Икона силуан афонский

Семен Иванович Антонов — будущий Старец Силуан, родился в Тамбовской губернии в селе Шовском в крестьянской семье в 1866 г.
В самом начале молитвенного подвига он пережил такого рода искушения, о которых можно прочесть в древних патериках и наблюдать их массовый характер в наши дни: искушение подмены, прельщение чудесными явлениями, дающими ложную духовность. Однажды ночью келия брата Симеона наполнилась страшным светом, пронизавшим даже тело его, так что он увидел свои внутренности. Помысел нашептывал ему: «Прими — это благодать», душа смутилась, и дух покаяния отступил от нее. Потом старец сокрушенно скажет, что «всю жизнь надо плакати о грехах своих — таков путь Господень», — и это есть подлинная православная духовность, в отличие от всех других «возводящих на небо» учений, питающих гордость человеческую.Об истинности этого пути свидетельствует и особая злоба, с которой обрушивались на подвижника силы ада, после того как он не принял смущающий его помысел и не прельстился чудом. Мучительность демонических нападений возрастала и повергла в страшное состояние богооставленности, томления и тоски. В тот же день, когда ему довелось пережить страшные муки, в церкви св. пророка Илии во время вечерни он увидел живого Христа, и это предопределило дальнейшую жизнь преподобного. Старец постоянно вспоминал явление Господа и писал о том чувстве, которое поселилось в его душе: «Господь нас так много любит, что мы сами не можем так любить..» «И если бы люди Духом Святым познали, каков наш Господь, то все бы изменилось: богатые презрели бы свои богатства, ученые — свои науки, а правители — свою славу и власть, и все бы смирились, и жили бы в земном мире и любви, и на земле была бы великая радость».Содержание:Вступление. Детство и молодые годы. Время военной службы.
Приезд на Святую Гору. Монашеские подвиги.
Монашеские подвиги — продолжение. Внешность и беседы старца.
Беседы старца.
О познании воли Божией.
О послушании. О Священном Предании и Писании. Об имени Божием. Мысли старца: о растениях и животных.
О красоте мира. О храмовом богослужении. Об уподоблении человека Христу. Об искании Бога. Об отношении к ближнему. О единстве духовного мира и о величии святых.
О личном отношении человека к личному Богу. О любви к врагам.
Различение добра и зла. Путь Церкви. О различии христианской любви и о человеческой справедливости. Беседа с о.Спиридоном о непрерывности молитвы старца.
Об умном безмолвии и чистой молитве. О трех образах молитвы. О развитии помысла.
О развитии помысла. Антропологическая основа умного безмолвия. Опыт вечности.
Начало духовной жизни — борьба со страстями.
О видах воображения и о борьбе с ним.
О видах воображения и о борьбе с ним — продолжение. О прозорливости и видах ее.
О несозданном Божественном свете и образах созерцания его. О богоподобном бесстрастии. Органический путь к бесстрастию.
О мраке совлечения. О благодати и о рождаемом ею догматическом сознании
О духовных испытаниях.

Аудио

Предисловие

Часть первая. Жизнь и учения старца Силуана I. Детство и молодые годы Время военной службы Приезд на Святую Гору II. Монашеские подвиги III. Внешность и беседы старца IV. Учение старца О познании воли Божией О послушании О Священном Предании и Писании Об Имени Божием Мысли Старца: о растениях и животных О красоте мира О уподоблении человека Христу Об искании Бога Об отношении к ближнему О единстве духовного мира и о величии Святых О духовном видении мира О двух образах познания мира О признаках благодати и прелести Мысли о свободе О личном отношении человека к Личному Богу О любви к врагам Различение добра и зла Путь Церкви О различии христианской любви и человеческой справедливости Непрерывность молитвы Старца V. Об умном безмолвии и чистой молитве О трех образах молитвы О развитии помысла Сущность «безмолвия» В основе безмолвия лежит заповедь Христа: любить Бога всем умом и всем сердцем Антропологическая основа умного безмолвия Опыт вечности Начало духовной жизни – борьба со страстями VI. О видах воображения и о борьбе с ним VII. О прозорливости и видах ее VIII. О Несозданном Божественном свете и образах созерцания его О богоподобном бесстрастии О мраке совлечения IX. О благодати и о рождаемом ею догматическом сознании X. Духовные испытания XI. «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся» XII. О Слове Божием и о пределах возможностей твари О значении молитвы за мир Последнее слово XIII. Кончина старца XIV. Некоторые посмертные отзывы о старце Послесловие О комментариях игумена Никона Часть вторая. Писания старца Силуана Предисловие I. Скучание о Боге II. Слово о молитве III. О смирении IV. О мире V. О благодати VI. О воле Божией и о свободе VII. О покаянии VIII. О познании Бога IX. О любви X. Мы – чада Божии и похожи на Господа XI. О Божией Матери XII. О святых XIII. О пастырях О духовниках XIV. О монахах О монастырском экономе XV. О послушании XVI. О духовной войне Великая наука XVII. О помыслах и о прелести XVIII. Адамов плач XIX. Повествования о пережитом опыте и о некоторых встречах и беседах с подвижниками Отец Иоанн Кронштадтский Отец Стратоник Молодой монах Орел и петух Беседы с детьми Мысли об исходе Часть третья. Об основах православного подвижничества

Предисловие

ОТКРОВЕНИЕ о Боге говорит: «Бог есть любовь», «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Иоан. 4, 8, 1:5).

Как трудно нам, людям, согласиться с этим. Трудно потому, что и наша личная жизнь, и окружающая нас жизнь всего мира свидетельствуют, скорее, об обратном.

На самом деле, где же этот СВЕТ ЛЮБВИ ОТЧЕЙ, если все мы, подходя к концу своей жизни, вместе с Иовом в горечи сердца осознаем: «Лучшие думы мои, достояние сердца моего, разбиты. Дни мои прошли; преисподняя станет домом моим… где же после этого надежда моя?», и то, что от юности тайно, но сильно искало сердце мое, «кто увидит?» (Иов. 17, 11–15).

Сам Христос свидетельствует, что Бог внимательно промышляет о всей своей твари, что ни одна малая птица не забыта Им, что Он заботится даже об убранстве травы, и что о людях его забота еще и несравненно большая, что «у нас и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10, 30).

Но где же этот внимательный до последней мелочи промысл? Все мы подавлены зрелищем неудержимого разгула зла в мире.

Миллионы жизней, часто едва начавшихся, прежде, чем достигнуто самое осознание жизни, с невероятной жестокостью вырываются. Итак, зачем же дана эта нелепая жизнь? И вот, жадно ищет душа встречи с Богом, чтобы сказать ему:

«Зачем Ты дал мне жизнь? … Я пресыщен страданиями: тьма вокруг меня; зачем Ты скрываешься от меня? … Я знаю, что Ты благ, но почему Ты так безразличен к страданию моему?

Почему Ты так… жесток и беспощаден ко мне?

Я не могу Тебя понять!»

* * *

ЖИЛ НА ЗЕМЛЕ человек, муж гигантской силы духа, имя его Симеон. Он долго молился с неудержимым плачем: «помилуй меня»; но не слушал его Бог.

Прошло много месяцев такой молитвы, и силы души его истощились; он дошел до отчаяния и воскликнул: «Ты неумолим!» И когда с этими словами в его изнемогшей от отчаяния душе еще что-то надорвалось, он вдруг на мгновение увидел живого Христа: огонь исполнил сердце его и все тело с такой силой, что если бы видение продлилось еще мгновение, он умер бы.

После он уже никогда не мог забыть невыразимо кроткий, беспредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа, и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая.

О нем, этом свидетеле Божественной любви, предстоит нам слово.

Со времени Иоанна Богослова, за истекшие девятнадцать веков, прошли целые сонмы таких свидетелей, но сей последний особенно нам дорог потому, что он был нашим современником. Частое явление среди христиан – желание, вполне естественное желание видимых знамений нашей веры, иначе изнемогают они в своем уповании, а повествования о чудесах давно минувших дней в их сознании становятся мифом. Вот почему так важно повторение подобных свидетельств, вот почему нам так дорог этот новый свидетель, в лице которого было возможно видеть самые драгоценные проявления нашей веры. Мы знаем, что и ему поверят лишь немногие, как немногие поверили в свидетельство прежних Отцов: и это не потому, что свидетельство ложно, а потому, что вера обязывает к подвигу.

Мы говорим, что за девятнадцать веков христианской истории прошли целые сонмы свидетелей любви Христовой, и все же в необъятном океане человечества их так мало, они так редки.

Редки подобные свидетели потому, что нет подвига более трудного, более болезненного, чем подвиг и борьба за любовь: потому, что нет свидетельства более страшного, чем свидетельство о любви: и нет проповеди более возвышающей, чем проповедь любви.

Взгляните на жизнь Христа. Он пришел в мир, чтобы сообщить людям благовестие о вечной Божественной жизни, которое Он предподал нам в простых человеческих словах, в своих двух заповедях о любви к Богу и ближнему, и из евангельского повествования мы видим, каким искушениям подвергся Он от диавола, который сделал все, что мог, чтобы вынудить Христа хотя бы в чем-нибудь нарушить эти заповеди, и тем отнять у Него «право» давать их человеку.

Посмотрите, что было в пустыне (Мф. 4; Лк. 4). По ответам Христа мы видим, что там была борьба за первую заповедь, т. е. о любви к Богу. Победителя в этой борьбе – Христа, исшедшего на проповедь, диавол окружает атмосферой непримиримой убийственной вражды, преследуя Его на всех путях, но и тут не достигает он своей цели. Последние удары, нанесенные Христу: предательство ученика-апостола, общее отступление и неистовые крики облагодетельствованной толпы: «Распни, распни Его»; но и здесь побеждает любовь Христа, о чем Сам Он категорически свидетельствует: «Дерзайте, Я победил мир» и еще: «Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего».

Итак, диавол не смог отнять у Него право дать миру новую заповедь. Господь победил, и победа Его вечно пребывает, и уже никогда, и никто, и ничто не умалит этой победы.

Иисус Христос безмерно возлюбил мир: и эту любовь дано было действенно пережить Старцу Силуану, который и сам в ответ полюбил Христа и долгие годы провел в чрезвычайном подвиге за то, чтобы никто и ничто не отнял у него этого дара, и под конец жизни он мог бы, подобно великому Павлу, сказать: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?… Я уверился, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь, не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 35–39).

Остановившись на словах Апостола Павла, мы поймем, что так говорить он мог лишь пройдя через все эти испытания. И всякий, идущий вслед Христу, как показал опыт веков, проходит чрез множество испытаний.

Прошел чрез них и Старец Силуан.

Блаженный старец схимонах Силуан в течение сорока шести лет подвизался на Афонской горе в Русском монастыре Святого Великомученика Пантелеимона. В этом монастыре нам пришлось прожить около четырнадцати лет. В последние годы жизни Старца, с 1931 г. по день кончины его – 11/24 сентября 1938 г., просьбы вынудили нас написать его «житие». Задача для человека, не имеющего ни дара, ни опыта «писать», – нелегкая: но мы все же решаемся, потому что глубоко и искренно убеждены в том, что на нас лежит долг поведать людям об этом воистину великом человеке.

Настоящая книга по своему содержанию предназначается для узкого круга людей, интересы которых сосредоточены на христианском подвижничестве, и потому главной заботой нашей является не литературное искусство, а возможно более точный «духовный портрет» Старца.

Все наше внимание при общении с ним было поглощено его духовным обликом с единственной целью личной «пользы». Мы никогда не имели идеи писать его биографию, и потому многое, что, естественно, должно было бы интересовать биографа, нам осталось неизвестным. О многом мы обязаны умолчать потому, что это связано с людьми еще живыми. Мы приводим здесь лишь небольшое количество фактов из жизни Старца, рассказанных им по разным случайным поводам во время наших частых бесед или же услышанных нами от других подвижников Святой Горы, друзей Старца. Мы полагаем, что складность сведений о его внешней жизни не составит существенного недостатка нашего труда. Мы были бы вполне удовлетворены, если бы нам удалось хотя бы отчасти выполнить более важную задачу, а именно – нарисовать духовный образ Старца тем, которые не имели счастья непосредственного живого общения с ним. Насколько мы имеем возможность судить и поскольку нам приходилось соприкасаться с людьми, это был единственный бесстрастный человек, которого нам было дано встретить на нашем жизненном пути.

Теперь, когда его нет с нами, он представляется нам каким-то исключительным гигантом духа.

Когда Господь жил на земле, то смиренное явление во плоти закрывало от взоров людей Его подлинное Божественное величие, и лишь по Вознесении Господнем и по сошествии Святого Духа открылось умному взору учеников и Апостолов – Божество Христа.

Нечто подобное произошло с нами в отношении к Старцу Силуану. При жизни он был так прост и доступен, что при всем благоговении к нему, при всем сознании высокой святости этого мужа, мы все же не могли в полноте ощутить его величия, и лишь теперь, когда в течение целого ряда лет мы не встречаем на своем пути ничего равного, мы с опозданием начинаем понимать подлинное величие того, кого по непостижимому Промыслу Божию нам довелось так близко знать.

Иеромонах Софроний

Встречаются два основных типа икон преподобного Силуана Афонского: с профильным и фронтальным изображениями. В первом случае чаще всего преподобный Силуан молитвенно обращен к Иисусу Христу, изображенному обычно в небесной сфере или в облаке в левом верхнем углу иконы и благословляющему преподобного.

Из икон данного типа хотелось бы выделить две. Автором первой из них является известный русский иконописец, живший в Париже, Л. Успенский. Это самая ранняя икона преподобного Силуана.

Она была написана Успенским в конце 1950-х — начале 1960-х гг., почти за 30 лет до канонизации преподобного Силуана. Уже в те годы существовало народное почитание старца Силуана. Некоторые из живших тогда еще помнили старца Силуана лично, но большинство узнало о нем из книги отца Софрония, вышедшей достаточно большим тиражом в 1952 г. в Париже на русском языке. Оригинал иконы в настоящее время находится в Свято-Иоанно-Предтеченском монастыре в Эссексе, основанном архимандритом Софронием.

Данная икона стала прообразом икон преподобного Силуана подобного типа. Позднее Л. Успенский неоднократно писал авторские повторения этой иконы. Господь благословляющим жестом касается нимба преподобного Силуана (эта деталь является особенностью икон преподобного Силуана письма Л. Успенского).

Другая известная икона подобного типа была написана архимандритом Софронием (Сахаровым) специально для канонизации преподобного Силуана в конце 1980-х гг.

Она также хранится в Свято-Иоанно-Предтеченском монастыре в Эссексе. По сравнению с работой Успенского, икона о. Софрония выдержана в более ярких, насыщенных тонах. Для иконографии архимандрита Софрония характерно обилие коричневого и охристых (в изображении фона) цветов. Нимб преподобного обозначен тонкой красной линией. Архимандрит Софроний также написал аналогичные иконы с надписями на греческом и английском языках. В последнее время в подобной манере пишет ученица архимандрита Софрония иконописица монахиня Мария, насельница указанного выше монастыря.

Наиболее распространенной и почитаемой иконой данного типа в России является икона, написанная предположительно на Афоне в 80-х годах XX столетия. Она, в свою очередь, является списком с иконы, находящейся над мощами преподобного Силуана в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон. На лике преподобного Силуана видны следы слез, символизирующие слезную молитву преподобного Силуана за весь мир. Господь Иисус Христос благословляет преподобного Силуана из облака. Преподобный Силуан изображен на фоне Святой Горы Афон и Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, в котором подвизался преподобный. В нижней части иконы — надпись: БЛАЖЕННЫЙ СТАРЕЦЪ СИЛУАНЪ.

Из прочих икон данного типа хотелось бы выделить настенное изображение преподобного Силуана из Свято-Пантелеимонова монастыря.

Здесь преподобный Силуан обращен в коленопреклоненном молении к Господу Иисусу Христу, изображенному в облаке в правом верхнем углу иконы и благословляющему преподобного. Левая рука преподобного Силуана обращена ко Господу, в правой он держит свиток. Необычна надпись на свитке: О, БРАТЬЯ МОИ, ПРИПАДАЮ Я НА КОЛЕНИ И МОЛЮ ВАС: ВЕРУЙТЕ В БОГА, ВЕРУЙТЕ, ЧТО ЕСТЬ СВЯТОЙ ДУХ, В КОТОРОМ ВСЕ НЕБЕСА ВИДЯТ ЗЕМЛЮ, И СЛЫШАТ НАШИ МОЛИТВЫ, И ПРИНОСЯТ ИХ БОГУ . Имеется также надпись в верхней части иконописного изображения: ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦЪ СИЛУАНЪ. Образную систему иконы отличает живописное изображение на заднем плане Святой Горы Афон и Свято-Пантелеимонова монастыря.

На иконах второго типа дается фронтальное изображение преподобного Силуана. Особенно показательной иконой этого типа является образ, также написанный архимандритом Софронием к канонизации преподобного Силуана в конце 80-х гг. XX века.

Преподобный Силуан изображается в коричневой мантии, сколотой у подбородка, и в белой рясе. Особенностью иконографии архимандрита Софрония является глубокая складка на переносице преподобного Силуана и тени под глазами святого, передающие ощущение глубокого страдания преподобного Силуана в его молитве за весь мир (подобная манера письма характерна для изображения о. Софронием и других святых). Эта икона, как и предыдущая описанная нами икона о. Софрония, хранится в Свято-Иоанно-Предтеченском монастыре в Эссексе. Она находится в иконостасе монастырского храма во имя преподобного Силуана Афонского. Известно несколько авторских повторений этой иконы, а также аналогичные иконы с надписями на греческом и английском языках.

Александр Гуревич

ИКОНОГРАФИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ: СВИТОК СТАРЦА

ИКОНОГРАФИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО. ВТОРАЯ ЧАСТЬ: ДВА ОБРАЗА

ИКОНОГРАФИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО. ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ: ЖИТИЕ

ИКОНОГРАФИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО. ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ: НЕБЕСНЫЙ ПОКРОВИТЕЛЬ

Смотри также

У каждого человека есть хотя бы одна возможность в жизни доказать искренность своей веры к Богу, показать свою любовь к Нему и людям, но мы часто именно в этот …Иеросхидиакон Венедикт, грек по происхождению, жил на Святой Горе Афон более 70-ти лет. Он был очень образованным и высокодуховным иноком. Патриарх Константинопольский трижды присылал … Иеросхимонах Владимир (в миру Василий Васильевич Колесников) родился 27 июля 1851 года в селе Чудово Новгородской губернии. Его отец Василий и мать Евдокия скончались … 3 декабря 1888 года отошел ко Господу иеросхимонах Мина (Буданов) – многолетний секретарь афонского старца Макария (Сушкина), игумена Русского на … Никто никогда не слышал из его уст праздного слова. Отец Арсений часто был молчалив и задумчив, присутствующие при нем чувствовали, что он в сердце своем … Иеросхимонах Феодорит (в миру Федор Семенович Константинов) родился в 1856 году в крестьянской семье в селе Погожем Тимского уезда Курской губернии. Его мать звали … 4 ноября в Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре молитвенно почтили память Казанской чудотворной иконы Божией Матери, — сообщает корреспондент портала «Русский Афон». Иеросхимонах Герасим (в миру Глеб Петрович Попов) родился 24 июня 1859 года в крестьянской семье в селе Рожковеч Орловской губернии. Впоследствии семья его переехала …«Дорогой батюшка! Тяжело и горько нам живется, — писал будущий новомученик игумену Пантелеимонова монастыря. — Нет слов выразить Вам посетившей нас печали. Мы, … Схимонах Онисифор (в миру Онисим Карпович Ищенко) родился в 1872 году в крестьянской семье села Рубанское Брацлавскаго уезда Каменец-Подольской губернии. С детства он был молчаливым …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *