Иеромонах трифон

«Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения…»

О книге иеромонаха Трифона «Чудеса последнего времени»

Недавно мне попалась в руки книга иеромонаха Трифона «Чудеса последнего времени». Её привезли (в нескольких изданиях, да ещё с DVD-вариантом) на наш епархиальный склад из Дивеева, где и проживает вышеупомянутый автор. Как цензору епархиального склада мне пришлось в очередной раз расстаться с определённой суммой денег и приобрести сие творение. Надеюсь, духовная польза от рецензии на данную книгу с лихвой окупит финансовые потери моего скромного прихода…

Об авторе

Иеромонах Трифон немолод – в 2007 году ему исполнилось 80. Живёт в Дивеево, где «окормляет» местных казаков. Был собкором небезызвестной газеты «Русь Державная». Принял постриг и рукоположен в Саранской и Мордовской епархии, был заведующим издательским отделом, ответственным секретарём газеты «Мордовия православная». Известность приобрёл несколько лет назад, когда выпустил первое издание книги «Чудеса последнего времени». С тех пор книга доросла до пяти частей, последнее издание (известное мне) вышло во Владимире в 2007 году. Готовится шестая часть книги. Основное занятие батюшки Трифона в последние годы – реклама и распространение своего труда. Он разъезжает по стране, участвует во всевозможных православных выставках, где торгует своим творением.

Судя по книге, батюшка Трифон свят, хотя и не очень скромен. Рецензент книги, некий «кандидат филологических наук, доцент с. Морозов» утверждает, что «в ней нет никакого вымысла, обмана, ибо автор этой книги живёт строго по Божьим заповедям: «не обмани», «не укради» и т.д. Он постник, молитвенник, бессребреник» (с. 6). Правда, «бессребреник» не забывает собирать пожертвования со всей страны, якобы на издание книги, при этом беспокоится, чтобы деньги в письмах не посылали, а то «они не доходят» (с. 5). По свидетельству очевидца, в Дивеево паломников заманивают к нему домой, где предлагают купить книгу по «самой низкой цене», а потом оказывалось, что даже в Москве можно купить её в полтора раза дешевле…

А кто не верит в нестяжательность батюшки, для тех приводится в книге история «многогрешной Марии», которая посетила ярмарку, где о.Трифон продавал своё творение, и усомнилась в его святости:

«Это всё батюшка для рекламы говорит, – подумала я, – чтобы побольше продать книг».

К вечеру у меня начало болеть лицо, появилось какое-то жжение, а к ночи лицо всё распухло. Я промучилась всю ночь, а утром не узнала своего лица. Оно было всё опухшее и в страшных красных пятнах. И тут я вспомнила, что усомнилась в правде о книге старца Серафима.

Утром 22 декабря я пошла к о. Трифону, упала на колени и слезно просила его простить меня, маловерку, за мой грех.

— Я монах, – ответил мне о. Трифон, – я никогда никого не обманываю. Неужели ты думаешь, что я ради этих лишних рублей предстану перед Господом во лжи. Сегодня вечером помолись. Акафист преподобному Серафиму прочти, и я о тебе помолюсь. Завтра лицо у тебя будет чистое. Ещё прикладывай к лицу книгу «Житие старца Серафима».

Я выполнила это послушание и, действительно, на следующий день болезнь ушла, лицо моё очистилось, и опухоль спала.

Благодарю Тебя, Господи, за то, что ты просветил меня. Ведь мы зачастую всё меряем нашими скудными мирскими мерками и видим только то, что находится перед нашим носом, а вдаль и вглубь смотреть не умеем.» (с. 151).

К вопросу о «правдивости» отца Трифона мы ещё вернёмся, а про свою «святость» он регулярно напоминает устами почитателей:

«В храме (г. Туапсе – А.П.) исповедовал тогда иеромонах Трифон из Дивеева. Я неожиданно почувствовала такую благодать, как и в самом Дивееве или в храмах благодатных. Было легко, радостно и весело! (..) Господь послал нам сильного духом наставника, чтобы мы держались на плаву, ибо время наступает стремительно, помощи почти не найти…» (с. 178).

«Благодарна Господу нашему, что послал мне такого светлого человека – отца Трифона. От него и его книги исходит необыкновенная сила и вера в Господа Бога, помогающая нам, грешным, преодолевать свои пороки и исцеляться.» (с. 378).

Думается, несколько нескромно приводить подобные восторги о самом себе, но в случае с о. Трифоном всё иначе – ведь он напрямую общается с Божией Матерью, преподобным Серафимом, который являлся ему не раз (даже путешествовал с ним в машине), другими святыми. Ангел-Хранитель будит его на ночную молитву «неземными сигналами» и «шлепком ладони по ногам» (с. 156), а бесы воюют с аскетом:

«Однажды часа в 2 ночи я был сброшен с постели на деревянный пол, на котором не было даже коврика. Я поблагодарил Господа и за это искушение. Я (..) знал, что это проделки бесов, слуг сатаны, врага рода человеческого. Чем усерднее человек приближается к Богу, тем яростнее они злобствуют, нападают на него. Я сразу вспомнил аналогичный случай с преподобным Сергием Радонежским.» (с. 155-156). Итак, батюшка Трифон, как видно из его собственных слов, в своих подвигах достиг уже уровня преподобного Сергия… Такой же духовной высоты он требует и от прихожан, по свидетельству клирика Саранской епархии:

«Где-то до начала позапрошлого года о. Трифон наведывался в наш храм раз в полгода и так как служить не умеет в принципе, то шёл на исповедь. Случайно попавшие (или специально стремившиеся, соблазнённые седой бородой с внешним благолепием) к нему на исповедь бабушки получили от него в качестве епитимьи по 500 или 1000 земных поклонов, а потом ходили по всем окрестным батюшкам с просьбой снять с себя эту невыполнимую и тяжелую даже для молодого человека епитимью.» (проректор Саранского Духовного Училища игумен Силуан (Туманов)).

Также о. Трифон стоит вровень и с пророком Моисеем:

«В последние годы иногда слышу голос по утрам, который сообщает мне какую-нибудь важную информацию. Например:

— Такая-то (полностью называет фамилию, имя, отчество) покончила с собой.

И действительно такой факт имел место в Москве. Алкоголичку бесы завели в петлю. (с. 528-529)

(..) Иногда мне показывают Землю в дыму, в огне. Мир наш катится в пропасть.» (с. 530).

Интересно, для кого может быть «важна» информация о уже свершившемся факте самоубийства? Ответ ясен: только для бесов, которые, видя склонность иеромонаха Трифона к доверию «голосам», ввергают его в пагубную прелесть, духовное самомнение.

«Богословие» о. Трифона

Как уже говорилось, отец Трифон уверен в своём пророческом даре, поэтому книгу о чудесах он использует как рупор всех тех популярных еретических идей, которые гуляют в околоцерковном сознании. Сюда входят: борьба с глобализацией, точные данные об облике Антихриста с когтями «в перчатках», мировой компьютер «Зверь», 666, чипы, ИНН (если возьмёшь ИНН, то увидишь во сне беса, пляшущего со «злополучной бумагой» и восклицающего: «Ты наша, и крест твой теперь недействителен!» (с. 384-385)), «царь-искупитель» («Облик Николая II проявился именно на том месте, где обычно изображается Господь Саваоф, сидящий на престоле» (с. 180)), чин покаяния в Мытищах.

По инициативе Бернарда Вебера с помощью некоммерческой организацией New Open World Corporation начался проект по обновлению семи древних чудес света. С помощью опроса, через интернет и телефон более 100 миллионов человек отдали свои голоса, после чего был утверждён окончательный список новых семи чудес света. Результаты голосования были оглашены 7 июля 2007 года в Лиссабоне, Португалии.

Петра в Иордании

В 200 км к югу от иорданской столицы, глубоко в песчаных горах у долины Вади-Муса («Долина Моисея») запрятаны развалины древней Петры. Считается, что храмы и дворцы Петры были вырублены в скалах за 2000 лет до Рождества Христова древнеарабским кочевым племенем набатеев. Город строился около 500 лет и превратился в крупный торговый центр.

Петра располагалась на пересечении важных торговых путей между Красным и Средиземным морями. В Петре насчитывается более 800 достопримечательностей. Храмы и склепы, римские колоннады и амфитеатр на 3000 мест, дворцы вельмож, бани и каналы — всё это вытесано из камня.

Чичен-Ица в Мексике

Древний город майя — Чичен-Ица, расположенный в Мексике на севере полуострова Юкатан. Название древнего города Чичен-Ица переводится как «Колодец племени Ица». Город возник в VII веке н. э. как религиозный центр майя, а к X веку был захвачен тольтеками, пришедшими на Юкатан из центральной Мексики, и к XI веку стал столицей тольтекского царства. В 1178 году индейский правитель Хунак Кеель разгромил святилище майя, превратив его в жалкую груду развалин. Город пришёл в упадок и обезлюдел.

Статуя Христа-Искупителя в Бразилии

Гигантская статуя Христа-Искупителя, венчающая 710-метровую гору Корковадо, уже 80 лет по праву считается символом Рио-де-Жанейро и всей Бразилии в целом. Изваяние Христа с распростёртыми руками высится над 10-миллионным городом, словно благословляя и обнимая его. Статуя достигает 38 метров в высоту и весит 1145 тонн. У подножия монумента установлена смотровая площадка, с которой открываются изумительные виды на песчаные пляжи, огромную чашу стадиона «Маракана», залив Гуанабара и пик Сахарная голова, похожий по своим очертаниям на кусок сахара.

Римский Колизей в Италии

Колизей — один из самых монументальных памятников римской эпохи — является символом Италии в той же степени, как Эйфелева башня для Франции или Кремль для России. Амфитеатр был построен за 8 лет — строительство начал император Веспасиан в 72 году и завершил в 80 году его сын Тит. Стены Колизея воздвигнуты из крупных блоков травертина, скреплённых между собой стальными скобами общим весом примерно 300 тонн. Открытие Колизея ознаменовалось 100-дневными увеселительными мероприятиями. За это время в гладиаторских турнирах погибло несколько тысяч воинов и 5 тысяч хищных зверей, привезенных из Африки.

Великая китайская стена

Великая китайская стена представляет собой цепь оборонительных сооружений, протянувшихся через Северный Китай от Ляодунского залива Жёлтого моря до песков пустыни Гоби. Длина китайской стены по прямой, от края до края составляет 2450 км, а если учитывать все изгибы и ответвления, то, по разным оценкам, получается от 6000 до 8850 км. Строительство, начатое в 210 году до н.э., с небольшими перерывами продолжалось вплоть до конца правления династии Мин, то есть до 1640-х годов. Средняя высота стены достигала 7,8 метров, а её ширина позволяла маршировать в ряд пяти пехотинцам или скакать пяти конным всадникам в шеренге.

Мачу-Пикчу в Перу

Руины Мачу-Пикчу — «затерянного города инков» — скрыты в зарослях джунглей высоко в Перуанских Андах и с трёх сторон окружены бурной горной рекой Урубамба. Город построен как святилище в 1438 году девятым правителем Империи Инков — Пачакутеком Юпанки. Более 400 лет о существовании города ходили лишь легенды, и всего 100 лет назад (1911 год) оплот инков вновь «воскрес из небытия» благодаря американскому археологу Хайраму Бингему. Город процветал, на высоте 3000 метров его жители выращивали маис, картофель и другие овощи. Прямо в скалах инки вырубали террасы, засыпали их землёй из речной долины Урубамба и возводили массивные подпорные стены, защищавшие грядки от солнца, ветра и песчаных заносов. Около 1532 года обитатели Мачу-Пикчу по неизвестным причинам покинули город, оставив своим потомкам прекрасные архитектурные творения.

Тадж-Махал в Индии

В истории беломраморного шедевра тесно переплелись факты и легенды, но большинство историков сходятся во мнении, что усыпальницу построили в 1630-х гг. по приказу императора Великих Моголов — Шах-Джахана в память о безвременно скончавшейся супруге Мумтаз-Махал. 22 долгих года продолжалось строительство. В нём участвовали более 20000 человек, среди них строители со всей империи, мастера из Венеции, Персии, Средней Азии и арабского Востока. Сегодня беломраморный памятник великой любви, «жемчужина индийской архитектуры» является одной из важнейших достопримечательностей Индии. Величественный пятикупольный мавзолей с 4-мя минаретами по углам возвышается на 74-х-метровую высоту на беломраморной платформе и, отражаясь в неподвижных гладях искусственного водоёма, словно парит над землёй подобно сказочному миражу.

Издательский совет Русской Православной Церкви сформировал список «нежелательных книг», продажа которых через церковные торговые точки отныне запрещена
Уже набралось восемь книг, но их список может быть пополнен. По циркулирующим в православной среде слухам, таким способом церковное руководство усилило борьбу с «лжестарцами», которые могут увести от православного вероучения группирующихся вокруг них прихожан. Одна из запрещенных книг — «Чудеса последнего времени» дивеевского иеромонаха Трифона — издана в Нижегородской области. Интересно понять, понять, на чем основывается запрет на подобные произведения.
Собиратель чудес
Личность 83-летнего иеромонаха Трифона «широко известна в узких кругах». Он был собкором газеты «Русь Державная». Принял постриг и рукоположен в Саранской и Мордовской епархии, работал заведующим издательским отделом и ответственным секретарём газеты «Мордовия православная». Выход в свет «Чудес» помог ему приобрести известность как «летописца» многочисленных историй об исцелениях, видениях и других чудесах, которые он собирает более десяти лет.
— Чудеса начались в 1991 году, когда мощи преподобного Серафима перевезли к нам из Москвы, — говорит «летописец». — Эти случаи происходили возле мощей Серафима Саровского, у святых источников, в монастыре и храмах. Имея навыки журналистской работы, я записывал рассказы паломников на магнитофон, стремясь избегать непроверенных фактов. А когда перекладывал их в рукописный вариант, старался сохранить стиль изложения.
Отцу Трифону довелось на себе испытать чудодейственную силу дивеевской земли. Летом 1996 года сильно прихватило поясницу. Боль была такая, что он несколько дней еле передвигался. С трудом добрался до святого источника и окунулся. Через два дня водных процедур забыл о своих болях.
Как стать миллионером
Явления и образы, присутствующие в книге, давно завладели умами верующих. Это глобализация и приход Антихриста, мировой компьютер, «зверь» с числом 666, чипы, ИНН и царь-искупитель Николай II. Есть и всевозможные пророчества: «Будет голод и людоедство. А нас Господь не оставит. Мы из земли скатаем шарики, а Господь их сделает хлебом. Надо покупать оружие самообороны (через милицию) и жить общинами, есть свою, не кодированную, не отравленную пищу».
Книга уже выдержала более пяти изданий. В каждом из них есть фотографии и описания различных знамений: свечений, радуг, отражений, крестообразных атмосферных явлений и других световых эффектов. В книге приведено много случаев мироточения, кровоточения, слезоточения икон, фресок и книг. Герои книги воскресают, слышат откровения, посещают загробный мир, узнают судьбу абортированных детей, которые, грязные и печальные, живут в специальных бараках, беседуют на том свете о судьбах мира с Божьей Матерью и Христом. Они запросто общаются с ушедшими в мир иной. Например, подвозят на машине умершую девушку.
Правда, отцы Церкви всегда советовали с великой осторожностью относиться к подобным явлениям, чтобы не впасть в душевное обольщение подобными видениями. Кроме того, их любят использовать современные «фракции» в православии: «царебожники» и «распутинцы» — мол, у нас мироточит образ Распутина, а это доказательство его святости.
Но главная уникальность книги в том, что она, как уверяет ее автор, чудотворна. Он приводит множество «свидетельств» в подтверждение сего довода.
— У меня уйма телефонов людей, у которых книга мироточит, благоухает, кто исцелился после ее прочтения, — утверждает Трифон. — У одной москвички она кровоточит.
Многочисленные свидетели утверждают, что по прочтении книги исцелились от пьянства, книгу прикладывали к больным местам и выздоравливали. Боль проходит, даже если постоять около «стопки книг» на ярмарке.
А один из примеров напоминает строки из «Мастера и Маргариты»:
«Остановившись прямо посреди улицы, я подняла руки к небу и стала молиться, а в конце молитвы обратилась к Спасителю: «Господи Иисус Христос, сыне Божий, помилуй нас, грешных, пошли нам миллион рублей!». Не успела я договорить до конца последнее слово, как на меня посыпались с неба купюры. Ровно миллион рублей послал нам Господь».
Что благословил епископ
На православных интернет-порталах ярым оппонентом пожилого «кудесника» выступил священник Алексий Плужников:
— Основное занятие батюшки Трифона в последние годы: реклама и распространение своего труда. Он разъезжает по стране, участвует во всевозможных православных выставках, где торгует своим творением. Судя по книге, батюшка Трифон свят, хотя и не очень скромен. Рецензент книги, некий «кандидат филологических наук доцент С. Морозов» утверждает, что «в ней нет никакого вымысла, обмана, ибо автор этой книги живёт строго по Божьим заповедям: «не обмани», «не укради». Он постник, молитвенник, бессребреник». Правда, «бессребреник» не забывает собирать пожертвования со всей страны, якобы на издание книги, при этом беспокоится, чтобы деньги в письмах не посылали, а то «они не доходят». По свидетельству очевидца, в Дивеево паломников заманивают к нему домой, где предлагают купить книгу по «самой низкой цене», а потом оказывалось, что даже в Москве можно купить ее в полтора раза дешевле…
— Я монах, — опровергает отец Трифон, — я никогда никого не обманываю. Неужели ты думаешь, что я ради этих лишних рублей предстану перед Господом во лжи.
Есть вопрос и по поводу благословения издания книги Трифона епископом Саранским и Мордовским Варсонофием. Проректор Саранского духовного училища игумен Силуан (Туманов) на сайте Нижегородской духовной семинарии прокомментировал его так:
— Иеромонах Трифон получил благословение на издание книги обманным путем. В мои обязанности входит проверка всех рукописей перед публикацией их от имени епархии. Когда он принес первый вариант своей книги (довольно еще «безопасный», без ИНН) Владыке, тот отправил книгу мне. Я исправил около половины рукописи, но отец Трифон подал первоначальный вариант архиерею как исправленный. Так появилось благословение, без согласия архиерея перепечатываемое позже на всех изданиях.
Как-то я указал отцу Трифону на то, что никакого явления ангела на фотографии с Гроба Господня нет, а просто вспышка фотоаппарата залила светом литого ангела с подсвечника. Тот задумался, а во втором издании написал что-то вроде: «неверующие и сомневающиеся говорят, что фотография эта недействительна, но мы верим, что это чудо, и никто нас не разубедит. Никаких там подсвечников нет».
Тем не менее, почитателей отца Трифона меньше не становится.
— В храме исповедовал иеромонах Трифон из Дивеева. Я неожиданно почувствовала такую благодать, как и в самом Дивееве или в храмах благодатных. Было легко, радостно и весело! Господь послал нам сильного духом наставника, чтобы мы держались на плаву, ибо время наступает стремительно, помощи почти не найти, — говорит одна из них.
Отклики
Александр, кандидат богословия:
— Книга явно распаляет воображение и вводит в мечтательность, что опасно для духовной жизни.
Павел:
— В кликушах и пустосвятах на Руси-матушке никогда недостатка не было. Печально, что они научились издавать книги. Подобного рода «шедеврами» обычно полны православные выставки.
Марина:
— Можно сказать, что Господь и привел меня к Церкви через эту книгу. После прочтения я стала интересоваться и задумываться над смыслом своей жизни и постепенно начала читать и понимать Евангелие, закон Божий, житие святых.
Татьяна:
— Я с ним достаточно хорошо знакома. Обыкновенный шарлатан в рясе, прости меня Господи за осуждение. Он обыкновенный торгаш, более того, со своих «духовных чад» (где он только их находит) берет деньги на строительство своего дома, и те постепенно от него отходят.
Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии:
— Ни отец Трифон, ни его книги к Нижегородской епархии никакого отношения не имеют. Также не имеют отношения и к Саранской епархии. Он заштатный клирик, который имеет свое книжное предприятие. Благословения у него на эту деятельность нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *