Икона божией матери грузинская

Икона Божией Матери «Грузинская»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ГРУЗИНСКАЯ»

Кондак 1

Избранней от всех родов Божией Матери и Царице пред пречистым Ея образом со умилением хвалебная пения приносим. Ты же, яко имущая к роду христианскому милосердие неизреченное, от бед и скорбей избави всех нас, Тебе зовущих:

Радуйся, Невесто Неневестная.

Икос 1

Архангелов и ангелов чини благоговейно Тебе служат, и вся небесныя силы немолчными гласы Тя, Богородице Дево, воспевают, яко рождшую небесных воинств Царя; мы же, земнороднии, трепетно предстоящии чудотворному Твоему лику, бренными усты вопием Ти сице:

Радуйся, от всех родов ко искуплению рода нашего избранная; радуйся, Духа Святаго дарований преисполненная.

Радуйся, херувимов и серафимов превозшедшая; радуйся, таинству спасения рода человеческаго послужившая.

Радуйся, святое вместилище Слова Божия; радуйся, неописанное Слово Отчее в ложеснах Своих носившая.

Радуйся, пророческих глаголов неложное исполнение; радуйся, прародителей рода нашего от клятвы рождеством Твоим свободившая.

Радуйся, предстательство роду христианскому, от Бога дарованное; радуйся, спасения рода человеческаго начало.

Радуйся, лествице Божественнаго снисхождения; радуйся, мосте, от земли к небеси земнородных возводяй.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 2

Видящи, Пречистая, с высоты небеснаго жилища Своего, идеже с Сыном Своим во славе пребываеши, озлобление противу святынь христианских во стране Грузинстей, попущением Божиим во дни оны бывшее от персскаго царя Аббаса, Грузинскую страну разорившаго и храмы ея христианския осквернившаго, и, хранящи святую икону от таковаго поругания, страны Российския мужу верну и благоговейну Стефану благопромыслительно вдати ю вспомоществовала еси, Владычице. Стяжав убо сей верный раб святыню Твою, во умилении сердца возопи Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумети хотя благоговейный муж Георгий недоуменную тайну откровения Твоего, Владычице, о некоем безценном бисере, приставником имения его во стране Персидстей приобретеннем, с патриархом Филаретом совещавашеся. Мы же, таинственному вразумлению Преблагословенныя, свыше верным рабом подаваемому, дивящеся, благоговейно вопием к Ней:

Радуйся, сокровенныя тайны благодати Божия верным открывающая; радуйся, устнами православных хвалу Богови совершающая.

Радуйся, неверных агарян, святыню Твою презревших, посрамляющая; радуйся, славою чудес Твоих верным смыслы озаряющая.

Радуйся, почитанию святых икон нас наставляющая; радуйся, Христову веру во стране утверждающая.

Радуйся, иноков обителей Красныя горы святым Твоим образом освящающая; радуйся, день принесения честныя Твоея иконы исцелением инока знаменовавшая.

Радуйся, безценный бисер, святую Твою икону, якоже рекла еси, нам даровавшая; радуйся, безценный Бисер, Христа, на спасение наше рождшая.

Радуйся, честным Твоим образом страну нашу посетившая; радуйся, мирную обитель неотъемлемым богатством обогатившая.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 3

Сила Вышняго осеняет выну с верою притекающих к державному покрову Твоему, Владычице, и благоговейно чтущих чудотворную икону Твою, Богомати, той бо дадеся благодать от Бога всяк недуг и язю в людех врачевати, темже благодарственно вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи промышление теплое о людех зимния полунощи, гору Красную под кров Твой, Богомати, прияла еси, и обители иноков тоя честный образ Твой милостивно даровала еси, да зряще токи чудес, преизобильно на молящихся Тебе с верою изливаемыя, во умилении вопиют Тебе, Владычице:

Радуйся, смиренную обитель иноков Красныя горы державным покровом Твоим осеняющая; радуйся, чудесы от святыя Твоея иконы гору Красную прославляющая.

Радуйся, подобие благодатнаго Афона на зимней полунощи явившая; радуйся, гору Красную житию иноческому чудно указавшая.

Радуйся, в щит и ограждение места того цельбоносную икону Твою даровавшая; радуйся, поселившимся на сей святей горе иноком обитель тихую создавшая.

Радуйся, житие чина иноческаго во спасение душ устрояющая; радуйся, всем хотящим улучити спасение споборствующая.

Радуйся, Красную гору и обитающих на ней благодатным омофором покрывающая; радуйся, притекающих к Твоему покрову и заступлению не оставляющая.

Радуйся, слабых на пути добродетели укрепляющая; радуйся, заблуждших на путь истинный наставляющая.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 4

Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, слепец Питирим, егда озарен бе сиянием света, яко солнечным, смятеся, и страхом одержим бе, мняше о сем, яко о наваждении бесовстем, многа бо лета слеп бе; с молитвою же знамение крестное сотвори, обращься ко храму, и, узрев чудную Твою, Владычице, икону, светозарными лучами во храме блиставшую, абие уразуме, яко отверзостася очи его и слух его открыся, сего ради благодарственное принес Богу, дивному в делех, пение: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав благоверный царь всея России Алексий, яко от святыя иконы Твоея, Владычице, яже на горе Красней, цельбы многоразличных недуг обильно подаются, даде повеление игумену обители по градом и весем великия державы своея с честию подобающею ю обносити, да приемлют страждущии врачевство недугов телесных и душевных и во умилении сердец взывают Тебе, Владычице:

Радуйся, Христа Бога нашего освященный храме; радуйся, неизреченныя Его славы вместилище.

Радуйся, Царя царствующих одушевленный граде; радуйся, палато и чертоже небесный.

Радуйся, Церкве Православныя похвало; радуйся, державы Российския крепосте и утверждение.

Радуйся, градов и весей наших благодатное охранение; радуйся, всех христиан, к Тебе притекающих, непостыдное упование.

Радуйся, от всех родов достойно ублажаемая; радуйся, всех нас от бед и скорбей пришествием честнаго Твоего образа избавляющая.

Радуйся, сущих в странствии ко взысканию горняго града направляющая; радуйся, путеводительнице наша к вечным обителем.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 5

Боготечней звезде подобная явися Твоя, Богомати, икона, по воле Твоей святей от востока на самую полнощь принесенная, юже, яко дар небесный, восприимше иноцы красногорстии, поставиша в соборную церковь обители, и в веселии пояху благих подателю Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видящи среброковача Гавриила, зельне плачуща пред Твоим чудотворным образом, Владычице, тогда умилосердилася еси, сына его на одре болезни лежаща воздвигла и здрава сотворила еси; сице и о мне умилосердися, преблагословенная Богородице, и грехми умерщвленную мою душу воскреси, зовущую:

Радуйся, благоволение Сына Твоего, Христа Бога нашего, нам стяжавшая; радуйся, Мати Царя живота и Победителя смерти.

Радуйся, светлыми лучами чудес от святыя Твоея иконы страну Российскую озаряющая; радуйся, богатыя дары исцелений и милостей просящим Тя пред чудною Твоею иконою источающая.

Радуйся, моления наша, приносимая Тебе с верою и любовию, милостивно приемлющая; радуйся, телесныя недуги верно почитающих Тя скоро исцеляющая.

Радуйся, печаль нашу в радость претворяющая; радуйся, от слез и скорбей нас избавляющая.

Радуйся, скорбных о чадех родителей утешение; радуйся, чад их благодатное охранение и спасение.

Радуйся, покрове нам в животе и по смерти; радуйся, спасение наше на праведнем Суде Божием.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 6

Проповедника творящи купца Георгия воли Своея, рекла еси к нему, Владычице: Приставник имения твоего Стефан, сый в Персиде, купи тебе безценный бисер; егда же принесет к тебе, посли оный в Двинскую землю, на Чермную гору. Познав убо о сем Георгий Твое, Пречистая, к месту тому особое благоволение, воспряну воспети к рождшемуся от Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияла есть слава Божия на святей горе Красней от пречудныя Твоея иконы, Богомати, пред неюже предстояще, со умилением молимся Ти: услыши нас, вопиющих Тебе усердно:

Радуйся, гору полунощную пришествием чудотворнаго Твоего образа осенившая; радуйся, чудес неоскудевающий источник на ней явившая.

Радуйся, милосердие и любовь Твою к обители иноков показавшая; радуйся, благое о ней промышление Свое явившая.

Радуйся, телесныя недуги наша врачующая; радуйся, в душевных скорбех нас утешающая.

Радуйся, благочестия наставнице; радуйся, иноческаго жития руководительнице.

Радуйся, добрыя ко спасению обеты приемлющая; радуйся, благим намерением и начинанием нашим способствующая.

Радуйся, злыя от наваждения врага бываемыя помыслы от нас отгоняющая; радуйся, вражия козни яко паучину расторгающая.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 7

Хотя дати благословение новоустроенней обители иноков, Раифскою нареченней, архипастырь казанский Лаврентий лик Твой, Владычице, от чудотворнаго Твоего Красногорскаго образа тождественно списав, торжественно с молебным пением во обитель Раифскую внесе. Свидетелем же быв совершившихся от сея святыя Твоея, Владычице, иконы знамений и чудес, радостно возопи Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новую купель Силоамскую зрим, Пречистая Богородице, храм Твой, иже в Раифе. Всяк бо недуг и всяку язю душевную и телесную врачуеши с верою и любовию к Тебе притекающих и благоговейно чтущих и лобызающих святый образ Твой. Сего ради, имуще новое неизреченное сокровище Твоих милостей, радостно вопием Ти, Пречистая:

Радуйся, купеле, в нейже душевныя недуги наша врачуются; радуйся, источниче, жаждущим воду жизни источивый.

Радуйся, слепым телесныма очима зрение подавающая; радуйся, глухим слух отверзающая.

Радуйся, разслабленныя телом укрепляющая; радуйся, лежащия на одре болезни возставляющая.

Радуйся, плавающия по водам от бурь и потопления спасающая; радуйся, влающияся в пучине житейскаго моря к тихому пристанищу спасения направляющая.

Радуйся, оружие, имже устрашаются полцы демонския; радуйся, щите, имже покрываются обители иноков.

Радуйся, тихое пустынножителей веселие; радуйся, тихое обуреваемых в сем веце пристанище.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 8

Странно слышати и неудобно разумети злым неверием омраченным, како от святых икон Твоих, Владычице, знамения и чудеса бывают. Нам же, тепле верующим словеси, Тобою к первоначертанней благовестником евангельских таин святей иконе реченному: Благодать Рождшагося от Мене и Моя с сим образом да будет, удобно есть разумети и праведно уповати, яко и с сею иконою Твоею Грузинскою благодать Твоя и сила пребывают выну. Сего ради с благоговейным страхом предстояще, с тем и воздаем ей честь, яко Тебе Самой, нам присущей, радостно поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вся присно горе сущи и с небесными силами выну пребывающи, нас земнородных не оставляеши, Богомати, теплым предстательством пред Сыном и Богом Твоим, Матернее бо дерзновение к Нему имаши. Сего ради, предстояще пречистому Твоему образу, со слезами покаяния вопием Ти, Богородительнице:

Радуйся, путеводительнице верная, к небесному отечеству добре нас направляющая; радуйся, Мати Царя небесе и земли, врата райская нам отверзающая.

Радуйся, домостроительнице, житие наше к небесному устрояющая; радуйся, вечная благая Сына Твоего нам являющая.

Радуйся, от скорбей и бед зде нас спасающая; радуйся, вечных мук и огня геенскаго по смерти нас избавляющая.

Радуйся, всех притекающих с верою и любовию к Тебе сугубо милующая; радуйся, молитвы наша, приносимыя Тебе пред чудотворным Твоим образом, ко престолу Сына Твоего и Бога нашего возносящая.

Радуйся, благая наша помощнице; радуйся, непостыдное наше упование.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 9

Всякаго естества архангельскаго и ангельскаго превысши, херувим же и серафим честнейши еси, Пресвятая Дево. Бога бо, Царя небесных сил, плотию родила еси, Невместимаго во утробе Своей вместила еси, Носящаго весь мир дланию на руках носила еси, и всякое естество Питающаго млеком питала еси. Темже воистину Матерь Божию и ходатаицу рода христианскаго Тя ведуще, со дерзновением вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многовещаннии не ведят, киими словесы благохвальными подобает величати Тя, Богородице, обаче, благая сущи, приими милостивно, аще и немощными смыслы сложенная, но от чистаго сердца приносимая Тебе в похвалу сицевая пения:

Радуйся, пренепорочная Отроковице, Превечным советом ко спасению рода нашего избранная; радуйся, Жено, Еяже Семя сокруши главу древняго змия.

Радуйся, в женах преблагословенная; радуйся, благодать у Бога обретшая.

Радуйся, архангельское вещание о воплощении Единаго от Святыя Троицы смиренно приявшая; радуйся, кроткая рабо Господня.

Радуйся, сосуде, Духом Божиим освященный; радуйся, силою Всевышняго осененная.

Радуйся, Спасителя наших душ рождшая; радуйся, падший род наш с правосудием Божиим примирившая.

Радуйся, Эдем затворенный рождеством Твоим миру отверзшая; радуйся, от пленения адова нас рождеством Твоим свободившая.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 10

Спасти хотящи многия люди от бед и скорбей, всюду являеши, Богомати, роду нашему неоскудеваемый от Своея иконы Грузинския источник милости. Красногорскую бо обитель от запаления огненнаго во дни оны неврежденну сохранила еси, угасивши свирепеющую окрест ея силу огненную, в царствующем же граде Москве и в пустыни Раифстей благодати струи от иконы Твоея источаеши всем с верою поклоняющимся Тебе, и во иных градех и весех наших чтущим Тя полезное подаеши. Темже, прославляюще Бога, даровавшаго нам о Тебе благодать таковую, присно вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси крепкая, Богородице Дево, обители Красногорския и пустыни Раифския ограда несокрушимая, чину же иноческому украшение и слава. Сего ради, молящеся, вопием Ти, Пречистая: покрый с верою поклоняющихся Тебе пред Твоим чудотворным образом от бед и скорбей, с любовию Тебе вопиющих:

Радуйся, крепкая от находящих на ны напастей и бед хранительнице; радуйся, обителей иноческих неусыпная блюстительнице.

Радуйся, от свирепеющаго пламене во дни оны обитель Красногорскую по теплому молению иноков дивно сохранившая; радуйся, благорастворение воздухов и спасительный дождь благовременно той низпосылающая.

Радуйся, жития чина иноческаго украшение и доброто; радуйся, в бурю искушений и бед нас спасающая.

Радуйся, помышления наша освящающая; радуйся, сердца наша очищающая.

Радуйся, душегубительный пламень страстей наших угашающая; радуйся, мрак сатанинских искушений разсевающая.

Радуйся, житию нашему благословение Божие низводящая; радуйся, мысленная очеса наша к горним обителем направляющая.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 11

Пение хвалебное приносят Ти, Владычице, людие богоспасаемаго града Архангельска, егда град их единою в лето освящается пришествием Твоего чудотворнаго образа, и со светильники и кадильницы грядуще во сретение его, радостно вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарными лучами чудес икона Твоя, Владычице, на святей горе Красней немерцаемо сияет и Российскую страну нашу православную благодатно озаряет, прогоняющи всякое темное действо вражие силою Божиею, побуждающи нас пред нею Тебе, богоизбранная Отроковице, хвалебная пения возносити:

Радуйся, на пути нашего спасения неугасимый светильниче веры и благочестия; радуйся, луче незаходимаго Солнца.

Радуйся, немерцающая во стране нашей православия звездо; радуйся, добродетели путь освящающая.

Радуйся, заре, Солнце правды являющая; радуйся, свете, мрак неведения отгоняющая.

Радуйся, купино неопалимая, Бога явившая; радуйся, престоле огненный Вседержителя.

Радуйся, чистоты сокровище; радуйся, цвете неувядаемый славы.

Радуйся, Вышняго освященное божественное селение; радуйся, яко Тобою дадеся радость всем Тя, Богородице, призывающим.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 12

Благодати Твоея никогдаже оскудевающия неизсякаемый источник явила еси, Богородительнице, чудотворную икону Твою, от неяже вси скорбящии и обремененнии грехми многими спасение и цельбы во вся времена приемлют и радостно о Тебе воспевают всеблагому Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твоя преславная чудеса, Богомати, от святыя Твоея иконы неоскудно нам подаваемая, и все упование наше на Тя, Заступнице, возлагающе, со умилением вопием Ти:

Радуйся, непостыдное христиан упование в будущем веце; радуйся, в делании заповедей Сына Твоего пребывающих спасающая.

Радуйся, в животе сем нас во здравии сохраняющая; радуйся, в страшный час смерти нас не оставляющая.

Радуйся, верным рабом Твоим христианскую кончину устрояющая; радуйся, на Суде праведнем Сына Твоего верных слуг Твоих вожделенный глас Его слышати сподобляющая.

Радуйся, всем хотящим спастися и в разум истины приити благая Одигитрие; радуйся, всех в сокрушении сердечнем кающихся грешников несумненное спасение.

Радуйся, рождеством Твоим двери рая миру отверзшая; радуйся, земнородных с небесными к вечному веселию сочетавшая.

Радуйся, от ангел присно воспеваемая; радуйся, и от земнородных достойно ублажаемая.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 13

О всепетая Мати, Пресвятая Госпоже Дево Богородице, не отрини смиренно приносимое Тебе ныне пред чудотворным Твоим образом сие малое моление наше, презирающи бездну грехов наших, избави всех нас от бед и скорбей в животе сем и грядущия вечныя изми муки, нелицемерно о Тебе вопиющих Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Архангелов и ангелов…» и 1-й кондак «Избранней от всех родов…».

Молитва первая

Приими, Всеблагомощная Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары от нас, недостойных рабов Твоих, к Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой сущей ту и послушающей моления наша, подающи с верою просящим по коемуждо прошению исполнение: скорбящим скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленных и недужных исцеляеши, и от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши, и насилуемых спасаеши, грешных прощаеши, прокаженных очищаеши, и малых детей милуеши, и неплодныя от неплодства разрешаеши. Еще, Госпоже Владычице, от уз и темниц свобождаеши, и всякия многоразличныя страсти исцеляеши, и очныя болезни уврачуеши, и от смертоносныя язвы избавляеши: вся бо возможна суть ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пречистая Богородице! Не престай молити о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих, и покланяющихся пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодевей, Преславней и Непорочней, славящих, и чтущих, и поющих Тя во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

К Тебе, Богоизбранная Отроковице, Пресвятая Дево Богородице, Небесе и земли Царице, припадающе, вопием: услыши молений наших глас и не отврати лица Твоего от нас, недостойных. Приими, Всеблагая, от недостойных раб Твоих, чтущих всечестное имя Твое и с верою покланяющихся Тебе пред чудотворным Твоим образом, приносимое ныне теплое моление наше, вознеси е к Престолу Сына Твоего, Христа Бога нашего, да милостив будет к неправдам нашим и не воздаст нам по делом нашим, но да пробавит щедроты Своя. Вемы, яко несмы достойни, по грехом нашим, от Него помиловани быти, аще не Ты, Владычице, умолиши Его о нас, вся бо можеши испросити у Него, Матернее бо к Нему имаши дерзновение. Сего ради к Тебе, яко всемощней и всеблагой Заступнице нашей, прибегаем, усердно молящеся: испроси у рождшагося от Тебе Единороднаго Сына Божия, Христа Бога нашего, всем нам в святоотечестей Православней вере твердое до конца дней наших пребывание и во всех заповедех Господних неуклонное хождение, да, прочее время живота нашего поживше во всяком благочестии и чистоте, сподобимся мирныя христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде Сына Твоего и Бога нашего и тако достигнем, под кровом Твоея помощи, живота вечнаго во Царствии Отца светов, Емуже, купно со Единородным Его Сыном и Святым Духом, подобает слава, честь и поклонение, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4

Днесь светло красуется обитель Красногорская, и с нею ликовствует Раифская пустыня, яко зарю солнечную, от востока возсиявшую, восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, еюже разгоняеши мглу искушений и бед от вопиющих верно: избави обитель нашу и вся страны христианскии от всех навет вражиих и спаси души наша, яко милосердная Заступница рода христианскаго.

Ин тропарь, глас 5

Веселятся православнии народи, видяще, Владычице Дево Богородице, твою пречудную и чудотворную икону, и приемлют врачевство душевное и телесное Твоею милостию всегда. Темже и мы, покланяющеся оней, усердно Тебе вопием: помилуй, благая Мати, смиренныя рабы Твоя и избави нас от всякаго зла и навета вражия, молящи Сына Твоего, Господа Иисуса, да, спасшеся зде, небесное жительство получим человеколюбием и благодатию Его.

Кондак, глас 8

Тебе, избранней от всех родов Божией Матери, благодарственное пение приносим, пришествием честныя Твоея иконы, раби Твои, Богородице, озаряемии. Но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Святыни православной Грузии


Сегодняшний день выдался солнечным, но холодным и ветренным. Но разве это имело хоть какое-либо значение? Ведь именно сегодня предстояла поездка в древнюю Мцхету — первую столицу православной Грузии. Необходимо отметить, что Грузия — страна с древними христианскими традициями. Согласно преданию, свет веры Христовой в Иверии возжгли в на заре новой эры святые апостолы от двунадесяти Андрей Первозванный и Симон Кананит. Вера прочно укоренилась на благодатной иверской земле, ставшей уделом Пресвятой Владычицы Богородицы.

К IV веку в Грузии уже были достаточно большие христианские общины, возглавляемые епископами. Автокефалию Грузинская Церковь получила в 457 году от Матери-Церкви Антиохийской.


Собор святых украшает Грузинскую Церковь. Среди них особенно почитается просветительница Грузии святая равноапостольная Нина (+335).


В Сионском Патриаршем соборе в честь Успения Божией Матери в Тбилиси находится величайшая святыня Грузии — Крест св. Нины, сделанный из ветвей виноградной лозы, связанных ее волосами. С этим Крестом она проповедовала веру Христову в Грузии.

Просветительница Грузии никогда не расставалась со своим крестом и завещала его царю Мириану, который принял крещение благодаря святой Нине. В Мцхете, бывшей столице Грузии, крест находился до 458 года.

Далее в стране начались войны и гонения. Крест святой Нины хранился у армянского воеводы 175 лет, в монастыре Ванадад — больше 450 лет, в Карсе — 164 года. Царь Давид в 1125 году нашел его в городе Ани и перенес в Мцхету. Оттуда его перенесли в церковь Святой Троицы на горе Казбек. В 1746 году по повелению царя Теймураза II, чтобы избежать поругания, крест спрятали в крепости Ананур. Оттуда в 1749 году митрополит Тифлисский Роман тайно переправил крест царевичу Бакару. В 1801 году его внук, Георгий Александрович, преподнес крест императору Александру I.

Российский император восстановил историческую справедливость — крест святой Нины как достояние грузинской церкви отправили с почестями в Сионский кафедральный собор в Тбилиси. «…Зная, сколь драгоценна сия святыня для Грузинского народа и желая возвращением ее дать новое доказательство моего о нем попечения, я препроводил сей крест туда для помещения его в Тифлисском главном Соборе…» — писал император Александр I князю Георгию Александровичу в феврале 1802 года.

Как выглядит крест святой Нины

Крест равноапостольной Нины легко узнать: концы его горизонтальной перекладины опущены вниз и с виду он напоминает игуменский или архиерейский посох. Он полностью сделан из виноградной лозы и на стыке перекладин переплетен волосами святой Нины. В иконографии равноапостольную просветительницу Грузии принято изображать с характерным крестом и Евангелием в руках.

Православные грузины свято чтут и великомученика Георгия Победоносца (+303), родственника святой Нины. Сама Грузия на европейских языках называется Джорджией или Георгией.


Глубоко почитаются в Грузии и другие ее святые подвижники: преподобный Шио Мгвимский (VI в.);


преподобный Давид Гареджийский (VI-VII вв.) — один из основателей грузинского монашества;


епископ Алавердский Иосиф (VI в.), ревностно проповедовавший Евангелие;

Евфимий Святогорец, ученый ино, подвизавшийся на Афоне, — в грузинском Иверском монастыре он перевел с греческого на грузинский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святой благоверный царь Давид Возобновитель (Строитель; +1125), выдающийся государственный и культурный деятель Грузии;

святая благоверная Тамара, царица Грузинская (+1207), которая строила храмы и монастыри, покровительствовала наукам и искусству, ей посвящена поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», а грузинский народ назвал святую Тамару Великой.

Возглавляющий ныне Грузинскую Церковь Его Святейшество и Блаженство Илия (Гудушаури-Шиолашвили) родился 4 января 1933 года в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ). 25 августа 1963 года он был хиротонисан во епископа Шемокмедского.

Избрание Блаженнейшего Илии Предстоятелем Грузинской Православной Церкви состоялось 23 декабря 1977 года, чин интронизации был совершен 25 декабря того же года.

Титул Предстоятеля: «Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский».

Патриаршая резиденция находится в Тбилиси.Монашество — сердце Православия, и для Грузинской Православной Церкви на протяжении истории оно имело не меньшее значение, чем для других Поместных Церквей. В настоящее время у Грузинской Православной Церкви насчитывается 134 монастыря — 72 мужских и 62 женских. Ниже будет представлен краткий обзор главных грузинских обителей, своим основанием восходящих к глубокой древности. Расскажем об основных из них.

Мцсхета

Мцхета, Грузия. Древняя столица Грузинского царства

Древняя столица Грузии Мцхета – святое место для каждого грузина. Такого количества святых и культовых мест, как в Мцхете, расположенной в 20 км от Тбилиси, нет больше во всей Грузии. За это древний город называют «Вторым Иерусалимом». Именно сюда принесла благую весть святая Нино Каппадокийская, здесь хранится одна из величайших святынь христианского мира – Хитон Господень.

Этим же объясняется статус Мцхеты, как святого города, куда стекаются христианские паломники и туристы со всего мира. Главные объекты, привлекающие туристов и паломников: собор Светицховели, один из самых древних и почитаемых храмов – и старинный живописный монастырь Джвари – уникальные и поразительные образцы религиозной архитектуры средневекового Кавказа.

Мцхета расположена в месте слияния двух горных рек – Арагви и Куры на невысокой речной террасе, в окружении величественных горных вершин.

Легенда о городе гласит, что Мцхета была основана в незапамятные времена легендарным царем Мцехотосом – сыном первого царя Картли, который, построив город, назвал его своим именем.

Факты истории же говорят, что город был основан во второй половине I тысячелетия до н.э. То есть практически одновременно с созданием на территории Грузии Восточного Грузинского царства – Картли (Иверии), столицей которого и являлась Мцхета. Вот почему Мцхету совершенно справедливо называют «колыбелью грузинской государственности».

Как политический центр Восточной Грузии, Мцхета впервые пережила свой расцвет в эпоху Александра Македонского. Стены древнего города выдерживали натиск римских легионов и персидских воинов.

Сказочная Мцхета

Столичный статус принадлежал Мцхете почти тысячу лет, до конца V в. н.э. – до того времени, пока царь Вахтанг Горгасали не принял решение о переносе столицы в Тбилиси. Но и после этого Мцхета оставалась важным религиозным центром страны, резиденцией грузинских католикосов – глав грузинской церкви.

В эпоху Средневековья Мцхета была значительным городским, торгово-ремесленным и религиозным центром. И сегодня Мцхета продолжает оставаться духовным центром страны.

Наряду с Тбилиси и Пицундой, Мцхета является кафедрой Католикоса – Патриарха всей Грузии.

В конце XIX-начале XX вв. Мцхета и окрестности были объявлены архитектурно-историческим музеем-заповедником, внесенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырский храм Джвари, увековеченный в литературе Михаилом Лермонтовым (поэма «Мцыри»), — древнейший культовый памятник, построенный на заре грузинского христианства в VI веке (585- 604 г.г.).

Джвари

Свое название Джвари (в переводе с грузинского «крест») храм получил не случайно. Это объясняет старинное предание о том, что именно в этом месте Нино Каппадокийская поставила Святой крест, ознаменовавший принятие Грузией христианства. Позднее, над крестом был сооружен храм, который назвали Храмом Святого креста.

Примечательно, что в первую очередь был построен храм Малого Джвари (сохранился в руинах у основного храма), и только потом был воздвигнут Большой Джвари для сохранения реликвии Святого креста. Согласно древним записям до середины VI в. крест был открыт, был виден издалека и являлся объектом поклонения.

Даже в нынешнем состоянии храм сохраняет былое величие

«Столбы обрушенных ворот, и башни, и церковный свод…» — таким увидел Джвари, воспевший его Лермонтов. Сегодня все в Джвари осталось таким же, как при визите русского классика. Обрушенные каменные стены ограды с входными арочными проемами и сам храм – величественный и строгий.

Безмолвные свидетели

Его аскетичная красота выражается в идеальных пропорциях зальных помещений и купола, в чистоте строгих и прямых линий, в гладкости внешних стен, не несущих никаких лишних декоративных элементов, кроме рельефов на фасадах. Внешне храм представляет собой большой восьмигранный барабан, перекрытый шестигранным куполом, увенчанным крестом. С двух сторон храма примыкают четыре угловых помещения.

С вершины открывается потрясающий вид

Столь же гармонично и внутреннее пространство Джвари: чистая, полновесная и завершенная классика чарует своим совершенством. Внутри церковь декорирована мозаикой, которая дошла до наших дней только в фрагментах. В центре храма можно увидеть основание, в котором был закреплен Святой крест, принесенный Нино Каппадокийской.

Святой Крест

Джвари стоит у самого края высокого утеса и чудесным образом гармонирует с окружающей суровой, но чрезвычайно живописной природой этого края. Внизу у подножия шумят Кура и Арагви – две самые известные реки в Грузии. А напротив расстилается обширная панорама Мцхеты. На ветреных склонах у Джвари растет дерево Желаний, на который паломники завязывают ленточки, загадывая желания.
В 1996 году мужской монастырь Джвари возобновил свою деятельность.

Посетите это удивительное место

Посетите этот замечательный край, подышите многоцелебным воздухом гор, приложитесь к уникальным святыням, — и сердце навсегда останется здесь

Величие святыни

Продолжение следует. Читайте наши публикациями.
Ваша Татиана Лазаренко

Рекомендуем: православные товары и иконы.

Чудотворная икона Грузинской Божией Матери относится к числу почитаемых икон в православии. Немногие знают о ней, но это не мешает ей творить чудеса. Есть большое количество изображений Богородицы с младенцем и без него, которые имеют между собой отличия как во внешнем виде, так и в смысле, который они несут.

История лика

Изначально она находилась на территории Грузии, от чего и имеет такое название. Но в 1622 году, когда территорию хотел завоевать персидский шах Аббас, то ее и прочие ценности перевезли в Персию. Так как персы не были особо духовным народом, то они решили заработать деньги на ценностях, которые были украдены. Так в 1626 году русском прикажчику местный житель принес Грузинскую икону с предложением ее купить. Тот не отказался от такого предложения и купил ее, несмотря на то, что цена ее была значительно завышена.

После того как однажды купец узнал о таком приобретении своего прикажчика, он приказал отдать данный лик в Красногорский монастырь. Изначально об этом распоряжении забыли, но вскоре вспомнили и выполнили задуманное. Таким образом икона попала в монастырь. Она прославилась свершением большого количества чудес. Толпы людей начали идти к ней.

Многие начали говорить о том, в чем помогает Грузинская Божья Матерь. Так было известно, что к одному монаху Питириму, после усердных молитв перед ликом, полностью вернулось зрение и слух. После таких рассказов о чудесных исцелениях данный лик много путешествовал по различных губерниях. Его носили для того, чтобы каждый мог вознести свое прошение и молитву. Многие говорят, что из-за определенных событий подлинник не сохранился до нашего времени, а есть только несколько списков.

Молитва иконе Грузинской

Данную молитву можно читать как в храме, так и в домашних условиях. Молитву Грузинской Божьей Матери желательно читать перед иконой данной Богородицы. Не будет лишним еще и зажечь свечи. Есть также определенные правила по чтению молитвы перед ликом:

  1. Читать стоит с чистым сердцем и глубокой верой.
  2. Необходимо показывать дерзновение, но без дерзости. Дерзновение – это вера во всемогущество Господа, а также в то, что он может простить даже самый страшный грех. А вот дерзость – это неуважение к Господу и прочим святым.
  3. При чтении стоит испытывать такие чувства как недостоинство и благоговение перед Господом и другими святыми.
  4. Желательно обращаться с молитвой, которая уже имеет определенный текст. Но к этим словам можно добавить еще и свои просьбы.
  5. В основном молитвы написаны на церковнославянском языке, но есть также и те, которые переведены на русский. Во время службы можно перед собой держать текст с переводом, чтобы лучше понимать о чем идет речь.
  6. Обращать молитвы надо в определенной последовательности: сначала к Господу, затем к Богородице и потом ко всем остальным.

Есть также процедура начала и окончания чтения молитв:

  1. Перед началом чтения желательно сначала немного побыть в тишине и помолчать. Таким образом Вы сможете сосредоточится.
  2. После окончания необходимо немного побыть в раздумье о том, что Вы только что просили.
  3. В начале и в конце необходимо перекрестится.

Текст данной молитвы заключен в следующих словах:

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары от нас недостойных раб Твоих, к Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой зде сущей и послушающей моления наша, и подающей с верою просящым исполнение по коемуждо прошению.

Скорбящым бо скорби облегчавши, немощным здравие даруеши, расслабленный и недужныя исцелявши и от бесных бесы прогонявши, обидимыя от обид избавлявши, грешныя прощавши, прокаженныя очищавши, малыя дети милуеши, и неплодныя от неплодства разрешавши еще же, Госпоже Владычице, и от уз и темниц свобождаеши, и всякия многоразличныя страсти исцелявши, и очныя болезни врачуеши, и от смертоносный язвы избавлявши: вся бо возможна суть ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему.

О Всепетая Мати, Пречистая Богородице! Не престай молитися о нас недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих, и покланяющихся пречистому образу Твоему и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Помните всегда, что необходимо к Господу обращаться не только в моменты горя и необходимости, но и в моменты радости. Нужно читать не только молитвы с просьбами, но и благодарственные, которые помогут обратить внимание Господа к Вам и Вашим просьбам.

Смотрите еще видео о чудотворной иконе Богоматери Грузинской:

Сильная молитва о помощи Деве Марии Жизнь каждого человека не застрахована от непредвиденных ситуаций, которые зачастую бывают не очень приятными. Иногда наступает чёрная полоса, и всё просто валится из рук. Тогда человек может просто потерять самооблаÐ… Read more Молитва «Взбранной Воеводе Победительная» Молитва «Взбранной Воеводе Победительная» в народе может быть более известной как кондак Богородице. С данной молитвой связано большое количество разнообразных историй. Но основной целью ее использования служит защÐ… Read more Акафист «Взбранной Воеводе Победительная» Есть большое количество священных текстов в православии. Наиболее сложно переводимый среди них – это акафист Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе». Он написан на церковнославянском языке, но в его основе лежит грÐ… Read more Молитва Николаю Чудотворцу о родителях Для каждого человека родители это самые дорогие в мире люди. Им мы всегда желем здоровья и счастья.Ведь родители — это те люди, которые дали нам жизнь. Есть конечно такие, что и оставляют своих деток, но есть и хорошие кÐ… Read more Сильная молитва от пьянства и алкоголизма Николаю Чудотворцу Пьянство — это одна из самых страшных бед, которая может случится в каждой семье. Начиная тянутся к алкоголю человек забывает не только о работе, но и о своей семье. Он опускается на очень низкий уровень жизни. В таких слу… Read more Молитва Николаю Чудотворцу о бизнесе Сегодня каждый человек пытается работать не на работодателя, а сам на себя. С каждым днем все больше людей пытается открыть «свое собственное дело». Но при это большая половина вынуждена закрыть свой бизнес так и не пол… Read more

Молитва Грузинской Божьей Матери Метки:Богородица молитва

Этот легендарный образ повидал многое за историю своего существования. В Православном мире он почитается с глубоким уважением и благоговением. И причиной тому послужили многочисленные случаи исцеления, свершившиеся в разное время и в разных местах.

История появления чудотворного лика

Достоверно не известно, кто является автором иконы и когда она была написана. Её первоначальным местонахождением была Грузия. В 1622 году грузинские земли завоевали персы, во времена правления шаха Аббаса. Именно тогда святой образ переправили в Персию, где местные жители хорошо наладили торговлю христианскими святынями.

Икона Пресвятой Богородицы «Грузинская»

  • Спустя 3 года одному славянскому приказчику, приехавшему в Персию по купеческим делам, предложили купить образ Богоматери. Стефан Лазарев не мог отказаться от такого приобретения. Он выкупил икону в серебряно-золотом окладе, хоть цена и была довольно высока. Тем временем ярославскому купцу Григорию Лыткину, у которого служил Лазарев, приснилось странное сновидение. Голос во сне приказал купцу доставить образ Богородицы в Красногорский монастырь на реке Пинеге, неподалёку от Архангельска. Купец не воспринял серьёзно этот сон и вскоре забыл о нём. И лишь по прибытии приказчика домой, Лыткин вспомнил наставление свыше и тут же отправился в путь к Архангельску.

Купец передал священный образ инокам монашеской обители. Кроме того, он на свои средства построил там церковь и купил всю церковную утварь с книгами.

  • Впоследствии икона Девы Марии начала являть чудеса исцеления. Монах Питирим, давно не видящий и потерявший слух, горячо молился перед ликом Царицы Небесной об исцелении от своих недугов. И по окончании чтения молитвы к нему вернулось зрение, и способность слышать. Молва о чудотворной иконе быстро разнеслась по округе. Митрополит Новгородский Никон, ознакомившись со всеми фактами исцеления, назначил празднование дня Грузинской иконы Богоматери на 22 августа.

Крестные ходы с древней иконой шли до сибирских лесов. А в 1698 году вышло постановление приносить святыню в Архангельск для освящения города и его жителей каждый год.

В 1654 году икону решили отреставрировать. Она была переправлена в Москву. В это время город страдал от эпидемии моровой язвы. После того как икону привезли, к ней стали приходить верующие горожане на паломничество и получали исцеление от страшной болезни.

Важно! С иконы Богородицы сделали многочисленные списки, проявившие себя, как чудотворные.

В революционные годы религиозных гонений Красногорский монастырь перестал действовать, а след иконы затерялся. В 1946 году о ней снова заговорили. По словам священнослужителя, из Архангельска с образом совершили крестный ход.

Некоторые источники содержат упоминания о том, что грузинская икона Божьей Матери хранилась в Третьяковской галерее до конца пятидесятых годов. Однако ревизионная проверка 1964 года не выявила образ среди экспонатов галереи. Возможно, власть СССР продала его зарубежным коллекционерам или икону украли.

История

Согласно преданию, икона имеет грузинское происхождение и при завоевании страны шахом Аббасом в 1622 году была вывезена в Персию. В 1625 году она была приобретена Стефаном Лазаревым, приказчиком ярославского купца Григория Лыткина. В 1629 году, когда приказчик Стефан вернулся в Ярославль, то купец Лыткин направил икону в Черногорский (Красногорский) монастырь на реке Пинеге под Архангельском. Там он построил церковь и снабдил её необходимой утварью и книгами.

После появления иконы в Красногорском монастыре ей стали приписывать многочисленные чудотворения. В 1654 году Грузинскую икону привезли в Москву для поновления и изготовления нового оклада. В тот год в городе была эпидемия чумы и с привезённым образом связывали ряд исцелений. Так, в благодарность за исцеление своего сына серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов заказал список с Грузинской иконы для церкви Святой Троицы в Никитниках, который приписывают кисти Симона Ушакова.

Из-за сообщений о чудесах в 1658 году по указу царя Алексея Михайловича и патриарха Никона иконе было установлено празднование 22 августа в день её появления в монастыре. В 1698 году указом было предписано ежегодно приносить Грузинскую икону в Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости». Кроме Архангельска, образ носили в Вологду, Великий Устюг, Переславль-Залесский, Москву и в Сибирь.

В 1707 году изограф Оружейной палаты Кирилл Уланов сделал точный мерный список Грузинской иконы. На его нижнем поле помещена надпись: » написан сей святый Богоматере образ мерою и начертанием каков в Черногорском монастыре, имянуемыя Грузинския». В иконе находятся четыре мощевика. С иконы были сделаны и другие списки, некоторые из которых почитались чудотворными.

В 1920—1922 годах после закрытия Красногорского монастыря икона исчезла, а затем в 1946 году после открытия монастыря вновь появилась в нём. Архангельский епископ Леонтий (Смирнов) в 1946 году сообщал в Московскую патриархию, что Грузинская икона участвовала в крестном ходе в Архангельске. Дальнейшая судьба иконы неизвестна.

Литература

  • Гусева Э. К. Грузинская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — М., 2007. — Т. 13. — С. 188—190. — ISBN 5-89572-022-6.

История Грузинской иконы Божией Матери уходит в глубокое прошлое. Точное время и место ее написания неизвестны. Первоначальное ее местонахождение было в Грузии, но когда в 1622 году страна была завоевана персидским шахом Аббасом, этот образ, как и другие грузинские иконы, захватили и вывезли персы, для которых торговля православными святынями стала выгодным занятием.

Дальнейшая история Грузинской иконы Божией Матери поистине полна чудес. В Персии по делам, связанным с торговлей, оказался Стефан Лазарев, служивший приказчиком у ярославского купца Григория Лыткина. Некий перс принес Лазареву икону для продажи. Из-за серебряного с золотом оклада она стоила очень дорого, но Лазарев, тем не менее, выкупил ее.

Вещий сон об этом событии приснился купцу Лыткину, его хозяину; ему велено было пожертвовать икону в Красногорский монастырь близ Архангельска. Купец, однако, вскоре позабыл о своем вещем сне, и лишь когда четыре года спустя приказчик возвратился с иконой, вспомнил о повелении свыше и сам повез ее в указанный монастырь. Он не просто передал икону, но и построил специально для нее церковь и закупил богослужебную утварь и книги.

И сразу же Грузинская икона Божией Матери явила чудо: после долгих молитв перед ней слепой и глухой монах Питирим вновь обрел зрение и слух. Чудотворный образ носили во главе крестных ходов не только по Центральной России, но донесли даже до сибирской реки Лены.

Чтобы подновить живопись на иконе и изготовить для нее новую ризу, в 1654 году она была доставлена в Москву, охваченную в тот момент эпидемией моровой язвы, и явила множество чудес исцеления.

Последние сведения о Грузинской иконе Божией Матери относятся к 1946 году, когда ее пронесли крестным ходом; далее ее следы теряются. Однако значение списков с иконы также велико: они явили множество чудес, поэтому считаются чудотворными.

По иконографии Грузинская икона Божьей Матери принадлежит к типу Одигитрия («Путеводительница») и близка к другим грузинским иконам Богородицы, датируемым X—XVI вв., особенно из Кахетии.

На ее лицевой поверхности имеется ковчег в виде углубленной части в центре, большую часть которой занимает образ Богоматери с сидящим на Ее левой руке Младенцем Иисусом. Матерь Божия слегка склонила к Нему голову, Он же с любовью взирает на Нее, подняв правую руку для благословения; в левой руке Младенца свиток, символизирующий Евангелие – Благую Весть, которую Он принес в мир.

Особенно трогательно выглядит маленькая босая ступня подвернутой правой ноги Младенца, выглядывающая из-под Его одеяния.

Когда слава о чудотворной силе Грузинской иконы Божией Матери разнеслась по всей Руси, с нее был сделан целый ряд списков. В настоящее время списки иконы Грузинской Божьей Матери в Москве представлены в храме Троицы Живоначальной (Никитники), в храме Воскресения Христова (Сокольники) и в храме святителя Мартина Исповедника.

Еще одна Грузинская икона Божией Матери в Раифском монастыре уже при перенесении ее в 1661 году из Казани стала являть чудеса исцеления слепых, хромых и душевнобольных. И сегодня Раифский монастырь с иконой Грузинской Божьей Матери остается местом паломничества.

Молитва Грузинской иконе Божьей Матери

Приими, всеблагомощная Пречистая госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары от нас, недостойных рабов Твоих, к Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой сущей ту и послушающей моления наша и подающи с верою просящим по коемуждо прошению и исполнение: скорбящим скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, расслабленных и недужных исцеляеши и от бесных бесы прогониши, обидимыя от обид избавляеши, и насилуемых спасаеши, грешных прощаеши,. Прокаженных очищаеши и малых детей милуеши, и неплодныя от неплодства разрешаеши. Еще, госпоже Владичице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти исцеляеши и очныя болезни уврачуеши и от смертоносныя язвы избавляеши: вся бо возможна суть ходатайством Твоим к Сыну Твоему,. Христу Богу нашему. О всепетая Мати, Пречистая Богородице! Не престай молити о нас недостойных раб Твоих, славящих Тя и почитающих, и поклоняющихся Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну, и веру несумненну, к Тебе Приснодеве, преславней и непорочной, славящих и чтущих, и поющих Тя во веки веков.
Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *