На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.
Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, учителя-логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам. Над этими работами трудились такие авторы как М.А.Поваляева, М.И.Чистякова, Е.А.Пожиленко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.
По мнению В.М.Акименко, любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.
· Логопедический массаж.
· Массаж языка.
· Аурикулотерапия – лечебное воздействие на точки ушной раковины.
В коррекционной педагогике получили широкое распространение нетрадиционные методы коррекционного воздействия: фито, арома, хромо и др. виды терапий.
Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. К этим методам относят и пескотерапия (sand-play) — игра с песком как способ развития ребенка.
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит. Но именно это простое действие хранит уникальную тайну — нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка — возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.
Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.
Как проводится «терапия” песком?
· Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки в чистый речной песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, т.е. делать самомассаж. Следует обучать детей проговаривать свои ощущения:
«Мне нравится погружать руки в этот песок”; «Я чувствую тепло песка”; «Я чувствую крупинки, они покалывают мои ладони. Мне приятно”.
· Проводятся упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы «ходят гулять” по песку, прыгают, выполняют зигзагообразные движения, играют «на пианино”.
Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней или следов от ботинок. Нравится им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) и величину (большой, маленький, средний).
· Кроме того, песок можно раскладывать в пакеты, взвешивать, «продавать”, перевозить, лепить из него «угощения” и т.д.
· С удовольствием дошкольники играют в «сыщиков” (находят глубоко спрятанную в песок игрушку), в строительство ходов, лабиринтов, колодцев.
· «Песочная терапия” — это и возможность обучения детей предметному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, шишек, камушков и т.п.) они сооружают реки, долины, горы, озера, дороги, туннели, мосты. Вдоль дорог возводят строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща.
· На песке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (пальцем, палочкой). Это вызывает гораздо больший интерес, чем письмо на бумаге.
Таким образом, «песочная терапия” позволяет:
• стабилизировать психоэмоциональное состояние;
• совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
• стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;
• развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), пространственную ориентацию;
• стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;
• разнообразить способы сотрудничества.
Не менее эффективна «терапия глиной”.
Археологи находят глиняных зверушек в тысячелетних пластах на всех континентах и объясняют, что древний человек, создавая из глины зверей, рыб и птиц, видел глубокую связь между ними и реальными животными.
Глина была первым материалом для изготовления посуды, из нее строили жилища — глинобитные дома, делали кирпичи, из которых клали стены и печи. Глина несла тепло и уют.
Все то полезное, что дают игры с песком, можно с уверенностью отнести и к играм с глиной, которую не заменит самый дорогой пластилин. Рука, входящая с соприкосновение с песком и глиной, получает знания и опыт — основу мышления.
Глина оказалась и отличным математическим материалом: можно скатать колбаску и разделить на равные части; можно лепить цифры, геометрические фигуры (и при желании изменять их форму).
Конечно, работа с глиной требует особых приспособлений, клеенчатых фартуков для детей, дополнительных хлопот по уборке, но результат от приобретенных умений, от жажды творить и быть «скульптором” окупает все затраты.
Рука ребенка, соприкасающаяся с водой, также развивает и гармонизирует работу его мозга. В педагогике известно более сотни упражнений: от массажа рук в воде до опытов, связанных с различными агрегатными состояниями воды: жидкостью, паром, льдом.
«Песочная терапия» или работа с песком в игровой форме, использовались М.Монтессори, основателем аналитической психотерапии К.Юнгом, английским педиатром М.Ловенфельд и другими известными психологами и педагогами. Учёные считают, что песок снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом активно развивает фантазию, отлично влияет на эмоциональное состояние детей и взрослых. Таким образом, игра в песке — прекрасный способ саморазвития.
Игры с песком позволяют:
- Стабилизировать психоэмоциональное состояние
- Совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику
- Стимулировать развитие сенсорики и чувствительности
- Развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию
- Стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор
Песочница — это прекрасная развивающая среда для ребёнка. Она даёт неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями — удивлением, волнением и радостью.
Итак, как оборудовать песочницу?
Все дети любят проводить время на свежем воздухе и в определённом возрасте заниматься строительством из песка красивых замков, пирамид и куличиков. Песочницы удивляют своей функциональностью, а также продуманностью до самых мельчайших деталей. Наличие козырьков, навесов, бортиков обеспечивает комфортное пребывание ребёнка на улице при любой погоде.
Содержание
Песочница «Пиратская лодка»
Для производства песочниц используют натуральную древесину и высококачественный пластик, которые отличаются долговечностью, надёжностью, а также не нагреваются на солнце. Проведённое время за игрой в песочнице развивает у детишек фантазию и воображение, тактильные навыки, логическое и пространственное мышление.
Совок или лопатка — незаменимы для детской игры в песочнице. С их помощью можно выкопать большую яму или ров для воды, и построить замок на песке.
wbkids_carousel
Ведёрки для песка и воды. Яркий рисунка и интересный дизайн привлечёт внимание любого ребёнка. В большом ведёрке можно переносить игрушки, маленькие ведёрки-формочки прекрасно подойдут для создания куличиков. А ещё в них весело носить воду к песочному замку!
wbkids_carousel1
Яркие грабельки и сито, прекрасно подойдут для игры с песком. Они способствует развитию тактильных ощущений, мелкой и крупной моторики рук ребёнка, фантазии, а также его двигательной активности.С помощью сита ребёнок сможет просеивать песок и очищать его от посторонних предметов, таких как мелкие камешки или ракушки. Из чистого, просеянного песка, легко и просто лепить разнообразные фигуры и постройки.
Многофункциональная, уникальная игрушка для песка 4 в 1, с которой строить из песка весело и просто. Используйте лопатку, чтобы рыть ямы и строить фундаменты. Затем используйте сито, чтобы отделить чистый песок от ракушек и камушков. А можно использовать грабли — пусть дети создают дополнительные узоры! Полую ручку можно даже использовать как воронку для воды, чтобы завершить строительство крутого песчаного замка при помощи песочного искусства.
Ваш малыш уже освоил грабли, сито и ведёрко, тогда пора переходить к более интересным вещам, например лейки. Своими необычными формами они непременно привлекут внимание всех окружающих: и детишек, и взрослых. Обязательно возьмите с собой лейку на пляж или поливайте цветы дома!
wbkids_carousel2
Формочки — обязательный атрибут для игры в песочнице. Из мокрого песка можно слепить куличики в виде транспорта, морских обитателей, животного мира, насекомых и даже динозавров или «испечь» пирожные.
wbkids_carousel3
Формочки для пирамид из песка — это игрушка из трёх частей, идея которой взята у профессиональных скульпторов из песка. Её вставляемые друг в друга малая, средняя и большая части позволяют ребёнку стать настоящим экспертом, создавая устойчивые строения, которые не рассыплются в считанные минуты. Нет необходимости в нескольких ведёрках… просто заполните, надавите и поднимите. Вот и готова многоэтажная башня!
Мельницы можно использовать как для игры с песком, так и для игр с водой. Резервуар заполняется водой или песком, попадает на крутящиеся детали игрушки, тем самым приводя механизм в действие, а ребёнка в восторг. Мельница — это уникальная игрушка, способная надолго заворожить малышей своим механизмом.
wbkids_carousel4
Замок для песочницы — отличная идея для игры в песочнице или на пляже. Детали из яркого и безопасного для здоровья ребенка пластика, легко собираются в форму-кольцо с кирпичной кладкой на стенах и зубцами крепостной стены сверху. Построить большую и красивую крепость из песка, теперь под силу даже малышу! Строя и разрушая, а затем, снова воссоздавая сказочные замки, ребёнок гармонизирует своё внутреннее состояние.Чтобы малютки не скучали, а детские забавы были по-настоящему увлекательными и развивающими, можно подобрать песочный набор. Наборы для песка различаются по числу предметов и их назначению. Интересные игровые наборы для песочницы помогут ребёнку придумывать увлекательные сюжеты для игры.
wbkids_carousel5
Все вышеперечисленные атрибуты песочных игр можно носить перевозить с помощью большого грузовика. Особенно малыши радуются, когда в их коллекции машинок появляется самосвал. Поднимающийся кузов приводит их в восторг. Грузовик самосвал подойдёт для самых маленьких первооткрывателей песочниц. Развивает ловкость и координацию, игровые навыки. Знакомит со свойствами движущегося предмета. Способствует развитию познавательной активности.
wbkids_carousel6
Дети обожают играть с песком, особенно представляя себе, что они работают со строительной техникой. Экскаватор, бетономешалка и трактор, не только понравятся малышам своим ярким и красочным дизайном, но и разовьют координацию движений и крупную моторику рук.
wbkids_carousel7
А как вам такой огромный трактор? Он оборудован фронтальным отвалом, удобным в использовании копательным ковшом сзади, а также прицепом. Для тех, кто хочет руководить стройкой!
Каждый родитель знает, как важно, чтобы песок был чистым. Чехол позволяет всегда содержать в чистоте песочницу малыша. Причём, даже нет необходимости постоянно прятать игрушки, достаточно, просто накрыть защитным чехлом песочницу, и в таком же виде открыть её при следующей игре. Плотная тентовая ткань надёжно защитит песок от мусора, а яркая расцветка, станет настоящим украшением детской площадки.
Играя в песочнице, ребёнок получает первый опыт общения со своими сверстниками. Не стоит забывать и о правилах поведения в песочнице:
- Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы
- Нельзя бросать песок в других или брать его в рот
- После игры надо убрать все игрушки на свои места
- Закрыть песочницу защитным чехлом
- После игры в песке надо обязательно помыть ручки
Игры с песком не только развивают мышление и моторику, но и способствуют развитию речи вашего малыша.
Знакомьте ребёнка с окружающим миром!
Игры с песком — одна из форм естественной деятельности ребенка. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Свойства песка несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать человека. Песок как бы «заземляет» негативную энергию. Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим — успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей. Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти. Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. На песочном полигоне можно дать волю своей буйной фантазии. Сколько всего можно вылепить из влажного песка: фигурные куличики, домики, гаражи, дворцы, города, скульптуры. Сложность песочной конструкции возрастает с мастерством юного архитектора. В этой статье мы расскажем вам о некоторых играх с песком для детей.
Малышам интересно просто разравнивать песок ручками и потом рисовать на нем разные загогулины.
Говоря об играх с песком, в первую очередь, вспоминаешь о лепке куличиков. Маленьким детям одинаково нравится как лепить куличи, так и ломать их.
Как мальчики так и девочки любят печь из песка «пирожки». Украсить «песочную выпечку» можно цветами, ягодами и мелкими камушками.
Для игр с песком вместо покупных формочек можно использовать пластиковые стаканчики, контейнеры из-под яиц и др. бросовый материал.
А еще можно сделать вот такие интересные приспособления для игр с песком.
— «расчески» для песка из пластиковых лотков
— «разравниватель» для песка (из деревянной дощечки и дверной ручки)
Интересно закапывать разные части тела в песок, а потом откапывать их.
Как мальчики, так и девочки любят играть с машинками в песочнице. Делать дороги, туннели, пересыпать песок ковшом игрушечного экскаватора.
Увлекательное занятие — создавать целые игрушечные города в песочнице. Для игр с песком можно использовать как бросовый, так и природный материал.
А можно сделать даже целый остров в океане.
Интересная игра с песком — закапывать в него различные «сокровища», а потом их искать и откапывать.
Чтобы сделать такие игры с песком более развивающими, закапайте в песок буквы или цифры. Ребенок находит буковки и называет их.
Еще одна оригинальная идея — сделать отпечатки игрушечных динозавров на соленом тесте. После чего можно играть в палеонтологов, откапывая их из песка при помощи кисточки.
Прямо в песочнице или на пляже можно сделать почти как настоящий вулкан. Для этой забавы вам понадобятся: пустая пластиковая бутылка, сода, уксус, пищевой краситель красного цвета и любое моющее средство. Сделайте из песка гору, внутрь вставьте пластиковую бутылку. Насыпьте в нее соду, добавьте немного красителя и моющего средства. Осталось аккуратно влить уксус и наблюдать извержение вулкана.
Несколько полезных идей как можно оформить песочницу на даче или в детском саду. На трех фото ниже над песочницами натянута парусиновая ткань для защиты от солнца.
А здесь песочницу сделали из старой лодки. Такая необычная песочница предоставляет дополнительные возможности для детских игр.
Дома можно тоже организовать много интересных и полезных игр с песком. Например, рисовать песком на стекле. Для этого вам надо будет купить или сделать своими руками специальный световой стол для рисования песком. Подробнее
Подготовить руку к письму можно при помощи такого упражнения. Насыпьте на поднос ровным слоем чистый песок. Отдельно подготовьте карточки с узорами или буквами (цифрами), которые ребенок должен будет повторить. Рисовать надо пальчиком на песке. Если что-то получилось не так, как надо, достаточно потрясти поднос, чтобы ошибка исчезла. Это обстоятельство снимает у ребенка страх перед возможными неудачами.
Еще для домашних игр с песком можно сделать т.н. «лунный песок». Он очень приятный на ощупь, прекрасно держит форму, но при этом не прилипает к рукам. Чтобы сделать «лунный песок» надо смешать вместе:
— 4 чашки мелкого (просеянного) песка
— 2 чашки крахмала или кукурузной муки
— 1 чашку воды
Наталья Герасименко
Игры с песком
Игра – ведущая роль деятельности ребенка, посредством которой он органично развивается.
Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка, которая способствует развитию ребенка во всех аспектах. Они способствуют развитию тактильно-кинетической чувствительности, мелкой моторики рук, позволяет успешно развивать психические познавательные процессы, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.
В процессе игры и экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность,найти ответ на множество вопросов: «Почему? Зачем? Как? Что будет если?». При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Цель: Сформировать исследовательский интерес детей второй младшей группы с помощью моделирования различных форм из мокрого песка.
Задачи:
1 – изучение правил поведения при игре с песком
2 – формирование представлений детей о свойствах сухого и влажного песка;
3 – Развитие творческих способностей и фантазии детей, с помощью самостоятельной деятельности ребят;
4 – воспитание положительного отношения к своей работе и работе своих товарищей;
5 – создание мини –музея, в результате совместной деятельности детей и воспитателей.
В результате данного проекта мы предполагаем, сформировать исследовательский и познавательный интерес детей второй младшей группы, и положительную эмоциональную среду в детском коллективе в ходе экспериментирования с песком.
Основными методами проекта являются:
1) Метод стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности, используемый для формирования у детей интереса к учению (создание ситуации занимательности, ситуации успеха, использование познавательных игр).
2) Метод организации учебно-познавательной деятельности (метод словесной передачи и слухового восприятия, наглядной передачи и зрительного восприятия, практической передачи и тактильного восприятия, метод степени творческой самостоятельности)
Участниками проекта являются дети 3-4 лет, второй младшей группы и воспитатели. Для эффективности реализации проекта рекомендуются группы из 4-5 человек. Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков. То есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.
Реализация проекта рассчитана на 5 дней.
Очень важно, до начала занятий, детей познакомить с правилами поведения во время игр с песком:
• нельзя намеренно мешать своим товарищам и разрушать их работы;
• нельзя бросать песок на других детей;
• после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.
Игры с песком. Эти игры также имеют положительное значение для развития психики ребенка,установления психологического комфорта:
• при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;
• развитие мелкой моторики влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти;
Ход образовательной деятельности.
Занятие№1
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас очень интересное занятие, а на какую тему, вы узнаете сами,если отгадаете загадку:
«Он жёлтый и сыпучий
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
Целый день в него играть».
Что это?
Дети: Песок
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужен песок?
Дети: Для игр, посыпать дорожки зимой.
Воспитатель: Совершенно верно, ещё песок используют при строительстве дорог, зданий, при производстве посуды, стекла, в песочных часах. Где можно встретить песок?
Дети: В песочнице, на стройке, у речки, у моря.
Воспитатель: Песок бывает морской и речной (показать и сравнить)
Чем отличается морской песок от речного?
Дети: У морского песка песчинки более мелкие, а у речного крупнее.
Воспитатель: А сейчас будем проводить опыты с песком.
Возьмём совочки и насыплем немного песка в коробочку (дети выполняют). Легко ли сыплется песок?
Дети: Легко.
Воспитатель: Потому – что песок сыпучий. Легко ли его брать? Т. е. он комком или нет? Песок рыхлый.
Воспитатель: А теперь возьмём вот такое приспособление, кто знает, как оно называется?
Дети: Увеличительное стекло.
Воспитатель: Правильно, так оно называется, потому – что увеличивает, а ещё можно сказать – лупа, линза.
Возьмём лупу и внимательно рассмотрим, из чего состоит песок?
Дети: Зёрнышек – песчинок.
Воспитатель: Как они выглядят?
Дети: Они маленькие, круглые, белые, жёлтые, прозрачные.
Воспитатель: Похожи ли они одна на другую? Чем похожи? Чем отличаются?
(Ответы детей)
Воспитатель: В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседям».
Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу.
Воспитатель: Давайте проведём ещё один опыт. Я насыплю песок на дощечку и сильно дуну на него. Что происходит с песчинками?
Дети: Они разлетелись, сдуваются, легко двигаются.
Воспитатель: А теперь я налью немного воды, смочу песок и опять дуну. Песчинки сдуваются?
Дети: Нет.
Воспитатель:Вывод: Сухие песчинки сдуваются, «убегают» от ветра, а мокрые нет.
А теперь давайте поиграем в интересную игру. Называется она «Песчинки».
Вокруг себя повернитесь и в песочек превратитесь. Вот как много у нас песка. Каждый из вас песчинка. Весь песок сухой. Он сыпучий. Вдруг подул сильный ветер. (Воспитатель дует на детей). Все песчинки поднялись кверху и закружились, полетели. Полетели песчинки, закружились.Посмотрела в окно хозяйка и думает: что-то пыльно на улице, песок летит в лицо. Взяла она лейку с водой, да и стала песок поливать. Поливает она лесок водой. Песчинки намокают и опускаются на землю. Мокрый песок не сыпучий. Из него можно лепить. Возьмитесь все за руки. Вот какой большой каравай слепила из мокрого песка хозяйка.
Занятие№2
Воспитатель: Давайте наберем в пластмассовые стаканчики песок (одинаковое количество, но один стаканчик с песком я смочу водой. И теперь мы посмотрим, какой песок тяжелее. Мы взвесим сначала сухой песок, а потом мокрый.
Какой тяжелее?
Дети: Мокрый.
Воспитатель: Правильно, потому – что среди сухих песчинок прячется лёгкий воздух, а среди влажных – более тяжёлая вода.
Воспитатель: А теперь возьмите палочку и воткните в сухой песок, а другую палочку в мокрый. В какой песок легче втыкается палочка? В мокрый или сухой?
Дети: В сухой.
Воспитатель: сухой песок рыхлый, песчинки не склеяны, поэтому в сухой втыкать легче.
Ребята, а теперь скажите мне, из какого песка получается куличик из сухого или мокрого?
Дети: Из мокрого.
Воспитатель: Правильно, влажный песок прекрасно сохраняет форму, поэтому из него легко лепить, на прогулке в песочнице вы это делаете много раз. Давайте поиграем с вами в замечательную игру, называется она «Пекарня».
Можно предложить ребенку испечь много «пирожков» разного размера и формы, а потом посчитать их. Выполняя просьбы покупателей, продавец будет продавать буханки, половинки и даже четвертинки хлебного каравая. Таким образом, ребенок познакомится в игре с новыми для него математическими понятиями.
Занятие№3
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам покажу очень интересный опыт. Вот посмотрите. (Воспитатель берёт грязную воду и пропускает её через песок).
Что произошло с грязной водой, которую я налила в песок? Как она изменилась?
Дети: Стала чище, прозрачнее.
Воспитатель: Песок – это природный фильтр, он очищает воду.
А теперь все вместе давайте поиграем в строителей.
Строительство из песка
В хорошо увлажненном песке можно сделать туннель и без использования дополнительного строительного материала. Для этого песок насыпьте горкой, а через ее основание параллельно поверхности земли совком или рукой проделайте сквозное отверстие. Если отверстие не делать сквозным, то получится неплохой гараж для маленькой машинки или домик для любимой игрушки. В случае, если игрушек много, имеет смысл построить большой дом, в котором получится сразу несколько квартир.
Занятие№4
Воспитатель: А сегодня мы с вами будем проводить раскопки. Такой процесс называется археология, а люди, которые проводят раскопки, называются археологами.
Я закопала в песке игрушку, а вы в ходе раскопок, по открывающимся частям, должны догадаться, что спрятано.
Можно закопать 2-3 предмета, а ребенок на ощупь попробует определить, что это. Можно предложить детям аналогично поиграть самостоятельно в парах.
Занятие№5
Закрепление свойств сухого и влажного песка.Создание мини-музея: «Такой разный песок»
Организации в детском саду мини-музея способствует формированию у дошкольников представления о музее, расширению кругозора дошкольников, развитию познавательных способностей и познавательной деятельности, развитию творческому и логическому мышлению, воображению.
Цель создания мини-музея песка: формирование представлений детей о песке как объекте неживой природы, его свойствах.
В небольших баночках находятся разные виды песка, камни.
Экспонаты мини-музея используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
Во время исследовательской деятельности с детьми мы проводим и игры с элементами экспериментирования. Организуя игры с песком и водой, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и способствует освоению представлений о цвете, форме, величине, развивает мелкую моторику ребенка.
Такие игры с пересыпанием песка из одной емкости в другую с помощью вспомогательного предмета или руками дают возможность малышу на собственном опыте установить свойства и особенности сухого песка.
Таким образом, мы считаем, что игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т. к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.
В песочных играх у детей «включается» механизм естественной регуляции игрового взаимодействия. Так они получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Таким образом, формируется эмпатия — способность понимать ближнего и сопереживать ему.
Обучение детей наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью. Для реализации программы здоровьесберегающего обучения целесообразно включать в занятия в детском саду игры, которые лечат. Таковыми являются:
- рисование с помощью пальцев с использованием пальчиковых красок,
- работа с глиной,
- игры с песком и водой,
- дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Что же такое игры с песком? Занятия с песком хороши своей универсальностью. Они интересны и полезны для маленьких детей и для взрослых. Существует даже отдельный метод психотерапии — sand therapy (песочная терапия). Заниматься с песком можно начиная с одного года. Все песочные уроки должны проходить в игровой форме, где обязательно присутствуют сказочные герои.
Занятия в детском саду с песком идеальны для игры в холодные зимние дни. Для малыша — это прекрасная возможность окунуться в увлекательный мир фантазий и творчества.
Так что же вам понадобится вам, чтобы вместе с ребенком отправиться в увлекательное путешествие по стране Песочных игр?
Занятия в детском саду с песком: что потребуется?
А нужно-то всего так мало:
Желанье, вера в чудо,
Чтобы песочная страна вдруг стала
Для вас волшебною страной.
Возьмите ящик от стола,
Побольше разноцветного песка
Туда насыпьте ровным слоем.
Игрушек маленьких и средних
Вы заготовьте для игры
И создавайте мир чудес вы:
И стройте замки, и рисуйте,
Пишите буквы и слова,
И камушки в песок заройте, но, едва,
Увидите, что все устали,
Игру уж продолжать нельзя.
Скажите вы песку спасибо,
До новых встреч, песочные друзья.
Для занятия в детском саду с песком вам потребуются:
- Водонепроницаемый деревянный ящик.
Его подбирают с учетом величины группы в детском саду — количества детей, принимающих участие в игре. Если вы будете заниматься с детьми в малой группе (3—4 человека) или же индивидуально, то рекомендуемый размер — 50x70x8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет визуально охватывать его целиком.
Песочные терапевты называют ящик с песком подносом. Для занятий можно воспользоваться любым деревянным подносом, однако возможно использование и других материалов.
- Цветной песок.
Песок может быть крупным и мелким. Для выравнивания песка можно воспользоваться обычной ученической линейкой.
- «Коллекция» миниатюрных фигурок.
Чем она больше и разнообразнее, тем лучше. Наборы для игр могут состоять из:
- деревянных фигурок, кукол-матрешек, грибочков, листочков;
- фигурок различных животных;
- машинок: сухопутных, водных, космических и других;
- растений: цветов, овощей, фруктов;
- естественных предметов: ракушек, веточек, камней, крышечек;
- домашней утвари, флакончиков из-под духов, болтиков;
- пластиковых или деревянных букв и цифр, различных геометрических фигурок.
Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в вашей «коллекции». Подбор материала для игр вряд ли окажется обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет вам в этом (фигурками из «Киндер-сюрприза», деталями конструкторов и прочее).
- Тихая, спокойная музыка для релаксации.
Все игры с песком можно использовать как часть развивающего занятия или как арт-терапевтическое полное занятие. Занятия в детском саду с песком можно разделить на:
- ОБУЧАЮЩИЕ (они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте),
- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (с их помощью дети узнают об окружающем мире),
- ПРОЕКТИВНЫЕ (игры с песком являются проекцией внутреннего мира ребенка, с их помощью осуществляются психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).
Условно, можно выделить несколько этапов занятий с песком (вы можете сами скорректировать структуру занятия в детском саду, исходя из собственных знаний)
Занятия в детском саду с песком: примерная структура занятия
I. Вводная часть занятия в детском саду:
- Особое приветствие.
- Правила работы с песком.
II. Основная часть занятия в детском саду:
- Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности.
- Игры и упражнения, направленные на формирование и развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематического внимания, фонематической памяти, фонематического анализа и синтеза.
III. Заключительная часть занятия в детском саду:
- Подведение итогов занятия в детском саду.
- Упражнение на релаксацию. Рефлексия.
- Ритуал прощания.
Оргмомент.
Введение в игровую среду. Для активизации внимания ребенка в начале игры предлагаются стихотворные вступления:
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди.
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А еще желательно
Делать все внимательно!
(А.Густышкин).
Можно использовать присказки, потешки, организовать необыкновенные приключения, путешествия и испытания…
Правила.
Необходимо ознакомить детей с правилами игры в песочной стране.
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была
Дети, поняли меня?
Ход занятия в детском саду.
Знакомство с игрой и ее героями. Подготовка и проведение игр с песком подразумевает непосредственное участие в игре взрослого, помогающего детям:
- Рассказ детям о сказке (путешествии).
- Постройка игрового пространства (сказочной страны, замков, дорожек, рек, лесов и так далее).
- Знакомство с различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и прочее).
- Выбор помощи. Обращение к ребенку за помощью:
— Что будет с жителями страны? Что делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь?
При этом взрослый может облачаться в сказочные одежды и непосредственно участвовать в игре.
4.Рефлексия.
Выведение из игровой среды. Поощрение участников игры и рассказ о возможных последующих играх, приключениях.
Очень хорошо описаны игры в детском саду с песком в книге Большебратской Э.Э. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ. Опираясь на методы и приемы, описываемые в книге, можно самому разработать и провести цикл занятий с песком, адаптировав их для «своих деток», для определенного возраста и группы детского сада. А в конце цикла сделать выставку творческих работ под названием:
- Путешествие песочного человечка,
- Песочные замки,
- Мы песочком рисовали….
Вот пример работы с выставки ПЕСОЧНЫЕ ЗАМКИ.
Занятие 1. Ознакомительное.
Педагог приглашает детей сесть на стульчики вокруг стола, на котором стоит ящик с песком, «прикрытый тканью».
Педагог:
— Здравствуйте, дети! Улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение? Сегодня у нас необычное занятие, мы с вами побываем в волшебной стране. Она не просто волшебная – она песочная! Но чтобы попасть в нее, нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал.
Звучит музыка. Дети встают, берутся за руки, идут вокруг стола хороводом (если детки маленькие, то просто кладут ладошки на ткань) и повторяют за педагогом слова:
Ты в ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди,
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным
А еще желательно
Делать все внимательно!
Педагог снимает ткань с песочного листа и говорит:
— Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими волшебниками, познакомитесь с жителями этой прекрасной страны. Вы пока их не видите, а знаете почему? Они вас еще боятся, не доверяют вам. Ведь они не знают, мы добрые или злые, пришли творить хорошее или плохое.
Ритуал «входа» в Песочную страну.
Педагог:
— Смотрите, к нам пришел Зайчик. (Зайчик плачет). Что с тобой, Зайчик, случилось? Дети, спросите, почему зайка плачет.
Зайчик:
— Я играл в песке, и дети насыпали мне в лицо песок. Ой-ой-ой, как глазки болят!
Педагог:
— Бедный зайчик! Пожалеем зайку: не плачь, погладим его. Дети, можно сыпать песок в глаза? (Нет). Что нужно делать с песком? (Играть, строить домики, лепить куличи…) Не плачь, зайка, наши дети научат тебя играть в песке. Давайте познакомимся с правилами и расскажем зайке, как играть с песком.
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Обижать детей нельзя!
Педагог:
— Давайте позовем волшебный песок! Волшебный песочек – приди к нам!
Педагог достаёт баночки с разноцветным песком. Показывает детям и говорит:
— Давайте поздороваемся с песком: «Здравствуй, здравствуй, песок. Здравствуй, здравствуй, дружок. Будем мы с тобой играть, и не будем обижать!»
Педагог насыпает песок в ящик, детки подставляют ладошки под «песочный дождик». Педагог говорит:
— Какой он, песок, потрогайте! (Сухой, рассыпается, сыпется, сыпучий).
— Давайте испечем куличи! (Взяли формочки, лепят, пирог не получается). Почему не получается? (Песок сухой, рассыпается).
Детям раздают колючие мячики и педагог говорит:
— К нам пришли в гости ёжики. Давайте покатаем их по песку. Посмотрите, они оставляют следы.
Далее педагог предлагает детям поиграть в игру ОТПЕЧАТКИ РУК. На ровной поверхности песка дети по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке и слегка ее вдавить, прислушаться к своим ощущениям. Можно предложить детям закрыть глазки.
Физминутка.
Дети:
— Раз, два, три – превратились в зайчиков мы.
Воспитатель:
— Скачут зайки на лужайке. Вот такие у них ушки, вот такие лапки. Лиса идет! Спрятались зайки (дети садятся, глазки закрывают ладошками.
Воспитатель оставляет следы на песке и говорит:
— Лисичка ушла, зайки превратились в детей. Подойдите ко мне. Пока мы играли, кто-то наследил на песке, оставил следы. Посмотрите, кто бы это мог? Как вы думаете, может, это великан? Может быть, это кошка пробежала? Нет, если бы кошка, тогда следы были бы такие (показывает пальцами «дорожку следов”).
Детям раздаются фигурки животных (собачка, кошка, лошадка). Каждому ребенку предлагается показать следы животного, которые находится у них.
Педагог:
— А теперь давайте «поскользим» ладонями по поверхности песка. Рисуя круги и зигзаги, представьте, что это проехала машина, санки или проползла змея.
— А теперь при помощи наших ладошек, пальчиков, кулачков нарисуем на поверхности песка причудливые волшебные узоры.
— Сейчас мы будем рисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочередно правой и левой рукой. Потом — одновременно (сначала только указательными, затем — средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками).
— Поиграем по поверхности песка, как на пианино.
— Какие вы молодцы! Какие красивые линии у вас получаются. А сейчас нарисуйте на песке каждый свое настроение. (Педагог показывает, как рисовать улыбающуюся рожицу).
Рефлексия занятия.
Педагог:
По окончании работы педагог предлагает детям вымыть руки и сесть на стулья.
Ритуал «выхода» из Песочной страны.
— Теперь протяните руки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик! Давайте попрощаемся с песком! До свиданья, песок, до свиданья, дружок, до новых встреч! Песочек придет к нам на следующее занятие и познакомит нас с песочным человечком!
Автор — методист Наталья А. Логинова.