себя, отходит и сразу забывает, как он выглядит. 25 Но кто всматривается в совершенный закон свободы и остаётся в нём, тот, став не забывчивым слушателем, а исполнителем дела, будет счастлив, поступая так. 26 Если кто-то думает, что поклоняется Богу правильно, но не обуздывает свой язык, он обманывает своё сердце и его поклонение бесполезно. 27 Поклонение, чистое и неосквернённое в глазах нашего Бога и Отца, заключается в том, чтобы заботиться о сиротах и вдовах в их бедах и хранить себя незапятнанными миром.

I. Стойкость в вере (глава 1)

А. Приветствие (1:1)

Иак. 1:1. Послание начинается обычным для письма вступлением: автор называет свое имя, затем — тех, к кому обращается, и приветствует их. Иаков ограничивается простым вступлением. Себя самого автор представляет весьма скромно. Он ничего не говорит о положении, которое занимает в церкви, Или о том, что приходится Господу братом по плоти. По-видимому, его хорошо знали и в рекомендациях он не нуждался; кроме того, самый характер его обращения говорит о том, что Иаков пользовался достаточным авторитетом, чтобы обращаться с таким посланием.

Иаков называет себя рабом Бога и Господа Иисуса Христа. Этим он дает понять, что принадлежит Богу и Тому, Кого он мог бы называть своим братом, т. е. Иисусу Христу. Иаков признает Божественность Иисуса, приравнивая Его Богу. При этом он приводит Его полное имя: Господь Иисус Христос. Иисус — означает «Спаситель», а Христос — это греческое слово, означающее «Мессия», «Помазанник». Вечный Господь стал Спасителем (Иисусом) и воскрес как вечный Верховный Владыка (Христос). Господь господствующих — Он же и Царь царей (1-Тим. 6:15; Откр. 17:14; 19:16).

Послание адресовано двенадцати коленям, находящимся в рассеянии. Это значит, что Иаков обращается ко всем евреям, выселенным за пределы их родины. Слова «рассеяние, рассеянным» встречаются в греческом тексте (греческий эквивалент — «диаспора») всего еще два раза (Иоан. 7:35; 1-Пет. 1:1). Они относятся к евреям, которые жили в языческих странах с того времени, как их предки, были уведены в плен к другим народам. Но хотя 12 колен и рассеяны по всему миру, ни одно из них не потерялось. Перечисление их снова встретится, когда речь пойдет в книге Откровения о завершении человеческой истории: Иуда, Рувим, Гад, Асир, Неффалим, Манассия, Симеон, Левий, Иссахар, Завулон, Иосиф, Вениамин (Откр. 7:5-8,21:12).

Приветствие радоваться встречается очень часто в древних папирусных письмах, однако, оно не встречается само по себе в других новозаветних книгах. В те древние времена это слово очень часто употреблялось в Греции примерно как слово «привет» в наше время, и произносили его обычно при встречах (смотри комментарий на 2-Иоан. 1:10-11).

Интересно отметить, что Иаков не употребляет слова «мир». Апостол Павел обычно употреблял и греческое и еврейское приветствия вместе, что в переводе звучит как «благодать и мир». Иаков несомненно хотел сохранить строгий стиль и простую элегантность греческого языка, несмотря на то, что свое послание он писал евреям.

Для достижения верующими духовной зрелости и святого повеления нужно, чтобы они имели прочное основание в своей вере. Они должны быть прочно укоренены в вере, чтобы никакие искушения и испытания не могли поколебать их. Но каким образом можно достичь такой духовной устойчивости? Верующий должен читать, изучать и исполнять Слово Божие. Испытания, приходящие извне, и искушения, приходящие изнутри, не смогут поколебать христианина, стоящего в истине.

Б. Радуйтесь, перенося искушения 1:2-12

Очень часто искушения вызывают ропот и жалобы. Однако, духовно зрелые верующие относятся к ним иначе. Ибо ропот и жалобы только ухудшают положение. Искушения нужно рассматривать не как несчастье, а как испытание. Цель же испытания всегда в том, чтобы узнать, как усвоил ученик пройденный материал. Иаков дает хорошие советы, как успешно пройти через любые испытания. Тот, кто правильно относится к искушениям, кто понимает преимущества, связанные с ними, кто знает, где можно получить помощь при испытании, — тот одержит победу и прославит Бога.

1. ОТНОШЕНИЕ К ИСКУШЕНИЯМ (1:2)

Иак. 1:2. Гонимым верующим евреям, рассеянным в языческих странах, Иаков дает, казалось бы, странный совет: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения: То есть он призывает их радоваться, принимая искушения, рассматривать их как именно повод для радости, а не как наказание, проклятие или несчастье. Более того: по его словам, испытания должны стать источником «великой радости», а не просто радости, смешанной с печалью.

Несмотря на то, что совет Иакова звучит прямо и категорично, он не был частью проповеди, предназначенной для других. Иаков и себя самого включает в число тех, кто должен поступать таким образом. Он отождествляет себя с теми, кому пишет, и тепло обращается к ним: «братия мои». Это обращение типично для всего послания. Он употребляет его не менее 15 раз. И все его повеления пронизаны глубоким сочувствием.

Следует подчеркнуть, что Иаков призывает радоваться не искушениям как таковым, но — в искушениях. В греческом тексте стоит глагол «перипесете», переведенный на русский язык как «впадаете», а это тот же самый глагол, что и в Лук. 10:30, где речь идет о человеке, попавшем в руки разбойников. То же самое выражение «различные искушения» употребляет и Петр (1-Пет. 1:6). Тот, кто встречается с этими искушениями, должен радоваться. Многие же, напротив, радуются, когда им удается избежать искушений. Но Иаков призывает радоваться именно при искушении, каким бы тяжелым оно ни было (сравните 1-Пет. 1:6,8).

Ясно, что речь идет в данном случае об искушениях, приходящих извне и предназначенных для испытания нашей духовной стойкости. В греческом тексте здесь стоит слово: «пеирасмоис». Похожее слово «пеиразомаи» стоит в 13 стихе этой же главы, но там речь идет уже о совершенно ином роде искушений, а именно о внутренних искушениях, влекущих ко греху.

Несомненно у нас возникнет вопрос: но как можно радоваться, перенося искушения?

2. ПОЛЬЗА ОТ ИСКУШЕНИЙ (1:3-4)

Иак. 1:3. Христианин должен радоваться, перенося искушения, потому что в них сокрыта большая польза. Искушения, при правильном отношении к ним, делают верующего духовно выносливым.

Это не новость. Это просто напоминание древней истины. Иаков далее пишет: зная, что буквально значит: «вы убедились в этом ив собственном опыте». Каждый убедился на своем собственном опыте, что жизненные трудности приносят не только страдания, но и порождают в нас выносливость. Нельзя стать выносливым, не пройдя через искушения.

Искушения действительно совершенствуют нашу веру, производя в нас духовную стойкость. Они предназначены более для того, чтобы совершенствовать ее, чем просто испытывать. Слово «докимион», переведенное как «испытание», встречается только здесь и еще в 1-Пет. 1:7. Вера подобна золоту, и она не боится огненного испытания. Но без истинной веры и испытания не смогут породить в нас устойчивости. Без нее в результате испытаний ничего подчас не остается, кроме пепла.

Истинная же вера, подобно чистому золоту, лишь закаляется в огне испытаний, как бы ни был силен этот огонь. Она таким образом развивает или «производит» в нас духовную стойкость, иначе говоря, способность к терпению. Греческое слово «гипомонен», переведенное словом «терпение», означает стойкость или выносливость в минуты трудностей (сравните 5:11).

Иак. 1:4. Но в терпении или стойкости — не вся еще польза, приносимая искушениями. В них сокрыто нечто гораздо большее. Терпение — это венец того действия, которое они производят. Подобно тому, как испытанная вера производит в нас терпение, оно в свою очередь приводит верующего к духовной зрелости или к духовной полноте. И в этом, в сущности, — великая цель. На тему о том, как достигнуть ее, и написано это послание.

А самую цель Иакова можно охарактеризовать двумя словами: совершенство и полнота. Греческое слово «такой», переведенное здесь как «совершенное», переводится также словом «законченное». В Библия оно часто употребляется в паре с другим словом «голоклерои», которое означает «полнота». Каждое из этих слов выражает идею полного совершенства, когда все составляющие части одного целого — совершенны.

Искушения нужно принимать с радостью, потому что при наличии веры они производят терпение, которое, в свою очередь, ведет христианина к зрелости и совершенству, пока он не становится «совершенным во всей полноте, без всякого недостатка», то есть таким, каким хочет видеть его Бог.

Доказательства Иакова, конечно, убедительны, и тем не менее, трудно себе представить, как можно в искушениях радоваться великою радостью. Что может нам помочь понять эту истину и разрешить кажущийся парадокс?

3. ПОМОЩЬ В ИСКУШЕНИЯХ (1:5-12)

Иак. 1:5. Тем, кто чувствуют растерянность и огорчаются при мысли о столь высокой цели — «быть без всякого недостатка», Иаков пишет: Если же у кого из вас не достает мудрости, да просит у Бога. Помощь «дающего Бога» доступна каждому. Те, у кого мало мудрости, могут обратиться за помощью к этому неиссякаемому Источнику. Иаков сознает, что его читатели нуждаются непросто в знаниях, но именно в мудрости. Он также знает, что Бог не просто дает мудрость желающим ее иметь, но дает «просто и без упреков».

Иак. 1:6-8. Однако, Божие даяние оговорено несколькими условиями. Чтобы получить мудрость Божию при искушении, верующий должен знать, как нужно просить. Прежде всего, просить следует с верою. Но, да просит с верою, нимало не сомневаясь (греческое слово «диакрино-менус», переведенное здесь как «не сомневаясь», можно перевести и как «не колеблясь»).

Нельзя приходить к Богу, будучи «подобно морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой». Бог не благоволит к людям с двоящими мыслями (буквально: «к двоедушным», сравните Иак. 4:8), поскольку такие люди не тверды во всех путях своих, они спотыкаются, будто пьяные. Божий ответ зависит от того, насколько человек доверяет Богу.

Иак. 1:9-11. Далее. Просящий у Господа мудрости должен иметь надежду. Независимо от того, каковы его социальные или экономические обстоятельства, верующий должен руководствоваться мыслью о тех преимуществах, которые уготованы ему в вечности. Поэтому брат, находящийся в трудном материальном положении, может радоваться своей духовной высоте, а богатый материально должен не забывать, что человеческое богатство — преходяще, и радоваться тому (помня, что только во Христе верующий имеет «вечную славу», 2-Кор. 4:17). Социальные преимущества не вечны, материальное богатство прейдет, как цвет на траве, иссушенный солнечным зноем; слава человеческая тоже скоро увядает. И только надежда на вечное служит доказательством истинной веры.

Иак. 1:12. И, наконец, просящий мудрость должен быть постоянным в вере и любви. Бог благоволит к тем, кто терпеливо переносит искушения. В этом стихе Иаков снова возвращается к мысли, высказанной им в самом начале, во 2 и 3 стихах, а именно: о том, какую важную роль играют в жизни христианина искушения, испытания и терпение. Верующий, терпеливо переносящий искушения и испытания, быв испытан, получит венец жизни. Этот венец — сама жизнь (Откр. 2:10). «Обещанная здесь жизнь — это жизнь здесь на земле, в настоящее время, но жизнь полная и совершенная», пишет Кортнз Войган (сравните Иак. 1:4).

Чтобы правильно относиться к искушениям, нужно знать о таящихся в них преимуществах, тем же, кому трудно видеть эти преимущества, следует просить Бога о помощи, но просить с верою и надеждой, и Бог даст просящим правильный подход к искушениям. Получив необходимую ему помощь, верующий обретет радость в испытаниях (стих 2) и благословение (стих 12) в награду за терпеливое перенесение их.

В. Борьба со смертельными искушениями (1:13-18)

Верующим угрожает опасность падения под гнетом испытаний. Но им угрожает и опасность со стороны искушений, потому что они влекут, сулят удовольствие. В рассматриваемом тексте Иаков говорит об источнике искушений, о последовательных ступенях их и о том, как их можно победить.

1. ИСТОЧНИК ИСКУШЕНИЙ (1:13-14)

Иак. 1:13. Апостол Иаков обличает тех, кто легко находит себе извинение в грехах. Греша, они, как бы снимая с себя ответственность, говорят: «меня Бог искушает», то есть источник искушения они видят в Боге. На это Иаков прямо отвечает, что Бог не искушает никого. В Боге нет ничего, что могло бы привести ко злу. Он, если можно так выразиться, «неискушаем» (смотри комментарии на Евр. 4:15). И Сам не искушает никого. Он часто испытывает людей, но никогда не искушает их.

Иак. 1:14. Источник искушений находится в самом человеке — это похоть греха, какая-то нечистая внутренняя страсть. Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью. На упомянутую нечистую страсть человек ловится, как рыба на приманку (в подлиннике стоит слово «делеазо», что значит «ловить на приманку» или «поймать в ловушку»). То есть человек сам строит себе ловушку, чтобы затем попасться в нее.

2. СТУПЕНИ ИСКУШЕНИЯ (1:15-16)

Иак. 1:15-16. Иаков прибегает к яркому сравнению с биологическим процессом рождения. Похоть, зачавши, рождает грех. Хотя Иаков не называет того, кто является отцом греха, но ясно, что это — сатана. Уродливый ребенок, грех, начинает расти и, возмужав, в свою очередь, рождает смерть. Последовательность: вполне определенна: необузданная похоть приводит ко греху, а не исповеданный грех влечет за собою смерть. Кажется странным, что смерть порождается, грехом.

Но Иаков призывает своих возлюбленных братьев и сестер, которым предстоит задуматься над этой; «генеалогией», не заблуждаться и не обманываться насчет этой вполне последовательной закономерности. Точно так, и как правильное отношение к искушениям ведет верующего к духовному совершенству, неправильное отношение к похотям ведет к постепенному духовному обнищанию и в конечном итоге — к смерти.

3. ПОБЕДА НАД ИСКУШЕНИЯМИ(1:17-18)

Иак. 1:17-18. Резким контрастом по отношению к страшной картине смерти, происхождение которой — от необузданной человеческой похоти, является чудесная картина жизни, рождаемой словом истины (стих 18; Еф. 1:13; Кол. 1:5). Отец тьмы — сатана (Деян. 26:18; Кол. 1:13) — производит грех и смерть. Отец светов (Бог, сотворивший нашу вселенную) не-. сет спасение и жизнь, и у Него нет перемены. Тень от солнца меняется, но не меняется Тот, Кто создал солнце! Слова: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше» по-гречески звучат поэтически и ритмично.

Победа над искушениями достигается только через тесное общение с Отцом Небесным и постоянное внимание к Его слову. Каждый может найти мир в неизменяемом Отце светов и в Его жизнедающем слове истины (сравните Еф. 1:13; Кол. 1:5; 2-Тим. 2:15).

Тот, кто избран Богом и рожден свыше, имеет полную возможность победить все искушения. Для этого он должен научиться побеждать все действующие на него смертоносные силы; в противном случае ему не достичь духовной зрелости, которая угодна Богу в его «чадах света» (Еф. 5:8; 1-Фес. 5:5).

Г. Блажен исполняющий Слово Божие (1:19-27)

Ключ к правильному отношению к испытаниям и к победе над искушениями, несомненно, в правильном отношении к слову Божиему. От нашей восприимчивости к слову Его, от принятия его или отвержения нами зависит наш духовный рост Слово Божие надо принять, воплотить его в своей жизни и жить им.

1. ПРИНЯТИЕ СЛОВА БОЖИЕГО (1:19-21)

Иак. 1:19-20. Снова Иаков отождествляет себя со своими читателями: Итак, братия мои возлюбленные… Далее он выражает троякое повеление: всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев. Конечно, тот, кто более склонен слушать, чем говорить, не скоро приходит в гнев (сравните 3:1-12). Ибо гнев человека не творит правды Божией, а ведь в призыве к такой праведности и состоит главная цель Иакова.

Иак. 1:21. Поэтому очень важно отложить всякую нечистоту и остаток злобы и в кротости принять насаждаемое слово. И это слово должно как бы врасти в душу и укорениться в ней. Только в таком случае оно может спасти душу.

2. ОТНОШЕНИЕ К СЛОВУ БОЖИЕМУ (1:22-25)

Иак. 1:22. Однако, совершенно не достаточно только принять слово Божие; верующий должен не только слушать слово, но и активно его исполнять. Совершенно ясно звучит повеление: Будьте же исполнители, слова, а не слышатели только. Каждый христианин должен стать исполнителем, а не только слушателем. А вместе с тем в наше время растет число таких верующих, которые, подобно птичкам-колибри, порхают от одной доктринальной «закуски» к другой и «обманывают самих себя».

Слово «паралоги-зомаи», переведенное как «обманывающие», встречается в греческом тексте Нового Завета только здесь и в Кол. 2:4. Буквально оно означает «обманывать ложными доводами». Причиною самообмана в данном случае является убеждение, что достаточно только слушать слово, тогда как на самом деле это — только начало. В следующих стихах Иаков приводит очень наглядный пример.

Иак. 1:23-24. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел — и тотчас забыл, каков он. Интересно, что Иаков говорит здесь не о женщине, а о мужчине. Это, возможно, потому, что женщины не столь поспешно рассматривают свои лица в зеркале, и если замечают какой-то недостаток, то пытаются исправить его. Но мужчины не так, они посмотрят на «природные черты лица своего» и тут же о них забудут.

Иак. 1:25. Но если мы смотримся в «зеркало» слова Божьего, это налагает на нас определенную ответственность. Мы должны вникнуть в закон совершенный, закон свободы. Вникать в слово Божие и быть готовым его исполнять — вот ключ к духовному росту и возмужанию. Греческое слово «паракипсас», переведенное как «вникнет», буквально означает: «низко наклониться», с тем, чтобы было лучше рассмотреть.

Выражение «закон свободы» на первый взгляд кажется парадоксальным. Закон ведь ограничивает свободу. Но не Господний закон. Его совершенный закон дает истинную свободу. «Если пребудете в слове Моем, -говорит Христос, — познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8:31-32). Тот, кто исполняет Божий повеления, обретает полную свободу и блажен будет в своем действовании.

3. ПОКОРНОСТЬ СЛОВУ БОЖИЕМУ (1:26-27)

Принимая слово Божие и верно откликаясь на содержащиеся в нем откровения, мы учимся новому подходу к жизни. Верующий должен смиренно и постоянно воплощать слово в своей повседневной практической жизни, будучи неизменно покорным ему.

Иак. 1:26. Подлинно благочестивый человек следит за своей речью. Греческое слово «трескос», переведенное как «благочестив», можно перевести и как «религиозен»; оно говорит о внешнем состоянии человека. Исполнение религиозных обрядов, которое некоторым кажется крайне необходимым, может оказаться Послание Иакова 1:27 — 2:3 «пустым» (т. е. бесполезным, ненужным) делом, если при этом человек не обуздывает своего языка. (Более подробно Иаков пишет об этом в 3:1-12.) Таков человек обольщает свое сердце («апатон кардит геаутои», т. е. занимается самообманом; эта же самая мысль, но другими словами выражена в Иак. 1:22).

Иак. 1:27. «Чистое и непорочное благочестие» имеют те, кто дисциплинируют сами себя в соответствии со Словом Божиим. Греческое слово «трескея» (благочестие) встречается в Новом завете всего четыре раза и два из них — в рассматриваемых двух стихах (другие два — в Кол. 2:18; Деян. 26:5). Бог явно обращает внимание не на исполнение религиозных обрядов, а на правильное поведение.

Далее Иаков подчеркивает: Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях (это относится к поведению) и хранить себя неоскверненным от мира (это относится к характеру). Слово «неоскверненный» — «аспилон» в греческом тексте встречается также в 1-Тим. 6:14; 1-Пет. 1:19; 2-Пет. 3:14. Верующий, имеющий Богоугодное благочестие, всегда оказывает помощь нуждающимся и таким образом достигает непорочности и хранит себя в духовной чистоте. Это не относится к определению религиозности, скорее служит упреком традиционным богослужениям, сопряженным с исполнением обрядов, которые люди очень часто принимают за «религию».

Снова следует подчеркнуть, что Иаков призывает верующих к духовному росту и к практической святости. Что же может помочь в достижении этой цели? Первый шаг в этом направлении — постоянство в вере. Искушения и испытания не могут поколебать тех, кто укоренен в Господней истине и применяет эту истину в своей жизни.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *