Иерархия, что это?

ИЕРАРХИЯ — расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

В хри­сти­ан­ской Церк­ви иерархия — си­сте­ма взаи­мо­от­но­ше­ний чле­нов Церк­ви, ос­но­ван­ная на под­чи­не­нии низ­ших чи­нов выс­шим; пред­ста­ви­те­ли цер­ков­ной вла­сти в их со­во­куп­но­сти. Раз­ли­ча­ют­ся иерархия цер­ков­ных долж­но­стей и иерархия сте­пе­ней свя­щен­ст­ва. В ка­то­лической церк­ви гла­вой иерархии долж­но­стей яв­ля­ет­ся па­па Рим­ский, в пра­во­слав­ной церк­ви — Все­лен­ский со­бор (кол­ле­ги­аль­ный ор­ган вла­сти). В ка­то­лической и пра­во­слав­ной церк­вах при­зна­ёт­ся бо­го­ус­та­нов­лен­ность иерархии; в про­тес­тант­ских церк­вах счи­та­ет­ся, что эта иерархия воз­ник­ла в хо­де ис­то­рического раз­ви­тия цер­ков­ной жиз­ни. Во всех хри­сти­ан­ских церквах су­ще­ст­ву­ют три сте­пе­ни свя­щен­ст­ва (епи­скоп, свя­щен­ник, диа­кон).

Со второй половины XIX века по­ня­тие «иерархия» на­чина­ет ис­поль­зо­вать­ся в ес­те­ст­вен­ных и со­ци­аль­ных нау­ках, а с по­яв­ле­ни­ем в XX веке об­щей тео­рии сис­тем (австрийский био­лог Л. фон Бер­та­лан­фи и др.) ста­ло при­ме­нять­ся для опи­са­ния струк­тур­ной ор­га­ни­за­ции и функ­цио­ни­ро­ва­ния ди­на­мических мно­го­уров­не­вых сис­тем, пре­ж­де все­го био­ло­ги­че­ских и со­ци­аль­ных. Иерархия рас­смат­ри­ва­ет­ся как важ­ней­ший прин­цип, обес­пе­чи­ваю­щий вза­им­ную кор­ре­ля­цию и со­под­чи­не­ние про­цес­сов на различных уров­нях сис­те­мы, ка­ж­дый из ко­то­рых спе­циа­ли­зи­ру­ет­ся на вы­пол­не­нии оп­ре­де­лён­ных функ­ций, при­чём на бо­лее вы­со­ких уров­нях иерархии осу­ще­ст­в­ля­ют­ся пре­имуществено функ­ции со­гла­со­ва­ния, ин­те­гра­ции. Ин­те­гра­ци­он­ные про­цес­сы в сис­те­мах трак­ту­ют­ся как про­цес­сы управ­ле­ния, при этом ка­ж­дый из двух или бо­лее уров­ней вы­сту­па­ет как управ­ляю­щий по от­но­шению ко всем ни­же­рас­по­ло­жен­ным и как уп­рав­ляе­мый, под­чи­нён­ный по от­но­ше­нию к вы­ше­рас­по­ло­жен­ным.

Со­ци­аль­ная ие­рар­хия — од­но из основных по­ня­тий в тео­ри­ях со­ци­аль­ной струк­ту­ры, стра­ти­фи­ка­ции, в со­цио­ло­гии уп­рав­ле­ния и со­цио­ло­гии ор­га­ни­за­ций. Иерархия со­став­ля­ет не­отъ­ем­ле­мый ат­ри­бут об­щественной жиз­ни, прак­ти­че­ски все из­вест­ные в ис­то­рии че­ло­ве­че­ской ци­ви­ли­за­ции со­ци­аль­ные об­ра­зо­ва­ния (го­су­дар­ст­во, цер­ковь, се­мья, ар­мия, по­ли­тические пар­тии, промышленные пред­при­ятия и т. д.) яв­ля­ют­ся иерар­хич­ны­ми по сво­ему ха­рак­те­ру. Сре­ди пред­ста­ви­те­лей различных групп, об­ра­зую­щих со­ци­аль­ную сис­те­му, пол­но­мо­чия и от­вет­ст­вен­ность рас­пре­де­ле­ны не­рав­но­мер­но, при этом ста­тус­ная иерархия мо­жет фор­ми­ро­вать­ся на ба­зе раз­ных цен­но­ст­ных ос­но­ва­ний (об­ла­да­ние вла­стью, соб­ст­вен­но­стью, «бла­го­род­ст­во про­ис­хо­ж­де­ния», пре­стиж про­фес­сии, ав­то­ри­тет, уро­вень об­ра­зо­ва­ния и т. п.).

В по­ли­тической ан­тро­по­ло­гии иерархия (по­тес­тар­но-по­ли­тическая иерархия, иерархия вла­сти) — прин­цип струк­тур­ной ор­га­ни­за­ции по­тес­тар­ных и по­ли­тических ор­га­низ­мов (сис­тем) — смотрите По­тес­тар­ная ор­га­ни­за­ция. По­ли­тическая стра­ти­фи­ка­ция об­ще­ст­ва, оп­ре­де­ляе­мая раз­ной сте­пе­нью кон­цен­тра­ции вла­сти, пред­став­ля­ет со­бой ие­рар­хическую сис­те­му вер­ти­каль­но­го не­ра­вен­ст­ва. По­тес­тар­но-по­ли­тическая иерархия обу­слов­ле­на функ­цио­наль­ны­ми раз­ли­чия­ми ин­ди­ви­ду­аль­ных ро­лей в че­ло­ве­че­ских кол­лек­ти­вах. Её ис­то­ки вос­хо­дят к иерархии род­ст­вен­ной (смотрите Сис­те­мы род­ст­ва) и иерархии воз­рас­тной (смотрите Воз­раст­ная ор­га­ни­за­ция) пер­во­быт­ных об­щин (вождь и его род­ст­вен­ни­ки по бо­ко­вым ли­ни­ям; иерархия по­ко­ле­ний и воз­рас­тов при до­ми­ни­ро­ва­нии стар­ших воз­рас­тных групп с их ав­то­ри­те­том и мо­но­по­ли­ей на ин­фор­ма­цию). В ка­че­ст­ве пер­вой (на­доб­щин­ной) ие­рар­хической фор­мы по­ли­тической ор­га­ни­за­ции рас­смат­ри­ва­ет­ся во­ж­де­ст­во. Максимальное раз­ви­тие по­тес­тар­но-по­ли­тической иерархии до­с­ти­га­ет­ся в бю­ро­кра­тическом го­су­дар­ст­ве (смотрите Бю­ро­кра­тия).

В ис­то­рии со­ци­аль­ной мыс­ли иерархия мог­ла рас­смат­ри­вать­ся как вы­те­каю­щая «из при­ро­ды ве­щей», имею­щая сво­им ис­точ­ни­ком из­на­чаль­ное не­ра­вен­ст­во че­ло­ве­че­ских спо­соб­но­стей, в ча­ст­но­сти спо­соб­но­стей к управ­ле­нию (в ан­тич­ной тра­ди­ции — у Пла­то­на и Ари­сто­те­ля; в ра­со­во-ан­тро­по­ло­гической шко­ле, например у Ж. А. де Го­би­но; в тео­рии элит у В. Па­ре­то). В др. груп­пе тео­рий иерархия вы­сту­па­ла как фе­но­мен, воз­ник­ший в про­цес­се ис­то­рического раз­ви­тия. Та­кой под­ход был ти­пи­чен для тео­рий об­ще­ст­вен­но­го до­го­во­ра и ес­те­ст­вен­но­го пра­ва (кон­цеп­ция «про­ис­хо­ж­де­ния не­ра­вен­ст­ва» Ж. Ж. Рус­со и т. п.). Ис­то­рическими при­чи­на­ми воз­ник­но­ве­ния со­ци­аль­ной иерархии счи­та­лись: раз­де­ле­ние тру­да и об­ра­зо­ва­ние из­лиш­ков (в мар­ксиз­ме), за­вое­ва­ние од­них групп дру­ги­ми (Л. Гум­п­ло­вич), под­чи­не­ние лю­дей, за­ни­маю­щих­ся сельскохозяйственным тру­дом, пред­ста­ви­те­лям кас­ты во­ен­ных (Г. Спен­сер), се­мей­ное не­ра­вен­ст­во и т. д.

К од­но­фак­тор­ным в ис­тол­ко­ва­нии про­ис­хо­ж­де­ния схе­мам от­но­сят­ся мно­го­численные раз­но­вид­но­сти био­ло­гического, пси­хо­ло­гического, эко­но­мического де­тер­ми­низ­ма, к мно­го­фак­тор­ным — тео­рия оли­гар­хи­за­ции Р. Ми­хель­са и кон­цеп­ция со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции П. А. Со­ро­ки­на. Струк­ту­ра иерархии опи­сы­ва­лась как в двух­уров­не­вых (уп­рав­ляю­щие — управ­ляе­мые, экс­плуа­та­то­ры — тру­дя­щие­ся, эли­та — мас­сы), так и мно­го­уров­не­вых (слож­ные мо­де­ли со­ци­аль­но­го рас­слое­ния) мо­де­лях. В пер­спек­ти­ве ос­мыс­ле­ния со­ци­аль­ных кон­флик­тов иерархия рас­смат­ри­ва­лась как фор­ма ор­га­ни­за­ции гос­под­ства и до­ми­ни­ро­ва­ния од­них групп ин­ди­ви­дов над дру­ги­ми (Р. Да­рен­дорф), а в тра­ди­ци­ях по­зи­ти­виз­ма, эво­лю­цио­низ­ма и струк­тур­но­го функ­цио­на­лиз­ма — как не­об­хо­ди­мая и уни­вер­саль­ная ха­рак­те­ри­сти­ка лю­бых об­щественных сис­тем, со­ци­аль­ных про­цес­сов спе­циа­ли­за­ции и диф­фе­рен­циа­ции (Г. Спен­сер, Э. Дюрк­гейм, Т. Пар­сонс, американские со­цио­ло­ги К. Дэ­вис, У. Мур и др.).

ИЕРАРХИЯ (от греч. ἱερός – священный, ’αρχή – власть, господство) – важнейший принцип структурной организации многоуровневых динамических систем, характеризующий взаимную корреляцию и соподчинение процессов на различных уровнях системы и обеспечивающий ее функционирование и поведение в целом. Представления об иерархии основываются на идее уровней внутреннего строения систем и процессов. Структуры и функции процессов на вышележащих уровнях надстраиваются над структурами и процессами нижележащего уровня, обеспечивая их регулирование и самоорганизацию. Понятие «иерархического порядка», как отмечал один из лидеров системного движения 20 в. Л. фон Берталанфи, является, «несомненно, фундаментальным для общей теории систем… Иерархия проявляется как в структурах, так и в функциях». Каждый уровень и каждая подсистема не только характеризуются особенностями своего внутреннего строения, но специализируются на выполнении достаточно определенных функций. Интеграционные процессы в системах трактуются как процессы управления, обеспечивающие и взаимо-обусловливающие согласованные взаимодействия подсистем на различных уровнях их организации.

Можно выделить две предельные формы иерархической организации: иерархия, основанная на принципе жесткой детерминации, и иерархия, базирующаяся на принципе вероятности (случайности). Первая означает, что все параметры каждого из структурных уровней строго однозначным образом связаны с параметрами других уровней. Эта форма иерархической организации свойственна процессам управления в обществе. Если в некотором коллективе, организованном по принципам жесткой детерминации, одного из индивидов наделить правом на инициативу, то функционирование этого коллектива возможно за счет подавления инициативы всех других индивидов. При наличии инициативы хотя бы у двух членов коллектива функционирование его будет парализовано, поскольку инициатива предполагает определенные самостоятельные и независимые действия и решения. Зачастую под иерархией понимают именно подобную жесткую организацию. Общественные системы, построенные по принципам жесткой детерминации, получили название тоталитарных систем.

Особенностью второй предельной формы иерархической организации является то, что их элементы, их состояния и поведение не зависят, не определяются и не коррелируют друг с другом. Единство таким системам придают внешние обстоятельства, внешние условия. Целостные характеристики систем определяются не конкретным поведением каждого отдельного элемента, а программами, структурой его возможных состояний и поведения.

Реальные иерархические системы включают в себя как жесткие, однозначно определяемые зависимости, так и подвижные, лабильные взаимоотношения, сохраняющие независимость отдельных подсистем и элементов, содержат в себе множество уровней. Каждый уровень характеризуется самоорганизацией с особой структурой, на каждом действуют специфические закономерности и решаются свои задачи, что придает иерархическим системам внутреннюю гибкость. Дж.Николис подчеркивал особую функциональную значимость иерархии для сложных систем. Известно его высказывание о том, что сложность подрывает устойчивость, если не умеряется иерархической структурой. Иерархический способ организации любых систем придает значительный потенциал развития этим системам. По мнению Г.Саймона, среди всех сложных систем только иерархии располагают достаточным временем на развитие.

Ю.В.Сачков

В философской традиции иерархия рассматривается как одна из координат в системе координат, описывающих духовный и социальный порядок. Другой координатой в этой системе является свобода. Иерархия, совершенно подавившая свободу, становится хрупкой и рушится. Свобода, разрушившая иерархию, разрушает саму себя. Культура начиналась с двух иерархий – таинственных сил и священной власти. Племена отличались друг от друга преобладанием той или другой. У одних «светская» ориентация, нет влиятельного жречества, обряды совершает вождь. У других забота о таинственном глубже, есть корпорация жрецов, занятых общением с таинственными силами, и власть получает свое освящение от жречества. Великие культуры Индии и Китая различаются примерно так же.

В архаический период (до философии) по крайней мере некоторые культуры Средиземноморья тяготели к «индийскому» типу иерархии; единой цивилизации всего региона тогда не было. Греко-римская античность создана племенами «светской» ориентации. Средневековые мировые религии в целом утверждали превосходство духовного и вечного над временным, земным. При этом христианство сильнее акцентирует потустороннее, чем ислам, в котором нет монашества, нет различия между градом земным и градом Божьим (священна сама власть халифа), и нет централизованной религиозной общины. Христианство создало иерархию «церкви воинствующей», порядок старшинства священных чинов и развило ветхозаветные представления о небесной иерархии. В трудах Псевдо-Дионисия Ареопагита иерархия определяется как «священный порядок и учение и деятельность, приближающаяся, насколько возможно, к божественному и подымающаяся до подобия Богу в меру божественного вдохновения». Новое время отрицало средневековую иерархию, затем периодически отрицало само себя, и стало разрушительным для всякой иерархии. Всеобщее раскрепощение привело к кризису свободы, напоминающему кризис античности.

Литература:

1. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем – обзор проблем и результатов. – Системные исследования, Ежегодник – 1969. М., 1969;

2. Николис Дж. Динамика иерархических систем. Эволюционное представление. М., 1989;

3. Саймон Г. Науки об искусственном. М., 1972.

Г.С.Померанц

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *