Икона Григория чудотворца

Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский, родился в городе Неокесарии (север Малой Азии) в языческой семье. Получив прекрасное образование, он с юности стремился к Истине, но мыслители древности не могли утолить его жажды познания. Истина открылась ему лишь в Святом Евангелии, и юноша стал христианином.

Для продолжения образования святой Григорий отправился в Александрию, знаменитый тогда центр языческой и христианской учености. Любознательное юношество стекалось в Александрийское огласительное училище, где преподавал пресвитер Ориген, знаменитый учитель, обладавший огромной силой ума и глубиной познаний. Святой Григорий стал учеником пресвитера Оригена. Впоследствии святитель так писал о своем наставнике: «Этот человек получил от Бога величайший дар – быть переводчиком слова Бога к людям, разуметь Слово Божие, как Бог Сам его употреблял, и изъяснять его людям, как они могут уразуметь». Восемь лет учился святой Григорий у пресвитера Оригена и принял от него Крещение.

Подвижническая жизнь святого Григория, целомудрие, чистота и нестяжательность вызывали зависть в самоуверенных и грехолюбивых сверстниках – язычниках, и они решили оклеветать святого Григория. Однажды, когда он беседовал с учителями на площади, к нему подошла известная в городе блудница и стала требовать платы за якобы совершенный с нею грех. Сначала святой Григорий кротко возразил ей, что она ошибается, принимая его за кого-то другого. Однако блудница не унималась. Тогда он попросил друга дать ей деньги. Как только блудница взяла в руки неправедную мзду, она тотчас же пала на землю в припадке беснования, а затем призналась в обмане. Святой Григорий совершил над ней молитву, и бес оставил ее. Вернувшись в Неокесарию, святой отказался от деятельности в миру, к которой его настойчиво склоняли влиятельные сограждане. Он удалился в пустыню, где в посте и молитве стяжал высокое духовное совершенство и благодатные дары прозорливости и пророчества. Святой Григорий полюбил пустынножительство и хотел остаться в уединении до конца своих дней, однако Господь судил иначе.

Епископ Каппадокийского города Амасии, Цедим, узнав о подвижнической жизни святого Григория, решил поставить его епископом Неокесарийским. Провидя духом желание владыки Федима, святой стал скрываться от посланцев епископа, которым было поручено разыскать его. Тогда епископ Федим рукоположил святого во епископа Неокесарийского заочно, прося Господа, чтобы Он Сам осветил необычную хиротонию. Святой Григорий воспринял такое чрезвычайное событие как проявление воли Божией и не посмел противиться. Этот эпизод из жизни святого Григория описал святитель Григорий Нисский (память 10 января). Он же сообщает, что высший священный сан святой Григорий Неокесарийский воспринял только после совершения над ним всех положенных священнодействий епископом Редимом Амасийским. Святой Григорий перед хиротонией, во время которой нужно было произнести Исповедание веры, горячо и усердно молился, прося Бога и Божию Матерь открыть ему истинный образ поклонения Пресвятой Троице. Во время молитвы ему явилась Пречистая Дева Мария, сияющая, как солнце, с апостолом Иоанном Богословом, облаченным в архиерейские одежды. По повелению Богородицы, апостол Иоанн научил святого, как достойно и праведно следует исповедовать тайну Пресвятой Троицы. Святой Григорий записал все, что открыл ему апостол Иоанн Богослов. Тайноводственный Символ веры, записанный святителем Григорием Неокесарийским, – великое Божественное Откровение в истории Церкви. На нем основано учение о Святой Троице в православном Богословии. В последующем оно было раскрыто святыми отцами Церкви Василием Великим, Григорием Богословом, Григорием Нисским. Символ святого Григория Неокесарийского был рассмотрен и одобрен Первым Вселенским Собором (325 г.), подтвердившим его непреходящее значение для Православия. Став епископом, святитель Григорий направился в Неокесарию. По дороге из Амасии он изгнал бесов из языческого храма, жрец которого обратился ко Христу. Обращенный стал свидетелем еще одного чуда, совершенного святителем, – по его слову сдвинулась с места огромная каменная глыба. Проповедь святителя была деятельной, живой, плодотворной. Он учил, творя Именем Христовым чудеса: исцелял больных, помогал нуждающимся, разрешал ссоры и жалобы. Два брата при дележе наследства не могли договориться об озере, которое было в имении их умершего отца. Каждый из братьев собирал вокруг себя друзей-единомышленников. Готовилось побоище. Святитель Григорий уговорил их отложить окончание спора до следующего дня, а сам всю ночь молился на берегу озера, ставшего причиной раздора. Когда рассвело, все увидели, что предмета спора больше нет, – озеро ушло под землю. Силой молитвы святитель укротил однажды разлив реки, своим жезлом определив границы половодья. Другой раз, при строительстве церкви, он повелел Именем Христовым потесниться горе и освободить место под фундамент. Когда началось гонение на христиан при императоре Декии (249–251), святитель Григорий увел свою паству на отдаленную гору. Один язычник, знавший местопребывание христиан, указал его гонителям. Воины окружили гору. Святитель вышел на открытое место, поднял руки к небу и, повелев своему диакону поступить так же, начал молиться. Воины обыскали всю гору, прошли несколько раз мимо молящихся и, не увидев их, вернулись назад. Они рассказали в городе, что на этой горе спрятаться негде: там никого нет, стоят лишь два дерева недалеко друг от друга. Доносчик был потрясен чудом, раскаялся и стал ревностным христианином.

После прекращения гонений святитель Григорий вернулся в Неокесарию. По его благословению были установлены церковные праздники в честь мучеников, пострадавших за Христа. В то время стало распространяться лжеучение еретика Павла Самосатского (Самосата – город в Сирии). Этот еретик смешивал Сущность Нераздельной Троицы с Сущностью Единого Бога Отца, смущая речами и писаниями умы многих христиан. Ересь Павла Самосатского была осуждена на первом Антиохийском Соборе, состоявшемся в 264 году. На этом Соборе святитель Григорий занимал первенствующее место.

Своей богоугодной жизнью, проникновенной проповедью, чудотворениями и благодатным управлением паствой святитель неуклонно умножал число обращенных ко Христу. Перед его кончиной († ок. 266–270) в городе осталось только 17 язычников. А когда святитель Григорий чудотворец, епископ Неокесарийский, вступал на кафедру, в городе было только 17 христиан.

*На русском языке издано:

1. Изложение веры // Христианское чтение. 1821. 1. С. 235 слл.

2. Беседы на Богоявление Господне // Там же. 1838. I. С. 3 слл.

3. Слово на Благовещение Пресвятыя Богородицы // Там же.

4. Слово третье на Благовещение Пресвятыя Богородицы // Там же. 1840. I. С. 249 слл.

5. Похвальное слово Оригену / Пер. Н. Сагарды // Там же. 1912. Ноябрь – декабрь.

6. Каноническое послание. – Переложение Екклесиаста. – К Феопомпу, о возможности и невозможности страдания для Бога. – К Филагрию, о единой Божественной сущности. – К Татиану, трактат о душе / Переводы Н. Сагарды // Там же. 1913. Декабрь.

7. Проповеди / Пер. Н. Сагарды // Там же. 1914.

8. Венчальная проповедь // Прибавления к Церковным ведомостям. 1896. С. 495–505.

9. Творения святого Григория Чудотворца / Пер. Н. Сагарды. Пг., 1916.*

«Храм Григория Неокесарийского»

Зоя Николаевна вспоминает: «В храме св. Григория Неокесарийского стоит икона Божией Матери Скоропослушница, самая дорогая для меня святыня. На Вознесение я прибежала к Григорию Неокесарийскому помолиться за Батюшку. Он мне рассказал о своих семейных делах и велел помолиться. Только что я опустилась на колени перед «Скоропослушницей» и хотела начать, как само собой, против моей воли, вылилась сначала благодарность.

Потом молитва о храме, о том, чтобы Господь указал в какой храм перейти. И в ответ так ясно прозвучал в душе голос: «Божия Матерь хочет, чтобы перешли сюда». Я не сомневалась после, что это будет. Я думала, сказать это Батюшке или нет, и решила, что не надо. Страшно было. Сказала уже после того, как факт совершился. Батюшка не счел это за фантазию.

В пятницу, утром, я пошла к обедне в храм св. Григория Неокесарийского. Он поразил меня своею мрачностью, множеством икон, беспорядочно загромождавших его, точно это был не храм, а лавка икон. Кроме того, все иконы были безобразно украшены полотенцами, лентами и грубыми бумажными цветами. После нашего светлого, чистого, убранного с любовью и вкусом храма, храм Григория Неокесарийского не привлекал к себе, хотя по существу это был старинный прекрасный храм, только зря загроможденный иконами, перенесенными из других храмов…

Зоя так описывает этот храм: «Я люблю, чтобы храм был или очень большой и высокий, чтобы чувствовать себя ничтожной пылинкой на полу, и чтобы душа подымалась вверх, как к небу. Или совсем маленький, темный, уютный, чтобы можно было сосредоточиться в самом себе. Здесь до известной степени есть и то и другое. Передний храм — просторный и высокий, величественный, а крошечный Богословский придел (во имя Григория Богослова) создан для того, чтобы молиться одной. Есть и еще уютный уголок за колоннами у иконы Казанской Божией Матери… Хотя я очень мало понимаю в старине, но главный храм мне очень нравится и своей строгой красотой. Два другие и арка, конечно, красотой не отличаются: какие-то белые, деревянные, но не портят настроения. Иконы удивительно интересные, например, изображение первой главы Евангелия от Иоанна, пророков.

И главными стихами их пророчеств, событий из Ветхого и Нового Завета. Мне, конечно, всего дороже дивный образ Иоанна Богослова в главном иконостасе. Он не только прекрасен, но имеет в себе что-то таинственно-великое. На фоне темного ночного или грозового неба изображен ап. Иоанн в темной же, как бы бархатной одежде. Лик вдохновенный, В этот момент Иоанн не «апостол Любви», а «Тайнозритель великих откровений», «орел воспаривший до самого огнеобразного Престола Божия». Даже следы гвоздей на фоне иконы не портят ее: они в полумраке кажутся звездами, на мгновение показавшимися среди туч…»

В церкви я встретилась кое с кем из толмачевцев: Верочкой Р., Екатериной Васильевной и матушкой, вызванной Батюшкой из деревни, а затем пришел сюда и сам Батюшка. После обедни о. Петр любезно предложил нам осмотреть храм. Он сам, в роли хозяина, водил нас всюду, показывая все достопримечательности. Он был очень приветлив с нами и, видимо, радовался тому, что Толмачевский приход присоединился к его небогатому приходу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *