Икона голова Иоанна Предтечи

В иконописных подлинниках (подлинник – это руководство для иконописца, собрание образцов, определяющих все детали канонических изображений различных лиц и событий, воспроизводимых на иконах) Иоанна Крестителя характеризуют следующим образом: «Типом еврей, средних лет, телом и лицом очень худ, цвет тела бледно-смугловатый, борода черная, менее чем средней величины, разделенная на пряди или космочки, волосы черны, густы, кудрявы, также разделенные на пряди; одежда сваляна из грубой верблюжьей шерсти, вроде мешка, при этом святой подпоясан кожаным поясом».

На одном из самых традиционных типов иконографии святого пророк изображается по пояс (поясное изображение), обращенный лицом к молящемуся человеку. Такое написание максимально настраивает человека на молитву и личностное обращение к святому, изображенному на иконе.

Пророк пишется в одежде из верблюжьей шкуры. Такое изображение основано на описании его, взятом из Священного Писания: «Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих…» (Мк. 1, 6).
На некоторых типах пророка поверх верблюжьей шерсти на нем может быть тканый хитон или гиматий (накидка из куска ткани).

Правая рука пророка поднята в благословляющем жесте, а в левой руке, по традиции, изображается свиток. Символическое значение свитка – это символ выхода святого пророка Божия на проповедь с призывом к покаянию. Иногда свиток изображается свернутым, а иногда с разными вариантами текста из Священного Писания:

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2);

«Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу» (Ин. 1, 23);

«Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (Ин. 1, 29, 30).

Добавим, что иконографических типов изображения святого пророка Иоанна Предтечи в Православии достаточно много. Практически все они по своему смыслу привязаны к эпизодам из жизни пророка, а также к праздникам, установленным Церковью в его честь.

На левом плече пророка лежит длинный крест-посох – это символ пустынножительства Иоанна Предтечи и его свидетельства о Христе. В частности, это указание на будущие крестные страдания Господа Иисуса Христа.

Типы иконографии святого Иоанна Предтечи

Иконография святого Иоанна Предтечи является одной из самых разнообразных среди всех возможных изображений святых христианской Церкви. Подавляющее большинство данных изображений основано на главных эпизодах из жизни пророка, и совсем немногие имеют внежитийные сюжеты. Расскажем о некоторых типах иконографии святого Иоанна Предтечи подробнее.

Целование Захарии и Елисаветы

Зачатие святого Иоанна Предтечи – один из наиболее редких иконографических типов изображений, связанных с жизнью Иоанна Предтечи (сам пророк на данной иконе не изображается). По изображенным на иконе праведным родителям пророка она еще называется «Целование Захарии и Елисаветы». Праведные Захария и Елисавета изображаются на данной иконе в объятиях друг друга – это выражение любви, преданности, поддержки своей второй половины. Данный тип иконографии схож с еще одним типом икон, изображающих праведных Иоакима и Анну – родителей Матери Божией и называющихся «Целование Иоакима и Анны».

***

Рождество Иоанна Предтечи

Рождество Иоанна Предтечи – данный иконографический тип основан на тексте первой главы Евангелия от Луки (Лк. 1, 1), где описывается это событие. По своему стилю икона похожа на изображение Рождества Господа Иисуса Христа. Центральными фигурами, которые изображаются на иконе, являются праведная Елисавета, лежащая на одре, и праведный Захария, который сидит рядом и пишет на дощечке имя «Иоанн». Есть на иконе и дополнительные сюжеты: укрытие праведной Елисаветы в пещере от гонений Ирода, убиение праведного Захарии за отказ сказать, где находится младенец Иоанн, и др.

***

Святой Иоанн Предтеча в пустыне

Святой Иоанн Предтеча в пустыне – достаточно распространенный в православной иконографии тип изображения святого. Пророк изображается уже мужчиной зрелого возраста, который готовится в скором времени выйти на проповедь покаяния. Святой Иоанн Предтеча изображен в своем аскетическом одеянии, в позе молящегося человека. Часто перед пророком изображается его честная глава, лежащая на блюде, – это символическое указание на будущую мученическую кончину святого Иоанна Предтечи.

***

Крещение Господне – данный тип иконографии относится непосредственно к жизни Господа Иисуса Христа и очень распространен в православной традиции. Однако, так как Господа крестил святой пророк Иоанн Предтеча, то и он тоже присутствует на этих иконах.
Святой Иоанн Предтеча изображается стоящим на одном из берегов реки Иордан. Его тело склонено к Господу Иисусу Христу, а руки подняты. Центральной фигурой иконы является, конечно же, Сам Господь, однако помимо Него и святого пророка на иконе также изображаются ангелы (в качестве свидетелей Крещения и восприемников Господа), а также образы Пресвятой Троицы – Бог Отец в виде края неба, откуда был слышен глас: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3, 22) и Бог Святой Дух, Который снизошел на Господа Иисуса Христа в виде голубя. Данный тип иконографии очень многогранен и имеет множество скрытых смыслов.

***

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Иоанна Предтечи – еще один широко распространенный тип иконографии святого пророка Божия. Можно сказать, что на иконах данного типа представлено сразу несколько связанных воедино сюжетов. Центральной частью иконы является изображение воина царя Ирода Антипы, который замахивается мечом на склоненную фигуру пророка Иоанна. Здесь же, как правило, изображается и честная глава пророка – уже после казни, помещенная на блюдо. На некоторых (но не на всех) разновидностях икон данного типа рядом с основными сюжетами помещается еще один – воин подносит девице Саломии на блюде отрубленную главу пророка. Все эти сюжеты основаны на тексте Евангелия от Марка (Мк. 6, 21–28), где и рассказывается о мученической кончине святого Иоанна Предтечи.

***

Честная глава святого Иоанна Предтечи

Честная глава святого Иоанна Предтечи – на данном типе икон честная глава пророка изображается достаточно крупно – лежащей на блюде; часто над ней помещаются склоненные фигуры ангелов и изображение (вверху иконы, по центру) Самого Господа Иисуса Христа. Честную главу опоясывает нимб – как символ того, что пророк Божий своим служением и мученичеством стяжал Царствие Божие и Господню благодать. Этот иконографический тип также достаточно распространен в православной традиции.

***

Обретение главы святого Иоанна Предтечи

Обретение главы святого Иоанна Предтечи – еще один многоплановый тип иконографии пророка. На иконах этого типа центральным изображением опять же является честная глава святого Иоанна Предтечи, которую окружают те, кто, по преданию Церкви, ее обретал по воле Божией, – праведная Иоанна и праведный Иннокентий. Бывают еще более сложные иконографические композиции, когда на одной иконе отдельными сюжетами изображаются все три чудесных случая обретения честной главы пророка.

***

Сошествие пророка Иоанна Предтечи во ад

Сошествие пророка Иоанна Предтечи во ад (проповедь) – на данном типе пророка Божия он изображен проповедующим приход Спасителя узникам ада, как праведникам, так и грешным. В левой руке святого пророка изображается развернутый свиток с пророчеством о Мессии. Большинство праведников, слушающих слово Иоанна в аду, также изображаются с развернутыми свитками, где видны другие пророчества о приходе Спасителя. Все они ожидают того, что вскоре, вслед за Иоанном Предтечей, придет и Сам Господь и выведет их из ада в Царство Отца Своего Небесного.

Быть плохим. Микеланджело да Караваджо. Часть 1 | Часть 2 | Часть 3

О полотне «Усекновение главы Иоанна Крестителя» кисти Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) можно говорить бесконечно. На мой взгляд, это один из тех шедевров, которые определили все дальнейшее развитие изобразительного искусства.

Здесь поражает все: и предельный реализм картины, и манера изображения, и композиция, и переданные художником эмоции. Хотите того или нет, но вы становитесь участником этого действия, и оно не оставляет равнодушным. Но обо всем по порядку. Начнем не с картины, начнем с освещения. Оно играет здесь немалую роль.

Представьте себе слабо освещенную залу. Рыцари в черном с большими белыми крестами, вышитыми на груди, распевают псалмы. В оратории полумрак, и дрожащее пламя свечей вырывает из мрака вот эту картину, где с невероятным хладнокровием, без малейших эмоций на лице палач отрезает голову Иоанну Крестителю.

Нет никакого намека на небеса. Перед нами только темный подвал. И если на картине «Мученичество святого Матфея» вам хотелось броситься бежать, скорее скрыться, лишь бы не видеть развязки, то тут все не так. Вы не сможете бежать − убийство уже совершилось. И голова Иоанна вот-вот отделится от тела, станет частью страшного языческого ритуала. А вы — молчаливый свидетель − можете только подобно узникам, изображенным в правой части полотна, наблюдать за этой сценой и ждать своего часа, когда бесстрастная рука палача снимет и вашу голову.

А теперь давайте посмотрим с вами на руки героев этой картины. Первым делом вы видите руку палача, его мышцы напряжены, вены вздулись от напряжения. Взгляд поднимается немного выше, и перед нами − безжизненная связанная рука Иоанна. Двигаемся дальше, и снова в центре композиции указующий перст, но не как на полотне «Призвание святого Матфея». Нет, это бесстрастный жест тюремщика, указывающего палачу, что голову нужно положить на блюдо. Наш взгляд переходит туда, и мы видим Саломею. Она совсем не та, что в мифе, не жестокая и своенравная царица Иудеи. Она обычная девушка в простом платье. Увиденное поразило ее, царевна как будто в прострации, ее руки неуверенно держат блюдо, создается ощущение, что, когда туда положат голову святого, оно со звоном упадет на пол. Наш взгляд поднимается выше, и мы видим лицо Саломеи. Ни следа радости на нем, только молчаливая скорбь. А выше мы наблюдаем морщинистые руки старухи, которыми она закрывает свое лицо, чтобы не видеть происходящего. Смотрим вправо и снова видим руки узников, нервно царапающие деревянный подоконник.

Стоит обратить внимание и на связку ключей на поясе тюремщика. Перед нами намек на ключи от ворот Рая у апостола Петра. Только вот это ключи от дверей тюремных камер, ведь, чтобы войти в Рай, каждый должен пройти через муки, уготованные ему в жизни. Не случайно это единственное полотно, подписанное художником, и эту подпись мастер делает в крови, вытекающей из раны на шее Иоанна Крестителя.

Кстати, Караваджо писал эту картину в тюремных подземельях замка в Валлетте. Судьба сыграла с художником злую шутку: еще не произошло торжественное открытие его картины, как он сам оказался узником изображенной им тюрьмы.

Как ни пытался Микеланджело Меризи да Караваджо стать примерным христианином, бороться со своей природой он не мог. Радуясь своему вступлению в орден и удачному завершению картины, предчувствуя триумф, он решил отметить это с товарищами рыцарями. Отмечали пышно и с большим количеством вина. Громкие крики гуляющих по ночному городу заставили проснуться старого почтенного рыцаря. Устные увещевания не подействовали на пьяную компанию, и старик облил их помоями. Взбешенный художник ворвался в дом, избил обидчика и нанес ему несколько ножевых ранений. Жертва чудом выжила, а утро Караваджо встречал уже в тюрьме, которую так мастерски сумел изобразить на своем полотне.

Но ему снова повезло − у художника и в этой ситуации оказались влиятельные покровители, он бежал из тюрьмы и в трюме торгового корабля отправился в Неаполь. Теперь за ним охотились не только агенты Ватикана, но и мальтийцы. Да, мало кому удавалось нажить себе таких врагов. Караваджо с позором исключили из ордена. Но вот его картину в храме никто не тронул.

Теперь ему было некуда бежать. Его смерти хотели слишком многие. И наемники нашли его. После нападения художник только чудом остался жив. Его лицо было изуродованно до неузнаваемости, и что же он решил делать в этой ситуации? Снова творить! Да, у него никогда не было проблем с вдохновением. «Саломея с головой Иоанна Крестителя», «Отречение Петра», «Мученичество святой Урсулы» − все это вершина творчества бунтующего гения. И все эти полотна должны были стать подарком за полученное в Риме прощение.

Спустя больше четырёх лет после своего бегства, он снова отправился в вечный город. Но для проверки документов был высажен с корабля в крепости Пало и снова угодил за решетку. Когда Караваджо все же сумел откупиться от тюремщиков, то обнаружил, что корабль с его картинами на борту уже ушел. В полном отчаянии художник попытался догнать его, сократив путь через тосканскую Меремму, где в тот момент свирепствовала малярия.

Здесь, в Порто-Эрколе, его и настигла смерть. Рядом с ним не было никого. Свой мученический венец Микеланджело Меризи да Караваджо принимал в абсолютном одиночестве, в смерти оставаясь таким же отверженным, как и во всей своей жизни. Зато за оставшиеся от него картины разгорелась настоящая война. Шедевры покойного гения делили между собой три непримиримых фракции: папская курия, испанская администрация Неаполя и Мальтийский орден.

Усекновение главы Иоанна Предтечи – праздник, который Православная Церковь чтит и празднует 11 сентября (29 августа по старому стилю).

Святая Церковь чтит Иоанна Предтечу выше всех святых после Богоматери.

Усекновение главы Иоанна Предтечи: как это было

О мученической кончине Предтечи Господня в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелия от Матфея (Мф. 14:1-12) и Марка (Мк. 6:14-29). Однако Священное предание Апостольской Церкви сохранило некоторые подробности этих событий, происходивших незадолго до Распятия и Воскресения Христова.

После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею. У него была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Пророк Иоанн неоднократно обличал его, но царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева. Все же святой Иоанн Креститель был посажен в темницу царем Иродом (Лк. 3, 19-20).

В день своего рождения Ирод устроил богатый пир, на котором перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом. Иродиада научила дочь просить голову святого Иоанна Крестителя. Ирод опечалился: он боялся гнева Божиего за убийство пророка, но не мог нарушить неосторожной клятвы.

Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломии. По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Неистовая Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело святого Иоанна Крестителя взяли его ученики и погребли его.

Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Саломия переходила зимой реку Сикорис и провалилась под лед. Она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери — жены Ирода четверовластника — двинул свои войска против нечестивого царя и нанес ему поражение. Римский император Гай Юлий Цезарь Калигула (37-41 гг.) в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

Через много лет после казни Иоанна Крестителя, когда земля, в которой покоился сосуд со святою главой Предтечи, перешла в собственность благочестивому вельможе Иннокентию, этот сосуд был обретен при строительстве церкви, Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим при этом чудесам и знамениям. Но перед своей кончиной, боясь, как бы святыня не была поругана иноверцами, он снова скрыл ее в том же месте.

Прошло много лет, церковь, построенная Иннокентием, пришла в запустение. Во время правления императора Константина Великого двум инокам, пришедшим на поклонение в Иерусалим, дважды явился святой Иоанн Креститель и указал место нахождения своей честной главы. Откопав святыню, иноки положили ее в мешок из верблюжьей шерсти и отправились домой, но по дороге встретили незнакомого горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Тогда горшечнику явился сам Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков вместе с ношей. В семье горшечника честная глава хранилась и передавалась из поколения в поколение в запечатанном сосуде, пока ею не завладел священник Евстафий, зараженный ересью арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Когда же его кощунство открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Емессы, надеясь впоследствии снова забрать ее. Но Бог этого не допустил. В пещере поселились благочестивые иноки, и возник монастырь.

В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу святой Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 8 марта (24 февраля ст. ст.).

Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой святителя Иоанна Златоуста, глава святого Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин (около 810-820 гг.), — в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию (847-857) ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне. Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи — 7 июня (25 мая ст. ст.).

В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.

Иконы Усекновения главы Иоанна Крестителя

Картины с сюжетом Усекновения головы Иоанна Предтечи

Иоанн Предтеча перед Иродом. Mattia Preti. 1665

Густав Моро. Саломея

Василий Худяков. Усекновение головы Иоанна Предтечи. 1861

Якопо да Понте. Усекновение главы Иоанна Предтечи

Джованни Батиста Тьеполо. Усекновение главы Иоанна Предтечи

Пьер Сесиль Пюви де Шаванн. Усекновение главы Иоанна Предтечи. 1869

Месть Иродиады. Картина Хуана Фландеса

Усекновение главы Иоанна Крестителя. Караваджо. 1608

Саломея. Лукас Кранах Старший. Ок. 1530

Гвидо Рени. Саломея с головой Иоанна Крестителя

Молитвы праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи

Песнопения праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи в исполнении хора храма свт. Николая в Кузнецкой слободе (г. Москва)

https://media.pravmir.ru/mp3/usekn.mp3

Стих: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, * Господи, услыши глас мой.

Рождеству сотворяему безстуднаго Ирода, скверныя плясавицы исполняшеся сложение клятвы:
Предтечева бо глава, отсекшися, яко снедь, ношашеся на блюде возлежащим.
О, пира мерзка, непреподобна деяния и убийства исполнена!
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: Да будут уши Твои * внемлюще гласу моления моего.

Рождеству сотворяему безстуднаго Ирода, скверныя плясавицы исполняшеся сложение клятвы:
Предтечева бо глава, отсекшися, яко снедь, ношашеся на блюде возлежащим.
О, пира мерзка, непреподобна деяния и убийства исполнена!
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит * яко у Тебе очищение есть.

Пляса ученица вселукаваго диавола и главу твою, Предтече, мзду взят.
О, пира, исполнена кровей!
Лучше бе не клятися, Ироде беззаконне, лжи внуче.
Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся: лучше бе солгавшу жизнь получити, неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути.
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: И мене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое * упова душа моя на Господа.

Пляса ученица вселукаваго диавола и главу твою, Предтече, мзду взят.
О, пира, исполнена кровей!
Лучше бе не клятися, Ироде беззаконне, лжи внуче.
Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся: лучше бе солгавшу жизнь получити,
неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути. Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: От стражи утренния до нощи, от стражи утренния * да уповает Израиль на Господа.

Не подобаше ти, о Ироде, прелюбодеянию обличителя, ради рачения сатанинска и разжжения неистовнаго блуда смертию осудити.
Не подобаше ти того всечестную главу пребеззаконной жене ради клятвы плясания предати бедне.
О, како дерзнул еси таково убийство совершити!
Како же не опалися скверная плясавица, посреди пира на блюде носящи сию?
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: яко у Господи милость и многое у Него избавление * и Той избавит Израиля от всех безаконий его.

Не подобаше ти, о Ироде, прелюбодеянию обличителя, ради рачения сатанинска и разжжения неистовнаго блуда смертию осудити.
Не подобаше ти того всечестную главу пребеззаконной жене ради клятвы плясания предати бедне.
О, како дерзнул еси таково убийство совершити!
Како же не опалися скверная плясавица, посреди пира на блюде носящи сию?
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: Хвалите Господа, вси языцы * похвалите Его, вси людие.

Паки Иродиа бесится, паки смущается.
О, плясания льстивна и пира с лестию!
Креститель усекашеся и Ирод смущашеся.
Молитвами, Господи, Твоего Предтечи, мир подаждь душам нашим.

Стих: Яко утвердися милость его на нас * и истина Господня пребывает вовек.

Паки Иродиа бесится, паки смущается.
О, плясания льстивна и пира с лестию!
Креститель усекашеся и Ирод смущашеся. Молитвами, Господи, Твоего Предтечи, мир подаждь душам нашим.

Статьи о празднике Усекновения главы Иоанна Предтечи

  • Усекновение главы Предтечи: церковные традиции и околоцерковные суеверия
  • Усекновение главы св. Иоанна Предтечи: песнопения праздника
  • Усекновение главы святаго пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Что поется в этот день на службе
  • Усекновение. Ирод, Иродиада, Саломея: кто виноват? Размышления к празднику
  • Общество Иродова безумия
  • Разве Усекновение главы Иоанна Предтечи — может быть праздником?

Проповеди на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи

  • Митрополит Сурожский Антоний. Нет судьбы более величественной и более трагичной — усекновение главы Иоанна Крестителя
  • Протоиерей Валериан Кречетов. Проповедь на усекновение главы Иоанна Предтечи
  • Святейший Патриарх Кирилл. Только сильные люди любят слышать о себе правду

Проповедь Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины (на украинском языке)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *