Игра с правилами для дошкольников

В 45.

В 46.

В 47.

В 48.

В 49.

В 50.

Ключ уровень В.

В 1

Игрушка

В 2

Дидактическая (игровая) задача, игровые действия, игровые приемы, итоговый результат

В 3

В 4

Ведущий, деятельности

В 5

1 распределение ролей, 2 основное содержание игры, 3 ролевое поведение, 4 игровые действия, 5 использование атрибутов, 6 использование ролевой речи,7 выполнение правил.

В 6

Наблюдения, фиксируются, диагностической

В 7

Словесные, предметные, настольно — печатные

В 8

А,Д,Г,Б,В,Е

В 9

1.А,В,Г 2. Б,Д,Е

В 10

Игры с бегом, прыжками, с лазаньем, с метанием.

В 11

Двигательные, сенсорные, конструктивные

В 12

Содержание, динамика, оформление, качество

В 13

Предмет, игр, деятельности

В 14

Разыгрывание в лицах литературных произведений

В 15

Раннем, младшем

В 16

речь

В 17

А,Б,Д,Е

В 18

Сюжетно — ролевых

В 19

Игры с настольными игрушками, игры с деталями конструктора, игры на песке с песком, игра- рисование

В 20

Ролевое участие в игре, разъяснение, помощь совет по ходу игры, предложение новой темы игры

В 21

Наводящие вопросы, изменение игровой среды, внесение новой игрушки, создание игровой ситуации.

В 22

Конструктивные умения и способности

В 23

Предопределенность сюжета текстом произведения

В 24

роль

В 25

Развитие игры как деятельности, использование игры в целях воспитания

В 26

Б, А, В, Г

В 27

Познавательное развитие

В 28

— обогащение содержания игры, — формирование умений организованно играть, — поддержание в игре дружелюбных отношений

В 29

«режиссеров»

В 30

«исполнителей»

В 31

«сочинителей»

В 32

социальной

В 33

Рисование, конструирование, ручной труд

В 34

Теория решений изобретательских задач

В 35

Утро, вечер

В 36

Д.Б. Эльконин

В 37

дошкольного

В 38

умениями

В 39

Метод одномоментных срезов

В 40

наблюдение

В 41

В 42

В 43

В 44

В 45

В 46

В 47

В 48

В 49

В 50

Уровень С.

С 1. Педагогическая ситуация

К Кириллу (7 лет) пришел в гости Андрюша (6 лет). Мальчики увлеченно играют уже целый час в новую настольно-печатную игру «Золотой ключик» (типа «Лабиринт»), которую принес Андрей.

Мама раздраженно кричит на сына: «Кирилл, тебе уже скоро в школу, а ты все как маленький, играешь целыми днями. Лучше бы считать научился!»

«Я умею!» — обиженно отвечает Кирилл и продолжает играть.

  1. Как вы думаете, права ли мама, которая не придает особого значения дидактической игре? Обоснуйте свой ответ. (В чем обучающая задача этой игры?)

  2. Прав ли Кирилл, когда сказал, что умеет считать? Смог бы он без навыка счетной деятельности осуществлять игровые действия?

С 2. Педагогическая ситуация

Лена (2 года 8 мес.) принесла в группу новую игрушку — красивого котенка. На прогулке Юра выхватил игрушку у девочки, несмотря на её протесты, повертел в руках и бросил в лужу. Лена горько заплакала, прижимая к себе испачканного котенка.

Объясните возможные причины поведения Юры? Какие особенности малышей следует учесть педагогу, чтобы правильно среагировать на происшедшее?

С 3. Педагогическая ситуация

Ребенка, входящего утром в группу, воспитатель, поздоровавшись, приглашает к столу, где лежат специально приготовленные картинки или предметы. Проведя запланированный разговор о них, педагог интересуется: «Во что ты хочешь поиграть?» либо «Чем ты хочешь заняться?». Выслушав желание ребенка, воспитатель либо одобряет выбор, либо советует поиграть во что-то другое. Например, Сережа захотел взять самосвал, но им уже играет Дима, и взрослый предлагает взять машину для перевозки молока.

Выскажите свое мнение о подобных утренних диалогах. Не лучше ли предоставить ребятам свободу выбора занятий по интересам? Аргументируйте свое мнение.

С 4. Педагогическая ситуация

Трое детей бегают по участку, наталкиваясь на своих товарищей и падая после столкновения. На замечание воспитателя они отвечают, что они автомобили, на дороге авария.

Какой должна быть реакция педагога:

— запретить играть,

— переключить внимание детей на другую игру,

— продолжить эту игру вступив в неё?

Есть ли у вас другие предложения?

С 5. Педагогическая ситуация

К детям подошел Андрей: «Возьмите меня играть в поезд!?»

— Нет, поезд уже отходит от станции, и мы никого не принимаем, — ответили «пассажиры».

Мальчик поспешил к другой группе.

— Можно мне с вами?

— Нет, нас и так много, — ответили дети.

Андрею одному было скучно, и он пошел к группе детей, играющих в настольный хоккей.

— А можно и мне поиграть?

— Нет, — ответили ему мальчики, — мы сами хотим играть.

Мальчик, опустив голову, медленно отходит от детей, останавливается у окна и ждет, когда за ним придут родители.

Определите, почему Андрей остался один? Как поступить воспитателю в данной ситуации?

С 6. Педагогическая ситуация

Мальчики собирались играть в пограничников и принялись распределять роли.

— Чур, я командир, — сказал Миша.

— Ты вчера командовал! Ты и так всегда командир, — недовольны ребята.

— Подумайте, дети, как поступить, чтобы никому не было обидно, — обратился к воспитанникам педагог.

Какие приемы, помогающие справедливо разрешить подобные споры, вы будете использовать в своей практике?

Какие правила распределения ролей в игре доступны дошкольникам?

Как вы относитесь к желанию Миши быть командиром? Какие черты личности проявляются у него? Нуждается ли он в коррекции?

С 7. Педагогическая ситуация

Известно, что уборка игрушек доставляет много хлопот взрослым и дети выполняют ее без желания. Приобщать к этому малышей лучше всего при помощи игры.

— Машины уже все перевезли, что нужно? Еще немного осталось? Ну вот, теперь все перевезли, пора им в гараж. Здесь на полке у них гараж. «Ду-ду-ду… — поехали в гараж».

Какие еще игровые приемы помогут навести порядок в игрушечном хозяйстве?

Как в зависимости от возраста детей усложняются приемы и требования к воспитанникам?

С 8. Педагогическая ситуация

Коля (3 года) мешает сверстнику Саше играть. Он отбирает у него игрушки.

Первая воспитательница говорит ему, что он плохой и жадный мальчик.

Вторая воспитательница обращает внимание Коли на то, как хорошо играл Саша. Затем она посоветовала играть вместе, сказав, что вдвоем будет веселее и интереснее.

Проанализируйте действия воспитателей.

С 9. Педагогическая ситуация

Перед началом игры, по условию которой надо было разбиться на пары, воспитатель поставил Нину в пару с новой девочкой Аней и шепнул ей, что Аня робеет и надо ей помочь, так как она плохо знает игру. Нина встала в пару с Аней и стала старательно выполнять правила игры, показывая новенькой необходимые движения.

Воспитатель похвалил Нину. На другой день в играх Аня старалась выполнять игровые действия так же хорошо, как Нина.

Какие качества личности воспитываются у детей в данной ситуации? Проанализируйте действия воспитателя.

С 10. Педагогическая ситуация

Прежде чем предложить детям строить улицу, воспитатель одной группы повел их на экскурсию.

Во время экскурсии воспитатель обратил внимание детей на постройки домов разных видов, их пропорции, указал на расположение окон, балконов, дверей, карнизов, ознакомил с проезжей частью улицы, тротуарами, бордюрами и т.п.

Воспитатель другой группы такой предварительной работы не провел, а сразу предложил детям начать постройку.

Дети, какой группы выполнили работу более правильно?

В какой группе постройки будут разнообразными и интересными?

С 11. Педагогическая ситуация

Миша (3 г. 8 мес.) проявляет настойчивость при сооружении высокого дома, ищет необходимые материалы и способы их соединения. » Мне нужно высокий. Знаю как: взять один большой», берет кирпич и надстраивает стену. Возле дома строит лавку: «Вот какой высокий. А вот маленькая скамейка. Вот еще одна. У бабы Нины возле дома две скамейки (сдвигает две лавки). Большая, как в метро».

  1. На что направлен поиск мальчика?

  2. Что явилось источником этого поиска?

  3. В чем заключается функция воспитателя в этом примере?

  4. Какой вид деятельности по форме организации здесь представлен?

С 12. Педагогическая ситуация

Дима (3 г. 10 мес.), сложив гриб, с гордостью продемонстрировал его взрослому: «А я вот что сделал!». Попытка сделать самолет не увенчалась успехом, и мальчик обратился за помощью к взрослому. Воспитатель подсказал как следует разместить крылья. После нескольких попыток мальчик сложил самолет и с радостью заявил: «Я сделал самолет. Вот! Я могу и мишку сделать, и цыпленка тоже. Все могу!»

  1. Какие подходы к организации игры использовал воспитатель?

  2. Какие процессы стимулируется у ребенка в данном примере?

С 13. Педагогическая ситуация

Дети играю в игру «Собери фигуру». Алена (4 г. 1 мес.) собирает синие круги в соответствии с обозначениями своей карточки. Миша (4 г. 3 мес.) тоже пытается взять синий круг. Алена рассмотрев, что изображено на карточке мальчика, говорит ему: «Ты не так. Смотри, как надо, — указывает на его карточку и продолжает: — Это не твое. Вот тебе», — дает ему синий квадрат. Продолжая собирать свои фигуры, Алена наблюдает за деятельностью Миши. «О! Опять не так! Смотри, видишь, как надо?» — снова помогает ему. Дальше Миша сам обращается к Алене: «Вот это? Да?».

  1. Какие действия со стороны педагога, наблюдавшей эту ситуацию, должны быть?

  2. Какая форма обучения прослеживается в этой ситуации?

  3. Какие психические и психологические качества развиваются при таком взаимообучении?

С 14. Педагогическая ситуация

В среднюю группу детского сада недавно поступил Сережа (4 года). До этого в детский сад он не ходил. После игры с машинкой оставил ее посередине комнаты.

1.Как должен поступить педагог в данной ситуации?

2.Сформулируйте три наиболее эффективных приема по отношению к данной ситуации.

С 15. Педагогическая ситуация

Лена (3 года 5 мес) под руководством мамы учится одевать и раздевать куклу, укачивать и укладывать ее в кроватку. Девочка точно выполняет эти действия, но только по указанию мамы и в ее присутствии.

Мама Нины (3 года 6 мес), показывая девочке способы действия с куклой, обращает внимание дочери на то, какая мама заботливая, добрая, внимательная, как любит свою дочку. Она говорит, что так поступают все мамы.

Предлагая Нине поиграть одной, она просит дочь уложить куклу в постель, как это делает заботливая мама.

Рассмотрев данные ситуации, определите, у кого из детей скорее сформируется игра как деятельность.

С 16. Педагогическая ситуация

Известно, что игры дошкольников по содержанию, структуре и организации постепенно изменяются. Однако замечено, что некоторые дети старшего дошкольного возраста, недавно поступившие в детский сад, играют более примитивно, чем младшие по возрасту дети, которые посещали детский сад давно.

Чем можно объяснить такое явление? Дайте психологическое и педагогическое обоснование.

С 17. Педагогическая ситуация

Воспитатель внесла в группу новый строительный конструктор. Вова (5 лет) большим удовольствием начал раскладывать детали конструктора.

– Что ты хочешь построить?– спросил педагог

– Что…что получится,– ответил Вова.

– Как?

– Буду строить из кубиков и кирпичиков.

Начинает строить. Поставил кубики, на них кирпичики.

– Нет, я лучше ракету построю…

Укладывает кубики один на другой. Столбик качается. Пытается держать рукой, но вся конструкция рухнула. Он уходит, оставляя груду строительных деталей.

Воспитатель говорит: «Попробуй еще раз». Снова неудача.

Как оценить действия педагога? Что должна сделать воспитатель, прежде чем дать ребенку строительный конструктор?

С 18.

С 19.

С 20.

С 21.

С 22.

С 23.

С 24.

С 25.

Ключ уровень С.

С 1

    1. Поведение мамы в этом случае не адекватно, она не права в своих действиях. В данном случае игра, обучающая и развивающая, в которой необходимы навыки счета.

    2. Возрастные особенности Кирилла, позволяют ему осуществлять продолжительные игровые действия т.к. программные задачи по обучению счету в детском саду реализуются на занятиях по подготовке детей к школе.

С 2.

1. Недостаток внимания со стороны взрослых, не имение нового предмета для игры, запрет на ношение игрушек из дома, нет любимых игрушек, у родителей нет возможности приобретать новые игрушки.

2. Психологические особенности, гиперактивность, не достаточно социального опыта совместной игры.

3. Нет руководства игровыми действиями со стороны воспитателя.

С 3.

С 4.

        1. Если дети на смену игры реагируют отрицательно, то избежать травматизма при столкновении можно, только если внести в игру новые правила. Воспитатель в данном случае может принять на себя роль регулировщика дорожного движения.

С 5.

          1. Здесь имеет место целый букет педагогических ситуаций, причем видно, что отношения между учителем и учениками давно запушены. Но если говорить о последней, то учитель откровенно сорвал свою злость.

  1. Несправедливость такого поступка заключается еще и в том, что вместо того, чтобы поставить «два» за поведение (что было бы, по крайней мере, честно), учитель предпочел поставить «два» за знания (вернее, за незнание), не дав ученику возможности даже ответить.Наказание справедливо только тогда, когда, по крайней мере, является наказанием за реальный проступок. Учительница дала понять ученику, да и классу, что если она в чем-то и бессильна, то способна отыграться в другой ситуации, воспользовавшись своим положением.Мальчишка ушел униженный, с чувством глубокой несправедливости, злясь на собственное бессилие и до глубины души ненавидя учителя. Урок всему классу: месть вполне приемлема и в ней хороши все средства.

  2. Учитель должен был спросить пересказ, если уж ученик решил попробовать. Успокоить же сильно мешающего уроку ученика можно, дав ему какое-нибудь достаточно сложное для него задание, за которое в конце урока он получит оценку.

С 6.

Обещание: «больше не любить»; безразличие; гиперопека; гипоопека; слишком много строгости; навязанная роль; слишком мало ласки; «наполеоновские планы»; решение проблем деньгами; воспитание «по настроению»; безразличие; нехватка времени для воспитания; излишняя избалованность.

С 7.

«Весёлая спартакиада”, игры на местности, спортивная олимпиада, веселые старты. «папа. Мама. Я –спортивная семья»; спортклуб; Рыцарский турнир; эстафеты и др.

С 8.

Празднование памятных дат в жизни учащихся; празднование памятных дат календаря; посещение театров и музеев; театрализованные представления; фестивали, презентации; литературные балы, конкурсы талантов, марафоны; дискотеки, танцевальные вечера.

С 9.

Семья, уклад жизни и традиции семей, родительский дом, родословная, семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье, братья и сестры в семье и их взаимоотношения, младшие и старшие дети, традиции отношения к старшим в семье, положение ребенка в семье.

С 10.

«Трудности физической адаптации учащихся к школе и учебному процессу», «Вредные привычки и как от них избавляться», «Приемы развития саморегуляции у младших школьников», «Домашнее задание: каким ему быть и как его выполнять», «Развитие интереса к спорту у ребенка в семье». «Режим дня» и т.д.

С 11.

Классное руководство это системная воспитательная работа с классом.

Примеры предложений:

Целью классного руководства является формирование ценностных ориентации обучающихся, определяющих общую гуманистическую направленность их личности, соответствующую насущным интересам личности и общества, принципам государственной политики в области образования и определенных Законом РФ «Об образовании»

Задачей классного руководства является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Классное руководство учителя состоит не только в том, чтобы организовать детский коллектив, но и, поняв, принять их родителей.

С 12.

Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру.

Примеры предложений:

Классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительскую, ориентирующую и направляющую.

Классные часы проводятся с различными воспитательными целями.

Формы и технологии проведения классных часов могут быть разнообразны.

С 13.

Коллективное творческое дело — особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни.

Примеры предложений:

Основной источник изучения методики организации коллективных творческих дел – труды И. П. Иванова.

Принято выделять несколько этапов подготовки и проведения КТД.
Само понятие «Коллективное творческое дело” (КТД) было введено в середине 60-х годов. Иванов является изобретателем методики КТД- технология коллективных творческих дел. создателем педагогики, о которой говорят как о «педагогике сотрудничества”, называют ее «коллективное творческое воспитание”или «воспитание по Иванову”.

С 14.

Классный руководитель – непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе;

это педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива.

Примеры предложений:

Классный руководитель является руководителем учебно-воспитательного процесса в классе.

Формирует классный актив, его самостоятельность. Держит оперативную связь с родителями, проводит регулярные родительские собрания.

С 15.

Родительское собрание — это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома.

Примеры предложений:

Главным его предназначением являются согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.

Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни класса, повысить ответственность за воспитание своих детей.

С 16.

Жеребьевка, творческое деление на группы, коллективное определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные предложения и идеи…; подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального кино, видео-оформления.

С 17.

Различного рода необычные афиши, другие формы оповещения — театрализация, костюмированное приглашение, необычные пригласительные билеты и письма с предложениями об участии. Создание атмосферы ожидания

С 18.

«Режим дня первоклассника»; «Теперь ты ученик»; «Правила поведения в школе»; «Маршрут движения из дома в школу»; «Правила дорожного движения»; «Безопасность на улице»; «ОБЖ», «Правила общения с незнакомыми людьми» и т.д.

С 19.

  • тематические классные часы по нравственной тематике.

  • дискуссии по нравственной тематике.

  • поисковая работа, создание музеев, уход за памятниками и памятными местами.

  • изучение нравственного наследия мира.

  • читательские конференции.

  • организация циклов бесед «Уроки нравственности»

  • театральные постановки по нравственной тематике.

  • экскурсии, поездки, походы по боевым местам.

  • встречи с «интересными» людьми.

С 20.

«Адаптация первоклассников»; «Современные гаджеты как семейная проблема»; «Ошибки семейного воспитания»; «Режим дня в жизни ребенка»; «Как уберечь ребенка от насилия»; «Агрессия в младшем школьном возрасте»; «Телевизор и компьютер в жизни ребенка»; «Как развить у ребенка желание читать»; «Воспитание патриотических чувств у младшего школьника»; «Как научить ребенка общаться?»

С 21.

        1. Ознакомиться с государственными документами, определяющими задачами школы на современном этапе.

  1. Изучить методическую литературу, освещающую вопросы планирования различных разделов воспитательной работы.

  2. Ознакомиться с планом воспитательной работы школы.

  3. Изучить предложения учителей, актива класса, родителей.

  4. Изучить опыт лучших классных руководителей (координаторов и пр.)

  5. Дать анализ воспитательной работы за прошедший год, включающий в себя анализ состояния уровня воспитанности школьников и уровень развития коллектива.

  6. Определить основные задачи воспитания.

  7. Определить основные виды деятельности и формы работы с учащимися.

  8. Соотнести запланированное, классным руководителем, с деятельностью учителей предметников, педагогом-организатором, с детским самоуправлением, родителями, работниками учреждений дополнительного образования и др.

  9. Оформить план воспитательной работы.

С 22.

        1. Этап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником — взрослым и школьником.

        2. Этап начальной организации (коллективное планирование).

        3. Этап оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех участников и гостей.

        4. Этап распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные задания).

        5. Этап распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные задания).

        6. Этап подведения итогов.

С 23.

          1. Определение тематики.

          2. Формулировка целей и задач родительского собрания.

          3. Сценарий собрания.

          4. Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приёмов совместной работы его участников.

          5. Приглашение родителей и других участников собрания.

          6. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

          7. Проведение собрания.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

подготовительная группа

К 1. «Природа и человек».

Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

Ход игры. «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Ребенок отвечает и передает мяч или предмет рядом стоящему ребенку, и так по всему кругу. После завершения круга воспитатель задает новый вопрос: «Что создано природой?» Игра повторяется по новому кругу; ребенок, не сумевший ответить, выходит за круг и пропускает его, если же придумает и назовет слово, то снова принимается в игру.

К 2. «Наоборот».

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное. (Далеко – близко, верхний – нижний и т. д.)

К 3. «Назови растение с нужным звуком».

Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте растения, название которых начинается со звука «А», «К»,…». Кто больше назовет, тот и выиграл.

К 4. «Назови три предмета».

Цель: упражнять детей в классификации предметов.

Ход игры. Какие предметы можно назвать одним словом: цветы, птицы и т. д.

«Цветы!» – произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василек».

К 5. «Добавь слог».

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его должен дополнить, чтобы получилось слово, например: ма – ма, кни – га. Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.

К 6. «Скажи по-другому».

Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

К 7. «Мое облако».

Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы, образного восприятия природы (игра также выполняет роль релаксационной паузы).

Ход игры. Дети удобно устраиваются на полянке, травке, успокаиваются и закрывают глаза.

Задание. Представить себе отдых на поляне. Звучат голоса птиц, пахнет травами и цветами, по небу плывут облака. Нужно выбрать облако на небе и сказать, на что оно похоже, рассказать о нем.

К 8. «Найди листок, как на дереве».

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.

Ход игры. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали.

Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.

К 9. «Закончи предложение».

Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

Ход игры. Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, потому что…», «Дети надели панамы потому что…», «Идет сильный снег потому, что наступила…»

К 10. «Не ошибись».

Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Ход игры. Воспитатель называет разные части суток или действия детей. А дети должны ответить одним словом: «Завтракаем», «Умываемся», назвать, когда это бывает.

К 11. «Летает – не летает».

Цель: развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Если я назову предмет, который летает, вы поднимаете руку или ловите мяч. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фишкой».

К 12. «Кто больше знает?».

Цель: развивать память, находчивость, сообразительность.

Ход игры. Воспитатель, держа в руке стакан, спрашивает, для чего он может быть использован. Кто больше назовет действий, тот и выиграл.

К 13. «Найди предмет той же формы».

Цель: уточнить представление о форме предметов.

Ход игры. Воспитатель поднимает рисунок круга, а дети должны назвать как можно больше предметов такой же формы.

К 14. «Отгадайте, что за растение».

Цель: описать предмет и узнать его по описанию.

Ход игры. Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

К 15. «Похож – не похож».

Цель: учить сравнивать предметы; находить в них признаки различия; сходства, узнавать предметы по описанию.

Ход игры. Например: один ребенок загадывает, а другие дети должны отгадать: «Ползли два жука. Один красненький с черными точками, другой черненький…»

К 16. «Что это за птица?».

Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Ход игры. Воспитатель назначает водящего, который изображает повадки птицы или описывает характерные признаки ее, другие дети должны отгадать.

К 17. «Угадай, что в мешочке».

Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.

Ход игры. Воспитатель в мешочек складывает овощи и фрукты. Ребенок должен на ощупь определить, что у него в руке, и загадать загадку об этом, чтобы дети могли отгадать, что в руках у ведущего.

К 18. «Придумай сам».

Цель: учить правильно составлять предложения с заданным количеством слов.

Ход игры. Дать детям опорные слова: осень, листопад, дождь, снежинки. Попросить придумать предложения из 3–5 слов. Ребенок, первым составивший предложение, получает фишку.

К 19. «Отгадай-ка!».

Цель: развивать умение описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.

Ход игры. По сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает предмет следующему и т. д.

К 20. «Вершки и корешки».

Цель: упражнять в классификации овощей (что в них съедобно – корень или плоды на стебле).

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что корешками. Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно.

К 21. «Лесник».

Цель: напомнить и закрепить представление о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников, о составных частях (ствол, листья, плоды и семена).

Ход игры. Выбирается один «лесник», остальные дети – его помощники. Они пришли помочь ему собирать семена, для новых посадок. «Лесник» говорит: «На моем участке растет много … (берез, кленов, тополей), давайте наберем семян».

Он может только описать дерево, не называя его. Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику». Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.

К 22. с мячом «Бывает – не бывает».

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Иней летом… (не бывает).

Снег зимой… (бывает).

Мороз летом… (не бывает).

Капель летом… (не бывает).

К 23. «Что это такое?».

Цель: развивать логическое мышление, память, смекалку.

Ход игры. Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети продолжают. Например: Яйцо – овальное, белое, крупное, сверху твердое, питательное, можно встретить в магазине, съедобное, из него вылупляются птенцы.

К 24 «Узнай, чей лист».

Цель: учить узнавать растения по листу.

Ход игры. На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников, показать детям, предложить узнать, с какого дерева, и найти доказательство (сходство) с неопавшими листьями, имеющими разнообразную форму.

К 25 «Расскажи без слов».

Цели: закреплять представления детей об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.

Ход игры. Дети в кругу, воспитатель предлагает им изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями.

Показать, что стало холодно. Дети ежатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы.

Показать, что идет холодный дождь. Открывают зонтики, поднимают воротники.

К 26 «Найдите, что опишу».

Цель: развивать умение искать растение по описанию.

Ход игры. Педагог описывает растение, называя его самые характерные признаки. Кто первым определит растение, получает фишку.

К 27 «Отгадываем загадки».

Цель: расширять запас существительных в активном словаре.

Ход игры. Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки о насекомых. Отгадавший ребенок сам загадывает загадку. За отгадывание и загадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. Дети могут сами придумать свою загадку.

К 28 «Когда это бывает?».

Цель: уточнить и углубить знания о временах года.

Ход игры. Воспитатель называет времена года и отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает в это время, и передает фишку другому. Тот добавляет новое определение и передает фишку третьему.

К 29 «Что вокруг нас?».

Цель: научить делить дву- и трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова.

К 30 «Скажи, что ты слышишь».

Цели: учить употреблять в ответах полные предложения; развивать фразовую речь.

Ход игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (шум дождя, сигналы машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить полным предложением. Выигрывает тот, кто больше назовет услышанных звуков.

К 31 «Кто же я?».

Цель: указать названное растение.

Ход игры. Воспитатель быстро указывает пальцем на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает очко.

Жужа Надежда Дмитриевна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №17 «Семицветик»

городского округа город Фролово

Характеристика игр с правилами как совместной деятельности детей.

Воспитатель: Жужа Надежда

Дмитриевна

г.Фролово

2016г.

Характеристика игр с правилами как совместной деятельности детей. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре- важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Советские психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития.

В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.

Единство и взаимодействие проявляются по-разному в разных видах игр. В творческой игре фокусом, собирающим все стороны личности, служит замысел, содержание игры и связанные с ним игровые переживания. От богатства замысла, степени увлеченности им зависят сила эмоций и, в большой мере, способность к умственному и волевому усилиям.

В играх с правилами главное — решение поставленной задачи. Детей увлекают только такие игры, подвижные и дидактические, которые требуют усилия мысли и воли, преодоления трудностей происходит, прежде всего, в игре…

Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются основные воспитательные задачи. Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но в конечном, счете она направлена также на решение основных воспитательных задач.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра — один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.

Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий. Впервые игры с правилами были созданы народной педагогикой. Об их ценности К. Д. Ушинский писал: «Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека… Обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство — задача будущей педагогики».

В современных детских садах народные игры («Палочка-выручалочка», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Фанты», «Краски» и др.) относятся к числу наиболее любимых детьми. Они не только увлекательны, но и требуют внимания, сообразительности, умственного и физического усилия.

Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх — без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.

Отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета. В играх с правилами главное — решение задачи, выполнение правил.

В играх с правилами действия ребёнка и его отношения с другими участниками игры определяются правилами. Игровые правила это особого рода предписания, определяющие функции и задачи каждого участника, последовательность и содержание игровых действий.

Игра с правилами – это всегда совместная деятельность детей, в отличие от сюжетной игры, она не может быть индивидуальной, она всегда предполагает партнёров. Поскольку правила в игре имеют силу закона, они должны неукоснительно выполняться всеми. Правила безличны, формализованы и обязательны для всех – независимо от того, придумывают их сами играющие (договорившись, как нужно играть), или же они уже берутся в готовом виде. Обязательность правил для всех участников связана с совместностью действий детей – только соблюдая их, дети могут играть.

Ещё одним важным отличием игры с правилом является её результат, т.е. выигрыш. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила и превзойти (опередить) партнёров. При этом важен не результат каждого сам по себе, а его сравнение с результатами других, первенство одного из играющих, которое опять же определяется правилами (например, выигрывает тот, кто раньше прибежит, или дольше будет бегать в кругу, или кто лучше спрятался). Однако выигрышем одного завершается только один цикл игры, но не сама игра. Каждый проигравший может в следующий раз достичь лучших результатов и выиграть. Продолжение игры – это повторение такого же цикла, который вновь заканчивается выигрышем. Цикличность, повторяемость игровых действий – ещё одна отличительная особенность игры с правилом.

Игры с правилом могут быть самые разные. В педагогике выделяют две большие группы игр с правилами:

— Подвижные игры. Типичными примерами таких игр являются хорошо всем известные прятки, салочки, классики, скакалки и пр.

— Дидактические. Дидактические игры, в свою очередь, делятся на

Несмотря на явные внешние различия видов игр, в каждой из них есть противоборство: поочерёдное соревнование всех играющих (как, например, в лото) или водящего и противостоящих ему участников (как в салочках и жмурках).

Игры с правилами могут быть очень простыми, включать всего одно

или два правила. Например, игра в салочки: водящий должен догонять

убегающих и осаливать их; тот, кто «осален» становится водящим. Но есть и сложные игры, основанные на целой системе правил, как бы особом своде законов игры. Такой сложной игрой являются всем известные классики. Сложная система правил имеется и в играх со скакалкой, с мячом. Все эти игры требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его решение задачи, выполнение правил.

Претерпевая различные изменения, всякая сюжетно-ролевая игра превращается в игру по правилам. Эта игра дает ребенку две необходимые способности. Во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их

осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации. Воображение тоже связано со смыслом и, более того, для своего развития предполагает специальные задания на осмысление. Во-вторых, игра с правилами учит общаться. Ведь большинство игр с правилами — это игры коллективные. В них встречаются два рода отношений. Это отношения соревновательного типа — между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выиграет, то другой проиграет), и отношения подлинного сотрудничества — между участниками одной команды. Такое сотрудничество, участие в коллективной деятельности помогает ребенку «выйти» из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны. Это очень важно. Например, ребенок играет в «колдунчики». Он убегает от «колдуна» и, кроме этого, может «рассалить», «оживить» уже заколдованного. Сделать это малышу бывает страшно: его ведь могут заколдовать. Но если взглянуть на ситуацию извне, то оказывается, что если он расколдует своего товарища, то тот потом сможет расколдовать его самого. Умение посмотреть на ситуацию со стороны непосредственно связано с самым важным компонентом воображения — особой внутренней позицией. Ведь именно эта позиция и дает ребенку возможность вносить смысл в ситуацию, делать плохое хорошим, страшное смешным.

Таким образом, игра с правилами, наряду с режиссерской, образно-ролевой и сюжетно-ролевой играми, — необходимое условие развития воображения в дошкольном возрасте.

Подвижные игры особенно важны в настоящее время, когда все дети «заболевают» видеоиграми, компьютерными играми. О вреде сидячего образа жизни написано немало, но ведь важно еще и то, что именно подвижные игры с правилами помогают детям укреплять социальные связи, опять же развивать воображение, способность стремиться, сотрудничать.

В основе таких игр лежат различные движения: ходьба, бег, прыганье, скачки, лазание, метание и т.д. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего организма в движении, благотворно сказываются на его эмоциональной сфере, способствуют накоплению двигательного опыта. Дети учатся работать сообща, доверять друг другу, быть четными, дисциплинированными. Развивается внимание, повышается скорость реакции, сообразительность, находчивость. Выполнение правил способствует формированию волевых черт характера, организованности. Большинство подвижных игр рассчитано на участие большого количества детей. Ребята учатся взаимодействовать, сговариваться, учитывать мнения окружающих, разрешать конфликты. Здесь проявляются лидерские качества отдельных детей, отстающим вся команда стремится помочь, чтобы добиться победы. Для взрослого же это отличная возможность наблюдать за уровнем взаимодействия и выделять некоторые тревожные знаки.

Детям младшего и среднего дошкольного возраста интереснее всего играть в сюжетные подвижные игры, старшим же нравятся такие игры, где они могут проявить смелость, находчивость и т.п.

В последнее время появилась тенденция к замене подвижных игр спортивными занятиями. В какой-то мере это нормально, если учитывать рост уровня физической культуры населения. Однако игра должна оставаться игрой – увлекательным разнообразным занятием. А спорт подразумевает однообразные оттачивания определенных навыков и движений. Спорт стал престижнее игры. А между тем подвижная игра отражает педагогический талант целого народа, и в ней заложено много смысла. Предположим, у нас есть мальчик, талантливо играющий в футбол в роли нападающего. Он уже вряд ли станет вратарем или защитником. Таким образом, появляется однобокость, негибкость развития. Лапта или вышибалы – это одни из любимых игр, но футбол в данном случае становится единственной.

Дидактические игры строятся на основе автодидактизма и самоорганизации детей, а также организуются и проводятся взрослыми и без их участия не существуют. Для дидактической игры, как и для другой любой игры с правилами, характерно наличие игрового замысла. Игровые задачи могут быть самые разные. Разнообразны и игровые действия: подбор предметов или картинок, нанизывание, складывание, передвигание, имитация движений. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания.

Правила в игре разные: одни из них определяют характер игровых

действий и их последовательность, другие регулируют отношения между играющими. Есть правила, ограничивающие или запрещающие определенные проявления и действия или предусматривающие «наказание» за нарушение других правил и совершенно других действий. Между игровым замыслом, игровыми действиями и правилами существует тесная взаимосвязь. Игровой замысел определяет характер игровых действий. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно. Это свойство игры — обучать и развивать ребенка через игровой замысел, действия и правила – автодидактизм.

Дидактические игры способствуют упражнению детей в применении знаний, более глубокому их усвоению. Существует большое количество игр, направленных на систематизацию знаний.

В процессе дидактической игры совершенствуются познавательные процессы ребенка. В играх с народными дидактическими игрушками совершенствуется сенсорная культура детей: развивается восприятие цвета, величины, формы предмета. В некоторых словесных играх совершенствуются операции мышления: сравнение, обобщение, классификация. В целом ряде игр формируется сообразительность и умственная активность. Каждая дидактическая игра требует длительной концентрации внимания, имеются специальные игры, развивающие внимание.

В дидактической игре формируется умение подчиняться правилам, так как от точности их соблюдения зависит и исход игры. В результате игра оказывает влияние на волевое поведение, произвольную концентрацию внимания. Дидактическая игра – это средство всестороннего развития ребенка. Причем, учитывая, что игра – это всегда увлекательное занятие, она вызывает непроизвольное внимание, что существенно облегчает восприятие новых навыков и не перегружает ребенка. Выходит, вместо того, чтобы заставлять ребенка заниматься неинтересной ему деятельностью, можно попытаться представить эту деятельность в виде увлекательной игры.

Следует отметить, что сложность игры должна возрастать по мере взросления детей. Как только ребенок осваивает данный вариант игры, нужно показать ему новый вариант, усложнить задачу.

Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами. Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.

Жужа Надежда Дмитриевна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №17 «Семицветик»

городского округа город Фролово

Характеристика игр с правилами как совместной деятельности детей.

Воспитатель: Жужа Надежда

Дмитриевна

г.Фролово

2016г.

Характеристика игр с правилами как совместной деятельности детей. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре- важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Советские психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития.

В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.

Единство и взаимодействие проявляются по-разному в разных видах игр. В творческой игре фокусом, собирающим все стороны личности, служит замысел, содержание игры и связанные с ним игровые переживания. От богатства замысла, степени увлеченности им зависят сила эмоций и, в большой мере, способность к умственному и волевому усилиям.

В играх с правилами главное — решение поставленной задачи. Детей увлекают только такие игры, подвижные и дидактические, которые требуют усилия мысли и воли, преодоления трудностей происходит, прежде всего, в игре…

Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются основные воспитательные задачи. Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но в конечном, счете она направлена также на решение основных воспитательных задач.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра — один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.

Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий. Впервые игры с правилами были созданы народной педагогикой. Об их ценности К. Д. Ушинский писал: «Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека… Обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство — задача будущей педагогики».

В современных детских садах народные игры («Палочка-выручалочка», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Фанты», «Краски» и др.) относятся к числу наиболее любимых детьми. Они не только увлекательны, но и требуют внимания, сообразительности, умственного и физического усилия.

Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх — без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.

Отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета. В играх с правилами главное — решение задачи, выполнение правил.

В играх с правилами действия ребёнка и его отношения с другими участниками игры определяются правилами. Игровые правила это особого рода предписания, определяющие функции и задачи каждого участника, последовательность и содержание игровых действий.

Игра с правилами – это всегда совместная деятельность детей, в отличие от сюжетной игры, она не может быть индивидуальной, она всегда предполагает партнёров. Поскольку правила в игре имеют силу закона, они должны неукоснительно выполняться всеми. Правила безличны, формализованы и обязательны для всех – независимо от того, придумывают их сами играющие (договорившись, как нужно играть), или же они уже берутся в готовом виде. Обязательность правил для всех участников связана с совместностью действий детей – только соблюдая их, дети могут играть.

Ещё одним важным отличием игры с правилом является её результат, т.е. выигрыш. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила и превзойти (опередить) партнёров. При этом важен не результат каждого сам по себе, а его сравнение с результатами других, первенство одного из играющих, которое опять же определяется правилами (например, выигрывает тот, кто раньше прибежит, или дольше будет бегать в кругу, или кто лучше спрятался). Однако выигрышем одного завершается только один цикл игры, но не сама игра. Каждый проигравший может в следующий раз достичь лучших результатов и выиграть. Продолжение игры – это повторение такого же цикла, который вновь заканчивается выигрышем. Цикличность, повторяемость игровых действий – ещё одна отличительная особенность игры с правилом.

Игры с правилом могут быть самые разные. В педагогике выделяют две большие группы игр с правилами:

— Подвижные игры. Типичными примерами таких игр являются хорошо всем известные прятки, салочки, классики, скакалки и пр.

— Дидактические. Дидактические игры, в свою очередь, делятся на

Несмотря на явные внешние различия видов игр, в каждой из них есть противоборство: поочерёдное соревнование всех играющих (как, например, в лото) или водящего и противостоящих ему участников (как в салочках и жмурках).

Игры с правилами могут быть очень простыми, включать всего одно

или два правила. Например, игра в салочки: водящий должен догонять

убегающих и осаливать их; тот, кто «осален» становится водящим. Но есть и сложные игры, основанные на целой системе правил, как бы особом своде законов игры. Такой сложной игрой являются всем известные классики. Сложная система правил имеется и в играх со скакалкой, с мячом. Все эти игры требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его решение задачи, выполнение правил.

Претерпевая различные изменения, всякая сюжетно-ролевая игра превращается в игру по правилам. Эта игра дает ребенку две необходимые способности. Во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их

осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации. Воображение тоже связано со смыслом и, более того, для своего развития предполагает специальные задания на осмысление. Во-вторых, игра с правилами учит общаться. Ведь большинство игр с правилами — это игры коллективные. В них встречаются два рода отношений. Это отношения соревновательного типа — между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выиграет, то другой проиграет), и отношения подлинного сотрудничества — между участниками одной команды. Такое сотрудничество, участие в коллективной деятельности помогает ребенку «выйти» из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны. Это очень важно. Например, ребенок играет в «колдунчики». Он убегает от «колдуна» и, кроме этого, может «рассалить», «оживить» уже заколдованного. Сделать это малышу бывает страшно: его ведь могут заколдовать. Но если взглянуть на ситуацию извне, то оказывается, что если он расколдует своего товарища, то тот потом сможет расколдовать его самого. Умение посмотреть на ситуацию со стороны непосредственно связано с самым важным компонентом воображения — особой внутренней позицией. Ведь именно эта позиция и дает ребенку возможность вносить смысл в ситуацию, делать плохое хорошим, страшное смешным.

Таким образом, игра с правилами, наряду с режиссерской, образно-ролевой и сюжетно-ролевой играми, — необходимое условие развития воображения в дошкольном возрасте.

Подвижные игры особенно важны в настоящее время, когда все дети «заболевают» видеоиграми, компьютерными играми. О вреде сидячего образа жизни написано немало, но ведь важно еще и то, что именно подвижные игры с правилами помогают детям укреплять социальные связи, опять же развивать воображение, способность стремиться, сотрудничать.

В основе таких игр лежат различные движения: ходьба, бег, прыганье, скачки, лазание, метание и т.д. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего организма в движении, благотворно сказываются на его эмоциональной сфере, способствуют накоплению двигательного опыта. Дети учатся работать сообща, доверять друг другу, быть четными, дисциплинированными. Развивается внимание, повышается скорость реакции, сообразительность, находчивость. Выполнение правил способствует формированию волевых черт характера, организованности. Большинство подвижных игр рассчитано на участие большого количества детей. Ребята учатся взаимодействовать, сговариваться, учитывать мнения окружающих, разрешать конфликты. Здесь проявляются лидерские качества отдельных детей, отстающим вся команда стремится помочь, чтобы добиться победы. Для взрослого же это отличная возможность наблюдать за уровнем взаимодействия и выделять некоторые тревожные знаки.

Детям младшего и среднего дошкольного возраста интереснее всего играть в сюжетные подвижные игры, старшим же нравятся такие игры, где они могут проявить смелость, находчивость и т.п.

В последнее время появилась тенденция к замене подвижных игр спортивными занятиями. В какой-то мере это нормально, если учитывать рост уровня физической культуры населения. Однако игра должна оставаться игрой – увлекательным разнообразным занятием. А спорт подразумевает однообразные оттачивания определенных навыков и движений. Спорт стал престижнее игры. А между тем подвижная игра отражает педагогический талант целого народа, и в ней заложено много смысла. Предположим, у нас есть мальчик, талантливо играющий в футбол в роли нападающего. Он уже вряд ли станет вратарем или защитником. Таким образом, появляется однобокость, негибкость развития. Лапта или вышибалы – это одни из любимых игр, но футбол в данном случае становится единственной.

Дидактические игры строятся на основе автодидактизма и самоорганизации детей, а также организуются и проводятся взрослыми и без их участия не существуют. Для дидактической игры, как и для другой любой игры с правилами, характерно наличие игрового замысла. Игровые задачи могут быть самые разные. Разнообразны и игровые действия: подбор предметов или картинок, нанизывание, складывание, передвигание, имитация движений. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания.

Правила в игре разные: одни из них определяют характер игровых

действий и их последовательность, другие регулируют отношения между играющими. Есть правила, ограничивающие или запрещающие определенные проявления и действия или предусматривающие «наказание» за нарушение других правил и совершенно других действий. Между игровым замыслом, игровыми действиями и правилами существует тесная взаимосвязь. Игровой замысел определяет характер игровых действий. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно. Это свойство игры — обучать и развивать ребенка через игровой замысел, действия и правила – автодидактизм.

Дидактические игры способствуют упражнению детей в применении знаний, более глубокому их усвоению. Существует большое количество игр, направленных на систематизацию знаний.

В процессе дидактической игры совершенствуются познавательные процессы ребенка. В играх с народными дидактическими игрушками совершенствуется сенсорная культура детей: развивается восприятие цвета, величины, формы предмета. В некоторых словесных играх совершенствуются операции мышления: сравнение, обобщение, классификация. В целом ряде игр формируется сообразительность и умственная активность. Каждая дидактическая игра требует длительной концентрации внимания, имеются специальные игры, развивающие внимание.

В дидактической игре формируется умение подчиняться правилам, так как от точности их соблюдения зависит и исход игры. В результате игра оказывает влияние на волевое поведение, произвольную концентрацию внимания. Дидактическая игра – это средство всестороннего развития ребенка. Причем, учитывая, что игра – это всегда увлекательное занятие, она вызывает непроизвольное внимание, что существенно облегчает восприятие новых навыков и не перегружает ребенка. Выходит, вместо того, чтобы заставлять ребенка заниматься неинтересной ему деятельностью, можно попытаться представить эту деятельность в виде увлекательной игры.

Следует отметить, что сложность игры должна возрастать по мере взросления детей. Как только ребенок осваивает данный вариант игры, нужно показать ему новый вариант, усложнить задачу.

Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами. Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *