Игрушки и игры для детей

Не секрет, что игрушки и игры прежде всего должны приносить ребёнку радость и удовольствие. Однако, веселое времяпрепровождение – далеко не единственная функция игрового процесса. Игры имеют огромное значение для правильного формирования личности и психологических особенностей ребёнка. Они помогают ребёнку легче освоится в реальной жизни – узнавать что-то новое, получать практический опыт, развивать моторику, память, фантазию и воображение, понимать причинно-следственные связи, просчитывать последствия того или иного действия, вырабатывать навыки общения как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. Дети, в жизни которых присутствует большое количество разнообразных игрушек, подходящих им по возрасту и позволяющих обучаться и развиваться в игровой форме, намного быстрее учатся ходить, говорить, читать и писать, легче осваивают школьную программу.

Мы понимаем, почему так важно, чтобы с самого раннего детства у ребёнка были правильные игрушки, поэтому специально для Вас и Ваших малышей мы подобрали игрушки, развивающие игры и наборы для творчества от самых лучших мировых производителей.

В этом разделе собраны игрушки, игры, игровые наборы, наборы для детского творчества и хобби самых разных категорий и направлений. Для того, чтобы перейти в интересующую Вас категорию, нажмите на соответствующую иконку.

Не проходите мимо нового тренда — спиннеров. Спиннер — это новая модная игрушка-антистресс. Она занимает ваши руки, помогает снять напряжение и отвлечься, развивает мелкую моторику. Спиннер просто зажимают между двумя пальцами одной руки и раскручивают пальцем другой, либо делают несложные, но завораживающие трюки.

В подразделе «Пластилин» Вы можете купить наборы с формирующейся массой для лепки марок Plastelino (Пластелино) и Play-Doh (Плэй-До). Пластилин этих брендов известен своими отличными качествами – превосходно лепится и держит форму, не пачкает руки, не прилипает к одежде, коврам и другим поверхностям, изготавливается только из экологически чистых, гипоаллергенных и безопасных материалов.

Каталог «Головоломки» объединяет игрушки, способствующие развитию логики. В этом разделе Вы можете купить легендарные игрушки Perplexus (Перплексус), которые могут надолго увлечь не только ребёнка, но и взрослого человека.

В подразделе «Наборы для творчества» представлены игровые наборы, которые помогут Вашим детям проявить свои творческие таланты, развить творческие способности, фантазию, воображение, в общем все игрушки, стимулирующие развитие креативного мышления. Здесь размещены наборы для вязания и шитья, аксессуары, принадлежности и расходные материалы для создания авторских украшений.

Кроме того, в этом разделе нашего интернет-магазина Вы можете купить кинетический песок Kinetic sand (Кинетик сэнд) от компании Spin Master.

Игры и игрушки дошкольников в современной детской субкультуре

Горбунова О. Ф.,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования

ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, Республика Хакасия, Россия

Аннотация: Целью статьи является отражение результатов эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей игровой деятельности дошкольников в современной детской субкультуре. Исследование показало наметившуюся тенденцию в изменении сюжетов игр современных детей, предпочтение в них новых героев и ролей из зарубежных мультфильмов и фильмов, что можно считать характерной особенностью субкультуры современного детства, формирующегося под влиянием средств массовой информации.

В условиях развития демократического общества проблемы детства приобретают все большее значение, которые требует создания и обеспечения специальных условий для его существования, приоритетности внимания к нему со стороны общества и государства. Детство — это социальный феномен и неотъемлемая часть образа жизни и культуры человечества. «Детство — это своеобразный этап в развитии человека, вековой период, который характеризуется качественными особенностями психических процессов и характерным типом ведущей деятельности. Рядом с этим детство — это самоценный, уникальный и фундаментальный период в развитии человека, так называемое «золотое время» его жизни». (Кудрявцев В.Т., 2009, 64-65).

Изменения, происходящие в российском обществе в начале XXI в., вторжение в повседневную жизнь информационных технологий, агрессивное воздействие информационной среды на сознание человека, смена ценностных приоритетов, ускорение и интенсивность жизнедеятельности, оказывают значительное воздействие на существующие формы культурной коммуникации в социуме, в том числе и на бытие детей.

Сферой детского самобытия является мир субкультуры, вовлекающий практически каждого ребенка в детское сообщество. В.В. Абраменкова считает, что «детская субкультура — в широком значении — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития» (Абраменкова В.В., 2000, с.27). Детская субкультура оказывает существенное воздействие на формирование мировидения ребенка и становление его духовно-нравственных начал.

Одним из проявления детской субкультуры, наряду с детской картиной мира (детское философствование, сказочный мир, совокупность ценностей и представлений о мире), детской модой, детской речью, детским фольклором, является игра. Для детей дошкольного возраста игра — это ведущий вид деятельности, в которой происходит всестороннее развитие ребенка, складывается и совершенствуется управление поведением, в том числе и социальным (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.). Игра — это самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения ребёнка, тормозит развитие общения, как со сверстниками, так и со взрослыми. Поэтому, состояние детской субкультуры игры, мы, вслед за российским психологом Б.Д. Элькониным, считаем важными индикаторами положения детства в России.

Проведенный теоретический анализ детской субкультуры свидетельствует о тенденциях трансформаций данного элемента детства. Это проявляется, прежде всего, в сужении игрового пространства детства, увеличения различий в сюжетах игр современных детей, культурой игры девочек и мальчиков. Сегодня в обществе наблюдается противоречивая ситуация по отношению к детству и детским играм. С одной стороны, — выпускается широкий спектр дорогостоящей продукции для игр современных детей, с другой стороны, — очень много предлагаемых товаров для детей не учитывают возрастную, психологическую адресованность для развития ребенка, а отражают конъюнктурный спрос на «модные» игрушки из мультфильмов. Взрослые все меньше уделяют внимание игре и общению со своими детьми.

Чтобы разобраться в причинах такой ситуации, мы провели эмпирическое исследование в дошкольных образовательных учреждениях г. Абакана Республики Хакасия, целью которого являлось изучение особенностей сюжетно-ролевых игр в современной детской субкультуре. Для реализации поставленных целей и задач использовался комплекс методов исследования: опрос воспитателей, анкета для родителей, наблюдение за играми детей, опрос детей, проективная рисуночная методика «Моя любимая игрушка». Нас интересовала широкая и обобщенная картина того, во что и как играют современные дошкольники.

Интересный эмпирический материал был получен при опросе детей. Анализируя ответы детей, мы обращали внимание: на игровые интересы и предпочтения детей в детском саду и дома; на любимые сюжеты и роли; на любимые игрушки. Анализ ответов показал характер игровых предпочтений детей. В качестве своей любимой игрушки многие мальчики называли героев иностранных мультфильмов: «Человека- паука», «Черепашки ниндзя» «Бетмена»; роботов — трансформеров. У девочек — это Винкс»; «Барби и Кен», «Русалочка», «Маша и медведь», «Лунтик». На вопрос о том, почему им нравятся эти герои?, дети показали следующее. Девочки говорили, что: «…они красивые» (42%), «.очень добрые» (31%); «…помогают другим героям» — 26%. Мальчики отметили смелость героев (31%) , храбрость — 26%; силу и ловкость назвали 25 % мальчиков; «… они хорошие, потому, что спасают других», — показали 15% детей.

Таким образом, анализ ответов мальчиков свидетельствует о том, что больше всего они любят играть в героев иностранных мультфильмов. Опрос детей показал, что все они любят играть в коллективные игры. Большинство детей говорили о том, что, им нравится играть в детском саду, «. потому что здесь много друзей и игрушек». Дома дети чаще всего играют в одиночные игры, «сам с собой», так как родители часто заняты своими делами, а старшие братья и сестры предпочитают играть за компьютером.

Анализируя выбор сюжетов и ролей, нужно отметить, что в играх детей дошкольного возраста сохраняются традиционные сюжеты, бытовавшие на протяжении длительного времени. Это архетипические игровые сюжеты, которые сродни сюжету волшебной сказки. Герои сюжетных игр девочек олицетворяют в себе красавицу, царевну, принцессу. Это и понятно, ведь становление девочки, ее внутреннего мира, половая идентификация связаны с ее стремлением стать красивой женщиной, у которой есть семья, дети. Первоначально эти стремления реализуются и осознаются в играх. Мы выяснили, что предпочитаемыми сюжетами игр современных девочек являются игры в «семью», «Барби и Кен», «Дочки- матери»; «больничка», «парикмахерская», «Семья в кафе» и др. У мальчиков преобладают военизированные сюжеты, однако на смену рыцарям и солдатикам приходят новые игровые роли: Бэтмен, Человек — паук, Халк, Черепашки ниндзя, тачки, полицейские и другие. Новым становится факт предпочтения ролей мультфильмов и фильмов (в основном зарубежных). Играя с современными игрушками, дети, как правило, отказывались вводить в сюжет традиционные игрушки, объясняя это тем, что «так нельзя» или «не хочется». Кроме того, дети также любят играть в строительные игры, с конструктором «лего» или с отдельными предметами

(например, катать машину), играть в подвижные игры. Девочки больше любят играть в куклы.

Наблюдение за свободной игровой деятельностью показало, что многие дети старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевые игры не играли. Они демонстрировали отдельные предметные действия с персонажами мультфильмов: «Человек-паук», «Черепашки-ниндзя», «Бетмен», «Тачки» и др., либо занимались с другими играми и игрушками. Остальные дошкольники (в основном девочки) демонстрировали те или иные варианты ролевой игры. Герои и сюжеты, в которые играли дети, были связаны больше всего с телепередачами и мультфильмами (чаще всего иностранного происхождения). Остальные сюжеты встречались в единичных случаях и имели самый разнообразный характер («дочки-матери», «семья» «полиция», «больница», «салон красоты», и т. п.). Обращает на себя внимание тот факт, что среди сюжетов детских игр фактически отсутствовали сюжеты, связанные с профессиями близких взрослых. Современные дошкольники предпочитают проигрывать в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных фильмов, в которых они воспроизводят роли телевизионных героев. Это может свидетельствовать о том, что дети лучше знакомы с жизнью и отношениями героев фильмов, чем разнообразной жизнью близких взрослых. Поэтому социальная жизнь взрослых перестает быть содержанием детских игр, а их место все больше занимают виртуальные персонажи.

На вопрос о том: «Какие игрушки находятся в группе и достаточен ли их ассортимент для игры детей?», — большинство педагогов указали на бедность и стереотипность игрового материала: машинки, пазлы, куклы, настольно-печатные игры, мозаику и другие. Воспитатели отмечали, что дети часто приносят с собой игрушки в детский сад. Девочки, в основном, «Барби» и атрибуты к этой игре, куклы-пупсы, атрибуты к играм «парикмахерская», «больница» и пр. Мальчики — машинки, любимые персонажи героев мультфильмов: «Человек-паук», «Черепашки-ниндзя», «Бетмен», «Тачки», «Халк», которые демонстрируют друг другу.

В завершении нашего исследования мы использовали проективную рисуночную методику «Моя любимая игрушка». Анализ детских рисунков показал, что чаще всего дети рисовали любимых героев мультфильмов: «Винкс», «Брби», «Бетмен», «Тачки», «Халк», «Жлезный человек», «Бакуганы», «пакемоны», супермены, роботы и др. Эти рисунки отличались яркостью, красочностью, своеобразием, чаще всего они носили реалистичный характер. Герои на них были такими, какими дети их видят на экранах телевизора. Яркость и красочность рисунков детей свидетельствовала о том, что эти герои им очень близки и любимы. Нередко, в рисунках дети рисовали не только самого героя, но и передавали знакомый сюжет. Мальчики чаще всего рисовали супергероев, и это естественно, ведь эти герои в их представлении являются сильными мужественными.

Таким образом, можно заключить, что игры современных детей в современной субкультуре детства отличаются неповторимостью и своеобразием. Игры мальчиков отражают отдельные предметные действия с персонажами иностранных мультфильмов: «Человек-паук», «Черепашки-ниндзя», «Бетман и нередко имеют агрессивную

направленность. Игры девочек отличаются ролевой направленностью: «дом», «семья», «дочки-матери», «больница», «парикмахерская». Особое место в детских играх занимают игрушки из мультфильмов. Яркие и многообразные, они не всегда понятны взрослым, часто бесполезные и неразвивающие.

Кроме того, проведенное исследование показало, что игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше барби, тачек, халков, бакуганов», пакемонов, суперменов, роботов-трансформеров в детской субкультуре сегодня является престижным. Не смотря на обилие игрушек и атрибутов к ролевым играм, сюжеты творческих игр довольно однообразны. В воображаемой ситуации с игрушками нового поколения, как девочки, так и мальчики действуют в соответствии с пересказом сюжета, увиденного по телевизору, и не допускают изменения характера и имени героя. Это является характерной приметой нашего времени и явлением субкультуры игры современных детей.

Литература

1. Абраменкова, В.В. 2000. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж.

2. Кудрявцев, В.Т. 2009. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 4. — С. 64-68.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *