Игры речевые

Игры по развитию речи — раздел, где можно найти игры, разработанные и апробированные педагогами ДОУ (детских садов) по развитию лексико-грамматического строя, формированию фонетико-фонематической стороны, по развитию связной речи, формированию правильного звукопроизношения, по развитию мелкой моторики.

Речь — является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание. Специальные занятия в игровой форме способны своевременно предотвратить неправильное формирование речи и её функций.

Игровые пособия, игры

Содержится в разделах:

  • Логопедические и речевые игры
  • Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 5095.
Все разделы | Игры по развитию речи

Новое

Методическое пособие по развитию речи «Лэпбук» «Лэпбук» по развитию речи. Воспитатель Нагирная Галина Васильевна. МБДОУ МО «Центр-детский сад» 98″. «ЛЭПБУК» – представляет собой тематическую папку, книжку – раскладушку, в которой собраны материалы в одну определенную тему. В лэпбуке представлены игры и речевой материал по…

Педагогический проект «Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей первой младшей группы» Педагогический проект Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей первой младшей группы «Наши пальчики играют – говорить нам помогают». «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский. Название проекта: «Наши пальчики играют – говорить нам помогают»….

Игры по развитию речи — Дидактические игры как средство развития связной речи детей

Публикация «Дидактические игры как средство развития связной речи…» Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов-нерешительности, застенчивости. Не менее важным фактором является и то, что игра-это упражнение по…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Консультация для воспитателей «Словесные игры на развитие речи для детей старшего дошкольного возраста» Кроме дидактических игр и упражнений с наглядным материалом при проведении ОД и во время режимных моментов в старшей группе используются словесные упражнения и игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Словесные игры наиболее сложны: они не связаны с…

Мастер-класс «Развитие речи дошкольников через дидактические игры» Мастер — класс «Развитие речи дошкольников через дидактические игры» Подготовила: Полежаева Ольга Викторовна Актуальность • Актуальность проблемы развития речи определяется социальной значимостью и ролью в формировании личности, которые в свою очередь требует выбора средств и…

Речевые игры по всем возрастам Мы играем — речь развиваем КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Младший возраст. «ЧЕЙ ПАРОХОД ЛУЧШЕ ГУДИТ?» Цель. Добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка. Развитие длительного целенаправленного ротового выдоха. Подготовительная работа. Педагог…

Игры по развитию речи — Семинар-практикум по технологии Бизиковой О. А. «Развитие диалогической речи дошкольников в игре»

Статья «Семинар-практикум по технологии Бизиковой О. А. «Развитие…» Семинар — практикум по теме: Технология Бизиковой О.А. «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» Основной целью методического мероприятия было повышение педагогической компетентности педагогов по проблеме применения инновационных технологий по речевому развитию детей, а…

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Речь к презентации на тему «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр». Иголкина Л.В Слайд № 2 Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: расширить педагогические знания по использованию дидактических игр для развития речи у…

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Кормушка для птиц. Игра «Кто к нам в гости прилетел?» Конспект организации непосредственно — образовательной деятельности детей 1 младшей группы «Колобок» по развитию речи. Тема :»Кормушка для птиц . Ирга «Кто к нам в гости прилетел?». Автор конспекта: воспитатель 1 кат. Иванова Елена Николаевна. МАДОУ детский сад «Теремок». Цель:…

План по самообразованию «Роль игры в развитии речи дошкольников» План по самообразованию «Роль игры в развитии речи дошкольников» План работы по самообразованию Воспитатель Абраамян Мариам Гамлетовна Тема: «Роль игры в развитии речи дошкольников» Цель: формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста. Задачи: — Создание…

Страницы: 2 3 4 … 510

Формирование правильных коммуникативных способностей включает в себя:

  • Развитие связной речи
  • развитие навыков общения
  • формирование правильного звукопроизношения
  • развитие фонетико-фонематической стороны речи
  • развитие мелкой моторики.

Образовательный процесс в ДОУ, построен так, чтобы создать необходимые условия для формирования потребности в общение и её реализации. Для этого педагоги ДОУ используют разнообразные игровые приемы, игры и методические пособия, творческие подборки на основании программы собственного изготовления, вызывающие интерес дошкольников.

Игровые пособия разнообразны, красочны, многофункциональны. К примеру, подвижные игры (драматизация-постановка сказки с участием детей и использованием изготовленными педагогами атрибутов)- побуждают детей в игре получать, закреплять навыки правильного общения или звукопроизношения. Настольные игры изготавливаются из различного материала и направлены на формирование основных функций речи и мыслительных способностей. К тому же такие игры способны разнообразить подачу материала, снять напряжение, сконцентрировать внимание, во время освоение нового материала.

26.09.2010 13983

Учить ребенка правильной речи надо, прежде всего, путем примера. Все старания родителей и других окружающих ребенка взрослых должны быть направлены на то, чтобы он слышал правильную, ясную и логически последовательную речь. Нельзя допускать сюсюканья, подражания детским словам, какими бы милыми и смешными они ни казались. Говорить с ребенком надо обыкновенным, доступным для его понимания языком, в нормальном темпе, ясно и четко.

Желая познакомить его со звуками и буквами родного языка, следует учить их правильному обозначению: названия букв даны в алфавите, согласные звуки произносятся кратко, отрывисто.

Например: буква Бэ — звук . Кроме того, надо объяснять ребенку, что в языке есть звуки, которые мы слышим и произносим сами (но не видим), а есть буквы, которые мы видим и пишем.

Игры на развитие речевого и фонематического слуха

1) Игра «Кто позвал»

Задача: научить ребенка узнавать человека по голосу.

Описание. В игре участвует не менее 3 детей. Один из них становится в центре и закрывает глаза. Взрослый укапывает на кого-нибудь из оставшихся детей, не называя его по имени. Тот должен позвать стоящего в центре, а он должен угадать, кто его позвал. Если водящий правильно угадал имя, он меняется местами с тем ребенком, который его позвал, и теперь отгадывать будет он. Если же водящий ошибся, попытка повторяется после того, как дети поменялись местами.

2) Игра «Кто так разговаривает»

Задача: научить ребенка отличать голоса животных друг от друга, подражать им. Оборудование: мяч.

Описание. I вариант. В игре участвует группа детей из 4-5 человек, стоящая полукругом. Взрослый стоит в центре, держит в руках мяч. Затем бросает мяч одному из детей, называя какое-либо животное (например, кошка). Ребенок, поймавший мяч, должен вспомнить голос кошки, изобразить его и одновременно вернуть мяч водящему.

II вариант. Водящий может бросать мяч и произносить предложение: «Покажи, как мяукает кошка». А ребенок, возвращая мяч, подражает голосу кошки.

3) Игра «Прислушайся»

Задача: развить остроту слуха. Описание. .

1 вариант. Можно играть вдвоем: ребенок и взрослый. Они стоят друг от друга на расстоянии 1,5-2 м или сидят по боковым краям прямоугольного стола.

По очереди шепотом произносят простые, доступные для понимания и произношения ребенка слова, лучше всего существительные: мама, кот, дом, книга, собака, девочка, банан и т. д. Сидящий напротив должен повторить то, что он услышал.

2 вариант. Играющие (4-5 человек) строятся в шеренгу. Ведущий (в начале игры взрослый, далее ведущим может быть ребенок) стоит напротив на определенном расстоянии и четким, внятным шепотом отдает команды детям: поднять руки вверх, вытянуть перед собой, в стороны, встать на цыпочки, наклониться и т. д. Дети должны услышать нужную команду и правильно ее выполнить.

4) Игра «Выполни задание»

Задача: научить ребенка выполнять задание по словесной инструкции взрослого.

Оборудование: различные игрушки, знакомые ребенку предметы.

Описание. Можно играть вдвоем или с группой детей. Взрослый дает ребенку задание, сидя на определенном расстоянии от него. Остальные дети (если они есть) должны сидеть тихо и не подсказывать. Задания должны быть короткие и простые: например, принеси чашку, отнеси тарелку, посади в коляску куклу и т. д. Постепенно можно увеличить расстояние между ребенком (детьми) и взрослым.

5) Игра «Хлопай — не ошибайся»

Задача: тренировать детей в порядковом счете до 5 выполнять действия по словесной инструкции взрослого.

Описание. Можно играть вдвоем или с группой детей. Дети стоят (или сидят) напротив взрослого. Он говорит им, что будет считать до 5 и как только он произнесет число пять, все должны сделать один хлопок.

На другие числа хлопать не надо. Ребенок (или дети) вместе со взрослым считают от 1 до 5, приготавливая ладони и приближая их друг к другу, но не хлопая ими. 2-3 счета игра проводится правильно. Затем взрослый начинает «путаться»: при произнесении любого из чисел (но не 5) быстро приближает ладони, как будто хочет хлопнуть. Дети, которые последовали примеру взрослого и хлопнули, выбывают из игры.

6) Игра «Отгадай звук»

Задача: научить детей отличать звуки друг от друга, выделять заданный звук в начале слова.

Описание. Можно играть вдвоем или с группой детей из 3-5 человек.

Играющие сидят за столом, взрослый объясняет, что будет показывать и называть картинки, а дети слушают и отгадывают, какой звук есть во всех этих словах.

Первый ряд картинок на звук можно разобрать и произнести вместе, выделяя найденный звук, произнося его четко, обращая на него внимание детей. Затем в следующем ряду картинок дети пробуют сами услышать повторяющийся звук.

7) Игра «Лото»

Задача: научить ребенка правильно соотносить слово с его изображением на картинке.

Оборудование: любое детское лото для малышей.

Описание. Лучше играть с группой детей из 4-5 человек. Взрослый раздает детям большие карты, а сам показывает и называет маленькие карточки, повторяя 2-3 раза. Ребенок, у которого нужная карточка, должен назвать свой предмет. Пропущенные карточки откладываются и в конце игры называются снова.

Кто первым закроет всю свою карту, объявляется победителем.

Игры на развитие слоговой структуры слова

1) Игра «Повтори за мной»

Задача: научить детей запоминать и повторять в заданной последовательности услышанные звуки.

Например: , , , , , и т. д.

2) Игра «Скажем по слогам»

Задача: научить ребенка правильно проговаривать слова по слогам.

Описание. Взрослый называет знакомые ребенку слова из правильно произносимых им звуков по слогам, начиная с коротких (от одного до трех слогов). Ребенок повторяет слова за взрослым, соблюдая деление на слоги.

Не допускаются пропуски слогов или перемена их местами.

Например, дом (1 слог), ко-ни (2 слога), му-ха (2 слога), ок-но (2 слога), со-ба-ка (3 слога) и т. д.

Игры, направленные на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя

– Существительные

1) Игра «Вопрос-ответ»

Задача: пополнить словарный запас детей словами, обозначающими предметы, действия, признаки предметов.

Оборудование: игрушки, окружающие предметы, картинки с предметами, знакомыми ребенку, сюжетные картины, на которых видны действия с этими предметами.

Описание. Можно играть вдвоем или с небольшой группой детей из 2-3 человек.

Взрослый показывает ребенку разные игрушки или указывает на окружающие его предметы, задавая вопрос: «Кто (что) это?» Ребенок отвечает одним словом, называя предмет.

2) Игра «Мальчику или девочке»

Задача: закрепить понятие о женской и мужской одежде и обуви, пополнить словарный запас детей новыми существительными, обозначающими одежду, обувь, головные уборы.

Оборудование: картонные мальчик и девочка, картинки с изображением предметов мужской и женской одежды, обуви, головных уборов.

Описание. Игра проводится по типу соревнования. Вызываются двое детей: один из них (лучше мальчик) выбирает предметы одежды для девочки, другой (девочка) — для мальчика. Ребенок должен правильно выбрать подходящие предметы раньше другого играющего.

Затем то же повторяют с обувью, головными уборами и т. п.

3) Игра «Разложи по группам»

Задача: научить детей классифицировать предметы по группам и объединять их одним общим понятием.

Оборудование: картинки из лото на основные обобщающие понятия, доступные ребенку в этом возрасте: игрушки, посуда, мебель, одежда, обувь, овощи, фрукты, животные.

Описание. Можно играть с одним ребенком или с группой детей из 3-4 человек. Лото состоит из нескольких карт, разделенных на 2 части. Например, на одной из клеток первой большой карты изображено платье, на другой — туфли, на второй — яблоко и огурец и т. д.

На отдельных маленьких карточках изображены различные овощи, фрукты, животные, предметы посуды, мебели и т. д. Взрослый является ведущим, показывает и называет маленькую карточку, а кто-то из детей должен взять ее себе, если она ему подходит.

Игра ведется до тех пор, пока не закроются карты у всех. Выигрывает тот, кто раньше других соберет все маленькие карточки, не допустив ни одной ошибки.

4) Игра «Загадки»

Задача: развить сообразительность детей, расширить их словарный запас.

Оборудование: игрушки или картинки, о которых будут загадки, доступные для понимания ребенка.

Описание. Играть можно с одним ребенком или группой детей.

1 вариант. Сначала на виду у детей раскладываются игрушки или картинки по количеству загадок. Затем взрослый медленно читает загадку, содержащую понятные ребенку сравнения или описания.

Отгадывающий должен выбрать и назвать соответствующую игрушку или картинку.

2 вариант. Далее игра усложняется, если ребенок справляется с первым вариантом. Он выбирает подходящую картинку из ряда других. Если игра проводится с группой детей, картинки раздаются поровну между играющими.

– Прилагательные

1) Игра «Какой предмет?»

Задача: научить детей согласованию прилагательных с существительными.

Описание. Можно играть вдвоем или с небольшой группой детей.

Играющие договариваются называть предметы одного цвета или размера (формы, материала), находящиеся вокруг или существующие на самом деле, но не расположенные рядом.

Предметы называются по очереди в согласовании с прилагательными. Например, красный мяч, красная куртка, красная ручка, красное яблоко; квадратный телевизор, квадратная тумбочка, квадратный торт и т. д.

2) Игра «Назови цвет»

Задача: упражнять детей в различении цвета предметов, различать близкие цвета, тренировать в правильном согласовании существительных с прилагательными.

Оборудование: предметные картинки с изображением знакомых ребенку предметов: солнце, помидор, огурец, цыпленок, облако, роза, морковь, машина, груша, апельсин, капуста, шар, платье и т. д.; квадратики (или кружочки) разных цветов, соответствующих цветам и количеству предметов.

Описание. Лучше играть парами: поначалу взрослый и ребенок, далее дети могут играть самостоятельно. Все картинки и квадратики распределяются поровну между игроками.

Ведущий называет предмет, а другой играющий находит квадратик соответствующего цвета и проговаривает словосочетания: цыпленок желтый, помидор красный, шар синий, капуста зеленая, платье розовое и т. д.

– Глаголы

1) Игра «Кто как голос подает»

Задача: научить детей различать голоса домашних животных и птиц, подражать им, правильно образовывать глаголы.

Оборудование: игрушечные домашние животные и птицы или соответствующие картинки со знакомыми детям животными и птицами (петух, курица, утка, гусь, кошка, собака, корова, лошадь, свинья).

2 вариант. В игру можно играть и по-другому: в ответ на изображение голоса животного или птицы взрослым ребенок называет само животное и его дей ствие. Например, мяу-мяу — мяукает кошка; гав-гав -тает собака и т. д.

2) Игра «Отгадай, что я делаю»

Задача: пополнить словарный запас детей новыми глаголами.

Описание. Можно играть вдвоем и по очереди быть водящим или с небольшой группой детей на 3-4 человек. Взрослый шепотом дает поручение водящему, который молча изображает его жестами и мимикой. Остальные играющие должны догадаться, что делает водящий. Тот ребенок, который отгадал, становится ведущим. Действия должны быть знакомыми для ребенка в этом возрасте: спит, ест, пьет, умывается, рисует, моет посуду, стирает и т. д.

– Числительные, местоимения, наречия

1) Игра «Считай правильно»

Задача: научить детей порядковому счету до 5 и обратно, правильно согласовывать количественные числительные с существительными.

Оборудование: лото, состоящее из больших карт и маленьких карточек, где количество знакомых ребенку предметов разное, от 1 до 5. Если нет в наличии больших карт, можно использовать второй комплект таких же картинок.

Описание. Детям раздаются большие карты, а взрослый показывает маленькие карточки и задает вопросы: «Кто возьмет три мяча?», «Две куклы?», «Пять конфет?», «Одно ведро?» и т. д. Дети должны увидеть на своих картах такую же картинку и правильно ответить на вопрос: «У меня три мяча (одно ведро)» и т. д.

2) Игра «Измени слово»

Задача: научить детей правильно использовать в речи глагол в зависимости от местоимения.

Оборудование: воздушный шар или мяч.

Описание. Играть можно с одним ребенком или с группой детей.

3) Игра «Скажи наоборот»

Задача: пополнить словарный запас детей словами с противоположным значением.

Оборудование: воздушный шар или мяч.

Описание. Играть можно с одним ребенком или группой детей. Взрослый бросает шар, называя действие, признак предмета или наречие. Поймавший шар должен, возвращая его, назвать слово, противоположное по значению. Например: большой — маленький, хорошо — плохо, взять — положить ит. д.

Слова, предлагаемые ребенку, должны быть ему хорошо известны. Если ребенок сделал ошибку, еще раз повторяется бросание и возвращение шара с правильным проговариванием слова. Ребенок, не ответивший быстро, выбывает из игры.

Назови ласково

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Ведущий указывает на игрока и называет предмет, а игрок должен назвать этот предмет ласково. За каждое неправильно сказанное слово игрок отдает фант или сам становится ведущим.

Скажи наоборот

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Ведущий называет слово, а игроки должны назвать слова, противоположные по смыслу: большой – маленький, добрый – злой, умный – глупый, твердый – мягкий, черное – белое, зима – лето, день – ночь и т.д. Выигрывает тот, кто назовет наибольшее количество противоположностей

Закончи предложение

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Ребенок должен закончить предложения:

Мама положила хлеб… куда? ( в хлебницу)

Брат насыпал сахар… куда? ( в сахарницу)

Бабушка сделала вкусный салат и положила его… куда? ( в салатницу)

Папа принёс конфеты и положил их … куда? (в конфетницу)

Марина не пошла сегодня в школу, потому что… ( заболела)

Мы включили обогреватели, потому что… (стало холодно)

Я не хочу спать, потому что… ( ещё рано)

Мы поедем завтра в лес, если… (будет хорошая погода)

Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)

Кошка забралась на дерево, чтобы…(спастись то собаки)

Кому угощение?

Количество игроков: любое

Дополнительно: картинки с изображением животных

Ведущий говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц — гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

Назови три слова

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.

Кто сделал меньше всего шагов, тот проиграл.

Зоопарк

Количество игроков: любое

Дополнительно: игровые часы

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

1. Внешний вид;

2. Чем питается.

Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

Что бывает… Какое бывает…

Количество игроков: любое

Дополнительно: мяч

Начните игру словами:

«Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…» и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один).

«Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… » и так далее о других предметах или живых существах.

«А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?»

Или так:

Что бывает круглое?

Что бывает острое?

Что бывает жидкое?

Что бывает длинное?

Что бывает пушистое?

Что бывает твердое?

Что бывает квадратное?

Что бывает ароматное?

Что бывает синее? И так далее…

Один — много…

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Взрослый для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу там, где ждет ответа от ребенка.

«Стол — столы, сковородка — сковородки, кот — коты, сын — сыновья, дом — …., рот — … и так далее».

Вариант: «Стол — много столов, нос — много носов, дочь — много дочерей, …»

Гонки скороговорок

Количество игроков: не более 15-20 человек

Дополнительно: нет

Играющие выстраиваются в ряд. Ведущий распределяет между всеми играющими 5—10 скороговорок (примерно равной степени сложности) так, чтобы играющие, получившие разные скороговорки, чередовались. Затем тот, на кого укажет ведущий, должен сделать шаг вперед и быстро, три раза подряд, сказать полученную им скороговорку. Если задание выполнено хорошо, он остается впереди шеренги, если плохо — возвращается на свое место.

Победителями считаются все те, кто окажется к концу игры впереди шеренги.

Кто кем был или что чем было

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Короткие и длинные слова

Количество игроков: любое

Дополнительно: мяч

Игроки поочередно перебрасывают друг другу мяч, произнося короткие и длинные слова. После длинного слова обязательно должно следовать короткое и наоборот. Слова могут быть различаться или быть на определенную тему. Это также могут быть имена, клички для котенка или щенка.

Почтальон

Количество игроков: любое

Дополнительно: кон­верты с изображением животного или птицы

Игра формирует навык употребления имен существительных в родительном и дательном падежах.

Кон­верты с изображением животного или птицы, означают адре­сата (того, кому предназначено письмо) или адресанта (того, от кого это письмо).

Например:

Письмо корове от курицы. Письмо лисе от мышки. Письмо бабочке от улитки.

Ведущий говорит: «Лесной почтальон Барсук попросил нас помочь ему разнести письма. Вы будете брать письмо, смотреть кар­тинки и говорить, кому оно и от кого».

При затруднении ведущий оказывает помощь наводящими вопросами. Игра продолжается до тех пор, пока Барсук не разнесет все «письма».

Накорми птиц

Количество игроков: любое

Дополнительно: картинки с изображением кормушки, птиц; семена подсолнечника

Игра упражняет в употреблении предлогов, падежных окончаний, расширяет словарный запас, развивает внимание, мелкую моторику.

На картинку, где изображена кормушка, кладутся семена подсолнечника. Затем ребенок берет птичку, сажает в кормушку и говорит кого кормит: «Кормлю синицу».

Ребенку предлагается посадить птиц на ветку дерева, на елку, в кормушку и т.п.

Ребенок самостоятельно рассаживает птиц, обозначая их расположение. Взрослый при этом контролирует правильность употребления предложно-падежных конструкций.

Когда все птицы побывают в «столовой», взрослый просит ребенка закрыть глаза и убирает какую-нибудь птицу. Затем просит сказать, кого нет.

Что внутри?

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

дом — стол,

шкаф — свитер,

холодильник — кефир,

тумбочка — книжка,

пузырек — лекарство,

кастрюля — суп,

дупло — белка,

улей — пчелы,

нора — лиса,

автобус — пассажиры,

корабль — матросы,

больница — врачи,

магазин — покупатели.

Что есть – чего нет

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Ведущий называет предмет, который есть, а игроки отвечают, что у них нет данного предмета. Следите за тем, чтобы дети правильно употреблял грамматические формы.

У меня есть груша. У меня нет груши.

У меня есть груши. У меня нет груш.

У меня есть стол. У меня нет стола.

У меня есть столы. У меня нет столов.

У меня есть окно. У меня нет окна.

У меня есть окна. У меня нет окон.

У меня есть кот. У меня нет кота.

У меня есть коты. У меня нет котов.

У меня есть куртка. У меня нет куртки.

У меня есть куртки. У меня нет курток.

У меня есть нож. У меня нет ножа.

У меня есть ножи. У меня нет ножей.

У меня есть пирамида. У меня нет пирамиды.

У меня есть пирамиды. У меня нет пирамид.

Исправь меня

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Ведущий говорит с ошибками, а дети его должны исправить. Например:

– Я иду по вода.

– Заяц спит над снегом.

– Цветы стоят на вазе.

– Мальчик вышел за дома.

– Дождик идет под лесом.

– Рыбы плавают к реке.

– Девочка съела два тарелки каши.

– В магазине продают много хлеб.

– У коты пушистые усы.

– Курица зовет своих цыплятов.

Он-она-оно-они

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Ведущий называет существительное, а ребенок должен ответить местоимением.

Машина – она;

Потолок – он;

Ножницы- они;

Небо – оно.

и т.д.

Чьи хвосты, рога и ноги?

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Попросите ребенка ответить на вопросы со словом «чей?, чья? чьё? чьи?». Если ребенок говорит неправильно, просто повторите правильный вариант не заостряя на этом внимание.

Чей хвост у…

— белки? (беличий)

— собаки? (собачий)

— лисы? (лисий)

— воробья? (воробьиный)

— петуха? (петушиный)

Чьи уши у…

— медведя? (медвежьи)

— обезьяны (обезьяньи)

— кошки (кошачьи)

— козы (козьи)

— лошади (лошадиные)

Чья нога у….? Чьи рога у ….? Чьё сердце у…? и т.д.

Для поддержания интереса можно рисовать животных или показывать картинки.

Утро, день, вечер, ночь

Количество игроков: любое

Дополнительно: мяч

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.

Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание, передача мяча по кругу), дети отвечают на вопросы ведущего и рассказывают, что они делали утром, днем, что будут делать вечером, ночью.

Примерные вопросы:

• Что ты делал утром?

• Что ты делал вечером?

• Назови «соседей» утра.

• Сначала вечер, а потом?

• Назови пропущенное слово.

• Мы завтракаем утром, а обедаем…

Лови, бросай, дни недели называй

Количество игроков: любое

Дополнительно: мяч

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.

Дети становятся в круг. Ведущий, бросая мяч кому-нибудь из детей, может начать с любого дня недели:

— Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда…

Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели. Усложнение. Дети и логопед встают в круг. Логопед называет дни недели, на каждое слово хлопая мячом об пол:

— Понедельник. Вторник…

Вместо следующего дня недели логопед называет имя ребенка:

— Саша!

Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке.

Интервью

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Игра направлена на то, чтобы обучить ребенка давать четкие развернутые ответы и строить правильные диалоги. С ее помощью можно научить малыша формулировать вопросы, выражая в них главную мысль.

Проводить игру можно с ребенком в возрасте от 4 лет. Взрослый должен быть известным человеком (врачом, писателем, музыкантом, актером), а ребенок — журналистом, который берет у него интервью. Перед началом игры следует вместе с малышом подготовить список вопросов. У ребенка следует спросить, что интересует именно его?

Во время упражнения развивается память, появляются социальные навыки, совершен-ствуется словарный запас и умение вести диалог. Ребенок должен научиться: задавать вопросы так, чтобы тот, у кого он берет интервью, давал ему развернутый полный ответ.

Также можно поменяться с ребенком ролями и взять интервью у него.

Кто больше придумает

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Игроки придумывают предложения со словами, котрые называет ведущий. Не повторять того, что уже сказали товарищи. Те, кто правильно придумает, получает фишку.

Выигрывает тот, у кого будет наибольшее количество фишек.

Какой предмет?

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Игроки делятся на команды. Ведущий называет какой-нибудь предмет, а участники команд по очереди называют его признаки.

Например: лес — большой, дремучий, чистый, березовый, еловый, красивый, чахлый, грибной, далекий, близкий, зеленый и т.д.

Проигрывает та команда, которая не смогла назвать признак.

Больше, чем… Меньше, чем

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Взрослый ставит задачу:

— Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а вы называете предмет или животное, которое по размеру больше, чем я назвал.

Например, муравей — коробок, слон — дом, мышка — кошка, карандаш — самовар. И так далее.

Или наоборот. Вы называете что-то, а дети подбирают предмет, который меньше названного.

Начало, середина, конец

Количество игроков: любое

Дополнительно: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, «м» — и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части (н — начало слова, с — середина, к — конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками

Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук «м»: в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки.

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Ханты – Мансийского района «Детский сад «Голубок» п.Луговской»

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Чтобы речь детей была правильной и грамотной необходимо играть с ребятами в дидактические игры по развитию речи

Речевая игра: «Закончи предложение»

Взрослый говорит незаконченное предложение, а ребёнок договаривает незаконченное слово:

Зимой метель… (метёт).

Ночью ветер в трубах… (воет, завывает).

Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).

В лесу зимой голодный волк… (воет).

На зиму медведь в берлоге… (засыпает).

Мороз щёки и нос… (щиплет).

Зимой вода в реке… (замерзает).

Иней на ветках деревьев… (блестит).

Зимой снег всё вокруг… (накрывает).

Деревья зимой… (спят).

Под снегом травка зимой… (греется).

Зимой насекомые… (прячутся).

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю… СНЕГ.

С неба все скользят пушинки –

Серебристые… СНЕЖИНКИ.

Кружатся над головою

Каруселью… СНЕГОВОЮ.

На проселки, на лужок

Все снижается… СНЕЖОК.

Землю белой, чистой, нежной

Застелили постелью…СНЕЖНОЙ.

Вот веселье для ребят –

Все сильнее… СНЕГОПАД.

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в …СНЕЖКИ.

Снежный ком – на снежный ком,

Все украсили… СНЕЖКОМ,

Словно в белый пуховик

Мы одели… СНЕГОВИК.

Рядом – снежная фигурка –

Это девочка… СНЕГУРКА.

Дидактическая игра «Кто больше назовёт слов?»

Дидактическая игра «Кто придумает конец, то и будет молодец».

Цель: Развивать речевое внимание и речевой слух детей.

Ход: Воспитатель предлагает детям закончить фразу.

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало (жарко) .

Вдруг небо тучей затянуло,

Из тучи молния (сверкнула) .

Я сегодня утром рано

Умывалась из под (крана) .

Наша старшая сестра

Вяжет с самого (утра) .

Мы с Тамарой ходим парой,

Санитары мы с (Тамарой) .

Я не бегаю к врачу,

Я сама его (лечу) .

Мы не ели, мы не пили,

Бабу снежную (лепили) .

Как у нашей дочки

Розовые (щечки) .

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало (жарко) .

А рядом бегемотики

Схватились за (животики) .

А слониха вся дрожа,

Так и села на (ежа) .

Уровень сформированности словаря:

Дидактическая игра «Что может быть…?».

Задание:

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Задание:

— Я тебе буду говорить слова, а ты мне другие слова – слова – наоборот. Например: день-ночь.

Слабый -… (сильный), пасмурно — … (солнечно), хороший -… (плохой), утро — … (вечер), улыбаться — … (плакать), весело — … (грустно), сидеть — … (стоять).

Уровень сформированности звуковой культуры речи:

Дидактическая игра «Определи место звука в слове».

Задание:

— Ребенок рассматривает предметные картинки и раскладывает их так, чтобы в одной стопке оказались слова со звуком в начале, в другой — со звуком в середине слова.

— Почему остались лишние картинки? (Ребенок должен сказать, что осталась картинка с изображением рябины, т. к. звук не стоит ни в начале слова, ни в середине, а в конце слова).

Дидактическая игра «Подбери слово с заданным звуком».

Задание:

— Придумай слово на любой заданный звук, например: звук .

— Придумай слово, чтобы заданный звук был в середине (в конце) слова.

Уровень сформированности грамматического строя речи:

Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

Материал: предметные картинки — лимон, яблоко, елка и др.

Задание:

Ребенок рассматривает картинки, называет предметы и отвечает на вопросы:

Лимон — какой? (Желтый, сочный, кислый.)

Яблоко — какое? (Красное, круглое, вкусное.)

Елка — какая? (Высокая, зеленая, колючая.)

Игра «Как сказать по-другому?»

Задание: Об одном и том же можно сказать разными, но похожими словами. Такие слова называют близкими по смыслу или словами-«приятелями». Придумай слова-«приятели» к следующим словам:

1. Метель (вьюга, буран, пурга).

2.Смешной (забавный, потешный, комичный).

3.Грустный (невеселый, печальный).

4.Торопиться (спешить).

Дидактическое упражнение «Придумай слово».

Задание:

— В какую посуду насыпают сахар? (сахарницу)

— Куда можно положить хлеб? (хлебницу)

— Куда можно положить масло? (масленку)

— Куда правильно насыпать соль? (в солонку)

— Если человек воспитывает, то он работает…? (воспитателем)

— А если учит…? (учителем)

— А если строит…? (строителем).

Дидактическая игра «Продолжи словарный ряд» (однокоренные слова).

Задание:

— Я буду говорить слово, а ты придумай такие слова, но чтобы это слово было в этих словах. Например: речка – речной – речник – реченька.

Лес -… (лесной, лесник, лесовик и др.)

Медведь (медведица, медвежонок, медвежья).

Уровень сформированности связной речи:

Составление рассказа по сюжетной картине из серии «Семья».

Вопросы по содержанию картинки:

— Кто нарисован на картинке, чужие люди или родственники?

— Как можно назвать их вместе, одним словом?

— Назови членов семьи, изображенных на картинке.

— Что делает семья на этой картинке, трудится или отдыхает?

Задание: расскажи по картине, как будто о своей семье, назови имена членов семьи, профессию (взрослых) и занятия детей, какие обязанности и какую работу выполняют дома члены семьи.

Речевая игра: «Скажи наоборот»

Игра: «Закончи предложение»

Нужно выбрать подходящее по смыслу слово, чтобы закончить предложение.

Теленок больше похож на… (корову, лошадь, козу).

У дерева всегда есть … (тень, ствол).

Больше народа живет… (в деревне, поселке, городе).

Обед не может быть без … (одежды, автомобиля, пищи, часов).

Игра: «Найди лишнее слово»

Образец, Стол, стул, шкаф, машина. Ответ — машина, потому что все остальные вещи относятся к мебели.

Книга, газета, журнал, чашка.

Идти, бежать, стоять, стол.

Чашка, миска, вода, кастрюля.

Дерево, книга, кустарник, трава.

Дом, карандаш, хижина, шалаш.

Квадрат, треугольник, круг, четырехугольник.

Велосипед, машина, дом, поезд.

Старик, ребенок, корова, подросток.

Корова, волк, заяц, лиса.

Рыба, акула, ручка, кошка.

Петух, курица, соловей,

Щука, медведь, окунь, карась.

Игра: «Определите взаимосвязь слов»

Дается пара слов: одна пара полная, другая неполная. По первой-паре слов можно определить смысл, взаимосвязь по этой аналогии найти второе слово. Например, корова — теленок, кошка … (котенок), потому что теленок так относится к корове, как котенок к кошке.

Темный — светлый, мокрый — … (сырой, пасмурный, сухой).

Папа — мама, бык — … (коза, корова, овца).

Мебель — стол, посуда — … (машина, чашка, яблоко).

Время — часы, температура — … (ртуть, читать, градусы)

Круг — шар, квадрат — … (тело, куб, четырехугольник).

Животное — лев, пища — … (обед, кухня, хлеб).

Яблоко — апельсин, пальто — … (стол, куртка, клюшка).

Молния — гром, туча — … (солнце, земля, дождь).

Врач — больной, продавец — … (маляр, покупатель, универмаг).

Строитель — дом, художник — … (картина, ручки, краски).

Игра: «Объединяющее понятие»

Даны два слова, которые можно объединить по смыслу. Этот общий смысл нужно выразить одним словом (если не удается, то двумя или тремя словами).

Пример: ель, дуб — (деревья).

Лимон, апельсин — (фрукты)

Суп, чай — … (пища)

Стол, стул — … (мебель)

Ложка, вилка -… (посуда)

Корова, кошка — … (домашние животные)

Ручка, фломастер — … (пишущие предметы)

Дом, магазин -… (здания)

Игра: «Найди противоположное слово».

Пример: день — ночь (противоположное слово).

Игра: «Найди как можно больше слов»

Что бывает твердым? Что бывает красным (кислым, черным, круглым)? Кто умеет плавать? Кто живет под землей? Кто живет в воде? У кого из живых существ нет ног?

Упражнение «Угадай предмет»

Взрослый выбирает любой предмет в комнате и описывает его ребенку. Ребенок должен отгадать предмет.

Упражнение: «Логические концовки»

— Лимоны кислые, а сахар… (сладкий)

— Ты ходишь ногами , а бросаешь … (руками)

— Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки)

— Если сестра младше брата, то брат… (старше сестры)

— Если правая рука справа, то левая рука… (слева)

— Если стол выше стула, то стул… (ниже стола)

Упражнение: «Кто летает, кто плавает»

Взрослый бросает ребенку мяч. «Сейчас выясним, кто умеет плавать, а кто летать».

Взрослый бросает мяч и спрашивает, а ребенок ловит и отвечает. Орел летает? Корова летает? Индюк плавает? Крокодил плавает? Утка плавает? Крокодил плавает? Утка плавает? Ежик летает? Дельфин плавает? Собака летает? Вертолет летает? Камень плавает? Лодка плавает? и т. п.

Упражнение: «Не пропусти растение»

Ведущий называет слова. Когда среди слов будет растение, ребенок встаёт и тут же садится.

Растения- дерево, роза, трава, береза, цветок, фиалка, пальма, смородина, огурец, помидор, картофель, свекла, морковь, лук.

Упражнение: «Не пропусти профессию»

Ведущий говорит слова. Кода встречается профессия, ребенок хлопает в ладоши.

По аналогии можно проводить упражнение «Не пропусти животное».

Упражнение «Не перепутай»

Речевая игра: «Закончи предложение» (употребление сложноподчинённых предложений)

Речевая игра: «Кому угощение?» (употребление трудных форм существительных)

Взрослый говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц — гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

Речевая игра: «Назови три слова»(активизация словаря)

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

Речевая игра: «Кто кем хочет стать?»(употребление трудных форм глагола)

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

Речевая игра: «Сравни предметы»

(на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств).

В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.

Взрослый сообщает, что прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».

Например: Взрослый: «У меня нарядный фартук».

Ребёнок: «У меня рабочий фартук».

Взрослый: «Он белого цвета в красный горошек».

Ребёнок: «А мой — тёмно-синего цвета».

Взрослый: «Мой украшен кружевными оборками».

Ребёнок: «А мой — красной лентой».

Взрослый: «У этого фартука по бокам два кармана».

Ребёнок: «А у этого — один большой на груди».

Взрослый: «На этих карманах — узор из цветов».

Ребёнок: «А на этом нарисованы инструменты».

Взрослый: «В этом фартуке накрывают на стол».

Ребёнок: «А этот одевают для работы в мастерской».

Речевая игра: «Кто кем был или что чем было»

(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).

Речевая игра: «Назови части предмета»

(обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части).

Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.

I вариант: дети по очереди называют части предметов.

II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

Речевая игра: «Поговорим о природе»

А вы любите природу? Тогда ответьте на мои вопросы:

  • В какое время года снегопад?
  • В какое время года листопад?
  • В какое время года ледоход?
  • В какое время года появляются на деревьях?
  • В какое время года появляются птенцы?
  • В какое время года бывает иней?
  • В какое время года появляются подснежники?
  • В какое время года птицы улетают на юг?
  • В какое время года у клестов появляются птенцы?
  • В какое время года у медведицы рождаются медвежата?
  • В какое время года появляются комары?
  • В какое время года желтеют листья?
  • В какое время года собирают урожай?
  • В какое время года сажают семена?
  • В какое время года готовят сани, а в какое – телегу?

Игра: Найди противоположное по смыслу слово

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова.

Воспитатель называет словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать пропущенное слово. Например:

сахар сладкий, а лимон…;

луна видна ночью, а солнце…;

огонь горячий, а лед…;

тополь высокий, а шиповник…;

река широкая, а ручей…;

камень тяжелый, а пух…;

редька горькая, а груша…

Для уточнения значения антонимов можно задавать дополнительные вопросы, например: «Что бывает широким? Что бывает узким?»

Игра: Это правда или нет?

Цель: формировать умение находить неточности в тексте.

Воспитатель. Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы должны слушать внимательно, чтобы заметить, чего на свете не бывает.

«Это правда или нет?» Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га-га-га!» — пел соловей. Быстро дайте мне ответ — Это правда или нет?

Л. Станчева

Игра: Скажи другими словами

Цель: формировать умение подбирать к словосочетаниям слова, близкие по смыслу.

Воспитатель. У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно про него сказать, какой мальчик? (Печальный, грустный.)

Да, слова печальный, грустный — это слова, близкие по значению, слова-друзья. Послушайте, какое я назову предложение: дождь идет (льет) и мальчик идет (шагает). Какое слово повторялось? Давайте попробуем заменить слово идет. Весна идет — как можно сказать по-другому? (Наступает.)

Воспитатель дает детям задание подобрать слова-друзья к следующим словосочетаниям:

чистый воздух (свежий воздух,); чистая вода (прозрачная вода); чистая посуда (вымытая посуда,);

самолет сел (приземлился; солнце село (зашло);

река бежит (течет, струится); мальчик бежит (мчится, несется).

Как сказать одним словом:

очень большой (громадный, огромный);

очень маленький (малюсенький)?

Игра: Что это значит?

Цели: формировать умение сочетать слова по смыслу, углублять

представления о прямом и переносном значении слов.

Воспитатель произносит словосочетания. Дети определяют, можно ли так сказать, и объясняют смысл этих выражений. Лексический материал: свежий ветер (прохладный);

свежая рыба (недавно выловленная, неиспортившаяся);

свежий хлеб (мягкий, только что испеченный);

свежая рубашка (чистая, выглаженная, выстиранная);

свежая газета (новая, только что купленная);

свежие краски (незасохшие, яркие)

свежая голова (отдохнувшая);

глухой (старик) (тот, кто ничего не слышит);

глухая ночь (тихая, безлюдная, темная);

глухой шум поезда (отдаленный, приглушенный, неслышный).

Игра: Скажи наоборот

Цель: учить подбирать слова, противоположные по смыслу.

Материал: плюшевый медвежонок.

Медвежонок приходит к ребятам в гости, здоровается.

Медвежонок. Ребята, я забыл, подскажите мне слова наоборот к тем, которые я вам назову.

Лексический материал: день — ночь; утро — вечер; смельчак — трус; северный — южный; горький — сладкий; легкий — тяжелый; друзья — враги; быстро — медленно; светло — темно; много — мало; горячий — холодный; сесть — встать; смеяться — плакать; говорить — молчать; взять — отдать; закрывать — открывать; приносить — уносить; надевать — снимать; входить — выходить; острый — тупой; высокий — низкий; большой — маленький; длинный — короткий.

Придумай другое слово

Цели: углублять знания о лексическом значении слова, формировать умение образовывать новые конструкции с помощью префиксов и суффиксов.

Воспитатель. А вы знаете, что из одного слова можно сделать другое, похожее. Например, можно сказать «бутылка из-под молока», а можно — «молочная бутылка». Я вам буду называть слова, а вы придумывайте похожее.

Примерный лексический материал:

кисель из клюквы (клюквенный кисель)]

суп из овощей (овощной суп)]

переход для пешеходов (пешеходный переход)]

шкаф для книг (книжный шкаф)]

варенье из брусники (брусничное варенье)]

ваза для сухарей (сухарница).

Игра: Какое что бывает?

Цели: формировать умение классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение.

Воспитатель предлагает детям рассказать Незнайке, что бывает:

зеленым (огурец, крокодил, листья, цветы, ель, краска, военная машина, нитки)]

широким (река, дорога, лента, бульвар, улица);

новым (шуба, валенки, платье, пальто, игрушки, дом, автомобиль, журнал, мебель);

маленьким (котенок, мышка, лисенок, брат, хомячок, мальчик);

вкусным (конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт);

пушистым (белка, кошка, пух, елка, волосы, кофта, шарф, лиса);

холодным (чай, снег, молоко, лед, погода, ветер, зима, комната, перчатки, солнце, мороженое, сосулька, компот);

высоким (дом, башня, человек, сапоги, потолок, температура);

круглым (стол, мяч, апельсин, яблоко, голова, лицо, глаза, солнце, помидор).

Речевая игра: «Скажи наоборот»

Цель, формировать умение дополнять предложение словом с противоположным значением.

Воспитатель начинает фразу, ребенок заканчивает словом с противоположным значением.

сахар сладкий, а перец… (горький);

летом листья зеленые, а осенью … (желтые);

дорога широкая, а тропинка… (узкая);

ручей мелкий, а река… (глубокая);

пластилин мягкий, а камень … (твердый);

девочка говорит громко, а мальчик… (тихо);

мама несет тяжелую сумку, а сын … (легкую). Вариант игры:

деревья в лесу высокие и … (низкие);

кашу варят густую и … (жидкую);

звери бывают смелые и … (трусливые);

лекарства делают горькие и … (сладкие);

морковь можно есть сырую и … (вареную);

яблоки бывают мелкие и … (крупные).

Закончи предложение и подбери к нему картинку

Цели: формировать умение заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении.

Воспитатель начинает фразу, дети по очереди заканчивают ее, выбрав предварительно среди картинок подходящую по содержанию.

Какая, какой, какое?

Цель: формировать умение подбирать определения к предмету, явлению.

Воспитатель называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.

Игра: «Кто что умеет делать? «.

Ребенку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть.) .

Игра: «Веселые рифмы».

Играющие должны подобрать к словам рифмы:

свечка -. печка

трубы -. губы

ракетка — пипетка. и т. д.

Дидактические игры и задания для развития лексики у детей.

Классификация предметов по картинкам.

Детям предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы( критерий классификации не называется). Можно предложить серии картинок включающих две группы предметов. Например: овощи и фрукты, домашние и дикие животные, домашние и дикие птицы, посуда и мебель, одежда и обувь ит.д.

Игра «Найди лишний предмет».

Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она «лишняя». Примерные серии картинок:

Капуста, слива, огурец, помидор;

Платье, юбка, шапка, брюки;

Лиса, кот, собака, корова;

Кукла, мишка, стол, паровозик; и т.д.

Аналогичная игра проводится без использования картинок.

Воспитатель предлагает детям назвать » лишнее слово», а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

а) существительные

зима, апрель, весна, осень;

круг, квадрат, карандаш, треугольник;

слива, яблоко, помидор, абрикос;

лошадь, олень, корова, свинья.

б) прилагательные

грустный, печальный, унылый, глубокий

храбрый, звонкий, смелый, отважный

желтый, красный, сильный, зеленый

в) глаголы

думать, ехать, размышлять, соображать

налил, насорил, вылил, перелил.

Игра «Назови одним словом».

Назвать одним словом серию картинок. После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе. Например : корова, свинья, кот, собака- домашние животные, и т.д.

Игра » Назови части».

Возможны два варианта – по картинке и по представлению.

Игра с мячом » Скажи наоборот».

Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно.

Одеть- раздеть

Поднять-опустить

Бросить-поймать

Спрятать-найти

Дать-взять

Купить-продать

Налить-вылить

Выбрать из трех слов слова-«приятели».

Конь, собака, лошадь

Дом, улица, здание

Веселый, крепкий, прочный

Большой, красивый, огромный

Взять, схватить, идти

Торопиться, спешить, ползти

Игра «Кто как передвигается?»

На картинках изображены животные, дети определяют их название, как они передвигаются.

Лошадь- скачет, змея- ползает, птица- летает, рыба- плавает, лягушка- прыгает.

Игра » Кто какой голос подает?»

Голубь воркует, ворона каркает, кошка мяукает, воробей чирикает, сорока стрекочет, свинья хрюкает, петух кукарекает, сова ухает, курица кудахчет, лягушка квакает, корова мычит, гусь гогочет и т. д.

Формирование функции словообразования.

Игра » Назови ласково»

Дом- домик

Нос-носик

Хвост-хвостик

Карандаш-карандашик

Забор-заборчик

Шкаф- шкафчик

Стакан- стаканчик

Блин- блинчик

Рукав- рукавчик

Лапа-лапка

Шуба-шубка

Игра «Что для чего?»

Детям предлагается назвать предметы лежащие на столе ( хлеб, сахар, конфеты, мыло). Дети отвечают на вопрос –где хранятся эти предметы? ( хлеб- в хлебнице, сахар-в сахарнице, конфеты- в конфетнице, мыло в мыльнице.

После называния предметов дети кладут их в ту емкость, в которой они хранятся.

Как называется посуда в которую кладут салат? (салатник)

Как называется посуда в которую кладут селедку? ( селедочница)

Как называется посуда в которую наливают соус?9 соусница) и т.д.

Игра: «Правильно назови детенышей животных».

У лисы – лисенок

У ежа – ежонок

У кошки –котенок

У свиньи- поросенок

У слона- слоненок

У мышки- мышонок

У волка- волчонок

У коровы- теленок и т.д.

Игра «Чем отличаются слова»

Воспитатель просит детей показать на картинках, кто…

Умывает- умывается

Прячет- прячется

Одевает- одевается

Обувает- обувается

Причесывает- причесывается .

Игра «Правильно назови листья»

Лист дуба- дубовый

Лист осины-…

Березы-…

Клена-…

Липы-…

Яблони-…

Рябины-…

Смородины-…

Шишка ели-…

Шишка сосны-…

Сережка березы-…

Формирование функции словоизменения.

Игра «Что без чего?»

На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить.

Задается вопрос «Что без чего?»

Стул без ножки.

Стул без спинки.

Кастрюля без ручки.

Платье без рукава.

Кофта без пуговиц.

Ботинки без шнурков.

Машина без колеса.

Шуба без воротника.

Чайник без носика.

Игра » Кто где живет?»

На доске выставлены картинки с изображением жилища животных. Дети отвечают на вопрос «Кто где живет?»

Собака живет в конуре.

Белка живет в дупле.

Лиса живет в норе.

Медведь зимует в берлоге.

Мышка живет в норе.

Лошади живут в конюшне.

Корова живет в коровнике.

Свиньи живут в свинарнике.

Игра с мячом «Добавь слово»

Воспитатель называет часть предложения и бросает мяч ребенку. Ребенок должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.

Стол стоит…

Полочка с книгами висит…

Мишка сидит…

Пирамидка стоит…

Кукла лежит…

Лампа висит…

Дверь находится… .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *