Икона египетская

Наша любимая писательница Мария Парр написала рассказ о том, как старший брат объясняет младшему, что же такое коронавирус.
Как всегда у Марии, получилось и трогательно, и смешно, и очень узнаваемо по-детски. Попросил Марию о таком рассказе Норвежский культурный центр nynorsk.no. Центр собрал истории, рассказы, заметки известных писателей, журналистов, актеров, чтобы поддержать всех в тревожное время пандемии.
Переводчик Ольга Дробот, благодаря которой мы читаем книги Марии Парр на русском, перевела этот рассказ на русский язык и прочитала его для русских читателей и их детей. И — передала всем большой привет от Марии Парр.
Рассказ совсем небольшой, посмотрите его вместе! Это будут хорошие 5 минут.

Оригинал на норвежском и то, как сама Мария читает этот рассказ можно прочитать вот тут: https://www.nynorsk.no/aleine-saman-korona-og-kulturen/maria-parr-korona-er-ein-ball-med-piggar/
Ну а книги Марии Парр всегда поддерживают и помогают сохранить хорошее настроение. Это «Вафельное сердце», «Вратарь и море» и «Тоня Глиммердал». Вот они на нашем сайте:
КУПИТЬ ВАФЕЛЬНОЕ СЕРДЦЕ
КУПИТЬ ВРАТАРЬ И МОРЕ
КУПИТЬ ТОНЯ ГЛИММЕРДАЛ
фото Виктор Кузнецов

Челябинск, Апрель 27 (Новый Регион, Игорь Юров) – Правительство Челябинской области получило ответ на обращение в Министерство иностранных дел по поводу судьбы Александра Лавриченко, находящегося в заключении в египетской тюрьме Абу-Забаль.

Как уже сообщал «Новый Регион», 7 ноября 2000 года челябинец был задержан в порту Александрии и осужден за ввоз в Египет крупной партии кокаина – около 4 килограммов. Это дело было признано самым громким в современной истории Египта. Лавриченко приговорен к пожизненной каторге и штрафу в размере 500 тысяч долларов. В Египте пожизненная каторга означает 25 лет тюрьмы. Больше четверти века заключенные там не живут.

В октябре 2004 года представители челябинского Агентства журналистских расследований привезли из Египта документы из которых следует, что вина Лавриченко не доказана: решение суда, который длился всего пару часов, было основано на показаниях нескольких старших офицеров полиции и неких «секретных сотрудников». Южноуральцы считают, что челябинец стал жертвой политических интриг: процесс организовали спецслужбы США, контролирующие поставки наркотиков из Латинской Америки в Африку, чтобы ослабить влияние России в этом регионе.

Обращение правительства Челябинской области было отправлено в генпрокуратуру, МИД и Кремль еще в 2004 году. Ответ пришел только сейчас. Выяснилось, что представители посольства России регулярно навещают Лавриченко в тюрьме, а МИД России пытается решить вопрос о переводе южноуральца в Россию для дальнейшего отбывания наказания.

Египетская икона Божией Матери. Конец XVI в. Третьяковская галерея

Египетская икона Божией Матери

Празднование 11 января, 29 декабря

Подробных сведений о явлении этой чудотворной иконы не сохранилось. Известно лишь, что явилась она в 1060 году. Об этом сообщается в рукописном сборнике «Солнце Пресветлое», составленном сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 годах , там же приведено краткое сказание об иконе (по сути содержит лишь дату и место явления иконы и воспоминание о пребывании «во плоти» Богородицы с Младенцем Христом в Египте), включённое также в иконописный подлинник сводной редакции XVIII века из собрания гр. А. С. Строганова: «…образ Пресв. Богородицы явися в Египте и чюдодействоваше» .

Икона относится к типу Одигитрии. Описание Египетской иконы Божией Матери в строгановском иконописном подлиннике отражает общие черты иконографии образа, на котором Богородица представлена в типе Дексиократуса — с Младенцем на правой руке, Ее левая рука в молении «простерта к персям ея», Христос правой рукой благословляет, в левой держит развернутый свиток. В изображении свитка возможны варианты. Так, на одной из достаточно ранних икон, кон. XVI в. (Третьяковская галерея), свиток не развернут, на иконе 1734 г. (музей «Невьянская икона», Екатеринбург) Младенец в вытянутой левой руке держит свиток, развернутый в сторону, тогда как на иконе «Богоматерь «Неопалимая Купина» с чудотворными иконами Богоматери» из собрания В. А. Бондаренко изображен свиток, развернутый вниз.

Египетская икона Божией Матери

Египетская икона, как правило, представлена в гравированных и иконописных сводах чудотворных икон Божией Матери.

В перечне икон Божией Матери, «не находящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах Греческой и Русской Церквей», архиеп. Сергий (Спасский) указывает днём празднования Египетской иконы 11 января ; а также, ссылаясь на выписки Н. А. Кайдалова из святцев конца XVII века, ещё один день празднования — 29 декабря .

В сборнике Моховикова за основным блоком сказаний помещена приписка об иконе, также названной «Египетской». Ее история связана со св. Саввой, архиеп. Сербским (+ 1237), который посетил Александрию после 1233 года и видел образ в митрополии в церкви Пресв. Богородицы. Рассказ с описанием иконы приведен и в строгановском иконописном подлиннике. Подробности иконографии отсутствуют, указано только, что Богородица изображена «в руку держащи» Младенца Христа, сообщается, что образ чудесно обновился (просветлел). Неясно, можно ли связывать эту икону, виденную свт. Саввой, c Александрийской иконой Божией Матери, которая, как и Египетская, относится к типу Одигитрии с Младенцем Христом на правой руке. По замечанию Н. П. Кондакова, иконография этих икон, как и ряда других, известных по русским иконописным подлинникам (Византийская, Иерусалимская, Милостивая), не механически выполненный «левый перевод Одигитрии», а предполагает существование самостоятельного извода со своей историей происхождения.

Литература

Использованные материалы

  • Шевченко Э. В. Египетская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — Т. 18. — С. 28-29:

Мария Египетская, святая подвижница, десятки лет спасавшаяся в пустыни, вспоминая с великим смущением о бесстыдных грехах молодости, которым предавалась даже в святом граде Иерусалиме, рассказывала и о том, как не пустила ее там в церковь богородичная икона. Сколько Мария ни пыталась войти в храм, чтобы помолиться, какая-то неведомая сила все отбрасывала и отбрасывала ее от порога. Зарыдала она тогда и взмолилась истово перед образом: «О Дево, Владычице! Праведно мне, блуднице, быть отвергнутой от Твоей чистоты, но знаю и то, что для того Бог и стал человеком, чтобы призвать грешных на покаяние. Помоги мне, Пречистая. Будь доблестной Поручительницей. Обещаю с этого времени уже не осквернять себя плотскою скверной, но как только увижу Древо Креста Сына Твоего, отрекусь от мира и тотчас уйду туда, куда Ты наставишь меня». И после этой покаянной молитвы уже никто не оттеснил ее от дверей и вместе со всеми она сподобилась видеть Животворящий Крест Господень.

По отдельным свидетельствам, образом, перед которым молилась преподобная, была икона Божией Матери, находившаяся некогда в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. По преданию, она, как и некоторые другие из дошедших до нас древних икон, была создана евангелистом Лукой еще при земной жизни Небесной Владычицы.

В Россию Образ Божией матери Иерусалимской попал в 988 г., год Крещения Руси, в качестве подарка из Константинополя князю Владимиру, крестившемуся в Херсонесе и обвенчавшемуся здесь же с сестрой царей Василия и Константина Анной.

Принесенная из Херсонеса икона пробыла в Киеве недолго. После трудного крещения новгородцев, в котором Добрыня, дядя Владимира, действовал огнем, а его тысяцкий Путятя — мечом, киевский князь отдал им в утешение Иерусалимский образ.

В 1569 г. Иоанн Грозный получил донос от некоего Волынца, что новгородцы надумали переметнуться к польскому королю. Будто бы и грамота об этом была уже написана и положена за образом Божией Матери в Софийском Соборе. Посланными людьми грамота эта была сыскана там, где и указывалось, и по разысканию подписи на ней тоже признали подлинными. Вступив в 1570 г. в Новгород, царь приказал предать полному разгрому все местности, а приведенных к нему на суд новгородцев пытали, жгли и сбрасывали в воду вместе с женами и детьми, где их докалывали, чтобы никто не мог спастись.

Вместе с прочим имуществом была отобрана у новгородцев и их древняя реликвия. В Москве Иерусалимскую икону поместили в Успенском соборе Кремля, где она с почетом хранилась до 1812 г. Во время стояния французских полчищ в Москве в соборе была устроена конюшня. Чтобы удобнее было хранить упряжь, в иконы и стены вбивались гвозди. Образа с икон здесь же переливали в слитки, чтобы удобнее их было переправлять во Францию. Французы вели себя в Кремле хуже татар в Киеве и Владимире. Сберегаемое столетиями погибло в месяц. Что сталось с древней Иерусалимской иконой, неизвестно. По многим утверждениям, она была увезена во Францию, а место ее в Успенском соборе занял список, взятый из другой кремлевской церкви — Рождества Богородицы, что на Сенях, располагавшейся в жилых палатах московских царей.

Второй почитаемый список Иерусалимского образа пребывает ныне в Покровском соборе в Измайлове. Особой любовью москвичей он был окружен после 1866 г., когда крестный ход с ним избавил от холеры жителей нескольких сел близ Коломенского.

Во время крестного хода исцелилась тогда от слепоты и одна семилетняя девочка, дочь раскольников-поповцев. Мать ослепшей давно желала обратиться с молитвой к чудотворной иконе, но ее удерживал страх перед единоверцами. Тут же она решилась, и не только сама припала к Иерусалимской, но и заставила дочь приложиться к иконе. Вначале у девочки на глазах появились слезы, но когда во время крестного хода она припала к иконе во второй раз, даровано было ей и зрение.

Измайловский чудотворный список был написан во второй половине XVII в. в Оружейной палате Кремля. Он велик по размерам и вместе с устроенным для его ношения ковчегом очень тяжел. Несмотря на это икону часто отпускали в дома и селения для молебствований.

В 1932 г. Покровский собор был разорен. Его использовали потом как овощной, бумажный склад, хотели даже переоборудовать в музыкальный зал. Среди немногих сохранившихся икон оказалась и Иерусалимская, которую передали в храм Рождества Христова в Измайлове. После возвращения собора Русской Православной Церкви икона была возвращена на прежнее место почерневшей с едва различимыми деталями, но со временем, даже в условиях ремонта храма, краски ее становились ярче, а контуры отчетливее, будто какая-то высшая сила заботилась об обновлении чудотворного образа.

Еще один чудотворный список с Иерусалимской иконы находился в Троицкой Кривоезерской пустыни, что располагалась у города Юрьевца (ныне Ивановская область). Этот монастырь был затоплен водохранилищем, и светлой памятью о нем служит теперь «Тихая обитель» — едва ли не лучшая левитановская картина, вызвавшая фурор на выставке передвижников: шаткий мосток через реку и вросший в лес монастырь, где ничего нет суетного, лишь один Бог в чести.

Кривоезерская икона была написана в 1709 г. иноком Корнилием до пострижения известного под именем Кирилла Уланова. Во все время ее написания, от всего отстраняясь, он хранил строгое воздержание «чина ради чернеческаго», а более ради «иконы оныя Богородичныя». Только плакал и непрестанно молился Небесной Заступнице, чтобы помиловала она его и труд им задуманный. Ставший в скором времени игуменом монастыря Леонтий, долго молившийся о даровании списка с московской иконы, когда увидел работу Корнилия, так возрадовался душой, что ощутил будто и не земную, а небесную радость: так чуден и благолепен получился писанный Корнилием образ.

Первое прославление этой иконы произошло в 1781 г. Случившийся тогда пожар истребил большую часть монастырских зданий, и казалось, что огонь уничтожит и Троицкий храм. Но хотя пламя проникло и в него, сам он остался цел и Иерусалимская сияла в нем, как и до пожара, хотя все другие иконы были сильно повреждены. Только на левой руке Пречистой образовался бугор, какой бывает у людей от ожога, но и он со временем исчез.

В 1848 и 1853 гг. в окрестностях Кривоезерской обители свирепствовала холера и было замечено, что в тех местах, куда приносили икону, болезнь или совсем прекращалась, или сильно ослабевала. То же благодатное действие иконы замечали и при массовых падежах скота. В 1859 г. Иерусалимский образ по просьбе отчаявшихся жителей был вынесен священниками к огню, неумолимо распространявшемуся по Юрьевцу, и мгновенно ветер переменил свое направление на неопасное…

В памяти окрестных жителей сохранилось предание и об исцелении одной девушки от водянки. Она дала обет сопровождать всюду по деревням носимый образ Иерусалимской Божией матери. В один из дней, идя за иконой по лесу, девушка так ослабела, что упала без чувств. В забытьи привиделась ей благолепная Дева, пытавшаяся ее пробудить. Очнувшись, больная почувствовала себя совершенно здоровой, только на боку у себя она заметила сочившуюся водой язву.

Следы Кривоезерского образа ныне утеряны, но точный список с нее, писанный в 1825 г. иеромонахом Нило-Сорской пустыни Никоном, «по особенному внушению промысла Божия» был препровожден в русский Афонский Пантелеимоновский монастырь, где он хранится над царскими вратами соборного Покровского храма.

Еще одним прославленным списком с чудотворной иконы из Успенского собора был бронницкий, хранившийся в городском храме, посвященном Иерусалимской иконе Божией Матери. Полагают, что список этот был сделан еще в XVI в. Какое-то время он находился в кладбищенской часовне, но в 1771 г. его перенесли в храм. Подмосковная икона прославилась тогда своей целительной силой при излечении больных моровой язвой. Множество исцелений от нее произошло и в холерные эпидемии. В 1866 г. бронницкая икона была принесена в объятый холерой Подольск. Болезнь сразу пошла на спад и вскоре совсем прекратилась. С тех пор Иерусалимская бронницкая икона стала в Подольске чрезвычайно почитаемой. Приносить ее крестным сорокаверстным ходом в Подольск с особенной торжественной встречей под звон колоколов и пение тысяч богомольцев стали ежегодно. С нее сделали и особый список для помещения в подольском Троицком соборе.

Список с бронницкой иконы был передан и в Крестовоздвиженскую женскую обитель Подольского уезда Московской губернии. Сюда же был дарован святителем Московским Филаретом и другой список с Иерусалимской иконы.

Пред иконой Пресвятой Богородицы Иерусалимской молятся в скорби, печали и унынии, об исцелении от слепоты, болезней глаз и паралича, при эпидемии холеры, об избавлении от падежа скота, от пожара, при расслаблении, а также при нападении врагов.

 
Пресвятая Богородица, спаси нас!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *