Икона о тебе радуется

Сюжет, иконография, известные иконы и философская идея

Знакомясь с произведениями древнерусского искусства, современные зрители часто не знают того, что церковное пение и живопись неразрывно связаны — иконами и фресками украшали храмы, службу сопровождало пение молитв. К сожалению, мы пока воспринимаем древнюю живопись и пение раздельно, забывая об их единстве.

Наиболее полное слияние песенного и живописного начала произошло в конце XV — начале XVI века. Знаменитый ансамбль фресок того времени — роспись Дионисия в Ферапонтовом монастыре — включает много «песенных» композиций. Например, сюжеты на тему акафиста, торжественного песнопения в честь Богоматери. Там же мы встречаем одну из первых композиций, иллюстрирующих молитву: «О Тебе радуется, обрадованная, всякая тварь, архангельский собор и человеческий род, освященная церковь, храме раю словесный, девственное похвало, из нея же Бог воплотится и младенец бысть». Она пелась в центральный момент литургии Василия Великого. Кроме того, молитва «О Тебе радуется…» читается на утренней службе.

В то же время зарождается традиция писать большие иконы на тему «О Тебе радуется…». Обычно они ставились в нижнем, местном, ряду иконостаса и были хорошо видны прихожанам. Создание этой иконографии принадлежит русским мастерам московских и новгородско-псковских земель. Сохранилось более двадцати больших икон ХVII века «О Тебе радуется..» и несколько мелких. Из общего наследия следует выделить две иконы с разным типом иконографии, которые уже по месту своего создания должны были служить образцами. Одна из московского Успенскогo собора, другая – двусторонняя таблетка из Софийского собора в Новгороде.


О Тебе радуется.
Начало XVI века.
Икона из Успенского собора города Дмитрова.
Государственная Третьяковская галерея.


О Тебе радуется.
Конец ХV — начало XVI века.
Успенский собор Московского Кремля.

Центр и смысл всей композиции, как и песнопения,— образ Богоматери с младенцем Христом на троне. Окружает ее «архангельский собор», поющий ей славу. Внизу «человеческий род» по чинам святости в молении перед престолом. Верхнюю часть завершают пятиглавый собор и райский сад. Храм — земное пристанище Бога, символически сравнивается с Богоматерью, одушевленным Храмом. Райский сад символизирует, прославляя, Богоматерь — «раю словесный». В новгородской иконе особо выделены в верхнем ряду две группы монахинь, справа и слева.

Образ Марии с Младенцем Христом для художников всех времен стал символом совершенной матери. Но, с другой стороны, Богородица — совершенная Дева, что и славится в тексте — «девственное похвало». Эта сторона женского совершенства связывалась с мудростью. В славянстве выразительно само слово, означающее девстсво – целомудрие. Поэтому изображения монахинь-девственниц на иконе, прославляющей Богоматерь, имело и особый смысл… Ближе всех к престолу предстоит старец, правая рука которого указует на Богоматерь, в левой руке развернутый свиток. Это предполагаемый автор молитвы «О Тебе радуется…» Иоанн Дамаскин, святой VIII века.

Замечательная особенность этих икон состоит в том, что в них образно воплощена идея единства мироздания: мира горнего, заключенного в круговой символ вечной гармонии, и мира земного у подножия горы. Различие между московской и новгородской иконами прежде всего в изображении «человеческого рода». В московской иконе чины святости представлены более подробно вместо левой группы монахинь праотцы во главе с Иоанном Крестителем; справа внизу — младенец с нимбом — образ праведной души умершего.

Новая иконография в средневековом русском творчестве не могла возникнуть вне существующих традиционных форм. Богоматерь с младенцем на троне, райский сад, группы людей по чинам святости, архангельский собор — все это встречается в церковных памятниках Византии и славянства. Объединение же их в новую по композицию с названием «О Тебе радуется…» принадлежит русским мастерам иконописи. Принципиальная новизна решения прежде всего в том, что иконописцы сумели образно выразить глубокую философскую идею, вытекающую из смысла Божественной литургии.

Новгородская и московская иконы стали образцами, которым в дальнейшем следовали художники или же варьировали их. Менялась форма храма, рисунок райских цветов, подбор святых, но неизменным оставалось гармоническое равновесие между земным и небесным, образно передающее основной смысл обряда, идею Боговоплощения.


О Тебе радуется.
Конец XV — начало ХVI века.
Двусторонняя таблетка из Софийского собора в Новгороде.


О Тебе радуется.
Вторая половина ХVI века.
Икона из города Мурома.
Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Гармония композиции и цвета для смотрящего создает чувство, созвучное песнопению, которое начинается и кончается словами радости. Наиболее совершённо эту тему радования воплотили мастера круга Дионисия — уже упоминавшаяся московская икона и икона из города Дмитрова. Каждая из них своего рода песнь радости. Следует отметить, что русское искусство того времени в целом очень радостно. Можно вспомнить светлую, никогда не подавляющую архитектуру, яркие краски икон, колокольный звон. В древнем акафисте, на тему которого расписан Ферапонтов монастырь, слово «радуйся» повторяется как рефрен.

Мы прекрасно знаем, что жизнь наших предков, как и всякая жизнь на земле, была полна бед и страданий. И тем не менее искусство их светло. Объяснение, думается, надо искать в ином подходе к жизни, нежели у современного человека. Стремление к счастью не могло быть для средневекового человека столь важным, как сегодня.

Веруя в бессмертие, человек видел, что, земное счастье обманчиво, если не сказать — ложно. При полном удовлетворении всех своих желаний человек может. 6ыгь даже несчастным. Наши предки придавали большое значение внутреннему духовному состоянию души. Потому — так часто встречается в их словаре слово «радость», радость чистого сердца, которая не зависит от внешних обстоятельств, поэтому никто не может ее отнять у человека. Это чувство глубоко личностное, духовное, связанное с исключительным значением личности в христианстве. Личность в христианстве имеет космический смысл и цель ее в обретении духовной радости.

Сейчас принято восхищаться формальной стороной древней иконописи — техникой, цветом, композицией, рисунком, а совершенством и безупречностью формы нередко пытаются объяснить привлекательность этого искусства для нас. Но наиболее важно понимание смысла и символики иконы, образного ее воздействия. Постоянное повторение одним и тёх же образов и композиций в иконах прочувствовано с такой любовью, что не оставляет впечатления однообразия, напротив, поражаёт и радует новизной понимания. Для сравнения можно вспомнить разнобой стилей в современной живописи, которая при этом часто подавляет однообразиём.

Понять секрет старого искусства можно, только обратившись к категориям общечеловеческим, а не эстетическим. Любовь к матери или любимой — чувства абсолютные. Нe оригинальные, но для каждого из нас они неповторимы. Древнерусское искусство проникнуто личной любовью к вечным категориям Истины и Красоты. Понятия эти не могут исчезнуть, устареть, измениться. Только благодаря живому чувству иконописцу удается каждый раз написать так, что слава вокруг престола Богоматери похожа на бесконечное, таинственное пространство, а сам престол Богоматери — на корабль, величественно и легко парящий в этом пространстве. Пятиглавый собор и райский сад, объединенные символом вечности, не просто иллюстрация слов, прославляющих Богоматерь как «одушевленный храм» и «раю словесный» — все мироздание видится здесь как удивительно прекрасный храм, а храм как мироздание.

На дмитровской иконе центральный купол окружен как бы растущими из него древами. Ряды людей изображены на поднимающихся вверх горках, символизирующих Землю. Наверху — слава с престолом Богоматери. Как видим, композиция построена таким образом, что Мария с младенцем одновременно является и целью земного восхождения, и находится в центре горнего мира. Обязательно присутствуют русские снятые, в каждой иконе свои, связанные с местом ее создания. На иконе из Успенского собора Московского Кремля во втором ряду слева изображены первые московские митрополиты Петр и Алексей в белых клобуках — головных уборах митрополитов. На иконе из Дмитрова — князья Владимир, Борис и Глеб (справа во втором ряду). Встречаются изображения Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского, Пафнутия Боровского и других. Хорошо известны были русскому человеку их жития и творения. В таком единстве наглядно проявлялось равенство разных культур и преемственность- человеческого духа, что не позволяло нации изолироваться, замыкаться в себе. И русский человек чувствовал себя достойно, видя, что и его народ вложил свою значительную лепту в мировую сокровищницу святости.

Если вглядеться в позы и лица предстоящих людей, то мы не найдем в них психологического разнообразия. Все они охвачены единым чувством созерцания Божественного величия и красоты. Целью искусства было не создание чего-то оригинального, а только лишь причастность к красоте как зримому выражению истины; к той самой красоте, которая, по словам Достоевского, спасет мир.

До нас дошли крупицы того, что когда-то существовало на Руси. При всем разнообразии художественного уровня и стилей ни один мастер не исказил смысла взаимоотношений миров земного и небесного, соблюдая классическую меру в соотношении верхней и нижней частей композиции. Более простая, нежели мордовские, икона из Мурома поражает непосредственностью восприятия. Край небесной сферы как бы врезается в земной мир справа, несколько нарушая общую симметрию. Это ни в коем случае не игра в форму, а скорее подчеркнутое, почти материальное отношение к идее единства космоса.

Неправильно было бы считать, что сам пафос иконописного искусства принадлежит только нашей древней культуре. Подлинное искусство и красота рождаются там, где есть вера в незыблемость вечных истин. Русская культура последующих столетий своими корнями уходит в эти традиции, и по-настоящему понять ее вне традиции невозможно.

Е. Спорова

Следующая страница: Пушкин в дороге

• Главная • Заметки на крышке сундука • О тебе радуется…

Икона Божией Матери «О Тебе радуется» — чудотворный лик, дарующий помощь просящим христианам по их молитвам. Оригинал святого изображения хранится в Третьяковской галерее, но каждый храм считает особой благодатью иметь копию этого Святого Лика.

Икона Божьей Матери «О Тебе Радуется»

Описание иконы

При первом взгляде на изображение Божьей Матери, сидящей на престоле с Младенцем на руках, сердце наполняется особенной, трудно передаваемой, радостью. Нет точной даты и имени художника изобразившего на полотне благодатную молитву «О тебе Радуйся!»

Имея перед глазами святое изображение и одноименную молитву, сразу находишь воплощение всего, что изложено в ней. Иоанн Дамаскин в своей благодарственной песне сказал, что в Благодатной Божьей Матери имеет радость каждое творение, ангелы и люди,

Художнику удалось передать завет Бога о радуге, изобразив ее образ в виде ангельского собора, цветущего рая и храмов, окружающих полукругом сверху святой лик Богоматери с Дитем. Это является символом всей Новой Земли, Иерусалима и райского сада.

Икона Богородицы «О Тебе радуется» в интерьере храма

Пречистая Дева, одетая в одежды багряного цвета, нежно обнимает Младенца, сидящего у Нее на руках. Перед Престолом, склонившись на колене, изображен сам автор молитвы «О Тебе радуется» Иоанн Дамаскин, держащий перед собой бумажный свиток, скорее всего, это молитвы верующих, которые приносятся к ногам Богородицы и Спасителя.

С правой стороны стоят женщины — мироносицы. Святые мученики полукругом располагаются у подножия Божьего трона, около них изображены образы простых людей и царей, иноков и патриархов, все равны перед Всевышним Богом.

От образа Богородицы и Младенца исходит божественный свет, дарующий радость всем, кто пришел с благодарственной молитвой. Святой лик «О Тебе Радуется» наполнен благодатной силой, переданной через преданное и наполненное Божьей славой сердце художника.

Важно! Богородица — источник христианского упования на Ее защиту и помощь. Через Богоматерь наши молитвы приносятся перед Спасителем, Иисусом Христом, Которому мы отдаем всю славу, честь, поклонение во веки веков.

История появления иконы «О тебе радуется»

Священное воззвание «О Тебе Радуется, Благодатная» легла в основу написания одноименной иконы. Трудно поверить в реальность событий, предшествующих написанию благодарственного воззвания к Богородице.

В конце восьмого века императором Львом Третьим было дано строжайшее указание запретить поклонение христианским ликам, имеющиеся фрески и иконы подлежали уничтожению. Против иконоборчества выступил Иоанн Мансур, известный в православии, как Иоанн Дамаскин, начавший рассылать послания о защите иконопочитания.

Подлый император не мог сам в открытую уничтожить жителя чужой страны, поэтому он решил пойти на лукавство. От имени Иоанна он приказал изготовить фальшивую грамоту, в которой священнослужитель якобы готовит заговор по свержению халифа и предлагает императору поддержать его. В палац халифа фальшивка и была послана.

Разгневанный халиф не желал ничего слышать, он приказал отрубить Иоанну руку, хотя до этого у властелина не было малейшего повода заподозрить иконописца в измене. Иоанну Мансуру, незаслуженно обвиненному в предательстве, на плахе отрубили руку.

Опечаленный архиепископ Дамаска не отходил от Иоанна после казни, по просьбе казненного он выпросил у халифа отрубленную руку и принес иконописцу. После ухода архиерея Иоанн сорвал все повязки, приложил отрубленную руку к ране и крепко все скрутил полотенцем, которое быстро стало набухать от крови.

Находясь в лихорадочном состоянии, Иоанн упал на колени, и, протягивая руку к имеющейся у него иконе, возопил к Богородице: «Пречистая Богородица, Ты родила Спасителя моего, взгляни на правую руку мою, которую отсекли за написание Божественных ликов Твоих. В твоем ведении все свершившееся, прошу Тебя, не медли с помощью и даруй исцеление и восстановление руке моей».

Икона Божьей Матери «О тебе радуется»

Целую ночь кричал и плакал иконописец, обливаясь слезами и держа поднятой к Иконе Божьей Матери руку, пока сон и боль не сморили его. В полудреме Иоанн почувствовал взгляд, открыв глаза, он увидел сияние, которое лилось от святого лика. Глазами, наполненными любовью и милосердием, Пречистая Матерь смотрела на пострадавшего за веру Христову.

От иконы Богородицы шел голос, Божья Матерь сказала, что Она слышит все молитвы и воззвания к Ней, которую приносятся с верой в Спасителя, утешила художника чудесной новостью об исцелении руки.

В состоянии необъяснимого блаженства Иоанн стал снимать набухшую от крови повязку, соскабливать засохшую кровь с раны, и наконец, увидел красный рубец, соединяющий руку воедино. Попробовав пошевелить пальцами, защитник иконопочитания вскричал от боли, но при этом понял, что рука работает.

Счастливый иконописец выразил свою благодарность в молитве.

О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род, Освященный Храме и Раю Словесный, Девственная похвало, из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш. Ложесна бо Твоя Престол сотвори. И чрево Твое пространнее небес содела.

О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе.

Исцеленный Иоанн пообещал всей своей жизнью служить Богу, писать стихи, песни и рисовать иконы.

Кому и чем помогает чудотворная икона

Иконописцами изображено множество святых ликов, которые обладают чудотворной силой. К ним приходят со всевозможными прошениями, и только благодатный образ «О Тебе Радуется» создана для воздаяния благодарственных молитв.

Невозможно преуменьшить значение чудотворной иконы, перед которой постоянно льются благодарственные слова, наполненные признательностью. Перед святым ликом Богородицы:

  • очищаются христианские души;
  • сердца наполняются светом и добродетелью;
  • наступает покой;
  • возрастает вера.

Веруя в слова, произнесенные к Иоанну, люди с преклоненными коленями благодарят Богородицу за слышание молитв, покровительство и милосердие.

К кому, Царица Небесная, к кому молитвы наши обращены, когда охватывают горести и печали души и сердца наши? К Тебе, Богородица, к Тебе, Святейшая Божия Матерь, обращаюсь я, когда минуты страшные в жизни моей случаются. Когда не к кому больше прибегнуть, лишь Ты, Пресвятая Дева, помогаешь нам в тяжелое время и в трудный час. Лишь в Тебе прибежище наше, о Великая Богоматерь. Пред иконой Твоей я колени преклоняю. О, услышь слова благодарности мои за все деяния благочестивые, что свершила Ты, и за помощь Твою безмерную. Внемли словам нашим, ибо от чистого сердца благодарим Тебя, Богородица. Лишь Ты одна оберегаешь нас от бед, лишь Ты изгоняешь тьму из душ наших, лишь Ты прощаешь нас, грешников, и молишься за души наши, полные греха, перед Господом. Ты — Заступница наша! Спасибо Тебе, о Пречистая Дева, за то, что не отрекаешься от нас. Пусть молитвы наши благодарственные не останутся не услышанными Тобой! От чистого сердца благодарим Тебя, Богородица. Да восхвалим мы Имя Твое. Да прославим образ Твой. Во веки веков. Аминь.

Чтение молитвы перед ликом «О Тебе Радуется» открывает ворота Небес, где Божия Матерь всегда готова прийти на помощь в трудностях и препятствиях на жизненном пути.

Благодарность Пречистой Богородице — гарантия Ее небесного покровительства.

Иконография и значение иконы «О тебе радуется»

Икона – это изображение какого-либо события из священной Библии или святого, который прославился силой своей веры и своего деяния. Достаточно редкой является икона Богоматери «О тебе радуется». По свидетельствам многих прихожан и священников можно сделать вывод, что молитва «О тебе радуется», посвященная одноименному лику, имеет огромную силу.

История иконы

История образа уходит своими корнями в далекие VII-VIII века. Тогда жил выдающийся богослов Иоанн Дамаскин. День его памяти до сих пор отмечается 4 декабря. Сейчас его называют святым, который почитается как преподобный. Он считается автором священной песни, что прославляет саму Богородицу. По этому же гимну позже им же был написан и сам священный образ Небесной царицы. Имя ему было дано с первых строк песнопения.

История образа уходит своими корнями в далекие VII-VIII века

В то время в Византии центральное место занимает иконоборчество. Это православная ересь, которая отрицает поклонение Богу через иконы. Это значит, что молитвы именно святым образам запрещались. Сам император византийский отдает указ об уничтожении всех икон и их почитателей.

Однако Иоанн продолжает нести православие, восхваляя Богородицу. Так как Дамаскин являлся гражданином другого государства, император не мог воздействовать на него прямо. Это считалось бы вмешательством в дела другого государства. Византийский император подстроил казнь Дамаскина, отправив правителю письмо с ложным обвинением. Халиф государства, подозревая Иоана в предательстве, отрубил ему руку, которой он и писал иконы.

За Дамаскиным ухаживал местный архиепископ. Иоанн попросил у него принести отрубленную руку. Просьба была исполнена. Богослов взял отрубленную руку и приложил к ране, связав полотенцем. Всю ночь он стоял на коленях перед священным ликом и просил о благословлении. Он говорил с ним о справедливости, благодарил за силу его веры. Вскоре Дамаскин уснул, истощенный болью. Когда он проснулся, услышал голос Богородицы, лик которой святился небесным светом. Она сказала, что теперь художник исцелен за его самоотверженность во имя истинной веры. Мужчина развязал рану и понял, что рука работает.

Сейчас самый древний список той самой иконы хранится в Третьяковской галерее. Считается, что он был создан еще в XV веке. Праздник, посвященный этому святому лику, отмечается 8 января по григорианскому календарю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *