Содержание
Образ Господа нашего Иисуса Христа – особенности иконографии
Однако и после канонизации лика при написании икон Спасителя еще встречались разночтения. Только к IX в. окончательно утвердилось изображение на иконах Христа Спасителя в виде человека средних лет, с классическими чертами лица, прямым носом, светлыми глазами, усами и небольшой, слегка раздвоенной бородой, темно русыми волосами, расчесанными на прямой пробор и спускающими по плечам прядями. Именно такой образ и утвердился как канон для иконы Спасителя Иисуса Христа. Отличительной особенностью иконографии Христа стал также крестчатый нимб, символизирующий крестную жертву Спасителя.
Иконы Христа Спасителя не допускают вольностей и могут:
- изображать только канонический лик Иисуса Христа
- представлять Спасителя в поясном виде или в рост, встречаются оглавные и оплечные изображения
- изображать Христа не только во взрослом возрасте, но и как Младенца или Отрока, а также в ангельском образе.
На полуфигурных и ростовых иконах Христа Спасителя правая рука изображается в жесте благословения, в левой руке Спаситель держит книгу — закрытую или раскрытую с цитатой из Евангелия: благословение и книга — символы служения Христа как Сына Божия и Спасителя, принесшего Благую Весть.
Икона отражает веру Церкви в Иисуса Христа как Богочеловека, иконография выражает это через цвет одежд Христа — на иконах Спаситель предстает в красном хитоне (нижняя одежда) и синем гиматии (верхний плащ): красный цвет символизирует человеческую Его природу, синий — Божественную; часто на правом плече хитона можно видеть золотую полосу (клав) — знак царского достоинства.
Шесть типов икон Спасителя Иисуса Христа
Иконы Спасителя различны по своему иконографическому типу, в каждом из них раскрывается определенный аспект исповедания, особый богословский смысл образа Спасителя.
- Спас Нерукотворный — один из самых чтимых образов Иисуса Христа на Руси, пришедший из Византии: это лик Спасителя, запечатлевшийся, согласно легенде, на полотенце-«убрусе» и на глиняной доске – черепице, под которой древние христиане прятали святыню с ликом Христа.
- Спас Вседержитель или Пантократор — основной тип икон Христа, представляющий Его как Господа и Спасителя.
- Спас на престоле — представляет Христа как царя и судию, престол — символ царственной славы Спасителя, часто рядом с Христом изображаются Богоматерь и Иоанн Предтеча.
- Спас Эммануил — образ Христа в детском или отроческом возрасте.
- Спас Благое Молчание (София Премудрость Божия) — образ Христа до Воплощения в виде Ангела Великого Совета: Спаситель изображается с крыльями, в белой далматике с широкими рукавами, руки сложены на груди в знак молчания, хранения тайны.
- Спас Ветхий денми — редкий образ Христа, встречающийся чаще в составе композиций и представляющий Христа с седыми волосами, как старца, что символизирует Его Божественную полноту и предвечность.
Общие правила изображения Спасителя
Существует несколько вариантов канонического изображения Иисуса Христа. При этом узнать его на иконах не составляет труда, ведь иконописцы используют характерные отличительные черты:
- Нимб Спасителя отличается от других вписанным в него крестом – символом воплощения Бога Отца в Божьем Сыне. В иконографическом образе «Иисус Халки» нимб отсутствует вообще, а за ликом изображается только крест.
- Возле лика или на нимбе часто присутствуют греческие буквы (сокращение одного из имен Бога) или «IC ХС», что означат Иисус Христос.
- Лик удлинен, отличается выразительными глазами и тонкими чертами лица.
- Спаситель одет в простые одежды – длинную рубашку и синюю накидку.
- Христос развернут лицом к людям, всегда расположен по центру иконы.
Отхождение от канонов возможно, если на иконе изображаются Страсти Христовы, Положение во Гроб, Воскрешение. Например, на особом типе икон «Не рыдай мене, мати» Иисус пишется обнаженным и наполовину погруженным в гроб. Рядом стоит Дева Мария и голова Спасителя с закрытыми глазами наклонена к лицу Богородицы.
Спас Нерукотворный (Мандилион)
Христиане верят, что первая икона Иисуса Христа была нерукотворной. Восточное предание, известное еще с IV века, рассказывает о страдающем проказой царе Эдессы. Он послал к Христу гонца и попросил, если тот не согласится прийти, хотя бы нарисовать лик Господа и принести его для исцеления. Однако у художника никак не получалось пробиться через толпу и написать портрет. Когда Иисус увидел это, он умыл лицо и отер его платком (убрусом), после чего на ткани проступил лик.
Западная версия возникновения Нерукотворного Спаса возникла в XIII-XV веках. Согласно ей, благочестивая женщина Вероника во время Крестного пути подала платок Христу, чтобы он мог вытереть с лица пот и кровь.
На иконе Спаса Нерукотворного изображен именно платок, на котором проступил лик. Поэтому пишется только голова Иисуса, по западной традиции, часто с терновым венком. На Руси возник свой вариант этой иконы – «Спас Мокрая борода», который отсылает к восточному преданию об омовении лица. В отличие от канонического образа, борода Христа заканчивается тонким прямым кончиком, будто она действительно намочена водой.
Деисус
Среди икон Спасителя Иисуса Христа выделяется группа Деисус. Здесь Божий Сын рисуется не отдельно, а в окружении других фигур. Иисусу Христу отведено центральное место, он написан в виде Пантократора, восседающего на троне. По обе стороны от Божьего Сына стоят Дева Мария и Иоанн Креститель, в некоторых вариантах – апостолы, мученики или святые.
Первые упоминания образа датируются VII веком. Значение иконы – заступничество за человечество перед Богом Отцом. Образ напоминает, что Иисус доносит молитвы, готов защищать любого обратившегося и быть милостивым к нему. Изображенные лики помогают человеку через молитву прийти к Богу, очиститься, получить прощение за грехи.
Одной из вариаций этого типа икон считается так называемый Ангельский Деисус – русская икона XII века, на которой Спаситель изображен в виде Эммануила в окружении архангелов Михаила и Гавриила.
Еще одним иконографическим типом Деисуса является «Предста Царица». Здесь Спаситель изображается в пышных нарядах и короне, в руках у него Евангелие и посох. Икона символизирует связь церкви с Богом, ведь здесь Иисус изображается как священник.
Другие иконы
Иконография Иисуса Христа достаточно разнообразна, и среди разных образов встречаются и такие, которые не отвечают классическим канонам изображения.
- «Спас благое Молчание», на котором Иисус предстает как ангел, еще до земного воплощения. Это безбородый юноша, облаченный в белые одежды с крыльями за спиной и со звездчатым нимбом Господа Саваофа. В руках его нет свитков и книг – Спаситель еще не пришел на Землю и не стал наставником человечества.
- «Спас Великий Архиерей». На этой иконе Господь изображается как Священник – на Иисусе Христе пышные одежды, а на голове возложена корона. Как в иконописи Спаса Вседержителя, здесь Спаситель держит Евангелие и благословляет человечество.
- «Добрый пастырь» – иконы, в которых Иисус предстает в символическом образе учителя и наставника. Он изображается простым пастухом, часто с заблудшей овцой на плечах и склоненной головой. Значение иконы взято из Ветхого Завета.
- «Христос во гробе» (Смирение нашего Господа, Царь Славы). Один из самых трагичных образов во всей христианской иконографии. Иисус показан умершим, его тело покоится на ложе или изображается возле открытого гроба. Такие иконы не отсылают к Страстям Христовым и имеют символический характер – напоминают людям, как смиренно Господь принял свою участь.