Пролог
Людская очередь внутри храма изгибалась, образовав знак вопроса. Cначала это была просто очередь за свечами и просьбами о живых и умерших. И надо было обязательно иметь или купить крестики, ведь изгоняемые разрушающие нас сущности никуда не девались, а запросто могли выбрать вас в качестве нового места поселения. Крестики под сердцем и молитва «Отче наш» здесь необходимы для самого простого оберега и защиты.
Дорога к храму
Дорога к храму вела по Старо-Каширскому шоссе. Свернуть на него с новой трассы можно после городка Михнево. И искать указатель на Шугарово. Это оказался первый поворот налево после заброшенного поста ГАИ на третьей кольцевой бетонке, примерно в 11 км от Михнево и в 100 км от Москвы. В живописном Шугарове оказалось много солидных особняков и не замерзшая речка Каширка. Запомнился красивый дом и трактор у крыльца, припаркованный, как обычно паркуют легковушки. Но церкви там не было.
К нам в машину напросилась местная тетечка. Она и поведала, что батюшка Пантелеймон служит в двух местах. Одно из них чуть дальше – в маленькой часовенке, специально для местных старушек. И еще дальше – большая церковь. «А что, отец Пантелеймон действительно изгоняет бесов?» – осторожно поинтересовались мы. «Излечивает, конечно. Если бы нет, никто к нему и не приезжал бы», – ответила тетечка.
Дорога дальше пошла очень красивая, холмистая, мимо высоких сильных сосен. Проехали запертую часовенку у обочины. И вот, наконец, показался очень красивый особняк рядом с большим отреставрированным храмом красного кирпича. Вокруг стояли автомобили, среди которых было много иномарок с московскими и подмосковными номерами. Попадались и из соседних областей.
Приготовления
Люди тянулись ко входу озабоченные, хмурые. Группками, семьями; вели больных и калек. Всех одолевали собственные горести, и прихожане ждали избавления, облегчения как чуда.
Священник долго не выходил. Свечи передавали в толпе вперед связками, как хворост. Все стояли плотно, ждали. За алтарь все время кто-то входил и выходил. Двигались в толпе местные пацаны, похожие на беспризорников. Служительница в черном командным голосом все требовала освободить проход. Какой-то мужчина подносил своего совсем маленького мальчугана к иконам, и тот их все покорно перецеловал.
Наконец показался отец Пантелеймон. Мимо нас провели тяжело хрипящую толстую женщину с монголоидными чертами лица. Вели ее узбеки. Сначала мы подумали, что это родственники, но потом поняли – у них работа такая. В Москве они дворниками устраиваются, а тут обслуживают людей с религиозными припадками. Лица их были по-азиатски непроницаемы. Толстуха забилась у них в руках, заквокхтала. Где-то очень жалобно просил детский голос: «Мама, пусти меня, ну, пожалуйста, отпусти. Ну, я прошу, мама, зачем ты меня сюда привела…». Хотелось сразу бежать и освобождать ребенка от мамы. Но потом тот же голос вдруг начал грязно ругаться матом.
Одна бабка периодически выхаркивала «кусочки дьявола» в заранее приготовленный целлофановый пакетик. А молчаливые ловкие узбеки держали уже другую женщину. Она провисла у них на руках. Ее положили на пол. Батюшка задержался над ней. Он непрерывно читал молитвы и еще быстрее махал кадилом.
Вопли, вой и крики вокруг становились все громче. И все это начинало действовать: у кого-то текли слезы, кого-то била нервная дрожь. Одна девушка двигалась за священником как привязанная, а когда приближалась к нему, начинались плевки, дерганье и рычание: «Врешь, не возьмешь!». В толпе голосили, вопили, выли… Голоса звучали, как в лесу, когда поют птицы – то один вступал, то другой. Как будто бесы соблюдали некую очередность. Пацан местный, вроде бы из тех, кто шастал за алтарь, вдруг упал, закричал, забился на полу… В углу шептали: «Батюшку как-то девочка шести лет так ударила, когда из нее полезло, что он метра на три отскочил». Слышалась читающаяся за алтарем молитва: «…и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого…»
Сначала от всего увиденного разболелась голова, хотелось побыстрее убежать, как из палаты с заразными больными. Но постепенно стало чувствоваться некое высокое смятение. Люди явно менялись. Стали улыбаться, крестясь. У многих текли слезы. Толстуха вдруг очутилась рядом – у нее теперь было умиротворенное лицо, и дышала она совсем нормально.
В поисках отчитки
«Отец Герман пытается чистить разум, воздействуя на него через сознание, а отец Пантелеймон – через душу, пробуждая и наполняя позитивными силами развития души всю позитивную мощь самого человека. Вам обязательно надо съездить еще и в Лавру», – говорили нам.
Об отце Германе (в миру Чеснокове) много информации в Интернете. Считается, что именно ему дано право вести настоящую, «правильную» отчитку, на которую, кстати, должен давать разрешение православный чин не ниже епископа. Но слова молитвы, изгоняющей злых духов, придумали не отец Герман и отец Пантелеймон – чин отчитки получил широкое распространение в IV веке от Рождества Христова. «Я не изгоняю бесов. Я читаю молитву с просьбой, чтобы Бог помог», – говорит отец Герман, знаток Библии. И учит он мирян на ее примерах.
…В церковь св. пророка Иоанна Предтечи, что сразу справа от входа в Троице-Сергиеву Лавру, народу набивается еще больше, чем к отцу Пантелеймону. Атмосфера здесь более благостная, чем в церкви около Шугарова – это чувствуется даже несмотря на духоту от избытка народа. Ведь здешние места считаются самыми светлыми и намоленными в России. И сюда приезжают со всех ее концов.
К слову. С другой стороны от входа, где можно отведать недорогих монастырских харчей (треска в кляре – 18 руб., салат с оливками – 15, различные пирожки – 10 рублей) стали мы свидетелями прямо-таки сценки-притчи. Ходила там между трапезничающими старушка-нищенка. Кто-то ей давал деньги, кто-то нет. В общем, все как обычно. Но одна дамочка из тех, кто приехал сюда с чемоданами, с родными и фотографиями тех, кто приехать не смог, прямо-таки взвилась: «Вы нам мешаете… Мы приехали за тысячу километров, чтобы очиститься, а вы нам мешаете кушать!»
Действо №2
«Кто из вас некрещеный, пусть поднимет руку!» Нет таких. «На этой молитве надо быть с крестиками, у кого нет – подойдите к лавке, вам выдадут. И здесь все только для православных», – так начал Герман свою проповедь.
Для нас все это уже было привычно. Правда, здесь не строгая тетя, а семинарист из Лавры требовал освободить проход для архимандрита Германа. Врезалась в память бабуля с однобоким деревянным крестом в руке (кусок его где-то потерялся, наверное), истово раздающая поклоны, и девочка, зачем-то гасящая свечи, как только они догорят до половины. И еще – парень в очках, с бородкой и собранными в хвостик волосами, рассовывающий по карманам фотографии своих родных. «Я пытаюсь смотреть на этот мир и их глазами. И пишу записки о здравии и об умерших. Чтобы дать попасть им в царство Воскрешения. Пусть это и не по канонам. Я всех очищаю, даже умерших. Потому что они – мой Род. Если будут более чистые и светлые предки, усилится позитивная составляющая развития потомков. Усиливая их таким образом, я усиливаю себя», – так он нам объяснил.
Примерно 2,5 часа длилась проповедь о. Германа. «Все в грехе живем и всё на детей переходит, потому что родители не повенчаны», – говорил он с чувством, не сбиваясь, красиво, уверенно. Вещал о греховной природе болезней, о беззаконии, творимом всеми нами, об искушениях. И о демонах, сбивающих людей с праведного пути. Требовал соблюдения заповедей, порицал семейные ссоры, разводы, сектантство, увлечение мирскими хлопотами… Грехи расставлял в таком порядке: сначала гордыня, и уже потом убийство, пьянство. Говорил, что телевидение очень опасно, даже мультики запрещал смотреть. Порицал порнографию, разврат, чародейство, гипноз, кодирование… Уныние, зависть… И курение – «фимиам дьяволу».
Наконец, начался процесс отчитки; бесы вели себя попристойнее и потише, нежели в Шугарове. Непонятные звуки, охи и невразумительные выкрики присутствовали, но не доминировали. Одна тетя, около нас, трясла головой. Кто-то упал. И все. Эксцессов не было. Может быть, потому, что о. Герман сразу видит людей, имитирующих припадки, взвинчивающих себя (он сам об этом говорил). Хотя и у него, случается, исходящие сущности лаяли собаками, верещали, дергались и кричали…
Голос отца Германа гремел все сильнее. «Изыди, отойди Сатана… Изгоняем тебя именем Бога!». Иногда он замолкал, чтобы испить воды. Обходя людей, о. Герман помазывает каждого святым мирром из Иерусалима, делая знак креста на лбу. Человек при этом должен громко выкрикнуть свое имя. Потом все опускаются на колени. Священник начинает разбрызгивать во все стороны поверх голов святую воду. И вот кульминация: все встают, и отец Герман, обходя паству, еще бьет каждому по лицу мокрой кистью. «Изжени, Господи, всякого лукавого, нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце их!» – строго приказывает он бесам. И удаляется.
Зачем идут сюда люди?
Кто-то считает описанное выше панацеей от всех своих бед, некоторые просто ходят поглазеть на бесноватых. Подвергая себя при этом реальной опасности. Даже для «защищенных» батюшек отчитка чревата иногда тяжелыми последствиями, поскольку изгнанная дьявольщина может начать допекать самого изгоняющего. Не говоря уж о простых смертных, уже одолеваемых одним бесом – бесом праздного любопытства…
Конечно, какая-то часть ведущих себя «непотребно», скорее всего, обычные душевнобольные. Впрочем, термин «обычные», по-видимому, неприменим в данных обстоятельствах. Увидев отчитки, приходишь к выводу, что мироздание заселено более плотно, чем мы думаем. «Борьба за выживание» по Дарвину идет и в потустороннем мире, и все, что есть здесь, есть и там. Если тебя можно «занять» – тебя «займут»; если ты защищен – найдут другого. Говорят, на самых праведных слетается больше всякой нечисти. Это как с красавицами – на них пробуют силы самые отъявленные и многоопытные ловеласы.
В общем – чистите не только зубы, но и душу, господа и дамы. Хуже точно от этого не будет.
И.ТИМОФЕЕВ, С.БАБКИН | 03:36, 19 янв 2005
настоятель Храма свт.Феодосия Черниговского протоиерей Александр Билокур
на вопрос
Здравствуйте, батюшка! Можно ли читать книгу иеромонаха Пантелеимона (Ледина) «Козни бесовские»? спасибо! (Ольга, 31.03.2013 13:32)
так ответил
Здравствуйте, Ольга!
Упоминаемая Вами брошюра с православной точки зрения не является душеполезной, т.к. провоцирует в человеке грех «бесобоязни». Духовная незрелость автора заметна уже из самого оглавления. Например, глава «О пользе отчитки» противоречит мнению священноначалия нашей Церкви, не благословляющему этот чин совершать. И если вычитки в наше время где-то проходят, то они совершаются самовольно и с нарушением канонических правил. Также в главе — «Что любят бесы и чего бояться», которая основывается на словах и фразах, якобы произнесенных бесами, православный читатель вводится в заблуждение, что бесу можно доверять и свои знания основывать на полученной от нечистых духов информации. Хотя Иисус Христос называет дьявола «лжецом» и «отцом всякой лжи» (Ин. 8, 44).
Эта книжица была популярна около 20-ти лет назад, когда люди после снятия всех запретов, наряду с поиском Бога истины и спасения, начали увлекаться различными видами оккультизма, как отечественного, так и заморского «пошива». Тогда на экранах ТВ «хозяйничали» А. Кашпировский, А. Чумак, Джуна и другие «бесогоны». Народ, даже церковный, повально начал увлекаться «бесоманией». Не зная слов Евангелия, Апостольских Посланий и трудов святых отцов среди православных можно было слышать: «А бесы сказали то-то и то-то…», «Бес заявил следующее…», «А нечистый дух, через бесноватую, говорил что ему направится, и чего он боится…».
12 3 4 5 6 7 …25
Иеромонах Пантелеимон (Ледин)
КОЗНИ БЕСОВСКИЕ
Упорное неверие в злых духов — есть настоящее беснование, потому что идет наперекор истине, наперекор откровению Божию. Господь пришел на землю именно для того, чтобы разрушить дела диавола и спасти от насилия его человека. Если нет диавола, то нет христианства, тогда пришествие в мир Сына Божия было бы не нужно. Но это нелепо. И опыт каждого из нас, и здравый смысл, история жизни святых и история всех народов удостоверяют нас в бытии злых духов… Я видел и настоящих бесноватых, в которых вселились бесы, по неисповедимым судьбам Божиим, и производили в них умственное помешательство, произносили через них страшные хулы и сквернословия; видел, как ужасно бросали они одного несчастного из угла в угол как нудили его лезть на стену и пр. Таковых, думаю вместе с Апостолом, Бог предал сатане на измождение плоти, да дух спасется (1 Кор. 5:5).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
От издателя
Предлагаемая вашему вниманию книга посвящена острейшей проблеме современности — стремительному росту среди людей духовных заболеваний. Её автор, иеромонах Пантелеимон (Ледин), имеет немалый опыт экзорцизма или, как чаще всего принято говорить, отчитки — изгнания злых духов из людей, или одержимых.
Отношение в нашей Церкви к практике отчитки, как известно, не однозначное. Некоторые считают, что экзорцизм — удел избранных, требующий особого дара. Другие — в том числе о. Пантелеимон, сам, безусловно, обладающий удивительной способностью распознавать в людях духовную повреждённость, — придерживаются прямо противоположного взгляда. Отчитывать, полагают они, может и должен каждый священник. Особенно в наше время, когда здоровье духовное (а соответственно, и физическое) становится едва ли не музейной редкостью.
Впрочем, автор взялся за перо не ради того, чтобы отстоять своё мнение. Не будем и мы уклоняться от темы, вдаваясь в непомерное исследование проблем, связанных с отчиткой. Напомним лишь небезынтересные в этой связи слова преподобного Амвросия Оптинского, который говорил, что отчитывать бесноватых может каждый, имеющий произволение плюс добрую жизнь.
И пусть читатель не смущается обилием содержащихся в книге материалов, связанных с практикой отчитки. Это не призыв увидеть в экзорцизме лекарство от всех бед. Отчитка — не панацея. Именно эту мысль последовательно проводит иеромонах Пантелеимон. Если человек не пересмотрит свою жизнь по заповедям Божиим, не воцерковится, не начнёт регулярно прибегать к святым таинствам исповеди и причастия, соблюдать посты — надежды на исцеление у него нет. Точно так же, как и нет гарантии сохранить здоровье, если он ещё им обладает.
Да, вот этот призыв — очнуться от губительной спячки, прийти в разум — действительно звучит с каждой страницы книги. Очнуться и увидеть в истинном свете себя и окружающий мир, обнаружить, наконец, что исконный враг рода человеческого, диавол, в отличие от нас не только не спит, а и не дремлет. И всю свою неимоверную силу (вспомним, как сказано у преподобного Силуана Афонского: малейший из них мог бы, если бы попустил Господь, усилием одного своего когтя перевернуть земной шар), весь свой изощрённейший ум направляет на одно: чтобы погубить нас. А мы — зачастую не имеющие даже элементарных знаний о духовном мире, лишённые покрова благодати — становимся его лёгкой добычей. «Ибо незнание наше, или стыдливое замалчивание, или даже отрицание бытия этой страшной силы делает нас перед ней совершенно безоружными, и она может вести нас, как овец на заклание, на погибель”. Так говорит известный проповедник нашей Церкви, старец Псково-Печерского монастыря о.Иоанн Крестьянкин.
Хочется надеяться, что предпринятое издание многим откроет глаза на происходящее, даст ориентиры, вооружит необходимыми знаниями и главное — направит ко спасению.
ЗНАКОМСТВО С БАТЮШКОЙ
Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
Ин. 14:21
Уверовавших же будут сопровождать сии знамения именем Моим будут изгонять бесов…
Мк. 16:17
Лет двадцать тому назад в раздумье шел я по территории Псковского Кремля после службы в Троицком соборе: не было у меня серьёзного наставника — духовного отца. Священники, и даже опытные, не могли ответить на все вопросы, которые вставали передо мною, недавно пришедшим к Богу взрослым человеком, в «ветхой” жизни успевшим немало натворить. Охваченный невеселыми мыслями, нагнал я матушку Александру, мать одного местного священника.
— Не желаешь ли поехать со мной завтра в N? — спросила она. — Там по четвергам проходит служба по болящим.
— А я-то причем?
— Очень полезно побывать, многое поймешь.
— А мешать я не буду?
— Что ты, — ответила старушка. — Напротив. Может, даже чем-нибудь поможешь. И батюшка там очень хороший. Поедешь?
В назначенный час мы встретились, и полупустой автобус привёз нас в маленький городок с изумительными окрестностями. Недалеко от остановки — небольшой храм в честь Пресвятая Богородицы. Служба должна была проходить в уютном низеньком приделе с множеством икон, которые покрывали все стены до потолка. Батюшка, склонившись над аналоем, исповедывал. И вдруг, едва мы вошли, резкий мужской голос проговорил на весь храм:
— Старая болтунья, будешь болтаться за язык подвешенная в аду!
Голос исходил — не подберу более точного слова — из старой женщины, которая стояла у самой солеи, схватившись за решётку руками. Она не оборачивалась и не могла видеть, кто входит в храм.
Священник пытливо взглянул на матушку Александру. Та, рухнув на колени и истово крестясь, забормотала: «Господи прости. Господи прости…” Оказывается, дорогой она кого-то осудила, и бесы тут же продемонстрировали свою осведомлённость и «принципиальность”.
Очень много впечатлений было у меня в тот день! Впервые я присутствовал в храме на службе по болящим. Их собралось человек сорок, но, видимо из-за множества раздававшихся со всех сторон голосов, казалось, что больше. Я был потрясён всем происходящим. С клироса то и дело вещал бес-пророк, как сам он себя величал, постоянно напоминая: «Я — бес-пророк, прорицатель!” Говорил он через приятную на вид средних лет женщину. Когда она пела, то ничем не отличалась от других, но вот начиналась исповедь или проповедь, и бес тут же принимался за дело, громко изрекая предсказания о будущем, угрожая батюшке:
Священник Пантелеймон Самаа (см. иллюст. № 1) служил в первой четверти XX века в деревянной церкви Воскресения Христова в селе Ачандара (Гудаутский район Абхазии). Церковь была построена в 1869 г. и входила в состав Абхазской (с 1885 года Сухумской) Епархии Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви.
В Ачандарской церкви П. Самаа стал служить в качестве священника с 1908 г. и до ее закрытия в Советское время. В Архиве Министерства Юстиции Республики Абхазия сохранились метрические книги Ачандарского прихода и за 1908-1916 гг., где о. Пантелеимон внес своей рукой записи о совершенных им таинствах крещения, бракосочетания и погребения (см. иллюст. № 2).
Священник П. Самаа был и членом Сухумского Епархиального Церковного Братства Святого Александра Невского. Он также являлся помощником Миссионера против мусульман Гудаутского и Гумистинского участка Сухумского округа.
11 мая 1912 г. он принимал участие в собрании духовенства Первого Сухумского округа Сухумской Епархии, проходившем в Гудауте в здании Гудаутской второклассной школы. Собрание возглавил Епископ Сухумский Андрей (1911-1913). На этом собрании говорилось и о настоятельной необходимости строительства, по возможности, новых церквей и восстановлении разрушенных храмов в селах Ачандара, Отхара, Джирхва и др. На Собрании епископ Андрей попросил священника И. Бондаренко и священника П. Самаа позаботиться и оказать возможное содействие в строительстве часовни в селе Аацы, используя для этого оставшийся лес от Ачандарского храма. Таким образом, обновление деревянной церкви Воскресения Христова в с. Ачандара произошло в 1912 г. при священнике П. Самаа. Ачандарская церковь была разрушена в Советское время.
Отец Пантелеймон происходил из редкой абхазской фамилии Самаа (измененная форма – Самава; сам о. Пантелеимон в метрических книгах всегда подписывался как Самаа). В наше время осталось несколько дворов в Абхазии, все они прямые потомки священника П. Самаа (см. иллюст. № 3). Несколько семей по фамилии Самаа проживают и на территории современной Турции. Они считают себя выходцами из Цабала (см. иллюст. № 4). Его отца при крещении звали Симоном. У священника П. Самаа был и родной брат, по имени Хусин, который переехал жить в соседнее село Куланрхуа (аҳабла Ҭасраҟәа).
Отец Пантелеймон был женат на Анастасии Мыкуба (см. иллюст. № 5). У них было семеро детей: Катушьа, Дария, Катерина, Тамара, Вера, Константин (Костя) и Михаил. Из детей в брак вступили только Тамара и Константин. По словам уроженца с. Ачандара Тимура Владимировича Ахба, Катушьа и Катерина (см. иллюст. № 6) ходили в строгих одеяниях, а Михаил с длинными волосами (хотя на сохранившейся фотографии Михаила, он без длинных волос, см. иллюст. № 7). Возможно, что их невступление в брак было осознанным шагом, связанным с монашескими обетами. Константин (см. иллюст. № 8) имел двоих детей, сына и дочь. Сын Вова, 1948 года рождения, т.е. внук священника П. Самаа, женился на Людмиле Псардия. У них пятеро детей. В 1982 г. Вова погиб в несчастном случае, его убило электричеством. После этого случая Людмила передала все иконы, церковную утварь и книги, которые оставались от священника П. Самаа, в церковь Покрова Богородицы в городе Гудаута, лично в руки священнику Леонтию Жвания. Наперсный крест о. Пантелеймона забрала дочь Тамары Самаа – Минора. Некоторые церковные и личные вещи священника П. Самаа (напрестольное Евангелие, фотографии и др.) в 1995 г. были переданы иерею Виссариону Аплиаа. В фондах Абхазского Государственного Музея (АБМ 84-7315, П. № 4) сохранилась и визитная карточка о. Пантелеимона со следующей надписью: «Священник Пантелеимон Симонов Самаа Ачандарского прихода. Помощник Миссионера против мусульман Гудаутского и Гумистинского участка Сухумского округа» (см. иллюст. № 9).
В центре села Ачандара, напротив горы Дыдрыпшь-Ныха, до сегодняшнего дня сохранился и небольшой одноэтажный дом с верандой, в котором в свое время жил священник П. Самаа со своей семей (см. иллюст. № 10). Там же находится и его могила (см. иллюст. № 11). В наше время в этом доме проживает Людмила Псардия (см. иллюст. № 12), вдова Вовы Самаа, внука священника П. Самаа. В углу зальной комнаты дома висят две дореволюционные иконы, принадлежавшие о. Пантелеймону (см. иллюст. № 13). Одна маленькая бумажная икона с изображением Спасителя, которая также принадлежала священнику Самаа, хранится в доме старшего сына Людмилы в г. Гудаута (см. иллюст. № 14). Сохранились и несколько фотографий священника П. Самаа (см. иллюст. № 1, 15).
Священнику П. Самаа принадлежала и большая заслуга в области образовательной деятельности в Ачандарской дореволюционной церковно-приходской школе. По словам Тимура Владимировича Ахба и Людмилы Псардия, в советское время к о. Пантелеимону, который уже не мог выполнять своих священнических обязанностей, часто обращались жители села за помощью в составлении различных письменных документов.
Совет Священной Митрополии Абхазии на своем заседании от 16 сентября 2014 г. принял решение, с целью увековечения памяти священника Пантелеимона Самаа, установить над его могилой в с. Ачандара мраморный крест с эпиграфической надписью.
БИБЛИОГРАФИЯ: Метрические книги Ачандарской Воскресенской церкви Сухумской Епархии, за 1908-1916 гг. Архив Министерства Юстиции Республики Абхазия; Сотрудник Закавказской Миссии, 14 (1912), с. 215-221; Отчет Совета Сухумского Епархиального Церковного Братства Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского (за 1911-1912 братский год). Сухум, 1912. – С. 27; Абхазия — не Грузия. Москва, 1907. – С. 35; Чурсин Г. Ф. Материалы по этнографии Абхазии. Сухум, 1957. – С. 39.
АВТОР СТАТЬИ: Доктор богословия, архимандрит Дорофей (Дбар).
Cм. также:
Ставленнические грамоты священнослужителей (1908, 1943 гг.) — Аnyha.org
Иллюстрация № 1: Священник Пантелеймон Самаа. Фотопортрет. Хранится в родовом доме в с. Ачандара.Иллюстрация № 2: Прямые потомки священника Пантелеймона Самаа. Гудаута, 13 сентября 2014 г. Фотография архим. Дорофея (Дбар).Иллюстрация № 3: Представительница фамилии Самаа, проживающей в Турции. Гудаута, 13 сентября 2014 г. Фотография архим. Дорофея (Дбар).
Иллюстрация № 4: Пресвитера (попадья) Анастасия Мукба, супруга священника Пантелеймона Самаа. Фотопортрет. Хранится в родовом доме в с. Ачандара.Иллюстрация № 5: Катерина Самаа, дочь священника Пантелеймона Самаа. Фо-топортрет. Хранится в родовом доме в с. Ачандара.Иллюстрация № 6: Михаил Самаа, сын священника Пантелеймона Самаа. Фото-портрет. Хранится в родовом доме в с. Ачандара.
Иллюстрация № 7: Константин (Костя) Самаа, сын священника Пантелеймона Самаа. Фотопортрет. Хранится в родовом доме в с. Ачандара.Иллюстрация № 8: Дом священника Пантелеймона Самаа в с. Ачандара. 12 сен-тября 2014 г. Фотография архим. Дорофея (Дбар). Иллюстрация № 9: Могила священника Пантелеймона Самаа в с. Ачандара. 12 сентября 2014 г. Фотография архим. Дорофея (Дбар).
Иллюстрация № 10: Людмила Псардия, вдова Вовы Самаа, внука священника Пантелеймона Самаа. Ачандара, 12 сентября 2014 г. Фотография архим. Дорофея (Дбар). Иллюстрация № 11: Две дореволюционные иконы, сохранившиеся в доме свя-щенника Пантелеймона Самаа в с. Ачандара. Фотография архим. Дорофея (Дбар). 12 сен-тября 2014 г. Иллюстрация № 12: Бумажная икона Спасителя, принадлежавшая священнику Пантелеймону Самаа. Фотография архим. Дорофея (Дбар). Гудаута, 13 сентября 2014 г.
Иллюстрация № 13: Фотография священника Пантелеймона Самаа в полный рост. Хранится в семье правнука свящ. П. Самаа в г. Гудаута.