Иисус сын божий или бог?

Для христианской Церкви Иисус Христос — не просто человек. Он — воплотившийся Бог. Именно вера в Иисуса Христа как Бога и Спасителя отличает христиан от нехристиан.

Иисус — Единородный Сын Божий

Церковь верует в то, что Иисус Христос есть Единородный Сын Божий. Евангелие от Иоанна начинается такими словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:1–2, 4–5). Под Словом здесь понимается «Единородный Сын, сущий в недре Отчем»42, явивший миру невидимого Бога (Ин. 1:18).

Согласно Символу веры, Сын Божий рожден, но не сотворен: в отличие от людей и ангелов, Он не является творением Божиим, но от вечности пребывает в единстве с Отцом. Все творения Божии по сущности отличны от Бога, тогда как Сын Божий «единосущен Отцу», то есть у Отца и Сына одна божественная сущность.

По божественной природе Он рожден от Отца, но рожден не во времени, а в вечности. Сын равен Отцу и всегда пребывал с Отцом: не было такого момента, когда бы у Отца не было Сына. Как человек же Он родился в конкретный исторический момент от Святого Духа и Девы Марии.

Иисус — Богочеловек

Единородный Сын Божий, Господь Иисус Христос, является Богочеловеком, то есть Богом и человеком одновременно. Он не получеловек и полубог, но полноценный человек и полноценный Бог.

Став человеком, Сын Божий усыновил верующих в Него Своему Небесному Отцу и сделался для них родственником и братом43.

Две природы Христа

Две природы — божественная и человеческая — соединены в Иисусе Христе «неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно». Это значит, что две природы во Христе не сливаются одна с другой, так, чтобы из них составилась некая новая природа; не поглощаются одна другой; не изменяются при соединении одна с другой. В то же время, они не разлучаются одна с другой и не разделяются после того, как соединились в момент зачатия от Духа Святого.

Иисус Христос — единая неделимая Личность, в которой божественная и человеческая природы соединены гармоничным и неразрывным образом. Вот почему христианское богословие не отделяет вечного Сына Божия от родившегося во времени Человека Иисуса. И, хотя Дева Мария родила Иисуса по-человечески, Она именуется Богородицей, потому что вечный Сын Божий и родившийся во времени Человек Иисус — одно и то же Лицо.

Иисус — Господь и Бог

Церковь называет Иисуса Христа теми же именами, которыми называет Отца Небесного: Господь и Бог. Впервые эти два имени применительно к Иисусу прозвучали из уст апостола Фомы, который не присутствовал при первом явлении воскресшего Христа ученикам. Когда они рассказали ему, что видели Господа, он ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Через восемь дней Иисус пришел, когда все ученики были в сборе, и сказал Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:25–29).

В Символе веры Иисус назван «единым Господом» и «Богом истинным от Бога истинного». Этим подчеркивается равное достоинство Отца и Сына.

Слова Символа веры «Имже вся быша» («Через Него все сотворено») указывают на участие Сына Божия в сотворении мира и человека. «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть», — говорится в Евангелии от Иоанна (Ин. 1:3). А апостол Павел говорит о Сыне, через Которого Бог «и веки сотворил» (Евр. 1:2). Церковь верует, что, когда Бог Отец созидал мир, Сын Божий участвовал в Божественном творческом процессе.

Иисус — Свет от Света

В Символе веры Иисус Христос назван «Светом от Света». Бог есть свет (1 Ин. 1:5), и Христос тоже есть свет. Именно о Нем в Евангелии сказано: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9). Сам Иисус говорил ученикам: «Я свет миру» (Ин. 8:12). Народу же Он говорил о Себе: «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света» (Ин. 12:36).

Свет Сына и свет Отца — это единый Божественный свет. Святитель Филарет поясняет: «Глядя на солнце, мы видим свет. От этого света рождается свет, видимый во всем околосолнечном пространстве, но и тот, и другой есть один свет, нераздельный, одной природы. Подобно этому, Бог Отец есть вечный Свет; от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет, но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божественного естества»44.

Иисус — Искупитель и Спаситель

Церковь называет Иисуса Христа Искупителем и Спасителем, потому что Его страдания и смерть имели искупительный характер. Апостол Петр пишет: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» (1 Пет. 1:18–20).

Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит о том, что Иисус Христос «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). И далее пишет об искупительном характере Его смерти: «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим. 5:6–10).

Теории Искупления

Пришествие в мир Бога в человеческой плоти является «великой благочестия тайной» (1 Тим. 3:16). На протяжении веков богословы старались разгадать ее. Создавались различные теории Искупления, при помощи которых пытались объяснить то, что превышает возможности человеческого ума.

Так, например, некоторые богословы, основываясь на буквальном смысле слова «искупление» (выкуп), утверждали, что Своей смертью Христос выкупил человечество у диавола45. Другие считали такую трактовку оскорбительной для Бога и справедливо возражали: кто такой диавол, чтобы требовать столь высокую цену за спасение человечества?46

В IV веке было предложено следующее понимание Искупления: человек в результате грехопадения оказался в рабстве у диавола; чтобы искупить его, необходимо было заплатить диаволу компенсацию, выкуп; в качестве выкупа предложен был Человек Иисус Христос; диавол принял Его в обмен на человечество, однако под «приманкой» человеческой природы Христа скрывался «крючок» Божества, Которое диавол проглотил, но не сумел удержать: так Бог обманул диавола47. Это толкование, красочное и остроумное, в свое время было призвано облегчить понимание тайны Искупления, но современному человеку оно вряд ли поможет осознать суть этой тайны.

В Средние века на латинском западе развилась теория, согласно которой крестная жертва Сына Божия была вызвана необходимостью удовлетворения правосудия Бога Отца. Суть теории заключалась в следующем: люди настолько прогневали Бога своими грехами, их долг перед Богом был настолько велик, что никакими своими добродетелями и заслугами они не смогли бы расплатиться с Ним. Чтобы удовлетворить правосудие Бога, угасить Его гнев против человечества, нужна была жертва, и ее принес Сын Божий.

В православной традиции такая трактовка Искупления не была принята. Отцы Восточной Церкви говорили о том, что Христос принес Себя в жертву Богу Отцу, но не потому, что Бог нуждался в этой жертве, а потому, что мы в ней нуждались: «Нам, чтобы ожить, необходим был Бог воплотившийся и умерщвленный»48. Именно нам, а не Богу Отцу, нужна была крестная жертва Сына Божия. Для спасения нам нужен был именно такой Бог, а не какой-то иной: Бог, распятый на кресте.

Крестная смерть Сына Божия была следствием любви Бога к людям: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Эти слова и раскрывают с наибольшей полнотой «великую тайну» Боговоплощения и крестной смерти Спасителя. Из них следует, что Бог принес в жертву Своего Сына по любви ко всему миру, а не к какому-либо отдельному народу или какой-либо группе людей.

Спасение

Из этих же слов вытекает, что спасение и жизнь вечная становятся достоянием только тех, кто уверовал во Христа. Перед Своим вознесением на небо Иисус сказал ученикам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:15–16). Без веры в Иисуса как Бога и Спасителя, без принятия крещения и жизни по Его заповедям спасение невозможно.

Спасение — важнейший термин христианского богословия. Боговоплощение, согласно Символу веры, произошло «ради нашего спасения». Для этой же цели Сын Божий жил на земле, совершал чудеса, наставлял людей, пострадал, умер на кресте и воскрес из мертвых. «Сын Божий совершил наше спасение Своим учением, Своей жизнью, Своей смертью и Своим воскресением», — говорит святитель Филарет49.

Человек не может спастись своими силами: это один из основных постулатов христианского богословия. Чтобы спастись и достичь соединения с Богом, нужен Спаситель. Таким Спасителем для всего человеческого рода стал Иисус Христос, пострадавший и умерший за людей. Его божественная благодать50 спасает тех, кто уверовал в Него и живет по Его заповедям.

Отвечая на вопрос, за всех ли людей пострадал и умер Христос, святитель Филарет Московский пишет: «Со Своей стороны Господь Иисус Христос принес Себя в жертву за всех людей и всем приобрел благодать и спасение. Но пользуются этим те, кто, в свою очередь, добровольно принимают участие в Его страданиях… Мы участвуем в страданиях и смерти Иисуса Христа посредством живой сердечной веры, посредством Таинств, в которых скрыта и присутствует сила спасительных страданий и смерти Иисуса Христа, и, наконец, посредством распинания своей плоти с её страстями и похотями»51. На вопрос о том, почему страдания и смерть Иисуса Христа для нас спасительны, святитель отвечает: «Потому, что Он воскрес, и этим положил основание нашему блаженному воскресению»52.

Спасение в христианстве понимается не просто в том смысле, что Бог пришел к людям на помощь. Бог — не Тот, Кто бросает спасательный круг утопающему и сочувственно смотрит, как тот выкарабкивается из воды: Он Сам ввергает Себя в штормовые воды человеческой жизни, чтобы человек мог ухватиться за Него и спастись.

Христианство говорит людям: хватайтесь за Бога, держитесь за Него крепко, не отпускайте Его — и вы никогда не утонете. Именно такой образ Бога — не просто сочувствующего на дистанции, но разделяющего с человеком все скорби и испытания его жизни, — открывает людям Богочеловек Иисус Христос.

Жертва любви

Одним из ветхозаветных прообразов искупительной жертвы Сына Божия была история жертвоприношения Авраама53. В этом сюжете и Авраам, и Исаак предстают как исполнители воли Божией. Но если Авраам эту волю знает, то Исаак всецело подчиняется воле отца, несмотря на то, что поступок отца находится в вопиющем противоречии со здравым смыслом, с нормами общечеловеческой нравственности и традиционным семейным укладом. Мы не слышим из уст Исаака никакого протеста — только один недоуменный вопрос. На жертвенник он ложится безмолвно, принимая происходящее как волю Божию, которая для него совпадает с отцовской.

Каким образом этот библейский сюжет проецируется на историю страданий и смерти Христа? В истории Страстей перед нами предстает Сын Божий, Который с самого начала знает, что пришел, чтобы стать жертвой «для искупления многих» (Мф. 20:28; Мк. 10:45). Он знает, что должен исполнить волю пославшего Его Отца (Ин. 4:34; 6:38). Вся Его земная жизнь является движением к тому часу, ради которого Он пришел в этот мир (Ин. 12:27). Но если в ветхозаветной истории Авраама ангел в последнюю минуту отводит руку, которую отец занес над сыном, то в истории Единородного Сына Божия этого не происходит: приговор Отца приводится в исполнение, чтобы жертва, принесенная Его Единородным Сыном, стала искупительной и спасительной для всего человечества.

Новое откровение о человеке и Боге

Боговоплощение, жизнь на земле, страдания и смерть Иисуса Христа стали новым откровением о человеке. Явив человечеству лик Божий, Иисус одновременно явил ему лик подлинного человека. Он показал, каким может и каким должен быть человек. Для христиан Иисус Христос — абсолютный идеал духовного и нравственного совершенства.

Страдания и крестная смерть Иисуса Христа стали новым откровением о Боге. Они явили лик Божий таким, каким люди никогда его не видели. Бог, проливающий кровь за людей, страдающий и умирающий на кресте в страшных мучениях, — такого Бога человечество узнало впервые.

Христианский Бог — не тот, которого проповедуют философы-деисты: создавший мир, установивший в нем естественные законы, но затем удалившийся и предоставивший миру развиваться в соответствии с этими законами54. И это не просто Бог, Которого являет Ветхий Завет: активно вмешивающийся в человеческую жизнь, совершающий чудеса и знамения, но при этом остающийся далеким и недоступным, недостижимым, непостижимым и невидимым, вызывающим страх, трепет и ужас. Христианство открыло того же Бога по-иному: Он не взирает на страдания человека с небесных высот, но Сам входит в гущу человеческих страданий, принимая их на Себя и умирая за людей.

Второе пришествие Христа

Еще при жизни Иисус предсказывал ученикам, что в конце истории Он снова придет во славе Своей, чтобы осуществить окончательный суд над каждым человеком (Мф. 25:31–46). Ожиданием Второго пришествия Христа и Страшного суда наполнена вся жизнь раннехристианской Церкви. «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20): этим ликующим возгласом, имеющим, по-видимому, литургическое происхождение, завершается последняя книга Нового Завета — Апокалипсис.

Для христиан Второе пришествие Спасителя — не повод для страхов. Христиане с радостью ожидают того дня, когда «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4), когда «последний враг истребится — смерть», и «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:26, 28). Второе пришествие Христа станет окончательной победой Бога над диаволом, добра над злом. К этому событию устремлены духовные взоры христиан.

Примечание редактора: Данная статья, являющаяся подготовительным материалом конгресса Кейптаун 2010, была написана Джозефом Каммингом в качестве обзора темы, которая будет обсуждаться на конгрессе на мультиплексной сессии, посвященной исламу. Отзывы по этому материалу, представленные в рамках Лозаннского глобального диалога, будут переданы авторам и другим участникам конгресса, чтобы помочь им усовершенствовать материал для представления на конгрессе.

Может ли человек быть одновременно мусульманином И последователем Иисуса? Не является ли это оксюмороном? Какую оценку могут дать этому христиане библейского направления?

В 1979 году мой лучший друг решил, что он видит себя не «христианином», а «мессианским евреем». Джон вырос в светском еврейском окружении и до встречи с Иисусом практиковал индуизм. Затем в течение трех лет он был активным членом христианской библейской церкви. Но в какой-то момент Джон почувствовал желание вернуться к еврейским истокам, присоединился к мессианской синагоге, стал соблюдать кашрут и воспитывать своих детей в духе еврейских традиций. Он не видел противоречия в том, чтобы верить в Иисуса как пришедшего мессию, но идентифицировать себя – этнически и религиозно – с еврейским народом.

Как большинство христиан в 1970 годы, первоначально я реагировал скептически, цитировал библейские тексты, поскольку полагал, что ограничения кашрута противоречат нашей свободе во Христе. Позже я стал осознавать, что эти библейские отрывки могут пониматься двояко, и начал принимать правомерность растущего мессианского движения. Но прежде чем я понял это, я успел ранить чувства друга своей враждебностью к его попыткам определить свою принадлежность к еврейскому сообществу, верующему в Христа.

Широкое еврейское окружение также реагировало негативно. Большинство видело в мессианском иудаизме новую попытку, поменявшую лишь внешнюю упаковку, многовековых усилий христианской Церкви обратить евреев в свою веру, при этом полностью разрушая еврейское самосознание. Они не считали мессианских евреев за евреев. Однако в последнее время появились еврейские лидеры и ученые, которые с осторожностью начали говорить о том, что мессианские евреи, которые соблюдают Тору и Галаху, конструктивно участвуют в жизни еврейской общины и передают еврейские традиции своим детям, заблуждаются, но должны быть признаны евреями.

В 1980 году аналогичное движение началось среди мусульман, которые уверовали в Христа. Эти мусульмане верят в Иисуса как Господа и Спасителя, верят в то, что Иисус умер за их грехи и воскрес, но настаивают, что в связи с этим они не перестают быть мусульманами и не обращаются в христианскую религию. Они желают оставаться в рамках своего мусульманского сообщества, почитая Христа в привычном контексте.

Реакции в мусульманских и христианских кругах были самими разнообразными. С мусульманской стороны, некоторые из этих людей подвергались гонениям за веру, тогда как другие с осторожностью оказывались принятыми в своих сообществах. С христианской стороны, их защитники видели в них «мессианских мусульман», которых мы должны принять – точно так же как мы принимаем мессианских евреев – как истинных учеников Христа. Критики же наставали, что ислам и иудаизм коренным образом отличаются, и мусульманское сознание не согласуется с библейской верой.

Когда Набил(1) имел опыт преображающей жизнь встречи с Христом, он остался в мусульманской общине и продолжал участвовать в мусульманских молитвах. Когда о его любви к Иисусу стало известно его семье и друзьям, были те, кто последовали его примеру, но были и те, кто пытались его убить. Отсидев в тюрьме за веру, он решил, что больше не будет считать себя мусульманином. Он видел в исламе систему, которая была ответственна за гонения. Сегодня Набил считает себя христианином. Однако некоторые из тех, кто последовал за ним в вере, все еще называют себя мусульманами.

Ибрагим был уважаемым знатоком Корана, хафизом. Когда он принял решение следовать за Иисусом, то тщательно изучил стихи Корана, которые обычно понимаются как отрицающие Троицу, божественное происхождение Христа, искупительную смерть Христа, и правдивость Библии. Он пришел к выводу, что каждый из этих стихов может иметь альтернативное толкование, а, следовательно, он может следовать за Иисусом, оставаясь мусульманином. Со временем члены его семьи и друзья стали разделять его веру в Иисуса как Господа и Спасителя. Ибрагим также попал в тюрьму за веру, но в отличие от Набила, он по-прежнему хочет, следуя за Иисусом, оставаться мусульманином. Тем не менее, некоторые из тех, кого он привел к Иисусу, больше не видят себя мусульманами. Ибрагим и Набил – друзья, и относятся друг ко другу с братским уважением, хотя и расходятся во мнении по поводу своей религиозной идентичности.

Когда христиане из других культур встречают таких верующих как Набил и Ибрагим, их реакция зачастую неоднозначна. Например, Фил Паршал и Джон Тревис более 60 лет работали с мусульманами, и, сохраняя уважение друг ко другу, так и не приходят к согласию. Они опубликовали ряд статей в миссионерских журналах, рассматривая вопросы, по которым у них имеются разногласия. За ними последовали многочисленные публикации других авторов.

Технический термин для обозначения этих концепций — «дебаты С4-С5». Это название обусловлено шкалой Тревиса, разработанной для описания различных сообществ, исповедующих Христа («С»), сюда относятся верующие в Иисуса, имеющие мусульманские корни (MBBs) и их понимание собственной принадлежности:

C1 – Верующие MBBs в церквях радикально отличающихся от мусульманской культуры, богослужение проводится на языке, отличном от их родного языка

C2 – То же как в C1, но богослужение проводится на родном языке

C3 – Верующие MBBs в христианских церквях, принадлежащих местной культуре, которые не практикуют исламских форм поклонения и традиций

C4 – Верующие MBBs в христианских церквях, принадлежащих местной культуре, которые сохраняют библейски допустимые «исламские формы поклонения» (например, падение ниц в молитве), наделяя их библейским смыслом. Они могут называть себя не «христианами», а как-то иначе (например, «последователи Иисуса»), но не относят себя к мусульманам.

C5 – Мусульмане, которые следуют за Иисусом как Господом и Спасителем вместе с такими же верующими внутри мусульманского сообщества, сохраняя культурную и официальную принадлежность к мусульманскому сообществу

C6 – Тайные/подпольные верующие

Большая часть ожесточенных споров происходит между защитниками позиций С4 и С5. Чтобы помочь читателям понять эти проблемы, я приведу здесь аргументы, выражающие озабоченность сторонников позиций C1-C4, обеспокоенных С5. Затем я обобщу ответы защитников С5. Эти аргументы и ответы я привожу в кавычках, чтобы было ясно, что это взгляды других авторов, не всегда совпадающие с моими взглядами. После этого я добавлю свои комментарии.

Аргумент C4: «Писание (напр., 1 Цар. 18:21; 2 Цар. 17:27-41) осуждает синкретизм. Попытка быть одновременно мусульманином и последователем Иисуса является синкретической».

Комментарий: Обе стороны этой дискуссии проделали серьезную экзегетическую работу по толкованию Писания, которая, как они полагают, подтверждает их точку зрения. В данной статье невозможно должным образом представить ни одну из сторон. Читатели могут изучить статьи в журналах EMQ и IJFM, в которых обсуждаются эти библейские вопросы.

Аргумент C4: «Ислам и иудаизм отличаются: нельзя сравнивать «мессианский ислам» с мессианским иудаизмом. В отличие от Корана Иудейское Писание признается христианами как богодухновенное. Мечеть является центром вынашивания исламского учения, которое открыто отвергает библейские истины».

Ответ C5: «Ислам и иудаизм отличаются, но обе религии монотеистические. Ислам признает Тору и Новый Завет как часть Писания наряду с Кораном. Ортодоксальный иудаизм признает авторитетными не только иудейское Писание (Танак), но также Талмуд, который, подобно Корану, содержит ряд материалов, совместимых и несовместимых с Новым Заветом. Традиционно литургия в синагоге также рассматривается как отрицающая учение Нового Завета, но обе литургии можно интерпретировать по-новому, и присутствие на молитве не всегда означает признание каждого слова литургии».

Комментарий: Термин «мессианский ислам» не оказывает нам доброй службы. Для иудеев признание Иисуса мессией является вопросом водораздела, тогда как мусульмане признают Иисуса мессией, но выдвигают другие возражения против христианского учения об Иисусе. Большинство мусульман верит, что текст Библии был искажен, но некоторые мусульманские теологи не соглашаются с этим. Верующие С5 считают Библию словом Божьим. Священные тексты требуют тщательного изучения, чтобы определить, являются ли предложенные толкования правомерными и корректными.

Аргумент C4: «Подход С5 ложный. Что бы вы почувствовали, если бы мусульмане пришли в вашу церковь, объявляя себя христианами, а затем постарались обратить ваших людей в ислам?»

Ответ C5: «Нет никакого обмана в том, что верующие С5 не скрывают в своем мусульманском сообществе того, кто они и во что верят. Верующие С5 искренне считают себя мусульманами, а не «христианами, которые делают вид, что они мусульмане»».

Комментарий: Помните: Шкала Тревиса описывает то, как верующие, которые были рождены и воспитывались в мусульманской среде, видят свою принадлежность, а не позицию христианских служителей, работающих в мусульманской культуре.

Аргумент C4: «Мусульманское сообщество не будет терпимо относиться к отклоняющимся от общепринятого учения и правил мусульманам в своих общинах».

Ответ C5: «Еще слишком рано говорить об этом с уверенностью».

Комментарий: Мусульманское сообщество может само говорить за себя. Когда я обсуждал это с мусульманскими лидерами, их главной заботой было то, будут ли эти люди продолжать выполнять моральные требования и соблюдать ритуальные устои мусульманского сообщества, которому они принадлежат.

Аргумент C4: «Называть себя «мусульманином» значить верить в Мухаммеда как истинного пророка Бога. Это несовместимо с Библией».

Ответ C5: «В действительности «мусульманин» может означать разные понятия для разных мусульман. Верующие С5 имеют различные взгляды в отношении Мухаммеда, в том числе: 1) человек может быть мусульманином в культурном смысле без какого-либо богословского признания Мухаммеда; 2) Мухаммед был пророком, но не всегда непогрешимым (ср. 1 Фес. 5:20-21 и Каиафа в Ин. 11:51); 3) Мухаммед был пророком для арабов, но не для других народов; 4) Мухаммед был настоящим пророком, чьи слова неверно истолковывались; 5) этот вопрос неважен в любом случае».

Комментарий: Для подавляющего большинства мусульман признание Мухаммеда пророком непреложно. Но слово «мусульманин» (буквальное арабское значение: «подчиненный Богу») действительно означает различные вещи в разных контекстах. Коран называет первых последователей Иисуса «мусульманами» (К3:52). В некоторых сообществах слова «мусульманин» и «христианин» указывают больше на этническое происхождение, чем на религиозную принадлежность.

Аргумент C4: «Верующие C5 MBBs оставляют за собой право принадлежать мусульманской среде, чтобы избежать гонений за Крест Христов».

Ответ C5: «Это несправедливая оценка мотивов. Вопрос стоит о религиозно-культурной принадлежности, а не о Кресте Христовом, что признается верующими С5».

Комментарий: Если верующие С5 пытаются избежать гонений, это им не удается. Многие из них подвергались жестоким гонениям, страдали от тюремного заключения и еще больших испытаний за свои убеждения.

Аргумент C4: «Как насчет Церкви? Видят ли себя верующие С5 частью Тела Христова?»

Ответ C5: «Верующие С5 образуют христианскую общину, в которой они изучают Библию, молятся, совершают таинство крещения и причастия. Они являются ekklesiai в новозаветном смысле, хотя внешне эти общины могут отличаться от церквей в общепринятом христианами смысле.

Комментарий: Изучение Писания и подчинение ему помогает местным общинам стремиться к святости и сохранению апостольского духа. Но Писание также призывает общины признавать единство и вселенскую природу всемирного Тела Христова. Некоторые верующие С5, а также работники, сотрудничающие с ними, имеют негативные представления или натянутые отношения с церквями, не принадлежащими MBB. Другие общины С5 имеют здоровое отношение с остальными христианскими церквями.

Аргумент C4: «Я слышал, что некоторые группы С5 имеют расплывчатую христологию. Это пугает меня».

Ответ C5: «Некоторые верующие С5 действительно имеют нечеткую христологию, но то же самое можно сказать и об обычных христианах по всему миру. Имеет значение направление движения верующих С5 – к Иисусу Христу. Они молятся во имя Его, славят Его как своего Господа, ощущают Его божественное присутствие в своей жизни. С каждым днем их христология становится более верной».

Комментарий: Это видится разумным в отношении новообращенных. Но когда движение растет, и его лидеры становятся более зрелыми, можно надеяться, что они придут к пониманию основательной христологии, и будут формулировать ее в терминах, понятных прихожанам. Задано верное направление движения, но должна быть ясность относительно конечной цели этого движения – к Иисусу Христу, не только как Спасителю и Искупителю, но также вечному несотворенному Слову, явлению Бога в человеческой плоти.

Некоторые мысли о самосознании: верующие С5, такие как Ибрагим, подвергают сомнению представления о том, что означает быть «мусульманином» или «христианином». Мы все отождествляем себя с разными группами и сообществами. Например, большинство американских христиан полагают, что человек может быть патриотом Америки и верным христианином, при этом не соглашаясь с некоторыми действиями своего правительства или сограждан. Верующие подобные Ибрагиму хотят быть одновременно истинными мусульманами и преданными последователями Иисуса, критически оценивая то, что делают и чему учат их братья-мусульмане в свете учения Христа – иногда принимая, иногда предлагая иное толкования, иногда не соглашаясь. Требуют ли такие несогласия от американских верующих отказа от американского самосознания, или от верующих С5 отказа от мусульманского самосознания? Как каждый из них может наилучшим образом быть «разборчивым, но преданным» традиции, в которой он родился, и своему семейному наследию, уважительно критикуя то, что не соответствует Писанию, но исполняя Божью заповедь «Почитай отца твоего и мать твою»?

Со времен Веслианского возрождения и Великого Просвещения 18-го века, евангельские христиане настаивали на том, что для Бога имеет значение не чтобы человек называл себя христианином, но чтобы он имел преобразующие жизнь отношения с Иисусом Христом. Дэвид Брейнерд был изгнан из Йельского университета в 1742 году за слова, что один из преподавателей университета (верный «христианин») имеет «не больше благодати, чем этот стул», потому что у него нет личных отношений с Иисусом.

Следует ли отсюда, что совершенно неважно, называют ли себя верующие «христианами»? В отношении мессианских евреев евангельское сообщество в основном признает, что называть себя христианином необязательно. Верно ли это в отношении верующих С5, или ислам радикально отличается? Если верно второе, тогда какие специфические различия между иудейскими и мусульманскими сообществами заставляют нас принимать одних и отвергать других?

Позвольте мне завершить эту беседу важной для меня просьбой. В последние месяцы эти дебаты приобрели враждебный характер. Верующие мусульманского происхождения, такие как Набил и Ибрагим, в своем большинстве не могут участвовать в дискуссиях напрямую, поскольку это подвергнет их еще большим гонениям помимо тех, которые они уже испытали. В результате христиане немусульманского происхождения ведут дебаты без их участия, предавая анафеме Ибрагима, а затем и Набила. Но Набил и Ибрагим уважают друг друга как братья и способны не соглашаться друг с другом в любви.

Что касается меня, помня, как однажды я ранил чувства своего еврейского друга в 1979 году, я хочу быть очень осторожным и не нанести боль отвержения братьям, которые и без того подверглись отвержению и тюремному заключению за Иисуса. Иисус сказал: «Приходящего ко Мне не изгоню вон».

Набил и Ибрагим, понимая свое место во вселенском Теле Христовом, должны прислушиваться к советам других верующих со всего мира. Но если мы правильно понимаем свое место в этом Теле, мы тоже должны уважать их фундаментальное человеческое право находить – руководствуясь авторитетом Писания – свой путь выражения идентичности. Это их жизнь поставлена под удар. И если они способны сохранять уважение друг ко другу, пережив страдания тюремного заключения за Христа, то безусловно они оба заслуживают уважения и с нашей стороны.

Две тысячи лет назад человек по имени Иисус Христос ступил на нашу планету. И с тех пор наш мир стал совершенно иным. Люди по-прежнему спрашивают: «Кем был тот, кто изменил наше представление о Боге и о себе?». Иисус сделал радикальные заявления о своей личности и одновременно показал свое сострадание и кротость в миссии спасения нас от греха. Христос был загадкой для тех, кто видел и слышал его. Для простых людей он был великим врачевателем, исцеляющим слепых, глухих и калек. Униженным и отверженным он дал надежду. Для врагов он был самозванцем. Для учеников он был обещанным Мессией. Но утверждал ли Иисус, что он — Бог, как верят в это христиане? В основу христианства заложена вера в то, что Бог сошел на землю в Лице Своего сына, Иисуса Христа. Те, кто видели его и писали об Иисусе, называли его Творцом вселенной. Выросший в религиозной культуре многих богов, Рави Захария пишет об Иисусе Христе как полностью человеке и полностью Боге.

И вот перед нами человек из Назарета, утверждавший о своем небесном происхождении, и что Его Отцом является никто иной, как сам Бог, – сын, рожденный не в результате физического брака, и не из необходимости причастия, а как полнейшее воплощение Бога в вечном единении с Отцом.

Как объясняет Пакер, «Евангелие говорит нам, что наш Творец стал нашим Искупителем.» Поскольку данное убеждение является центральной линией Христианства, то отрицание божественности Иисуса Христа вонзает кинжал в сердце христианского учения. Но действительно ли Иисус заявлял, что он — Бог, или же его учение претерпело изменения со временем? Поскольку Иисус говорил на арамейском языке (диалекте иврита), нам нужно понять, что его заявления означали для его слушателей, говорящих по-арамейски. Как они отреагировали на его заявления? Поскольку его иудейская аудитория была погружена в Иудейское писание, нам нужно понять заявления Иисуса о себе в свете их учения о Боге.

Учил ли Иисус, что Бог един?

Библия говорит о Боге, как единственном Творце вселенной. Он бесконечный, вечный, всемогущественный, всезнающий, индивидуальный, праведный, любящий, справедливый и святой. Он создал нас по Своему подобию и для собственной радости. По Библии, Бог создал нас для вечной связи с Собой (Об этой связи прочитайте дополнительно на http://y-jesus.com/wwrj/7-jesus-relevant-today/). Когда Бог говорил с Моисеем у горящего терновника, за 1500 лет до рождения Христа, Он снова подтвердил, что Он – единственный Бог. Бог сказал Моисею, что Его зовут Яхве (Я ЕСТЬ). (Многие из нас знакомы с именем Иегова или ГОСПОДЬ.3) 
С тех времен основополагающим Писанием (Шема) для Иудаизма было:

«Слушай, Израиль: ГОСПОДЬ, БОГ наш, ГОСПОДЬ един есть». (Второзаконие 6:4)

Именно в такой мир монотеистических верований пришел Иисус Христос, стал проповедовать в нем и делать заявления, которые удивили всех, кто их слышал. И, как говорит Рэй Стедман, Иисус Христос является центральной темой Иудейских Писаний.

«В них, в образе живого, дышащего человека, предстает тот, кто отвечает всем символам и исполняет все пророчества Книги Бытия пророка Малахии. По мере того, как мы переходим от Старого Завета к Новому, мы обнаруживаем, что предметом внимания обоих заветов является одно лицо – Иисус Назарянин”.

Но тот факт, что христиане верят в то, что Иисус есть Бог, а также в исполнение пророчеств Ветхого Завета, не означает, что он заявлял о себе как о Боге. Мы должны поставить вопрос так: приравнивал ли Иисус себя к Яхве, тому единственно истинному Богу, который говорил с Моисеем у горящего терновника? Чтобы узнать это, давайте поглубже посмотрим на имена, которыми Иисус называл себя, и что эти имена означали для его иудейских слушателей. За кого, по их мнению, выдавал себя Иисус?

Использовал ли Иисус Имя Бога для себя?

Когда Иисус Христос начал проповедовать свое учение, своими чудесами и радикальностью учения он сразу же привлек к себе огромные толпы людей, создав большой ажиотаж. С ростом его популярности у народа иудейские лидеры (фарисеи, саддукеи и книжники) стали воспринимать Христа как опасность. Они тотчас же начали искать пути, как заманить его в ловушку. Во время одного из споров в храме Иисус неожиданно заявил фарисеям, что он — «свет мира”. Почти немыслимо представить такую сцену, чтобы странствующий плотник, родом из нижней Галилеи, заявил этим ученым мужам с «докторской степенью» в религии, что он есть «свет мира”. Поскольку они считали, что Яхве есть свет мира, они в негодовании ответили ему:

«Ты сам о себе свидетельствуешь. Свидетельство твое не истинно.” (Иоанна 8:13).

Тогда Иисус сказал им, что 2000 лет тому назад, Авраам пророчествовал о нем. Последовал невероятный ответ:

«Тебе нет даже пятидесяти лет. Как можешь ты утверждать, что видел Авраама?” (Иоанна 8:57)

Тогда Иисус шокировал их еще больше словами, которых не осмелится произнести ни один смертный:

«Истина в том, что до Авраама, Я ЕСТЬ”. (Иоанна 8:58)

Как гром среди ясного дня этот вольнодумец-плотник, не имеющий ученых степеней в религии, заявил о своем вечном существовании. Более того, он назвал себя «Я ЕСТЬ” (ego eimi)5 — священным Именем Самого Бога! Эти эксперты религии посвятили всю свою жизнь Писаниям Старого Завета, в котором говорилось, что только Яхве есть Бог. Они знали Писание со слов пророка Исайи:

«Только я есть Бог. Другого Бога нет; не было и не будет. Я есть Господь, и нет другого Спасителя”. (Исаии, 43:10, 11)

Легко понять ярость тех, кто понял, что Иисус говорит о себе как о Боге. Поскольку за богохульство полагалась смерть через забивание камнями, разгневанные иудейские лидеры взяли камни с намерением убить Иисуса. На что Иисус мог бы им возразить: «Подождите! Вы меня не так поняли—я не Яхве”. Но, даже рискуя быть убитым, Иисус не изменил сказанного. Льюис объясняет их гнев: «Он говорит…”я порожден Одним Богом. До того как был Авраам, Я есть”, и помните, что означали слова «Я есть” на иврите. Они были именем Бога, которое нельзя было произносить человеку, их произношение означало смерть”. Некоторые, возможно, поспорят, что это был единичный случай и что Иисус никогда не собирался брать святое имя Бога себе. Но Иисус, говоря о себе, произнес «Я ЕСТЬ” несколько раз. Представьте их реакцию, когда они услышали остальные радикальные заявления Иисуса Христа:

Как замечает Льюис, если бы эти заявления не исходили от Самого Бога, Иисуса посчитали бы сумасшедшим. Но слушавшие Иисуса поверили ему именно благодаря творимым им сострадательным чудесам. Более того, они были удивлены его мудростью и авторитетностью учения. Иисус называл себя «Сыном человеческим» и «Сыном Божьим» несколько раз. Давайте посмотрим значение этих имен в контексте того, как их понимали иудеи, слушавшие его.

Что Иисус подразумевал под Сыном человеческим?

В Новом Завете Иисус более восьмидесяти раз называет себя «Сыном Человеческим». Итак, что подразумевал Иисус под Сыном Человеческим и что это означало для иудеев, слушавших его? Пакер пишет, что имя «Сын человеческий” относится к роли Иисуса Христа как Царя-Спасителя, исполнившего мессианское пророчество 53 в книге пророка Исайи. Это наиболее полный пророческий отрывок о пришествии Мессии, который ясно описывает его как страдающего Спасителя. Исайя также называет Мессию «Могущественным Богом”, «Вечным Отцом”, Князем мира”, Исайя 9:6), указывая на то, что Мессия будет как человек, так и Бог. Из контекста, похоже, ясно, что Иисус называл себя так в исполнение пророчества Даниила о «сыне человеческом”. Даниил пророчествует, что «сын человеческий” получит власть над человечеством, и ему будут поклоняться:

«Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий. Дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили ему.» (Книга пророка Даниила 7:13, 14)

Иисус сказал, что когда он вернется на землю, он выполнит пророчество Даниила о Сыне человеческом.

И тогда все увидят Сына человеческого в облаках во власти и великой славе” (Луки 21:27).

Так кто же этот «сын человеческий” и почему ему поклоняются, когда поклоняться должны только Богу одному? Оба заявления, что он — «Я ЕСТЬ» и что он — Сын человеческий, указывают на его божественность.

Что Иисус подразумевал под Сыном Божьим?

Иисус также утверждал, что он — «Сын Божий”. Это имя не означает, что Иисус есть биологический Сын Бога. Оно также не означает подчиненность, как и сын человека по существу не является подчиненным своего отца. У сына с отцом схожие ДНК, и хотя сын отличается от отца, они оба мужчины. Исследователи говорят, что термин «Сын Божий” в первичных языках означал сходство, или «одного порядка”. Иисус имел ввиду, что он по сути божественен, или, говоря языком 21-го века, имеет «ДНК Бога”. Профессор Питер Крифт дает следующее объяснение. «Что Иисус имел в виду, называя себя «Сыном Божьим?” Сын человека есть человек. (И «сын» и «человек» в традиционном смысле означают в равной степени и мужчину, и женщину.) Сын обезьяны есть обезьяна. Сын собаки есть собака. Сын акулы есть акула. И сын Бога есть Бог. «Сын Божий” есть божественное имя”. Иисус постоянно говорил о своем Отце как Боге. В стихе 17 от Иоанна, Иисус говорит об Отце как «единственном настоящем Боге». Но в этом же отрывке Иисус говорит о славе, которую разделяли он и его Отец до начала мира. Как мог Иисус существовать вечно вместе с Отцом? Это возможно только при условии, что он вместе со своим Отцом имел одну и ту же божественную суть. Пакер объясняет, что Иисус подразумевал под именем «Сын Божий».

Поэтому, когда в Библии Иисус провозглашается Сыном Божьим, такое утверждение означает его явную личную божественность”.

То, что Иисус называл себя «Я ЕСТЬ», «Сын человеческий» и «Сын Божий», указывает на тот факт, что он приравнивал себя к Богу. Именно таким образом понимали его иудейские старейшины. Но если Иисус действительно выдавал себя за Бога, то дал ли он понять это какими-то другими способами? Чтобы узнать, нам нужно посмотреть на поступки Иисуса в течение его трехлетнего служения. Говорил ли и действовал ли Иисус со всей властью Бога? Или же он просто говорил от имени Бога как Моисей и другие пророки?

Как Иисус мог прощать грехи?

В иудейской религии, прощать грехи может только Бог. Прощение всегда носит личностный характер; простить может только тот, кого обидели или оскорбили, особенно, если обиженным Лицом является Бог. Но в нескольких случаях Иисус действовал как будто он – Бог, прощая грешников. Такое сногсшибательное заявление о прощении грехов никогда в прошлом не делал ни один из пророков. Оно привело в неистовство иудейских первосвященников, ставших свидетелями прощения Иисусом грехов разбитого параличом. Марк описывает этот случай. «Что он так богохульствует! Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?” (Марка 2:7)! Это один из моментов; ни один человек не имеет права или власти говорить от имени Бога, когда речь идет о прощении грехов. Льюис представляет, насколько были поражены все те, кто слышал Иисуса:

«Затем наступает настоящий шок”, писал Льюис: «что среди этих иудеев вдруг появляется человек, который со всеми вокруг разговаривает так, как будто он Бог. Он утверждает, что прощает грехи. Говорит, что Он существовал всегда. Говорит, что придет судить людей, когда настанет конец света. Здесь нужно прояснить следующее. Среди пантеистов, например, индийцев, любой мог сказать, что он – часть Бога, или един с Богом… Но этот человек, будучи иудеем, не мог иметь в виду такого Бога. На их языке Бог означал Существо вне этого мира, которое создало этот мир и было бесконечно отличным от всего прочего. И когда вы проникнетесь этой концепцией, вам станет понятно, что то, что говорил этот человек, было самым шокирующим заявлением всех времен”.

Что Иисус подразумевал, говоря о «Единстве с Богом»?

Слушавшие Иисуса замечали его моральное совершенство, и видя сотворенные им чудеса, задумывались, не есть ли он давно обещанный Мессия. Наконец, его противники, окружив его в храме, спросили: «Как долго будешь держать нас в неведении? Если ты — Мессия, то так и скажи”. Иисус ответил: «Подтверждение того, что я делаю, в том, что я делаю во имя Отца”. Он сравнил своих учеников с овцами: «Я даю им вечную жизнь, и они никогда не погибнут”. Затем он открыл им, что «Отец – величайший из всех”, и что его дела совершались «по воле Отца”. Кротость Иисуса должно быть была обезоруживающей. Но затем Иисус потряс их, сказав, (Иоанна 10:25-30)

«Отец и я едины”.

Некоторые считают, что Иисус всего лишь заявлял о своем согласии с Богом. Но если Иисус подразумевал, что он находится всего лишь в согласии с Бором, то почему в ответ ему иудеи взялись за камни, чтобы убить его? Их понимание заявления Иисуса о единстве со своим Отцом стало ясно из следующего разговора. Тогда Иисус спросил их: «По воле Отца я сделал многое, чтобы помочь людям. За какое из этих добрых дел вы собираетесь убить меня?” Они отвечали: «Не за хорошие дела; а за богохульство, потому, что ты, простой смертный, посмел сделать себя Богом.” (Иоанна 10:33).

Был ли Иисус образом Бога?

Когда Иисус готовил своих учеников к своей смерти на кресте и последующему уходу, Фома спросил его, куда он направится, и какой путь ведет туда. Иисус отвечал Фоме:

«Я есть путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только чрез меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.» (Иоанна 14:5-9)

Ученики были в замешательстве. Затем заговорил Филипп, прося Иисуса «показать нам Отца”. Иисус ответил на вопрос Филиппа следующими шокирующими словами:

«Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня, видел Отца!»

Фактически, Иисус говорил: «Филипп, если ты хочешь увидеть Отца, посмотри на меня!”
В главе 17 от Иоанна Иисус открывает, что это единство с Отцом существовало в вечном прошлом, «до начала мира”. Со слов Иисуса, он всегда разделял саму славу и сущность Божию. Потрясающие слова Иисуса удивили не только врагов Иисуса. Джон Пайпер замечает:

«Как друзья, так и враги Иисуса Христа вновь и вновь поражались тому, что он говорил и совершал. Идя вместе со всеми, как обычный человек, он вдруг оборачивался и говорил: «До того, как был Авраам, Я есть». Или, «если вы видели меня, видели и Отца». Или, совершенно спокойно, будучи обвиненным в богохульстве, он говорил «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи». Мертвым он мог просто сказать «Поднимись» или «Встань». И они исполняли его волю. Штормам на море он повелевал «Успокойтесь». А одному хлебу — говорил «Накорми тысячи людей». И это тотчас исполнялось”.

Почему Иисус Христос принял поклонение себе?

Для Иудейского Писания нет ничего более основополагающего, чем тот факт, что поклоняться следует только Богу. Фактически, первая из Десяти заповедей гласит: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим” (Исход 20:3). Таким образом, самый страшный грех, который мог совершить иудей — это поклоняться какому-либо существу, как Богу, или принимать поклонение. Поэтому, если Иисус не Бог, то принятие поклонения было бы богохульством для него. Именно поэтому слова его ученика, Фомы, имеют такое значение. После воскресения Христа ученики сказали Фоме, что видели Господа живым (Иоанна 20:24-29). Фома же высмеял их, сказав, что поверит в это только тогда, когда прикоснется к ранам от гвоздей на руках Иисуса и на его пронзенной груди. Спустя восемь дней все ученики находились вместе в запертой комнате, когда Христос неожиданно явился пред ними. Иисус посмотрел на Фому и сказал ему: «Прикоснись здесь и посмотри на мои руки. Прикоснись рукой к моей ране на груди.» Фома не нуждался более в доказательствах. Он тотчас же поверил и воскликнул:

«Господь мой Бог!»

Фома мог бы просто назвать его «Господом». Но он называет Иисуса «Богом» и поклоняется ему. Если Иисус не Бог, он обязательно сразу должен был бы упрекнуть Фому. Но вместо порицания Фомы за поклонение ему как Богу, Христос похвалил его:

«Ты веруешь, потому что видел меня. Благословенны те, кто не видели меня, но веруют».

Христос принял поклонение в девяти случаях, которые были описаны. В контексте иудейской веры принятие поклонения Иисусом говорит многое о его заявлении о собственной божественности. Но ученики Христа смогли понять весь смысл его заявлений только после его вознесения на небеса. Прежде чем Иисус покинул землю, он наказал апостолам «крестить новых учеников во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Матфея 28:19), поставив и Святого Духа, и себя на один уровень с Отцом.

Был ли Иисус Альфой и Омегой?

Когда апостол Иоанн находился в изгнании на острове Патмос, Иисус открыл ему в видении, что произойдет в последние дни. В видении Иоанн описывает следующую невероятную сцену: «Смотрите! Он спускается с небес. И его увидят все — даже те, кто пронзили его…»Я есть Альфа и Омега — начало и конец», говорит Господь Бог. «Я есть тот, кто есть сейчас, кто был всегда и кто еще придет, Всемогущий.» Так кто же он, кого зовут «Альфа и Омега», «Господь Бог», «Всемогущий»? Нам сказали, что он «пронзен». Ведь Иисус был пронзен на кресте. Затем Иоанн видит Иисуса на престоле, судящим всех людей. «И увидел я великий белый престол, и Сидящего на нем. . . . И сказал мне. . . Я есть Альфа и Омега, начало и конец.» (Откровение 20:11; 21:6) Это Господь Иисус Христос правит с великого белого престола. Иисус уже сказал своим ученикам, что будет последним судьей людей. И затем Иисус снимает все сомнения относительно того, Бог ли он. «Побеждающие наследует все, и буду им Богом, и они будут Мне детьми.» (Откровение 21:7) Итак, утверждал ли Иисус Христос, что он — Бог? Он утверждал это, называя себя «Я ЕСТЬ». Он утверждал это, называя себя Сыном человеческим. Он утверждал это, называя себя Сыном Божьим. Он утверждал это, прощая грехи. Он утверждал это, принимая поклонение. И он утверждал это здесь в Откровении сказав, что «Я буду их Богом». Льюиз заключает, что Иисус Христос действительно и Бог, и человек.

«Что стоит вне пространства и времени; что не было сотворено; вечно; вошло в мир; спустилось в собственную вселенную, и вознеслось опять».

Почему Бог пришел на землю?

Спрашивается: «Почему?” «Почему Бог должен спускаться в собственное творение, чтобы стать одним из нас?» В стихе 3:16 от Иоанна мы получаем ответ:

Потому, что именно так Бог любит мир: Он отдал своего единственного Сына, чтобы те, кто верует в него, не погибли, а обрели жизнь вечную.

Другими словами, именно благодаря великой любви Бога к нам Иисус Христос пришел на землю, стал человеком и умер за нас на кресте. Благодаря его смерти наши грехи прощены, а его воскрешение заверяет нас в вечной жизни с ним. Потрясающая правда в том, что наш любящий Творец желает иметь с нами личную связь, которая будет вечной. Льюис обнаружил, что личная связь с Иисусом Христом наполнила его жизнь смыслом, целью и радостью, которые превзошли все его мечты. Но этот выбор каждый из нас должен сделать для себя. Льюис никогда не пожалел о своем выборе. А вы? Вы сделали свой выбор? Одни считают, что быть христианином — значит следовать некоторому списку правил. Другие думают, что нужно ходить в церковь, чтобы быть христианином. Но что же в действительности Иисус сказал о Боге, о себе и о нас? Нажмите здесь, чтобы узнать, какое послание Иисус Христос оставил лично вам, в статье «Почему Иисус?”

«Верили ли апостолы, что Иисус Христос — Бог?»

Если Иисус был Богом, то, наверное, следует ожидать, что его ближайшие последователи провозгласили его божеством в своих письменных свидетельствах. «Действительно ли апостолы верили, что Иисус Христос — Бог?» Нажмите здесь, чтобы узнать.

Замечания и пояснения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *