Игумен иоанн

1 / 14 Марта 8 / 21 Января Жизненный путь о.Мартирия — яркий пример бескорыстного служения Православной церкви и отечеству. Он родился 10 октября 1830 г. в Херсоне, в семье состоятельного мещанина Василия Островых. По окончанию церковноприходской школы Мартин — так звали о. Мартирия в миру, в течение 12 лет осваивал торговое ремесло, но затем неожиданно заболел. Два года он пролежал в постели, читая религиозную литературу и отдаваясь молитвам. В молитвах к Богородице юноша обещал оставить мир и уйти в монастырь, если Богу будет угодно дать ему выздоровление. Его молитвы были услышаны, и он встал на ноги. Мартин вновь устроился работать по торговой части и вскоре забыл о данном им обете. Так прошло 8 лет. Мартин уже собирался жениться и начать собственное дело, но перед этим решил совершить паломничество в Киев. На исповеди он рассказал священнику о своем обещании Богу и тот потребовал выполнить обет. Взволнованный Мартин вернулся домой и рассказал обо всем родственникам. Они уговорили его отложить принятие решения на 1 год. Мартин вскоре опять тяжело заболел, но после усердных молитв болезнь отступила. Выполняя обещание, молодой человек стал послушником в Киево-Печерской Лавре. Через год Мартин поселился на г. Афон, а в 1865 г. принял постриг в монашество под именем Мартирий. Усердное служение Богу привело Мартирия в Черниговский архиерейский дом, где за благолюбие он был возведен в сан иеромонаха. В 1876 году, попросив благословения на отпуск, о. Мартирий вместе с братией из 6 иноков прибыли на Афон. Там монахи приобрели Успенскую келью, приписанную к Котломужскому греческому монастырю. Из отпуска о. Мартирий в Чернигов не вернулся. Он принял решение остаться в монастыре, но вскоре оказался на Северо-Западном Кавказе. Возведение Михайлово-Афонской пустыни стало главным делом его жизни.
В 1909 г. о.Мартирия не стало. Зимой он возвращался из Ставрополя в монастырь по глухой дороге. Внезапно его повозку окружила стая волков. Испуганные лошади бежали, повозка съехала с дороги и разбилась о деревья. Архимандрит был похоронен на территории основанного им монастыря.

26-го ноября исполнится 40 дней со дня блаженной кончины моего отца — протоиерея Николая Ермакова. Он совсем немного не дожил до 82-х лет. Его земной путь стал образцом служения не только для нас – его детей (священниками стали еще двое моих братьев), но и для многих пастырей, начинавших свой духовный путь в советское время.
О таких, как он иногда говорили «человек старой закалки» или «старорежимный». Сочетая в себе житейскую мудрость и высокую духовную ответственность, он сумел сохранить лучшие традиции прежних поколений священнослужителей. Среди этих традиций, прежде всего, подлинное благоговение перед Престолом Божьим, почитание опыта старших собратьев, несение ответственности за своих пасомых и за весь народ, о котором возносятся молитвы, осознание сопричастности судьбе Отечества. Отец Николай был одним из тех священников, которые хранили и передавали непрерывную связь поколений, ослабшую, к прискорбию, в наши дни. В Курске, где он служил, он являл образ единства пастыря и паствы, единства трепетного, неформального и действенного.
Без малого пятьдесят лет отец Николай служил у Престола. Это были непростые годы для Церкви. На его время пришлись и хрущевские гонения на православие, и более поздние притеснения от «уполномоченных», и тяготы церковного бесправия. Внутренняя чистота и верность традиции помогли ему в этих условиях сохранить доброту, не зачерстветь, не уйти в себя, как случалось с некоторыми священниками.
Значительную роль в становлении отца Николая сыграл юношеский период, когда он был келейником известного святителя Вениамина (Милова), прошедшего ссылки и лагеря, закончившего свой путь исповеднически. До сих пор сохранились полные духовной глубины и мудрости его письма к отцу, присланные из лагеря.

С шестнадцати лет будущий отец Николай подвизался в Троице-Сергиевой Лавре, а по исполении восемнадцати – поступил в Московскую Духовную Семинарию. После второго курса – пошел в армию, а по возвращении, окончил Семинарию и Академию, защитил кандидатскую. В тридцатилетнем возрасте отец принял священный сан. С молодых лет он стремился с уважением и вниманием впитывать опыт старших, и вызывал у них ответное уважение к себе. Именно это внимание к духовному наследию и опыту старших поколений позволяет правильно совершать выбор, избегать многих ошибок и неосторожных поступков.

Для всех нас, восьмерых его детей, это стало главным основанием в жизни. Нам всегда была предоставлена свобода выбора, свобода самоопределения и творчества. Никто не принуждал нас ни к молитве, ни к посту, ни к избранию того или иного пути, никто не вел неусыпного контроля над нашим поведением. Но, видя отеческую любовь, принимая его бесспорный авторитет, взирая на его добрый пример, мы сами стали собираться на совместные молитвы, сами приучались к посту, сами выбирали дорогу, и каждый из нас остался в лоне Церкви. С детства отец обращал наше внимание на примеры подвижников благочестия, таких, как Александр Невский или Александр Суворов. С нашего детства он учил нас любить свое Отечество и быть его патриотами, ценить все лучшее в прошлом и настоящем России, укреплять исторические корни, беречь традиции.
Еще совсем маленькими от мамы мы узнавали, что отец наш стоит перед Престолом Божьим и молится за нас, и Господь посылает нам милости по его молитвам. Она помогала нам осмысливать необходимость христианского перенесения и преодоления скорбей, формировать правильное отношение к трудностям своего времени.

Отеческий дом был местом, где нередко (подчас почти тайно) собирались неординарные известные в стране люди – те, кто мыслил о судьбе Отечества, о его прошлом, настоящем и будущем. Многое в советское время нельзя было произнести публично, но встречи неравнодушных и ответственных русских людей в разных уголках страны приближали наступившее позднее возрождение церковной жизни. Это было очень ценное по тем временам общение, помогавшее нам глубже понять и полюбить Россию. Мы уже тогда понимали, что такое советская власть для России и для Церкви, мы были ко многому готовы, но не было озлобленности, противления, бунтарства. Благодаря отцу мы знали, что важнее всего сохранить в себе духовное начало. Еще вначале восьмидесятых, отец говорил нам, что вскоре грядут более тяжелые времена, предстоит еще худший для христианской жизни период – период, когда всех нас враг станет ловить с помощью ма-териальных благ, привязанностей, потребностей. И этой опасности надо суметь избежать. Сегодня такое время наступило, и все мы в России и на Земле подвергаемся этим испытаниям – этим уловкам на материальной, на имущественной почве, на почве неуверенности в завтрашнем дне, привязанности к комфорту или стремления выжить.
И очень важно помнить в таких условиях заветы старших поколений, заветы опытных священников, таких, как протоиерей Николай, о том, что важнее всего сохранить чистоту души, сохранить верность традиции, удержаться за свои исторические корни, остаться христианином!
Вечная память протоиерею Николаю. Душа его во благих водворится и память его в род и род.
Источник: сайт Патриаршего подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках

    ( * ) Иоанн (Соколов Иван Александрович) #1
    Год рождения 1874
    День рождения 26
    Месяц рождения 9
    Место рождения Москва
    игумен
    Последний Оптинский старец.
    Родился 26 сентября/8 октября 1874г.
    Его отец был управляющим делами в издательстве Сытина, имел свой небольшой дом
    на Бутырской ул. в Москве напротив церкви Рождества Богородицы, где был ктитором.
    Мальчик рано лишился матери.
    Воспитывали его отец и бабушка Акилина в строго православном духе.
    «Родительница его Анна, а бабушка — Акилина, о которой он говорил:
    «Она, о! какой была великой святой жизни… я рос у нее,
    ходил в лапотках, а то босиком».
    Я забыла, будто было это в Калужской губернии».
    .
    Отец не жалел средств на воспитание сына, учил его (помимо гимназии) и языкам,
    и музыке. Бабушка с любовью принимала странников и монахов-сборщиков — таким
    образом мальчик рано познакомился с монахами из Оптиной пустыни.
    Они пригласили погостить его летом, и он поехал вдвоем с товарищем.
    Следующим летом поехал опять — и остался там навсегда (до закрытия монастыря).
    Было ему тогда 16 лет (1890г.)
    Фотографии


      Игумен Иоанн (Соколов Иван Алексеевич)

    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ

      Служение

        Калужская о., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь
        монах, иеромонах, игумен
        Должность послушник
        Год начала 1890
        В монастыре он был пострижен в мантию, возведен в сан иеромонаха и игумена.
        После закрытия монастыря игумен Иоанн переехал в Москву
        Москва, храм свв. мчч.Адриана и Наталии в Мещанской слободе
        игумен
        Год окончания 1928
        В Москве он служил в храме свв. мчч.Адриана и Наталии на Мещанской улице

      Аресты

        Москва
        Год ареста 1928
        В 1928г. был арестован

      Осуждения

        . /. /1928
        Приговор 3 года ссылки
        Приговорен к трем годам ссылки

      Места заключения

        Москва, Бутырская тюрьма
        Год начала 1928
        Год окончания 1928
        Тюменский округ (Забайкалье?)
        Год начала 1928
        Год окончания 1931

      Осуждения

        . /. /1940
        Приговор 5 лет ссылки в Кустанай
        В 1940г. выслан на 5 лет в г.Кустанай

      Места заключения

        Казахстан, г.Кустанай
        Год начала 1940

      Места проживания

        Москва, при церкви Рождества Христова в Филях
        Год начала 1945
        Год окончания 1947
        Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), как сообщается в воспоминаниях о нем
        («Память сердца» Т.С.Смирновой), называл старца Иоанна (Соколова) своим
        духовным отцом.
        О.Иоанн Крестьянкин в середине 1940-х гг. служил (еще белым священником)
        в храме Рождества Христова в Измайлове.
        Из статьи Нины Павловой, духовной дочери архимандрита Иоанна Крестьянкина :
        «Однажды батюшка Иоанн благословил меня собирать материалы о последнем
        оптинском старце — игумене Иоанне (Соколове) и передал мне уже
        записанные воспоминания о нем…
        А познакомились они так. Однажды прихожане рассказали молодому
        священнику Иоанну, что в Москве появился оптинский старец, только что
        освободившийся из тюрьмы. Но старец ли это или очередной самозванец?
        Свято место пусто не бывает, и в годы, когда томились по лагерям
        видные пастыри нашей Церкви, появились самозванцы-чернокнижники,
        выдававшие себя за «прозорливых старцев» и даже «пророков». Под видом
        старца мог, наконец, скрываться агент-провокатор, завербованный НКВД.
        Съездить на разведку к старцу вызвалась Ольга Воробьева, духовная дочь
        о.Иоанна (Крестьянкина), и батюшка составил для не хитрый вопросник.
        Что это были за вопросы, Ольга Алексеевна с годами забыла, но
        запомнила, как батюшка наставлял ее: если игумен ответит на вопросы
        так-то и так-то, значит, это подлинный старец. И тогда пусть попросит
        старца, чтобы и он мог приехать к нему…».
        Из рассказа Ольги Алексеевны Воробьевой:
        «Мы поехали с Параскевой в трамвае, она показала мне еще из окна:
        «Вот видишь, на огороде беленькая избушка, там живет отец игумен Иоанн».
        Избушка стояла в конце двора дома священника, великолепного красного
        кирпича, находящегося около храма. Хозяин дома — настоятель храма —
        отсутствовал, его взяли в ссылку, дома была его матушка Анисия и три
        дочки-девы. Матушка приняла нас с радостию, показала горницу с золотым
        иконостасом (икон много, и все, как живые), кухню с возженными
        лампадами и через сени провела в открытый двор, в конце которого
        справа — комнатка.
        Я только хотела порожек переступить, а старчик Иоанн открывает дверь и
        говорит:
        «Олюшка приехала, да сомневается, не бойся, проходи, радость
        моя! А отец-то Иоанн, отец-то Иоанн! — какие хитрые вопросы придумал!»
        И высказал его слова и мои мысли.
        Я сначала подумала, что Паня, спрашивая о моем приезде, произнесла мое
        имя, но, вдруг услышав все, что говорил мой духовный отец, воспрянула
        духом.
        Пересказал старец все эти хитрые вопросы и потом добавил:
        «А отцу Иоанну скажи — пусть приезжает, благословляю».
        Лицо старца Иоанна сияло какой-то необыкновенной улыбкой, и всем он
        говорил «детки мои». Одет был в рубашку, белую, сурового полотна,
        опоясан вышитым поясом и кистями.
        Он угощал нас чаем. «Ну, отцу… скажи, пусть приезжает, благословляю».
        И моей мамочке разрешил приехать.
        Я приехала домой с великою радостию и воодушевлением. Это было,
        наверное, в 1946 или 1947 году. Потом старец переехал в Удельную.
        Мы ездили к нему с мамой и получали утешение»
        Так встретились два великих старца нашего времени.
        Молодой батюшка Иоанн всего себя отдавал людям, временами даже с излишней
        ревностью, игумен Иоанн частенько говорил ему:
        «Ванечка, будь посамолюбчивее».
        Но он же предостерегал его и от другого рода искушений:
        «Ванечка, не будь везде хозяином».
        Отец Иоанн (Крестьянкин) был тогда молод, горяч и, возможно, излишне доверчив.
        Старец однажды попросил передать о.Иоанну следующее:
        «Ванечка! Прошу и молю, не давай за всех поручительства».
        А на просьбу о.Иоанна благословить его уйти в монастырь старец ответил так:
        «Куда в монастырь? Там везде сквозняки».
        Так за несколько месяцев до ареста о.Иоанна Крестьянкина старец предсказал
        ему, что дело на него уже написано, но только отложено до мая.
        И перед маем, 30 апреля 1950г., о.Иоанна (Крестьянкина) арестовали.
        За игуменом Иоанном была установлена слежка.
        Из сообщений доносчика:
        «К игумену Иоанну (Соколову) опять приходил Иван Крестьянкин и рассказывал,
        что к ним в храм назначили нового настоятеля».
        «Да это же Шверник и Молотов в одном лице,
        — отозвался старец о новом настоятеле и добавил:
        — Пишут, пишут, уже много написали».
        Следующая запись доносчика сделана в день ареста о.Иоанна (Крестьянкина).
        В этот день, как подслушал доносчик, о.Иоанн должен был приехать к старцу,
        но не приехал.
        Ждали его до ночи, а потом старец сказал, что «Ванечку уже взяли».
        И доносчик записал слова старца, сказанные им тогда об арестованном
        о.Иоанне:
        «Он же как свеча перед Богом горит!»
        А еще старец говорил об о.Иоанне: «Дивный батя! Постник, как древние».
        Игумен Иоанн оказал на архимандрита Иоанна Крестьянкина большое влияние.
        Архимандрит Иоанн впоследствии называл игумена Иоанна (Соколова)
        «профессором Небесной Академии»
        Московская о., ст.Удельная
        Год начала 1947

      Аресты

        Год ареста 1950
        В 1950г. игумен Иоанн был вновь арестован

      Осуждения

        . /. /1950
        Приговор принудительное лечение в тюремной психиатрической больнице

      Места заключения

        Ленинград, тюремная психиатрическая больница
        Год начала 1950
        Год окончания 1953
        Старец Иоанн был определен на принудительное лечение в тюремную психиатрическую
        больницу, где на нем испытывали разнообразные психотропные препараты.
        На допросах он обратил к вере во Христа нескольких своих палачей, в частности
        начальника московской Бутырской тюрьмы.
        Игумен Иоанн провел в заключении в общей сложности 18 лет.
        В 1953г. игумен Иоанн был отпущен на попечение духовной дочери Стефаниды,
        оформившей над ним опекунство

      Места проживания

        Москва
        Год начала 1953
        Год окончания 1958
        День окончания 5
        Месяц окончания 7
        «Хожалка» игумена Стефанида привезла его избитым, покалеченным, больным.
        Руки и ноги перебиты, ребра почти все переломаны, зубы и один глаз выбиты.
        Старец никогда не жаловался, только о глазе вздыхал:
        «Вот фонарь-то у меня один остался и светит плохо».
        Но и этот один глаз высвечивал глубины духа у приходящих и зрел будущее как
        настоящее.
        Воспоминания духовных детей игумена Иоанна свидетельствуют о многочисленных
        духовных дарах игумена Иоанна — прозорливости, даре исцеления и др.
        Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) вспоминал:
        «Придешь к старцу, и вдруг мгновенно тот озарит тебя светом, уже неземным,
        благодатным, он заглянет внутрь и начинает разговор. До сих пор приходишь
        в трепет от этого воспоминания».
        К старцу потянулся народ, но за ним последовали и «компетентные органы».
        Пришлось соблюдать осторожность, перевозя старца с квартиры на квартиру и
        ограничивая прием, но помогало это плохо.
        Нередко он со скорбью говаривал:
        «Вот было бы мне свободно, сколько бы я принимал страждущих. А так сижу,
        как в клетке. Дар имею, а дать некому».
        Многие знали и ценили отца игумена Иоанна. Митрополит Николай говорил:
        «Как же должны мы благодарить Господа за то, что посылает Он миру людей
        не от мира сего».
        Только-только возвратившись из заключения, отец Иоанн Крестьянкин,
        еще не будучи монахом, получил от игумена Иоанна (Соколова) бесценный подарок
        — старенькую, совсем ветхую полумантию оптинского старца Амвросия.
        Прозорливый старец написал батюшке Иоанну Крестьянкину,
        служившему после освобождения в Троицком соборе города Пскова,
        что на него заведено новое уголовное дело и тем спас его от нового ареста:
        «Мы молимся, чтобы оно не имело хода, но ты из Пскова исчезни».
        Прихожане полюбили ревностного батюшку Иоанна, и очень огорчились,
        когда он внезапно исчез из Пскова и уехал в деревеньку под Рязанью.
        Показания доносчика, приставленного к игумену Иоанну, свидетельствуют
        о прозорливости старца. В одном из донесений осведомитель сообщает,
        что к игумену Иоанну (Соколову) приходил неизвестный беглый священник, который
        с горечью рассказывал старцу, что священнослужителей гонят и травят как собак.
        «Детка моя, потерпи еще немного, — сказал ему старец. — Вот наступит
        1956 год, и будет полегче».
        Говорят, он был строг в духовной жизни. Тем, кто жаловался ему на нерадивого
        духовника, старец отвечал:
        «По покупателю и продукт».
        А про тех, кто утром, не помолясь, сразу хватается за хозяйственные дела,
        старец говорил, что они
        «как кукольники какие-то. Утром надо прежде всего положить три поклона —
        Господу, Царице Небесной и Архангелу Михаилу».
        Люди вспоминают загадочные и непонятные до поры слова старца. Например, в годы
        всесилия Советской власти старец говорил:
        «Все, что теперь, будут искоренять».
        молитва праведника порою бессильна.
        У духовной дочери старца Надежды Алексеевны было пятеро детей,
        но не все они отличались благочестием в поведении. И однажды знакомая
        с ехидцей сказала ей, что она часто бывает у игумена Иоанна (Соколова) и
        считает его великим молитвенником. Так что ж он не отмолит ее детей?
        Надежда Алексеевна расстроилась и передала этот разговор старцу.
        А тот в сокрушении ответил ей:
        «Верь, молюсь я за твоих детей, слезно молюсь. А только как тут
        поможет молитва, если они к Богородице задом стоят?»
        Старец уже умирал от рака печени и не вставал с постели, когда с ордером
        на его арест пришел некто из КГБ.
        «Детка моя, — сказал ему старец, — я ведь лежачий и никуда не сбегу.
        А у тебя дома беда, поспеши поскорей. Старец что-то шепнул посетителю
        на ухо. Тот переменился в лице, убежал и больше не появлялся.
        А потом, на отпевании игумена Иоанна (Соколова), этот человек стоял у его
        гроба и плакал…»

    Кончина

      1958
      День 5
      Месяц 7
      Место Москва
      Место захоронения Москва, Ваганьковское кладбище, Армянское отделение
      Игумен Иоанн скончался 22 июня/5 июля 1958г. после тяжелой болезни.
      Он был погребен в Москве на Армянском отделении Ваганьковского кладбища.
      Его могилка находится напротив абсиды Церкви.
      Из статьи Нины Павловой:
      «Незадолго до смерти старец предсказал, что отпевать его будет
      о.Иоанн (Крестьянкин), а похоронят его на Армянском участке Ваганьковского
      кладбища:
      «Там у меня много родных».
      Старцу не поверили. Отец Иоанн Крестьянкин служил тогда на дальнем приходе
      Рязанской епархии. И как это он окажется в Москве? А про Армянское кладбище
      «хожалка» старца Степанида и слышать не хотела.
      Она уже твердо решила, что похоронит старца на Преображенском кладбище
      возле могилы своей сестры.
      А после смерти старца выяснилось, что получить разрешение на захоронение
      «зэка», нелегально скрывающегося в Москве и не прописанного в столице,
      практически невозможно. Везде был получен отказ.
      И тогда Евпраксия Семеновна Сапожникова поехала на Армянское кладбище,
      где у нее был участок. Только зашла в ворота, а навстречу ей бежит
      директор кладбища:
      «Что там у вас — дедушку хоронить? Давайте скорее документы
      на подпись, а то некогда, убегаю, спешу».
      Так свершилось предначертанное Богом, и директор, даже не заглянув
      в документы, дал разрешение хоронить.
      А отпевал игумена Иоанна (Соколова), действительно, о.Иоанн (Крестьянкин).
      На этом отпевании свершилось исцеление рабы Божьей Пелагеи…
      Пелагею давно уговаривали побывать у старца, а теперь привели проститься
      с ним. Приложилась Пелагея ко гробу, отошла, а потом попросила
      о.Иоанна Крестьянкина:
      «— Батюшка, а можно еще раз приложиться?
      — Можно».
      Лицо усопшего старца было по-монашески закрыто наличником,
      но тут о.Иоанн откинул его и воскликнул:
      «Видели? Видели?»
      И все увидели сияющий, светоносный лик старца, а по церкви разлилось
      дивное благоухание…».
      Долгие годы оставались загадкой слова игумена Иоанна (Соколова) о том, что на
      Армянском кладбище у него много родных. А когда стараниями
      архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на могиле игумена Иоанна установили
      мраморное надгробье и крест, то одновременно изменили надписи на
      соседних могилах, открыв тайные монашеские имена погребенных.
      Оказалось, что игумен Иоанн лежит в одной ограде с монахами.
      А погребенный рядом с ним схимонах Ростислав (Сапожников) был известным
      ученым и профессором кафедры математики и вычислительной техники,
      за исповедание православия профессора на семь лет заточили в одиночную
      камеру тюрьмы. А после тюрьмы он читал свои лекции студентам в скрытых
      под одеждой потаенных веригах…
      Сбываются и другие слова игумена Иоанна, сказанные им перед смертью:
      «Детки мои, я всегда с вами. Приходите на мой холмик, постучите, я
      отвечу вам».
      На могилке игумена Иоанна (Соколова) и поныне идут исцеления.
      Вот и приходят сюда православные со своими нуждами, а то и просто за утешением.
      Благодать здесь такая, что уходить не хочется»

      1.Оптина Пустынь. Живая летопись. Страницы жизни игумена Иоанна Соколова. <http://www.optina-pustin.ru/igumen__ioan_socolov.html>

      2.Я.РУ. svirelka. Игумен Иоанн Иван Александрович Соколов. <http://swirelka.ya.ru/replies.xml?item_no=12405>

      3.Наследный дар архимандрита Иоанна Крестьянкина. Первые годы служения. Храм Рождества в Измайлово. 1945–1950. <http://www.ioann.org/zhizneopisanie/pervyie-godyi-sluzheniya>

      4.Православный форум «Соборно.ру». Воспоминания о старцах. Н.Павлова. Воспоминания об игумене Иоанне Соколове и архимандрите Иоанне Крестьянкине. <http://soborno.ru/viewtopic.php?f=62&t=1069>

      5.Приложение Православной энциклопедии «Азбука веры». Архимандрит Иоанн Крестьянкин. Божий инок. <http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Krestjankin/bozhij-inok=3>

      1. Сапожникова Евпраксия Семеновна (монахиня Евфимия)

      Ухаживала за игуменом Иоанном в последние месяцы его жизни, была около во время
      его кончины

(*) Биографический справочник «За Христа пострадавшие», ПСТГУ, М. 1997г., 698с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *