Икона блаженное чрево

Икона Божией Матери «Блаженное Чрево»

Барловская икона Божией Матери «Блаженное чрево», также именуемая «Помогательница женам чады рождати» или «В родах помощница», «Помощь в родах».

Празднование 6 октября, 26 декабря в день явления Барловского списка.

Описание

Наименование «Блаженное Чрево» восходит к евангельским словам, обращенным к Христу в момент Его проповеди: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. XI, 27). В многочисленных вариантах этой иконы обязательно соблюдения особых черт : верхняя одежда Богоматери — красная. Изображение Спасителя во чреве обязательно. Он перстами своими, еще будучи младенцем благословляет род человеческий.

Согласно Поселянину , на иконе «Помощь в родах» Богоматерь изображается стоящей в рост с воздетыми для молитвы руками и с Предвечным Младенцем на лоне, напоминая несколько икону «Знамение». Икона Богородицы «Помогательницы женам чады рождати» являет Божию Матерь с открытой головой и распущенными волосами. Руки Ее сложены на груди, причем персты левой руки до половины покрывают персты правой. Ниже сложенных рук изображен Предвечный Младенец, десной рукой благословляющий, а левую держащий на колене. Из-под короткой одежды Его видны оконечности ног. На Богоматери верхняя одежда красная с прозолотью, имеющая на каждом плече по золотой звезде, нижняя же одежда темно-зеленого цвета с позолотой и с золотыми звездочками и такой же оторочкой по вороту и рукавам. Голова Божией Матери несколько наклонена. На Спасителе одежда желтая с позолотой, на груди отливающая в темно-зеленый цвет. Все изображение помещено на полумесяце.

Богоматерь на Барловской иконе, хранившейся в Москве, была изображена поколенно, а Младенец Христос возлежал, вкушая млеко из Ее сосца. На иконе из собрания Рыбинского музея Богоматерь представлена в типе «Млекопитательница» (по-гречески «Галактотрофуса»). На рыбинском образе поза Христа динамична и более сложна по сравнению с московским образом. Оригинальным декоративным дополнением является рама со сложным плетеным орнаментом позднебарочного типа («стиль регентства»), заимствованная, вероятно, c западноевропейского образца.

Существуют и другие иконы Богоматери, известные под названием «Блаженное Чрево». Одна из них несколько похожа на икону «Помощь в родах», а на другой Богоматерь изображена в короне, а Предвечный Младенец с непокровенной главой. Наверху помещены изображения двух ангелов, одной рукой поддерживающих корону на главе Пречистой Девы, а другой — украшение в виде цепочки, полукругом спускающейся вниз около лика Богородицы .

Есть сведения также что на иконе «Блаженное чрево» Богоматерь изображается с чашей для омовения .

История

На Руси обретение иконы, именуемой «Барловским списком», произошло 26 декабря 1392 года. Эта икона хранилась в Благовещенском соборе Московского Кремля. Об особом почитании образа Богоматери Барловской свидетельствует то, что в соборе его поместили напротив царского места, а во второй половине XVII века икону поновлял глава иконописцев Оружейной палаты Симон Ушаков. Ныне местонахождение этого образа неизвестно.

Литература

Использованные материалы

перечень приводится по

Первая пол. XVIII в., дерево, темпера, 34.4 х 30 см. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Россия, Инв. РБМ 4613, поступила в музей в 1920-е годы, реставрировалась в 1997–2000 годах в МАХУ памяти 1905 года Е. А. Егоровой. На иконе надпись: «ОБРАЗЪ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО». См. иллюстрацию на этой странице

Иконы Божией Матери «Блаженное Чрево», «Помощница в родах» и «Слово плоть бысть»

Предание

С древнейших времен в минуты жестоких страданий, связанных с муками рождения детей, женщины прибегали с горячей молитвой к Пресвятой Богородице. Вера в всесильное заступничество Пречистой Девы, Которая Сама была Матерью, за страждущих рожениц побудила к созданию в русской иконографии ряда икон, связанных с образом чревоношения Богородицей Младенца Христа. Таковыми являются три образа Богоматери с характерными названиями — «Блаженное Чрево», «Помощница в родах» и «Слово плоть бысть».

Иконе «Блаженное Чрево» в сказании из рукописного сборника 1714-1716 гг. приписывается итальянское происхождение. В нем сообщается, что в 1392 году образ был принесен На Русь из «Бара града Римския области», где он стоял на гробнице с мощами святителя Николая Чудотворца. Доска же иконы, как повествуется в сказании, была сделана из «чудных разных многих древес».

В Переписной книге Благовещенского собора Московского Кремля 1680 г., в более поздних описях собора и церковно-археологической литературе конца XIX — начала XX в. Икона «Блаженное Чрево» именуется «Барловской», или «Барбарская», что является искаженной формой названия «Барградская», то есть происходящая из города Бари.

В конце XIV века, когда чудотворная икона была принесена в Москву, ее украсили драгоценным окладом, находящимся в настоящее время на списке с образа конца XVI века из Оружейной палаты ГММК. В XVI веке для иконы был создан новый золотой оклад, который 1812 году пропал при захвате французами Москвы. Его заменили серебряным окладом, который также был изъят в 1920-е годы в ходе кампании по изъятию церковных ценностей. Чудотворная икона находилась в Благовещенском соборе до 1924 года. После этого ее судьба неизвестна.

Празднование образу «Блаженное Чрево» совершается 26 декабря / 8 января, в день Собора Пресвятой Богородицы, вместе с другой близкой ему по духовному смыслу иконой Божией Матери «Помощница в родах».

«Слово плоть бысть» — еще одна икона Богоматери, связанная с образом чревоношения Божественного Младенца. Ее название является цитатой из Евангелия от Иоанна: «И слово стало плотью» (Ин.1:14). Икона также именуется «Албазинской», по имени крепости Албазин (ныне — село Албазино) на Амуре, которой она была подарена иеромонахом Гермогеном в 1666 году.

В 1690 г., вследствие непрекращающихся набегов китайцев, русские поселяне перенесли чудотворную икону в Сретенск, где она оставалась до 1860г., когда епископ Камчатский Вениамин (Благонравов) перенес ее в Благовещенск, в кафедральный собор Благовещения Божией Матери. Для образа там изготовили серебряный оклад с памятной надписью: «Сия Албазинская икона Божией Матери принесена из Сретенска в Благовещенск преосвященнейшим Вениамином, епископом Камчатским, Курильским и Алеутским в июне 1860 года при первом вступлении его в свой епархиальный город».

Икона «Слово плоть бысть», почитаемая святыня русского Приамурья, с 1902 г. ежегодно проносилась крестным ходом по всему Дальнему Востоку. С 1885 г. епископом Камчатским Гурием образу было установлено общецерковное празднование 9 / 22 марта. Икона прославилась избавлением Благовещенска от девятнадцатидневной осады города китайцами в 1900 году, а также чудесными исцелениями во время эпидемии моровой язвы.

В настоящее время святой образ находится в новом Благовещенском кафедральном соборе, куда он был возвращен в 1991 г. из Амурского областного краеведческого музея. По инициативе местного владыки была возобновлена традиция водных крестных ходов с иконой по Дальнему Востоку из Благовещенска до Николаевска-на-Амуре.

Иконография

Образ Божией Матери «Блаженное Чрево» написан «дословно» на строку из евангельского текста: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11, 27). В соответствии с этим, икона представляет собой вариант иконографии «Млекопитательница», с одной отличительной особенностью: Богоматерь изображена сидящей на подушке на земле. Младенец Христос представлен возлежащим на руках Богородицы, прильнув к Ее груди. Кисть правой руки Он придерживает грудь Матери.

Академики Н. П. Кондаков и Н. П. Лихачев отмечали связь иконы с итало-греческой живописью. Иконографические особенности и характер орнамента, по их словам, свидетельствуют о воспроизведении либо итальянского, либо далматинского оригинала первой трети XIV века.

На иконе «Помощница в родах» Божия Матерь изображена с непокрытой, несколько наклоненной в сторону главой и распущенными по плечам волосами, что также свидетельствует о западном происхождении иконы. Руки Божией Матери сложены на груди так, что персты левой руки покрывают до половины персты правой. Ниже сложенных кистей рук при персях Богородицы в мандоле изображен Младенец Христос. Правой рукой он благословляет именословно, а левая его рука лежит на колене.

Верхняя одежда Богоматери красная с прозолотью, имеющая на каждом плече по золотой звезде, нижняя — темно-зеленая с прозолотью, золотыми звездами и такой же оторочкой по вороту и рукавам. На Спасителе одежда желтая с прозолотью, на груди отливающая в темно-зеленый цвет. Все изображение помещено на полумесяце.

По иконографическому типу образ «Слово плоть бысть» близок иконе Божией Матери «Помощница в родах», но есть и некоторые особенности. Богородица изображена с покрытой главой, а Ее руки придерживают святительский омофор, на котором стоит в мандорле Младенец Христос. Написание фигуры Младенца, так же, как и в иконе «Помощница в родах», подчеркивает его пребывание в утробе Матери, где Слово-Логос стало плотью, вочеловечившись в благодатном чреве Приснодевы.

Списки с икон

С чудотворной иконы Божией Матери «Блаженное Чрево» сохранились 3 списка. Один из них был исполнен в конце XVI века и предназначался для московского Новодевичьего монастыря. Этотсписок является наиболее точным воспроизведением оригинала и по размерам доски, и по композиции, что послужило причиной перенесения на него древнего оклада чудотворной иконы. В 1927 г. образ был передан в Оружейную палату ГММК.

Другой список, икона-пядница второй половины XVI — конца XVII вв., находился в пядничном ряду иконостаса Благовещенского собора (в настоящее время — в его экспозиции на южной галерее). На нем Богоматерь изображена сидящей на престоле, в мафории без звезд.

Третий список, икона-пядница из ризницы Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале, была исполнена иконописцем Иоанном Авксентьевым в 1664 г. (в настоящее время — в ВСМЗ). На иконе есть надпись, содержащая историю ее создания, при этом дается совершенно иное наименование образа — Хабаровская, что, возможно, каким-то образом связано с существованием хабаровского списка с Албазинской иконы «Слово плоть бысть». Последний был пожертвован в январе 1897 года купцом Василий Плюснин хабаровскому собору Успения Божией Матери.

В 1930-е годы, после закрытия и разрушения собора, икона, ввиду ее высокой историко-художественной ценности, была помещена в запасник краеведческого музея. В сентябре 1999 года музей передал икону Хабаровской епархии Русской Православной Церкви, а в 2002 году, после воссоздания собора Успения Божией Матери, прославленный список перенесли на его историческое место.

Тропарь иконе Божией Матери «Помощница в родах», глас 4

Ангелов лицы благоговейно Тебе служат, / и вся Силы Небесныя немолчными гласы Тя ублажают, / Помощнице в родах, / усердно молим Тя, Богородице, / да пребудеши в славе Господа, / чрез икону Тобою явленную / и светозарный луч славы чудес Твоих / да восхитит от тьмы, с верою Тебе молящихся, // и вопиющих Богу: Аллилуиа.

Молитвы иконе Божией Матери «В родах Помощница»

Молитва первая

Приими, Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к тебе притекающих. Зрим тя на святей иконе во чреве носящую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему, и умиленно сей лобызающе, молим Тя, всемилостивая Владычице: нас грешных осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благопомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающия их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О Мати Сына Божия! Умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащыя на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления прийми благодарная хваления сердец наших. Вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердную Заступницу и верную Надежду рода нашего, во веки веков.

Молитва вторая

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, в земной жизни нас не оставляющая! К кому молитвы вознесу, к кому слезы и воздыхания принесу аще не к Тебе, всех верных Утешение! Со страхом, верою, любовию, Мати Живота, молю: Да вразумит Господь люди православныя во спасение, да даст рождать нам чад Тебе и Сыну Твоему во благоугождение, да соблюдет нас в чистоте смирения, в надежде о Христе спасения, и дарует нам всем, в покровах благодати Твоея, земное утешение. Храни нас под сению милости Твоей, Пречистая, молящимся о родах помози, наветов злых свободи, тяжких бед, напастей и смертей отврати. Даждь благодатное прозрение, дух сокрушения о гресех, даждь зрети всю высоту и чистоту дарованнаго нам Христова учения; храни нас от погибельнаго отчуждения. Да вси, благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небесного успокоения и тамо с возлюбленными Твоими, со всеми святыми прославим в Троице Единого Бога: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва иконе Божией Матери «Слово плоть бысть»

Богородице Дево, пренепорочная Мати Христа нашего, Заступнице рода христианского! Пред чудотворною иконою Твоею предстояще, отцы наши молиша Тя, да явиши покров Твой и заступление стране Приамурстей. Темже и мы ныне молим Тя: град наш и страну сию от нахождения иноплеменных свободи и от междоусобныя брани сохрани. Даруй мирови мир, земли плодов изобилие, стране нашей на враги одоление; сохрани во святыне пастырей наших, во святых храмах утруждающихся; осени вседержавным покровом Твоим строителей и благотворителей их. Утверди в правоверии и единомыслии братий наших; заблуждших же и отступльших от Православныя веры вразуми и соедини святей церкви Сына Твоего. Буди всем притекающим к чудотворней иконе Твоей покров, утешение и пристанище от всяких зол, бед и обстоящий: Ты бо еси больных исцеление, скорбящих утешение, заблуждших исправление и вразумление. Приими моления наша и вознеси я ко Престолу Всевышняго, яко да Твоим предстательством соблюдаеми и покровом Твоим осенями. Прославим Отца, Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Чудотворная икона Матери Божией Блаженное чрево, называемая еще Барловская, находилась до 1924 года в Благовещенском соборе Московского Кремля. Насколько почитаем был образ, свидетельствует тот факт, что находился он напротив царского места.

Нынешнее его местонахождение неизвестно, но в Оружейной палате хранится список иконы XVI века, украшенный серебряным окладом.

Во второй половине XVII века чудотворная икона Божией Матери Блаженное чрево была реставрирована ( поновлена ) главой иконописцев Оружейной палаты Симоном Ушаковым.

История образа: Согласно преданию из сохранившихся рукописных источников, икона была принесена в Москву из города Бари в 1392 году и имела итальянское происхождение.

В Бари образ был при гробе святителя Николая, архиепископа Мирликийского. От названия города икона называется Барловской, Барбарской и даже Хабаровской, искаженные формы от Барградской.

Барловская икона Божией Матери Блаженное чрево также именуется «Помогательница женам чады рождати» или «В родах помощница» ( «Помощь в родах» ).

Строки из Евангелия от Луки «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» ( Лк. 11 : 27 ) послужили наименованием иконы «Блаженное чрево».

В конце XIV века чудотворная икона Божией Матери «Блаженное чрево» ( Барловская ) была украшена серебряным окладом, именно он и находится на списке иконы в Оружейной палате.

На поле иконы изображены в рост предстоящие святые. В иконографии принят своеобразный «иерархический масштаб», когда предстоящие изображаются значительно меньше, чем фигура в центральной части ( среднике ) иконы.

Оклады на иконах стали появляться еще в Византии и служили для сохранения святыни от неблагоприятных условий и воздействия внешней среды. При этом имело место благочестивое желание украсить чудотворный образ.

В XVI веке был создан новый золотой оклад для любимой и почитаемой верующими иконы. К сожалению, этот оклад был утрачен при захвате французами Москвы, а после 1924 года была утрачена и сама чудотворная икона.

Иконография: На древней Барловской иконе Богоматерь изображена поколенно. Младенец Христос возлежит, вкушая млеко из Ее сосца.

Богородица изображена в нетрадиционном зеленом мафории. На полях и среднике иконы помещены слова из молитв и благочестивые стихословия, которые свидетельствуют об особом народном почитании образа.

Иконография схожа с иконой «Млекопитательница», которая находится в Хиландарском монастыре на Афоне и называется там Типикарницей.

Именно так представлена Богоматерь на списке иконы «Блаженное чрево» из собрания музея города Рыбинска. На ней поза Богомладенца более динамична, чем на древней иконе.

Мафорий Богородицы красного цвета и обрамлен декоративной каймой. На иконе отсутствуют традиционные звезды, а цветовая гамма контрастная. Обилие орнаментированных элементов свидетельствуют о южнорусском происхождении иконы.

Списки иконы: Во всех источниках официально упоминаются три списка иконы Божией Матери Блаженное чрево. Список, выполненный для Новодевичьего монастыря в XVI веке, который находится в Оружейной палате.

Размером эта икона 50,2 х 40 сантиметров, она считается наиболее точным списком с первообраза. На ней находится древний серебряный оклад.

Другой список, икона — пядница, размером 32 х 27 сантиметров, выполнен во второй половине XVI века — в начале XVII века. Он находился в пядничном ряду иконостаса Благовещенского собора.

В настоящее время пребывает икона в экспозиции собора на южной галерее. На этой иконе Пресвятая Богородица изображена сидящей на престоле в мафории без традиционных звезд.

Третий список, икона — пядница размером 32,5 х 28 сантиметров из ризницы Спасо — Евфимиева монастыря в Суздале, исполнена иконописцем Иоанном Авксентьевым в 1664 году.

Эта икона имеет надпись, рассказывающую о создании образа, но называется она еще более искаженно «Хабаровской». По монастырям и храмам есть и другие списки иконы, так как она очень почитаема в народе, просто местночтимые или малоизвестные.

Празднование иконы совершается 26 декабря / 8 января.

Как сообщает Википедия , до революции в южно- и западно-русских областях Российской империи, а также в Сибири 26 и 27 декабря отмечали праздник повитух и рожениц Бабьи каши , который находит параллель в совершении 26 декабря / 8 января празднования иконы «Блаженное чрево». Вполне возможно, что это просто совпадение.

А К А Ф И С Т иконе Божией Матери БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО

Кондак 1
Избранной от всех дщерей земли, Бога Слово во Блаженном Чреве Своем воплотившей на спасение наше, благодарственная восписуем Ти, Владычице нашей Богородице. Ты же, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи и радости вечной исполни, да зовем Ти:
Радуйся, Мати Блаженное Чрево, Радость всему миру родившая!

Икос 1
Ангел предстоятель послан бысть с небеси рещи Богородице:
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою и благословен Плод Чрева Твоего. Мы же, грешнии, воплощаема зря Господа, вместе с ним зовем к Ней таковая:
Радуйся, клеще святая, огнь Божества неопально Собою приемшая!
Радуйся, нам, земнородным, его на землю принесшая!
Радуйся, Земле благая, Клас Жизни во Чреве Своем возрастившая!
Радуйся, нам, земнородным, во освящение Его подарившая!
Радуйся, пеще огнезрачная, во Чреве Своем Небесный Хлеб Жизни испекшая!
Радуйся, нам, осужденным на вечныя муки, Его даровавшая!
Радуйся, Плод вечныя жизни на смерть осужденным Своим Рождеством подарившая!
Радуйся, Рождеством Своим вся удивившая!
Радуйся, Рождеством Своим смерти державу изжишая!
Радуйся, смерти причастным Рождеством Своим рай возвестившая!
Радуйся, Рождеством Своим от рабства погибели нас свободившая!
Радуйся, Плодом Чрева Своего породителя смерти от нас отженившая!
Радуйся, Мати Блаженное Чрево, Радость всему миру родившая!

Кондак 2
Видящи Святая Себя в чистоте, глаголет Гавриилу дерзостно: преславное твоего гласа приветствие неудобовмещаемо разуму моему является: Девичья Утроба како Благодатным Небом соделается, рцы Ми, зовый: Аллилуйя!

Икос 2
Разум недоразумеваемый разумети Дева ищущи, возопи к служащему: како будет сие, идеже мужа не знаю? К Ней же он рече со страхом: Дух Святый найдет на Тя, и Сила Вышнего осенит Тя: темже Раждаемое Свято наречется Сын Божий, обаче зовый сице:
Радуйся, Чрево Блаженное!
Радуйся, утробо благословенная!
Радуйся, Мати Неневестная и неискусобрачная!
Радуйся, Дево, всех Создателя рождшая!
Радуйся, всех матерей благословение!
Радуйся, всего мира радование!
Радуйся, во Чреве Своем вечную Радость носившая!
Радуйся, нам, земнородным, Ее подарившая!
Радуйся, Радость всему миру явившая!
Радуйся, Рождеством Своим мир освятившая!
Радуйся, Божию Премудрость и Силу родившая!
Радуйся, Божию милость всем нам известившая!
Радуйся, Мати Блаженное Чрево, Радость всему миру родившая!

Кондак 3
Сила Вышнего осени тогда к зачатию Браконеискусную, и Блаженное Чрево Ея — Дом, иже созда Себе Премудрость Божия, яко село показа сладкое, всем хотящим жати спасение, всегда пети сице: Аллилуйя!

Икос 3
Имея Дева Блаженное Чрево, в немже упасся Создатель всея твари, идя в горняя, во град Иудов, и вниде в дом Захариин, и целова южику свою Елизавет. Егда же услыша Елизавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея, Матерь Божию Ея познав. Сия ради исполнися Духа Свята Елизавет, и возопи гласом велим, и рече, зовый к Ней таковая:
Радуйся, Мати Божия!
Радуйся, Благословенная в женах!
Радуйся, яко благословен Плод Чрева Твоего!
Радуйся, яко отныне ублажат Тя вси роди!
Радуйся, всех Создателя во Утробе Свой возрастившая!
Радуйся, естество человеческое с Богом соединившая!
Радуйся, из кровей Своих Плоть Богу Слову соткавшая!
Радуйся, нам во освящение Его даровавшая!
Радуйся, вечного жития приобщающая!
Радуйся, трапезы бессмертныя нас насыщающая!
Радуйся, радость спасения нам даровавшая!
Радуйся, смерти державу поправшая!
Радуйся, Мати Блаженное Чрево, Радость всему миру родившая!

Кондак 4
Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, целомудренный Иосиф в начале смятеся, бракоокрадованную Тя помышляя, Пренепорочная, тем же и сыны суетного маловерного века сего изумевают, како быть может сие, яко и Дева пребываеши, и родити возмогла еси, не разумея, яко праведный славный Иосиф, зачатия Твоего от Духа Свята, не ведуща с верными пети: Аллилуйя!

Икос 4
Слышаша пастырие Ангелов поющих плотское Христово пришествие, текше к Тому яко Пастырю словесных овец, видят Сего яко агнца непорочна, во Блаженном Чреве Преславней и Пренепорочной Девы Марии, Радость всему миру родившей, чудесно упасшася. Сей же Ей радости ради и мы вместе с ними поюще реша:
Радуйся, Породителя всея жизни родившая!
Радуйся, в яслях агнчих Агнца Бессмертного своею рукой положившая!
Радуйся, Духом Своим мир Создавшего дыханием Своим в зиму согревшая!
Радуйся, и нам помогати бездомным своим житием вразумляющая!
Радуйся, Создателя всех пеленами повившая!
Радуйся, и нас сострадати страждущим всем научившая!
Радуйся, Блаженная, Плодом Чрева Своего мир освятившая!
Радуйся, во объятиях Своих Радость всего мира носившая!
Радуйся, породителя ада Своим Рождеством победившая!
Радуйся, Рождеством Своим к вечныя жизни всех нас возродившая!
Радуйся, Плодом Чрева Своего смерти родителя в бездну низвергшая!
Радуйся, древнего злобного змия во ад Своим Рождеством заключившая!
Радуйся, Мати Блаженное Чрево, Радость всему миру родившая!

Кондак 5
Боготечная Звезда всему миру явилася еси, Богородице, Солнце правды в мир сей вводяще, подвигающе нас в радости вопияти Тому: Аллилуйя!

Икос 5
Видяща Тя, во Блаженном Чреве Своем упасшую Пастыря нашего Мати, радостью исполняемся и к чудному заступлению Твоему прибегаем, о Всесильная наша Владычице, потщашася славословиями ублажити Тя и возопити Благословенней:
Радуйся, Агнца за нас закланного и Пастыря нашего Мати!
Радуйся, нас, словесных овец, Рождеством Своим окормляющая!
Радуйся, Бога Слова плотию непреложно родившая!
Радуйся, всех верных Плоти Его приобщающая!
Радуйся, от державы смерти спасающая!
Радуйся, к Жизни вечныя нас возрождающая!
Радуйся, матерям чадородящим всегда помогающая!
Радуйся, женам чадоносящим и нас сострадати всегда подвигающая!
Радуйся, чадородящим в родах болезнь облегчающая!
Радуйся, страсти душ и телес исцеляющая!
Радуйся, неисцельные недуги врачующая!
Радуйся, всеми отверженных во Свои матернии объятия приемлющая!
Радуйся, Мати Блаженное Чрево, Радость всему миру родившая!

Кондак 6
Проповедницы славнии быша вси улучившии от Тебя милости, Мати Дево, наипаче же жены, чада носящии и родящии, иже Тебя Милостивую В родах Помощницу имут, о Тебе поя Сыну Твоему: Аллилуйя!

Икос 6
Возсия нам славное просвещение Истины Рождество Твое, о Владычице, от Тебя бо родися Солнце правды, Христос Бог наш, иже от от Блаженного Чрева Твоего яви свет разума, непорочну Утробу Твою сохранив, сих ради Богородице вопием:
Радуйся, Всемилостивая Владычице, Блаженное Чрево!
Радуйся, Утробо во веки благословенная!
Радуйся, на небеса Рождеством Своим Путь указавшая!
Радуйся, Рождеством Своим Блаженное Чрево Твое Благодатное Небо явившая!
Радуйся, Творца Вселенныя Своими сосцами кормившая!
Радуйся, помощь в воспитании детей подающая!
Радуйся, всех взыскующих Истины милостивно окормляющая!
Радуйся, верными разум Христов в мире сем утверждающая!
Радуйся, вечного мрака и тьмы избегать помогающая!
Радуйся, верным в скорбях земных небесное житие созидающая!
Радуйся, прелести смерти державу Своим Рождеством упразднившая!
Радуйся, вечного праздника жизни Своим Рождеством известившая!
Радуйся, Мати Блаженное Чрево, Радость всему миру родившая!

Кондак 7
Хотяй всем человекам спастися и в разум Истины прийти Христос истинный Бог наш нам Тя Матерь Свою дарова, Блаженное Чрево Твое Благодатным Небом соделав, да вси чадородящии и к заступлению Твоему прибегающии вопиют Сыну Твоему: Аллилуйя!

Икос 7
Новую Тобою показа милость всех Творец и Создатель Господь, нам от Него бывшим, из бессеменныя прозяб утробы, и сохранив Ю, яко же бе, нетленну, разруши древнюю данную Еве клятву: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей, и в болезни будешь рожать детей (Быт 3-16), да чудо видяще, вси вернии, наипаче же жены чадородящии к помощи Твоея прибегают, в песнях вопиюще:
Радуйся, древния евины клятвы всемилостивое разрешение!
Радуйся, падшего человеческого рода с Творцом всех примирение!
Радуйся, печали всех жен избавление!
Радуйся, женских скорбей утоление!
Радуйся, В скорбях и печалях известное нам Утешение!
Радуйся, рода человеческого радование!
Радуйся, Земле Благая, проклятой за человека земле благословение Божие подарившая!
Радуйся, всех Владыку Младенца Создателя нам воскормившая!
Радуйся, в Благодатное Небо вертеп Своим Рождеством обратившая!
Радуйся, Плод Чрева Своего верным в трапезу отдавшая!
Радуйся, страшную смерти ехидну Своим Рождеством поразившая!
Радуйся, смрадный дух смерти ея Своим Рождеством истребившая!
Радуйся, Мати Блаженное Чрево, Радость всему миру родившая!

Кондак 8
Странно есть суетным и маловерным сынам века сего Рождество Твое, Мати Дево: как и Дева пребываеши, и родити возмогла еси, Девство и Рождество, Небо и землю, Человека и Божество чудно в Себе сочета, подвизая верных вопияти: Аллилуйя!

Икос 8
Весь бо в нижних приступный всем Человек, но и вышних никакоже возможе отступити неописанное Божественное Слово, снисхождением бо к Тебе Божественным нам Себя Тобой дарова, да слышаши сия:
Радуйся, Мати Льва из колена Давидова, главу дракона поправшего!
Радуйся, кузнице славная, меч против левиафана сковавшая!
Радуйся, грешную землю в небесный эдем обратившая!
Радуйся, верным Владыку Царя даровавшая!
Радуйся, Создателя всех Своим млеком кормившая!
Радуйся, матерям чадокормящим всегда помогающая!
Радуйся, устроение наших детей управляющая!
Радуйся, всех к Тебе прибегающих никакоже отвергающая!
Радуйся, терпящим скорби житейские в радость небесную обращающая!
Радуйся, и в земном житии утешения нас не лишающая!
Радуйся, наше домостроение созидающая!
Радуйся, к Царству Небесному приготовляющая!
Радуйся, Мати Блаженное Чрево, Радость всему миру родившая!

Кондак 9
Всякое естество ангельское удивися Твоему вочеловечения делу: како неприступный Бог явися приступный всем человек, Блаженное Чрево Твое воистину Благодатным Небом соделав, всем верным, наипаче же матерям чадородящим в заступление Тя даровав, сего ради слышаща же от всех: Аллилуйя!

Икос 9
Ветия многовещанныя суетного и самонадеянного рода сего недоумеют о Тебе, Богородице, како вси вернии, наипаче же матери в печалях сердец своих к покровительству Твоему прибегая, от всех скорбей и печалей избавление, всех скорбей на радость преложение и совершенную Нечаянную Радость всех благ исполнения Тобой обретая, верно вопиют:
Радуйся, Всемилостивая наша Владычице!
Радуйся, рождшая всех Владыку Царя!
Радуйся, верных в скорбях утешающая!
Радуйся, отчаявшимся радость и смысл жития обрести помогающая!
Радуйся, Нечаянною Радостью нас исполняющая!
Радуйся, к небесной радости жизнь созидающая!
Радуйся, мечу драгий, главу зверя последних времен посецающий!
Радуйся, ключу царствия Христова, двери верным отверзающий!
Радуйся, Ладье небесная, чрез море, гадами кишащее, безбедно преплываяй!
Радуйся, славный Ковчеже, чрез волны жития сего в небесный дом приводяяй!
Радуйся, жития нашего Всемилостивая Домостроительнице!
Радуйся, к Царствию Небесному верных пути Управительнице!
Радуйся, Мати Блаженное Чрево, Радость всему миру родившая!

Кондак 10
Спасти хотя мир, Иже всех Спаситель нам Тебя Мати Свою дарова, Блаженное Чрево Твое в Дом Премудрости Своея премудро Себе избрав, яко Бог слышит: Аллилуйя!

Икос 10
Стена еси всем матерям чадородящим и чадоносящим, Богоневесто, ибо всех Творец вселься в девственной утробе Твоей, Богородице, Блаженное Чрево Твое воистину Благодатным Небом соделав, женское естество Божеством Своим освятив, вся приглашати Тебе научи:
Радуйся, Мати Богатыря, начальника зла победившего!
Радуйся, сковавшая копие, главу древнего змия пронзившего!
Радуйся, во грехах рождающихся упование непостыдное!
Радуйся, студно зачатых жития обновление!
Радуйся, женского падшего естества дверь спасения верным соделавшая!
Радуйся, к рождению в жизнь вечную нас призывающая!
Радуйся, к земным страстям привлеченных в небесное житие устрояющая!
Радуйся, падших Адама сынов в сожительство небес воздвизающая!
Радуйся, ада державы хозяина гордого всепопирающая!
Радуйся, девство и материнство благословляющая!
Радуйся, вспоможение в родах творящим дела управляющая!
Радуйся, на подвиг служения ближним нас щедро благословляющая!
Радуйся, Мати Блаженное Чрево, Радость всему миру родившая!

Кондак 11
Пение всякое хвалебное и благодарственное побеждается, тщашеся восхвалити Тя ко множеству многих щедро Твоих, Мати Дево, под милостивым бо Покровом Твоим не токмо жены чадородящии и им помогающии помощь Твою получают, но и все вернии в жизнь небесную нарождаются, радостно Богу о Тебе вопия: Аллилуйя!

Икос 11
Светоприимную свещу во мраке сего жития сущим зрим Тя, Богородице, всех бо страждущих и помощи Божией просящих к разуму Божественному наставляеши, зарею ум просвещаеши, к рождению в вечную жизнь призываеши, уча прежде искати Царствия Небесного и правды его, званиими же почитаемая, сими:
Радуйся, лампадо чудесная, мрак скорбного жития нашего освящаяй!
Радуйся, светильниче Божественный, путь в Небесное Царствие нам указуяй!
Радуйся, в разуме Божественном нас просвещающая!
Радуйся, на Пути Христовом всемилостиво укрепляющая!
Радуйся, искати прежде Царствия Небесного и правды его наставляющая!
Радуйся, премудрость века сего прелюбодейного и грешного, иже безумие есть перед Богом, презирати нас научающая!
Радуйся, учащих и учащихся в разуме наставляющая!
Радуйся, во Христе разум нам обновляющая!
Радуйся, в недоуменных обстояниях премудро и милостиво вразумляющая!
Радуйся, в часы недоумений на сердце благую мысль полагающая!
Радуйся, Богу покоряти свой разум нас научающая!
Радуйся, премудрости ищущих на службу Богу и ближним свой дар направляти подвизающая!
Радуйся, Мати Блаженное Чрево, Радость всему миру родившая!

Кондак 12
Благодать дати источник восхотев отшедшим Того благодати, всех благодати Податель нам Тя Мати Свою дарова. Сего ради и слышит от всех сице: Аллилуйя!

Икос 12
Поюще Твое Рождество, Мати Дево, хвалим Тя вси, Богородице: Твое бо Блаженное Чрево вся содержай рукою Господь в жилище Себе избра, о Владычице. Сего ради освяти, прослави и научи вопити Тебе всех:
Радуйся, яко Блаженное Чрево Твое неприступное небо соделашася!
Радуйся, яко домостроение спасения нашего Тобой утвердишася!
Радуйся, на небеса невозбранно Сыном Своим возведенная!
Радуйся, всех верных за Собой приглашати идти научающая!
Радуйся, обреченных на смерть в небесное житие устрояющая!
Радуйся, Церковь Христову Своим Рождеством созидающая!
Радуйся, небеса Собой украшающая!
Радуйся, Плодом Чрева Своего ад попирающая!
Радуйся, Создателя Жизни родившая!
Радуйся, породителя смерти Своим Рождеством победившая!
Радуйся, верных за Сыном Твоим идти научившая!
Радуйся, Рождеством Своим во веки нас возвеселившая!
Радуйся, Мати Блаженное Чрево, Радость всему миру родившая!

Кондак 13
О, Всепетая Мати, Рождшая всех Святых Святейшее Слово! Блаженно Чрево Твое и сосцы, иже ссал еси Христос Бог наш, Иже избра Тя Себе в Дом, Иже Созда Премудрость Его. Сего ради нынешнее прими приношение и от всякия избави напасти всех, будущия изми муки и к жизни вечныя нас возроди, о Тебе вопиющих: Аллилуйя!
Этот Кондак читается трижды, затем первый Икос: «Ангел предстоятель…» и первый Кондак «Избранней от всех дщерей..»

Молитва перед иконой Божией Матери «Блаженное Чрево»

О, Всепетая Мати, Радость всему миру непреложно во Чреве Своем воплотившая и всех святых Святейшее Слово на спасение наше родившая!
Ты, всех Подателя радости нам даровавшая, во Чреве Своем Того носившая и гонения, скорби и лишения в непраздности Своей претерпевшая, видевшая Сына Своего возлюбленного скорбяща, гонима, оскорбляема, неправедным судиям предаваема и осуждена, оклеветаема, оплеваема, ко Кресту за нас пригвождена, и смерть за падшее создание Свое приявша, можешь всякую скорбь человеческую в Своем сердце вместити и нам всем во всем сострадати.
Ты, в вертепе земном от волхвов дары и препростых пастырей овец, небесную радость благовестия Рождества Твоего в сердцах своих с велиим трепетом и страхом вместивших, поклонение смиренно приемшая, воистину можеши всякими дары земными и небесными нас исполнити и во всякой скорби облегчение в сем вертепе земном, многострадальном и многомятежном нам даровати, радостью небесного утешения горечь нашего многоскорбного жития растворяя!
Ты, Сына Своего Воскресшим видевшая, радость воскресения сердцем Своим познавшая, можеши от всякой нас скорби избавити и на радость ее преложение нам даровати. Сего ради молим Тя: прими моления наша, от скорби нашея из глубины сердец Тебе приносимыя, от всякой скорби и печали нас избави, на радость ее преложение нам даруй и всякой радости нас исполни.
Помоги матерям, иже по глаголу Божию в печалях детей своих носящих и в болезнях рождающих, даруй им терпение, бремен облегчение, в скорбях утешение, по сем долгожданную всеисполненную радость деторождения и нечаянную радость всех благ исполнения и к Подателю всех благ – Христу Богу нашему приведи. Воспитай их на пажитях Сына Твоего Христа Бога нашего, да все едиными усты и единым сердцем восславим Сына Твоего и Бога и Твое всемилостивое о нас к Нему грешных предстательство во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *