Содержание
Кондак 1
Возбранной Воеводе, пренепорочней Деве Богородице, земли Калужския избавительнице, хвалебныя песни приносим Ти, раби Твои, яко иконы Твоея явлением даровавшей нам стража неусыпна. Ты же моления нашего, пред иконою Твоею возносимаго, не отвержи, но защити ны, Владычице от всех врагов видимых и невидимых и избави ны от всяких болезней душевных и телесных, да во умилении сердца зовем Ти:
Радуйся, Владычице, милость Свою нам и заступление являющая.
Икос 1
Ангелов множество славят Тя, Царицу всех и Богородицу, Ты бо исполнила еси радости сердца наша явлением нам чудотворныя иконы Твоея в Тинкове и чудесы во храме имене Рождества Твоего в веси Калужке; сей убо иконе Твоей поклоняющеся, Тебе, богоизбранная Дево, моление возносим, со страхом и любовию глаголюще:
Радуйся, от патриархов прообразованная и от пророков предвозвещенная; радуйся, рождшая Агнца, вземшего грехи мира.
Радуйся, Адама и Еву от древняго проклятия свободившая; радуйся, чудотворною иконою Твоею всю землю Калужскую озаряющая.
Радуйся, икону Твою во знамение милости нам давшая; радуйся, яко на икону Твою взирающе, Самой Тебе, истинней Богородице, покланяемся.
Радуйся, Владычице, милость Свою нам и заступление являющая.
Кондак 2
Видяще начертание лика Твоего, девица Евдокия в развращении сердца своего дерзновенно оплеванием поругася ему, не ведущи, яко сей Твой лик есть, Пресвятая Дево; Ты же вразумления ради наказала еси ю разслаблением всего телесе, смягчением руку и ногу, ослеплением очию и отъятием языка, и сим показала еси, яко начертание лика сего есть икона Твоя чудотворная, да вси людие вопиют к рождшемуся от Тебе Богу Слову: Аллилуиа.
Икос 2
Разум человеческий не может постигнути великаго Твоего милосердия, Пресвятая Богородице, яко искреннее покаяние болящия девицы прияла еси и совершенное исцеление ей даровала еси, да молитву приносит пред иконою Твоею, взывающи сице:
Радуйся, лествице небесная, Иаковом предвиденная; радуйся, тайну воплощения Божия, от веков в Бозе сокровенную, открывшая.
Радуйся, ведущим брань противу мира и диавола добрая споспешнице; радуйся, от грехопадений наших, имже несть числа, избавляющая.
Радуйся, яко призывающии имя Твое от падения страстнаго восташа; радуйся, благодатное безстрастие ищущим его усердно подающая.
Радуйся, Владычице, милость Свою нам и заступление являющая.
Кондак 3
Силою, данною Ти свыше, чудотворную Твою икону, Пречистая Богородице, даровала еси нам в знамение милости Твоея, являющися родителем тоя девицы, и рекла еси им: Буду ходатайствовати о граде Калуге и о всех людех страны сея. Мы же, взирающе на икону Твою и множество чудес, от нея изливающихся, видяще, с радостию к ней припадаем и из глубины сердца благодарим Тя, дивную заступницу, взывающе Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имущи о Церкви Христовой попечение и видевши, яко посреде обителей земли Калужския живут людие неции, святыя Христовы Церкве отвергшиися, Пресвятая Богородице, непременное желание изрекла еси, да вси чтут Православную Церковь. Родителем же тоя девицы повелела еси, да совершено будет молебствие пред Твоею иконою со освящением воды и да окропит иерей ею дщерь их, болезнию пораженную, яко да исцелеет от недуга своего. Нас же спаси, Госпоже Богородице, верою и любовию воспевающих Ти:
Радуйся, в защиту Церкве Православныя чудеса показующая; радуйся, хулителей православныя веры невидимо наказующая.
Радуйся, православныя веры ограждение и утверждение; радуйся, крепкая стено Церкве Православныя.
Радуйся, святителей веселие и благоговейных иереев похвало; радуйся, иноков и инокинь благочестивых изрядная покровительнице и обителей их неусыпная блюстительнице.
Радуйся, Владычице, милость Свою нам и заступление являющая.
Кондак 4
Бурю напастей провидя, угрожавших краю нашему от озлобления Наполеона, устремившагося на землю Калужскую, святитель Евлампий моляшеся пред Твоею иконою, Богородице, о избавлении града Калуги и всея ея области от врагов, весть же прием, яко войско вражие поражено бысть на реце Чернушце, благодарственно Спасу Христу возопи: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше милость Твою, Богородице, чрез Твою икону на поле брани близ веси Тарутина нам низпосланную, егда явила еси ю на воздусе иноплеменником, якоже свидетельствоваша плененнии от них, и тако даровала еси победу воем российским, радуемся о Твоей, Владычице, помощи и со упованием воспеваем Ти сице:
Радуйся, купино неопалимая, боговидцем Моисеем предзримая; радуйся, от потопа греховнаго нас спасшая.
Радуйся, кадильнице златая, яко фимиам благоуханный, молитвы Твоя к Богу, Сыну Твоему, присно возносящая; радуйся, праведно движимый гнев Божий на ны молением Своим скоро утоляющая.
Радуйся, яко явлением на воздусе иконы Твоея страх и трепет нападе на враги иноплеменныя; радуйся, яко явлением иконы Твоея во время брани победу российской рати подала еси.
Радуйся, Владычице, милость Свою нам и заступление являющая.
Кондак 5
Боготечная звезда явилася еси нам, Богородице, смыслы наша озаряющая и на путь спасительный наставляющая, врагом же нашим была еси, яко молния, устрашающая их и отражающи от нас, егда Наполеон, поразив близ града Малоярославца рать нашу, понуди ю отыти ко граду Калуге, сам же, услышав сие по Твоему милостивому, Заступнице, повелению, неверным же неведомыя ради вины, вместо еже ко граду Калуге ити, иде по пути, егоже сам разори и опустоши, ко граду Гжатску, и тако рать свою погуби. Сего ради, Твое крепкое заступление ведуще, со умилением глаголем Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Проявивши велию любовь к людем, живущим в стране Калужстей, Пресвятая Богородице, землю нашу сохранила еси и множество врагов, обышедших ю, далече от нея отгнала еси, сии же врази наши уведеша, коль крепка есть помощь Божия Матере. Мы же, Твое всемощное заступление, нам бывшее, добре ведуще, в радости сердца воспеваем Ти сице:
Радуйся, клеще таинственная, Исаием провиденная; радуйся, примирение наше с Богом соделавшая.
Радуйся, Спасителя падшему человечеству рождшая; радуйся, в годину брани помощию Твоею уповающих на Тя не оставляющая.
Радуйся, всемощным заступлением Твоим от меча иноплеменных нас избавляющая; радуйся, без пролития крове одоление православным воем даровавшая.
Радуйся, Владычице, милость Свою нам и заступление являющая.
Кондак 6
Проповедница богознаменитаго чудесе явися некая жена во граде Боровске, юже врачеве никакоже возмогоша исцелити, и рекоша, яко надлежит ей не по мнозе времени умрети. Она же, веру имущи, яко сила Божия всемогущая есть, не закосне просити, да в веси Калужке пред Твоею, Богородице, иконою совершено будет о здравии ея молебствие, и по вере своей абие от недуга своего исцелена бысть. Темже и мы, благодарственно прославляюще Бога, вопием Ему: Аллилуиа.
Икос 6
Возсияла еси икона Твоя, Богородице, чудеснаго исцеления ради жены, живущия во граде Боровске, даже и посреде жителей его, в расколе пребывающих, сего ради и синклит градский, в немже по преизбыточеству бяху людие, в расколе упорствующии, устави, да будет совершено на стогнах града молебное пение пред Твоею иконою, яже принесена бысть во град сей, прежде же николиже в онь бяше приносима. Темже, яко благая Владычица, научи ны разумети промышление Божие о спасении людей, да взываем Ти радостно:
Радуйся, двере, Иезекиилем прореченная; радуйся, вочеловечению Единаго от Святыя Троицы непорочно послужившая.
Радуйся, рождением Сына Твоего спасение миру являющая; радуйся, с верою имя Твое призывающих от смерти спасающая.
Радуйся, раскольников на путь благий обращающая; радуйся, яко божественную веру прославила еси, прелесть же раскола посрамила еси.
Радуйся, Владычице, милость Свою нам и заступление являющая.
Кондак 7
Хотящи возгрети в сердцах людей страны Калужския любовь к иконе Твоей, Заступнице наша, токи чудес изливаеши от Твоея иконы: молитвою бо, к Тебе возносимою, глухому внезапу слух даровася, ослепшему зрение открыся, разслабленному крепость во удесех его возвратися, здравие душею страждущей и бесом одержимей дадеся, люте болящей и врачми оставленней житие во здравии на многая лета продолжися; темже и мы, с любовию к иконе Твоей припадающе и прославляюще Бога, вопием Ему: Аллилуиа.
Икос 7
Необоримая еси ограда, охраняющая ны от всяких болезней душевных и телесных, Пресвятая Богородице, и заступающая всех, к Тебе прибегающих с молитвою. Темже и мы, припадающе к иконе Твоей, молим Тя, Владычице: от всяких болезней душевных и телесных избави ны, вопиющия Ти из глубины сердца:
Радуйся, солнце селения Христова, Псалмопевцем предъявленное; радуйся, рождшая Избавителя, беззакония наша туне очищающаго.
Радуйся, стамно пресвятая, в нейже алчущим правды соблюдается Хлеб жизни вечныя; радуйся, яко всякия болезни душевныя и телесныя милостивно врачуеши с верою к чудотворней Твоей иконе приходящих.
Радуйся, болезнующих, оставленных врачми, от смерти избавляющая; радуйся, яко молитвами Твоими престают тлетворнии ветри и смертносныя язвы.
Радуйся, Владычице, милость Свою нам и заступление являющая.
Кондак 8
Великое и уму человеческому неудобопостижимое чудо явила еси, Владычице мира, егда внезапу исцелила и укрепила еси в трезвенном житии некую жену, в области града Жиздры живущую, яже пиянству предана бе; совестию своею терзашеся, яко страстию порока порабощена бысть, и сея ради вины обратися с верою к Тебе, Владычице, молящися пред Твоею иконою и от Тебе исцеление желающи получити. Сего ради и мы, на милость Твою уповающе, восхваляем Твое милосердие, взывающе Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Видят и слышат жители Калужския земли новую купель Силоамскую, паче оныя древния явльшуюся, Пресвятая Богородице, в храме Рождества Твоего в веси Калужке, в немже покланяются чудотворней иконе Твоей; не единожды бо в лето и не точию первее входяй здравие приемлет, но выну всяк недуг врачуеши всех с верою к Тебе прибегающих. Сего ради вопием Ти:
Радуйся, Еяже ради ад стенет и дуси злобы трепещут; радуйся, Еяже ради врата рая всем нам отверзаются.
Радуйся, помощь Твою святую благовременно подающая всякой душе, верно Тебе молящейся; радуйся, от страсти к пиянству обратившихся к Тебе с молитвою избавляющая.
Радуйся, от рова погибельнаго безнадежных извлачающая; радуйся, притекающих к покрову Твоему сладкое успокоение.
Радуйся, Владычице, милость Свою нам и заступление являющая.
Кондак 9
Вси гордынею одержимии страх Божий скоро забывают. Сице две жене, в стране Калужстей живущии, гордынею преисполненнеи, ясно являста сомнение свое, яко икона Твоя цельбоносна есть, Владычице, и сим толико прогневаста Бога, яко праведным судом Его тяжкими недуги наказание прияша. Мы же, таковое вразумление видяще, с любовию покланяемся Твоему образу, взывающе Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Витии века сего отрицают поклонение иконе Твоей, Пречистая Дево, не разумеют бо в своем суемудрии, яко честь, иконе воздаваемая, на первообразное восходит. Мы же, не токмо сие ведуще, но и благодеяния, иконою Твоею нам являемая, видевше, душею радующеся, Тебе, Богородице, глаголем:
Радуйся, стамно всезлатая, в нейже плоть и кровь божественнаго Агнца уготовашася; радуйся, трапезо святая, хлебом жизни нас питающая.
Радуйся, суетную мудрость нечестивых витий посрамляющая и ослепленных ею на путь правый наставляющая; радуйся, яко по благостыне Своей угашаеши в нас огнь нечестия пламенем огня божественнаго.
Радуйся, вразумляющая знаменьми и чудесы колеблемых в вере; радуйся, Богоблагодатная, страх Божий и смирение в сердца наша вселяющая.
Радуйся, Владычице, милость Свою нам и заступление являющая.
Кондак 10
Спасти хотящи люди, покланяющияся Твоей иконе, от бед, благоволила еси, Богородице, явитися некоей девице, в Лужецком, близ града Можайска, монастыре жительствовавшей, и предварити, да не имать общения с женою развращенною, и тем сохранила еси ю от грядущия беды. Темже и мы прославляем Господа Бога, давшего благодать таковую иконе Твоей, и вопием Ему: Аллилуиа.
Икос 10
Стена еси крепкая, ограждающая род человеческий от бед, Пресвятая Богородице, и скорую помощь являеши от Твоея иконы всем чтущим ю во градех, весех и обителех. Сего ради и мы, осеняемии Твоим, Богомати, заступлением, на Твой взирающе пречистый образ, молим Тя, да избавиши ны от всяких клевет, бед и скорбей, вопиющих Ти:
Радуйся, явльшая миру обетованнаго Сокрушителя главы змиевы; радуйся, радость вечную, Спасителя миру, рождшая.
Радуйся, рождением Сына Божия двери царствия Христова нам отверзшая; радуйся, казнь Божию за беззакония наша от глав наших отклоняющая.
Радуйся, любящих и чтущих Тя от всяких бед и скорбей избавляющая; радуйся, радосте всего мира, Еюже слезы скорбящих отъемлются.
Радуйся, Владычице, милость Свою нам и заступление являющая.
Кондак 11
Пение непрестанно приношаше Ти, Пресвятая Богородице, некий житель Жиздринския веси, с верою пред Твоею иконою моляше, да даруеши ему дщерь. Ты же, Богородице, благоволила еси вняти мольбам его и даровала еси ю ему. Мы же, зряще на Твою икону и видяще токи чудес, от нея изливаемыя, благая Богородительнице, из глубины сердца благодарим Тя, Царицу нашу дивную, воспевающе Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Светлыми лучами чудес икона Твоя сияет, Богомати Пречистая, и прогоняет всякое вражие действо силою Божиею, от нея исходящею; темже и мы, грешнии, имуще таковое знамение Твоего к нам благоволения, радуемся, глаголюще: О Пресвятая Богородице! Умоли Господа, да спасет ны имиже весть судьбами, да не погибнем в нераскаянии о наших грехопадениих, и услыши похвалы сия, Тебе возносимыя:
Радуйся, Творца небесе и земли безсеменно воплотившая; радуйся, осенением святыя иконы Твоея всякое вражие действо от нас отгоняющая.
Радуйся, прошения наша на пользу исполняющая; радуйся, неоскудеваемый источниче благословений и милостей Божиих к людем Твоим.
Радуйся, благочестивых супружеств незримое ограждение; радуйся, молитв ради усердных плод безчадным низпосылающая.
Радуйся, Владычице, милость Свою нам и заступление являющая.
Кондак 12
Благодать умиления молитвеннаго от Твоея, Владычице, иконы источаемая, да исполнит души наша, аще грех ради в безчувствие впадаем. Пробуди наше душевное усыпление, да не погибнем люте без покаяния, и приими нас в вечныя кровы, Богородительнице, да, радующеся, поем Богу, Тобою нас спасающему: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще чудеса, являемая от Твоея иконы, Мати Христа Бога нашего, и припадающе к ней, молим Тя, Владычице: буди нам защищение в день кончины нашея, егда имамы предстати на суд пред страшным престолом славы Сына Твоего, Господа нашего, да вопием Ти:
Радуйся, от власти лютаго миродержца уповающих на Тя избавляющая; радуйся, гнев Божий от рода православнаго отводящая.
Радуйся, благую христианскую кончину ублажающим Тя подающая; радуйся, славящих Тя на воздушных мытарствах заступающая.
Радуйся, заступнице усердная рода православнаго и крепкая надеждо вечнаго его спасения; радуйся, отверзающая райския двери православному роду, присно Тя блажащему.
Радуйся, Владычице, милость Свою нам и заступление являющая.
Кондак 13
О всепетая Мати Христа Бога нашего! Приими милостивно сие моление наше, еже принесохом пред Твоею иконою, и в час смертный явися нам Сама, Пречистая, простирающи руку помощи, отгоняющи духи злобы, ищущия поглотити души наша при разлучении от телесе, и умоли приснопокланяемую Троицу избавити ны мучения вечнаго, да предстательством Твоим наследуем Царствие Небесное и сподобимся со святыми пети Богу: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангелов множество …» и 1-й кондак «Возбранной Воеводе …».
Молитва
О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, дивная Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию сердец наших; призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию предстоящих пред чудотворною Твоею иконою и со умилением молящихся Тебе, Владычице! Не предаждь умалению Церковь Православную, помози нам, Пресвятая Богородице, святоотеческую православную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити и избави ны от пагубных душевредных учений.
На Твою, дивная Царице небесе и земли, милость уповаем раби Твои: очисти умы наша от греховных помыслов, душевнаго разслабления, обуревания страстей, от искушений, соблазнов и грехопадений; Ты бо еси, Владычице, крепкое прибежище грешников кающихся. Воздвигни нас из глубины греховныя и истинным покаянием ороси изсохшая сердца наша, просвети сердечная очи наша к зрению спасения и прельщенных бесовскою прелестию на путь правый настави; всякое дело злое и богопротивное разруши, всякому же благому и богоугодному делу научи и споспешествуй; вложи, Владычице, в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух кротости, смирения, терпения, незлобия; умягчи злая сердца наша и злыя благи сотвори, низпосли нам ревность о спасении ближних.
Вразуми и научи ны, о Всемилостивая Заступнице наша, како безгрешно ходити по пути земнаго сего жития, яко Ты, Пресвятая, веси и веру нашу, и упование наше видиши, Владычице мира! Скорбящих утеши, бедствующим помози; сохрани от молниеноснаго грома, тлетворных ветр, лютых болезней, смертоносныя язвы, междоусобныя брани, нашествия врагов иноплеменных.
Пресвятая Богородице! Избави ны от внезапныя и насильственныя смерти; всем нам даруй обращение на путь истинный и христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну, Святых Таин причастну. Во время исхода нашего предстани нам, Дево Богородице, и избави ны от власти бесовския, воздушных горьких мытарств и огня вечнаго. Скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая молитвенница и ходатаица. Преставльшияся же в вере и покаянии от временнаго жития сего отцы, братию и сестры наша сподоби Твоим ходатайством вселитися во обителех небесных со ангелы и со всеми святыми, идеже не престают гласи празднующих и радостно славящих Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Калужская икона Божией Матери
Калужская икона Божией Матери
Память 2 сентября, 12 октября, 18 июля и в 1-е воскресение Петрова поста
Явление Калужской иконы Божией Матери произошло в 1748 году в селе Тинькове, рядом с Калугой, в доме помещика Василия Кондратьевича Хитрово. Две служанки Хитрово перебирали на чердаке его дома старые вещи. Одна из них, Евдокия, отличавшаяся несдержанным нравом, позволила себе непристойные речи. Подруга стала увещевать ее, и во время пререканий случайно обнаружила среди вещей большой сверток сурового холста. Развернув его, девушка увидела изображение женщины в темном одеянии с книгой в руках. Приняв изображение за портрет монахини и желая образумить Евдокию, она пригрозила ей гневом игумении. Евдокия же дерзко сказала: «Вот как я боюсь твоей игумении» и поддавшись раздражению, плюнула на Лик. Тот час же с нею случился припадок, и она упала без чувств. Испуганная подруга рассказала о случившемся в доме. В следующую ночь родителям Евдокии явилась Царица Небесная и открыла им, что над Ней кощунственно смеялась их дочь, и повелела им совершить молебен перед поруганной иконой, а больную окропить освященной на молебне водой. После молебна Евдокия выздоровела, и Хитрово взял чудотворную икону в свой дом, где от нее обильно источались исцеления прибегающим к ней с верой. В последствии икону перенесли в приходской храм, в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Калужке (сейчас п. Ждамирово г. Калуги). Там произошли чудесные исцеления от болезней, в том числе спасение Калуги от моровой язвы в 1771 году, после того как архимандрит Лаврентий, в монашестве Никодим, принес туда икону.
В 1812 году Калужская икона была перенесена для безопасности в город Ефремов Тульской губернии. Пленные французы признавались, что видели ее в Калуге и под Малоярославцем, когда они терпели поражение, стоящей на воздухе и окруженной светоносными мужами. Окруженной небесными силами, стоящей на воздухе, ее видела крестьянка графа Разумовского Параскева Алексеева. Об этом событии сообщили императору Александру I. По его повелению и благословению Св. Синода установлено празднество в честь этой иконы.
После упоминавшегося чудесного прекращения чумы было установлено празднование 2 сентября. Второе празднество совершается 12 октября, в память спасения Калуги от нашествия французов 1812 году. В 1898 году было установлено празднование 18 июля в благодарность Божией Матери за охранение от холеры. Празднование совершается так же и в 1-е воскресение Петрова поста.
Калужская икона Божией Матери
С 1918 года чудотворная Калужская икона Божией Матери находилась в г. Калуге в музее. В послевоенные годы икона была возвращена Церкви и ныне находится в Георгиевском кафедральном соборе.
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Засту́пнице от вра́г иноплеме́нных необори́мая Калу́жския земли́/ и Изба́вительнице от смертоно́сныя я́звы, Ми́лостивая:/ изба́ви рабы́ Твоя́ от вся́ких бе́д и боле́зней,/ с ве́рою и любо́вию прибега́ющия к чудотво́рней ико́не Твое́й,// и спаси́ ду́ши на́ша.
Кондак, глас 6
Не и́мамы пе́сней, ниже́ слове́с,/ ка́ко досто́йно восхваля́ти Тя́, Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего,/ явле́ния ра́ди чудотво́рныя ико́ны Твоея́ земли́ Калу́жстей,/ то́кмо мо́жем вопи́ти Тебе́:/ не отврати́ ми́лости Твоея́ от на́с,// и низпосли́ ю́ все́м притека́ющим к цельбоно́сней ико́не Твое́й.
Величание
Величáем тя́, Богоро́дице Де́во,/ и почита́ем чудотво́рную ико́ну Твою́,/ е́юже благоволи́ла еси́ спасти́ зе́млю Калу́жскую// от наше́ствий вра́жиих и всегуби́тельных боле́зней.
Использованные материалы
СКАЗАНИЕ О ЯВЛЕНИИ БОГОРОДИЦЫ
Впервые лик Богоматери изобразил евангелист Лука и показал самой Пречистой Богородице. Взглянув на образ Свой, сказала: «С сим образом благодать Моя и сила». С тех времен обрелось множество святых икон Пресвятой Богородицы, которые источали чудеса и милость каждому по вере своей, в особенности больным людям.
К числу чудодейственных икон относится явленная икона Божией Матери «Калуженская», по месту, где она находилась и обрелась.
Обретение иконы произошло в 1748 г. в сельце Тиньково, в доме помещика Василия Кондратьевича Хитрово. Две служанки помещика перебирали на чердаке дома разную рухлядь. Девица Евдокия, по натуре легкомысленная, вела себя непристойно. Другая, богобоязненная, старалась удержать ее в рамках приличия. Развернув сверток полотна, найденный на чердаке, увидела на нем изображение благоговейного лица, на вид монашки, и решила припугнуть Евдокию. Последняя плюнула на изображение и с дерзостью сказала: «Вот как я боюсь и уважаю твою игуменью». После этих слов с ней случился припадок. Она упала без чувств, руки и ноги скорчились, язык парализовало, она не стала видеть. Поведав барину эту историю, люди поднялись на чердак и застали Евдокию с пеной на губах, дыхание ее было редким. В таком состоянии отнесли ее в дом родителей.
Ночью Пресвятая Богородица явилась родителям и сказала: «Дочь ваша своим поступком оскорбила не монахиню, а Меня, это изображение есть Мой образ, через который по воле Сына моего и Бога я буду ходатайствовать за город ваш и за всех жителей области сей». Далее поведала родителям больной, чтобы они рассказали все приходскому священнику, за молебном помолились перед ее иконою и святою водою окропили больную. Наутро, отслужив молебен перед вновь обретенной иконой Богородицы, освятив воду, окропили ею больную. Свершилось чудо ‑ глаза прозрели, уста заговорили.
Икону поместили в раму и поставили в домашний иконостас барского дома. На иконе изображена женщина в темном одеянии со светлым ликом, в руках книга. Размер иконы: в высоту 1 аршин 12 вершков; в ширину 1 аршин 6 вершков.
Случилось новое чудесное исцеление. На сей раз чудотворную силу Богородицы на себе, испытал служитель барского дома Прохор, который долгое время страдал глухотой. Матерь Божия трижды ему виделась во сне, которая повелевала молиться пред образом о своем исцелении. После усердной молитвы он заснул крепким сном и проспал ровно двое суток. За это время из ушей у него вытекло много гноя. Проснувшись, Прохор почувствовал себя совершенно здоровым.
Как бы испытывая Богородицу, вскоре заболела единственная дочь барина Евдокия. Как и прежде, икона Богородицы явилась больной во сне и повелела голосом молиться пред иконою для получения исцеления. Наутро Евдокия рассказала о сне родителям, и все с мольбой обратились к Богоматери пред ее чудотворным образом. Как и в двух других случаях последовало выздоровление. После этого случая барин не решился держать явленную икону у себя дома и с подобающей честью перенес ее в приходской храм во имя Рождества Пресвятыя Богородицы в село Калужка. Жители Калуги и окрестностей в молитве перед Калуженской чудотворной иконой находили себе отраду и утешение, избавлялись от всех бед и напастей. При грозных событиях приносили икону Богоматери в Калугу, молились пред нею, обносили градские стены, уповая на свою заступницу.
Вскоре, после перенесения чудотворного образа в храм Божий, Её лик украсился серебряным окладом. Произошло это следующим образом. Один житель Калуги, по фамилии Петелин, много лет лежавший без движения, прослышал о чудотворениях Калуженской Матери Божией, изъявил желание помолиться перед Богородицей. Его родственники привезли больного в церковь села Калужка. Во время молебна он стал креститься сначала лежа, потом сел и, наконец, встал на ноги. После окончательного выздоровления он в знак благодарности за чудесное избавление от болезни украсил икону серебряным окладом. В 1899 г. жена коллежского асессора Зинаида Александровна Чуфаровская письменно засвидетельствовала свое исцеление.
«11 мая месяца 1899 года я благополучно вынесла сериозную операцию, а затем 18 июня опасно заболела по заключению врачей шейным воспалением правой почки. Болезнь так обострилась, что не оставалось никакой надежды на выздоровление, тем более, что я еще не оправилась от перенесенной операции. Одно только упование не оставляло меня во все время болезни ‑ это небесная помощь: зная о великих чудесах, источаемых от чудотворной иконы Калуженской Божией Матери, мы с мужем послали на место явления сей св. иконы в село Калужку телеграмму с просьбой помолиться обо мне. И вот там, где, казалось, уже не было места никакой врачебной человеческой помощи, Царица небесная явила дивное чудо. Я в тот час почувствовала ослабление в своей болезни, и потом постепенно стали ко мне возвращаться силы, так что организм мой как бы обновился! В благодарность Царице небесной за Ея чудесную помощь мы с мужем подняли с места явления св. икону в г. Боровске в свою квартиру и вознесли пред Ея чудотворным образом благодарную молитву».
Под этим заявлением подписались семь свидетелей, в том числе лечащий врач.
У одного калужского старца сын три пода лежал в язвах. Богоматерь повелела идти старцу в Калужку для молитвы, обещая исцеление больного. Молитва старца была услышана, по возвращению домой, он нашел сына выздоравливающим.
Чете Воробьевых, у которых дети рождались мертвыми, чудотворная икона явилась во сне и велела сходить для молитвы перед образом в храм на речке Калужке. Воробьев вместе с женой отправился по речке искать эту икону. Обошел все храмы, а икону не встретил. Тогда Богоматерь явилась к нему вторично и указала, в какой именно храм надо идти. На другой день, явившись в церковь, в момент литургии они сразу узнали явившуюся им икону. Господь услышал молитву, вскоре жена родила дочь, которую назвали Анною. Вплоть до самой кончины Воробьев ежегодно ходил на поклонение пред чудотворным образом.
В 1753 году Мясоедовы привезли на Калужку пятилетнего сына, который не видел со второго года жизни. В усердной молитве родители просили Богоматерь об исцелении их сына. При выходе из храма с глаз мальчика как бы спала пелена и он прозрел. Впоследствии он выучился и стал генералом от инфантерии.
Смоленскому помещику Она явилась во сне и сказала: «Если хочешь исцеления, ступай к чудотворной иконе в Калугу». До этого он семь лет был парализованный. Помещик немедленно отправился в Калугу, провел целых три дня в молитве пред чудотворным образом, почувствовал облегчение во всем организме, домой возвратился совершенно здоровым.
Один помещик из города Новосильска (видимо, сегодняшний город Новосиль Орловской области, прим. В.Л.) не расплатился за припасы с местным диаконом Иаковым Ивановым, которые он одолжил у него, будучи на поклонении у иконы чудодейственной. По прибытии домой, он нашел семью ослепшей. В ту же ночь явилась Калуженская Богоматерь и сказала, что это наказание за обман диакона. Пришлось помещику расплатиться сполна с диаконом и покаяться перед образом. После этого семейные прозрели.
Получил исцеление от паралича житель города Калуги Петр Иванович Фурсов.
В 1782 году алексинский помещик Федор Исаков, лежавший девять лет без движения, отправился в Калугу для консультации с врачами. Подъезжая к Калуге, сопровождавший его майор Колюбякин предложил помещику заехать в Калужку, на что тот согласился. Как только свернули на дорогу в Калужку, больной почувствовал внутреннее облегчение. После молебна в храме самостоятельно мог выйти из храма и…, славя Бога и Пречистую Матерь Божию, развернулся и поехал домой в Алексин, где вскоре совсем выздоровел.
Таким же образом получили исцеление: Гавриил Акимов Бутнев из Калуги, девица Варвара Михайлова из Тульских дворян, крестьянка Тульской губернии Мария Афанасьева, Алексинский помещик Александр Гаврилов Павлов, который в память своего чудесного исцеления поставил в своем доме список с иконы Калуженской Божией Матери, жители города Калуги Матрона Иванова Токарева и Анна Петрова Щеглова.
В 1791 г. Богородица поставила на путь истинный работницу Можайского Лужецкого монастыря Христину, которая порвала дружбу с подругой неодобрительного поведения и постриглась в монашество с именем Магдалина. Ежегодно приходила из Москвы к иконе на поклонение.
Храмоустроительница из села Сергиевское помещица Мария Кар находилась при смерти. Врачи были бессильны. Тогда в дом принесли чудотворную икону и поставили над головой больной. К больной вернулась память и через некоторое время она совсем выздоровела.
В селе Згомони (Полотняный Завод) девица Евдокия Федорова получила исцеление от лихорадки.
В 1810 г. дочь тульского помещика Ивана Михайлова Желябовского Наталия была привезена в Калужку. Во время чтения Евангелия у больной спала со всего языка кожа, и она стала совершенно здоровой.
Крестьянка Тульской губернии деревни Анишино Мелания Иванова получила исцеление от беснования при подходе к Богородицкому храму в селе Калужка.
Тульской помещице Вере Даниловой, которая по слабости своей еле могла двигаться, Богоматерь повелела идти пешком в село Калужку, обещав показать славу Божию еще на пути. На второй день пути больная окрепла, а когда пришла в Калужку, пришлось только благодарить Матерь Божию.
Протоиерей Михаил Филиппович Лебедев в Калужских епархиальных ведомостях описывает чудесное явление, произошедшее 20 июля 1893 г. Когда провожали икону из города, на глазах многочисленной толпы пожар охватил половину улицы Спас-Жировской. Тогда принесли икону и начали служить молебен. Ветер постепенно стих и пожар вскоре потушили. На всех присутствующих это произвело неизгладимое впечатление.
Калужанка Елизавета Иванова Фалеева самостоятельно дойти до храма не могла, ее принесли в самом прямом смысле слова. До этого она пять лет находилась в парализованном состоянии. По молитвам Пресвятой Богородице она получила исцеление и еще долго жила в Калужке, памятуя о своем чудесном исцелении и предаваясь молитве пред чудотворным образом.
Жиздринская мещанка Устинья Федорова во время крестного хода в Калуге обратилась с молитвой к Богоматери об исцелении от недуга пьянства, впоследствии Федорова «укрепилась против пагубной страсти».
Перемышльского уезда села Железцово вдова священника Мария Александровна Тихомирова, 75 лет от роду, 2 сентября 1874 г. собралась на крестный ход вокруг Калуги, совершаемый ежегодно с чудотворною иконою Богоматери в память избавления жителей калужских от моровой язвы, бывшей в 1771 году. Стечение народа невдалеке от Троицкого собора было так велико, что бедная вдова никак не могла приблизиться и приложиться к образу. Встретив знакомого, пошла к нему в дом, где праздно провела остаток дня. Вечером, почувствовав боль в ногах, она поспешила домой. Болезнь сильно прогрессировала, ноги покрылись ранами, страдания стали нестерпимыми. Врачи оказались бессильными в этом случае. Мучительное состояние больной оказалось наказанием Божием за то, что не сопровождала крестного хода, на который собиралась и не приложилась к чудотворной иконе.
Накануне очередного крестного хода, который совершался 12 октября, она послала взять масло из лампады от чудотворной иконы. Больная помазала маслом раны и в молитве просила Матерь Божию об исцелении. После этого почувствовала облегчение. Через два-три дня болезнь совершенно прошла и, к утру 12 октября раны на ногах зажили. Она пошла в собор и с чувством глубочайшей благодарности пала перед Калуженской иконой Божией Матери, отстояла всю обедню и без устали сопровождала крестный ход вокруг города. После его окончания еще раз приложилась к чудотворному образу и возвратилась домой с чувством благодарности за чудесное исцеление от болезни.
В сентябре 1899 года чудотворная икона Божией Матери три дня пребывала в раскольничьем Боровске. Три дня стекались люди в соборный храм для богослужения, достойно встречали образ, как православные, так и люди других конфесий. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что по просьбе Боровской городской думы, состоящей из раскольников-старообрядцев, было совершено молебствие на городской площади. А один из старообрядцев Николай Иванович Пашугин поднял святую икону в дом и православный священник отслужил перед ней молебен, что было для старообрядческого Боровска редким явлением.
История рода Пашутиных требует небольшого пояснения. Отец Николая Пашугина ‑ Иван Михайлов, дед Михаил Петрович и прадед Петр Иванович Пашутины испокон веков принадлежали к старообрядцам и были приписаны к Рогожскому кладбищу, прабабка придерживалась Селезнёвской секты, которая принимала от православия крещение, миропомазание и брак. Как последовательница этой секты, Ирина Федоровна Пашутина ходила в православные храмы и держала в своем доме копию иконы Калуженской Божией Матери. В середине 50-х годов XIX столетия появилось в Боровске австрийское священство и лжепоп Максим, посещая дом Пашутиных, указал на недопустимость иметь в доме икону Богоматери без предвечного младенца. Семейные вняли просьбе своего лжепастыря и перестали почитать образ и молиться перед ним, кроме Ирины Федоровны. Опасаясь за судьбу образа, она отдала его бывшему городскому голове, боровскому купцу Алексею Козмичу Нечаеву, который с благоговением принял образ в свой дом и впоследствии благословил им свою старшую дочь Ольгу Алексеевну Ерофееву при выходе замуж, а она, в свою очередь, дочь ‑ Александру Алипеевну Демьяненко.
При выбытии из дома Пашутиных чудотворной иконы, их род начали посещать бедствия. Один за другим стали уходить в иной мир родственники, оставив Николая Ивановича с братом малолетними сиротами. Брат Алексей Иванович, овдовев в первом браке по расколу, вторично обряд бракосочетания принял в православной церкви. Такая вот предыстория служения молебна перед чудотворной иконой в доме старообрядца.
Причт Богородицкой церкви на Калужке во все времена ревностно следил и украшал как чудотворную икону, так и храмовую Рождества Пресвятыя Богородицы.
Впервые крестный ход в Калуге совершен в 1771 году. Смертоносная чума свирепствовала по волостям и весям, истребляя целые поселения. Приблизилась вплотную и к Калуге, и жители начали вымирать целыми семьями. Население Калуги обратилось к архимандриту Калужского Лаврентиева монастыря Никодиму с просьбой принести икону из Калужки и совершить пред ней всеобщее молебствие. Чудотворный образ крестным ходом доставили в Калугу и три дня жители обносили его вокруг города, проводя все эти дни в посте и молитве. Вскоре смертоносная болезнь ослабла и прекратилась вообще. Жители приписали сие явление заступничеству Богоматери. В память данного события постановили ежегодно совершать крестный ход 2/15 сентября
Второй крестный ход установлен в честь победы русских войск над французами в Малоярославецком сражении 12 октября 1812 года. Калуга в течение 40 дней находилась в постоянной опасности от нашествия французов. Преосвященный Евлампий (Введенский) предписал по всем церквям совершать молебствия и обносить вокруг города чудотворную икону Калуженскую.
В феврале 1813 года епископ Евлампий начал ходатайствовать перед городской Думой об установлении крестного хода в память данного события.
Третий крестный ход установлен 18 июля (31 числа по новому стилю) 1892 года, когда в России свирепствовала эпидемия холеры. В этот год ярко выразилась сила народной веры перед лицом всеобщего бедствия. По благословению архиерея чудотворную икону Божией Матери торжественным крестным ходом перенесли из села Калужка в город. Вот как описывают современники события той поры: «С какой умиленной торжественностью двигались по дороге тысячи народа с обнаженными головами, с хоругвями и иконами, перенося в город свой покров и защиту… и когда по вступлению в город при совершении молебствия раздалось пение «Пресвятая Богородице, спаси нас» ‑ и духовный пастырь стал благословлять народ окропляя его святой водой, все упали на колени, и, кажется, в этот момент не было ни одного человека, который не плакал бы от умиления».
Молитва народа была услышана Пресвятой Богородицей ‑ эпидемия миновала Калугу.
Через два месяца приговором от 1 апреля 1813 года городская Дума дала свое согласие на учреждение второго крестного хода вокруг города и определила день —12 октября. Выбор на это число пал не случайно. Этот день в войне 1812 года вошел в историю как день Малоярославецкого сражения, как день ожесточеннейшего боя за город, продолжавшегося непрерывно 18 часов. С наступлением темноты русские войска по приказу фельдмаршала Кутузова отошли из города на расстояние 2,5 км за деревню Немцово, тем самым закрыв неприятелю путь на Калугу.
В тяжелое для всего православного народа предвоенное время храм Божий на Калужке закрыли. Случилось это в 1935 году. По какой причине, приходится только догадываться. Архивных документов касательно церквей после 1917 г. не так густо. А те, которые имеются, разбросаны по различным фондам. Могут встретиться в архивных фондах какого-нибудь строительного треста, где на планерке устанавливались конкретные сроки разборки того или иного храма. Мотивы тому самые простые ‑ нехватка строительного материала в стране. Или в фонде местного уполномоченного по делам Совета религии под грифом «Секретно», который до настоящего времени официально числился закрытым фондом, т. е. доступ к делам фонда весьма и весьма ограничен. Все это затрудняет поиск архивных материалов.
В данном, конкретном, случае, у автора нет документов той поры. После закрытия храма, власти первым делом сбросили колокола, мало заботясь о сохранении самих колоколов и здания. Затем приступали к ликвидации глав, уменьшению колокольни до уровня одноэтажного здания. В таком состоянии дошел до нас Богородицкий храм на Калужке. Исчезла каменная ограда с живописными въездными вратами, исчез прицерковный некрополь внутри ограды, где покоилось и продолжает покоиться не одно поколение священнослужителей, знатных и менее знатных лиц.