Икона макария Великого

18 ноября 2019 в 14:44

Календарь, когда по церковному календарю именины Макара

Святые с именем Макар почитаются 44 раза.

  • 5 января — Макарий Миронов, священномученик, иеромонах;
  • 12 января — Макарий, митрополит, Московский и всея Руси;
  • 23 января — Макарий Писемский, преподобный;
  • 25 января — Макарий;
  • 27 января — Макарий Синайский, преподобномученик;
  • 1 февраля — Макарий Римлянин, Новгородский, преподобный;
  • 4 февраля — Макарий Жабынский, Белевский, иеросхимонах;
  • 18 февраля — Макарий Аназарвский, мученик;
  • 21 февраля — Макарий, епископ, Пафский;
  • 1 марта — Макарий (Невский, Парвицкий), митрополит, Московский и Коломенский;
  • 4 марта — Макарий Антиохийский, Мавританский, священномученик, пресвитер;
  • 12 марта — Макарий, епископ, Иерусалимский;
  • 30 марта — Макарий Калязинский, преподобный, игумен;
  • 5 апреля — Макарий Квиткин, священномученик, протоиерей;
  • 9 апреля — Макарий;
  • 14 апреля — Макарий Пеликитский, исповедник, игумен;
  • 14 мая — Макарий Киевский, священномученик, митрополит;
  • 26 мая — Макарий Каневский, Пинский, Овручский, Переяславский, священномученик, архимандрит (перенесение мощей);
  • 27 мая — Макарий, епископ;
  • 31 мая — Макарий Алтайский Глухарев, преподобный, архимандрит;
  • 4 июня — Макарий, священномученик, пресвитер;
  • 8 июня — Макарий Калязинский, преподобный, игумен (обретение мощей);
  • 10 июня — Макарий Моржов, священномученик, иеромонах;
  • 23 июня — Макарий Глухарев, Алтайский, преподобный, архимандрит;
  • 7 августа — Макарий Желтоводский, Унженский, преподобный;
  • 22 августа — Макарий Оредежский, преподобный;
  • 24 августа — Макарий, мученик;
  • 31 августа — Макарий Пеликитский, исповедник, игумен;
  • 4 сентября — Макарий Гневушев, священномученик, епископ, Орловский;
  • 12 сентября — Макарий Сербский, святитель, патриарх;
  • 19 сентября — Макарий Александрийский, мученик, гражданин;
  • 20 сентября — Макарий Оптинский, преподобный;
  • 28 сентября — Макарий Солунский, преподобномученик;
  • 2 октября — Макарий Высокоезерский, преподобный;
  • 5 октября — Макарий Жабынский, Белевский, иеросхимонах;
  • 11 октября — Макарий, постник Печерский, преподобный;
  • 18 октября — Макарий Невский, Московский, Алтайский, святитель, митрополит;
  • 19 октября — Макарий Афонский, преподобномученик;
  • 24 октября — Макарий Оптинский, преподобный;
  • 25 октября — Макарий Глушицкий, преподобный, игумен;
  • 12 ноября — Макарий, мученик;
  • 29 ноября — Макарий Соловьев, священномученик, иерей;
  • 3 декабря — Макарий Кармазин, священномученик, епископ, Днепропетровский;
  • 29 декабря — Макарий Смирнов, священномученик, иеромонах.

Характеристика именинника Макара:

Из древнегреческого языка – блаженный, священномученик.

Макар достаточно общителен и добродушен, особенно в кругу близких ему людей. Главное, добиться его расположения, и тогда вы узнаете, каков он на самом деле. Это очень добрый и преданный человек, который всегда придет на помощь в трудной жизненной ситуации. Но не стоит использовать его, он легко разгадает ваш замысел. Да, он бывает замкнутым и угрюмым, однако это неотъемлемое свойство его натуры. Ведь Макар — интроверт. Кроме того, он обладает значительным самолюбием, которое легко можно уязвить глупой шуткой или насмешкой. Впрочем, его нельзя назвать злопамятным.

Макар не конфликтен, наоборот, всегда может пойти на уступки ради перемирия. Обладает острым умом, но ленится развивать его. У него хорошая интуиция, но он не стремится опираться на нее. В то же время Макар — волевая и решительная личность, и если он задался целью, то не остановится, пока не добьется намеченного. Все эти качества, в сочетании с редкостью имени, выгодно выделяют его среди сверстников и других людей.

Поздравление с именинами Макара:

Не забывайте отмечать именины Макара и поздравлять Макара с днем ангела.

Пожелаем мы Макару

Жить с Удачею напару!

Будь, Макар, всегда здоровым,

Сильным, смелым и веселым!

*****

Поздравить Макара сегодня, друзья,

Мы здесь собрались за столом.

И наш поздравок, как большая семья,

Уж здесь же, и тоже готов.

Макар, для тебя все эти слова,

Что в тостах сейчас зазвучат,

Пускай не болит твоя голова,

Когда ты смотришь назад.

Макарий Великий (Египетский).

Преподобный Макарий — глубоко почитается православными верующими, почитается Церковью Христовой, как целитель и скорый помощник всем просящим. Родился в Египте, приблизительно в IV веке от Рождества Христова. После смерти родителей, отгородился от людей, после чего ушел в пустыню, где подвизался служению Иисусу Христу. Некоторое время, жил вместе со старцем, имя которого, к большому сожалению не сохранилось для истории, но именно этот старец сделал много для того, чтобы Макарий стал тем, кем он стал. Три года он провел в пустыне, много молился, соблюдал строгий пост, питался тем, чем Бог послал, все это время слушал рассказы старца об Иисусе Христе и вере христианской, а также мечтал найти Антония Великого, основателя иноческой жизни, о котором слышал еще до своего подвижничества. Спустя три года, Макарий отправился к преподобному Антонию, который принял его в свои ученики. В это время, молодой инок проявил свои лучшие качества, он с усердием работал и занимался всеми внутренними делами монастыря. Этим Макарий завоевал любовь Антония Великого и даже получил от него посох, а вместе с ним силу духа Великого подвижника, а также, наставление отправится в Скитскую пустынь (самую суровую часть Нитрийской пустоши), для основания там иноческой жизни. По преставлению Господу Святого Антония, праведный Макарий выполнил его волю, и отправился совершать подвиги во славу Господа нашего Иисуса Христа.

Прибыв в Нитрийскую пустыню, Макарий приступил к обустройству обители. Он много трудился, создавая пещеру в которой жил. Со временем, слава о нем облетела всю округу, из разных мест к нему стали приходить монахи, обитель разрасталась и со временем насчитывала более ста человек. Когда праведному Макарию исполнилось сорок лет от роду, его избрали настоятелем монастыря, во благо которого он трудился день и ночь. Через несколько лет, сподобился даров исцеления недугов и чудотворений, к нему приходили немощные из близ лежащих селений, и все получали исцеления. Праведный Макарий лечил силою своей молитвы и совершал многие чудеса. Согласно христианским летописям, однажды он даже разговаривал с духом языческого жреца, который поведал ему о муках и страданиях в аду. При жизни написал много трудов христианской тематики, он является автором пятидесяти слов, двух посланий и семи наставлений, которые были переведены на славянский язык в XI и XII веках. Прожил долгую жизнь, преставился Господу в глубокой старости, и был погребен в одной из пещер монастыря, которую сам же выкопал. Монастырь созданный праведным Макарием Египетским существует до сих пор и носит его имя. На иконах традиционно изображается седобородым старцем, с длинными седыми волосами. Пред духовным образом Святого Макария, пристало молиться об укреплении в вере, об исцелении недугов, как телесных, так и духовных, а также, молитвенно просить помощи и поддержки в противостоянии земным соблазнам. Является небесным покровителем послушников, монахов, отшельников и всей жизни иноческой. Празднования в честь Святого Макария Египетского, Православной Церковью Христовой совершаются ежегодно — 1 февраля.

С детства родители Макара пытаются окружить его любовью и заботой. Они дают ему то, что некоторые родители своим детям не в состоянии дать. Макара все время балуют и позволяют ему все. Они быстро к этому привыкают и воспринимают, как должное. Часто усилия родителей остаются неоцененными. Общительны, имеют много друзей. Характер у него добрый.

Не ленятся и выполняют свою работу должным образом. Конфликты не любят, а напротив, стараются их сгладить. Не занимают высоких должностей и работают с помощью рук. Обладатели имени Макар не любят, когда им лезут под руки, любят все делать самостоятельно, без посторонней помощи и тем более указаний. Обычно необидчивы, забывают обиды быстро. Сами шутят только по-доброму.

Жену выбирает быстро, но долго к ней присматривается, поэтому и женится поздно. Однако жены Макаров часто пользуются их добротой. Единственный брак Макара может легко рухнуть. Но своим детям он будет помогать до конца жизни, а с женой поддерживать дружеские отношения. Обычна потеря семьи для них болезненное событие, поэтому они больше не женятся.

Судьба: Макар — одно из самых таинственных имен. Основное его свойство — всепоглощающая страсть к свободе. О его характере нельзя судить по внешним проявлениям.

Святые: Макарий Великий (именины 1 февраля), Макарий Желтоводский (именины 7 августа).

День Ангела Макара

Из древнегреческого языка – благославенный, блаженный, священномученик. Имя Макар греческого происхождения, произошло от древнегреческого «макариос», означающее «блаженный», «благославенный». В древнегреческой мифологии «макариос» является одним из эпитетов Зевса, а в русском именослове наличествует ещё одно имя с похожей исходной этимологией — Феликс. Церковная форма имени — Макарий. Также имя Макар считают краткой формой полного имени Макарий. Разговорная форма – Макарей. От имени Макарий (Макар) образовано женское имя Макария. У имени Макар есть краткие формы имени: Макаша, Мака, Мара, и уменьшительно-ласкательные обращения, употребляемые в русском языке — Макарка, Макарша, Макарушка.

У православных имя Макарий носило большое количество церковных деятелей разных эпох, но при этом широко использовалось и у простого люда, но употреблялась народная форма Макар. От имени Макар образованы некоторые русские фамилии, например, Макаров, Макаршин, Макарычев и другие. В русском языке получили распространение пословицы и идиомы, где упоминается имя Макар: «Куда Макар телят не гонял», «Макару поклон, а Макар на семь сторон», «Писал Макарка своим огарком» и другие.

Макар Именины по Церковному Календарю

  • 5 Января – Макарий (Миронов), сщмч., иером /новомуч./
  • 12 Января – Макарий, митрополит, Московский и всея Руси
  • 23 Января – Макарий Писемский, прп.
  • 25 Января – Макарий
  • 27 Января – Макарий Синайский, прмч.
  • 1 Февраля – Макарий Александрийский, Новый, Градский, прп., иеромонах; Макарий Великий, Египетский, пресвитер; Макарий Печерский, диакон; Макарий Печерский, постник; Макарий Римлянин, Новгородский, прп.
  • 4 Февраля – Макарий Жабынский, Белевский, иеросхимонах
  • 18 Февраля – Макарий Аназарвский, мч.
  • 21 Февраля – Макарий, епископ, Пафский
  • 1 Марта – Макарий (Невский, Парвицкий), митр., Московский и Коломенский
  • 4 Марта – Макарий Антиохийский, Мавританский, сщмч., пресвитер
  • 12 Марта – Макарий, епископ, Иерусалимский
  • 30 Марта – Макарий Калязинский, прп., игумен
  • 5 Апреля – Макарий (Квиткин), сщмч., прот. /новомуч./
  • 9 Апреля – Макарий
  • 14 Апреля – Макарий Пеликитский, исповедник, игумен
  • 14 Мая – Макарий Киевский, сщмч., митрополит
  • 26 Мая – Макарий (Телегин), сщмч., иером /новомуч./; Макарий Глушицкий, прп., игумен; Макарий Каневский, Пинский, Овручский, Переяславский, сщмч., архимандрит (перенесение мощей)
  • 27 Мая – Макарий, епископ
  • 31 Мая – Макарий Алтайский (Глухарев), прп., архим..
  • 4 Июня – Макарий, сщмч., пресвитер
  • 8 Июня – Макарий Калязинский, прп., игумен (обретение мощей)
  • 10 Июня – Макарий (Моржов), сщмч., иером /новомуч./
  • 23 Июня – Макарий Глухарев, Алтайский, преподобный, архимандрит
  • 7 Августа – Макарий Желтоводский, Унженский, прп.
  • 22 Августа – Макарий Оредежский, прп.
  • 24 Августа – Макарий, мч.
  • 31 Августа – Макарий Пеликитский, исповедник, игумен
  • 4 Сентября – Макарий (Гневушев), сщмч., епископ, Орловский /новомуч./
  • 10 Сентября – Макарий Печерский, преподобный, в Дальних пещерах
  • 12 Сентября – Макарий Сербский, святитель, патриарх
  • 19 Сентября – Макарий Александрийский, мч., гражданин; Макарий Мелитинский, мч.
  • 20 Сентября – Макарий Каневский, Пинский, Овручский, Переяславский, сщмч., архимандрит; Макарий Оптинский, прп.
  • 28 Сентября – Макарий Солунский, прмч.
  • 2 Октября – Макарий Высокоезерский, прп.
  • 5 Октября – Макарий Жабынский, Белевский, иеросхимонах
  • 11 Октября – Макарий Печерский, постник, преподобный
  • 18 Октября – Макарий Московский, святитель, митрополит; Макарий Невский, Московский, Алтайский, святитель, митрополит
  • 19 Октября – Макарий Афонский, прмч.
  • 24 Октября – Макарий Оптинский, преподобный
  • 25 Октября – Макарий Глушицкий, прп., игумен
  • 12 Ноября – Макарий, мч.
  • 29 Ноября – Макарий (Соловьев), сщмч., иерей /новомуч./
  • 3 Декабря – Макарий (Кармазин), сщмч., епископ, Днепропетровский /новомуч./
  • 29 Декабря – Макарий (Смирнов), сщмч., иером /новомуч./

Именины

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Э
  • Ю
  • Я

Память 19 января/1 февраля


Преп. Макарий Великий. Афон, 1547

Преподобный Макарий Египетский родился около 301 года в Египте. Отец преподобного был пресвитером и звался Авраамом, мать же носила имя Сарра. Так как супружество родителей Макария было неплодным, то они договорились жить духовным сожитием, а не плотским, украшая свою жизнь многими добродетелями. В то время напали на Египет варвары, которые разграбили все имущество жителей Египта, в том числе и Авраама и Сарры. Однажды, когда отец Макария спал, явился ему во сне святой патриарх Авраам, который стал утешать в несчастии и при этом предсказал, что Бог скоро благословит его рождением сына. Именно тогда родители Макария переселились в селение Птинапор в Нижнем Египте. Через какое-то время пресвитер Авраам сильно заболел. Но во сне ему явился Ангел, который сказал: «Бог помиловал тебя, Авраам. Он исцеляет тебя от болезни и дарует тебе Свое благоволение, ибо жена твоя Сарра родит сына, соименного блаженству. Он будет обиталищем Святого Духа, живя на земле в ангельском образе, и многих приведет к Богу”. Вскоре после этого Сарра зачала в старости, и, по прошествии определенного времени, у нее родился сын, которого нарекли Макарием, что значит «блаженный”.

Когда отрок Макарий достиг совершенного возраста и научился разумению Священного Писания, то захотел проводить иноческую жизнь. Но родители, забыв о проречении, уговорили его вступить в супружество. Макарий повиновался, однако после свадьбы не прикоснулся к своей невесте. Спустя несколько дней случилось одному из родственников Макария идти на Нитрийскую гору. Отправился вместе с ним и Макарий. Пустыня Нитрийская граничила с Ливией и Эфиопией и получила название от соседней горы, где в озерах находилось множество нитра, или селитры. В Нитрии в сонном видении пред святым предстал дивный муж, блистающий светом, который сказал: «Макарий! Взгляни на эти пустынные места внимательно, ибо тебе предназначено поселиться здесь”. Пробудившись от сна, Макарий стал размышлять о сказанном ему в видении. В то время еще никто не селился в пустыне, кроме Антония Великого и никому неизвестного пустынника Павла Фивейского.

Сразу по возвращении блаженного его супруга скончалась, отойдя непорочной в вечную жизнь. Макарий возблагодарил Бога, размышляя при этом: «Внимай себе, Макарий, и имей попечение о своей душе, ибо и тебе вскоре предстоит оставить эту земную жизнь”. И с сего времени Макарий уже не стал заботиться ни о чем земном, непрестанно пребывая в храме Господнем и занимаясь чтением Священного Писания. Между тем Авраам, отец Макария, от старости и болезни лишился зрения. Блаженный Макарий с любовью и усердием ухаживал за своим отцом. Вскоре старец отошел к Господу, а спустя шесть месяцев скончалась и Сарра, мать Макария. Преподобный Макарий похоронил родителей, а потом раздал все свое имущество на помин души почивших.

Освободившись таким образом от всех житейских забот, Макарий пришел к опытному старцу, который с любовью принял смиренного юношу, показал ему начатки безмолвного иноческого жития и обучил обычному иноческому рукоделию – плетению корзин. Так же он устроил для Макария отдельную келью в недалеком расстоянии от своей. Спустя несколько времени в селение Птинапор пришел епископ той страны и, узнав от жителей селения о подвигах блаженного Макария, призвал его к себе, поставив клириком местной церкви, хотя Макарий был еще молод. Но святой Макарий, тяготясь должностью клирика, ушел и поселился в пустынном месте. Сюда к нему пришел один благоговейный человек, который стал служить Макарию.

Ненавистник же всякого добра диавол, видя, как он побеждается юным иноком, стал усиленно воевать с ним, строя многоразличные козни: иногда внушая ему греховные помыслы, иногда же нападая на него в образе разных страшилищ. Когда Макарий бодрствовал ночью, стоя на молитве, диавол до самого основания потрясал его келью, а иногда, превратившись в змея, ползал по земле и с яростью устремлялся на святого. Но блаженный Макарий, ограждая себя молитвою и крестным знамением, все эти козни считал ни за что. Тогда диавол научил одну женщину оговорить Макария в том, что он якобы ее обесчестил. Родственники, поверив ей, избили блаженного до полусмерти, а потом потребовали, чтобы он теперь содержал их дочь. Оправившись, блаженный стал делать корзины и деньги от их продажи отсылал на прокормление женщины. Когда же ей наступило время рождать, то ее постиг праведный суд Божий. Очень долго она не могла разрешиться от бремени, горько рыдая от сильной боли, пока не призналась в клевете. Услышав, что отшельник невиновен в ее позоре, жители с плачем пытались припасть к его ногам, прося прощения, дабы не постиг их гнев Божий, но Макарий не пожелал славы от людей и спешно удалился на Нитрийскую гору, где он некогда имел во сне видение.

Прожив там три года в одной пещере, он пошел к Антонию Великому, ибо уже давно желал его видеть. Принятый с любовью преподобным Антонием, Макарий соделался учеником его и прожил у него долгое время, получая наставления и стараясь во всем подражать отцу своему. Потом, по совету преподобного Антония, Макарий удалился для уединенной жизни в Скит. Скитская пустыня находилась в расстоянии дневного пути (25–30 верст) от Нитрийской горы, в северо-западной части Египта. Это была безводная каменистая пустыня, излюбленное место египетских пустынников. Здесь Макарий так просиял подвигами и столь преуспел в иноческой жизни, что превосходил многих из братии и получил от них название «юноша-старец”. Макарию приходилось бороться с бесами и день, и ночь. Иногда бесы явно, обратившись в различные страшилища, устремлялись на преподобного, иногда же воздвигали против святого невидимую брань, внушая ему различные страстные и нечистые помыслы. Однако они не могли преодолеть сего мужественного борца истины.


Преп. Макарий Великий. Кипр, 1183

Случилось как-то, что Макарий набрал в пустыне много пальмовых ветвей для плетения корзин и нес их в свою келью. На пути его встретил диавол с серпом и хотел ударить святого, но не мог. Тогда он сказал Макарию: «Макарий! Из-за тебя я терплю великую скорбь, потому что не в состоянии победить тебя. Вот и я, все, что делаешь ты, делаю. Ты постишься, – ничего вовсе не ем и я; ты бодрствуешь, – и я никогда не сплю. Одно, впрочем, есть, в чем ты превосходишь меня. Это смирение. Вот почему я и не могу бороться с тобою”.

Когда преподобному Макарию исполнилось 40 лет, он получил от Бога дары чудотворений, пророчества и власть над нечистыми духами. В то же время он был посвящен в сан священника и сделан настоятелем (аввой) иноков, проживающих в Скиту. О подвигах святого Макария, этого небесного человека, которого все называли Великим, среди отцов ходили различные сказания. Передают, что преподобный непрестанно возносился умом в горняя и большую часть своего времени устремлял свой ум к Богу, нежели к предметам мира сего.

Часто Макарий посещал и учителя своего Антония Великого, ведя с ним духовные беседы. Вместе с двумя другими учениками преподобного Антония и Макарий сподобился присутствовать при блаженной кончине его, и, как некое богатейшее наследство, получил посох Антония. Вместе с сим посохом Антония преподобный Макарий принял сугубо и дух Антония Великого, как некогда воспринял таковой пророк Елисей после Ильи Пророка. Силою сего духа Макарий сотворил многие дивные чудотворения. Так, он разрушал козни чародеев, возвращая людям их первоначальный облик после сглаза и волшебных превращений, исцелял неизлечимые болезни молитвами и святым елеем, много раз изгонял бесов. Преподобный Макарий получил от Бога такую благодатную силу, что мог даже воскрешать мертвых. Этим даром он посрамлял еретиков, восстанавливал правду в запутанных случаях, связанных с убийствами и неоплаченными долгами.

В прологе о преподобном Макарий рассказывается еще следующее. Однажды он находился в пути и, когда его застигла ночь, вошел на языческое кладбище, чтобы там переночевать. Найдя там старую кость умершего язычника, преподобный положил ее себе в изголовье. Бесы, видя таковое дерзновение Макария, ополчились на него и, желая его устрашить, стали кричать, называя кость женским именем: «Ступай мыться в баню”. На этот призыв ответил демон, который находился в этой мертвой кости: «Странника я имею над собою”. Преподобный не устрашился бесовских козней, но с дерзновением стал бить взятую им кость, говоря: «Встань и иди, если можешь”. Бесы были посрамлены.

В другой раз преподобный Макарий шел по пустыне и нашел на земле высохший человеческий череп. Макарий спросил череп: «Кто ты такой?” – «Я был начальником языческих жрецов, обитавших на сем месте. Когда ты, авва Макарий, исполненный Духа Божия, умилосердившись над находящимися в муках в аду, молишься за нас, мы тогда получаем некоторое облегчение”. – «Какое же облегчение получаете вы и каковы ваши мучения?” – «Как далеко отстоит небо от земли, – отвечал со стоном череп, – так велик огонь, среди которого мы находимся, палимые отовсюду с ног до головы. При этом мы не можем видеть лица друг друга. Когда же ты молишься за нас, мы видим немного друг друга, и это служит нам некоторым утешением”. Услыхав такой ответ, преподобный прослезился и сказал: «Проклят тот день, когда человек преступил Божественные заповеди”. И снова он спросил: «Есть ли какие-либо другие мучения, лютейшие ваших?” – «Мы, не знавшие Бога, – ответил череп,– хотя и немного, но еще ощущаем милосердие Божие. Те же, которые познали имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали, мучаются ниже нас гораздо более тяжкими и лютейшими мучениями”. После сего преподобный Макарий взял тот череп, закопал его в землю и удалился.

К преподобному Макарию приходило много разных людей, даже из далеких стран. Одни просили его молитв, благословения и отеческого наставления, другие – исцелений от своих недугов. Из-за этого многолюдства Макарий теперь имел мало времени, чтобы в уединении предаваться богомыслию. Поэтому он выкопал под своей кельей глубокую пещеру, куда и скрывался для молитвы. Монастырь же его, как повествует Руфин, находился ниже, в другой пустыне; в нем было много братии.

Однажды Макарий сидел на дороге, ведущей в монастырь. Вдруг он видит диавола, идущего в человеческом образе, одетого в мохнатую одежду и всего обвешанного тыквами. Макарий спросил: «Куда идешь ты, дышащий злобою?”– «Иду искушать братию”. – «Для чего ты нацепил на себя тыквы?” – «Я несу кушанья братии”.– «Во всех ли тыквах находятся кушанья? – спросил преподобный. «Во всех. Если кому-нибудь не понравится одно, я предложу другое, третье и т. д., чтобы каждый попробовал хотя одного”. Сказав это, диавол удалился. Преподобный же остался на дороге. Увидев, что диавол возвращается, Макарий опять спросил: «Хорошо ли сходил в обитель?” – «Плохо, – ответил дьявол, – да и как я мог достигнуть успеха? Все иноки ополчились на меня, и никто меня не принял”. – «Неужели ты не имеешь ни одного инока, который бы слушался тебя?” – спросил снова Макарий. «Только одного и имею, – отвечал диавол. – Когда я прихожу к нему, он вертится около меня, как волчок”.– «Какое он носит имя?” – «Феопемпт!” Тогда авва Макарий пошел в дальнюю пустыню в названный монастырь. Братия, услышав, что к ним идет святой, с пальмовыми ветвями вышли ему навстречу, и каждый из них приготовил свою келью, думая, что у него преподобный захочет остановиться. Но Макарий Великий спросил иноков, кто здесь Феопемпт, и вошел к нему. Тот принял преподобного с великою радостью. Оставшись наедине с Феопемптом, святой Макарий с мудростью расспросил его и узнал, что тот обуян духом любодейства и другими грехами. Преподав иноку душеполезные наставления, блаженный возвратился в свою пустыню. Там, сидя при дороге, он снова увидал диавола, идущего в монастырь, и тот признался, что теперь ополчаются на него все иноки .


Препп. Макарий Великий, Онуфрий Великий и Петр Афонский. Новгород, XV в.

Однажды, когда преподобный Макарий молился, к нему был голос, который говорил: «Макарий! Ты не достиг еще такого совершенства в добродетельной жизни, как две женщины, проживающие вместе в ближайшем городе”. Получив такое откровение, преподобный взял свой посох и пошел в тот город. Найдя там дом, где жили означенные женщины, он призвав к себе обеих и сказал им: «Ради вас я принял на себя такой великий подвиг, придя сюда из дальней пустыни, ибо я желаю знать ваши добрые дела, о которых и прошу вас рассказать мне, ничего не скрывая”.– «Поверь нам, честный отче, – отвечали женщины, – что мы еще прошлую ночь разделяли ложе свое со своими мужьями. Какие же добродетели ты желаешь найти в нас?” Но преподобный настаивал, чтобы они рассказали ему образ своей жизни. Тогда, женщины сказали: «Мы не были родственницами между собою прежде, но потом мы вышли замуж за двух родных братьев, и вот уже 15 лет мы живем все в одном доме; во все время совместной жизни мы не сказали друг другу ни одного злобного или дурного слова и никогда не ссорились между собою. Недавно мы решили оставить своих плотских супругов и удалиться в сонм святых дев, служащих Богу. Однако мы никак не можем упросить наших мужей, чтобы они отпустили нас. Тогда мы заключили завет с Богом и между собою – не произносить ни одного мирского слова до самой смерти нашей”. Выслушав их рассказ, преподобный Макарий сказал: «Поистине Бог не ищет ни девы, ни замужней, ни инока, ни мирянина, но – свободного намерения, принимая его, как самое дело, и добровольному произволению всякого человека подает благодать Святого Духа, действующего в человеке и управляющего жизнью каждого, желающего спастись”.

При жизни Макария Великого, называемого еще Египетским, просиял святостью другой преподобный Макарий – Александрийский. Он был пресвитером в монастыре, носившем наименование Кельи. Местность эта находилась в пустыне между Нитрией и Скитом. В пустыню Келий удалялись подвижники горы Нитрийской после того, как уже утвердились в иноческой жизни. Здесь они упражнялись в безмолвии, и их кельи были значительно удалены друг от друга. Сей блаженный Макарий Александрийский часто приходил к преподобному Макарию Египетскому, и они многократно вместе ходили по пустыне. Когда воцарился арианствующий император Валент, то воздвиг весьма жестокое гонение на православных. В Александрию, по царскому распоряжению, прибыл Лукий, арианский епископ, который сверг с епископской кафедры святителя Петра, преемника святого Афанасия Великого. Он также послал воинов в пустыню, чтобы схватить и отправить в изгнание всех отцов пустынников. В числе первых были схвачены оба преподобных Макария и отвезены на отдаленный остров, жители которого поклонялись идолам. У одного из жрецов, бывших на том острове, была дочь, одержимая бесом, и преподобные, сотворив молитву, изгнали его и исцелили девицу. Отец ее тотчас уверовал во Христа и принял святое крещение. Также и все жители того острова обратились ко Христу. Узнав о случившемся, нечестивый епископ Лукий был сильно пристыжен, что он изгнал столь великих отцов. Посему он тайно послал, чтобы снова возвратили блаженных Макариев и всех, бывших с ними, святых отцов в места их прежнего обитания.

Между тем к преподобному Макарию Великому отовсюду приходило множество народа, поэтому явилась необходимость в построении гостиницы для странников и больных. Это и устроил святой. Каждый день он обычно исцелял одного болящего, помазуя его святым елеем и совершенно здоровым отпуская домой. Так поступал преподобный, чтобы другие болящие, не сразу им исцеленные, проживали у него некоторое время и тем получали врачевание не только тела, но и души, внимая в это время его боговдохновенным поучениям.

Однажды преподобный Макарий пошел из Скита к Нитрийской горе с одним из своих учеников. Когда они уже приближались к горе, преподобный сказал ученику: «Пойди впереди меня”. Ученик пошел и встретил языческого жреца, несшего большое бревно. Увидав его, инок закричал: «Слышь, ты, демон! Куда идешь?” Жрец так сильно побил инока, что тот едва остался жив. Схватив затем брошенное было бревно, жрец убежал. Вскоре ему встретился преподобный Макарий, который с любовью сказал: «Спасайся, трудолюбец, спасайся”. Жрец остановился и спросил: «Что хорошего ты усмотрел во мне, приветствуя меня такими словами?” – «Я вижу, что ты трудишься”, – отвечал преподобный. Тогда жрец сказал: «Умилился я, отче, от твоих слов. Вижу, что ты человек Божий. Вот пред тобою встретился со мной другой инок, который бранил меня, и я исколотил его до смерти”. И с этими словами жрец припал к ногам преподобного, обнимая их и говоря: «Не оставлю тебя, отче, до тех пор, пока не обратишь меня в христианство и не сделаешь иноком”. И он пошел вместе со святым Макарием. Пройдя немного, они подошли к тому месту, где лежал избитый жрецом инок и нашли его едва живым. Взяв его, они принесли его в церковь. Отцы, увидя вместе с преподобным Макарием языческого жреца, весьма изумились. Потом, окрестив его, они сделали его и иноком, и ради него множество язычников обратилось в христианство. Святой же Макарий дал по сему случаю такое наставление: «Злое слово и добрых делает злыми, доброе же слово и злых соделывает добрыми”.

Как-то раз преподобный Макарий пришел в обитель аввы Памво. Здесь старцы просили блаженного дать слово для назидания братии. Святой Макарий стал говорить: «Простите меня, ибо я плохой инок; но я видел иноков. Так однажды я сидел в Скиту в своей келье, и мне пришло помышление пойти во внутреннюю пустыню. Через пять лет я отправился туда и нашел громадное болото, посредине которого увидал остров. В это время пришли звери, чтобы напиться воды. Среди зверей я заметил двух нагих людей и подумал, что вижу бестелесных духов. Увидав, что я очень испугался, люди успокоили меня и сказали, что они из киновии, но вот уже тридцать лет, как ушли из обители. Один из них был египтянин, другой – ливиянин. Потом и они спросили меня, в каком положении находится теперь мир, наполняются ли еще реки своими ручьями, изобилует ли земля обычными своими плодами. Я отвечал им: «Да”. Затем спросил их, каким образом могу сделаться иноком. Они отвечали мне: «Если человек не откажется от всего, что находится в мире, он не может быть иноком”. На это я сказал: «Немощен я и потому не могу быть таким, как вы”. – «Если ты не можешь быть таким, как мы, – сказали они, – тогда сиди в своей келье, и сокрушайся о грехах своих”. И снова я спросил их, не страдают ли они зимой от стужи, а летом от палящей жары. Они на это ответили мне: «Господь Бог даровал нам такие тела, что мы ни зимой не страдаем от мороза, ни летом от зноя”. «Вот почему я сказал вам братия, – окончил преподобный Макарий свою речь, – что я еще не сделался иноком, но иноков видел”.

Однажды преподобного Макария спросили Скитские отцы, каким образом он достиг того, что тело его всегда остается худощавым? Преподобный Макарий дал такой ответ: «Как кочерга, которой переворачивают горящие дрова и хворост в печи, всегда опаляется огнем, так у человека, который устремляет ум свой всегда к Господу и всегда содержит в памяти страшные мучения в огне гееннском, этот страх не только снедает тело, но и иссушает кости”.

Затем братия спросили преподобного о молитве. Он дал им такое наставление: «Для молитвы не требуется многословия, но надобно воздевать свои руки, говоря: Господи! как Ты желаешь и как Ты Сам знаешь, помилуй меня. Если же враг воздвигнет в душе греховную брань, надлежит только произносить: Господи, помилуй. Господь знает, что для нас полезно, и сотворит нам милость”.

В другой раз авва Исайя попросил преподобного: «Скажи мне, отче, какое-нибудь наставление на пользу душевную”.– «Бегай от людей”, – отвечал ему преподобный Макарий.– То есть сиди в своей келье и сокрушайся о грехах своих”. Ученику же своему Пафнутию Великому сказал: «Никого не обижай, не клевещи ни на кого, – поступая так, спасешься”. Еще говорил святой: «Если желаешь спастись, будь как мертвец: не гневайся тогда, когда тебя бесчестят, не превозносись тогда, когда тебя восхваляют. Поступая так, спасешься”. Старцам, жившим на Нитрийской горе, преподобный говорил: «Братия! будем плакать, и пусть из наших глаз текут слезы, очищающие нас прежде, нежели мы не перейдем туда, где слезы сожгут в муках наши тела”.

Однажды преподобный Макарий застал в своей келье вора. Снаружи, около кельи, был привязан осел, на которого вор накладывал украденные вещи. Преподобный, увидя это, не дал понять вору, что он домохозяин, и даже сам стал ему помогать брать вещи и класть их на осла. Потом с миром отпустил его, размышляя так: «Мы ничего с собой не принесли в этот мир, ничего не можем и унести отсюда. Все нам дал Господь, и как Он желает, так все и происходит. Да будет благословен Бог во всем!”

О сем же преподобном Макарии отцы рассказывали, что он соделался как бы земным богом, ибо, подобно тому, как Бог, хотя и видит весь мир, но не карает грешников, так и преподобный Макарий покрывал немощи человеческие, какие он видел. Бывало, что находясь даже вдали от своих чад, он являлся им во время бесовских искушений и чудесным образом помогал избежать падений. Такую силу имела молитва Макария Великого у Бога. Однажды и сам преподобный, будучи сильно утомленным, горячо помолился и был чрез огромное расстояние перенесен туда, куда ему нужно было идти.

Благовременно теперь рассказать и о блаженной кончине Макария Египетского, о чем поведал нам Серапион, списатель жития его. Время кончины не осталось неизвестным преподобному. Незадолго до его преставления явились ему в видении преподобные Антоний Великий и Пахомий Великий. Явившиеся возвестили святому, что на девятый день он отойдет в блаженную вечную жизнь. Тогда божественный Макарий призвал своих учеников и сказал им: «Чада! вот наступило время моего отшествия отсюда, а вас я передаю благости Божией. Итак, сохраняйте отеческие уставы и предания постников”. Возложив затем руки на учеников своих, достаточно поучив их и помолившись за них, преподобный начал приготовляться к своей смерти. Когда наступил девятый день, святому Макарию явился Херувим со множеством Ангелов и с преподобными и забрал его бессмертную душу в райские обители.

Описатель жития святого Макария Серапион слышал от преподобного Пафнутия, одного из учеников святого, что, когда душа Макария возносилась на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и кричали: «О, какой славы сподобился ты, Макарий!” Святой отвечал: » Я боюсь, ибо не ведаю ничего доброго, что я бы сделал”. Затем те из бесов, которые находились еще выше по пути следовавшей души Макария, завопили: «Действительно избежал ты наших рук, Макарий!” Но он сказал: «Нет, но надобно и еще избежать”. И когда преподобный был уже во вратах рая, бесы воскликнули: «Избежал нас, избежал”. Тогда Макарий громко ответил бесам: «Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней”. Такова жизнь, кончина и переход в жизнь вечную преподобного отца нашего Макария Египетского.

Святой Макарий Великий скончался около 391 года на 90-м году жизни. Место его подвигов доселе называется пустыней Макария. Мощи преподобного находятся в городе Амальфи в Италии. Драгоценным наследием опытной мудрости святого Макария, дошедшим до нас, служат 50 Слов, 7 Наставлений и 2 Послания, а также несколько возвышенных молитв. Предметы бесед и наставлений преподобного Макария – это благодать Божия и внутренняя духовная жизнь, как она совершается на пути созерцательного уединения. Несмотря на глубокий предмет, беседы и наставления духоносного учителя просты и вразумительны уму и близки благоговейному сердцу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *