Икона неупиваемая чаша серпухов

Традиционно с 1997 г. поклониться иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» приезжают со всех уголков России и других стран. Чудотворный образ, избавляющий от пьянства и наркомании, собирает в Серпухове тысячи паломников, которым икона помогала изменить образ жизни.

В этом году в связи со сложной эпидемиологической обстановкой богослужения впервые прошли без прихожан и паломников и соборного молебна. В Крестном ходу прошли только трудники и насельники обителей.

Верующие могли разделить радость праздника через онлайн-трансляцию. В Инстаграме монастырей был организован прямой эфир проведения Божественной Литургии и праздничного молебна.

— Этот праздник мы по традиции отмечаем 18 мая, в день преставления основателя Введенского монастыря преподобного Варлаама Серпуховского. Много лет в наш город приезжали тысячи паломников, со всей России и из стран ближнего Зарубежья, чтобы помолиться перед чудотворным образом и принять участие в крестном ходе. Сложная эпидемиологическая обстановка сегодня не позволяет провести этот праздник в традиционном формате. Но самое главное – общая, искренняя молитва, возносимая каждым из нас в своем городе, в своем доме и, конечно, в своем сердце, непременно останется, — отметила Глава городского округа Серпухов Юлия Купецкая.

Фото пресс-службы администрации г.о. Серпухов

Фото пресс-службы администрации г.о. Серпухов

Фото пресс-службы администрации г.о. Серпухов

Фото пресс-службы администрации г.о. Серпухов

Напомним, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал верующих молиться дома и временно воздержаться от посещения храмов, обезопасив себя и своих близких от заражения коронавирусом.

Справочно

Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году во Введенском Владычном женском монастыре. Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» находилась там со времени своего явления до 1919 года, а после его закрытия – в соборе Николы Белого г. Серпухова. Дальнейшая её судьба неизвестна.

В 1993 году в Серпуховском Высоцком мужском монастыре, а в 1995 году в возрожденном Владычном монастыре были сделаны списки чудотворной иконы, что послужило началом возрождения её почитания после долгих лет богоборчества. Обе эти обители древние: первая была основана по благословению преподобного Сергия Радонежского, вторая – чуть раньше по особому изволению Царицы Небесной святителем Алексием, митрополитом Московским и всея России чудотворцем.

В конце XX века после восстановления почитания иконы «Неупиваемая Чаша» ее празднование было приурочено ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского – 5 мая (ст. ст.), так как явление чудотворной иконы произошло через предстательство этого святого. В 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было установлено совершать общецерковное празднование иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 5 мая (ст. ст.).

Придя во Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: не та ли это икона, которая висит в проходе из соборного храма в ризницу, на ней есть изображение чаши. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша»! Знаменательно было и то, что в лике на раке преподобного Варлаама, недугующий крестьянин сразу же узнал того благолепного старца, который являлся ему во сне. Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное – он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.

Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стало стекаться множество богомольцев из города Серпухова, его пределов, а также из более дальних мест. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие стремились вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, и многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Владычицу за оказанную им милость.

Особо икона почиталась в Серпухове. В центре города при храме благоверного князя Александра Невского было создано Александро-Невское братство трезвости. Каждое воскресенье при большом скоплении народа перед списком с чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в храме совершались молебны с чтением акафиста, обычно завершавшиеся религиозно-нравственными беседами. Почитание святой иконы носило в основном местный характер, о чем свидетельствует отсутствие упоминания о ней в дореволюционной церковной литературе (кроме нескольких местных статей).

В послереволюционные годы монастыри и храмы в Серпухове, как и по всей России, стали закрываться. После закрытия Владычного монастыря чудотворная икона была перенесена в кафедральный собор Николы Белого. В 1929 году Никольский собор был закрыт, все его святыни сожжены на берегу реки Нары. За время лихолетья иконы с изображением образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», включая первообраз, бесследно исчезли, молебные служения прекратились.

В 1990 году архимандрит Иосиф, ныне, митрополит Курганский и Белозерский выступил инициатором открытия Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Ювеналия 10 апреля 1991 года древняя обитель на Высоком, основанная преподобным Сергием Радонежским в 1374 году, вновь начала действовать. Став настоятелем, архимандрит Иосиф возобновил молебное служение иконе «Неупиваемая Чаша» в Высоцком монастыре, и уже в следующем году по его благословению известный российский иконописец Александр Соколов написал ныне известную во всем православном мире икону. Образ украсили серебряной басменной ризой, а позже в левый нижний угол иконы был вставлен ковчежец с частью пояса Пресвятой Богородицы. Этот образ Богоматери быстро снискал любовь православного народа, ибо Царица Небесная щедро наделила Свою икону благодатию, которая с первых же дней обильно подается всем с верою и надеждою приходящим к ней. «И не тщетны отходят, Пречистая, от неупиваемой чаши Твоих Божественных дарований, но неоскудно получая цельбы от чудотворного образа Твоего, Всеблагая» (Ак., 12 конд.).

Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от Чудотворной иконы, и того упования, которое возлагают страждущие на предстательство Богоматери.

В Высоцком монастыре впервые была составлена служба и издан акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», ранее существовавший в нескольких различных рукописях.

30 мая 1997 года по благословению Святейшего Патриарха икона «Неупиваемая Чаша» была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери. Годом раньше, 6 мая 1996 года, в Серпуховском Введенском Владычном женском монастыре, в месте явления первообраза в XIX веке, был освящен вновь созданный Список Чудотворной иконы.

Множество списков с иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» распространены во всем православном мире, некоторые из них прославлены мироточением и кровотечением, что является видимым знаком Божественной благодати.

Не иссякает поток благодатной помощи и исцелений от дивного образа. В сердцах верующего народа чудотворная икона Богоматери «Неупиваемая Чаша», находящаяся в Высоцком монастыре, стала поистине всероссийской святыней. Матерь Божия, воздев Свои Пречистые руки, молит Сына Своего и Бога за всех грешников, всем хочет спастись и призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещая, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

В День празднования чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 5/18 мая при огромном стечении народа во дворе обители архиерейским чином сонмом архипастырей и духовенства торжественно совершается Божественная Литургия, а затем начинается величественный крестный ход с Чудотворным образом.

Источник: РИАМО. Мария Шуревская

История

Монастырь основан серпуховским князем Владимиром Храбрым в 1374 году. Благословив строительство, Сергий Радонежский лично выбирал место будущей обители. После победы в Куликовской битве в монастыре был воздвигнут первый белокаменный собор в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, а также каменная церковь-трапезная.

Последующие столетия духовный приют часто подвергался разорению и разрушению со стороны ордынцев и крымско-татарских ханов. Возрождение и развитие обители началось с воцарения династии Романовых. Больше других для монастыря жертвовала царица Наталия Нарышкина — вторая жена царя Алексея Романова и мать будущего императора Петра I. К концу XVII века для защиты от нападения крымских ханов вокруг обители построили белокаменную стену с башнями.

Во время правления Екатерины II монастырь лишился своих вотчин и перешел на государственное содержание, постепенно утрачивая значение и благосостояние. Новые храмы стали строить в начале XIX века, одновременно реставрируя старые.

В 1918 году в стенах монастыря расположился стрелковый полк, а затем лагерь для содержания пленных. В 1931 году обитель полностью закрыли, а здания и помещения стали использовать под казармы, склады, гаражи и госучреждения.

Первые службы после открытия серпуховского Высоцкого монастыря прошли в 1991 году.

Источник: РИАМО. Мария ШуревскаяИсточник: РИАМО. Мария ШуревскаяИсточник: РИАМО. Мария Шуревская

Интересные факты

По возвращении с Куликовской битвы серпуховский князь Владимир Храбрый захоронил в стенах Высоцкой обители останки воинов. Место погребения можно увидеть в подклете Зачатьевского собора.

Монастырь трижды посещал царь Иван Грозный — в 1556, 1571 и 1574 годах.

В некрополе монастыря погребены: первый русский канцлер Гаврила Головкин и мореплаватель Федор Соймонов.

Источник: РИАМО. Мария Шуревская

Источник: РИАМО. Мария ШуревскаяИсточник: РИАМО. Мария ШуревскаяИсточник: РИАМО. Мария Шуревская

Что посмотреть

В архитектурный ансамбль монастыря входят: Зачатьевский собор, трапезный храм Покрова Пресвятой Богородицы, церковь Сергия Радонежского, колокольня с надвратным храмом Трех Святителей, храм Всех Святых, церковь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», церковь иконы Божией Матери «Скоропослушница», жилые палаты, настоятельский и паломнический корпуса.

В обители хранится боле 200 частиц мощей различных святых, части Древа Животворящего Креста Господня, часть Гроба Господня, частица Гвоздя Распятия Христова. Особо важной святыней является чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в Покровском храме.

Источник: РИАМО. Мария Шуревская Источник: РИАМО. Мария Шуревская Источник: РИАМО. Мария Шуревская Источник: РИАМО. Мария Шуревская

Как проехать

На автобусе № 363 от станции метро «Лесопарковая» до остановки «ТЦ «Корстон», далее пешком 1,5 км через городской парк.

На электричке с Курского вокзала до станции Серпухов, далее на автобусе № 20 до остановки «Высоцкий монастырь».

На автомобиле по Симферопольскому шоссе 80 км от МКАД, далее съезд направо в сторону Серпухова, далее прямо по Борисовскому шоссе, через 4 км на светофоре повернуть налево на Центральную улицу, через 1 км поворот направо, в конце улицы — налево, через 400 метров повернуть направо, далее прямо.

Источник: РИАМО. Мария Шуревская

Дата публикации или обновления 29.06.2017

  • Об иконе «Неупиваемая Чаша» и где её можно приобрести
  • Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы — оглавление
  • Акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
  • Образ Богородицы в Русской иконографии
  • Иконография Богородицы
  • Перед какой иконой Божией Матери о чем молятся
  • Даты празднования икон Пресвятой Богородицы
  • Чудотворные иконы «Неупиваемая Чаша» находятся в городе Серпухове Московской области в Высоцком мужском монастыре и во Владычном женском монастыре.
    А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

    «Неупиваемая Чаша» икона Божией Матери. Галерея икон.

    Как известно, образов Божией Матери более трёхсот. Каждый имеет свою историю, широкое христианское почитание, а как следствие — каждый чудотворный образ внесён в общецерковный список чудотворных икон.

    Чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» явленный во Владычнем женском монастыре в середине ХIХ века праздновался 10 декабря (по новому стилю) и остался местно чтимым, то есть малоизвестным по причине, что такого повального пьянства в России как в ХХ веке не было, а о наркомании вообще не имели представления. Потому этот явленный чудотворный образ «Неупиваемая Чаша» не был внесён в общецерковный список чудотворных икон Божией Матери. То есть не успел общецерковно прославиться.

    После исчезновения явленного во Владычнем монастыре чудотворного образа «Неупиваемая Чаша» в революционной мясорубке, в безбожное советское время, об этой иконе просто все забыли.


    «Неупиваемая Чаша» икона Божией Матери в окладе с камнями. Галерея икон Щигры.

    В 1981 году молодой иеромонах Иосиф (Балабанов) (ныне епископ Иосиф Биробиджанский и Кульдурский) был назначен в Серпухов в Серпуховский храм пророка Божия Илии совершать своё священнеческое служение. Однажды ему попала в руки дореволюционная церковная газета «Воскресный листок», в которой священник Иаков Бриллиантов повествовал о явлении чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

    И тогда иеромонах Иосиф решил написать с изображения этой газеты копию чудотворной иконы, для возобновления почитания в Серпухове этого образа. Первые молебны начали совершаться в Ильинском храме ещё в 80-е годы ХХ столетия перед этой вновь написанной иконой (которая сейчас храниться в Высоцком мужском монастыре).

    Но по открытии, уже теперь архимандритом Иосифом (Балабановым), в 1991 году Высоцкого мужского монастыря, отец Иосиф заказал новую икону иконописцу А. Соколову, по той причине, что первая икона, написанная в Ильинском храме, не могла быть точной копией, так как в описании священника Иакова Бриллиантова было написано, что чудотворный явленный образ был греческого, т. е. чисто иконописного византийского письма, в отличие от того газетного изображения, на котором изображение иконы было больше так называемого «академического» письма. Да и академическим письмом его назвать нельзя, потому что все анатомические пропорции нарушены.

    Церковная газета «Воскресный листок» выпускалась священником Троицкого собора г.Серпухова, изображение в газете не было фотографией и видимо это было изображение иконы, которая находилась в Александро-Невском храме г. Серпухова, при котором было «Общество трезвости».

    Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», находящаяся в Покровском храме Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Написана иконописцем Александром Соколовым с благословения архимандрита Иосифа в 1993 году.

    К маю 1993 года, с благословения архимандрита Иосифа, иконописцем А.Соколовым образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» был написан, на икону был сделан серебряный басменный оклад. Эта икона была торжественно внесена в Высоцкий мужской монастырь, освящена архимандритом Иосифом и сразу после освящения вновь сооружённого образа «Неупиваемая Чаша», от этого образа (от иконы) стали совершаться массовые чудеса, исцеления страждущих недугами пьянства, наркомании, курения, беснования и др.. МАТЕРЬ БОЖИЯ ВО ВТОРОЙ РАЗ ЯВИЛА ПРАВОСЛАВНОМУ МИРУ СВОЙ ЧУДОТВОРНЫЙ ОБРАЗ «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША», но теперь уже в Высоцком мужском монастыре.

    С 1993 года Россия быстро узнала о вновь явленном чудотворном образе Божией Матери, и потянулись страждущие духовными недугами в Высоцкий мужской монастырь. С тех пор исцеления и чудеса во множестве совершаются и по сей день, чему мы, насельники монастыря, являемся ежедневными свидетелями.

    Позже первую копию с вновь явленного чудотворного первообраза «Неупиваемая Чаша» написали Питерцы, которая в свою очередь явила свои чудеса. Заказывали и писали копии для Камчатки, где так же зафиксированы чудеса и исцеления, для Казахстана, Сочи, Саратова, не перечислить мест и храмов обращавшихся с этой просьбой. А теперь просто нет храмов, где бы образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» не присутствовал!

    К 1995 году почитание вновь явленного в Серпуховском Высоцком мужском монастыре Чудотворного первообраза Божией Матери «Неупиваемая Чаша» так умножилось, что по предложению архимандрита Иосифа вопрос о внесении в общецерковный календарь был поставлен перед Святейшим Патриархом Алексием II. И в августе 1996 года по предложению настоятеля Высоцкого монастыря архимандрита Иосифа резолюцией Святейшего Патриарха Алексия Чудотворный первообраз Божией Матери «Неупиваемая Чаша», явленный в Высоцком мужском монастыре, был внесён в церковный календарь для общецерковного почитания 18 мая.

    В 1995 году инициатором открытия Владычнего женского монастыря был так же настоятель Высоцкого мужского монастыря архимандрит Иосиф. С его рекомендации настоятельницей вновь открывающегося Владычнего женского монастыря была назначена его духовная дочь – нынешняя настоятельница Владычнего монастыря игумения Алексия (Петрова).

    Приблизительно через полгода после открытия женского монастыря её посетил помысел — изъять вновь явленный чудотворный первообраз Божией Матери «Неупиваемая Чаша» у Высоцкого мужского монастыря, исходя из того, что первое явление образа в ХIХ веке было во Владычнем женском монастыре, и поэтому икона должна вернуться на своё место. До этого считающая своим духовным отцом архимандрита Иосифа и приходящая к нему на исповедь матушка Алексия отказывается от своего духовника и обращается к правящему архиерею, Владыке Ювеналию, с просьбой, – как ей казалось, — по справедливости вернуть чудотворный образ на место его явления.

    Владыка Ювеналий вызвал архимандрита Иосифа и задал ему этот вопрос. Архимандрит Иосиф напомнил владыке историю явления иконы, приведя пример утраты Казанской чудотворной иконы, и что же, с аргумента игумении Алексии, чудотворные Казанские иконы Божией Матери тоже должны «вернуть» в г. Казань? Тогда Митрополит Ювеналий посоветовал матушке Алексии написать свой образ «Неупиваемой Чаши», что она и была вынуждена исполнить.

    Икона Божией Матери Владычнего монастыря была написана и освящена вначале мая 1996 года, и фактически к моменту общецерковного прославления чудотворного первообраза Божией Матери «Неупиваемая Чаша», находящегося в Высоцком монастыре, об иконе Владычнего монастыря ещё никто не знал.

    Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», находящаяся в Георгиевском храме Серпуховского Владычнего женского монастыря. Икона написана иконописцем Валерием Поляковым, освящена в 1996 году.

    В начале, по искусственно распространявшимся слухам, Высоцкий монастырь обвиняли в том, что он обидел бедных монахинь, отобрав у них чудотворный образ. После публикации Высоцким монастырём подлинной истории второго явления этого образа — начали запутывать народ о подлинном месте пребывания чудотворного образа.

    Насельники же Высоцкого монастыря, просто совершают свои молитвы о тех, кто обращается за помощью к Матери Божией. Стараются помочь, с Божией помощью, духовно страждущим по мере своих скромных сил.

    Копий с чудотворного образа во множестве написал и сам иконописец Александр Соколов, но он сам признаётся: «Больше такого ОБРАЗА так и не получилось, как будто бы тогда, в 90-е годы, (когда он исполнял заказ архимандрита Иосифа) кто-то водил его рукой и кистью по иконописной доске».

    Сподвигло на это сообщение обо всём этом не оспаривание первенства непонятно в чём, а постоянным производимом в народе Божием соблазне от спутавшихся фактов или незнания подлинной истории событий. А может быть и в чьей-то заведомо намеренной лжи.

    Ветров Алексий Валерьевич, г.Серпухов.

    В начало
    «Неупиваемая чаша» икона Божией Матери. Из статьи Шамордино, вышитые иконы монастыря.
    Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
    «Неупиваемая Чаша» икона Божией Матери.
    «Неупиваемая Чаша» икона Божией Матери.
    «Неупиваемая Чаша» икона Божией Матери.
    «Неупиваемая Чаша» икона Божией Матери.
    «Неупиваемая Чаша» икона Божией Матери.
    «Неупиваемая Чаша» икона Божией Матери.
    «Неупиваемая Чаша» икона Божией Матери.
    «Неупиваемая Чаша» икона Божией Матери.
    «Неупиваемая Чаша» икона Божией Матери.
    «Неупиваемая Чаша» икона Божией Матери.
    «Неупиваемая Чаша» икона Божией Матери.
    «Неупиваемая Чаша» икона Божией Матери.
    «Неупиваемая Чаша» икона Божией Матери.
    «Неупиваемая Чаша» икона Божией Матери.
    «Неупиваемая Чаша» икона Божией Матери.
    «Неупиваемая Чаша» икона Божией Матери.
    «Неупиваемая Чаша» икона Божией Матери.
    «Неупиваемая Чаша» икона Божией Матери.
    «Неупиваемая Чаша» икона Божией Матери.
    Далее: Сказание о явлении иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *