Икона донской божьей матери

«Всемилостивая Владычице Богородице, Российская страны дивная Заступнице, плачущих утешение, обидимых прибежище, грешных спасение. Отечество наше от враг защити и вселенную миром благослови. Веру православную укрепи, скорби и крест со упованием понести помози. В любви и согласии всех нас соблюди, и в радость Господа внити сподоби, поющих Ему: Аллилуиа».

Всякий человек, впервые переступающий порог православного храма, обращает внимание на обилие Богородичных икон. Трогательные образы Марии с Младенцем на руках создают удивительную атмосферу уюта, покоя и защищенности.

Вовлекая человеческую душу в безмолвный диалог, Богородичные иконы невольно возвращают нас в мир детства, в ту тихую радость, которую испытывает ребенок при виде лица своей матери. Взрослея, мы утрачиваем светлый, открытый, восторженный взгляд на мир, черствеем душой, каменеем сердцем. Господь же заповедал нам иное: «…если не обратитися, и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное».

Богородичные иконы помогает взрослому человеку вернуться в прекрасный мир детской души. Как младенец весь открывается навстречу материнской любви, так и сердце каждого человека способно испытать безмерную радость при встрече с Божественной любовью. Неслучайно святые Отцы говорили, что на Страшном Суде нас, прежде всего, спросят о том, умели ли мы любить. Вечным примером любви для христиан является образ Девы Марии, нежно обнимающей своего единственного Сына Иисуса Христа. На Руси подобный тип Богородичных икон получил название «Умиление», от греческого слова «Элеуса», что означает «Милостивая». К этому типу относится и знаменитый образ Богоматери Донской. Донскую икону Божией Матери почитают, прежде всего, как защитницу Земли русской, через которую Бог не раз даровал русским людям благодатную помощь в переломные периоды истории.

Из летописных источников известно, что именно этот образ, взятый из Благовещенской церкви города Сипотина, находился среди русского воинства на Куликовом поле. Его принесли с собой донские казаки, пришедшие на помощь московскому князю Димитрию Ивановичу, бесстрашно выступившему навстречу татарскому хану Мамаю.

Икону водрузили на древке, как хоругвь. Перед ней молился не только сам князь, но и все его воинство, знавшее о том, что идет на верную смерть. Русские перешли Дон, отрезав тем самым для себя всякую возможность к отступлению.

Что происходило перед боем в душах наших далеких предков, нам неведомо. Возможно, что вглядываясь в удивительно красивый образ, напоенный нежностью и любовью, суровые воины вспоминали оставленный родной дом, своих матерей, жен и детей. Готовые к жертве, всю силу человеческой любви молитвенно возносили они к своей Небесной Матери, Деве Марии, прося ее о помощи и защите. Дух в русских войсках был так высок, что морально противник был покорен еще до начала схватки.

8 сентября 1380 года началась кровопролитная битва. Из передового полка, во главе которого стоял сам московский князь, почти никто не уцелел. Димитрия дважды сбивали с коня. После битвы израненного, в помятых доспехах, но живого великого князя нашли на поле брани. Впервые за полтора века монголо-татарского пленения, в праздник Рождества Богородицы, русские ценой огромных потерь одержали долгожданную победу над сильным и коварным противником.

Московский князь Димитрий Иванович, прославившийся своей храбростью на Куликовом поле, получил титул Донского. Под этим же именем вошла в историю и Богородичная икона, которая во все продолжение боя, находилась среди русского войска. Донские казаки, уцелевшие в схватке, вручили икону Димитрию Донскому. Образ торжественно был перенесен в Благовещенский собор Московского Кремля и поставлен в местном ряду иконостаса рядом с Царскими Вратами.

Позднее с легендарного образа Донской Божией Матери были сделаны списки, один из которых написал знаменитый древнерусский иконописец Феофан Грек для вновь построенного собора в селе Коломенском. Храм был воздвигнут князем Димитрием Донским в честь победы на Куликовом поле. Так как собирание и смотр полков, идущих на битву, состоялся в Коломне в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, то и храм стал именоваться Успенским, а Феофан Грек на обратной стороне прославленного образа написал еще один Богородичный образ в честь праздника Успения. Во время торжественных богослужений и крестного хода его выносили из алтаря для поклонения. Когда в 1591 году в Московское Царство вновь вторглись полчища ордынцев, возглавляемых крымским ханом Казы-Гиреем, сын Ивана Грозного, царь Федор Иоаннович, вспомнил о чудесном образе Донской Божией Матери.

Царь Федор приказал обнести город чудотворным образом, а затем поставить его в походной церкви святого Сергия Радонежского, наспех возведенной в военном лагере, состоящем из немногочисленных войск. Враг шел с юга прямо на Москву, вопреки обычаю даже не грабя и не разоряя русских городов и церквей. Расположив свое войско на Воробьевых горах, хан наслаждался видом Московского Кремля. Себя он уже видел победителем, так как знал о том, что основные части русских воюют на севере со шведами.

Казалось, ничто уже не могло спасти город. Страх охватил жителей Москвы, ведь впервые бои велись не у городских стен, а в самой столице. Спокоен был один царь Федор. Всю ночь он, не смыкая глаз, молился ко Пресвятой Деве Марии, смиренно прося отвести от города верную гибель.

Наутро, уповая на заступничество Царицы Небесной, блаженный царь спокойно уснул под шум боя, сказав своим приближенным: «Завтра не будет хана». Действительно, битва к вечеру прекратилась, а за час до рассвета, устрашенный невидимой силой, хан внезапно отдал приказ об отступлении. Бросив весь свой стан с богатой добычей, оставив на поле сражения множество убитых и раненых, ханское войско в панике бежало, преследуемое незначительным отрядом стрельцов.

В память о чуде на месте, где стояла походная церковь, был воздвигнут вначале храм, а затем вырос и монастырь. В честь прославленного образа был установлен церковный праздник. Каждый год 19 августа по старому стилю из Успенского собора Коломны в Донской монастырь совершался крестный ход с выносным образом Донской Божией Матери. Когда в 1684 году был построен главный храм Донского монастыря, в нем появился еще один список с чудотворного образа.

В 1812 году наполеоновские войска, захватившие столицу, разграбили богатые московские монастыри и церкви. Жертвой разбоя стал и Благовещенский собор Кремля. Французы сорвали с Донской иконы золотой оклад. С тех пор на иконе остались следы, похожие на боевые шрамы, но сам образ уцелел.

После 1917 года Донской монастырь стал центром Русской Православной Церкви. Из монастыря патриарх Тихон управлял Церковью в самый драматичный период ее истории. Под покровом Донской иконы Божией Матери, не покорившись новому безбожному режиму, завершил святитель Тихон свой жизненный подвиг и был похоронен в малом Донском соборе в день праздника Благовещения. К счастью, Донская икона и на сей раз не пострадала. В 1930 году она оказалась в Третьяковской галерее. Древний прославленный образ стал образом присутствия Богородицы в земной жизни, ее неизменной любви к падшему миру и помощи людям.

Лик Девы Марии на иконе, утопающий в мягком, ласкающем свете, излучает любовь к Богомладенцу Христу, которого она бережно держит в своих объятиях, чтобы отдать во спасение людей. Отвечая на ласку, Младенец доверчиво прильнул щекой к щеке Своей Матери.

Считается, что Феофан Грек, написавший русский образ «Умиления» был вдохновлен знаменитой византийской иконой Владимирской Божией Матери. Несмотря на схожесть образов, Донская икона имеет свои запоминающиеся особенности. Младенец Христос изображен на иконе в золотом одеянии с голубым свитком в руке, при этом стопы Его до колен обнаженных ног в легких золотых сандалиях опираются на левую руку Богоматери.

По форме образ предельно лаконичен и прост. Он подобен Евангельскому тексту, только написан не словом, а красками. Перевернув историческую страницу, связанную с судьбой иконы в земном мире, мы обнаруживаем неисчерпаемую духовную глубину образа. Донская икона Божьей Матери относится к мистическому типу Богородичных икон, так как говорит о взаимоотношениях человеческой души с Богом.

Перед нами молитвенный образ огромной духовной силы, помогающий человеку преодолеть земное притяжение, отстраниться хотя бы на время от всего временного и суетного, чтобы подняться в небо, лично соприкоснуться с высшей Божественной реальностью.

Именно так умели молится перед образом наши предки. Убеленные сединами старцы и государственные мужи, их жены и юные отроки с детской непосредственностью, доверием и благоговением возлагали свои надежды на Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь. И Господь, видя искреннюю веру и любовь в их сердцах, даровал через Богородичную икону великую помощь.

Неслучайно на обороте чудотворного образа Донской Божией Матери Феофан Грек изобразил Успение Богородицы. Дева Мария не умерла, а уснула на земле, чтобы обрести бессмертие в Божественном мире.

Updated: 11.02.2020

Донская икона Божией Матери — один из немногих чудотворных образов, хорошо сохранившихся до наших дней, образец древнерусского прикладного искусства XIV века.

Икона интересна тем, что она двухсторонняя. На лицевой видим образ Богоматери, удерживающей правой рукой крохотного Иисуса, на изнанке — практически не поврежденное временем изображение Успения Богородицы.

Легенды, связанные с иконой

Почему мы знаем икону под названием «Донская»? Давайте разбираться. По одной из легенд ее перед Куликовской битвой донские казаки в знак преданности и готовности сражаться под его началом подарили князю Дмитрию, позже вошедшему в историю под прозвищем Донской.

Часть историков сомневается в достоверности легенды, считают, что чудотворный образ Богоматери создан спустя несколько лет после разгрома Золотой Орды.

По одной из версий, высказываемых историками, икона не имеет никакого отношения к казакам, а создавалась по заказу настоятеля Симонова монастыря. Оттуда ее по приказу патриарха перенесли в новый Успенский собор в Москве.

По другой легенде, место рождения иконы — подмосковная Коломна.

Существует предание, что Донская икона Божией матери спасла жителей Московского княжества от бесчинств хана Гирея. Когда татаро-монгольские войска оказались на подступах к Кремлю, православные служители приняли решение провести крестный ход, молились Богородице, чтобы она сохранила Москву. Чудо свершилось — Орда побеждена, монголо-татары вынуждены сдать позиции, отойти от Москвы. В благодарность Грозный повелел заложить монастырь, получивший свое название в честь иконы — Донской. Вскоре туда из Успенского собора перенесли чудотворную икону-спасительницу.

Лицевая сторона

На нее нанесено изображение Божьей матери. Искусствоведы считают, что оно выполнено в традиционной для Феофана Грека манере. Знатоки иконописи называют этот иконографический тип «Умилением». Но есть одна деталь, не укладывающаяся в общепринятый канон, — обнаженные ножки маленького Иисуса.

Фон иконы был покрыт золотом, к сожалению, изначальное покрытие не сохранилось.

Изображение Донской Богородицы нарушает каноны, принятые в византийской иконописи. Автор иконы (все-таки не исключено, что к ее созданию имеет отношение Феофан Грек или же ученик его школы) отошел от стандартов, придав лицу Богородицы больше чувств, чем было принято. Ее лицо печально, кажется, что уже сейчас она в курсе того, насколько трагично сложится жизнь ее любимого сына.

Обратная сторона

На ней художник запечатлел популярный библейский сюжет «Успение Богородицы». Композиция иконы построена таким образом, что в центре оказывается фигура Иисуса Христа.

Он держит в руках младенца. Крохотная фигурка символизирует вечную душу Богородицы. На передней части иконы — тело ушедшей к Господу Девы Марии, оплакиваемое горюющими апостолами.

Сейчас икона хранится в Третьяковской галерее.

«Преславный мудрец, философ зело хитрый… книги изограф нарочитый и среди иконописцев, отменный живописец», — так характеризует Феофана Грека (1330-е — ок.1415) талантливый писатель, его современник, монах Епифаний Премудрый.

Великий живописец русского средневековья был родом из Византии, почему и получил прозвище Грек. На Русь, где нашёл свою вторую родину, он приезжает в возрасте 35-40 лет. К этому времени Феофаном было расписано 40 каменных церквей в Константинополе, Халкидоне и Галате. Из Византии мастер перебрался в Кафу (Феодосия), а оттуда – в Новгород. В Великом Новгороде, по-видимому, Феофан Грек прожил довольно долго (работал над фресками церкви Спаса Преображения), затем, проработав некоторое время в Нижнем Новгороде, приезжает в Москву. Здесь он расписал три кремлёвских храма: церковь Рождества Богородицы, Архангельский, Благовещенский соборы.

Феофан Грек писал не только фрески, но также иконы. К сожалению, до нас не дошло ни одной его станковой работы этого периода. Но сохранилась знаменитая двусторонняя икона Донской Богоматери. На её обороте изображено Успение Богородицы.

Лицевая сторона иконы представлена в иконографическом типе Умиления: Мария и младенец Христос поглощены исключительно друг другом. Христос совсем по-детски тянется к щеке Марии, и она отвечает ему прикосновением руки, наклоном головы, ласковым светом глаз. Это подлинный образ нежности и любви. Лицо Марии полно печали. Богоматерь как бы предвидит участь своего сына. Но её лицо не только печально; оно отражает внутреннюю просветлённость, что придаёт ему оттенок особой мягкости.

Умножены в облике ласкающегося к Матери младенца атрибуты Владыки мира: украшены царским клавом и пронизаны золотым ассистом его одежды, левая рука сжимает свиток – знак принесённого им в мир учения, а правой рукой младенец не обнимает Мать – она простёрта в жесте обращённого к ней благословения.

«Богоматерь Донская» происходит из Успенского собора города Коломны. В Коломне Дмитрий Донской собирал войско перед походом на Дон, где на Куликовом поле произошла битва с войсками хана Мамая. Вернувшись победителем, князь приказал расписать фресками Успенский собор. И сейчас считается наиболее достоверным, что одновременно с росписью собора, как бы в память о великой победе, был написан и тот радостный чудотворный образ Богородицы, который со временем получил имя «Донской». Со временем икона была передана в московский Благовещенский собор, а оттуда – в Третьяковскую галерею.

Таким образом, икона «Богоматерь Донская», как это часто бывало в русской истории, одновременно является и видным историческим памятником, и выдающимся произведением искусства.

Клав (лат. clavus) — нашивное украшение в виде вертикальной полосы, идущей от плеча до нижнего края одежды. Служил знаком отличия благородного происхождения у римских граждан.

А́ссист (лат. assisto — стоять рядом, присутствовать) — в иконописи штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях ангелов, на скамьях, столах, престолах, куполах, символизирующие присутствие Божественного света. Традиционно ассистом расписываются прежде всего одежды Христа.

Выставка работает до 1 апреля 2020 г. (2-й этаж)

Куратор выставки: отдел литературы по искусству (каб. № 36)

Кондак 1

Взбранней Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Икос 1

Архангела благовестие слышавши Пречистая, соизволи воле Господа Своего и со смирением сердца отвеща: Се, Раба Господня, буди Мне по глаголу твоему. Мы же, дивящеся, како Сын Божий Сын Девы бывает, со Гавриилом Благодатную песньми почтим:

Радуйся, Отроковице, от всех родов Богоизбранная; радуйся, скиние, Духом Святым осененная.

Радуйся, живоносная обитель Света божественнаго; радуйся, Мати Божия, Спаса миру рождшая.

Радуйся, яко Тобою, Благодатная, Невидимый нам видим бысть; радуйся, Всепетая, яко сотвори Ти величие Сильный.

Радуйся, яко прославлением икон Твоих величие сие возвещается; радуйся, благодать и милость чудотворными иконами Твоими нам являющая.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 2

Видяще Тя, Богородице, во объятиих Младенца Христа держащую и главою к пречистому лику Его кротце приникшую, разумеваем божественную любовь Твою и непрестанное о мире ходатайство. В шуйце же держиши плат чистый, еже слезы плачущих скоро осушати, да никтоже от Тебе неутешен изыдет. Веруем, яко имаши велие дерзновение ко благосердию Владыки, и Богу, давшему нам Тя благую заступницу, благодарственно поем: Аллилуиа.

Икос 2

Разум немощный не может постигнути глубину смиреннаго служения Твоего, Госпоже, на земли Искупителю нашему, не имевшему, где главу подклонити. Во дни бо уничижения и страдания Сына Твоего, Богомати, оружие смертное прохождаше сердце Твое. Сего ради сердцем соболезнующе, глаголем Ти таковая:

Радуйся, незлобивая агнице, вертеп и ясли смиренно приявшая; радуйся, богоприимца Симеона скорбное проречение в сердце начертавшая.

Радуйся, поношению Сына Божия сострадавшая; радуйся, крестный путь Его слезами оросившая.

Радуйся, муки Его крестныя сердцем разделившая; радуйся, кресту предстоянием послушание воле Отца явившая.

Радуйся, гробу Сына Твоего благосердый плач принесшая; радуйся, воскресением Его обрадованная.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 3

Сила Вышняго содела Тя, Благодатная, источник неоскудевающ утешения бедствующим. Многи бо скорби претерпевши, можеши и искушаемым помощи. Людем российским, люте страждущим от нашествия агарян, благоволила еси явити образ Твой в струях реки Дона в знамение милости Твоея ко отечеству нашему, в защиту от враг видимых и невидимых, ихже помощию Божиею побеждающе, Спасителю Богу поим: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще Тя первую подвигоположницу, шествующую по стопам Владыки Христа, мужества исполняхуся первосвятителие Московстии и подвижницы благочестия российстии, беды и напасти претерпевающе, учаще люди духом Господеви работати, ибо сила Божия в немощи совершается. Мы же, видяще веру отец наших и явление благодати, нравы злыя в добрыя претворившия, достойно Тя, наставницу верных, ублажаем:

Радуйся, насаждение веры и благочестия; радуйся, образе несокрушимаго скорбей терпения.

Радуйся, доблести и веры богатство неистощимое; радуйся, духа уныния и боязни отгнание.

Радуйся, духа разума и крепости стяжание; радуйся, святых печальников земли Российстей возрастившая.

Радуйся, в струях Донских чудно икону Твою явившая; радуйся, реки слез народных ею изсушившая.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 4

Буря превеликаго нашествия агарянскаго потрясе землю Русскую, но не возможе угасити пламень веры в покров Твой, Богомати Пречистая. Великий печальник наш преподобный Сергий, призвав на помощь Святую Троицу и Тя, Владычице, со упованием благослови великаго Димитрия с дружиною в поход противу агарян и прорече ему: Победиши враги твоя; темже научи всех пети всесильному Богу, в Троице славимому: Аллилуиа.

Икос 4

Видя икону Богоматере, на поле брани от Донских предел пришедшую, и, прияв от рук иноков послание Сергия преподобнаго с напутием: Да поможет ти Бог и Святая Богородица, возрадовася князь Димитрий, яко Сама Владычица грядет на супостаты, и, воспрянув духом, с надеждою поведе воины своя на тьмочисленная полчища и победу одержа. Икона же Твоя, Владычице, молниеносным блистанием зрака Твоего враги устрашающи, залог победы являше. Сего ради благодарственно и радостно поем Ти похвальная сия:

Радуйся, в явлении иконы Твоея лучами Солнца правды верных осиявшая; радуйся, небесная Воеводо, Мати Господа сил.

Радуйся, воинов-иноков на подвиг ратный избравшая и укрепившая; радуйся, отечество наше от ига агарянскаго свободившая.

Радуйся, воином мужества неодолимаго дарование; радуйся, врага исконнаго грозное низвержение.

Радуйся, преславную победу православно Тя чтущим даровавшая; радуйся, земли Русския от века покрове и помощнице.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 5

Богоявленною звездою возсия икона Твоя пресветлая, озаряющи утро брани и возвещающи благословение Божие ратоборцем, на брань жестокую с агаряны подвигшимся. Весь день той предстояще Сергий преподобный с братиею неотступно престолу Святыя Троицы. Вечеру уже бывшу, победу старец духом познав, о сем радостно провозгласи и благодарственное пение соверши всещедрому Богу, призывая и нас велегласно воспети Ему: Аллилуиа.

Икос 5

Видя очами веры течение битвы и молитвою ратоборцы укрепляя, поименно поминаше преподобный Сергий вожди и воины убиенныя. Мы же, имуще завет его память о таковых особо творити и видяще силу молитвы, победу оружию приносящия, из глубины сердца воззовем Божией Матери, всемощней покровительнице душу свою полагающих за други своя:

Радуйся, воинов непреоборимая споборнице; радуйся, меч гнева Божия смелым вручающая.

Радуйся, из терния злостраданий венец победы соплетающая; радуйся, во бранех силу духа даже до подвига возвышающая.

Радуйся, болящих и ранами уязвленных не оставляющая; радуйся, убиенных на поле брани к вечному покою управляющая.

Радуйся, родителей и вдовиц скорбящих благодатное утешение; радуйся, Воеводо изрядная, имущая державу непобедимую.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 6

Провозвестник спасения Москвы от внезапнаго нашествия агарянскаго явися образ Твой, Заступнице скорая. Неприятелем во град внити уже готовым, с верою и слезным молением обнесоша его людие по стенам и стогнам града и поставиша посреде воев в походной церковице Сергия преподобнаго и, в молитве прилежаще, усердно взываху всемилостивому Спасу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявшу солнцу, узреша стрегущии воини, яко опусте стан агарян: нощию страх внезапу нападе на ня от некия велия силы и, смутившеся, бежаша неудержимо даже за пределы Российския и вси изгибоша. О, предивная Заступнице наша! Твоими молитвами скорое избавление сие бысть. Да исполнится же древний храм сей, возвысивыйся на месте, идеже стояше чудотворный образ Донский, гласа хвалы сея:

Радуйся, града Москвы страже неусыпающий; радуйся, миротворца князя Даниила начало величию Москвы положити сподобившая.

Радуйся, молитвами святителей и Сергия преподобнаго град наш ограждающая; радуйся, в день скорби плач верных в радость претворяющая.

Радуйся, коварнаго врага внезапным бегством истребившая; радуйся, упование на помощь Твою не посрамившая.

Радуйся, свеще неугасимая, веры огнь воспламеняющая; радуйся, Благодатная, яко Тобою с нами Бог.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 7

Восхотевши оградити Русь православную, державная Покровительнице наша, многажды козни агарян и прочих иноплеменник разоряше, пределы страны нашея хранящи, и победы обильныя даже без крове подаваше. Егда же Великую и Малую Россию воссоединитися благословила еси, тем силу отечества в единении народа нашего, в союзе любве утвердила еси. Благоволи, о Мати Божия, в мире глубоце вселенную сохранити, Тебе бо дадеся благодать всемирнаго заступления пред Владыкою всех, Егоже воинства небесная славят, поюще Ему: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго стража неусыпнаго града Москвы достойно почтити хотяще, соборный храм людие благочестивии в Донстей обители соорудиша и на стенах храма воздвигоша изображение иконы Твоея, Богомати, в божественное ограждение страны нашея, яко да отъинуде находящии врази отражени будут неотступными молитвами Твоими. Тебе же, яко сущей с нами, со упованием глаголем:

Радуйся, Бога живаго храме одушевленный; радуйся, Боголюбивая, страну Российскую достоянием Своим избравшая.

Радуйся, нощных бдений и пений молебных скорое слышание; радуйся, икону Твою, яко знамя побед неотъемлемое, даровавшая.

Радуйся, прекращением браней мир и радость приносящая; радуйся, доброе пристанище душам, ищущим спасения.

Радуйся, Мати мира, смятений волны укрощающая; радуйся, града Москвы и страны нашея всемощная предстательнице.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 8

Разсеяшася тучи напастей молитвами Твоими, Заступнице всеблагая. Теплая заря покаяния, восходящи, предваряет токи благодати, призывающи к подвигу: веровати право и жити свято. Простри же покров Твой, о, Благодатная Мати, на всех грядущих тернистым, но вожделенным путем Христовых заповедей, да вси познают, яко с нами Бог, Емуже поем: Аллилуиа.

Икос 8

Весь мир зле страждет грех ради человеческих, во зло его повергающих. В Тебе, Мати рода христианскаго, начало общаго избавления, исполнение всякия добродетели. Яви же нам, богомудрая Дево, в Евангелии Сына Твоего свет божественный, да отвергше горечь греха, сладость благочестия обрящем, взывающе Ти сицевая:

Радуйся, благодати живоносный источниче; радуйся, Еюже мира всего дивное преображение.

Радуйся, Всеблаженная, ходящая в законе Господни непорочно; радуйся, слезами покаяния орошающая нас благодатно.

Радуйся, молитве сердечней научающая; радуйся, подвигу поста вспомоществующая.

Радуйся, греховныя помыслы властно отгоняющая; радуйся, братолюбием темную злобу побеждати повелевающая.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 9

Всех немощных крепосте, печальных утешение, страждущих посещение, верных дерзновение Ты еси, Пречистая Владычице Богородице, всех притекающих под сень креста Господня ко спасению приводиши, да последуют Искупителю Богу, поюще песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многовещаннии не могут исчести, человеколюбивая Мати, бездну щедрот Твоих, на злостраждущия и безпомощныя изливаемых. И мы, сладость утешения в нуждах познавше, благословляем Тя с верою и чествуем с любовию, моления возносяще пред образом Твоим сицевая:

Радуйся, безмолвие дивное в скорбех земных показавшая; радуйся, скорбящих и плачущих отрадо и утешение.

Радуйся, болящих милосердая целительнице; радуйся, долгонедужных сладости райския тайное приобщение.

Радуйся, страждущих любовию ближних окружающая; радуйся, вдов и сирот незримая питательнице.

Радуйся, яко паче жемчуга слезами радости икона Твоя украшается; радуйся, отечеству нашему победы обильныя дарующая.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 10

Спасти хотя мир, Сын Божий из Тебе, Дево, плотию облечеся, и благодатию Его падшее естество человеческое, грехом оскверненное, очищение и спасение приемлет. Дивное Божие смотрение о нас Тобою, Дево, содействием Святаго Духа исполняется, яко Ты еси воистину погибших взыскание и нераскаянных грешников к покаянию теплому увещание, и Тобою от отчаяния греховнаго избавляеми, дерзаем с веселием пети Искупителю Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси несокрушимая Церкве Христовы, Всенепорочная Дево, верныя бо во искушениих укрепляеши и миром и любовию ограждаеши. Сего ради и воздыхания молитвенная не умолкают зовущих Ти:

Радуйся, от купели крещения благая восприемнице; радуйся, супругов благословенною любовию венчание.

Радуйся, матерем многотрудным изрядная помощнице; радуйся, чад непокоривых твердая наставнице.

Радуйся, в сиротстве дивное утешение; радуйся, враждующих нечаемое примирение.

Радуйся, беззаконнующих светом правды обличающая; радуйся, грехи наша в мори милосердия растворяющая.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим Ти, вместившй ипостасное Слово Божие. Агнец Божий сый, вземляй грех мира, Той закалается, еже датися во вкушение верным. Сподоби же нас, Мати Божия, достойно причащатися пречистых тела и крове Его, да спасение улучивше, воспоем Жизнодавцу Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Дщи Отца Небеснаго, Мати Сына Божия, Невесто Духа Святаго, неисчерпаемое море даров божественных Ты еси, Всесвятая Дево. Умоли человеколюбца Господа открыти нам источник всеоживляющия благодати, да очищенным сердцем потщимся возрастити плоды Духа, в радости и веселии зовуще Ти:

Радуйся, плодов Духа Святаго всецелое стяжание; радуйся, радостию духовною насыщение пречудное.

Радуйся, мира непоколебимаго дарование благонадежное; радуйся, благости любвеобильныя исполнение.

Радуйся, милосердия о Христе насаждение неувядаемое; радуйся, веры живыя утверждение несокрушимое.

Радуйся, кротости незлобивыя наставнице несравненная; радуйся, средостение вражды разрушившая.

Радуйся. Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 12

Благодатную помощь многажды являла еси, Царице Небесная, чрез чудотворный образ Твой Донский, егда смерть вскоре предстояще людем. Сего ради на обратней стране иконы сея древния изображено есть и всечестное Успение Твое, да всяк, подвизающийся во славу Бога и на благо ближняго, не убоится смерти, но, взирая, како Твоя душа приемлется в руце Бога живаго, с надеждою предает себе в час смертный Судии всех Богу, вопия Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Тя, в молитвах неусыпающую Богородицу, Святей Троице предстоящую, вопием Ти: пробуди нас светом живоноснаго Успения Твоего от смертоноснаго сна нерадения о спасении души и испроси нам с Господом примирения. Егда же приспеет жатва смертная житию нашему, огради нас всесильным предстательством Твоим от духов злобы, да, Тобою водими, достигнем Царствия Небеснаго, идеже незаходимое Солнце правды невечерний свет славы божественныя изливает. О, Всесвятая Дево, от херувим воспеваемая, приими от нас, недостойных похвалы сия:

Радуйся, обрадованная, во успении Твоем нас не оставляющая; радуйся, Мати всепетая, одесную Бога предстоящая.

Радуйся, горняго мира боголепная красото; радуйся, кладезю богомыслия неисчерпаемый.

Радуйся, любве божественныя светильниче неугасаемый; радуйся, греховных уз скорая решительнице.

Радуйся, воздушных мытарств прехождение безбедное; радуйся, благая вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Радуйся. Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая.

Кондак 13

О, всемилостивая Владычице Богородице, Российския страны дивная заступнице, обидимых прибежище, грешных спасение! Отечество наше от враг защити, вселенную всю миром благослови, веру православную укрепи, скорби и крест со упованием понести помози, в любви и согласии всех нас соблюди и в радость Господа внити сподоби поющих ему: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Архангела благовестие…» и 1-й кондак «Взбранней Воеводе…».

Молитва

О, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворным образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полцы чуждих, гради и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящеи, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиих, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниих неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающия ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезнех и печалех сущия, злая сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любве всех нас исполни. Примири, Благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят греси наши пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго инаго злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о, Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити Пречестное Имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

В день Куликовской битвы (8 сентября 1380 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы) икона находилась среди русского войска, подавая ему помощь, а после победы была передана донскими казаками в дар великому князю Димитрию Донскому (1363-1389), который перенес ее в Москву. Икона находилась сначала в Успенском соборе Кремля, а затем в Благовещенском. В наши дни икона находится в Государственной Третьяковской галерее.
Каждый год, в честь праздника Донской иконы, святыню привозят из Третьяковской галерее в Донской монастырь, чтобы православные верующие могли приложиться и попросить в молитве помощи Богородицы.
Напомним, икона получила своё наименование Донской в память о победе на берегах Дона.
В 1591 году крымский царевич Нурадин и его брат Мурат-Гирей с многочисленным войском вторглись в Россию, и, подступив к Москве, расположились на Воробьевых горах. Для ограждения от врагов вокруг Москвы был совершен крестный ход с Донской иконой Пресвятой Богородицы. В день битвы она находилась в походной церкви среди воинских рядов и обратила татар в бегство. В благодарность Пресвятой Богородице за Ее милость, явленную через Донскую икону, в 1592 году на том месте, где она стояла среди воинов, был основан Донской монастырь, в котором была поставлена чудотворная икона и установлено совершать празднество 1 сентября (19 августа).

При содействии Издательства «Сибирская Благозвонница»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *