Икона рождество пресвятой богородицы

Иконография Рождества Пресвятой Богородицы: иконы, мозаики, фрески

Празднование Рождества Пресвятой Богородицы возникло в Церкви около VII века. Известно, что в западной части христианского мира это празднование было установлено святым Сергием, папой Римским (687-701 гг.).

Как правило, иконография праздника начинает формироваться вскоре после появления церковного празднования. Однако, в VIII — начале IX веков Восточная Церковь переживала трагический период борьбы с ересью иконоборчества, во время которого создание новых иконографических сюжетов было практически невозможно. Очевидно, поэтому первое дошедшее до наших дней изображение Рождества Богородицы — фреска одного из храмов в Каппадокии — относится к IX веку.

Источником при создании произведений о рождении Приснодевы Марии служило Священное Предание. Бывший первоначально устным рассказ об этом событии нашел отражение в таких апокрифических памятниках как Протоевангелие Иакова (гл. 1-7) и Евангелие псевдо-Матфея (гл.1-4).

В античном искусстве сцена рождения того или иного легендарного героя или мифического персонажа входила в посвященный его жизни цикл изображений, который мог помещаться на постаменте памятника или на саркофаге. Некоторые изобразительные схемы и детали были заимствованы художниками-христианами из таких произведений. Например, изображение омовения новорожденного повитухами существовало еще в античной традиции, откуда проникло в христианское искусство.

Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г. Греция

В античных произведениях роженица обычно представлена сидящей или стоящей; под руки ее поддерживают одна или две служанки. Этот мотив — поддерживающая праведную Анну служанка — присутствовал на ранних изображениях праздника Рождества Богоматери. Затем эта помощница исчезает, но позже появляется вновь. Иногда она присутствует в произведениях средневизантийского периода и даже на русских иконах позднего Средневековья.

Фреска церкви св.Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Македония

Изображения дев и служанок в данной иконографии обычно отличаются разнообразием. Дева, подносящая дары, присутствует уже на одном из самых ранних памятников — миниатюре из из Минология Василия II (979-989 гг.). В позднейших произведениях к ложу Анны подходят несколько дев, принесших блюда с угощением, различные чаши и сосуды; одна из девушек может быть изображена с опахалом. С нарастанием в искусстве повествовательных тенденций появляется сцена укачивания младенца Марии служанками, одна из которых может качать колыбельку, а другая заботливо обмахивать ребенка опахалом.

Икона-таблетка из Новгородского Софийского собора. Конец XV – нач.XVI в. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей заповедник

Фигура праведного Иоакима появляется в произведениях последней трети XIII века. Согласно этическим нормам того времени Иоаким не мог быть изображен где-либо в центральной части композиции: мужчина не входил на женскую половину дома в определенные моменты. Поэтому он изображался как бы вне помещения, в дверном проеме одной из архитектурных кулис (палат), или же заглядывающим через окошко.

Мозаика монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316-1321 г. Стамбул, Турция

В XVIII веке, когда многие русские мастера ориентируются на западноевропейские образцы, а строгие ограничения в семейном быту уходят в прошлое, Иоакима начинают изображать стоящим или сидящим недалеко от ложа Анны.

Конец XVII – нач.XVIII в. Палех. Государственный музей палехского искусства, Палех.

Интересная смена акцентов происходит со временем в теме принесения даров. Изначально они, очевидно, понимаются как традиционное подношение роженице по случаю радостного события. В ранних произведениях девы держат все подарки в руках. С XIII века в композиции появляется пустой стол, который исполняет, как и архитектурные детали, роль декорации, указывающей на то, что действие происходит внутри дома, в интерьере.

Новгородская икона. Середина XIV в. ГТГ, Москва

В более поздних произведениях стол передвигается к ложу Анны и часть даров может размещаться на нем. Затем на этом столе принесенные угощения сервируются как полноценная трапеза, за которой праведной Анне прислуживают девы. На столе можно видеть тарелки, кубки, столовые приборы, например, ножи. И, в конце концов, за стол художник «усаживает» Иоакима и сцена приобретает определенный бытовой, повседневный характер. Может быть, изображение этой трапезы очень отдаленно соотносилось с повествованием Предания о пире, устроенном праведным Иоакимом для священников, книжников, старейшин и всего народа Израильского, когда Деве Марии исполнился год. Но очевидным результатом преобразования иконографии стало то, что церемониальная, торжественная сцена принесения даров стала хоть и трогательным, но банальным моментом из семейного быта.

Фрагмент иконы «Рождество Богоматери. Введение во храм». Мастерская Богатыревых. Невьянск. 1814–1822 г. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Эти метаморфозы хорошо иллюстрируют тот процесс в церковном искусстве, который принято называть «обмирщением». В искусстве позднего Средневековья неуклонно растет интерес к западноевропейским произведениям, которые творчески перерабатываются с учетом православных традиций. Мастера стремятся добиваться «живоподобия» — убедительного сходства с натурой. Наблюдается чрезвычайное внимание к деталям, часто второ- и третьестепенным. И, в соответствии с идеями гуманизма, возникает желание передавать подробно самые различные стороны человеческого бытия, чтобы как можно лучше выразить полноту жизни, ее многообразие и красоту. Этот процесс трансформации часто характеризуют как некий спад, упадок, кризис в области духовного осмысления целей христианского искусства. Однако, следует учитывать, что художники и их духовные наставники искренне полагали, что такой подход позволяет передать красоту, угодную Богу, что через такое богатство и изысканность деталей тварного мира искусство определенным образом прославляет Творца.

Икона из иконостаса, подаренного Екатериной II греческой колонии в Ливорно. 2-ая половина XVIII в. Музей Ливорно

Следует отметить, что одна из идей рассматриваемой иконографии — рождение ребенка — располагает к изображению бытовых подробностей. Например, служанка перед тем, как омыть Младенца Марию, проверяет рукой температуру воды, как это делают и современные женщины.

Новгородская икона. Конец XIV – нач.XV в. ГТГ, Москва

Священное Предание сообщает, что праведные Иоаким и Анна с любовью и нежностью заботились о Дочери и очень ответственно подходили к Ее воспитанию, вплоть до того, что приглашали Ей в няньки только избранных девушек. Тема семейной любви и воспитания отчетливо звучит в сцене «Ласкание Марии», которая из фресковой храмовой живописи проникает в иконописные произведения. Дитя Мария изображается на руках у своих родителей. Протоевангелие Иакова сообщает: праведная Анна, убедившись, что Дочь может ходить, более не опускала Ее на землю, сказав «Жив Господь Бог мой, Ты не будешь ходить по этой земле, пока я не введу Тебя в храм Господень» (гл.6, ст. 1-2).

Икона из праздничного чина. Последняя треть XVII в. Псковский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

В иконографии праздника встречается изображение источника, из которого пьют птицы: взрослые и птенцы. Возможно, включая этот, на первый взгляд, пасторальный мотив, художник стремился сделать акцент на теме воспитания, так как птицы известны тщательной заботой о потомстве.

Икона из псковской церкви «Новое Вознесение». 1-ая половина XVII в. Псковский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

В храмовой декорации композиция «Рождество Богородицы», как правило, входила в Протоевангельский цикл сюжетов. Этот цикл напоминал молящемуся о событиях, предшествующих рождению Девы Марии, о Ее детстве и юности. Предыстория Рождества Богородицы включала сюжеты: праведный Иоаким приносит жертву в Иерусалимский храм, первосвященник отказывается принять жертву у бездетного, плач Иоакима в пустыне; плач Анны в саду, моление Иоакима; моление Анны, благовестие Иоакиму и благовестие Анне, встреча супругов у Золотых ворот. Включение некоторых из вышеперечисленных сюжетов в композиционную схему иконы праздника объясняется стремлением художников позднего Средневековья и Нового времени к все большей повествовательности, к подробному иллюстрированию. Особенно часто можно видеть на поздних иконах изображения благовестия ангела Иоакиму и Анне, а также их встречи у Золотых ворот. Сцена встречи часто становится композиционным центром изображенного на втором плане, а Золотые ворота превращаются в весьма затейливое архитектурное сооружение.

Последняя треть XIX в. Палех (?). Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Москва

Фреска придела св.Иоакима и Анны в Киевском соборе Св. Софии. XI в. Киев

Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. 1291 г. Рим, Италия

Фреска церкви св.Иоакима и Анны в монастыре Студеница. 1304 г. Сербия

Икона из Покровского монастыря в Суздале. Конец XIV в. Государственный Русский музей, Спб.

Икона. Середина XV в. Новгород (?)

Конец XVIII в. Происходит из г. Мологи Ярославской области. Частное собрание

Болгарская икона. Конец XVIII в. Крипта. Филиал староболгарского искуства при Национальном художественном музее, София, Болгария

Болгарская икона. 1795 г. Происходит из Митрополичьей церкви Успения Богородицы. Самоков, Болгария

Малыганов Иван Анисимович. 1799 г. Невьянск. Частное собрание, Екатеринбург

Литая иконка с эмалью. Конец XIX в. Центральный музей древнерусского искусства им. А.Рублева

Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304-1306 г. Падуя, Италия

Доменико Гирландайо. Рождество Девы Марии.Фреска в церкви Санта Мария Новелла.1485—1490 гг.. Флоренция, Италия

Неизвестный художник (И.Я.Вишняков и мастера живописной команды Канцелярии от строений). 1755-1756 г. Поступила в 1933 г. из Троицко-Петровского собора. Государственный Русский музей, Спб.

А.К. Виги. Происходит из домовой церкви Михайловского дворца. Государственный Русский музей, Спб.

Словарь “Правмира” – Икона

Икона Покров Пресвятой Богородицы — в чем помогает, куда вешать, ставить. Молитва Богородице Покрова — о чем просить.

В православии существует множество икон, которые помогают людям преодолевать духовные и материальные проблемы. Одной из таких икон является «Покров Пресвятой Богородицы».

Текст молитвы на покров Богородицы девушки, о скором замужестве

О, Пресвятая Дева Мария, прими молитву сию от меня, недостойной слуги Твоей, и вознеси ее ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив он будет просьбам нашим. Прибегаю к Тебе как к Заступнице нашей: услышь нас, молящихся Тебе, покрой нас покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего нам всех благ: супругам любви да согласие, детям послушания, обиженным терпения, скорбящим благодушия, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Сохрани меня от гордости и самолюбия, дай же мне охоту к трудолюбию и благослови труды мои. Как Закон Господа Бога нашего повелевает людям в честном супружестве жить, то приведи меня, Матерь Божья к нему, не для угождения желанию моему, но для исполнения предназначения Отца нашего Святого, ибо Он Сам сказал: нехорошо человеку быть одному и создав ему жену в помощницу, благословил их расти, плодиться и населять землю. Пресвятая Богородица, услышь смиренную молитву из глубины сердца девичьего моего: дай мне супруга честного и благочестивого, чтобы мы в любви с ним и в согласии прославляли Тебя и милосердного Бога: Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Богородица

Во Успении Твоем мира не оставила еси…

Из тропаря

Воистину так! Столько чудес сотворено было Божией Матерью! Сколько чудотворных икон прославила Она в земле нашей! И не напрасно в каждом православном доме мы видим икону Ее. И архиереи носят на груди своей панагию (что по-гречески значит «Пресвятая»), и это свидетельствует о православности нашей веры. И вообще во всех богослужениях мы непременно поминаем Богородицу в Богородичнах. А сколько в году Ее праздников! Сколько икон в храмах! Все это мы хорошо знаем.

Но более всего мы верим Ее собственным словам, которые Она сама произнесла о Себе у праведной Елизаветы: Се… ублажат Мя вcu роди (Лк. 1, 48).

И это сбылось и сбывается.

Пресвятая Богородица

И мы прославим Пречистую Богородицу. Самая великая слава Ее в том, что Она сподобилась быть Матерью Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа! И за одно это стала «честнейшею херувим и славнейшею без сравнения серафим».

Но мы приведем здесь хоть несколько чудес Ее в Российской стране нашей, где мы так усердно чтим Заступницу нашу. Вспомянем прежде всего чудеса от прославленных икон Ее, о которых знаем мы твердо.

Пресвятая Богородица. Иконография

Вот Владимирская Божия Матерь: эта икона (пишу по книге протоиерея Дебольского) – «знаменитейшая в нашем отечестве. Она написана святым евангелистом Лукою и принесена была к Пресвятой Деве».

Богоматерь произнесла Свое изречение: «отныне ублажат Мя вси роди» и присовокупила: «Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сею иконою да будет!» В половине XII века икона была подарена великому князю Юрию Долгорукому и поставлена в городе Владимире. Празднуется она три раза в году: 21 мая, 23 июня, 26 августа.

Икона «Знамение» в Новгороде. На жителей этого города напали свои же русские . Икона была вынесена на градскую стену. Она обратилась лицом к городу: из очей текли слезы. Это обращение было «знамением милосердия Ее к новгородцам. Враги были отогнаны… В память этого события святитель Илия установил в 27-й день ноября праздник этой иконе.

Я был в Новгороде и видел ДРУГУЮ икону — в печи: кирпичи задней стороны ясно изобразили лик Богоматери.

Казанская Божия Матерь открыта была в Казани в 1579 году, 28 июня, при Иоанне Грозном. Она трижды во сне являлась девятилетней девочке Матрене. Икона была в земле. Мать и дочь 8 июля ходили ко властям, и девочка рассказывала о сне: этот день и празднуется доныне. Второй праздник установлен на 22 октября за избавление России от поляков в 1613 году.

Иверская икона. Так она называется потому, что ее взял из воды монах грузин (Грузия называлась Иверией), живший к монастыре на Афоне, куда она приплыла по Средиземному морю из г. Никон, близ Константинополя. Во время иконоборческих гонений одна вдова пустила се ночью в море. Когда она прибыла на Афон, то святой монах грузин, по имени Гавриил, пошел по воде, как посуху, и принял ее на свои руки. Поставили икону в храме; но она перенеслась на ворота — трижды. Там ей и устроили место. Потому она иначе называется «Портаитиссой», — с греческого языка: Вратарницей или Привратницей; «не хочу быть хранима от вас, но буду хранительницею вашей» — так Божия Матерь объяснила свое перемещение монахам.

Патриарх Никон велел снять копию для Москвы. Теперь она находится в Воскресенском храме в Сокольниках. Другую копию сняли для того же патриарха Никона, для Валдайского монастыря. Память чтится три раза в году: на Афоне и у нас — во вторник Пасхальной недели; 13 октября — в Москве; 12 февраля — на Валдае.

Почаевской Божией Матери праздник совершается 8 сентября. Она принесена была в Почаев греческим митрополитом Неофитом и, «в благодарность за оказанное ему гостеприимство», подарена была некоей Анне Гойской. Икона «являлась в лучезарном свете жившим в доме Гойской я ей самой во сне, но Анна не верила». Но Божия Матерь явилась ей уже не во сне, а наяву. И с той поры начали чтить икону. Совершилось чудо и на брате ее, бывшем слепым от рождения. Тогда ее перенесли в обитель, в местечко Почаев (1597). И доселе Божия Матерь чтится православными людьми, особенно на юге нашей страны, но приезжают и с севера России, и из Сибири.

Киево-Печерская, или Влахернская, икона Божией Матери; память — 3 мая. Это «икона Богоматери есть древнейшая из икон, чтимых в Православной России». Она вручена «от самой Богоматери четырем грекам, избранным Ею в строители Киево-Печерского храма». Божия Матерь, по преданию, явилась им «чувственне, в виде Царицы, во Влахерпском» храме, в Константинополе (1073). А в 1085 году принесена была «в Киев я вручена преподобным Антонию и Феодосию Печерским». С этого года и совершается ей празднование.

На севере же России чтилась Тихвинская икона. Она, по преданию, написана тоже святым апостолом Лукой и поднесена «державному Феофилу» из Антиохии, которому святой евангелист Лука написал и свое Евангелие, и книгу Деяний апостольских. В V веке икона была перенесена в Константинополь, где для нее был построен храм во Влахернах (часть города).

В 1383 году она объявилась в пределах Новгорода, в г. Тихвине. Здесь ей устроен был храм во имя Успения Божией Матери. Во время немецкого нашествия (1941 — 1945) она была вынесена и находилась в Риге. Теперь ее возвратили обратно.

Вот главнейшие иконы, чтимые в России. И, без всякого сомнения, везде от них творились чудеса. О некоторых я напишу здесь, хотя они и менее известны.

Икона «Всех скорбящих Радость» (праздник 24 октября). От нее «совершилось чудесное исцеление родной сестры патриарха Иова”, жившей в Москве на Ордынке, именем Евфимия».

К ней прибегают скорбящие.

Ченстоховская Божия Матерь. Икона была в Иерусалиме. Еленой, матерью святого Константина, перенесена в Константинополь (326). Оттуда была перенесена князем Львом в Львов (бывший Лем берг). По водворении там поляков , она была перенесена впоследствии в г.Вильно и помещена над проходной стеной над воротами, почему и называется Остробрамской (брама — ворота). Ее чтут православные и католики. Праздник в марте.

Муромская. Праздник 12 апреля. Принесена из Киева в Муром в начале XII века. Здесь был епископом святой Василий. Его обвиняли в порочной жизни и хотели убить. Он просил отсрочить смерть до утра, до третьего часа. Всю ночь он молился в церкви святых Бориса и Глеба; совершил литургию. Пошел в Благовещенскую церковь и там отслужил Божией Матери молебен и, взяв эту икону, направился к реке Оке. «Снявши с себя мантию, он распростер ее но воде, стал на нее с образом Богоматери и поплыл против течения». «В девятый час* он доплыл до места «Старая Рязань». Здесь учреждена, вместо Мурома, кафедра и поставлена в храме икона; она называлась «Моление святого Василия».

Богородица — наша духовная Матерь

Пресвятая Богородица. Чудотворные иконы

Еще известно до 400 чудотворных икон Божией Матери но России. В заключение вспомним о местной иконе Донской. Она была «принесена донскими казаками, прибывшими на помощь к великому князю Димитрию Ивановичу Донскому, утверждена на древке, как хоругвь», когда князь воевал против татарского хана Мамая (1380). После поражения татар она была взята в Москву. Потом в 1591 году крымские татары напали на Москву, по были отогнаны. На месте, где русские встретились с крымцами, создан был Донской монастырь, где и помещен образ Донской Божией Матери. Она — копия Смоленской иконы «Одигитрия». Чтут ее копии и доселе. Праздник 19 августа.

А сколько тысяч чудесных заступлений Ее знают православные люди по себе самим и от других! А сколько,— поистине море,—нам неизвестных чудес!

Сколько таких дел Ее, о коих знает лишь Она одна, Усердная Заступница, Всепетая Мати!

Расскажем несколько случаев из современной жизни, известных нам лично или заимствованных из неизвестных книг и рукописей, или рассказанных нам другими.

В житии святителя Тихона Задонского, прочитанном мною среди рукописей Оптиной пустыни, описывается следующее сверхъестественное событие.

На святителя Тихона, тогда жившего в Задонском монастыре, напало искушение тоски: это бывает, по попущению Божию, и со святыми. А у него был духовный друг в г. Ельце (это в верстах тридцати от монастыря). Святитель написал ему письмо, прося приехать навестить его в скорби. Это было Великим постом, незадолго пред Входом Господним в Иерусалим. Звали друга Кузьмой, а фамилию сейчас не помню: кажется, Чеботарев. В Ельце он служил подьячим (это судейский чин в старое время). Кроме того, он был старостой храма, а приближался «Вход», Страстная и Пасха: время занятое.

Получив письмо, Кузьма, верный почитатель святого Тихона, не рассуждая долго, решил отправиться в путь. Но в это время в подгородной реке (кажется, Хопер), впадающей в Дон, шел лед. Однако это не устрашило Кузьму: он пошел с льдины на льдину, с верою во святителя. И прибыл в монастырь.

Святитель Тихон, увидев его, подумал: не призрак ли это? — в такую распутицу прибыть! Но тот произнес: «Да воскреснет Бог», и они успокоились. Началась беседа. В это время пришел к ним рыбак и предлагает, через келейника, купить у него язя. Святитель сначала подумал: теперь Великий пост; рыбу,— кроме Благовещения и Входа в Иерусалим,— уставом вкушать не разрешается; а потом сказал: «Вход-то у нас будет, а Кузьмы уж не будет!»

И велел келейнику купить рыбу и сварить уху, а рыбу подать отдельно. Тот так и сделал. Стали обедать. Кузьма вдруг горько заплакал. Тихон Задонский спрашивает его об этом. А потом и сам взял ложку и хлебнул несколько ложек ухи: «Вот видишь, и я вкушаю». Но тот пуще продолжает плакать. Святитель спрашивает его: в чем дело? Тогда Кузьма рассказал следующее.

Когда я (пишу от его имени) был еще мальчиком, в монастыре был игуменом архимандрит (имя теперь не помню). Он был хороший монах; постоянно читал акафист Божией Матери. Но страдал ужасным пороком — запойным пьянством. Когда это проходило, он опять каялся и молился Богородице. В один из таких припадков игумен скончался. Братия не решились тогда похоронить его по уставному чину, как умершего во грехе, и послали в Воронеж к архиерею спросить, как его погребать. Но архиерей в то время выбыл в г. Острогожск. Иноки поехали туда. Архиерей разрешил. Поехали обратно; вернулись уже на третий день. Стали готовить покойного к отпеванию. И вдруг он ожил. «Я, кажется, умер?» — спрашивает игумен окружающих. «Уже три дня», — отвечают ему. Тогда он поведал следующее. «Когда я умер, был надо мною суд. И я был присужден к наказанию. И когда меня отпускали куда-то, я услышал голос: ” За молитвы Моей Матери возвращается в жизнь на покаяние”.

А потом тот же голос добавил: “Это место будет прославлено Моим угодником”». «Вот ты, — говорит святителю Кузьма, — и есть этот угодник Божий».

Святитель Тихон заповедал ему никому более не говорить этого. А архимандрит прожил еще сорок дней, каялся, молился, и ровно через сорок дней скончался совсем.

Еще от усопшего уже архиепископа Ф. я слышал рассказ о следующем событии. В г. Ялте (в Крыму) жила вдова, у нее был один сын, еще маленький мальчик, единственное утешение матери. Вдруг он заболевает; врачи бессильны. И мать в горе бросается к иконе Божией Матери с горячей мольбой оставить сына в живых. После этого, в тонком сне, Заступница является к ней и спрашивает: «А ты ручаешься, что воспитаешь его таким, каков он еще есть?» — «Ручаюсь, ручаюсь!»

Ребенок остался жив.

Пришло время учения. Мальчик в школе стал шалить и все более и более портиться. Никакие просьбы и уговоры матери не помогали. И однажды, видя свою беспомощность, она обратилась к Божией Матери с такими словами:

— Прости меня, Владычице: я не могу справиться с сыном и исполнить данное Тебе обещание. И если уж он не исправится, то возьми его.

Вскоре после этого мальчик поехал верхом кататься, и на повороте круто обернул лошадь, упал и разбился насмерть. К матери его привезли уже скончавшимся.

И на этот раз она не просила ни о чем,— да и не о чем было просить,— не роптала и не плакала неутешно, ибо верила Божией Матери, что так — лучше.

Из книги «Рассказы странника» мне пришлось вычитать о действии молитвы «Богородице Дево, радуйся».

Одного юношу мать научила при всяком случае читать эту молитву. Когда он подрос, то задумался: да есть ли ему какая польза от этого?

И вот во сне ему является его духовный руководитель и объясняет ему:

— А помнишь, как на базаре взбесились лошади?
И тебя бы убили. Ты же остался жив? — И привел ему несколько подобных случаев возможной погибели, от которых он был спасен Божией Матерью за то, что читал «Богородицу». И молодой человек успокоился и стал по-прежнему исполнять завет, данный ему.

Молитвы Богородице: все молитвы ко Пресвятой Богоматери

Но мне известен ряд случаев, когда Божия Матерь спасает и без молитвы, по Своей милости, хотя бы за одну веру… И притом — совершенно неожиданным образом!

Лично я был свидетелем чуда от иконы Божией Матери. Когда я был еще иеромонахом, меня пригласили в один бедный дом отслужить молебен пред иконой Божией Матери, из которой шла сзади непрестанно светлая жидкость — масло.

Действительно, я увидел икону, величиной вершков 8×6, под которой постоянно клали вату, куда впитывалась жидкость с задней стороны иконы: она была масляниста. Ватку раздавали верующим простым людям, без всякого разглашения. Я отслужил молебен. И не знаю, что было после.

Видел я и обновленную иконочку, размером она была маленькая, вершков 5×4. Вкось, с верхнего утла правой стороны на левую, она была совершенно светлою; другая половина — темная.

Чудом же я считаю выкуп Иверской иконы Божией Матери в Париже. Перекупщик еврей вывез эту икону из России. Она была точной копией с московской Иверской: такого же огромного размера — около двух аршин высоты и четвертей пять ширины, такого же письма и не темная, но, по словам специалиста, написанная в половине XVIII столетия.

Владелец просил за нее 12 тысяч франков (это было в 1931 — 1932 годах, когда франки были еще в цене). К нашей Патриаршей церкви он и не обращался: она была бедная, помещалась в подвале; народу было около 100 человек; служащие не получали доходов; около дверей стоял ящик, куда добровольцы клали остатки хлеба; в кружку опускали мелкие монеты; народ был все рабочий; пища была такая скудная, что картофель в супе нам казался роскошью; нередко у нас ночевали бедняки. Ютились мы вверху, под крышей.

Поэтому владелец обратился к самой богатой церкви на улице Рю-Дарю. Но там ему отказали. Один морской офицер, по ревности к иконе, сделался у еврея посредником. После первой церкви он пошел во вторую, ч.монархическую», на Рю-Одесса, по и там отказали.

Тогда он пришел в нашу Патриаршую церковь. Но мы едва питались. О выкупе и думать было нельзя! Ища исхода, я вспомнил об одной православной гречанке, бывшей замужем за богатым англичанином. Может быть, они помогут? Поехали туда. Нас накормили хорошим обедом, но помочь отказались.

Посредник, человек большой воли и веры, неожиданно обратился (вероятно, на обратном пути от гречанки) с вопросом:

— А не купит ли ваша церковь?

Об этом мы не могли даже и мечтать!..

Вечером стою в подвальном храме на службе… И в уме стоит вопрос: «А не купит ли ваша церковь?» …И началась в душе жестокая борьба. – Да ведь ты же верующий? – Верующий, но…

— Так решись же!
— Гм…гм!..

— Только решись! А притом Сама Божия Матерь
поможет.

— Да откуда же деньги-то взять? 12 тысяч!

— Только решись!.. Только решись!

И опять вопросы: да верующий ли я?

Ах, как было трудно! Так промучился я с полчаса…

Итак?..

И я решился: верую! купим!

Кончилась вечерня. Я сразу пошел к одной христианке, и, к моему удивлению, она дала 2 тысячи франков! Боже! Пошел в другое место — тысяча франков! Потом обратился к прихожанам с просьбой об ежемесячной подписке,— согласились: кто 20, кто 10 франков…

Переговорили с владельцем: он просит теперь же 6 тысяч франков и 6 тысяч — на полгода в рассрочку. С большим усилием собрали — к тем 3 тысячам еще 3 тысячи; и икону купили… Характерно: когда мы приехали за ней, она, в льняной холстинке, стояла вниз головой (ему что? он еврей).

С трудом выкупали еще полгода.

И теперь она — на Подворье в Париже.

Потом я послан был в Америку. Туда мне прислали точную копию с этой Иверской. Через 14 лет меня Святейший патриарх вызвал в Ригу. Я взял икону. Провожая ее, одна православная американка горько плакала… Святые слезы… В Риге я подарил икону собору… У меня осталась другая, меньшая, копия. Эту, когда ехал в Ростов, отдал женскому монастырю. Перед отъездом одна богомолка продала мне третью. И теперь она у меня, небольшого размера: 7×5,— Не чудо ли?!

Еще — живой рассказ мне.

В Америке, в Сан-Франциско, жила бабушка с внучкой. Она мне про себя рассказала следующий случай. Будучи еще девушкой, она была приглашена своей подругой погулять в лесу. Туда были позваны и два молодых человека. Но скоро выяснилось, что у них были нечистые намерения. Увидев это, рассказчица бросилась бежать куда глаза глядят. А впереди — глубокий обрывистый овраг. Она, с молитвой «Богородице Дево», без размышления, прыгнула и покатилась. И все кончилось благополучно. Но за ней прыгнул и юноша,- и сломал себе ногу.

Не помню откуда, но в моей памяти,—вот уже 45 лет с лишним,— помнится такое событие.

Ночью,—вероятно, в Александро-Невскую Лавру, — возвратился нетрезвый монах. На Обводном канале он не попал на мост и сорвался к воде. Еще один-два неосторожных поворота — и он бы скатился в воду. В это время Божия Матерь явилась (не знаю, не во сне ли?) кому-то и сказала: «Рабу моему грозит опасность: поди (туда-то) и спаси его!»

И пьяница,—за какое-то доброе его дело и по милости Небесной Игумений, – был спасен от неминуемой погибели и без покаяния.

Пресвятая Богородица. Удивительная история

Еще расскажу случай со мною, грешным.

Одно время,—года два тому назад,—мне стало трудно работать с одним сотрудником. И встал вопрос: поступить ли с ним по правде или же терпеть по любви? — Я спросил совета. Ответ был такой: правда должна быть с любовью, а любовь — справедливой.

После этого я кончил свою работу около трех часов ночи и лег спать, и все думал о том же… Я нисколько не спал еще. И вдруг, — было совершенно темно,—около стола я узрел сидящей Пресвятую Богородицу, с нагнутой на правую сторону головой, молчащую, в такой смиреннейшей позе, что ответ мне был ясен: смирение!

Я запросил совета вторично, описав и виденное. И получил ответ: поступать, как подсказывает душа. Так я и сделал. А вскорости после того этот сотрудник вынужден был (обстоятельствами своей жизни, а никак — не мной) подать в отставку.

Вот мой скудный венок на гроб Пречистой «Рабы Господней» (Лк., 38), «Царицы неба и земли», «во успении нас не оставляющей». Аминь.

Источник: Митрополит Вениамин (Федченков). Размышления о двунадесятых праздниках. М. 2008)

В памяти Владыки соединились истории двух икон — Ченстоховской и Виленской Остробрамской. Продолжение истории первой таково: она досталась тогдашнему правителю царства Польского Владиславу, князю Опольскому. После того как икона защитила город от татар, Владислав перенес ее из замка на гору Ченстохову, где возник монастырь. Икона хранилась у монахов Паулинского ордена. В 1813 г ., когда Ченстоховскую крепость взяли русские войска, настоятель и братия лавры преподнесли генералу Сакену список с Ченстоховской иконы. Император Александр Т украсил икону богатой ризой с драгоценными камнями. Она хранилась в Санкт-Петербургском Казанском соборе, и перед ней горела неугасимая лампада.

Вилейская Остробрамская икона привезена из Крыма, из Херсонеса, великим князем литовским Ольгердом Гедеминовичем (1345—1377), подарившим эту святыню своей супруге, которая, в свою очередь, принесла ее в дар Свято-Троицкой обители, где пострадали от литовских язычников бояре Олысрда: Антоний, Иоанн и Евстафий. С 1431 г . икона находилась в часовне над Острыми Вратами (по-польски Остра Брама). Обе иконы почитаются католиками. Дни празднования их: Ченстоховской – 6 марта, Виленской Остробрамской — 14 апреля (в день памяти мучеников Литовских).— Ред.

Вы прочитали материал Чудесная помощь Пресвятой Богородицы. Читайте также:

  • Пресвятая Богородица, Ширшая Небес
  • Почему нам не помогает Богородица?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *